Научная статья на тему 'Домашнее творческое задание как вид самостоятельной работы студентовнеязыковых специальностей'

Домашнее творческое задание как вид самостоятельной работы студентовнеязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / COGNITIVE ACTIVITY / MOTIVATION / HOME CREATIVE TASK / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ / ДОМАШНЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дигтяр Олеся Юрьевна

Самостоятельной работе студентов по иностранному языку следует уделять особое внимание, так как именно она позволяет сделать процесс формирования иноязычной компетенции непрерывным и развить у обучаемых потребность в постоянном самообразовании. Самостоятельная работа является важным дополнением к аудиторным занятиям. Существуют разные цели применения самостоятельной учебной деятельности, как, например, выстраивание процесса обучения с точки зрения экономии учебного времени, активизация поиска новых знаний обучающимися, развитие творческой активности студентов и образования в целом, и как следствие, повышение качества предлагаемых учебных программ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дигтяр Олеся Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ndependent work of students in a foreign language should be given special attention, as it is to make the process of formation of foreign language competence and continuously develop the trainees need for continuous learning. Self-study is an important addition to the classroom training. There are different intended use of independent educational activity, such as building a learning process in terms of saving training time, the intensification of the search for new knowledge of students, the development of creative activity of students and education in general, and as a consequence, improve the quality of the proposed training programs.

Текст научной работы на тему «Домашнее творческое задание как вид самостоятельной работы студентовнеязыковых специальностей»

УДК 811.161.1

ДОМАШНЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ КАК ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

О. Ю. Дигтяр

Самостоятельной работе студентов по иностранному языку следует уделять особое внимание, так как именно она позволяет сделать процесс формирования иноязычной компетенции непрерывным и развить у обучаемых потребность в постоянном самообразовании. Самостоятельная работа является важным дополнением к аудиторным занятиям. Существуют разные цели применения самостоятельной учебной деятельности, как, например, выстраивание процесса обучения с точки зрения экономии учебного времени, активизация поиска новых знаний обучающимися, развитие творческой активности студентов и образования в целом, и как следствие, повышение качества предлагаемых учебных программ.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, иноязычная компетенция, познавательная активность студентов, мотивация, домашнее творческое задание.

Independent work of students in a foreign language should be given special attention, as it is to make the process of formation of foreign language competence and continuously develop the trainees need for continuous learning. Self-study is an important addition to the classroom training. There are different intended use of independent educational activity, such as building a learning process in terms of saving training time, the intensification of the search for new knowledge of students, the development of creative activity of students and education in general, and as a consequence, improve the quality of the proposed training programs.

Keywords: independent work of students, foreign language competence, cognitive activity, motivation, home creative task.

Самостоятельной работе студентов, на сегодняшний день уделяется все больше внимания в соответствии с требованиями учебного процесса. Самостоятельная работа - это такая деятельность обучающихся, которая направлена на реализацию цели, поставленной преподавателем на занятиях английского языка: формирование и развитие лингвистических навыков в определенных видах речевой деятельности и реализация полученного опыта на практике.

Из-за перераспределения учебной аудиторной нагрузки в сторону внеаудиторных часов изучения дисциплины, что теперь относится к самостоятельной работе студентов, в последнее время, в соответствии с новыми стандартами ФГОС уделяется все больше внимания и часов. По этой причине можно говорить о том, что расширяется познавательная активность студентов, и, как утверждают многие специалисты, у студентов формируется осознание необходимости приобретения знаний по предмету, что в дальнейшем окажет влияние, как на сам учебный процесс, так и на профессиональный рост в будущем [1. С.25].

В осуществлении самостоятельной работы студентов особую роль играет сам навык этой работы. Хотелось бы отметить, что, к сожалению, не у всех студентов младших курсов такой навык сформирован. Здесь поднимается множество проблем, одна из которых заключается в том, что зачастую проблема формирования подобных навыков у студентов перерастает в проблему формирования соответствующего уровня мотивации и развития интереса к обучению в целом. Соответственно, одна из приоритетных задач преподавателя заключается в том, чтобы помочь студентам организовать самостоятельную деятельность наиболее качественно, что в дальнейшем принесет ожидаемые, продуктивные результаты от их деятельности.

Самостоятельная работа студентов может осуществляться как в самом учебном заведении, так и за его пределами. В аудитории обучающиеся могут работать самостоятельно, выполняя задания преподавателя в течение некоторого времени. Вне аудитории под самостоятельной работой понимается работа, выполненная студентом, представленная в разных формах, как например, подготовка к практическим занятиям, самостоятельное изучение отдельных тем по учебной программе, подготовка к выполнению тестовых работ с возможностью отработки наиболее сложных грам-

матических или лексико-грамматических явлений, подготовка к итоговым видам контроля, включая зачеты и экзамены; а также написание эссе, подготовка презентаций и т.д. [2. С.16].

Существует ряд требования, которым следует придерживаться при выполнении самостоятельной домашней работы. Во-первых, домашняя работа, а именно домашнее творческое задание (ДТЗ) должно выполняться студентом персонально или творческой мини группой (преподаватель сам определяет исходные языковые возможности студентов, придерживаясь международной языковой шкалы уровней владения иностранным языком), распределяя студентам соответствующие их уровням творческие задания, что, в конечном итоге, даст возможности более сильным студентам продвинуться вперед в языковых познаниях, и, наоборот, более слабым студентам выполнить ДТЗ по своему уровню, реализовать свои возможности и поставить перед собой цели на перспективу в изучении иностранного языка, т.е. быть «промотивированными» к дальнейшему более глубокому изучению предмета. Во-вторых, ДТЗ должно представлять собой такую работу, в которой рассматриваются современные проблемы изучаемых дисциплин, но на иностранном языке, так как в большей степени, студентами неязыковых вузов рассматриваются проблемы не филологического, а именно междисциплинарного характера, связанные с проблематикой выбранными ими же специальностями. В-третьих, студентам при отчетности по ДТЗ рекомендуется проявить соответствующую своему уровню владения иностранным языком компетентность, в предлагаемых для обсуждения проблем. В-четвертых, ДТЗ должно содержать новизну, актуальность и учебно-практическую необходимость

Говоря о домашнем задании, следует определить самостоятельную домашнюю работу по ее видам. В самостоятельной работе определяют несколько уровней: 1) направленный на репродуктивное воспроизводство материала и на тренировку приобретаемого навыка, 2) направленный на реконструктивное воспроизведение изучаемого материала, нацеленный на восстановление некоторых элементов в задании и 3) творческий, направленный на создание и развитие умений студентов, необходимых для более качественного овладения материалом по предмету и, опять же, воспроизводство запрашиваемой информации.

1. Самостоятельные работы, в которых осуществляется тренировка учебного материала, где предполагаются действия студентов по заданному алгоритму, шаблону или речевым моделям. Известно, что овладение системой моделей приводит к формированию навыка, а на примере иностранного языка, приобретаются умения, направленные на развитие того или иного вида речевой деятельности, что в каждом отдельном случае решает сам преподаватель, устанавливая цели и задачи каждого творческого задания для всех студентов индивидуально.

2. Выполнение реконструктивных ДТЗ нацелены на то, чтобы смотивировать студентов к решению поставленной преподавателем задачи самостоятельно, опираясь на имеющиеся знания, полученные умения и навыки (тезисы, реферирование статей, аннотирование и т.д.).

4. Домашние задания, имеющие научно-исследовательский и творческий характер. Студенты, как правило, охотно принимаются за выполнение такого рода заданий, где они могут проявить свою самостоятельность и познавательную активность. Через творческое задание студенты глубоко проникают в сущность проблемы, находя самые разные пути ее решения. Наиболее широко здесь применимы навыки составления презентаций, что охотно поддерживается студентами и востребованы на всевозможных конференциях, форумах, круглых столах и научных студенческих конгрессах.

В самостоятельной работе студентов выделяют следующие уровни:

1. Аудиторная работа осуществляется на практических занятиях и т.д. Здесь могут быть совместные рассуждения, диспуты, «case study» «brainstorming», лексические диктанты, контрольные работы и т.д., т.е. все то, что преподавателем было запланировано заранее.

2. Внеаудиторная работа включает в себя самостоятельное изучение литературы, в том числе специальной и научной, чтение зарубежных источников на иностранном языке для дальнейшего использования в докладах, рефератах, презентациях и т.д., подготовку к текущим занятиям, выполнение заданий по темам, которые отводятся на самостоятельное изучение в рамках учебной программы. Внеаудиторная деятельность студентов оценивается

через тесты, вопросы для самоконтроля, тесты. Задания могут быть обязательными для всех, и необязательными, т.е. индивидуальными, которые расширяют объем знаний или меняют их в зависимости от готовности студента и его интереса к дисциплине, что особенно применимо к изучению иностранного языка [3. С.34].

Исходя из практического применения домашних творческих заданий (ДТЗ) в обучении студентов неязыковых специальностей, то можно предложить разные виды выполнения самих ДТЗ. Одним из выбранных видов стал предложенный преподавателем кроссворд по одной из тем в рамках учебной программы. В начале семестра преподаватель нацелил студентов на выполнение данного задания. Была обозначена тема, в ходе которой предлагалось найти и выписать термины, дать им объяснения, составить глоссарий и сам кроссворд. Известно, что чтение профессиональной литературы предполагает обязательное составление словаря по специальности, т.е. терминов. Помимо основной цели, заключающейся в том, чтобы расширить лексический запас и активизировать его в речевой практике, применение такой формы ДТЗ может иметь основу для создания дополнительной возможности использования материала в учебных целях (написание рефератов, докладов на иностранном языке и т.д.), а также расширение лингвистического опыта студентов путем языковедческого анализа слов, правил их заимствования, а также изучение способов словообразования [4. С. 47].

Отобрав слова по теме, студенты приносят преподавателю на проверку их пригодности и значимости по изучаемой тематике, и, получив одобрение, студент может приступать к составлению самого кроссворда с обязательным составлением глоссария. При этом необходимо руководствоваться следующими общими правилами и некоторыми рекомендациями, а именно: изучить и проанализировать предложенные тексты для чтения по специальности, выполнить задания по ним; определить ключевые термины самостоятельно или с помощью преподавателя; отобранные темы и лексические единицы должны относиться к изучаемой дисциплине и они должны быть новыми и не повторяться (преподаватель должен четко отслеживать динамику и частоту поступающих терминов по теме и уже отобранные студентами); выбранные термины и лексические единицы должны быть снабжены транскрипцией и переводом на русский язык и должны предназначаться для активного усвоения.

Таким образом, наличие домашнего творческого задания определяется учебной программой. Содержание самого ДТЗ должен определять сам преподаватель, исходя из специальности, целей, уровня владения иностранным языком студентами по европейской шкале, уровнем мотивированности студентов в изучении данного предмета и их индивидуальными способностями.

Список литературы

1. http://koi.tspu.edu.ru/koi_books/Yarkina1/13.htm

2. http://pandia.ru/text/78/014/454.php Методические рекомендации преподавателя по освоению дисциплины «Иностранный язык».

3. http://nsportal.ru/npo-spo/sfera obsluzhivaniya/library/2015/01/ 19/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-prepodavatelya Методические рекомендации для преподавателя специальных дисциплин.

4. Деулина Е. Н. Управление мотивацией в обучении иностранному языку / Е. Н. Деулина Е. Н., Т. А. Танцура // Lingua mobilis. - 2011. - № 2 (28). - С. 152-159.

Сведения об авторе

Дигтяр Олеся Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Финансовый университет при правительстве РФ (Москва).

Digtyar@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.