Моделирование процесса обучения иностранному языку в вузе с помощью интерактивных технологий
Абсалямова Рамзия Ахмаровна к. п. н., доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации,
Тюменский государственный университет, ул. Володарского 6, г. Тюмень, 625000, (3452)277889 [email protected]
Аннотация
Новая концепция обучения студентов иностранному языку в системе непрерывного образования направлена на достижение соответствия международным и отечественным требованиям к уровню владения иностранным языком. В данной работе мы рассматриваем применение информационно-коммуникационных технологий как средство оптимизации учебного процесса посредством внесения изменений в организацию обучения. При организации учебного процесса преподаватель разрабатывает стратегию учебной деятельности студентов.
New concept of students' foreign language learning in the system of recurrent education is aimed at achievements in accordance with international and domestic requirements to foreign language proficiency.
We distinguish information and communications technologies as optimizing technique of learning process by making amendments in organization of teaching process in this paper.In the education process the teacher works out a strategy of learning activity.
Ключевые слова
Компетентностный подход, интенсификация, оптимизация, интерактивные технологии
œmpetency-based, approach, intensification, optimisation, interactive technology
Введение
На современном этапе основной задачей высших учебных заведений является проблема повышения качества и обеспечения качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией методик и технологий организации образовательного процесса и, конечно, с переосмыслением целей и результатов образования. Основным критерием подготовленности выпускника высшей школы к быстро меняющимся условиям труда являются компетенции. Компетентностный подход является методологической основой ФГОС ВО.
В современных исследовательских работах понятие «компетентностный подход» рассматривается как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [1]; как методологический принцип проектирования многоуровневого образования [2]; как метод моделирования целей и результатов образования; как отражение результата образования в целостном виде ; как система признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности [3].
В современных условиях иноязычная подготовка студентов, в частности ее практическая направленность становится одним из факторов повышения уровня конкурентоспособности молодых специалистов. Специалисты различных специальностей, у которых сформированы и развиты не только профессиональные компетенции, но и иноязычная профессионально-коммуникативная компетенции наиболее востребованы на современном рынке труда.
Владение выпускниками профессиональным иностранным языком позволяет им осуществлять социальное и профессиональное общение с представителями других лингвистических культур и шире развивать компетентное разностороннее. В учебных планах этот предмет называется «Иностранный язык в профессиональной сфере», «Иностранный язык для специальных целей». «Профессиональный иностранный язык» или «Язык специальности».
Согласно государственному образовательному стандарту эти дисциплины призваны развивать следующие общекультурные компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; способность к самоорганизации и самообразованию.
Значимость иностранного языка заключается в том, что он дает возможность реализоваться современной задаче образования - интеграции в мировую науку и культуру. В центре процесса обучения стоит будущий специалист, и задачами преподавательского состава являются создание условий для организации и управления учебной и самообразовательной деятельностью будущих специалистов; создание и использование методов обучения, которые обеспечивают достаточно интенсивное протекание учебного процесса и его высокую результативность за счет оптимальной организации всего процесса обучения.
Информационно- коммуникационная образовательная среда, информационные коммуникационные технологии (ИКТ), Интернет-технологии становятся в настоящее время приоритетами в моделировании процесса обучения в вузе. Их использование на совершенно новом уровне позволяет обеспечивать интерактивность обучения и создавать специальную обучающую среду.
Дидактические основы использования интерактивных технологий
Специфика будущей профессиональной деятельности определяет особенности практического владения иностранным языком студентами неязыковых вузов. Подготовка будущих специалистов проводится на основе коммуникативной направленности обучения, которая связана с формированием интерактивной компетенции. Формирование интерактивной компетенции предполагает развитие познавательных процессов, творческого мышления, речевой активности студентов.
Анализ педагогической литературы показывает, что понятие «интерактивные формы обучения» имеет широкий спектр применения.
Работы многих исследователей посвящены дидактическим основам использования форм интерактивного обучения в образовательном процессе (И.Г. Абрамовой, Н.В. Борисовой, A.A. Вербицким, И.И. Ивановой).
Интерактивное обучение понимается как специальная форма
познавательной деятельности, как средство, предоставляющее учителю и ученику возможность организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, как средство управления потоком учебной информации (О.Г. Филатова, М.А. Бережная и др.). Понятие «интерактивное обучение» рассматривается также как способ взаимодействия человека с информационной
средой, а понятие «интерактивность» является одним из показателей новых коммуникационных технологий.
Реализация компетентностного подхода в обучении предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий; это традиционные деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций (метод case study), компьютерные симуляции и т.д.; они в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой способствуют формированию и развитию профессиональных навыков студентов.
Цель данной работы - рассмотреть моделирование процесса обучения иностранному языку с использованием интерактивных технологий применительно ИКТ. Общие принципы организации учебных занятий с использованием ИКТ основаны на методах организации дистанционного учебного процесса, т.к. процесс обучения с использованием ИКТ является расширенной формой дистанционного обучения.
Согласно классификации, Е. С. Полат к таким формам относятся:
-интеграция очных и дистанционных форм обучения;
-сетевое обучение;
-сетевое обучение и кейс-технологии;
-видеоконференции, интерактивное телевидение [4].
На сегодняшний день самым главным вызовом для преподавателя иностранного языка является развитие и применение методов систематизированного и упорядоченного применения информационно-коммуникационных технологий для образовательных целей, т.к. только при этом условии возможно доминирование активности студентов в процессе обучения и происходит научение управлению деятельностью самих студентом в сотрудничестве с преподавателем, т.е. возможно построение индивидуальных образовательных траекторий.
Одним из действенных факторов развития активности студентов в процессе обучения, влияющим на развитие готовности к межкультурной коммуникации, на формирование знаний, развитие иноязычных навыков и умений является интенсификация процесса обучения.
В педагогических исследованиях существуют различные точки зрения на проблему интенсификации процесса обучения. Интенсификация рассматривается как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени» [5] и как «оптимальная организацию обучения, позволяющая добиваться максимальных результатов в сокращенные сроки» [6]. Многие исследователи рассматривают интенсификацию как обеспечение прочного усвоения строго отобранного круга профессионально необходимых знаний и выработки соответствующих умений и навыков в оптимально допускаемые интересами общественного развития сроки.
В данной работе мы рассматриваем интенсификацию как деятельность, направленную на достижении максимального эффекта обучения в заданных условиях, при заданной цели за счет оптимизации способов обучения, за счет соответствующей организации учебного материала, за счет рационального использования учебного времени.
Проблема интенсификации учебного процесса органически связана с проблемой оптимизации обучения, которая включает в себя эффективность и продуктивность усвоения учебного материала в процессе обучения.
Таким образов речь идет об обучении, при котором интенсифицированный характер учебного процесса будет находиться в прямой зависимости от оптимального характера этого процесса.
В данной работе мы рассматриваем применение информационно-коммуникационных технологий, а именно технологий Web 2.0. Данные технологии как средство оптимизации учебного процесса дают возможность внесения
изменений в организацию обучения, позволяют участникам учебного процесса самим являться «активными» создателями мультимедийного контента на иностранном языке
Итак, преподаватель не только имеет возможность оптимизировать процесс развития иноязычных умений и навыков, но и организовать учебный процесс на основе компетентностного подхода и контекстного обучения, в рамках, которого происходит моделирование будущей профессиональной деятельности обучаемого.
Согласно ФГОС основной целью курса иностранного языка в профессиональной сфере является овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной иноязычной компетенции для решения профессиональных задач, для общения с зарубежными партнерами и для дальнейшего самообразования.
В результате освоения дисциплины обучаемые должны • знать: грамматические и лексические правила и нормы построения языка, характерные для общенаучной и профессиональной речи; базовую лексику, представляющую общенаучный стиль, а также основную терминологию в области узкой специализации...;
•уметь: вести монологическую и диалогическую речь в рамках, изученных тем с учетом правил речевого общения в профессиональной сфере; переводить аутентичные тексты профессионального характера с иностранного языка на русский со словарем; извлекать необходимую информацию из устных и письменных источников профессионального характера без словаря и т.д.
Существенная роль в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов неязыковых специальностей принадлежит как было отмечено выше, специальной лексике. Более того, систематическое накопление и расширение словарного запаса является одной из главнейших задач при обучении иностранному языку.
Практика работы в высшем учебном заведении показывает, что работа по созданию иноязычных профессиональных знаний должна проходить, особенно на начальном этапе, по четким алгоритмам и по возможности с аудиовизуальным подкреплением. Использование технологий Web 2.0 вызывает значительные изменения в организации, методах, формах работы над профессионально-ориентированной лексикой.
Использование интерактивных технологий
Интернет ресурсы превращают процесс обучения в творческое и познавательное сотрудничество, позволяют преподавателю и обучаемому управлять потоком учебной информации. Одной из основополагающих идей развития Интернета в последнее время стала концепция Web 2.0. Наиболее распространенная классификация Web 2.0 основана на ключевых функциях различных сервисов [7]:
• медиасервисы, предназначенные для хранения совместной работы над медиаобъектами;
• форумы и чаты, предназначенные для общения пользователей;
• социальные сети, предназначенные для общения и персонализации в Сети
• блоги, предназначенные для публикации, заметок, статей и т д.;
• социальные закладки, предназначенные для каталогизации и обмена ссылками;
• инструменты совместного редактирования, предназначенные для создания и редактирования документов;
• вики, предназначенные для создания совместных энциклопедий
Данные технологии дают хорошие возможности для организации тренировочной работы над профессионально-ориентированной лексикой и предлагают рациональные стратегии овладения лексикой, как на практических занятиях, так и во внеаудиторное время.
Инструментарий Web 2.0
На первом курсе наиболее удобной и эффективной для работы с профессионально-ориентированной лексикой является технология, предоставленная веб-сайтом quizlet.com. Основой quizlet являются сэты. Сэт предусматривает выполнение заданий на усвоение лексики, задания для осуществления как поэтапного, так и итогового контроля усвоения языкового лексического материала.
Для создания собственного сэта мы отбираем лексический минимум согласно следующим критериям:
- соответствие тематике будущей специальности;
- частотность употребления;
-прагматичность или возможность дальнейшего использования;
-словообразовательная ценность.
Согласно тематическому плану для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов первого курса предлагаются сэты по пяти из шести модулям:
-Einführung in die physische Geographie (25 );
-Erde als Himmels^rper (20);
- Erdgestalt (20)/Erdaufbau (11);
- Erdkunde Plattentektonik (25);
- Plattentektonik/Vulkanismus (32).
В зависимости от уровня обученности программой предлагается возможность составления сэтов в виде списка слов с переводом, так и в виде перечня различных понятий, картинок с описанием(рис.1).
ВИИГЧ* лл-Щцг flf мчщ
h№WHIHM«li^ &4&J kritfl н ftt hc v ■ | Eij la
■1....И1 KSlilüWm
. .J'-^hfr-trur TriI-, -T'ülLl' 1 1
TUh
3 ^г-л-i pid m
K-K Öf in tr«tw*Wf 14*1! <m Wjihmti-jTTunn
Jt'Öt frt^HTUW in Hyp
J JCni JHMM* ЕГЧ-rjf ПГ*^
аа 0 » <3 * LaJ s ■w
rr
ът
Рис.1. Термины с объяснениями
На рис. 1 представлена профессионально-ориентированная лексика, модуль «Erdaufbau». Данный вид работы способствует не только усвоению специальной лексики, но и распознаванию и пониманию этой лексики в микротексте, что способствует развитию навыков понимания чтения профессионально -ориентированной информации (описание понятий), понимания грамматической структуры предложения.
Эффективность применения этой технологии для тренировки профессионально-ориентированной лексики высока т.к. в программе многократно повторяются и озвучиваются в различных упражнениях термины.
Говоря о системе упражнений, предваряющей устное общение и понимание содержания аутентичных профессиональных текстов, мы всегда помним об их общем построении и дозировке трудностей: от одной трудности в одном упражнении до распознавания схожих по виду явлений, о цикличности повторения изучаемого материала в малых дозах в течении длительного времени, о доведения навыков до автоматизма, об усложнении упражнений.
Для создания собственных листов можно использовать и сеты, созданные другими пользователями, их можно изменять и подстраивать под себя. К каждому сэту (теме) предложены следующие режимы (функции) работы:
Flashcards - главный режим для заучивания слов, предложены карточки для чтения и прослушивания терминов и их описаний (рис.2);
Learn - режим проверки и закрепления знаний, упражнение направлено на развитие навыков письма и понимания на слух отдельных слов и словосочетаний, предложений;
Speller - режим развития понимания на слух и правописания, упражнение направлено на развитие навыков понимания на слух и навыков письма;
Test - режим теста, состоит из четырех заданий, задания направлены на проверку усвоения лексического материала (письменная запись терминов; задание на выбор соответствия; задание на выбор правильного ответа из предложенных, задание: выбор (правильно/неправильно);
Gravity, Scatter - режим игры, упражнения направлены на сопоставление термина и описания.
.....1
с ччйик- 1 I =
bHM-^iH ■ йы Е
v b
Е№ЛЯГ liWfMthlitN 14*104*1
о« t * ац С II 1-е
rtwliinm
Рис.2. Термины с иллюстративными элементами
На рис.2. даны термины с иллюстративными элементами, модуль «Erdaufbau». Представлен вариант запоминания слов с помощью визуального образа.
FT □ - fl E>
С Ö http! ■ ■quillelcofn 15I53J51-1 speller 'h: ■ =
Quiz let |S Cards r" learn h/ Spslier |H Test и Scatter Giffrty ^ nurgvitt...
-ШИМ11 der En
Рис. 3. Режим Speller
На рис. 3. представлен пример режима Speller, данный вид работы направлен на развитие навыков аудирования и письма: студентам предлагается прослушать описание, написать термин и составить образное представление об объекте или процессе.
Режимы Test, Gravity, Scatter направлены на проверку усвоения лексического материала. Студенты имеют возможность для самостоятельного определения уровня освоения лексики и многократного прохождения тестов.
Следующая технология, способствующая оптимизации усвоения специальной лексики - технология создания карты знаний (mind map). с помощью программы Mind Meister .
Карты знаний(они же ментальные карты, карты ума) помогают систематизировать необходимый для усвоения материал в виде сетей, иерархически или произвольно связанных узлов (событий). Исключительной чертой карты знаний является системное изложение материала, предназначенного для усвоения. Особенность составления данных карт заключается в возможности визуализации сложной информации, содержащей в профессионально - ориентированных текстах и возможности предоставления обзора нового материала студентам. Каждое понятие (термин) «привязывается» к главному слову, и эта последовательность создает ветку понятийного аппарата темы. В итоге mind map может иметь имеет древовидную структуру, состоящую из нескольких понятийных веток.
На рис.4 представлен пример карты знаний по модулю Regenerative Energiequellen (3 семестр). При работе над аутентичным текстом профессиональной направленности студенты структурируют понятия и определения, отталкиваясь от главного слова и выстраивают цепочку изложения темы(текста) с помощью ключевых слов. Применение Mind Maps возможно на любом этапе модуля:
(введение, тренировка, закрепление, контроль учебного материала) в виду разнообразия их видов и форм. Данный инструмент способствует обеспечению более высокого качества обученности и активизации работы воображения и учебной деятельности
Г
' ^ D "г!лноыbr«jAie« ;<Т, SeginerabYtEnergieque Х^^^
Ном; tuuao
С ü ht^5://w™.mindm«ister.coi»Viu/531391627/figinefativ#-energipquf!len
Rigowitn« Ewgiw sind Епифймдн biw. twig «quellen, d* ixh kofiWmierfch enwwrn b^ flxhwichsgn_
9a einer oacMiättigen Nuüung dieser R«»ur«fl «if Si vtrtxMelurm die
Erneuerungsrate nifht übersteigen
biöfcrt« di« dir#*w Umwjnilu vor Sonnenlicht in elektrische Energie mittel! ScUmtitn_
PhotoMoHaflt f j 7 Direkte Urnwändlurg dee
\ Quelle Serawnenergie jn etektred "y. Ewtgi»
E
10 чемм«!») лрюиры* ив
е т ft * ЕЭ > S «|
Создать мен ильную каргу
пнг -
ГТГДЧ ПИЛЯ &+1
Рис. 4. Карта знаний (mind maps): Regenerative Energiequellen
Используя данную технологию при работе над специальным текстом происходит восстановление пассивного словарного запаса студентов и обогащение активного словарного запаса и
Технология Word Clouds (Word Tags). «Облако слов» это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.).
Данная технология наиболее эффективна на завершающем этапе обучения профессиональному иностранному языку. Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия. На практических занятиях эффективно использовать данную технологию в качестве опорного конспекта, т.е. на основе одного или несколько небольших изученных профессионально ориентированных текстов создается словарное «облако».
На рис.5 представлен пример облака слов по модулю «Leseverstehen» (3 семестр)
1 i r i - - TT w^i. B^f
I Jl4l J vrillll-llirll-«- lill|-.ll.-.1l- .-..-■■
"Л■ м'п rvnd шiI hiriIi"ii'-i: ri irjiIi- гмiп |'■ ->7. n чтиmrf iinlemv^f. u-O luhtihi tw Tilr-rwrS utmn t''.n>i ¡.In S it№t
Inn- 'i Wwd Cl«jdi ädW f*a Clo-ud* i aiu- j>|.||h wvilwi l-.jj.jiir 1 jj..-i чш (4Wi
Агг^ч-п tH" Ü*T1 «OlrKl «UÜnjMWtWl D4 УЛ>г1«г<1»лл «пг-ЦДОФЛ WBftW 44» «P* J#Wl4()«41
F-vafc Ii :1ччи /"i/nJhрппхф ui imr \iti +mn Wn-+.-fi anQ№>-itiiiil uwrdvi Jn дг-ЛДгг dn WfcHl ihi-.In lulurlijur Ьс-литл w> UTi AjumI vo*
cn
Zwcck -§==
-к Wörter kinderleicht fe ^ , _ „ gcf Щ Ж 1 g ^schöner
w^Wo rdH^Sn?1^ irlc sWgi iwölken
wlvJUUöe verändern
Anpassen Tag £ Artikel
Cloud
Рис.5. «Облако слов»
Итак, при помощи данной технологии студенты участвуют в процессе анализа текста и отбора лексического материала; этот лексический материал представляется наглядно в достаточном для запоминания объеме. Преподаватель же получает возможность оценить степень сформированное™ умение студентов выделять ключевые слова в теме или в тексте, умение находить информацию по предложенным темам.
Для сбора данных об отношении студентов к интерактивным технологиям был использован количественный метод исследования. Было проведено анкетирование. Студенты ответили на вопрос:
-Как Вы воспринимаете применение инструментов технологий Web 2.0 в процессе обучения иностранному языку?
Все респонденты (100%) находят применение интерактивных технологий полезными при изучении иностранных языков.
60% отметили, что данные технологии стимулируют учить лексику без напряжения, в игровой форме, и это их «затягивает».
Большинство студенты отмечают, что с помощью этих технологий эффективнее происходит процесс запоминания профессиональной лексики, т.к. задействованы все виды памяти.
Большим преимуществом технологии quizlet, студенты отмечают возможность самоконтроля и возможности прохождения всех режимов.48% студентов отмечают как достоинство - возможность создания собственного продукта
Анализ результатов
В процессе работы с технологиями Web 2.0 происходит пошаговое усвоение лексического материала, систематизация лексико - грамматического материала, формирование навыков работы с профессиональным иноязычным текстом.
Для определения усвоения студентами профессиональной лексики с помощью -технологий Web 2.0. (quizlet, mind maps) были предложены тексты на понимание прочитанного. Диагностическим инструментом, определяющим уровень понимания текста, являются тестовые задания к тексту . Тестирование осуществлялось в соответствии с критерием - понимание терминологической лексики. Мы включили в тест задания, требующие от студента понимания всего текста полностью, понимания общего содержания и поиска необходимой
информации. В основу теста вошли задания по аналогии с заданиями уровней B3 раздела «Чтение» Единого Государственного Экзамена по немецкому языку.
Тестирование проводилось среди 22 студентов 1 курса в весеннем семестре 2014-2015 учебного года.
Таблица1
Результаты тестирования_
Вид чтения % выполнения заданий
Чтение с полным пониманием 7%
Чтение с пониманием общего содержания 90%
Чтение с поиском необходимой информации 94%
Результаты тестирования показали прочное овладение студентами активным языковым минимумом; умение выделять незнакомые слова и понять их либо на основе контекста, либо на основе словообразовательного анализа; умение опустить маловажные для понимания, читаемого элементы.
Заключение
Можно выделить несколько моментов в применении интерактивных технологий, имеющих значение для интенсификации и оптимизации процесса обучения, а, следовательно, для повышения качества образования. Во-первых, обучение с помощью этих технологий - это деятельностная модель обучения интеллектуально-познавательного плана, т.е. студенты осознают возможность расширить свои знания и возможность усвоить эти знания. Во-вторых, следует отметить повышение уровня системности знаний обучаемых, т.к. задания предлагается от простого к сложному. В-третьих, при работе с данными сервисами присутствует позитивная эмоциональная составляющая процесса обучения, что является показателем успешности обучения. Еще одно качество, которое характеризует этот инструментарий обучения, это - автономность обучения, т.е. осуществление обучаемыми индивидуального подхода к процессу обучения, построения собственной стратегии усвоения материала.
Применительно развития и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции инструментарий Web - технологий дает баланс осознанного изучения иностранного языка и неосознанного овладения им, регулирует баланс лингвистических и нелингвистических знаний, обеспечивает перенос коммуникативных стратегий из родного языка, показывает возможность преодоления языковых и культурных барьеров.
Таким образом, интерактивное обучение с применением ИКТ позволяет более полно реализовать спектр методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Структура интерактивных технологий не дает обучаемым расслабляться и побуждает их думать, анализировать, делать выводы и формулировать правила.
Возможности данных технологий учитывают уровни языковой подготовки обучающихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении.
Литература
1. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004 —. № 5. — С. 3-12.
2. Митяева А. М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Волгоград, 2007. — 43 с.
3. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: Автореф. ... д-ра пед. наук. — М., 2009. —39 с.
4. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — Минск: Академия. — 2010. — 365 с.
5. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Серия Педагогический факультет. —М. Знание. —1987г. —558с.
6. Гриншкун В.В. Теория и практика применения иерархических структур в информатизации образования и обучении информатике. — М.: МГПУ. —2004. — 418 с.
7. Интернет в образовании: путеводитель. Обзор бесплатных инструментов Интернет для преподавателя. (НИИ управления знаниями МЭСИ) [Электронный ресурс]. URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/intemet-putedov (дата обращения: 12.04.2016)