Научная статья на тему 'Роль современной образовательной технологии «Edutainment» в формировании межкультурной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза в процессе обучения английскому языку (на примере лингвистической настольной игры «Scrabble»)'

Роль современной образовательной технологии «Edutainment» в формировании межкультурной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза в процессе обучения английскому языку (на примере лингвистической настольной игры «Scrabble») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ «EDUTAINMENT» / НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «SCRABBLE»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзева Надежда Александровна

В соответствии с современными требованиями к подготовке выпускников технических специальностей меняются как отношение студентов к изучению английского языка, так и подходы к его преподаванию относительно формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущих инженеров. В данной работе рассматривается роль интеллектуальной настольной игры «Scrabble» как пример практикуемой автором технологии «Edutainment» в улучшении качества подготовки студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль современной образовательной технологии «Edutainment» в формировании межкультурной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза в процессе обучения английскому языку (на примере лингвистической настольной игры «Scrabble»)»

11. Сысоев, П, В. Языковое поликультурное образование. [Текст] / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2006. — № 4. — С. 2-14.

12.Щукина, Г. И. Социально-педагогические приоритеты современности [Текст] / Г. И. Щукина // Советская педагогика. - 1991. -■ № 1. - С, 50-54.

УДК 802.0:378.147.382(571.16)

Кобзееа Надежда Александровна

Старший преподаватель кафедры европейских языков Института международного образования и языковой коммуникации Томского политехнического университета, [email protected], Томск

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «EDUTAINMENT» В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ «SCRABBLE»)

Kobzeva Nadezhda Aleksandrovna

Senior teacher at the chair ofEuropean languages, the Institute of international education and language communications of the Tomsk polytechnical university, [email protected], Tomsk

THE ROLE OF «EDUTAINMENT» EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN FORMATION OF THE INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TECHNICAL COLLEGE GRADUATES. THE USE OF LINGUISTIC BOARD GAME «SCRABBLE» IN THE COURSE OF TRAINING ENGLISH.

Социально-экономические, политические изменения, происходящие сегодня в России, а также развитие деловых международных контактов, интеграция страны в общекультурное мировое пространство, когда бизнес, наука, образование интернационализируются на основе английского языка, одной из задач, стоящих перед высшей технической школой, является необходимость форми-роваштя межкулыурной коммуникативной компетенции будущих инженеров.

Потребность в специалистах с техническим образованием, владеющих английским языком, заметно возросла, так как им приходится в процессе работы взаимодействовать с коллегами из других частей света, представителями различных культур и иных сфер деятельности. Общепризнанно, что в современных условиях профессия инженера в значительной степени является социотехнической: 50% его работы приходится на технику, 50% - на взаимодействие с другими людьми.

«Знание иностранного языка повышает востребованность специалиста как минимум на 20%» - отмечает газета «Труд» [ 1 ]. К тому же, знание иностранного языка в таких условиях является конкурентным преимуществом, так как общетехнической и специальной подготовки уже явно недостаточно, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда.

Томский политехнический университет (ТПУ), основанный в 1896 г., имея богатейшие традиции в подготовке инженерных кадров высшей квалификации, и сегодня ориентирован на подготовку современных и востребованных специалистов: «Миссия университета заключается в том, чтобы нести в мир знания и опыт, позволяющие личности, обществу и Российскому государству видеть и использовать лучшие образцы подготовки высококлассных специалистов и эффективной реализации нововведений в сфере науки и высшего образования» [2].

Эта задачи конкретизированы и поставлены перед преподавателями иностранных языков в Комплексной программе развития (КПР) Института международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК): «В сложившихся условиях вектор развития ТПУ как современного инновационного университета направлен на развитие академической и научной деятельности в международном формате, развитие мультиязыковой поликультуриой, современной информационно-технологической среды, обеспечение толерантной поликультуриой коммуникации» [3].

Таким образом, профессиональная состоятельность выпускника ТПУ во многом определяется таким уровнем иноязычной профессиональноориентированной компетенции, который позволяет использовать иностранный язык, в частности, английский, как средство общения на уровне международных требований для продолжения образования и профессиональной деятельности в условиях глобализации интеллектуального труда. Важной целью эффективности и результативности преподавания английского языка, базирующегося на компетентностном подходе, является участие выпускника ТПУ в интерактивном общении, полноценность его включения в межкультурную коммуникацию.

Ведущее место в теории и практике преподавания иностранного языка в техническом вузе занимает коммуникативный метод, который способствует формированию иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, включающей в себя совокупность способностей, которые позволяют выпускнику университета адекватно общаться на иностранном язьже в деловой, профессиональной, научно-образовательной и других сферах.

Компетенция - определенный набор знаний, умений, навыков, опыта, а также личностных способностей и качеств, делающих человека компетентным в данной области деятельности. Термин «компетенция» понимается и как способность эффективно выполнять задачи, стоящие перед тем или иным специалистом, то есть, задачи, решаемые с помощью общения, требующие соответствующей коммуникативной компетенции.

Мнение большинства исследователей сходится относительно многокомпонентно сти данного вида компетенции. К основным компонентам иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции относятся лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная я, компенсаторная, стратегическая и социальная компетенции.

Лингвистическая компетенция предполагает определённую сумму знаний и соответствующих им навыков, связанных с аспектами языка. Это автоматизированные экспрессивные и рецептивные лексико-грамматические навыки, речевые и языковые умения во всех видах речевой деятельности, знание правил употребления языка.

Социолингвистическая компетенция означает способность осуществлять выбор языковых форм, использовать и преобразовывать их в зависимости от характера общения.

Социокультурная компетенция предусматривает готовность и способность к ведению диалога культур, в частности, знание общественного и культурного (социокультурного контекста), в котором функционирует язык. Данная компетенция в настоящее время часто употребляется синонимично межкультурной компетенции, под которой понимается проявление интереса и развитие эмпатии по отношению к другим культурным феноменам иной ментальности; стремление к принятию и пониманию партнёров по диалогу, готовность к поиску' и осмыслению новых горизонтов, перспектив и возможных усилий по изменению собственных устоявшихся представлений.

Компенсаторная компетенция означает развитие умений выходить из трудного положения (при дефиците языковых средств) за счет использования других средств, например, синонимов, антонимов, перифраза и т. д.

Стратегическая компетенция предполагает овладение системой знаний о том, как язык может изучаться и употребляться.

Социальная компетенция предусматривает наличие личностно значимого опыта и умения вступать в коммуникацию с другими людьми, способности ориентироваться в ситуации общения, навыка продуктивного партнерства в условиях коллективной коммуникации.

В наше время стиль и методы преподавания меняются. Всё больше и больше преподаватели высшей школы акцентируют своё внимание на поиске эффективных способов обучения, направленных на формирование у студентов межкультурной коммуникативной компетенции.

Одним из достижений современной методики преподавания английского языка, как и любого другого иностранного языка, является осознание того, что можно развиваться вместе с развитием языковых навыков, что язык можно учить без напряжения, с уверенностью в своих способностях, естественно и с удовольствием. Наряду с уже привычными учебными формами, такими как лекции, семинары, тесты, зачеты и экзамены, курсовые проекты и работы, мастерские и многими другими, существует целый ряд достаточно новых форм обучения - «погружение в языковую среду», имитационные, ролевые и деловые игры, многие из которых имеют прямое отношение к технологии Edutainment.

В свое время американский дизайнер видеоигр Вильям Райт (William Wright) для продвижения своих продуктов индустрии развлечений использовал не имеющий прямого перевода на русский язык термин, произошедший от слияния слов education (обучение) и entertainment (развлечение), заявляя, что в играх, выпускаемых его компанией, развлечение и обучение существуют вместе. Следует признать, что такой подход себя оправдал и используется многими школами и колледжами для обучения студентов как форма развлечения, являющаяся также и целью обучения. Обычно edutainment интегрирует проводимые уроки и практические занятия в привычные формы развлечений - телепрограммы, компьютерные и видеоигры, фильмы, музыку, web-сайты, мультимедийное программное обеспечение.

В представленной работе рассматривается роль настольной игры «Scrabble» (Скрэббл, в русской транскрипции) как одной из форм технологии «Edutainment» в формировании межкультурной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза.

Настольные игры существуют много тысячелетий. Помимо классических шахмат и шашек, людям известна целая семья популярных настольных игр, таких как Monopoly, Scrabble, Life, Pictionary и другие. Игра «Scrabble» - одна из самых известных настольных игр XX в. - справедливо считается классикой настольных игр. Как типичная «американская история» блестящего успеха идеи, настольная лингвистическая игра «Scrabble» прошла путь от обычного развле-чениядостатусакультуриойиконыцелойнацииисталаэффективнымобщепри-знанным и увлекательным методом изучения английского языка во всём мире.

Однако, методика использования лингвистической игры «Scrabble» в процессе аудиторной и, особенно, внеаудиторной работы при обучении английскому языку недостаточно исследована. Практически не изучены преимущества внедрения этой интеллектуальной игры в условиях технического вуза, что и предопределило актуальность данной темы.

Факты истории игры общеизвестны. В тридцатые годы XX в. в США безработный архитектор Альфред Мошер Баттс (Alfred Mosher Butts), проанализировав игры с элементами анаграмм и кроссвордов, популярные в то время, решил создать настольную игру, требующую сообразительности и везения одновременно. Изучив множество передовиц «The New York Times», он определил частоту использования различных букв в английском языке. На основе полученных данных Баттс определил, сколько и каких букв должно использоваться в игре, а затем присвоил буквам разное количество очков. Но чтобы игра не была слишком простой, он ограничил число букв «S» четырьмя, так как с их помощью легко получить форму множественного числа практически любого существительного. Первый вариант игры получил название «Lexico» (от греческого «lexicos» - «из слов»), но ни один из производителей игр ею не заинтересовался.

Тем не менее, не потеряв интереса к теме «словесных настольных игр», в 1938 г. Баггс разработал новую версию настольной игры в слова, дополнив её

полем 15x15, и сделал принцип игры похожим на кроссворд — игра полу* чила название «Criss-Crosswords». Это была уже практически та самая игра «Scrabble», которая известна сейчас. И снова ни один из крупных изготовителей игр не заинтересовался творением Баттса. Лишь в 1948 г. юрист- предприниматель и любитель игр Джеймс Бруно приобрёл у автора права на производство этой игры.

Бруно несколько упростил правила игры, немного переместил «призовые» квадратики на поле, дав игре название «Scrabble», что означает «лихорадочно искать что-либо» или «писать неразборчиво)). Затем Бруно продал игру сети крупных универмагов Macy’s, благодаря которым Scrabble стала доступна широкому кругу любителей игр.

Именно так началось триумфальное шествие «Scrabble» по планете. В 1952 г., не в силах справиться с возрастающим спросом, Джеймс Бруно продал права на производство игры одному из крупных производителей игр. В дальнейшем праванаиздание8сгаЬЫеещёнеразпереходилиотоднойкомпаниик другой, сама игра уже не претерпевала существенных изменений, а её успех был неизменен.

Игра «Scrabble» отметила своё 60-летие в 2008 г. В честь юбилея на сайте газеты «The Daily Telegraph» были опубликованы 60 фактов, иллюстрирующих её достижения. Например, приводятся такие данные: « Более 150 миллионов копий продано в 121 стране. Аналоги игры существуют в 29 разных странах, 53% семей в Великобритании имеют копию «Scrabble». Около 4000 Scrabble clubs создано в мире. Scrabble используется во всём мире как метод преподавания английского языка. В списке знаменитых игроков: Keanu Reeves, Madonna, Jonathan Ross, the Queen, Sharon Stone and Charles Saatchi» [4].

Факты свидетельствуют вполне определённо: «Scrabble» - это не только элитная игра, но и феномен культуры, использующийся как метод преподавания английского языка. В мире существуют тысячи ассоциаций и клубов любителей «Scrabble», регулярно проводятся турниры и чемпионаты. Чемпионаты мира проводятся с 1991 г. один раз в два года, на Североамериканском континенте проходят еженедельные турниры с призовым фондом.

Особенно игра популярна в США и Великобритании. Созданная в 1987 г., Британская Ассоциация Игроков Скрэббл (Association of British Scrabble Players, ABSP) координирует все турниры в Соединённом королевстве.

На официальном сайте Национальной Ассоциации Скрэббл (National Scrabble Association, NSA), созданной в США в 1978 г., можно узнать, что NSA является официальной организацией турниров «Scrabble» и насчитывает более 10000 членов, проводит более 250 турниров ежегодно, сотрудничает с более чем 300-ми клубов по всей стране [5].

В 1991 г. в США разработана программа «School SCRABBLE(R) Program». Миллион учащихся более чем в 20000 школ принимают участие в местных региональных и общегосударственных чемпионатах с середины 90-х прошлого столетия. В 2009 г. создана Североамериканская Ассоциация Игроков Скрэббл (The North American Scrabble Players Association, NASA) для координации турниров и клубов в Северной Америке.

Образовательные преимущества игры, одобренные преподавателями США. сформулированы также на сайте NSA, Возможности игры рассматриваются в развитии таких аспектов языка, как «орфография и правописание (spelling), лексика (vocabulary), навыки работы со словарём (dictionary skills), и, кроме того, математических способностей (math), навыков пространственного мышления (spatial relations skills), логики, критического мышления (thinking skills), навыков совместной деятельности, координации работы в коллективе (social and personal Skills) [5].

Механика и правила игры «Scrabble» несложные. Игровое поле представляет собой площадку размерами 15x15, состоящую из 225 квадратов, предназначенных для выкладывания фишек с буквами. В игре всего 100 фишек, находящихся в мешочке, из которого на «старте» игрокам выдают по 7 фишек. На середину игрового поля выкладывается первое слово, и процесс игры начинается. Игроки могут добавлять свои слова на пересечении, в порядке — слева на право, либо сверху вниз.

В «Scrabble» перед игроками ставится простая, на первый взгляд, задача -составлять взаимосвязанные слова на игровом поле из фишек с буквами, каждая из которых имеет определенную ценность в очках. Соперники стараются составлять комбинации из фишек, которые будут приносить им максимальное количество очков, необходимых для победы.

Правила «Scrabble» позволяют оперировать словами, имеющимися в словаре языка играющих, кроме слов, которые пишутся через апостроф, тире, а также сокращений и прописных слов, имён собственных. Словарный лабиринт «Scrabble» бесконечен, игровая ситуация изменяется с каждым ходом. Именно такое сочетание интеллектуального соперничества и азарта и делает «Scrabble» образовательной и увлекательной игрой.

Игра опробована автором в 'ГНУ в группах студентов физико-технического факультета (ФТФ) в качестве аудиторных и внеаудиторных занятий. На первом этапе были изучены история игры и правила па основе аутентичного материала. Игра не была известна в ТПУ ни студентам, ни преподавателям. И в данном случае игра «Scrabble» удачно способствовала воплощению такой очень важной для педагогики идеи, как соавторство. Студенты совместно с преподавателем подготовили семинар и провели обучающий турнир. Это явилось первым экспериментом партнёрского учебного процесса на основе «Scrabble» с возможностью проявить студентам творчество и ответственность.

Затем состязания проходили регулярно в качестве внеаудиторных занятий. Проводился анализ результатов каждой игры, как количества набранных командами очков, так и качества составленных слов, то есть исследовалась динамика составления более сложных слов с наибольшим количеством букв. Исследовался и такой показатель, как применение лексики, изученной по учебному плану теме.

Результаты выявили, что даже студенты со слабыми навыками в грамотном написании слов имели возможность совершенствоваться и учиться друг у друга, заметно расширяя опыт использования активного и пассив-

ного словарного запаса. Это являлось основой победы. Использовался словарь в качестве окончательного «судьи» правильного написания слов и как источник новых слов.

Таким образом формировалась лингвистическая компетенция. За счёт возможности выходить из трудной ситуации, подбирая синонимы, антонимы, решался вопрос формирования компенсаторной компетенции.

Проводившееся почти пять лет исследование однозначно показало, что студенты, играющие в «Scrabble», становятся более общительными и социализированными, а это способствует формированию социальной компетенции. Кроме того, лингвистическая игра «Scrabble» - мощный метод обучения, сфокусированный па критическом мышлении, логике и аналитических способностях, так необходимых будущим инженерам.

По результатам проведенного опроса, 85% студентов отметили, что правописание улучшилось уже в течение первого года игры, из них 87% связывают эти достижения с игрой «Scrabble». 90% опрошенных согласились с тем, что игра мотивирует их на расширение словарного запаса, а 94% стараются запоминать слова, чтобы использовать их в следующих играх.

Такие возможности, как вариативность при составлении слов в поисках набора большего количества очков, планирование слов на игровой доске с возможностью за один ход составить два слова и, в соответствии с правилами, набрать максимально возможное количество очков, развивают математические способности и очень значимое качество для инженера - пространственное мышление. Именно это качество проявилось на состязаниях между командами студентов технических специальностей и преподавате-лей-профессиоиалов. Только имея развитое пространственное воображение можно составить и расположить на доске слово так чтобы набрать наибольшее количество баллов и выиграть у своих же преподавателей. Сами студенты отмечают, что игра позволяет достичь более высоких результатов в изучении английского языка, чем традиционные методы.

Игра «Scrabble» песет в себе энергию групповой игры, радость живого общения, сближает игроков, одновременно развивая их интеллектуальные способности. В этом её уникальность и педагогическая ценность. Простые правила при интересном игровом процессе, глубокий обучающий элемент и при этом большая часть игрового процесса - общение и взаимодействие между игроками способствуют развитию дружеских взаимоотношений между студентами, объединяет их.

На основе таких особенностей игры в ТГТУ создан «Scrabble Club». Членами этого клуба стали и студенты Вьетнама, Ганы, США, Кореи, обучающиеся в ТПУ. На торжественном открытии «Scrabble Club» студент из Ганы выразил благодарность за возможность приобщиться к такой игре: «Несмотря на то, что мой родной язык английский, о существовании такой замечательной игры, как «Scrabble», я узнал только здесь, в Томском политехническом университете» [6]. Несомненно, что совместные

турниры в рамках созданного клуба являются реальной основой развития межкультурной компетенции будущих инженеров.

Межкультурная коммуникативная компетенция не формируе тся и не появляется в структуре личности выпускника вуза сама по себе, ее необходимо формировать целенаправленно.

При этом лингвистическая настольная игра «Scrabble», как компонент современной образовательной технологии '‘Edutainment”, обладает своими потенциальными возможностями в формировании межкультурной коммуникативной компетенции выпускников технического вуза в процессе изучения английского языка.

Б и бл иограф ическ и й список

!. Труд, газета о работе и жизни / Язык в помощь, №211 за 11.11.2008 URL:http:// www.trud.ru/article/l 1-1 l-2008/_jazyk-v-pomosch.htm/

2. URL: http://tpu.ru

3. Комплексная программа развития Института международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК) обсуждена и принята к исполнению па заседании Ученого совета ИМОЯК. Протокол № 1 от 29.01.2008 г.

4. URL:bttp://www.telegraph.co.uk/iiews/ncwstopics/liowaboutthat/3776732/ Scrabble- 60-facts-for-its-60th-birthday.html/ Перевод Н. А. Кобзевой

5. URL:http://www.scrabblepages.coin/scrabble/nationaI-association/ Перевод Н. А. Кобзевой

6. Богомазова, Л. Что общего между Бараком Обамой, Елизаветой 11 и студентами ТПУ? — Вузовская газета Томского политехнического университета «За кадры», № 7 (3297) 23 марта 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.