Научная статья на тему 'Организационные аспекты управления самостоятельной деятельностью обучающихся в условиях реализации современных образовательных стандартов'

Организационные аспекты управления самостоятельной деятельностью обучающихся в условиях реализации современных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INDEPENDENT WORK / EDUCATIONAL STANDARD / THE STRUCTURE OF INDEPENDENT WORK / THE STAGES OF INDEPENDENT WORK / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СТРУКТУРА САМО-СТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБО-ТОЙ / ЭТАПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вобликов В. М.

Раскрываются структурные элементы самостоятельной образовательной деятельно-сти обучающихся, этапы и алгоритм ее осуществления, определены направления со-вершенствования управления самостоятельной работой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disclosed structural elements of the independent educational activity of students, the stages and algorithm of its implementation, the directions of improvement of management of independent work

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты управления самостоятельной деятельностью обучающихся в условиях реализации современных образовательных стандартов»

УДК 378.14

В.М. ВОБЛИКОВ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Раскрываются структурные элементы самостоятельной образовательной деятельности обучающихся, этапы и алгоритм её осуществления, определены направления совершенствования управления самостоятельной работой.

Ключевые слова: самостоятельная работа, образовательный стандарт, структура самостоятельной работы, виды самостоятельной работы, управление самостоятельной работой, этапы самостоятельной работы.

Disclosed structural elements of the independent educational activity of students, the stages and algorithm of its implementation, the directions of improvement of management of independent work.

Keywords: independent work, educational standard, the structure of independent work, independent work, independent work, the stages of independent work.

Происходящая в настоящее время модернизация высшей школы, предъявляет новые требования к построению образовательного процесса. В частности одной из ведущих тенденций является смещение акцента в обучении с преподавания на управление самостоятельной образовательной деятельностью обучающегося. Поэтому современные условия высшего образования требуют совершенствования процессов управления самостоятельной работой обучающихся, как важнейшей составляющей образовательного процесса.

Модернизация высшего образования предусматривает не только увеличение объема самостоятельной работы, но и изменения ее роли, подходов к ней. Так современные образовательные стандарты, кроме всего требуют формирования навыков самообразования. Анализ ФГОС ВО по направлению 38.03.03 Управление персоналом и по другим направлениям подготовки показывает, что у выпускника должны быть сформированы, по меньшей мере, три компетенции напрямую связанные с формированием навыков самостоятельной работы (таблица).

© Вобликов В.М., 2017

Требования к результатам освоения программы по направлению 38.03.03 Управление персоналом в области формирования навыков самообразования [1]

Шифр компетенции Содержание компетенции

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию

ОПК-6 владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ПК-33 владением навыками самоуправления и самостоятельного обучения, и готовности транслировать их своим коллегам, обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания

Самостоятельная работа студентов является одним из важнейших элементов обучения в вузе, где образовательная среда должна создавать условия для активного самообразования, а преподаватель из транслятора знаний превращается в менеджера образовательного процесса, организуя и направляя познавательную деятельность обучаемых. Поэтому ее рациональная организация имеет решающее значение для развития самостоятельности, конкурентоспособности как одних из ведущих черт личности современного профессионала с высшим образованием.

Самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в образовательном процессе. С одной стороны, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т.е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем, с другой - форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания направленный либо на получение совершенно нового, ранее неизвестного, знания, либо на упорядочивание, углубление уже имеющихся знаний [5].

В настоящее время основная часть образовательного процесса в высшей школе должна представлять собой специально организованную самостоятельную работу обучающихся. Вместе с тем, это должна быть систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность обучающегося, а не самообразование индивида по собственному усмотрению.

Совершенствование управления самостоятельной работой в образовательном процессе обучающихся предполагает:

совершенствование учебных планов, рабочих программ дисциплин (модулей) в рамках существующих ФГОС высшего образования;

оптимизацию методов обучения, внедрение в образовательный процесс современных технологий, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование современных информационных технологий, позволяющих обучающемуся, в удобное для него время осваивать содержание дисциплин (модулей);

совершенствование форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся, в том числе на основе балльно-рейтинговой системы,

позволяющей наряду с другими видами работ учесть и объективно оценить результаты самостоятельной работы;

совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;

совершенствование практики курсового проектирования и выполнения выпускных квалификационных работ, которые должны повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения исследовательских и профессиональных задач.

Для усвоения объема знаний и приобретения устойчивых умений и навыков, предусмотренных государственными образовательными стандартами нового поколения, при сокращении контактных форм обучения, необходимо повысить степень и качество восприятия предлагаемой информации и предложить такие формы самостоятельной учебной деятельности студентов, которые смогут обеспечить познавательную активность при решении учебных профессиональных задач и одновременно позволят сформировать необходимые качества личности, обеспечивающие самообразование и саморазвитие.

Структурно самостоятельная работа студентов может быть разделена на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя.

В зависимости от условий проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за результатами, можно следующие формы самостоятельной работы:

• самостоятельную работу во время аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических и лабораторных работ);

• самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

• внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера [6].

Следует отметить, что такое деление является достаточно условным, и в реальном образовательном процессе эти формы пересекаются друг с другом.

В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

Включение обучающихся в самостоятельную образовательную деятельность должно осуществляться поэтапно.

Первый этап - ознакомление студентов с образцами самообразовательной деятельности. Данный этап призван способствовать выработке положительной мотивации, общего подхода к организации самостоятельной работы, развитию соответствующих умений. Задачами данного этапа являются: возбуждение

интереса к самостоятельной работе; обеспечение правильного понимания сущности самообразовательных умений; раскрытие приемов самообразования.

Второй этап - формирование умений самостоятельной работы. Его содержание должно составлять мобилизацию и активизацию внутренних резервов обучающихся, на максимальное погружение их в работу с информацией, сознательное и целенаправленное извлечение и генерирование на ее основе новых знаний.

Третий этап - совершенствование умений самостоятельной работы за счет овладения творческой рефлексивной деятельностью как одного из условий развития самообразования, самореализации и самосовершенствования [2].

Основу самостоятельной работы студентов составляет личностно-деятельностный подход, ориентированный на формирование умений в решении типовых и нетиповых профессиональных задач, реальных ситуаций, будущей профессиональной деятельности.

Особое значение в связи с этим приобретает методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, которое должно включать: перечень видов и тематику самостоятельных работ, цели и задачи каждой из них, содержание заданий и методические указания по их выполнению, перечень литературы, источников и ресурсов сети Интернет, необходимый для выполнения заданий [7].

Самостоятельная работа студентов должна удовлетворять определенным дидактическим требованиям: способствовать решению основных дидактических задач - приобретению студентами глубоких и прочных знаний, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике; быть доступной по уровню сложности и систематичной, связанной с практикой и обеспечивающей проявление обучающимися сознательной творческой активности; быть органичным элементом целостного образовательного процесса.

Одной из важнейших характеристик самостоятельной работы является то, что она представляет собой систему. И как система самостоятельная работа представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимообусловливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной познавательной деятельности.

Достижению целей самостоятельной работы обучающихся будет способствовать применение разнообразных видов самостоятельной работы, таких как:

конспектирование; реферирование литературы; аннотирование книг, статей;

выполнение заданий поисково-исследовательского характера; анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента;

работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой;

участие в работе семинара, круглого стола, конференции: подготовка выступлений и презентаций на семинарах, круглых столах, конференциях, подготовка рефератов;

практические занятия: подготовка к групповым проектам и дискуссиям, деловым играм, выполнение заданий, действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата;

научно-исследовательская работа при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы;

контрольная работа: письменное выполнение; выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики;

подготовка к текущему, рубежному контролю и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю).

Еще одним видом самостоятельной работы студентов, является работа в составе небольших групп студентов (3-5 чел.) по решению проблемы, основанной на реальной профессиональной ситуации и требующей применения знаний, полученных из нескольких изученных ранее дисциплин. Работа осуществляется с участием представителей различных кафедр вуза, при координирующей роли ведущей кафедры. Такая самостоятельная работа может быть включена в учебный план, в качестве самостоятельного интегративного элемента.

Одним их условий эффективного управления самостоятельной работой по мнению И. Ковалевского, может быть применение учебных пособий управляющего типа, в которых создаются условия для самоконтроля и самокоррекции в процессе самостоятельного изучения программного материала. Такого рода пособие состоит из трех частей. Первая включает информационный текст, составленный на основании программы учебной дисциплины, изучая которую, студент получает возможность определить объем необходимого для усвоения материала. Осуществление самоконтроля начинается со второй части пособия, содержащей вопросы к информационному тексту и выборочные ответы к ним, которые студент должен подвергнуть анализу. Перед вопросом приводится порция информации, концентрирующая внимание на определенной части ранее изученного материала и из которого последовательно вытекает поставленный вопрос. Работа со второй частью не предполагает усвоения новых знаний, но позволяет студенту корректировать ранее полученные знания (на лекциях, практических занятиях и т.п.) с теми, которыми он овладел в ходе изучения информационного текста, представленного в первой части. Выбрав и проанализировав ответ, студент обращается за подтверждением к третьей части пособия - консультациям-комментариям к предложенным ответам на поставленные в предыдущей части вопросы [3].

Самостоятельная работа обучающихся должна иметь свой алгоритм и структуру:

дифференциация заданий (подбор и обзор литературы и источников для научной и практической работы; подготовка выступлений и презентаций; решение задач и ситуаций; выполнение научно-исследовательской работы);

этапы и приемы (подбор рекомендуемой литературы и источников; знакомство с вопросами темы; определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу; составление текста выступления, составление схем, таблиц, презентаций на основе текста лекций, учебника, Интернет - ресурса; выполнение практического задания, решение ситуации);

комплекс средств освоения (методические разработки для обучающихся с основным содержанием дисциплины (модуля); матрица внутри предметных связей; дидактический раздаточный материал; контент дисциплины (модуля), презентации, видеофильмы; сборник задач, тесты (контрольные задания) и др.);

руководство выполнением (собеседование и контроль; консультации; анализ, рецензирование, оценка, коррективы; дискуссии; подведение итогов и

др) [7].

Важным условием обеспечения эффективности управления самостоятельной работой является контроль за её организацией и ходом. Контроль должен быть не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность самостоятельной работы в целом. Контроль не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего - стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Для достижения этой цели следует включать результаты самостоятельной работы в показатели текущей успеваемости, включать задания, выполняемые в ходе самостоятельной работы, в билеты и вопросы на зачете (экзамене), от оценок которых зависит рейтинг студента и окончательная оценка. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания.

Таким образом, современные условия развития образования определяют необходимость его непрерывности, требующего от обучающегося постоянного самосовершенствования, что обеспечивается сформированными умениями и навыками самостоятельной работы. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что самостоятельная работа обучающегося - это не самообразование индивида по собственному усмотрению, а систематическая, организованная и управляемая вузом самостоятельная деятельность, которая является доминирующей в системе современного высшего образования.

Литература и электронные ресурсы

1. Министерство образования РФ. Документы. URL: httpV/минобрнауки.рф/ (дата обращения 10.02.2017).

2. Кирюшкина А.Г. Моделирование самостоятельной работы студентов с использованием новых образовательных технологий. URL: http://www.orenport.ru/docs/281/work_stud/Members/Kirychkina.htm (дата обращения 11.02.2017).

3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России 2000. № 1. С. 114-115.

4. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-tehnologii-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения 11.02.2017).

5. Тишков К.Н. Роль и методы самостоятельной работы студента в современных условиях [Электронный ресурс] / К.Н. Тишков, О.С. Кошелев, И.Н. Мерзляков.

6. Шишкин В.П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов. URL: http://www.nntu.ru/RUS/NEWS/t1d25.html (дата обращения 11.02.2017).

7. Якушева С. Д. Самостоятельная работа студентов - один из важнейших элементов обучения в вузе. URL: http://www.orenport.ru/docs/281/work_stud/Members/Jkuchev.htm (дата обращения 11.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.