Научная статья на тему 'Лингвистический «Scrabble Club» как способ активизации процесса обучения английскому языку студентов неязыкового вуза'

Лингвистический «Scrabble Club» как способ активизации процесса обучения английскому языку студентов неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / СКРЭББЛ / СКРЭББЛ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзева Надежда Александровна

В данной работе рассматривается позитивное влияние внеаудиторных занятий на академическую успеваемость студентов по дисциплине «Иностранный язык» (английский), а так же развитие профессиональных компетенций в условиях технического вуза. В частности, проведенные автором исследования и практическая работа подтверждают, что такая форма внеаудиторной деятельности как «Scrabble Club» является перспективной и может эффективно использоваться в процессе обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобзева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвистический «Scrabble Club» как способ активизации процесса обучения английскому языку студентов неязыкового вуза»

РАЗДЕЛ III ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА

УДК 802.0:378.147.382(571.16)

ББКШ143.21-923

Кобзева Надежда Александровна

Старший преподаватель кафедры английского языка и технической коммуникации Института международного образования и языковой коммуникации, Томский политехнический университет, nadiatom@mail.ru, Томск

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ «SCRABBLE CLUB» КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Kobzeva Nadezda Alexsandrovna

Senior Lecturer of English Language and Technical Communication Department, Institute for International Education and Language Communication, Tomsk Polytechnic University, nadiatom@mail.ru, Tomsk

LINGUISTIC “SCRABBLE CLUB” AS A WAY OF ENHANCING ENGLISH LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

В контексте объективных реалий поликультурного мира языковая подготовка в системе высшего профессионального образования обеспечивает развитие таких способностей у будущих инженеров, которые дают им возможность использовать иностранный язык как инструмент общения не только в диалоге культур и цивилизаций современного мира, но и как средство научно-технического общения. Такие способности можно развить средствами иностранного языка (ИЯ) на основе формирования коммуникативной компетенции.

В Томском политехническом университете (ТПУ) процесс подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям, неразрывно связан с оптимизацией образовательных технологий обучения ИЯ, проведением научных исследований по методике преподавания ИЯ и внедрением их результатов в образовательную среду университета. Знание иностранного языка делает выпускников вуза конкурентоспособными и востребованными на международном рынке труда. Ежегодно сотни высококвалифицированных выпускников, получивших образование в ТПУ, устраиваются на

работу в транснациональных компаниях, международных исследовательских организациях.

Институт международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК), обеспечивающий подготовку по профессионально ориентированному иностранному языку бакалавров, специалистов и магистров Института физики высоких технологий (ИФВТ) и Института неразрушающего контроля (ИНК) ТПУ определяет своей приоритетной целью повышение качества языковой подготовки студентов университета, «развитие академической и научной деятельности в международном формате, развитие мультия-зыковой поликультурной, современной информационно-технологической среды, обеспечение толерантной поликультурной коммуникации» [1]. ИМОЯК - это ядро мультиязыковой поликультурной среды ТПУ, в которой как российские, так и иностранные студенты имеют возможность формирования уникальных профессиональных и коммуникативной компетенций, а также стать частью международного студенческого сообщества.

Проблема активизации учебного и внеучебного процессов в ИМОЯК постоянно находится в центре внимания педагогического коллектива. Учебная деятельность, воспринимаемая студентами как обязательная, но не всегда увлекательная и личиостно-значимая, может быть гармонично дополнена внеаудиторной работой. Процесс аудиторной и внеаудиторной работы со студентами должен приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал обоих субъектов образовательного процесса. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции, ведь диапазон приемов и способов интенсификации этих процессов весьма широк и разнообразен.

Важное место в системе внеаудиторных мероприятий кафедры английского языка и технической коммуникации (АЯТК) занимают всевозможные конкурсы (инсценированной песни на английском языке, конкурсы на лучший перевод стихотворения, на лучшую стенгазету, доклад, презентацию и др.), олимпиады. Осуществляются постановки спектаклей на английском языке, организуются экскурсии, проводятся тематические вечера, встречи и семинары со студентами-иностранцами, обучающимися в университете. Кроме того, студенты участвуют в международных форумах и программах, связанных с изучением и практическим использованием иностранного языка. Рабочий язык этих мероприятий - английский.

Таким образом, внеаудиторная деятельность и практические занятия предоставляют не только большие возможности для самореализации личности студента, но и, несомненно, эффективно влияют на качество учебных занятий, расширяя и углубляя знания, умения и навыки, в частности по дисциплине «Иностранный язык».

Особое место во внеаудиторной работе, на наш взгляд, должны занимать такие формы, как творческие объединения, лингвистические клубы, которые приобретают всё большую популярность в студенческой среде как зарубежных, так и российских вузов. Именно в рамках этой деятельности

происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, а так же культурное обогащение личности, развитие и углубление знаний. Вместе с другими современными формами организации внеаудиторной работы роль студенческих и преподавательских сообществ, основанных на совместной интеллектуальной деятельности, требует дальнейшего расширения и развития.

Данные обстоятельства обусловили актуальность рассматриваемой проблемы. Общеизвестно, что существующая в настоящее время практика обучения иностранным языкам в неязыковых вузах не всегда даёт желаемые результаты. Количество учебных часов, отданных на изучение иностранного языка в неязыковых вузах, всё-таки недостаточно, поэтому актуальна проблема создания условий активизации процесса обучения иностранному языку, например, через организацию внеаудиторной работы студентов.

Под внеаудиторной работой мы понимаем любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках рабочей программы, но не связанную напрямую с учебным процессом, направленную на формирование и развитие профессионально значимых качеств, способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний.

Анализ научно-педагогической литературы и источников интернета по данной проблеме позволяет сделать вывод, что деятельность студенческих клубов - важная составляющей внеучебной работы в вузе. Это отмечено в трудах JI. М. Ванюшкиной, М. Т. Громковой, И. Н. Айнутдиновой, В. В. По-лукарова, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина и др., в которых исследованы теоретические положения деятельности организаций и коллективов клубного типа [2-7]. Ряд зарубежных авторов, рассматривая формы и методы внеаудиторной деятельности, отмечают такую особенность форм организации досуга клубного типа в учебных заведениях, как их взаимосвязь с аудиторными занятиями [8; 9].

Одной из наиболее распространенных форм организации досуга является игра. Играют представители всех возрастов и социальных слоев. Игра универсальна, она является и формой проведения досуга, и институтом творчества, и средством развития и самореализации личности, средством обучения и самопознания, самоидентификации личности, игра объединяет людей, является механизмом группообразования [10].

Преподаватель вуза может в значительной степени помогать всестороннему развитию и образованию студентов, используя интеллектуальные игры во внеаудиторной работе. Такой игрой по праву может быть настольная лингвистическая игра «Scrabble». Игра «Scrabble» справедливо считается классикой настольных игр. «Игра в слова» или «Scrabble» (в переводе с английского, писать неразборчиво, писать как курица лапой) - так называется эта игра в мире настольных игр. Это чрезвычайно полезное занятие, способное не только обогатить словарный запас, совершенствовать грамматические знания, но и развить логическое, пространственное мышление, креативность и социальные качества играющих.

Созданная 60 лет назад американским архитектором Альфредом Баттсом, настольная лингвистическая игра «Scrabble» стала эффективным общепризнанным и увлекательным методом изучения английского языка во всём мире. Создателя игры Скрэббл Набоков называет гением («invented by some genius»), но не указывает его имени. Набоков был ровесником американского архитектора Альфреда Баттса (1900-1993).

Идея игры, поначалу названная «Лексикон», возникла у него еще в 30-е годы, в период Большой депрессии, когда у людей поневоле оставалось много времени для досуга. Баттсу удалось соединить повсеместную страсть к решению кроссвордов и игре в слова со свободой их самостоятельного подбора и возникающими по ходу анаграммами, с азартом и количественной оценкой успеха. На «раскрутку» игры на американском рынке досуга ушло 20 лет. Зато теперь, судя по Интернету, проводится даже первенство мира по Скрэбблу [11].

О популярности игры в образовательном пространстве факты говорят сами за себя. Во многих университетах мира созданы студенческие общества Scrabble Clubs. Например, на сайте «Scrabble Club» университета Кен-несо (Джорджия, США) сообщается: «Scrabble Club университета Кенне-со (Kennesaw State University) является зарегистрированной организацией студентов, созданной с целью помощи студентам расширить их словарный запас. Scrabble Club в тоже время является социальным образованием для организации досуга студентов всех национальностей, культур и групп» [12].

Создана и Всемирная организация Scrabble игроков на английском языке (The World English-language Scrabble Players’ Assocation, WESPA) в октябре 2003 года в Малайзии (Kuala Lumpur, Malaysia) [13].

Таким образом, преимущества и перспективы лингвистической игры «Scrabble» и созданных на её основе клубов признаны мировым сообществом знатоков, любителей и изучающих английский язык, а также преподавателями английского языка. Клубное движение «Scrabble» развивается. Игра становится предметом исследований, статей в научных журналах, где авторы, в основном преподаватели английского языка, признают её инструментом и аудиторных, и внеаудиторных занятий. Например, в США создана Школьная Scrabble Программа (School Scrabble Program) [14].

Следует отметить, что подобных программ в нашей стране пока нет. Во многих учебных заведениях лишь организованы лингвистические клубы, но на данный момент только в Томском политехническом университете работает «Scrabble Club», созданный в 2009 году. Членами этого клуба стали студенты университета, включая студентов-иностранцев из Вьетнама, Ганы, США, Кореи, Казахстана, Узбекистана, обучающихся в ТПУ, а также преподаватели вуза. На торжественном открытии «Scrabble Club» студент из Ганы выразил благодарность за возможность приобщиться к такой уникальной игре: «Несмотря на то, что мой родной язык английский, о существовании такой замечательной игры, как «Scrabble», я узнал только здесь, в Томском политехническом университете» [15].

«Вот что думают по поводу новой технологии обучения английскому языку преподаватели университета. Заведующая ресурсным центром Института кибернетики Т. И. Бутакова:

- Всех наших преподавателей со Scrabble познакомила Надежда Александровна. Это было около трех лет назад. Мы впервые играли с преподавателями в настольную игру на английском - было очень интересно. Что касается использования игры в учебном процессе, то почему бы и нет. Ведь это, по сути, слова, которые можно привязать к определенной теме и т. д. Я бы использовала Scrabble во внеаудиторной работе. Студенты могли бы играть в игру в свободное время в нашем центре. Во время перерывов между занятиями тоже можно это делать, а также в качестве “раскачки” после каникул, праздников, чтобы подготовить ребят к серьезной работе. А вообще, Scrabble, на мой взгляд, это нечто мотивирующее, побуждающее и развивающее интерес к языку через игру» [15].

Для оптимизации процесса обучения английскому языку, формирования значимой для будущих инженеров гуманитарной составляющей в ИМОЯК разработан «Авторский Scrabble Club проект по организации аудиторной и внеаудиторной работы: Лингвистический “Scrabble Club”». Участниками действующего проекта стали преподаватели кафедры АЯТК ИМОЯК ТПУ, сотрудники ресурсного центра языковой подготовки, студенты ИНК и ИФВТ. Цель проекта предусматривает следующее:

- развить у студентов способность использовать английский язык как инструмент общения в диалоге социокультур и цивилизаций современного мира;

- научить студентов практически использовать языковые знания и коммуникативные умения, полученные в игре;

- расширить лексический запас английского языка за счет введения новой лексики и речевых клише;

- помочь оценить свои знания и возможности в английском языке;

А также определены задачи:

- обогатить знания студентов о словарном многообразии английского языка за счет активного использования различного рода словарей во время игры (dictionary skills);

- сформировать языковые навыки, а именно: орфографию и правописание (spelling), лексику (vocabulary) в процессе словосложения;

- развить креативное воображение, пространственное мышление (spatial relations skills), навыки критического и логического мышления (thinking skills), математические способности (math) как компетенции, необходимые в профессиональной сфере инженера;

- сформировать навыки совместной деятельности, координации работы в коллективе (social and personal skills), толерантности в отношении к другим участникам игры за счёт учебного сотрудничества при выполнении коллективных познавательно-поисковых ходов игры;

- развить умения устного общения в процессе обсуждения вариантов сложения слов, расположения их на игровой доске, стратегии и тактики игрового процесса;

- повысить уровень межкультурной коммуникативной компетенции в процессе Scrabble турниров со студентами-иностранцами;

- использовать английский язык для самообразования;

- стимулировать познавательный интерес студентов.

В ходе осуществления проекта сформирован Совет «Scrabble Club», распределены обязанности между его членами. В формате клуба проводятся творческие игры в студенческих группах, локальные соревнования (внутри группы, между группами одного факультета, между институтами) и международные турниры с участием студентов из других стран, которые обучаются в университете.

Для анализа и контроля деятельности клуба разработаны регистрационные документы: журнал регистрации членов клуба, протокол игры (Score Sheet), где фиксируются количество набранных очков и составленные слова. Только за 2009-2010 учебный год в турнирах приняли участие более 240 студентов и преподавателей, проведено 25 семинаров с обсуждением итогов состязаний.

Итог работы «Scrabble Club» ярко описывает выпускница ТПУ в статье, опубликованной в университетской газете «За кадры»: «Наша первая встреча с этой увлекательной игрой была радостной просто от самого факта разнообразия классического скучного урока нестандартным подходом преподавателя. Аналог русского «Эрудита» Scrabble показался нам замечательной альтернативой зазубриванию слов - ведь подлинный азарт, с которым игроки придумывают (вспоминают, находят в словаре) очередное слово, -по-настоящему яркая эмоция, помогающая действительно запоминать и пополнять свой словарный запас. Однако множество открытых турниров, проводимых между преподавателями-лингвистами и студентами технических специальностей, показали, что последние побеждают несколько чаще. Это несоответствие наводит на мысль, что игра активизирует не только ту часть мозга, что отвечает за накопление знаний, но и задействует тактические навыки и логическое мышление, которые у технарей-студентов зачастую развиты больше, чем трудолюбие, необходимое для запоминания.

«Сегодня наша группа - это коллектив инженеров-физиков, и обучение в ТПУ для большинства из нас закончилось. 4 марта 2010 года мы в последний раз пришли на урок английского языка, чтобы снова сыграть в Scrabble: теперь на встрече, кроме нашей группы, присутствовали команды преподавателей и студентов первого курса, игру даже освещали журналисты телекомпании ТВ-2. Годы идут, а атмосфера на игре остается прежней: азарт и соперничество, дух товарищества и простор для творчества. Scrabble определенно сближает!» [16].

Методами наблюдения и бесед установлено, что студенты групп, активно принимающих участие в соревнованиях, легче устанавливали межличност-

ные контакты, быстрее вырабатывали коллективные решения и без особых усилий преодолевали трудности общения со студентами-иностранцами на изучаемом английском языке. Кроме того, их словарный запас интенсивно обогащался, что подтвердил анализ протоколов игр (Score Sheets). Результаты экзаменационной сессии показали положительную динамику именно у студентов, регулярно принимавших участие, как в проводимых внеаудиторных занятиях, так и в турнирах «Scrabble Club».

Важным практическим итогом стал и выход в международное образовательное пространство: многие студенты установили контакты с игроками Британской Ассоциации Игроков Scrabble (Association of British Scrabble Players, ABSP), Scrabble Club Кембриджского Университета; Национальной Ассоциацией Scrabble (National Scrabble Association, NSA) США.

На основе общего интереса к изучаемому языку и прагматической цели повысился уровень владения английским языком, в условиях университетского лингвистического клуба студенты-члены «Scrabble Club» ТПУ имеют возможность реальной практики и развития языковых, профессиональных и личностных компетенций.

Таким образом, вышеизложенные факты и результаты анализа работы «Scrabble Club» показывают, что эта форма внеаудиторной работы в техническом вузе является действенным и эффективным приемом в обучении английскому языку.

Получаемая в процессе изучения иностранного языка, как в аудиторной форме, так и в во внеаудиторной («Scrabble Club»), социокультурная информация и практика неформального общения дают студентам возможность активно участвовать в процессе формирования межкультурной коммуникации, осваивать национальные культуры, адаптироваться в другом социуме, выбирать нужные социальные роли, совершенствовать языковые знания.

Это способствует успешному освоению выпускниками вуза внутрикорпоративной культуры, деловому сотрудничеству, установлению взаимовыгодных партнерских отношений в целях достижения профессионального роста.

В этом контексте лингвистическая настольная игра «Scrabble», как компонент современной образовательной технологии “Edutainment” (education+entertainment), обладает своими потенциальными возможностями в формировании межкультурной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза в процессе изучения английского языка.

Анализ, практика и результаты работы «Scrabble Club» в ИМОЯК позволяют сформулировать следующие выводы:

• студенческий лингвистический Scrabble клуб формирует лингвистическую, когнитивную и межкультурную коммуникативную компетенции и представляет собой специально организованное поликультурное пространство образования и досуга;

• включенность студентов в такую форму внеаудиторного занятия обеспечивает позитивную динамику показателей уровня их языковой образо-

ванности, толерантности, готовности к диалогу культур, высокому уровню коммуникативной компетентности, овладению эмпатическими способностями.

Кроме того, такая внеучебная активность позволяет сделать жизнь студентов более разнообразной и насыщенной.

Из вышеизложенного становится очевидным, что интеллектуальная настольная игра «Scrabble » может занять в практике обучения английскому языку достойное место, так как, в отличие от многих традиционных приемов обучения, значительно ориентирована на формирование профессионально значимых качеств личности современного инженера.

Библиографический список

1. Комплексная программа развития Института международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК) обсуждена и принята к исполнению на заседании Ученого совета ИМОЯК. Протокол № 1 от 29.01.2008 г.

2. Ванюшкина, JI. М. Внеаудиторное образование - путь в новое образовательное пространство [Текст] / JI. М. Ванюшкина. - СПб.: СПб АППО, 2003. -223 с.

3. Громкова, М. Т. Андрагогика теория и практика образования взрослых / [Текст]/ М. Т. Громкова. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.

4. Айнутдинова, И. Н. Студенческие клубы учащейся молодежи в США как фактор их социального воспитания дис. .. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Н. Айнутдинова. - Казань, 2004. - 177 с.

5. Полукаров, В. В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся дис. д. пед. наук: 13.00.01/ В. В. Полукаров. - М., 1994. - 405 с.

6. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга/ [Текст] / Ю. А. Стрельцов. - М. Московский государственный университет культуры и искусств, 2002. - 185 с.

7. Триодин, В. Е. Клуб и свободное время /[Текст] / В. Е. Триодин. - М. Про-физдат, 1984. - 135 с.

8. Rachel Hollrah Extracurricular Activities Retrieved January 18, 2011, from http://www.public.iastate.edu/~rhetoric/105H17/rhollrah/cof.html

9. Kimiko Fujita The Effects of Extracurricular Activities on the Academic Performance of Junior High The Master’s College Retrieved January 18, 2011, from http://www.kon.org/urc/v5/fujita.html

10. Тобенгауз, П. М. Интеллектуальные игры в вузе как средство развития личности студента // URL: www.ssa-rss.ru/files/File/KomitetyROS/Obrazovanie/ Tobengauz.pdf

11. Голубовский, М. Диаграммные вариации: состукивание слов [Текст] / электронная версии журнала “Вестник / 2003. - № 24 - URL: http://www.vestnik.com/ issues/2003/ 1126/koi/golubovsky.htm Retrieved January 18, 2011

12. URL: http://scrabbleclub.org.ohio-state.edu/about.htm Retrieved January 18, 2011

13. URL: http://www.wespa.org/index.shtml Retrieved January 18, 2011

14. URL: http://www2.scrabble-assoc.com/main.asp?id=l

15. Богомазова, JI. Что общего между Бараком Обамой, Елизаветой II и студентами ТПУ? [Текст] / газета «За кадры» / 2009 - № 7 (3297)

16. Савкина, К. Что общего между студентами ТПУ и студентами Кембриджского университета? [Текст] / газета За кадры / 2010. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.