УДК 377.1
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Инновационная концепция обучения студентов иностранному языку в системе непрерывного образования направлена на достижение соответствия международным и отечественным требованиям к уровню владения иностранным языком. В данной работе мы рассматриваем активные методы, используемые совместно с информационно-коммуникационными технологиями в методическом обеспечении дисциплины «Иностранный язык». Оптимизированный учебный процесс обучения иностранному языку выстраивается таким образом, чтобы не только преподаватель нес ответственность за результат, но и сам студент мог разрабатывать стратегию учебной деятельности для стимулирования самостоятельного мышления, овладения дополнительными компетенциями, достижения конкурентоспособности.
Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные технологии, смешанное обучение, электив.
Р. А. Абсалямова, Н. В. Войтик, О. Б. Полетаева R. A. Absalyamova, N. V. Voitik, O. B. Poletaeva
MODELLING OF INDIVIDUAL STRATEGY
IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES
The innovative concept of teaching foreign language in the system of continuous education is aimed at achieving compliance with international and domestic requirements for the level of proficiency in a foreign language. In this paper, we consider the active methods used in conjunction with information and communication technologies in the methodological support of the discipline "Foreign Language". The optimized learning process of learning a foreign language is structured in such a way that not only the teacher is responsible for the result, but the student himself can develop a strategy for learning activities to stimulate independent thinking, mastering additional competencies, and achieving competitiveness.
Keywords: competency-based approach, interactive technology, blended learning, elective.
Современные стандарты образования формулируют результат образования в терминах компетенций, составляющих основу конкурентоспособности будущего специалиста. В связи с ростом требований к качеству подготовки выпускников, происходит изменение целей образования, трансформация самого учебного процесса по индивидуальной траектории обучающегося, содержание которой разработано с учетом специфики конкретного вуза и предлагаемых им направлений.
Современное профессиональное образование совместно с иноязычным обучением и его практической ориентацией становится ключевым моментом в достижении востребованности молодых специалистов, у них должны быть сформированы и развиты профессиональные иноязычные компетенции. «Новая концепция обучения студентов иностранному языку в системе непрерывного образования направлена на достижение соответствия международным и отечественным требованиям к уровню владения иностранным языком» [1, с. 365].
Для достижения поставленных целей в образовательный алгоритм активно вводят информационно-коммуникационные технологии. Процесс формирования и становления смешанного обучения и компетентностного подхода еще продолжается, о чем свидетельствует актуальный дискурс, но несомненным остается тот факт, что инновационные образовательные технологии, позволяющие моделировать процесс обучения в вузе на новом уровне, обеспечивающие его интерактивность и индивидуальность, стали приоритетом.
Идея смешанного обучения методологически и теоретически представлена в работах Е. В. Бутенковой, Л. В. Деся-
товой, М. Г. Евдокимовой, Ю. И. Капустина, О. В. Львовой, М. Н. Моховой, А. Л. Назаренко, М. А. Татариновой, C. B. Титовой, I.E. Allen, В. Barrett, J. Bersin, С. J. Bonk, С. Dziuban, R. Garrett, S. Kmnar, A. Picciano, P. Sharma, P. Shea, A. Sid-diqi, M. Tammelin, P. Valiathan и др.
Смешанное обучение имеет ряд достоинств, таких как гибкость: дистанционные технологии позволяют обучать и обучаться в аудитории и дома; интерактивность, рассматриваемая как «способность человека активно влиять на содержание, внешний вид и тематическую направленность электронных ресурсов; возможность общаться, высказывая свое мнение и узнавая мнение партнера по общению» [2, с. 63]; информационная доступность учебных материалов, многократное их использование и др.
Подготовка будущих специалистов, основанная на интерактивном обучении, вовлекает студента в информационную среду (О. Г. Филатова, М. А. Бережная и др.), формирует интерактивную компетенцию, которая включает творческое мышление и речевую активность. Педагогическая литература, анализируя интерактивные формы обучения, сообщает о широком спектре их применения. Некоторые работы посвящены дидактике использования интерактивных форм в образовании (И. Г. Абрамова, Н. В. Борисова, И. И. Иванова), а также реализации активных и интерактивных форм проведения занятий: традиционные деловые и ролевые игры, метод case study (разбор конкретных ситуаций), компьютерные симуляции и т. д. Так, Е. С. Полат разработала классификацию интерактивных технологий, используемых на учебных занятиях, интегрировала очные и дистанционные формы обучения: сетевое обучение, кейс-технологии, видеоконференции, интерактивное телевидение [3].
Дальнейшее изучение технологий привело к использованию термина «смешанное обучение», которое дает возможность преподавателю оптимально развивать иноязычную компетенцию, моделируя будущую профессиональную деятельность обучаемого, а также всем участникам учебного процесса самим создавать иноязычный мультимедийный контент, используя подкасты, блоги, вики, социальные сети, электронные портфолио и др. Более того, согласно российскому законодательству, применение в образовательной деятельности электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ обязательно.
Двигаясь в ногу со временем, технологии поколения Web 2.0 применяются для создания элективов по дисциплине «Иностранный язык» для студентов различных направлений Тюменского государственного университета. На первом курсе наиболее удобной и эффективной для работы с лексикой является технология, предоставленная веб-сайтом quizlet.com. Основой quizlet являются сэты, которые составляются в виде списка слов с переводом или перечня различных понятий, картинок с описанием или используются сеты, созданные другими пользователями, их можно изменять и «подстраивать под себя». Данная возможность сочетается с индивидуальными траекториями обучения, обеспечивает идентификацию личности студента, так как образовательные элективы реализуются с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Более того, проблема использования смешанного» обучения в лингвисти-
ческом образовании особенно актуальна в связи со спецификой предмета «Иностранный язык», который «относится в соответствии с классификацией И. Л. Лернера к группе предметов, ведущим компонентом которых являются способы деятельности» [3, с. 301].
В целях модернизации способов деятельности в контенте учебных планов был объявлен конкурс по отбору дополнительных и вариативных модулей (майнеров и элективов) в образовательные программы в Тюменском государственном университете, который в 2017/2018 учебном году одним из первых в российском образовании перешел на индивидуализацию образования. Студенты-первокурсники (химики, психологи, педагоги, историки и филологи) из трех подразделений университета строят личные образовательные маршруты, что позволяет им получить дополнительные компетенции. Так, гуманитарии могут дополнительно выбрать курс по основам нанотехнологий или электив о мире финансов. Элективы очень популярны среди студентов, так как обеспечивают студенту свободу выбора из тех гуманитарных и естественно-научных дисциплин, которые им интересны, позволяют более глубоко изучить тему, выбранную «под себя», а также развить уникальные компетенции, сделав осознанный и ответственный выбор (см. рис. 1).
Студентам предлагаются курсы-модули, например, «Английский язык для делового общения», «Английский язык для путешествий», «Английский язык для делового общения», «Креативная грамматика английского языка», «Английский язык для мобильности» и т. д.
О О | ® Защищено | httpsy/utmn.modeus.org/cojrses/catalog
Рис. 1. Каталог модели учебного пространства с опубликованными элективами ТюмГУ на 2018/2019 учебный год
Данные элективы можно соотнести с некоторыми моделями смешанного обучения, например, «Смена рабочих зон», «Автономная группа», «Перевернутый класс». Рассмотрим некоторые возможные варианты применения моделей в учебном процессе вуза.
Модель «Смена рабочих зон» самая распространенная не только за рубежом, но и у нас, так как позволяет разнообразить учебный процесс, делать его активным, взаимодействующим, способствует самостоятельной работе, индивидуализации.
При реализации модели «Автономная группа» студенты делятся на 2 подгруппы: одна занимается по традиционным учебным средствам, другая - по онлайн-ресурсам. Критерий разделения на подгруппы, численный состав, учет времени работы определяет преподаватель.
На рис. 2 показано, каким образом данная модель, призванная обеспечивать индивидуальное образовательное пространство в обучении иностранному языку в вузе, вписывается в создание электива в системе Modeus.
УйТ
X У D Модели СО.рс
» Q
1аИ = 1в1 и
О fi Защищено https://utrnn.niodeus.org/courses/my/7b61a918-a594-47bf-8641-8S6fdc7d5e22/meetings/new/tYiain:type=LECT
о 0
Рамзия А. Абсалямова
Hi На согласовании
069 Образовательные пространства
Моё расписание
Мои МУП > Карточка МУП > Карта учебных встреч > Новая учебная встреча
Новая учебная встреча
Форма проведения
Вес в итоговой оценке
Практическое занятие Организационно-деятелы' Im Institut!
I У % != !Е
Закпючитель
1 группа - пл
2 группа - го*
:воеобразную рекламную компанию института . I проводится в сочетании традиционной и электронной формы обучения группа™
анирует и проводит экскурсию по институту производить запись и транслирует 01 овит презентацию в аудитории и представляет группе
Продолжительность г
Максимальное количество 30
Рис. 2. Модель смешанного обучения «Автономная группа» в рамках учебной встречи
Модель «Перевернутый класс» (рис. 3) подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности на самостоятельное изучение дома. Работа в аудитории посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой работы за
счет высвобождения времени от запоминания теоретического материала. Во время дистанционного самостоятельного изучения материала в системе ведется учет времени работы, фиксируются количественные и качественные показатели объема работы каждого пользователя.
х Y D Модели CO.pdf X 'У 'fri Форум 3,2,
J î Modeus
f С fi Защищено https: '■ utmn.modeus.org.ourses/^
::: Сервисы Управляемые закладки Q Новая вкладка Web of Science [v,5,-
lall = |g| и
О И
Рамзия А. Абсалямова
Ц| На согласовании
Образовательные пространства
Моё расписание
Служба поддержки MODEUS
Форма проведения
Практическое занятие Проектный семинар Im Buero
Heading 2 î В I U
Задачи: развитие навыков монологической речи Модель: «Перевернутый класс»
Предшествующее домашнее задание
работа с лексикой ( произношение; усвоение значения слова; употребление в словосочетании, в предложении,в тексте) на онлайн -платформе https://quizlet.com/178012782/flash-cards/
В аудитории : проект Im Buero
Продолжительность
Максимальное количество 30
с в итоговой оценке
| ^ Отмена"^
Рис. 3. Модель смешанного обучения «Перевернутый класс» в рамках учебной встречи
ПЕДАГОГИКА
Модель «Смена рабочих зон» также может быть реализована как для одной группы студентов, так и для всего курса обучения, где обучаемые делятся на несколько подгрупп и распределяются по зонам работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции преподавателя) и работы в подгруппах (групповая работа по инструкции преподавателя).
Как данная модель интегрирована в модель учебного пространства, которая является самостоятельной единицей содержания обучения с целью формирования конкретных компетенций, можно увидеть на рис. 4.
Ту в |
/ Мо<1еи5
О Й Защищено | hHps://utmn.modeus.oгg/courses/my/7b61a918-a594-47bf-8641-886fdc7d5e22/rneet¡ngs/пevv/rnain;type=LECT
|Д|1°1<В1 а
о а
1 Сервисы Управу
1е закладки Ц Новая вкладка ф УУеЬЫБаа
Рамзия А. Дбсалямова
О На согласовании
Образовательные
Моё расписание
Служба поддержки МОСЗЕиЗ
Телефон: 8-800-707-10-90 Эл. почта: helpChmodeiis.org
Тип
Форма проведения
Название
Описание
Практическое занятие Тренинг
Мое свободное время
Неа<япд2 : В I и !=
Задачи: развитие навыков поискового чтения, развития диалогической речи, навыков письма Модель : «Смена рабочих зон»
1 зона "информационный стенд"
-чтение информации о мероприятиях в городе , в университете , выбор мероприятия
2 зона "телефонный разговор" -бронирование билетов, согласование встречи
3 зона" сообщение- приглашение другу/однокурснику -написание сообщения | с описанием мероприятия
Продолжительность
Максимальное количество 30
Вес в итоговой оценке 5
Рис. 4. Модель смешанного обучения «Смена рабочих зон» в рамках учебной встречи
Подведем итоги. Можно выделить несколько плюсов грамотного сочетания традиционного обучения и использования Web-технологий, имеющих значение для повышения качества образования. Смешанное обучение, т. е. с использованием ИКТ является интеллектуально-познавательным с возможностью расширения знаний, повышения системности знаний обучаемых. В нем соблюдается принцип движения от простого к сложному, а также присутствует позитивная эмоциональная составляющая процесса обучения, что делает его успешным. Автономность обучения обеспечивает индивидуальность подхода к процессу обучения, построение собственной траектории усвоения материала при сохранении баланса осознанного и неосознанного овладения лингвистическими и нелингвистическими знаниями, преодоление языковых и культурных барьеров.
1. Абсалямова Р. А. Моделирование процесса обучения иностранному языку в вузе с помощью интерактивных технологий // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19. № 3. С. 365-375.
2. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М. : Эдитус, 2017. 247 с.
3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие. 3-е изд., стер. Минск : Академия, 2010. 365 с.
© Абсалямова Р. А., Войтик Н. В., Полетаева О. Б., 2018