УДК 378.048.2
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
© 2015 А.С.Климова
Самарский государственный университет путей сообщения
Статья поступила в редакцию 09.09.2015
В статье ставится проблема формирования индивидуальных образовательных маршрутов в процессе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и рассматриваются возможности ее решения в образовательном процессе технического вуза.
Ключевые слова: Аспирантура, подготовка научно-педагогических кадров, индивидуальные образовательные маршруты.
Отечественная система образования в настоящее время претерпевает кардинальные изменения. После вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» высшее образование стало включать в себя три уровня: бакалавриат, магистратуру, подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре1. Обучение студентов по программам спе-циалитета сохраняется, но со временем будет окончательно вытеснено новой системой уров-невой подготовки студентов. В статье рассматривается третий уровень высшего образования -подготовка научно-педагогических кадров - и обосновывается необходимость формирования индивидуально-образовательных маршрутов в процессе обучения аспирантов.
Выведение аспирантуры из послевузовского образования и включение ее в систему высшего образования привело к ряду существенных изменений в подготовке научно-педагогических кадров: 1) изменились правила приема в аспирантуру; 2) были приняты соответствующие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) и усовершенствована структура образовательной программы; 3) аспиранты получили новый статус: у них появилась возможность прохождения ускоренных и сетевых форм обучения, предоставления академического отпуска, получения диплома с квалификацией «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Климова Александра Сергеевна, аспирант. E-mail: [email protected]
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г.: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 3 нояб. 2014 г.] // Гарант.ги [Электронный ресурс] -Режим доступа: http:// www.garant.ru/
Модернизация образовательного процесса в аспирантуре предполагает решение первоочередной задачи, связанной с повышением качества подготовки научно-педагогических кадров. Как правило, аспирантом технического вуза становится вчерашний выпускник, не имеющий педагогического образования и практического опыта преподавательской деятельности. Однако требования к преподавателям современного вуза со стороны общества только возрастают. Преподаватель должен быть и ученым, и педагогом, и менеджером, он должен обладать организаторскими способностями, предпринимательской культурой, творческой индивидуальностью, владеть новейшими образовательными технологиями, информационными средствами обучения, уметь решать актуальные проблемы, стоящие перед высшей школой, выбирая как традиционные, так и инновационные, нестандартные способы.
На наш взгляд, в процессе подготовки аспирантов технического вуза важно ориентироваться на следующие характеристики современного преподавателя: 1) высокая профессиональная компетентность, которая подразумевает под собой глубокие знания в области техники и производственных технологий, широкую эрудицию в области специально-предметных знаний, развитое инженерно-творческое мышление; 2) психолого-педагогическая компетентность, включающая знание профессиональной психологии и педагогики, владение современными технологиями, методами, формами и средствами обучения; 3) социально-экономическая компетентность, подразумевающая знание процессов и законов развития общества, экономики, основ права, социологии, менеджмента и маркетинга; 4) коммуникативная компетентность, содержащая в себе развитую литературную речь, владение ос-
новами иностранных языков, эффективными методами и приемами общения; 5) высокая профессиональная и общая культура, которая показывает научное мировоззрение, духовные, нравственные и культурные ценности личности.
Учитывая новые требования к компетентности вузовского преподавателя, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) должна содержать дисциплины, направленные на подготовку аспирантов к инновационно-педагогической деятельности. Разработанная на основе компетентностного подхода программа определяет новые цели, задачи, принципы обучения будущих преподавателей-исследователей, очерчивает требования к содержанию и результатам их образования.
Разработанные для подготовки научно-педагогических кадров ФГОС ВО содержат в себе структуру и содержание ОПОП, а также объем учебной нагрузки в зачетных единицах (з.е.). Объем программы для аспирантов технических специальностей составляет 240 з.е. вне зависимости от формы обучения. За один учебный год должно быть реализовано 60 единиц. Структура программы включает обязательную и вариативную части, и состоит из 4 блоков: учебные дисциплины, практики, научно-исследовательской работа и государственная итоговая аттестация.
Условно данную программу можно поделить на образовательную часть, которая составляет меньше четверти от общего объема учебной нагрузки, и научно-исследовательскую часть. Необходимо обратить внимание на то, что из 30 з.е., относящихся к образовательному компоненту, 21 з.е. соответствует вариативной части, что дает возможность аспиранту самостоятельно или совместно с научным руководителем формировать индивидуальный учебный план. Факультативные дисциплины не введены в основную программу подготовки, но учебным планом вуза аспирантам предоставляется возможность их самостоятельного выбора, а также право отказаться от них совсем. Таким образом, при выборе обучающимися тех или иных дисциплин формируется индивидуальная образовательная траектория, позволяющая осуществлять контроль результатов освоения ими конкретных компетенций. Научно-исследовательская составляющая программы включает в себя апробацию результатов исследования на научных конференциях, семинарах и подготовку диссертационной работы в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ.
Важным элементом, обеспечивающим подготовку аспирантов к педагогической деятельности, может стать реализация такого принципа
индивидуализации образования, лежащего в основе ФГОС ВО, как самостоятельная работа. Данный принцип позволяет реализовывать планы каждого обучающегося в соответствии с целями его деятельности и с учетом направленности его научного исследования. Он проявляется в выборе содержания, вида и форм учебного материала, а также элективных и факультативных дисциплин. В связи с этим во ФГОС ВО была предусмотрена возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) и индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) с учетом требований создания индивидуальных планов, которые учитывают подготовку, личные особенности и предпочтения обучающихся.
Понятия «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут» достаточно широко используются в педагогической науке. Так, в концепции А.В.Хуторского индивидуальная образовательная траектория рассматривается как персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании 2. Под личностным потенциалом автор понимает совокупность оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей обучающихся. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям. Данный термин Г.М.Кулешова рассматривает как интегрированный результат последовательно задаваемых целей, творчески реализованных в ходе личностной продуктивной и самоорганизуемой деятельности, выстраиваемой в образовательной среде с помощью информационных и педагогических технологий3. Т.А.Собина рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как целенаправленное продвижение в системе образования в условиях ее непрерывности, обеспечивающей ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении педагогической поддержки, самоопределения и самореализации. Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они соз-
2 Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. /А.В. Хуторской - М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
3 Кулешова, Г.М. Условия реализации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном обучении [Электронный ресурс] / Г.М. Кулешова // Эйдос: интернет-журнал. 22.02.2007. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/iournal/2007/0222-7.htm
дают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения4.
Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» применительно к высшей школе мы встречаем в трудах В.В. Лоренц, М.Л. Соколовой и др. М.Л.Соколова в своем исследовании трактует индивидуальный образовательный маршрут как «освоение студентом образовательной программы с опорой на его образовательный опыт, возможности, с ориентацией на решение его образовательных проблем»5. В.В.Лоренц под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя»6. А.В.Глазков считает, что обучающемуся возможность выбора поможет лучше адаптироваться в новой среде, помимо этого, при учете личных особенностей каждого способствует формированию индивидуального стиля деятельности, повышает интерес в изучении дисциплин, предложенных учебным планом, ввиду того, что студенты будут иметь возможность проектирования собственных индивидуальных образовательных маршрутов7.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие индивидуальная образовательная траектория имеет более широкое значение и подразумевает под собой путь реализации потенциала обучающихся в целом. Для уровня подготовки кадров высшей квалификации более
4 Собина, Т.А. Индивидуальная образовательная траектория - образовательная программа ученика [Электронный ресурс] / Т.А. Собина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415977
5 Соколова, М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01./ Соколова Мария Леонидовна - Архангельск, 2001. - 202 с.
6 Лоренц, В.В. Проектирование индивидуально -образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: дис ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Лоренц Вероника Викторовна. - Омск, 2001. - С 22
7 Глазков, А.В. Развитие индивидуального стиля субъекта деятельности / А.В.Глазков // Стратегия повышения качества подготовки специалистов в лингвистическом университете в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: науч.-практ.конф. / под ред. Л.А.Выговского, Т.В.Живо-коренцевой. - Иркутск: ИГЛУ, 2010. - С. 7 - 14.
применительно определение индивидуального образовательного маршрута, которое основывается на принципе преемственности образовательных программ. Учитывая, что базовые компетенции были приобретены на более ранних уровнях обучения, в работе с аспирантами целесообразно применять гибкий вариативный подход и соответствующие ему конкретные дидактические методы и формы. Свободная последовательность изучения дисциплин, возможность освоения вариативной части согласно способностям и образовательным потребностям обучающегося, а самое главное возможность досрочного завершения обучения - вот главные принципы, на которые основывается данное понятие.
Обобщая теоретические подходы вышеупомянутых авторов, можно сказать, что под индивидуальным образовательным маршрутом обучающихся по программам подготовки кадров высшей квалификации понимается совместная деятельность научного руководителя и аспиранта, в которой структурируется будущий учебный и научно-исследовательский процесс и определяется результат профессионально-личностного развития при решении поставленных задач в рамках основной образовательной программы.
ИОМ аспиранта является проектируемой образовательной программой, содержащей элементы методического сопровождения, обеспечивающей обучающимся процесс формирования профессиональной, в том числе педагогической компетентности. В ИОМ в полной мере отражаются личные образовательные потребности аспиранта как будущего преподавателя. Целью и результатом реализации индивидуального образовательного маршрута является развитие искомой компетентности через формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В тоже время при проектировании ИОМ самим аспирантом осуществляется самостоятельная работа по изучению учебных планов, графиков учебного процесса, рабочих программ дисциплин и учебно-методических комплексов. Необходимым условием для успешного проектирования ИОМ должна стать доступность, информационная открытость учебно-методической документации и обеспечение консультативной поддержки обучающихся со стороны сотрудников отдела подготовки научно-педагогических кадров.
Эффективным способом реализации ИОМ в процессе педагогической подготовки аспирантов может быть увеличение в учебном плане элективной и факультативной составляющей ОПОП. Большее количество дисциплин, направленных на подготовку к педагогической деятельности,
которые могут быть выбраны обучающимися, позволило бы аспирантам формировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с их индивидуальными потребностями и уровнем освоения конкретных учебных дисциплин. Например, аспиранты могли бы совершенствовать уже имеющиеся навыки или получать совершенно новые знания вместо повторения освоенного курса на более ранних ступенях образования. Важным является то, что в качестве важнейшей компетенции, заявленной во ФГОС ВО, рассматривается готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. В связи с этим во всех стандартах предусмотрено обязательное прохождение педагогической практики, что является очень важным этапом подготовки научно-педагогических кадров.
На наш взгляд, компетенции, сформированные на ранних уровнях образования, влекущие способность к разработке индивидуального образовательного маршрута аспирантов, должны выглядеть следующим образом: 1) готовность к профессиональному самообразованию; 2) готовность к разрешению профессиональных проблем; 3) готовность к использованию информа-
ционных ресурсов, технологий; 4) готовность к социально-коммуникативному взаимодействию.
Таким образом, ФГОС ВО ставит перед вузом задачу выстраивания индивидуально-образовательных маршрутов в системе подготовки кадров высшей квалификации, построения комплексной модульной программы, обеспечивающей учет интересов и занятости каждого обучающегося. Компетентность научно-педаго-гических кадров основана на способности самостоятельно выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности, а также находить способы их решения, т.е. проектировать индивидуальный маршрут. Работа с аспирантами в достаточной мере индивидуализирована, поэтому формирование индивидуальных образовательных маршрутов вполне осуществимо. В связи с вышесказанным считаем, что необходимо придавать большое значение разработке основных образовательных программ, направленных на осознание аспирантами понимания того, что они сами являются организаторами учебного и научного процесса, двигаются по собственной траектории и несут ответственность за результаты своей научно-исследовательской деятельности.
INDIVIDUAL EDUCATIONAL PLANS FORMATION IN PEDAGOGICAL PREPARING OF POST-GRADUATE STUDENTS IN TECHNICAL UNIVERSITY
© 2015 A.S.Klimova° Samara State Transport University
In this article an individualized educational plan and individualized educational route of postgraduates are considered.
Keywords: a postgraduate program, an individualized educational plan, Federal state educational standard, The Federal Education Act.
Alexandra Sergeevna Klimova, Post-graduate. E-mail: [email protected]