Научная статья на тему 'Роль лингвистического клуба в формировании иноязычной коммуникативной компетентности'

Роль лингвистического клуба в формировании иноязычной коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕРОПРИЯТИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCY / LINGUISTIC CLUB / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / FOREIGN LANGUAGES / FOREIGN LANGUAGES EVENTS / PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Анна Александровна, Сергеева Ольга Владимировна

В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза в процессе участия в работе лингвистического клуба на примере клуба «Intelligent» Ивановского государственного энергетического университета. Обоснованы педагогические условия и методические принципы образования клуба. Доказывается, что структура и вариативность форм организации работы языкового объединения способствуют развитию ключевых компонентов иноязычной коммуникативной компетентности: языковой, речевой, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной компетенций. Авторы приходят к выводу, что языковой клуб является важной составляющей обучения иностранному языку в неязыковом вузе, так как дает возможность студентам разного уровня проявить себя, содействует повышению мотивации к изучению предмета и раскрытию творческого потенциала участников. В процессе подготовки к мероприятиям развиваются также профессиональные и личностные компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Анна Александровна, Сергеева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of a linguistic club in the foreign language communicative competency development

The article deals with the process of foreign language communicative competency development at a technical university within the work of the linguistic club "Intelligent" of Lenin Ivanovo State Power Engineering University. The pedagogic conditions and methodological principles are explained. It is proved that the structure and variation of the linguistic club activities promotes development of the key components of foreign language communicative competency: linguistic, verbal, sociolinguistic, sociocultural, strategic, discursive competences. It is concluded that the linguistic club is an important component of teaching a foreign language at a technical university as it gives the opportunity for improvement for students of different levels, contributes to students' raising foreign language learning motivation and creative potential realisation. During the preparation for the events students' professional and personal competences are also developed.

Текст научной работы на тему «Роль лингвистического клуба в формировании иноязычной коммуникативной компетентности»

DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-178-182 УДК 378:811

Егорова Анна Александровна

кандидат филологических наук, доцент

Сергеева Ольга Владимировна

доцент

Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина

mystery7@inbox.ru, ov-sergeeva@mail.ru

РОЛЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КЛУБА В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза в процессе участия в работе лингвистического клуба на примере клуба «Intelligent» Ивановского государственного энергетического университета. Обоснованы педагогические условия и методические принципы образования клуба. Доказывается, что структура и вариативность форм организации работы языкового объединения способствуют развитию ключевых компонентов иноязычной коммуникативной компетентности: языковой, речевой, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной компетенций. Авторы приходят к выводу, что языковой клуб является важной составляющей обучения иностранному языку в неязыковом вузе, так как дает возможность студентам разного уровня проявить себя, содействует повышению мотивации к изучению предмета и раскрытию творческого потенциала участников. В процессе подготовки к мероприятиям развиваются также профессиональные и личностные компетенции обучающихся.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетентность, лингвистический клуб, внеаудиторная деятельность, иноязычное образование, мероприятия на иностранном языке, профессиональные и личностные компетенции.

Владение одним или несколькими иностранными языками, безусловно, является одной из предпосылок профессионального успеха и залогом конкурентоспособности на рынке труда в современном обществе. Языковая подготовка в системе высшего профессионального образования должна обеспечивать развитие таких способностей студентов, которые дают им возможность использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, а также в сфере профессиональной коммуникации. Изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК). В педагогической литературе выделяются следующие ключевые компоненты ИКК - языковая, речевая, социолингвистическая, социокультурная, стратегическая, дискурсивная [2, с. 84].

В практике преподавания достижению цели формирования компетентности в указанном объеме при подготовке бакалавров в неязыковом вузе препятствуют определенные трудности:

1) небольшое количество аудиторных часов на дисциплину, выделение которых приходится, как правило, на 1 и 2 семестры обучения;

2) разный школьный уровень подготовки по дисциплине,

3) укрупнение групп по изучению иностранного языка и др.

Количество аудиторных занятий по иностранному языку варьируется в пределах 1-2-3 в неделю с распределением по семестрам в первый год обучения. Студенты поступают в учебное заведение с крайне разным уровнем освоения иностранного языка по школьной программе, так как поступление в неязыковой вуз не предполагает контроля уровня владения иностранным языком. Соответ-

ственно степень мотивации к изучению предмета также различна. В группах занимается, как правило, 13-15 студентов, многие из которых на первом этапе получения высшего образования абсолютно не верят в объективную будущую возможность применения языковых навыков на практике, а другим студентам трудно преодолеть барьер неудач по предмету, пережитых ранее.

Таким образом, перед преподавателем иностранного языка в неязыковом вузе стоит важнейшая задача - создать такие психолого-педагогические условия, при которых у студентов появится заинтересованность и желание изучать иностранный язык, вера в практическую применимость дисциплины и успех. Реализация решения этой задачи может осуществляться не только в рамках аудиторных занятий, но и путем вовлечения студентов во внеаудиторную деятельность.

Внеаудиторной деятельностью (внеаудиторной работой) считается, как правило, деятельность студентов, реализуемая в учебном процессе, организованная преподавателем, но не связанная непосредственно с учебными планами и аудиторными занятиями, однако направленная на формирование и развитие профессионально значимых качеств и способствующая их личностному развитию, расширению кругозора и углублению профессиональных знаний. Вслед за Н.И. Холод и О.С. Егоровой, в рамках данной статьи мы считаем внеаудиторной деятельностью (внеаудиторной работой) студентов педагогически целесообразную организацию их свободного времени, которая не только обеспечивает приобретение ими знаний, навыков и умений по иностранному языку, но и способствует развитию личностных качеств, реализации их склонностей и способностей [7, с. 109].

178

Вестник КГУ 2019

© Егорова А.А., Сергеева О.В., 2019

Успешная организация внеаудиторной работы по иностранному языку проводится с соблюдением определенных условий и реализацией определенных методических принципов.

Основными условиями реализации эффективной внеаудиторной работы, по мнению педагогов, являются следующие: добровольность участия студентов; сочетание собственной инициативы студентов с направляющей ролью преподавателя; увлекательность и новизна форм работы; тщательная подготовка всех мероприятий; наличие целевой установки на каждом мероприятии [1, с. 33]. Только осознавая значимость и цель предлагаемой работы, будучи заинтересованным, понимая свою роль в мероприятии, студент сможет успешно выполнить задание, что приведет к совершенствованию его языковых навыков и умений.

Учет следующих наиболее значимых методических принципов, выделяемых в педагогической литературе, также является предпосылкой эффективной организации внеаудиторной работы, а именно, принципа связи с жизнью, принципа учета психовозрастных особенностей студентов, принципа коммуникативной активности, принципа учета уровня языковой подготовленности студентов и принципа межпредметных связей [7, с. 111]. Синтезируя решение реальных жизненных задач и использование в этом процессе иностранного языка, а также учитывая психологическое состояние и интересы первокурсников, преподаватель - организатор внеаудиторной работы значительно повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка. При планировании конкретного внеаудиторного мероприятия задания распределяются между участниками, принимая во внимание уже приобретенные ими навыки, то есть реализуется личностно-ориентированный подход, что также помогает усилить желание выполнить предлагаемое задание. При условии достижения в ходе выполнения задания определенных целей не только по иностранному языку, но и овладение информацией, важной и полезной для других дисциплин, изучаемых в вузе, студент выполняет задание с большим интересом.

Внеаудиторная деятельность по иностранному языку может осуществляться в различных формах, быть индивидуальной и массовой. Массовые формы (конкурсы, олимпиады, вечера, дебаты, круглые столы и другие) позволяют вовлечь во внеаудиторную иноязычную деятельность целые группы, курсы, а иногда и весь университет. Кроме того, массовые формы внеаудиторной деятельности экономичны по времени и удачно сочетаются с общим учебно-воспитательным процессом. Такие мероприятия могут быть эпизодическими и постоянными [7, с. 109].

Как показывает практика организации внеаудиторной деятельности, одним из успешных видов

постоянной массовой работы является организация клуба. Именно эта форма работы позволяет развивать у студентов все компоненты ИКК.

Рассмотрим принципы работы студенческого лингвистического клуба Ивановского государственного энергетического университета.

Созданию языкового клуба в энергетическом университете способствовало появление объединенного совета обучающихся, который включает в себя студенческие сообщества различных направлений. Их целью является профессиональная адаптация обучающихся и повышение их профессиональных компетенций. Студенческие объединения вуза помогают обучающимся наиболее полно реализовать свой потенциал, формируют умение работать в команде, способствуют расширению кругозора и получению новых знаний и умений. Клуб - одна из форм объединения студентов с общими интересами в конкретной области, предполагающая регулярные встречи, для совместного обсуждения поставленного вопроса или актуальной проблемы. В клубе сформирован постоянный актив, который организует и проводит встречи и мероприятия, а основной состав может постоянно меняться в зависимости от темы. Такая форма студенческого объединения является наиболее подходящей для занятий иностранным языком внеурочно. Языковые клубы создают условия для развития творческих способностей студентов, для общения, самовыражения и, кроме того, предоставляют студентам возможность для творческого отдыха [5, с. 106].

Лингвистический клуб (ЛК) «Intelligent» был создан на базе кафедры иностранных языков ИГЭУ в 2012 году. «Intelligent» является общественным объединением студентов университета, проявляющих интерес к изучению английского языка. Основной целью ЛК университета является содействие повышению качества профессиональной подготовки специалистов, создание условий для развития научного творчества обучающихся, активизация интереса студентов вуза к изучению иностранных языков, обеспечение необходимого уровня поликультурной образованности студентов. Клуб имеет основополагающий документ, регламентирующий его деятельность и утвержденное администрацией учебного заведения положение.

Непосредственное руководство ЛК осуществляет руководитель, который переизбирается советом клуба каждые 2-3 года. Руководителем выбирают студента 1 или 2 курса. Куратором клуба является преподаватель кафедры иностранных языков ИГЭУ. Управление осуществляет его актив, состоящий из числа наиболее активных постоянных членов. Актив клуба во главе с его руководителем ведет подготовку к заседаниям, организует мероприятия согласно плану ЛК, ведет работу по привлечению новых членов клуба.

Формы и методы организации деятельности непосредственно в рамках клуба «Intelligent» выбраны исходя из формируемых компетенций ИКК. Опыт работы в языковом клубе показал, что вариативность форм организации работы языкового объединения способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка, повышает степень участия во внеаудиторной деятельности, способствует формированию профессиональных компетенций, помогает раскрыть потенциал обучающихся с разных сторон. Деятельность клуба планируется заранее, в начале каждого учебного семестра. План утверждается объединенным советом обучающихся вуза.

В рамках деятельности ЛК действует принцип сочетания индивидуальной, групповой и массовой формы работы. Данный принцип основан на хорошем знании преподавателями контингента обучающихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой [3, с. 142].

Индивидуальная работа проводится с отдельными студентами. В первую очередь с руководителем клуба, с которым куратор обсуждает план работы ЛК, распределение обязанностей среди членов актива, организацию заседаний, содержание встреч, подготовку мероприятий. Лидер клуба проводит заседания на иностранном языке. Он отчитывается о каждом заседании или мероприятии ЛК перед советом обучающихся. Таким образом, студент, избранный руководителем, несёт

наибольшую ответственность. Индивидуальная работа проводится также с активом клуба, члены которого также участвуют в организации заседаний и встреч. Степень их участия зависит от вида деятельности. Для заседания-дискуссии или круглого стола ребята имеют возможность продумать тему для обсуждения, подготовить материал для реализации. Они могут выбрать игровую форму встречи, к которой заранее ищут материал, обдумывают организацию самой игры. На заседаниях ребята могут продемонстрировать презентации, например, на тему праздника или обсуждаемой в дискуссии проблемы. Презентация может быть в форме квеста, викторины, «Своей игры». Куратор клуба проводит индивидуальную работу с членами актива, контролирует подготовку к встречам, согласует план и организацию. Деятельность такого рода формирует организаторские способности, раскрывает творческий потенциал, расширяет кругозор, углубляет знания иностранного языка.

Групповая форма работы подразумевает участие руководителя, членов актива и других резидентов «Intelligent» в круглых столах, встречах с иностранными студентами, подготовке инсценировок, выступлении на конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх, как на вузовском уровне, так и на городском. Следует отметить, что групповая форма работы более всего увлекает студентов. Она способствует их раскрепощению, организованности, повышению интереса к иностранному языку, развивает их коммуникативные способности, умение работать в команде.

Таблица 1

Виды работы языкового клуба «Intelligent»

Вид и цель деятельности Форма организации деятельности Название и дата мероприятия (за период 2014-2018 гг.)

1. Познавательная Расширяет кругозор, мотивирует студентов к обучению, способствует интеллектуальному развитию. Конкурсы, олимпиады, учебные конференции, интеллектуальная игра. - Викторина по страноведению (апрель, 2014, 2015, 2018); - Международная конференция «Энергия» (апрель, 2014-2018 гг.); - Boys vs Girls (19.03.2015); - Мозгобойня на английском языке (20.11.2018); - Inventions and innovations (19.12.2017, 20.12.2018)

2. Общественная Содействует социализации студентов, включает их в обсуждение проблем общества, способствует преодолению языкового барьера. Встречи с носителями языка, круглый стол, дискуссия, дебаты. - Заседания клуба, встречи с носителями языка (в течение года); - Языковой агрегатор UrboLingvo 2018 (май)

3. Художественная Развивает потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, раскрывает творческий потенциал. Песенные конкурсы, инсценировки, художественные конкурсы, посещение театральных постановок на иностранном языке, фестивали, праздники. - Karaoke battle (19.12.2014); - Music fight (29.05.2015); - Европейский день языков (2014-2018); - Oscar (19.05.16)

4. Свободное общение Стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык, организует полезный досуг студентов. Встречи, заседания клуба, круглые столы, праздники, дни рождения. - Заседания клуба, встречи с носителями языка (в течение года); - Christmas fest (17.12.15, 23.12.2016); - Halloween (октябрь 2014-2018); - April Fool's Day (01.04.16, 01.04.18)

180

Вестник КГУ 2019

Массовые формы работы имеют эпизодический характер. Члены актива самостоятельно организуют мероприятия на иностранном языке на базе вуза. Такие мероприятия могут проходить на городском уровне, когда приглашаются участники из других вузов. Члены клуба могут выступать как в роли ведущих, так и участников мероприятия. Массовые формы работа также формируют организаторские способности, расширяют творческий потенциал и повышают уровень языковой культуры.

Исходя из классификации видов и форм воспитывающей деятельности, которые определяет В.А. Сластенин [2, с. 72], можно выделить следующие виды внеаудиторной работы, которые практикуются в рамках языкового клуба «Intelligent».

Каждый вид внеаудиторной работы нацелен на формирование того или иного компонента ИКК. Языковая, или лингвистическая, компетенция подразумевает владение знаниями о лексике, грамматике, фонетике языка. Знания, полученные на плановых занятиях по иностранному языку, активизируются и закрепляются на внеаудиторных мероприятиях клуба. Участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, учебных конференциях подразумевает знание языковых средств, закрепляет умение ими пользоваться в устной или письменной форме.

Речевая компетенция является релевантной составляющей ИКК. В рамках работы языкового клуба умение осуществлять речевую деятельность развивается во всех видах деятельности. Практика иноязычной речи, преодоление языкового барьера - основные задачи ЛК Intelligent. Безусловно, наиболее эффективной формой развития речевых способностей участников клуба является свободное общение (неформальные встречи, круглые столы, дебаты).

Формирование социолингвистической компетенции происходит, в основном, в процессе общественных мероприятий (встреч с иностранцами, участие в дискуссиях, выступлениях).

Изучение языка напрямую связано с культурой страны. Понимание особенностей культуры стран изучаемого языка способствует преодолению языкового барьера, свободному межкультурному общению. Поэтому формирование социолингвистической компетенции так же является задачей внеаудиторной работы по иностранному языку. Приобщение к культуре другой страны происходит на лингвострановедческих викторинах, в общении с носителями языка, мероприятиях, посвященных музыке и кино, встречах клуба, связанных с праздниками другой страны (Halloween, Christmas, Valentine's day и др.).

Участие в языковом клубе также формирует стратегическую и дискурсивную компетенции. В ходе свободного общения, либо дискуссии или монологического выступления совершенствуются

навыки и умения организации речи, умение выстраивать её логично, последовательно и убедительно, ставить задачи и добиваться поставленной цели [5, с. 9].

Следует отметить, что разнообразие видов внеаудиторной деятельности стимулирует интерес учащихся к участию в работе языкового клуба, дает возможность проявить себя студентам разного уровня, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет создать обстановку реального общения и применения иностранного языка на практике, обеспечивает необходимые условия для их профессионального роста. Наряду с развитием ИКК, в процессе подготовки к мероприятиям происходит формирование важных профессиональных компетенций: способность работать в команде, умение рационально использовать информационные технологии, способность к проектной деятельности, владение техникой публичного выступления, умение выражать свои мысли. Среди личностных компетенций, формируемых в процессе той или иной деятельности, следует отметить умение принимать решения, самоорганизацию, развитие творческого мышления, интеллекта, познавательных способностей.

В заключение хотелось бы отметить, что опыт работы клуба «Intelligent» всецело подтверждает важность деятельности языкового клуба в неязыковом вузе. Лингвистический клуб способствует формированию ключевых компонентов иноязычной коммуникативной компетентности, является способом полезного проведения досуга студентов, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, повышает их уровень образованности, готовности к диалогу культур.

Библиографический список

1. Виноградова Л.В., Преснякова Н.А. Внеаудиторная работа по английскому языку в неязыковых вузах: концепция учебно-методического пособия // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. -2013. - № 2 (16). - С. 31-39.

2. Воронова Л.С., Маевская А.Ю. Ключевые компетенции в структуре иноязычной коммуникативной компетентности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - № 1. - С. 80-85.

3. Методика воспитательной работы / Л. А. Бай-кова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. -144 с.

4. Пашкова А.В., Солодовникова О.В. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4 (22): в 2-х ч. Ч. I. - C. 142-147.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранного языка - М.: Просвещение, 2003. - 239 с.

6. Холод Н.И. Организация языкового клуба в рамках изучения иностранных языков // Язык. Культура. Образование: сб. материалов междунар. науч. конф. «Чтения К. Д. Ушинского». - Ярославль Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - С. 103108.

7. Холод Н.И., Егорова О.С. Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. Том II: Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 4. -С. 108-113.

References

1. Vinogradova L.V., Presnyakova N.A. Vneauditornaya rabota po anglijskomu yazyku v neyazykovyh vuzah: koncepciya uchebno-metodicheskogo posobiya // Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tekhnologii. -Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 2 (16). - S. 31-39.

2. Voronova L.S., Maevskaya A.YU. Klyuchevye kompetencii v strukture inoyazychnoj

kommunikativnoj kompetentnosti // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. - 2015. - № 1. - S. 80-85.

3. Metodika vospitatel'noj raboty / L.A. Bajkova, L.K. Grebenkina, O.V. Еremkina i dr.; pod red. VA. Slastenina. - M.: Akademiya, 2002. - 144 s.

4. Pashkova A.V., Solodovnikova O.V Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov v ramkah vneauditornoj deyatel'nosti na inostrannom yazyke // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. -2013. - № 4 (22): v 2-h ch. CH. I. - C. 142-147.

5. Solovova Е.К Metodika obucheniya inostrannogo yazyka - M.: Prosveshchenie, 2003. -239 s.

6. Holod N.I. Organizaciya yazykovogo kluba v ramkah izucheniya inostrannyh yazykov // YAzyk. Kul'tura. Obrazovanie: sb. materialov mezhdunar. nauch. konf. «CHteniya K.D. Ushinskogo». -YAroslavl' Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2012. - S. 103-108.

7. Holod N.I., Еgorova O.S. Formy i metodicheskie principy organizacii vneauditornoj deyatel'nosti studentov po inostrannomu yazyku // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom II: Psihologo-pedagogicheskie nauki. - 2014. - № 4. - S. 108-113.

Вестник КГУ 2019

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.