Научная статья на тему 'Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения иностранных языков'

Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимзянова И. И.

Внеаудиторная работа по иностранному языку предоставляет студентам неязыковых специальностей возможность более глубокого ознакомления с литературой, историей, культурой народа, язык которого они изучают. Снимая психологические барьеры, внеаудиторная работа делает трудоемкий процесс изучения иностранного языка интересным и радостным, расширяя общий и филологический кругозор студентов, способствуя билингвистическому и бикультурному развитию личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимзянова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular activities in a foreign language give students of non-linguistic specialities an opportunity of a deeper acquaintance with literature, history, culture of the people, whose language they study. Removing psychological barriers, Extracurricular activities make the labour-intensive process of studying the foreign language interesting and joyful, expanding the general and philological outlook of students, promoting bilingual and bicultural to development of the person of the future expert.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения иностранных языков»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

И.И.ГАЛИМЗЯНОВА

Казанский государственный технологический

университет

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Внеаудиторная работа по иностранному языку предоставляет студентам неязыковых специальностей возможность более глубокого ознакомления с литературой, историей, культурой народа, язык которого они изучают. Снимая психологические барьеры, внеаудиторная работа делает трудоемкий процесс изучения иностранного языка интересным и радостным, расширяя общий и филологический кругозор студентов, способствуя билингвистическому и бикультурному развитию личности будущего специалиста.

Extracurricular activities in a foreign language give students of non-linguistic specialities an opportunity of a deeper acquaintance with literature, history, culture of the people, whose language they study. Removing psychological barriers, Extracurricular activities make the labour-intensive process of studying the foreign language interesting and joyful, expanding the general and philological outlook of students, promoting bilingual and bicultural to development of the person of the future expert.

Изменившееся положение нашей страны на международной арене, выразившееся, прежде всего, в расширении и укреплении международных связей в сфере экономики, политики, образования и культуры, потребовало коренного пересмотра принципов преподавания иностранных языков в неязыковых вузах.

К сожалению, не всегда изучаемый на занятии иностранного языка материал находит применение в жизненной практике, и, на наш взгляд, именно внеаудиторная работа может стать дополнением к аудиторным занятиям, способствовать закреплению усвоенных студентами знаний, расширить их общий кругозор.

Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени студентов с целью их общего, нравственного и эстетического развития, расширяющего их общий и фило-

логический кругозор. Внеаудиторная работа решает эти задачи средствами самого иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения иностранному языку в вузе.

Хотя цели и задачи аудиторной и внеаудиторной работы совпадают, в содержании, организации и формах проведения между ними наблюдаются существенные различия. Они заключаются в следующем.

1. Добровольный, в отличие от обязательности учебной деятельности, характер участия студентов во внеаудиторной работе. Студенты сами решают вопрос об участии в тех или иных видах внеаудиторной работы (участие в олимпиадах, в научно-практических конференциях, в профильной лингвистической программе «English village -английская деревня»), прежде всего, в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, изучать иностранный язык дополнительно с определенной целью.

236 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175

2. Внеурочный характер занятий выражается в отсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения (например, местом проведения может быть профильный лингвистический лагерь на Черноморском побережье); с другой стороны, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеаудиторной работы осуществляется обычно в форме мероприятий, конкурсов стенных газет, викторин, концертов, сценок и т.п.

3. Существенным отличием внеаудиторной работы является и большая самостоятельность и инициативность студентов в ее выполнении. В отличие от учебной работы, где помощь преподавателя играет ведущую роль, во внеаудиторной работе студенты проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеаудиторных мероприятий, отвечающих их интересам и склонностям.

Несмотря на перечисленные выше различия между аудиторной и внеаудиторной работой, как уже отмечалось, прослеживается их органическая взаимосвязь.

Внеаудиторная работа опирается на работу в аудитории. Внеклассные занятия по иностранному языку основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностранного языка, поэтому важно, чтобы студенты пользовались этими навыками и умениями как можно более полно, одновременно совершенствуя и развивая их в соответствии с условиями и особенностями внеаудиторной работы, которая, таким образом, может оказать положительное влияние на учебную деятельность студентов в целом.

Профильная лингвистическая программа «English village - английская деревня», которая ежегодно проводится на Черноморском побережье, позволяет развивать, комбинировать и объединять учебную тематику в новых ситуациях общения и в новых темах во внеурочных мероприятиях, в основном, в пределах изученного языкового материала. Разумеется, введение определенного количества нового материала неизбежно и даже желательно, потому что это позволяет улучшить содержательную сторону речевой деятельности на иностранном языке и, тем самым, существенно обогатить индивидуально-речевой опыт студентов.

Вместе с тем, методически и психологически неоправданно перегружать внеклассные мероприятия большим количеством нового языкового материала, так как это снижает интерес студентов к такого рода занятиям в силу его трудности и недоступности, особенно для экспрессивных видов речевой деятельности студентов. Отсюда следует, что главная цель лингвистической программы «English village-английская деревня», проводимой в оздоровительном лагере «Приазовец» г.Анапа, - оздоровительная и только потом образовательная.

Вторым условием реализации органической связи аудиторной и внеаудиторной работы является заинтересованность студентов, информативность содержания, привлекательность форм работы.

Таким образом, в обучении иностранному языку в КГТУ сформировалась устойчивая практика компенсировать отсутствие естественной среды и потребности в общении на иностранном языке усилением коммуникативной направленности самого урока и внеаудиторной работы.

- 237

Санкт-Петербург. 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.