Научная статья на тему 'К вопросу об организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку'

К вопросу об организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ / INDEPENDENT WORK / METHOD OF PROJECTS / PRESENTATION ORGANIZING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова О. В.

В статье затрагиваются вопросы организации самостоятельной работы студентов, в том числе и при изучении иностранного языка, подчеркивается значение роли преподавателя. Приводится краткое описание наиболее популярных методов самостоятельной работы на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article touches upon the matter of independent students work organizing, including that in the course of foreign language; the teachers part significance. Also it gives a short description of the most popular methods of independent work at present.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку»

УДК: 378.14:802.0

О. В. Кузнецова

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Ключевые слова: самостоятельная работа, метод проектов, подготовка презентации.

В статье затрагиваются вопросы организации самостоятельной работы студентов, в том числе и при изучении иностранного языка, подчеркивается значение роли преподавателя. Приводится краткое описание наиболее популярных методов самостоятельной работы на современном этапе.

Keywords: independent work, method of projects, presentation organizing.

The article touches upon the matter of independent students’ work organizing, including that in the course offoreign language; the teacher’s part significance. Also it gives a short description of the most popular methods of independent work at present.

Новая парадигма образования способствует тому, что образование становится образом жизни человека, не завершается на каком-то определенном этапе, а продолжается всю его жизнь. Непрерывное образование является всеохватывающим по полноте, индивидуализированным по времени, темпам и направленности, осуществляется как в учебных заведениях, так и в процессе жизнедеятельности человека и отдает приоритет самосовершенствованию, самообучению и самовоспитанию. Именно в период обучения в вузе необходимо формирование у студентов навыков самостоятельной работы, так как самостоятельная работа формирует самостоятельность как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности, что является весьма актуальным для современного специалиста независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности.

Целью самостоятельной работы является развитие у студентов познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности мышления: умения переходить от описания явлений, закономерностей к их анализу, от запоминания к пониманию, превращая тем самым поток информации в систему знаний.

Эффективность самостоятельной работы зависит от множества факторов: четкого определения цели студентом (какими навыками и объемом знаний он должен овладеть за определенный период времени), сознательности усвоения учебного материала (механическое зазубривание не создает прочной основы знаний), уровня приобретенных знаний (приступая к работе над новой темой, студент должен хорошо усвоить предыдущий учебный материал), доступности (задания должны быть посильными, но с возрастающими трудностями, чтобы потребовать от студента умственного напряжения) и многих других.

Также трудно переоценить роль преподавателя в процессе организации самостоятельной работы студентов, он должен овладеть целым рядом ролей: помощника, источника информации, консультанта, партнера, который приходит на помощь только по просьбе обучаемого и не навязывает своего решения. По результатам многочисленных исследований, на момент поступления в вуз только 40% студентов способны самостоятельно работать с различными источниками информации; около 80% студентов нуждаются в дополнительных консультациях преподавателя при выполнении домашних заданий и решении учебных проблем. Фактически же, около 95% студентов испытывают потребность в педагогической поддержке их самостоятельной работы. Поэтому роль педагогической поддержки студентов возрастает.

Особое внимание в рамках вузовского образования необходимо уделять организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку, так как именно этот вид работы

при изучении иностранного языка наиболее эффективен в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в техническом вузе преследует цели формирования навыков работы с иноязычными профессионально ориентированными источниками информации (чтение, перевод, творческое переосмысление информации, ее личностная оценка и последующее использование), а также формирование навыков устной речи в рамках общеобразовательных тем и профессиональной тематики.

К сожалению, на современном этапе самостоятельная работа студентов по иностранному языку в вузе не является ни хорошо организованной, ни четко контролируемой. Проблемы ее организации в техническом вузе достаточно актуальны: недостаточная разработка и применение дифференцированных учебных заданий для конкретных студентов (отсутствие индивидуально-личностного подхода); неэффективное использование обратной связи преподавателя со студентами, оперативно информирующей о степени усвоения учебного материала; сложность содержания многих источников информации; неумение студентом самостоятельно приобретать необходимые знания, недостаточные навыки работы с источниками; недостаточное развитие студентами самодиагностики своих знаний, умений, самоконтроля успешности обучения.

Хотелось бы также отметить такие проблемы, как недостаточное количество часов, отводимое на самостоятельную работу в рамках изучения курса иностранного языка (Впрочем, количество часов отводимых на изучение курса иностранного языка в целом, ничтожно мало. Как считают иностранные специалисты, на изучение данной дисциплины в высшей школе должно выделяться не менее 6-8 академических часов, причем иностранный язык должен преподаваться на протяжении всего периода обучения).

Уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка достаточно низок, что обуславливается отсутствием преемственности в системе «школа-вуз», когда вузовская программа, повторяя школьную, не открывает перед студентами новых перспектив и возможностей в изучении иностранного языка, как средства приобретения новых знаний.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что самостоятельная работа должна иметь такое же методическое и материальное обеспечение, как и аудиторные занятия по иностранному языку. В настоящее время в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы - внеаудиторная и аудиторная, проводимая под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию (так называемая консультативная самостоятельная работа), и их соотношение при изучении иностранного языка должно составлять 50:50.

Анализ организации аудиторной самостоятельной работы показывает, что чаще всего она представляет собой всего лишь самостоятельную работу с литературой. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях сохраняется как важное звено самостоятельной работы студентов в целом. Однако с использованием современных информационных технологий возможности организации самостоятельной работы студентов расширяются, целесообразно использование на занятиях электронных учебников, специальных программ для повторения пройденного материала, автоматизированных систем контроля знаний, оценки умений и навыков и др. Как показывает практика, внедрение таких технологий в учебный процесс находит широкий отклик у студентов.

Также достаточно эффективным и интересным методом самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка является метод проектов. Он дает студентам возможность обучаться самостоятельно, искать пути решения проблем, находить и отбирать необходимую информацию, анализировать, делать собственные выводы. Учебный проект включает такие основные этапы как подготовительный, организационный, исполнительный, рефлексивный. На младших курсах эта работа больше направлена на углубленное изучение студентами отдельных тем, на старших - имеет научно-исследовательский характер. Этот

метод как один из видов самостоятельной работы дает возможность максимально реализовать индивидуальный подход к студентам с разным уровнем знаний.

Очень популярен в настоящее время такой вид самостоятельной деятельности как подготовка студентами презентации, которая представляет собой устное, подготовленное и лимитированное по времени выступление. Механизм презентации состоит в том, что при подготовке к ней происходит тренировка эффективного использования речевых средств, а в ходе презентации автоматизируются процессы более высокого уровня. В целом презентация должна предваряться подготовкой языкового и информационного материала, а также включать знание структуры презентации: вступления, главной части с развитием основных положений, логически связанных между собой, и заключения.

Структура презентации тренируется на практических занятиях по иностранному языку, и после несложной теоретической подготовки легко усваивается студентами. Более того, студенты стремятся к овладению навыками презентации, когда обнаруживают, что существует определенная детализированная структура презентации, а также существует способность самовыражения. Преимущество презентации в функциональном аспекте состоит в следующем: формируется филологическое мышление, так как в процессе подготовки презентации создаются условия для развития мотивации к изучению истории иностранного языка, его связей с родным языком, различных языковых явлений. В культурологическом плане - расширяются фоновые знания студента - его кругозор и информированность, формируется логика мышления - последовательность изложения материала, информативность и полнота высказывания взаимосвязь аргументов и следствий.

Что касается системных ограничений презентации, то они, безусловно, существуют. Во-первых, успех презентации во многом обусловлен ее подготовленностью, но также нельзя не учитывать элемент спонтанности, который проявляется в случае необходимости ответить на вопросы или принять участие в обмене мнениями, подобрать или объяснить значение того или иного слова. Данный процесс обусловлен такими субъективными факторами, как языковая компетенция студента, степень интеллектуальной подготовленности, уровень культуры умственного труда, индивидуальные психологические особенности студента: его степенью уверенности в себе, чувством юмора.

Проекты и презентации рекомендуется использовать в рамках организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Также самостоятельная работа более эффективна, если она групповая, особенно парная или в ней участвуют 3 человека, поскольку такая групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, стимулирует познавательную деятельность студентов благодаря взаимному контролю.

Таким образом, самостоятельная работа студентов по иностранному языку в техническом вузе является особой формой самообразования студентов под руководством преподавателя, и дидактические принципы его основы как процесса должны строиться по принципам и формам, которые воспитывают самостоятельное мышление, стимулируют творчество и профессиональные качества студента.

Литература

1. Починалина, Л.Н. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения / Л..Н. Починалина // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2007. - №8. - С.35-36.

2. Филиппов, В.М. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений/ В.М.Филиппов // Высшее образование в России. - 2003. - №2. - С.38-44.

3. Ковалевский И.Н. Организация самостоятельной работы студента/ И.Н. Ковалевский //Высшее образование в России. - 2006. - №1. - С.114-115.

4. Мифтахова, Н.Х. Самостоятельная работа как одно из педагогических условий формирования коммуникативной компетенции будущих переводчиков в сфере профессиональной коммуникации / Н.Х. Мифтахова Г.Р., Тимирбаева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С.205.

© О. В. Кузнецова - ст. препод каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КГТУ, helgasoft@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.