Список литературы
1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Система непрерывного образования как драйвер совершенствования профессиональных компетенций // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 3. С. 26-28.
2. Иголкин С.Л., Шаталов М.А. Непрерывное образование в системе подготовки квалифицированных кадров для рынка труда // Наука, новые технологии и инновации. 2016. № 8-1. С. 189-192.
3. Козырева О.А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
5. Свинаренко В.Г., Бойкова И.В., Кононцова Я.С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 - Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с.
6. Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Направления модернизации высшего профессионального образования // Социально-экономическая политика россии при переходе на инновационный путь развития. Материалы 7-й международной научно-практической конференции. под общ. ред. И. К. Мищенко, В. Г. Притупова. Барнаул, 2015. С. 146-148.
Маховицкая Н.Е.
ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСВОЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ, РАСШИРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, математика, изучение математики, углубление знаний, математические дисциплины, образование.
Аннотация: статья актуализирует вопросы углубленного изучения математических дисциплин на основе самостоятельной работы
студентов. Автор раскрывает необходимость применения самостоятельной деятельности студентов как фактор повышения эффективности изучения математики.
Keywords: independent work of students, mathematics, the study of mathematics, knowledge, mathematical disciplines, education.
Abstract: The paper actualizes the question in-depth study of mathematical disciplines based on the students' independent work. The author reveals the need for independent work of students as the factor of increase of efficiency of studying mathematics.
Важным средством развития познавательной деятельности студентов, совершенствования, закрепления и практического применения знаний по математике является самостоятельная работа. Это неотъемлемая часть обучения, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, даёт возможность каждому студенту работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому.
Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.
Никакие знания, не подкреплённые самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приёмами процесса познания, развитию познавательных способностей. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую важную роль в структуре личности современного специалиста. Многие преподаватели тщательно подходят к организации самостоятельной работы по своему предмету. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу в мировой практике таково: 1:3. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Но чтобы самостоятельная работа была достаточно эффективной, необходима её чёткая организация и, прежде всего, самим преподавателем. Необходимо разработать дидактические материалы, призванные корректировать работу студентов и совершенствовать её качество: система заданий, темы рефератов и докладов, инструкции и методические материалы по
выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий, списки обязательной и дополнительной литературы. Чётко должны быть установлены требования по выполнению всех видов самостоятельной работы, критерии оценки её, сроки выполнения, определены виды и сроки контроля. Первостепенное значение имеет и искренняя заинтересованность преподавателя в успехе студентов в ходе выполнения ими самостоятельной работы. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают студенты материал или нет. И если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходима корректировка программы и заданий, в том числе для СРС. Для успешного выполнения студентами самостоятельной работы необходима мотивация: студенты должны видеть положительные результаты своего труда, ощущать влияние самостоятельной работы на формирование профессиональных и личностных качеств специалиста. Для сознательного выполнения студентами СРС необходимо выполнение следующих условий: методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельного изучения; сложность заданий должна соответствовать «зоне ближайшего развития» студентов, т. е. посильна для выполнения; последовательность предлагаемых заданий должна соответствовать логике изучаемого предмета; дозировка материала должна соответствовать учебным возможностям студента. Учитывая компетентностный подход, необходимо выделить ключевые компетенции по изучаемой дисциплине, после чего выявить в материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы. Выделены основные компетенции, образующие ядро изучаемой дисциплины, отбор и характер материала учитывает прикладное значение дисциплины для данного направления обучения. Посредством системы заданий формируются обобщённые умения.
Самообучение — один из самых ценных способов познания, когда развивается мышление, формируются ценнейшие качества человеческой личности: интерес к наукам, потребность в духовном обогащении, способность к творчеству, воля. Вместе с тем, самообучение доставляет человеку огромную радость и удовлетворение. Знания и навыки, приобретенные самостоятельно, остаются на всю жизнь.
Самостоятельная работа дисциплинирует мысль, рождает веру в себя, в свои силы и возможности, тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплинирует.
Самостоятельная работа, это творческая деятельность студентов, направленная на усвоение, закрепление, расширение и углубление
знаний, навыков, умений и опыта, полученных как на занятиях по математическим дисциплинам, так и в часы самостоятельной подготовки.
Можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
1) предварительные работы, подготавливающие к изучению новых знаний;
2) работы, организуемые с целью изучения нового материала;
3) работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;
4) работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;
5) обобщающие с/р.;
6) проверочные с/р.
В зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов, самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов.
Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей.
Работа в группе - это возможность общения. Наиболее простая и доступная форма сотрудничества студентов - работа в парах постоянного состава. В процессе групповой работы каждый ученик имеет возможность проявить самостоятельность. Домашняя с/р содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями.
Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли. Студенты чувствуют себя свободнее, так как поиск решения не контролируется преподавателем. Они в процессе общения обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь в поиске ошибок. Все это превращает учение не только в усвоение готовых знаний, но и в процесс познания.
Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема с/р. на уроках математики — один из возможных путей устранения перегрузки. Известно, что каждый студент усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех студентов одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий.
Дифференцированные задания можно разделить на два вида:
- Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество, и они должны быть посильны каждому ученику;
- Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех студентов, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.
Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если студент, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно.
После выполнения задания студент может самостоятельно его проверить по алгоритму решения.
Таблица 1 - Виды и формы организации самостоятельной работы
студентов
Виды С.Р.С. Руководство преподавателя
1. Конспектирование Выборочная проверка
2. Реферирование литературы Разработка тем и проверка Образцы аннотаций и проверка
3. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера Разработка заданий, создание поисковыхситуаций; спецкурс, спецсеминар, составление картотеки по теме. Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации
4. Проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой Предложение готового плана илипредложениесоставить свой план по ходу или в заключении лекции
5. Участие в работе семинара: подготовка конспектов, выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий
6. Контрольная работа -письменное выполнение Разработка тематики контрольных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими. Разработка контрольных заданий, проверка
7. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики Разработка заданий, проверка
Пока студент сам не вникнет в суть выполнения данного задания, ни о каких умениях не может быть и речи. Очень правильно об этом сказал великий математик А. Нивен: «Нельзя изучать математику,
наблюдая, как это делает сосед!». С трудом решив первое задание, студент увереннее выполняет аналогичное и готов решать еще и еще. Успех при выполнении заданий придает студенту уверенность в себе и желание продолжать работу.
Виды самостоятельной работы (таблица 1):
- познавательная деятельность во время основных аудиторных занятий;
- самостоятельная работа в компьютерных классах под контролем преподавателя в форме плановых консультаций;
- внеаудиторная самостоятельная работа студентов по выполнению домашних заданий учебного и творческого характера (в том числе с электронными ресурсами);
- самостоятельное овладение студентами конкретных учебных модулей, предложенных для самостоятельного изучения;
- самостоятельная работа студентов по поиску материала, который может быть использован для написания рефератов, курсовых и квалификационных работ;
- учебно-исследовательская работа;
- научно-исследовательская работа;
- самостоятельная работа во время прохождения практик.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента
являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- формирование знаний и умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Список литературы:
1. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся - М.: Просвещение, 1984.
2. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.
3. Маклаева Э.В., Фёдорова С.В. Организация продуктивной деятельности студентов средствами математики // Синергия. 2016. № 2. С. 27-32.
4. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога
// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.
5. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С.И. Демидова. Л.О. Денищева - М.: Просвещение, 1985.
6. Яковлев А.Н., Яковлева С.А. Современные аспекты инфокоммуникационных технологий в системе профессионального образования // Синергия. 2016. № 5. С. 13-18.
Мачульская И.А., Машин В.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ И ШКОЛАХ
ВУНЦВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Ключевые слова: кадетский корпус, кадеты, воспитатели, воинский коллектив, поведение, подростковый возраст, профессионализм, традиции.
Аннотация: В статье раскрываются особенности формирования воинского коллектива в кадетских корпусах и школах на современном этапе развития общества и государства.
Keywords: the cadet corps, cadets, teachers, military staff, behavior, adolescence, professionalism, tradition.
Abstract: The article reveals the peculiarities of formation of the military collective in the cadet corps and schools at the present stage of development of society and the state.
Современное развитие образования в России, ориентирует нас на новое направление государственной политики в системе общеобразовательной школы и позволяет реализовывать подготовку граждан РФ к государственной военной службе, направленной на профессиональное служение Отечеству. В связи с этим расширяется масштаб создания учебных заведений основанных на элементах воинского воспитания. Такими учебными учреждениями являются кадетские корпуса и школы.
На протяжении трехсот лет в российских кадетских корпусах, подрастающее поколение обучалось и воспитывалось на принципах и методах русской военной школы, заложенной Петром Великим и сумевшей воспитать выдающихся людей, вошедших в историю и ставших гордостью и славой России.