Language Education and Computer Assisted Language Learning УДК 81'243: 81'33: 81: 372. 881
Е. С. Крупина
Из опыта использования настольных игр в обучении иностранным языкам в Санкт-Петербургском университете МВД России
В статье описаны применяемые в Санкт-Петербургском университете МВД России настольные игры как средство активизации профессионально-познавательной деятельности обучающихся на занятиях английским языком в неязыковом вузе.
Ключевые слова: учебные игры, языковые игры, настольные игры
Ekaterina S. Krupina
The Experience of Using Board Games in English Teaching at the University of the MIA of Russia
The article describes the board games implemented in English language teaching as a means of enhancing professional and cognitive activity of students at the University of MIA of Russia
feywords: educational games, language games, board games
Несколько лет тому назад существовало лишь небольшое количество общедоступного материала по использованию настольных игр в обучении иностранным языкам, несмотря на то, что платные курсы и школы иностранных языков давно и активно используют их в обучении. Основной фактор, препятствующий применению настольных игр в обучении иностранному языку, - долгая и кропотливая их разработка, требующая от преподавателя не только тщательной проработки изучаемого материала, но и хорошо развитых оформительских навыков, умения адаптировать настольные игры, используя подручные материалы и компьютерные технологии. Второй фактор - высокая стоимость и, как следствие, низкая доступность готовых языковых лексических игр, некоторые из которых можно найти в розничной продаже или в Интернет-магазинах. Тем не менее, сеть Интернет и языковые онлайн сообщества преподавателей иностранного языка обратили внимание на данную проблему и начали разрабатывать настольные языковые игры, а также шаблоны, использование которых значительно сокращает временные затраты, необходимые преподавателю для разработки настольных языковых игр. На настоящий момент большинство бесплатных настольных языковых игр доступно в формате PDF, наиболее целесообразно и удобно применять их для работы в парах. Также использование готовых шаблонов с фиксированными правилами игры позволяет задействовать студентов для разработки собственной игры по той или иной тематике. Лексические языковые игры можно использовать для тренировки и активизации коммуникативных навыков по любой лексико-грамматической теме.
Лингводидактика и компьютерная лингводидактика
Материальное обеспечение, необходимое для проведения настольной игры, включает в себя кубик, на гранях которого написаны цифры от одного до трех или шести, игровое поле и, в зависимости от сложности игры, фишки и карточки с вопросами. С примерами готовых лексико-грамматических игр можно ознакомиться на сайтах [1, 2, 3].
В процессе обучения мы применяли не так уж много настольных игр, но этого оказалось достаточно, чтобы понять, насколько велик их учебный потенциал, ведь при проведении этих игр оказываются задействованными все модальности -кинестетическая, аудиальная и визуальная. Конечно, хотелось бы, чтобы занятия были оснащены профессионально разработанными, красочными настольными англоязычными играми, но такой возможности на данный момент нет, поэтому мы используем при проведении большинства настольных игр материалы, подготовленные на основе шаблонов, размещенных в Интернете и, за редким исключением, распечатываем их в формате A4, поэтому и обучение посредством настольных игр проводится чаще всего в парах или группах из 3-4 человек. Опыт показывает, что применение подобных игр наиболее эффективно в микрогруппах из трех-четырех учащихся. Обычно первые 4-5 ходов даются сложно; даже хорошо подготовленные студенты совершают досадные ошибки, но постепенно игра набирает темп, а при проведении игр подобного рода в подготовленных к такой работе группах объяснение правил игры и процесс игровой адаптации занимают минимальное количество времени.
Игра «30 Seconds Talk» «Тридцатисекундная болтовня» оказывается очень полезной в рамках изучения английского языка в вузе, когда порой обучающиеся устают от профессиональной тематики и им хочется поговорить на обыденные темы. Суть игры «30 Seconds Talk» заключается в том, что водящий, бросив фишку наугад, определяет тему, на которую он должен тут же начать говорить не менее и не более тридцати секунд (примеры тем: «Какие книги ты предпочитаешь»; «Что тебе больше по душе: Facebook или Twitter»); затем фишку бросает сосед и т. п. Существует множество вариантов данной игры, но мы на занятиях придерживаемся классического, так как основная задача данной игры - включить курсантов в процесс говорения на английском языке.
Целью игры «Tag Question Game» является отработка разделительных вопросов или так называемых «вопросов с хвостиком». Правила игры просты и могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности и наполняемости учебной группы: игра начинается с ячейки, обозначенной словом «start» и заканчивается в ячейке, обозначенной словом «finish»; участники игры в порядке очереди бросают кубик, определяют число ячеек на игровом поле, через которое нужно «перешагнуть», устанавливают фишку в нужном месте и делают из вопроса к подлежащему разделительный вопрос. Время на обдумывание ответа ограничивается в зависимости от уровня подготовленности группы и этапа изучения материала десятью
Language Education and Computer Assisted Language Learning
или тридцатью секундами. Если разделительный вопрос задан неправильно, обучающийся пропускает ход и возвращается на предыдущую позицию на игровом поле. Также на игровом поле есть ячейки, вне зависимости от ответа обучающегося возвращающие его на занимаемую ранее позицию. Выигрывает студент, который первым достигает клеточки с надписью «finish».
Суть игры «Words for Taboo» («Запрещенные слова») заключается в том, чтобы дать определение ключевому слову, не используя слова, которые чаще всего первыми приходят на ум (синонимы, антонимы).
Очень простой, почти не требующей времени на подготовку, является игра «Modal Noughts And Crosses» («Модальные глаголы: Крестики и нолики»). Учащиеся, разделенные на две команды, должны выбрать квадрат, поставить в нем крестик или нолик и составить предложение, используя модальный глагол и смысловой глагол из квадратика.
Одной из самых любимых настольных игр, применяемых нами в обучении иностранным языкам, является игра «Snakes and Ladders» («Змеи и лестницы») в различных ее вариантах. Готовые шаблоны для подготовки игры «Snakes and Ladders» и примеры разработанных игр можно без труда найти в интернете на сайтах профессиональных сообществ преподавателей иностранного языка, однако даже готовые игры, как правило, необходимо подвергать тщательной обработке. Ниже опишем несколько вариантов игры «Snakes and Ladders» по различным темам. Правила игры «Snakes and Ladders», Present Continuous («Настоящее продолженное время») таковы: водящий бросает фишку и, в соответствии с выпавшим числом, делает ход; смотрит на изображение действия и составляет предложение в настоящем продолженном времени. Упрощенный вариант игры содержит слова-подсказки, на основе которых водящий составляет предложение; в усложненном варианте игры в уголке игрового квадрата размещены значки «+», «-», «?», означающие, что нужно составить утвердительное, отрицательное или вопросительное предложение.
Небезынтересной разновидностью игры «Snakes and Ladders» является игра «Frequency Adverbs» («Как часто ты...»), где задача играющих состоит в том, чтобы дополнить предложения наречиями частоты (often, rarely, sometimes); настольную игру «Situations» («Ситуации»), целью которой, помимо активизации языковой догадки, является формирование быстрой реакции, хорошо применять в качестве фонетической зарядки или в качестве релаксирующего упражнения. Игра «Situations» содержит не сложные, но требующие быстрого ответа вопросы, например: «вспомни пять глаголов, начинающихся на букву „с"», «назови синоним (антоним) слова .» и т. п.
Среди прочих настольных игр, применяемых нами на занятиях, хочется отметить игру «Make a fairy tale» («Придумай сказку»). Игровое поле настольной игры «Придумай сказку» содержит изображения героев сказок: волшебника, рыцаря, принцессы, дракона. Делая ход, обучающиеся выбирают героя и пытаются сочи-
Лингводидактика и компьютерная лингводидактика
нить коллективную сказку. Данная игра применима в подготовленной к заданиям подобного рода, открытой общению группе, иначе игра окажется непродуктивной.
Наиболее часто применяемой, полезной и вызывающей положительную реакцию обучающихся является игра «Non-stop Questioning» («Вопрос за вопросом»). Задачей преподавателя является лишь адаптация данной игры в соответствии с временными конструкциями, отработкой которых следует заняться на уроке. Игра «Non-stop Questioning» является удачным примером настольной языковой игры, направленной на развитие коммуникативных навыков, а именно на формирование вопросов к подлежащему и специальных вопросов. Правила игры соответствуют правилам любой настольной игры - участники бросают фишку, определяя, таким образом, ячейку на игровом поле, содержащую первые слова вопроса, который необходимо задать товарищу по игре. Например, если вопрос начинается словами «Where do you...», можно задать вопросы «Where do you live?», «Where do you usually have lunch?» и т. п. и т. д. Второй игрок должен сформулировать и дать грамматически правильный ответ. Игрок, не сумевший правильно задать вопрос, или дать верный ответ, пропускает ход. На игровом поле также имеется несколько ячеек, надпись на которых позволяет удачливому игроку продвинуться на несколько шагов вперед, например, «Go ahead 2 spaces» или назад «Go back 4 spaces», и ячейка с надписью «freedom», дающая игроку возможность самостоятельно сформулировать любой вопрос. Проведение игры «Non-stop questioning» требует определенных временных затрат, минимум двадцати пяти - тридцати минут в хорошо подготовленных группах. Игра может послужить палочкой-выручалочкой в любых форс-мажорных обстоятельствах, так как формирует полезные коммуникативные навыки и активизирует профессионально-познавательную деятельность учащихся. Если преподаватель считает нужным усилить профессиональную составляющую игры, он может сузить ее направленность, задав тему.
Затронув тему английских языковых игр, нельзя не упомянуть самую популярную в мире игру «Scrabble», известную в России как «Эрудит». Игра заключается в составлении взаимосвязанных слов по принципу кроссворда. Слова составляются на игровой доске из алфавитных косточек. Каждый игрок стремится набрать наибольшее количество очков, создавая такие сочетания слов, в которых он использует косточки с наибольшей игровой стоимостью. Игра «Scrabble» способствует изучению языка и развитию логического и творческого мышления. Во многих странах мира проводятся чемпионаты по «Scrabble». Играя в «Scrabble», учащиеся обогащают свой лексический запас и развивают оперативную память, вспоминая необходимые слова в нужный момент; также, играя в «Scrabble», они отрабатывают различные грамматические формы глаголов, степени сравнения прилагательных и т. д. В настоящее время появилась возможность игры в «Scrabble» на компьютере. Несомненным плюсом этого является то, что, играя, обучаемый сразу узнает, пра-
Language Education and Computer Assisted Language Learning
вильно ли он написал слово и при неправильном написании исправляет его, формируя, таким образом, орфографический навык.
Опыт использования настольных игр говорит о непринужденном заметном развитии языковых навыков учащихся и может быть рекомендован на разных этапах обучения. Далее приводим данные ресурсов по настольным играм.
Электронные ресурсы
1. ESL Games Plus [Электронный ресурс]: [сайт] / ESL Games. - Электрон. дан. - [Б. м., 2013]. - Режим доступа: http: // www. eslgamesplus. com / board-games-cards-games. - Загл. с экрана.
2. Lanternfish ESL [Электронный ресурс]: [сайт] / Thomas Lavelle [el al.] - Электрон. дан. -[Б. м., 2013]. - Режим доступа: http: // bogglesworldesl. com / guesswhat. htm. - Загл. с экрана.
3. BusyTeacher [Электронный ресурс]: [сайт] / Busyteacher. org - Электрон. дан. - [Б. м., 2013]. - Режим доступа: http: // www. eslgamesplus. com / board-games-cards-games. - Загл. с экрана.