Научная статья на тему 'К вопросу о внеаудиторной работе студентов неязыковых вузов в практике обучения иностранному языку'

К вопросу о внеаудиторной работе студентов неязыковых вузов в практике обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1019
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / КРУЖОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МАССОВЫЕ ФОРМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аргунова Галина Абубекировна

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации внеаудиторной деятельности по иностранному языку с целью повышения мотивации студентов академии к изучению предмета. Анализируются основные методические принципы организации внеаудиторной работы студентов по иностранному языку. Особое внимание уделяется разнообразным кружкам, организованным преподавателями вуза с целью повышения интереса к изучению иностранного языка, уровня коммуникативной компетенции и формирования у студентов таких качеств, как умение уважать культуру и традиции страны изучаемого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аргунова Галина Абубекировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о внеаудиторной работе студентов неязыковых вузов в практике обучения иностранному языку»

УДК 81.13

Аргунова Галина Абубекировна

кандидат педагогических наук, доцент. Северо-Кавказская государственная гуманитарная технологическая академия [email protected]

К ВОПРОСУ О ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Argunova G. Abubakirovna

associate professor, candidate of pedagogical sciences.North Caucasian gosudaostvenny humanitarian technological academy [email protected]

On the question of

EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC HIGH SCHOOLS IN THE PRACTICE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации внеаудиторной деятельности по иностранному языку с целью повышения мотивации студентов академии к изучению предмета. Анализируются основные методические принципы организации внеаудиторной работы студентов по иностранному языку. Особое внимание уделяется разнообразным кружкам, организованным преподавателями вуза с целью повышения интереса к изучению иностранного языка, уровня коммуникативной компетенции и формирования у студентов таких качеств, как умение уважать культуру и традиции страны изучаемого языка.

Ключевые слова: внеаудиторная деятель-

ность, методические принципы, кружок иностранного языка, массовые формы внеаудиторной работы, метод проектов.

Annotation. The article deals with topical issues of the organization of extracurricular activities for a foreign language in order to increase motivation of students of the academy to study the subject. It analyzes the main methodological principles of organization of extracurricular work of students in a foreign language. Particular attention is paid to a variety of clubs, organized by teachers and universities in order to increase interest in learning a foreign language, the level of competence and formation of students' qualities such as the ability to respect the culture and traditions of the country the language is spoken.

Keywords: extracurricular activities, methodological principles, the circle of foreign languages, mass forms of extracurricular work, project method.

B современных условиях динамического развития общества владение одним или двумя иностранными языками становится таким же необходимым элементом нашей жизни как умение управлять машиной и пользоваться персональным компьютером. Но в связи с тем, что этой дисциплине как непрофилирующему предмету в неязыковом вузе учебными планами выделяется небольшое количество часов на аудиторную работу, практически невозможно рассчитывать на большие успехи в достижении поставленных целей по данному предмету. Как показывает практика, помочь в сложившейся ситуации может хорошо организованная внеаудиторная работа со студентами, так как она предоставляет в распоряжение преподавателя: дополнительный резерв времени для расширения и совершенствования знаний по иностранному языку, способствует повышению познавательного интереса студентов и их мотивации к обучению, расширению и углублению профессиональных знаний, становлению их мировоззренческих и нравственных основ.

Цель данной статьи - раскрыть возможности системы внеаудиторной деятельности в реше-

нии повышения мотивации к изучению иностранного языка и уровня коммуникативной компетенции студентов.

Анализ научно-педагогической литературы и источников Интернета по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что часто употребляемые в педагогической литературе выражения «внеаудиторная работа», «внеаудиторная деятельность», «внеучебная работа» и т.п. не имеют в научном мире единого толкования.

В рамках данной статьи внеаудиторную работу студентов мы понимаем как педагогически целесообразную организацию их свободного времени, которая позволяет им получить не только специальные знания по иностранному языку, но и способствует развитию творческой самостоятельности, личностных качеств, совершенствует общекультурные и профессиональные компетенции студентов. Внеаудиторная деятельность является дополнением аудиторных занятий. Затраты времени не регламентируются расписанием, режим и продолжительность работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и интересов.

176

Во внеаудиторной работе по иностранному языку принято рассматривать три основные формы работы: индивидуальную, групповую, массовую. В ходе работы преподаватель обязательно должен их сочетать и связывать с другими профильными предметами. Индивидуальная внеаудиторная работа проводится с отдельными студентами, которые готовят сообщения или доклады о стране изучаемого языка, пишут рефераты, статьи, участвуют в подготовке к деловой игре и т.п. В этой работе могут принимать участие все желающие. Индивидуальная работа может проводиться как постоянно, так и эпизодически. Г рупповая форма внеаудиторной работы имеет относительно постоянный состав студентов, объединенных общими интересами. К этой форме, имеющей четкую организационную структуру, относятся разнообразные кружки по иностранному языку: драматические, разговорные, любителей литературы, поэзии, страноведческие. Хорошо себя зарекомендовали комбинированные кружки, где находят место разные виды деятельности, например, внеаудиторное чтение и просмотр видеофильмов с последующим обсуждением просмотренного, разучивание песен и подготовка инсценировок. Занятия в кружках проводятся постоянно. Массовые формы внеаудиторной деятельности не имеют четкой организационной структуры, К ним относят: конференции, фестивали, тематические вечера, олимпиады по иностранному языку, конкурсы переводов, организация выставок. Массовые формы внеаудиторной работы носят эпизодический характер.

Для эффективной организации внеаудиторной работы необходимо соблюдение следующих методических принципов:

1. Принцип связи с условиями реальной жизни. Руководствуясь данным принципом, преподаватель обеспечивает тесную связь внеаудиторной деятельности по иностранному языку с условиями реальной жизни и деятельности обучающихся, например, посредством: систематического обсуждения новостей, имеющих жизненноважный характер (внутри страны и за рубежом), показывающих связь современной действительности с историей и культурой мира; выпуска стенгазет по актуальным событиям; встречь с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной работе; привлечения материалов переписки с зарубежными коллегами к работе над избранной тематикой.

2. Принцип коммуникативной активности студентов. Его можно реализовать путем: отбора языкового и речевого материала, представляющего личностную значимость для студентов; применения наглядности и сети Интернета; создания ситуаций и условий, приближающих общение учащихся к общению в естественных условиях. Подбор и широкое использование интересных аутентичных материалов, их познавательная ценность вызывают потребность в общении и способствуют повышению его качественного уровня.

3. Принцип учета уровня языковой подготовленности обучающихся и преемственности внеаудиторной деятельности с занятиями по

иностранному языку. Содержание заданий для студентов должно не просто соответствовать их реальным возможностям, а находиться в зоне их ближайшего развития, т.е. требовать от них размышлений, раздумий, но таких, которые они реально могут осуществить под руководством обучающего.

4. Принцип соответствия внеаудиторной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям. Он требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию студентов. Необходимо учитывать особенности мышления, памяти, внимания, темперамент, интересы учащихся.

5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание перечисленных форм работы основано на хорошем знании преподавателем контингента студентов, их планов, интересов, возможностей. Соблюдение этого принципа позволяет преподавателю правильно подобрать партнеров, распределить их обязанности. Кроме того,

6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеаудиторной работы по иностранному языку. Поддерживая междисциплинарные связи, обучающиеся могут обратиться к преподавателям других кафедр для получения необходимой информации. Опора на межпредметные связи дает возможность стимулировать, управлять и поддерживать интерес студентов к иностранному языку на достаточно высоком уровне, так как внеаудиторная работа осуществляется не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами.

Практика показывает, что эффективность внеаудиторной работы находится в прямой зависимости как от соблюдения вышеперечисленных принципов, так и от выполнения следующих условий: вовлечения в работу всех учащихся, независимо от уровня их подготовки; сочетания активности студентов с направляющей ролью преподавателя; увлекательности и новизны содержания, форм и методов работы; четкая организация всех запланированных мероприятий , их эстетичность; широкого использования новых методов стимулирования активности студентов; гласности.

Соблюдая эти принципы и условия в ходе внеаудиторной работы, преподаватель способствует созданию максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала студентов, развития их воображения и мышления, формирования языковой компетенции и способности к участию в межкультурной коммуникации. А сам преподаватель, организовывая таким образом внеаудиторную деятельность, стимулирует собственное профессиональное развитие.

Для активизации внеаудиторной деятельности преподавателю необходимо придать ее организации системный характер, учитывающий специфику и особенности преподавания иностранного языка во внеучебное время:

177

- внеаудиторная работа не должна дублировать занятие;

- в процессе ее организации необходимо руководствоваться интересами студентов;

- внеаудиторная работа должна быть связана с учебной программой;

- языковой материал должен соответствовать нормам программного материала.

Коллектив преподавателей кафедры русского и иностранных языков Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии уделяет большое внимание внеаудиторной деятельности студентов, вопросам ее активизации и имеет большой опыт по организации и проведению различных мероприятий. Так, например, на протяжении десяти лет на кафедре функционируют кружки по развитию навыков устной речи по иностранному языку с привлечением всех желающих студентов. В первую очередь, мы стараемся занять неуверенных в своих силах, слабоуспевающих ребят, так как такие студенты приходят в вуз с низким уровнем знаний по иностранному языку и не верят в достижении успеха по изучению языка и в свою способность в будущем использовать его в профессиональной деятельности. Участие в разнообразных мероприятиях языковых кружков помогает студенту с низким уровнем владения языка поверить в себя, добиться желаемого результата в изучении иностранного языка.

Цель кружков - повышение качества языковой подготовки, активизация интереса студентов академии к изучению иностранного языка, уровня коммуникативной компетенции для дальнейшего профессионального творческого саморазвития.

На первом этапе преподаватели выдают студентам учебный материал с учетом уровня языковой подготовленности обучающихся и преемственности внеаудиторной деятельности с занятиями по иностранному языку, не забывая при этом руководствоваться интересами самих студентов. Задачи деятельности кружка решаются путём совершенствования практических навыков и умений по всем аспектам иностранного языка (в области фонетики, лексики, во всех формах устной и письменной деятельности студентов). Используя ранее приобретенные навыки и умения, студенты активно включаются в работу, которая органично сочетается с учебной деятельностью и самостоятельно занимаются поиском информации по странам изучаемых языков. Внеаудиторная деятельность ориентирована на развитие навыков понимания прочитанного, интерпретацию содержания на основе сравнения (в чём сходство, различие с реалиями родной отчизны). В ходе работы научных кружков студенты знакомятся не только со специфичными языковыми особенностями стран изучаемых языков, но и выстраивают свои суждения по инокультурным вопросам, создаются максимально благоприятные условия для проявления творческого потенциала и развития самостоятельного

мышления. Особое внимание уделяется также прогнозированию результатов, их анализу, правильной оценке знаний, навыков и умений студентов. По результатам работы кружка проводится студенческая научная конференция, где студенты выступают с докладами, содержащими богатый и интересный в познавательном отношении материал. Опыт работы показывает, что участие в конференции способствует развитию у студентов таких навыков и умений, как:

• активизация умственной активности;

• самостоятельный поиск и анализ информации;

• коммуникативное взаимодействие;

• выработка коммуникативных навыков;

• развитие творческого потенциала;

• преодоление языкового барьера;

• умение распределять время;

• способность самореализации;

• стимулирование интереса студентов к изучению предмета;

• формирование уважения к языку и культуре носителей языка;

• совершенствование языковых навыков и умений;

• развитие интереса в познавательной активности ;

• стремление мобилизовать все знания;

• удовлетворение индивидуальных запросов и интересов.

С 2000 года традиционным стало на нашей кафедре проведение конкурсов и олимпиад на иностранном языке. Они стимулируют и активизируют деятельность студентов, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. При организации внеаудиторной работы широко используются и такие формы работы: конкурс-соревнование лучшего знатока иностранного языка, лучший реферат, шоу-технологии (публичные конкурсы, соревнования, КВН, информационное зеркало, театральные постановки, разучивание песен, танцев). Следует отметить, что именно такие виды внеаудиторной работы способствуют проявлению личностных качеств, дают опыт эмоционального реагирования. Анализ проведенной большой внеаудиторной работы преподавателей показывает, что участие студентов в театральных постановках помогает студенту с низким уровнем владения языка поверить в себя, добиться определенного успеха в преодолении языкового барьера. Чувство удовлетворенности достигнутым результатом дает мощный мотивационный толчок для будущих побед и развития коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей.

Приведённые примеры не исчерпывают богатые возможности организации внеаудиторной рабо-

178

ты кафедры по иностранному языку. Метод проектов в последнее время хорошо себя зарекомендовал в обучении иностранному языку, так как он позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более содержательным, интересным и потому более эффективным. Проектная деятельность способствует развитию презентационных навыков, приучает студентов к самоконтролю, личной ответственности, повышает самооценку личности, дает возможность применить полученные знания на практике, а также закладывает основы делового общения, так необходимые в современной профессиональной деятельности.

Практика использования данного метода показывает, что наиболее полно с ним можно работать во внеаудиторной работе. Студенты разрабатывают и защищают свои проекты по темам, являющимся компонентами рабочей программы по иностранному языку. Например, в рамках недели иностранного языка перед студентами первого курса была поставлена цель: интересно рассказать об истории и традициях народов, проживающих в нашей республике. Перед началом работы преподаватели со студентами обсудили тематику и содержание проекта, выделили главные цели и задачи, способы сбора информации. Позже студенты были разделены на подгруппы, каждая из которых получила определенное задание. Важно отметить, что подгруппы формировались с учетом психологических особенностей учащихся, а также уровня языковой подготовленности. В каждой группе участвовали студенты с разным уровнем владения иностранным языком, т.е. студенты с разным уровнем подготовки принимали участие в проектной деятельности в соответствии со своими возможностями и психологической совместимостью. В ходе работы преподаватели кафедры помогали студентам не только при отборе тематики, но и при постановке учебных задач, оказывали помощь в поиске нужных источников информации, поддерживали непрерывную обратную связь для плодотворной работы над проектом. В процессе работы над проектом преподаватели выступали в роли координаторов и консультантов. Студенты ответственно отнеслись к выполнению своего задания. Для лучшего знакомства с историей и традициями нашего региона были совершены экскурсии в местные музеи и поездки по истори-

Литература:

1. Беликова О. С. Условия и факторы развития творческого потенциала личности в обучении студентов вуза // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 5. С. 43-53.

2. Борисова Е.М. Проект на занятиях немецкого языка // Иностранные языки в школе 1998. № 2.; Буренок Е.А. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения английскому языку студентов туристического вуза. Автореферат на соискание степ. кандид. пед. наук. Сходня, 2004. URL: http:// www. dissercat. com/ content/ vneauditornaya-deyatelnost-

ческим местам. В ходе работы они использовали современные компьютерные технологии, фотографии, рисунки, плакаты. В процессе выполнения проекта участники пришли к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта. Многие из них поверили в свои силы и изменили отношение к иностранному языку.

В 2015 году был проведен опрос студентов, участников кружка, с целью выявления мнения о внеаудиторной работе. Были опрошены 50 студентов 1 и 2 курса, принимавших участие в мероприятиях кружка. Опрос показал, что 65 % опрошенных систематически участвовали во всех внеаудиторных мероприятиях кружка. Основным мотивом участия в кружке они назвали интерес к проводимым мероприятиям и подчеркнули, что внеаудиторная работа помогла закрепить и расширить знания по языку, сформировать навыки самореализации, самосовершенствования, преодолеть языковой барьер.

Выводы

Хорошо организованная внеаудиторная работа создает максимально благоприятные условия для эффективного изучения иностранного языка. Она способствует не только развитию интереса студентов к изучению иностранных языков, но и помогает им улучшить качество усвоения материала, закрепить приобретённые навыки и умения на занятиях по иностранному языку, развивает и совершенствует общекультурные и профессиональные компетенции студентов, помогает преодолеть языковой барьер, развивает творческий потенциал. В процессе внеаудиторной работы раскрываются ребята, которые в аудитории отмалчиваются, боятся сказать что-то не то и не так. Совершенствуются такие качества, как развитие памяти, мышления, быстроты реакции и т.п. Различные формы внеаудиторной деятельности помогают вовлечь преподавателей и студентов в сотворчество.

Рекомендации

Развитие и расширение форм внеаудиторной работы, привлечение носителей языка к участию в проведении внеаудиторных мероприятий, разработка научно-методических пособий по исследуемой тематике.

Literature:

1. Belikov O.S. Conditions and factors of development of creative potential of the person in training university students // Scientific Review: humanities research. 2014. № 5. Р. 43-53.

2. Borisov E.M. project in the classroom the German language. Foreign languages shkole 1998. № 2.; Burenok E.A. Extracurricular activities as a means of intensification of professional English teaching students of tourist high school. Author's abstract on competition of a step. Candida. ped. Nauk- Gangway, 2004. URL: Mode of access: http:// www.dissercat. com / content / vneauditornaya-

179

kak sredstvo- intensifikatsii- professionalnogo-obuc-heniya- anglisk.

3. Попова В.И. Внеаудиторная деятельность как социально-педагогическая среда образования студентов // Вестник ОГУ. 2003. № 4. С. 119-123.

deyatelnost - kak sredstvo - intensifikatsii -professio-nalnogo obucheniya-anglisk.

3. Popovа V.I. Extracurricular activities as a social and pedagogical environment education // Vestnik of OSU students. 2003. № 4. Р. 119-123.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.