Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития'

Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный образовательный маршрут / самостоятельная работа студента / образовательная траектория / высшее образование / профессиональные качества / максимизация профессиональных навыков / individual educational routes / independent work of students / educational trajectory / higher education / professional skills / maximizing skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головин С. С.

В данной статье рассмотрены вопросы разработки и реализации самостоятельной работы студента как одного из эффективных способов движения в рамках индивидуального образовательного маршрута с целью максимизации качественных показателей личностного профессионального образования, получения дополнительных знаний и навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головин С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the development and implementation of independent work of students as one of the effective ways of movement within the individual educational route to maximize the quality indicators of personal professional education, additional knowledge and skills to improve the competitiveness in the labor market.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития»

Территория науки. 2015. № 6

ОБРАЗОВАНИЕ Головин С.С.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Воронежский государственный промышленно -гуманитарный колледж

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельная работа студента, образовательная траектория, высшее образование, профессиональные качества, максимизация профессиональных навыков.

Keywords: individual educational routes, independent work of students, educational trajectory, higher education, professional skills, maximizing skills.

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы разработки и реализации самостоятельной работы студента как одного из эффективных способов движения в рамках индивидуального образовательного маршрута с целью максимизации качественных показателей личностного профессионального образования, получения дополнительных знаний и навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Abstract: This article describes the development and implementation of independent work of students as one of the effective ways of movement within the individual educational route to maximize the quality indicators of personal professional education, additional knowledge and skills to improve the competitiveness in the labor market.

Обширные метаморфозы, происходящие практически во всех областях нашего общества, являются зеркальным отражением требований уровня, содержания и качества подготовки современных специалистов. Последние, в свою очередь, должны быть способны к реализации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, а также обладать умением к оперативной реакции на трансформации в профессиональной среде. Поэтому данный вопрос на сегодняшний день является актуальным, так как в процессе реформирования отечественной высшей школы и подходов к реализации образовательных программ проблемы и перспективы построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов могут быть решены, в частности, через совершенствование

Территория науки. 2015. № 6

самостоятельной работы студента.

На основе вышеизложенного перед образовательными организациями возникает потребность в поиске новых инновационных форм и методов обучения, концентрирующихся на усилении индивидуализации высшего образования с учетом личностных способностей и профессиональных запросов и претензий будущих специалистов. Такую свободу и возможности дает современная система высшего образования, которая позволяет реализовывать индивидуальные образовательные маршруты в рамках профессиональной подготовки студентов.

Целью нашего научного исследования выступает изучение и разработка некоторых подходов к реализации индивидуальных образовательных маршрутов. В рамках данной научной статьи не представляется возможным рассмотреть все направления, поэтому остановимся на самостоятельной работе студента как одно го из основных векторов развития и реализации индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста для достижения последним максимальных качественных профессиональных показателей в рамках выбранной профессии.

В современной системе образования самостоятельная работа студентов выступает как один из наиболее значимых элементов отечественного профессионального образования. В структуре индивидуального образовательного маршрута СРС является составляющей частью на пути достижения поставленной образовательной цели.

Организация самостоятельной работы студентов является весьма сложным и трудоемким процессом, конечно, если не заниматься данным видом учебной работы формально. Качество и

результативность учебной деятельности обусловлены уровнем подготовленности студентов к самостоятельной работе, их готовностью к учебной и научно -исследовательской деятельности, желанием работать самостоятельно. Этот фактор в рамках индивидуальной образовательной траектории можно считать одним из самых значимых, т.к. перечисленные качества и характеристики обуславливают способность к получению не только академических знаний в стенах образовательной организации, но и возможность эффективного непрерывного личностного образования.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) представляет собой сложное обобщенное определение, которое обладает более масштабным значением и предполагает несколько векторов реализации: содержательный (вариативные учебные планы и

27

Территория науки. 2015. № 6

образовательные программы, определяющие ИОМ); деятельностный (специальные педагогические технологии, в т.ч. инновационные); процессуальный (организационный аспект).

Период обучения в ВУЗе ознаменован формированием основ профессионализма, поэтому овладение студентами методов и методик самостоятельной работы является одним из важнейших составляющих развития студента как личности и как будущего профессионала. Этим и обусловлена актуальность данной проблемы исследования. В этой связи важным аспектом является осознание студентами, что самостоятельная работа в процессе обучения способствует формированию самосовершенствования и активирует желание научно -познавательной деятельности, что позволяет эффективно и качественно двигаться в рамках индивидуального образовательного маршрута, и, соответственно, развивает и формирует студента как личность. Также самостоятельная работа студентов содействует углублению и расширению знаний, развитию творческих способностей, применению теоретических знаний и навыков на практике.

При реализации студентами самостоятельной работы необходимо решение следующих задач:

- систематизация и закрепление полученных теоретических и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа студентов как вектор реализации индивидуальной образовательной траектории представляет собой условие повышения самоорганизованности и саморазвития и имеет различные формы. Однако оптимальными формами самостоятельной работы являются внеаудиторная, аудиторная и информационно -коммуникативная (Рисунок 1).

28

Территория науки. 2015. № 6

Рисунок 1. Формы самостоятельной работы студента

Также одним из критериев для становления самостоятельной работы студентов частью индивидуальной образовательной траектории выступает структурирование избыточного (вариативного) содержания. При этом возможно представление различных комбинаций векторов вариативности.

Так, в зависимости от содержания и структуры организуемой самостоятельной работы студента, преследуя цель активизации эффективности работы студента, преподаватель разрабатывает методические рекомендации по выполнению отдельного вида СРС и определяет вариативные формы контроля.

Психологическими условиями успеха самостоятельной работы студентов является, прежде всего, формирование интереса к выбранной профессии и методики изучении ее особенностей и специфики, а именно: взаимоотношения между студентами и

преподавателем в процессе обучения; уровень сложности заданий для самостоятельной работы, а также вовлеченность сту дентов в формируемую деятельность будущей специальности. Данный показатель является эффективной движущей силой по индивидуальной траектории получения высшего образования.

Таким образом, самостоятельная работа студентов,

29

Территория науки. 2015. № 6

представляющая собой вектор реализации индивидуального образовательного маршрута в современном образовательном процессе является не только неотъемлемой частью учебного процесса, но и направлена на развитие, самоорганизацию, самореализацию и самосовершенствование студента, как в профессиональном, так и в личностном росте. Так, к концу обучения у студентов, как у готовых специалистов, складывается свой уникальный набор компетенций, которые расширяют его профессиональные возможности, складывается, так называемое, профессиональное портфолио в качестве инновационного запаса профессиональных технологий, обеспечивающих готовность выпускника к творческому, креативному и самостоятельному выполнению профессиональной деятельности. При этом индивидуальный образовательный маршрут обеспечивает выпускнику возможность реализовать свои личные потребности, освоить необходимые для профессии компетенции, обеспечивающие ему конкурентоспособность на рынке труда.

Список литературы

1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Проблемы профессиональной мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования // Социальное образование в современной России: смена парадигм и поиск новых решений. Научно -методические материалы, научные редакторы Т.И. Грабельных, В.А. Решетников. Иркутск, 2014. С. 58 -62.

2. Иголкин С.Л., Кузьменко Н.И., Шаталов М.А. Негосударственные вузы как составляющие формирования и функционирования образовательных кластеров// Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 55-60.

3. Иголкин С.Л., Шаталов М.А. Развитие регионального рынка профессионального образования на основе механизмов интеграции// Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 3 (18). С. 71-79.

4. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой// Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой международной научно -практической конференции: в 2-х частях. под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 201-203.

5. Шаталов М. А., Мычка С. Ю. Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов

30

Территория науки. 2015. № 6

среднего звена// Перспективы науки и образования. 2015. 5 (17). С. 4752.

Дьяченко С.А.

ИНТЕГРАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессиональные компетенции, интеграционное развитие, математические дисциплины

Keywords: professional competence, integration development,

mathematical disciplines

Аннотация: в статье рассматривается интегрированный подход к развитию профессиональных компетенций сту дентов в процессе изучения дисциплин математического цикла.

Abstract: the article discusses an integrated approach to the development of professional competencies of students in the process of studying of disciplines of the mathematical cycle.

В современных условиях особые требования предъявляются к таким профессиональным компетенциям специалиста в различных отраслях экономики, которые способствуют решению разнообразных практических задач. В связи с этим возникают особые требования к получению дополнительных профессиональных навыков и компетенций.

Федеральные образовательные стандарты высшего образования по направлению «Экономика» представляют собой набор требований к будущему экономисту в виде совокупности общекультурных и профессиональных компетенций. Потребитель образовательных услуг - студент, будущий экономист, стремится не только к получению необходимого объема знаний, но и к развитию таких профессиональных качеств, которые были бы востребованы на рынке труда в дальнейшем. С точки зрения работодателя, заинтересованного в наличии квалифицированных кадров в области экономики, предъявляются не только требования к всестороннему освоению теоретического материала и наличию первичных практических навыков. Важным компонентом в подготовке выпускника является наличие высокой мотивированности, заинтересованности, способности к самостоятельному овладению новыми знаниями, развитию

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.