Научная статья на тему 'Факторы проектирования индивидуальных образовательных траекторий аспирантов технического вуза'

Факторы проектирования индивидуальных образовательных траекторий аспирантов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / POSTGRADUATE TRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FACULTY MEMBER'S MAJORS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH / SURVEY / PEDAGOGIC CONDITION / FACTORS / PEDAGOGIC DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Александра Сергеевна

В статье рассматриваются факторы и условия успешного проектирования индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся в аспирантуре в техническом вузе, а также дано его определение. Факторы проектирования определяются с одной стороны государственным заказом, профессиональными и федеральными государственными образовательными стандартами, а с другой достижениями научно-технического прогресса, научной школы, функционирующей в вузе, разработками научного руководителя и интересами, образовательными запросами обучающихся. Педагогические условия, описанные в статье, базируются на принципах доступности и гибкости основных образовательных программ. Приводятся основные проблемы, с которыми сталкиваются аспиранты в процессе проектирования. Освещаются результаты, полученные при анкетировании обучающихся, в которых прослеживаются цели поступления, мотивирующие факторы прохождения подготовки, информированность об элементах учебной и научной нагрузки в период обучения в аспирантуре, заинтересованность аспирантов в той или иной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions of individual educational path designing by post graduators in a technical university

In this article the factors and pedagogic conditions of the successful individual educational path designing for post graduator’s programmes in a technical higher education institution, as well as its definition are described. The designing factors are determined on the one hand by the state order, professional and federal state educational standards, and with other hand achievements of scientific and technical progress, the scientific school held in the university, the scientific leader's developments and the interests and educational needs of the students themselves. The pedagogic conditions described in the article are based on the principles of accessibility and flexibility of the basic educational programmes of postgraduate study. The main problems faced by graduate students in the design process are presented. One of the most important conditions of individual educational path designing is a comprehensive consultation of students with both the educational part of the educational programme and its scientific component. The article highlights the results obtained in the survey of students, which can be traced the purpose of admission, motivating factors of training, awareness of the elements of educational and scientific work during the period of study in graduate school, the interest of graduate students in a particular discipline.

Текст научной работы на тему «Факторы проектирования индивидуальных образовательных траекторий аспирантов технического вуза»

УДК 378:62

Климова Александра Сергеевна

Самарский государственный университет путей сообщения

[email protected]

ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются факторы и условия успешного проектирования индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся в аспирантуре в техническом вузе, а также дано его определение. Факторы проектирования определяются с одной стороны государственным заказом, профессиональными и федеральными государственными образовательными стандартами, а с другой достижениями научно-технического прогресса, научной школы, функционирующей в вузе, разработками научного руководителя и интересами, образовательными запросами обучающихся. Педагогические условия, описанные в статье, базируются на принципах доступности и гибкости основных образовательных программ. Приводятся основные проблемы, с которыми сталкиваются аспиранты в процессе проектирования. Освещаются результаты, полученные при анкетировании обучающихся, в которых прослеживаются цели поступления, мотивирующие факторы прохождения подготовки, информированность об элементах учебной и научной нагрузки в период обучения в аспирантуре, заинтересованность аспирантов в той или иной дисциплине.

Ключевые слова: аспирантура, подготовка научно-педагогических кадров, индивидуальные образовательные траектории, анкетирование, педагогические условия, факторы, педагогическое проектирование.

Совершенствование образовательных программ и использование перспективных педагогических подходов к обучающимся является важным условием повышения качества образовательного процесса в вузе. Одним из важнейших педагогических подходов, направленных на улучшение качества образования, является индивидуальный подход. Данный подход особенно целесообразен при подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре. Создание оригинальных научных разработок, как и в целом, написание и защита кандидатской диссертации невозможны без регулярных консультаций с научным руководителем, которому приходится учитывать индивидуально-психологические особенности и личностные качества каждого аспиранта. Учитывая тот факт, что в аспирантуре учатся люди с разным базовым профессиональным образованием и многообразными образовательными потребностями, важна индивидуализация не только научного, но и учебного процесса. Именно поэтому на сегодняшний день актуальным становятся вопросы проектирования и внедрения в процесс подготовки научно-педагогических кадров индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ).

В статье рассматриваются факторы, определяющие проектирование индивидуальных образовательных траекторий аспирантов, и условия их внедрения в процесс подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза.

Под проектированием индивидуальных образовательных траекторий обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре мы понимаем совместную деятельность научного руководителя и аспиранта, в которой планируется и выстраивается будущий учебный и научно-исследовательский процесс, а также определяется результат профессионально-личностного развития при решении поставленных

задач в рамках основной образовательной программы [1, с. 33].

Рассмотрим основные факторы, влияющие на выстраивание индивидуальных образовательных траекторий аспирантов. С одной стороны, ИОТ проектируются с учетом тех государственных требований, которые определяются для каждого уровня подготовки в вузе [5]. Имеется государственный заказ на подготовку кадров и четкие требования, как к компетенциям действующих специалистов, так и выпускников учебных заведений. Они отражены в профессиональных и образовательных стандартах. Обучающийся, полностью освоивший образовательную программу и успешно прошедший государственную итоговую аттестацию, должен соответствовать требованиям этим двум стандартам. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО) аспирантуры разработаны с учетом профессиональных стандартов «Педагог профессионального обучения, профессионального и дополнительного профессионального образования» и «Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)» [3; 4]. ФГОС ВО устанавливает общеобразовательные и универсальные компетенции, служащие основой при составлении учебного плана аспирантуры, который должен включать базовые дисциплины и вариативную часть подготовки аспирантов, а также учитывать обязательные требования к профессорско-преподавательскому составу. Немаловажно и то, что образовательный стандарт предусматривает принцип индивидуализации подготовки аспирантов, так как каждая научно-квалификационная работа является уникальной в своем роде.

С другой стороны, при проектировании образовательной траектории аспиранта учитывается специфика научной школы, к которой он принадлежит. Проводимые аспирантом научные изыскания обычно опираются на разработки непосредствен-

© Климова А.С., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

139

Государственный заказ

Профессиональный стандарт

И

Федеральный государственный образовательный стандарт

И

- перечень оазовых

дисциплин; - объем времени;

- компетенции

- требования к профессорско-

преподавательскому составу

Индивидуальная образовательная траектория

Научная школа

И

Научный руководитель

- оазовое ооразование;

- пснхолого-педагогическая

подготовка; - исследовательская подготовка;

- интересы, образовательные

запоосы.

Рис. 1. Факторы, влияющие на проектирование ИОТ аспирантов

ного руководителя, а также на знания, полученные другими членами научного сообщества. Помимо этого, при проектировании индивидуальной образовательной траектории должны учитываться образовательные и научные потребности самого аспиранта, которые во многом определяются базовым образованием, психолого-педагогической подготовкой, исследовательской культурой, профессиональными интересами. Факторы, влияющие на проектирование ИОТ аспиранта, представлены на рисунке.

Проектирование и внедрение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров возможно при соблюдении следующих условий:

1. Гибкость образовательных программ, их адаптируемость под быстроменяющиеся требования экономики страны.

2. Вариативность программ, которые должны способствовать удовлетворению образовательных запросов каждого обучающегося.

3. Информационная открытость учебно-методических материалов, их максимальная доступность для аспирантов.

4. Консультативная поддержка обучающихся со стороны научного руководителя и сотрудников отдела аспирантуры.

5. Индивидуализация образовательного процесса, предполагающая учет темпов освоения и путей приобретения профессиональных компетенций каждым обучающимся.

6. Формирование готовности аспирантов к проектированию собственных образовательных траекторий.

Проектирование ИОТ требует от аспирантов комплекса умений: самостоятельно определять содержание учебной и научно-исследовательской подготовки, выбирать элективные дисциплины и факультативы в соответствии с образовательными потребностями, а также использовать электронную образовательную среду и решать организационные задачи в соответствии с графиком занятий. По сути, ИОТ - это персональный путь каждого аспиранта, который самостоятельно определяет образовательные цели, планирует, конструирует, осуществляет, контролирует, анализирует и оценивает свою учебную и научную деятельность. ИОТ реализуется по следующим направлениям: 1) содержательному, то есть посредством построения индивидуальной программы обучения и проведения научного исследования; 2) деятельностному, то есть через определенную последовательность самостоятельной научно-образовательной деятельности; 3) коммуникативному, включающему все виды взаимодействия с научным руководителем и сотрудниками отдела аспирантуры.

В первую очередь, ИОТ проектируется с учетом направленности основной профессиональная образовательной программы (ОПОП) аспирантуры и уровня подготовки аспиранта (специалитет, магистратура). Также немаловажным фактором можно назвать эффективность и темпы работы научной школы, по которой предполагается написание диссертационных работ. Принимая во внимание научно-технический прогресс и экономическую ситуацию в стране, образовательная программа должна ежегодно обновляться.

Эффективным условием выстраивания индивидуальных образовательных траекторий в процессе научно-педагогической подготовки аспирантов может быть вариативность, или увеличение в учебном плане элективной и факультативной составляющей ОПОП. Большое разнообразие дисциплин, которые могли бы быть предложены для выбора обучающимися, позволило бы им формировать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с индивидуальными потребностями и уровнем освоения конкретных учебных дисциплин. Например, аспиранты могли бы более углубленно изучать предметы или получать совершенно новые знания вместо повторения освоенного курса на более ранних ступенях образования. Помимо этого, в стандартах предусмотрено обязательное прохождение педагогической практики, которое тоже могло бы варьироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся. Лицам, преподающим в вузе или имеющим практические навыки преподавания, могла бы быть предоставлена возможность выбора практики следующего уровня, например, методической вместо общепедагогической.

Необходимым условием для успешного проектирования ИОТ является доступность, информационная открытость учебно-методической документации и обеспечение консультативной поддержки обучающихся со стороны сотрудников высшего учебного заведения. ИОТ аспиранта является проектируемой образовательной программой, содержащей элементы методического сопровождения и обеспечивающей обучающимся процесс

формирования профессиональной, в том числе педагогической компетентности. В тоже время при проектировании ИОТ самим аспирантом осуществляется самостоятельная работа по изучению учебных планов, графиков учебного процесса, рабочих программ дисциплин и учебно-методических комплексов. Без доступа к такого рода информации процесс проектирования будет не эффективным.

Немаловажным условием для внедрения в образовательный процесс вуза ИОТ является уровень готовности обучающихся к проектированию собственных образовательных траекторий. Зачастую аспиранты не хотят принимать участие в формировании своей образовательной подготовки, так как у них не было подобного опыта на предыдущих уровнях образования: в специалитете, магистратуре. Успешность проектирования образовательной подготовки и научной деятельности будет зависеть от уровня мотивации обучающихся. Совершенствованию этих навыков поможет непрерывный анализ аспирантом собственной образовательной траектории и по мере необходимости ее корректировка.

Недостаточная готовность аспирантов к проектированию ИОТ может быть вызвана и другими причинами. Одной из них является необходимость аспирантов, даже обучающихся с отрывом от производства, работать, что неизбежно снижает мотивацию к улучшению качества своего образования [2, а 35]. Кроме того, не все аспиранты стремятся осваивать новые формы обучения и разбираться в методическом обеспечении образова-

Таблица 1

Количественная характеристика выборки испытуемых

Характеристика выборки Количественное значение (%)

Направления базового профессионального образования

инженерно-техническое и технологическое 55,5

информационное 22,2

финансово-экономическое, управленческое 14,8

естественнонаучное 7,5

Педагогический стаж

Есть 37,1

Нет 62,9

Опыт работы на производстве

Есть 51,8

Нет 48,2

Пол

женский 44,4

мужской 55,6

Возраст

22-25 54,7

26-30 36,8

>30 7,4

>40 1,1

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

141

тельного процесса, так как это предполагает дополнительные временные затраты.

Для того чтобы выяснить, насколько аспиранты готовы к проектированию ИОТ, нами было проведено исследование. В анкетировании приняли участие аспиранты Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева и Самарского государственного университета путей сообщения - всего 203 человека, из них 55,6% - мужчины, 44,4% - женщины. Большинство аспирантов (55,5%) имеет инженерно-техническое и технологическое профессиональное образование, 22,2% - образование в области информатики, 14,8% - в финансово-экономической и управленческой сферах, 7,5% - естественнонаучное образование. По возрасту можно выделить следующие категории: 54,7% - это аспиранты от 22 до 25 лет, 36,8% - от 26 до 30 лет, 7,4% - старше 30 лет, 1,1% - старше 40 лет. Чуть больше половины опрошенных (51,8%) имеют опыт работы на производстве, остальные (48,2%) такого опыта не имеют. Педагогический стаж есть всего у 37,1% аспирантов, 62,9% - педагогического стажа не имеют. Количественные данные по выборке испытуемых приведены в таблице 1.

На основе анкетирования были выявлены цели поступления в аспирантуру. Основной целью для 49% опрошенных стало стремление заниматься наукой, для 45% - карьерные соображения и для 14% - желание заниматься педагогической деятельностью, работать со студентами.

На вопрос: «Что вам больше всего нравится в процессе обучения?», 20% аспирантов выбрали ответ «возможность постоянного профессионально-личностного саморазвития», 19% - «проведение исследований в рамках подготовки диссертации». Далее следовали такие ответы: освоение новых образовательных программ (13%), овладение педагогическими компетенциями (7%).

Для формирования аспирантами своих индивидуальных образовательных траекторий важным является доступность и открытость информации, касающейся образовательной и научной составляющей учебного плана и основной образовательной программы в целом. Вся необходимая информация публикуется на официальном сайте организации и в электронной информационной образовательной среде. В ходе опроса выяснилось, что 62% аспирантов знакомы с Правилами и положениями в вузе, размещенными на официальном сайте организации, 96% знакомы с учебным планом, 40% с каталогом дисциплин по выбору, 33% с факультативными дисциплинами, предложенными для изучения, 44% в общих чертах знакомы с описанием основной образовательной программы, 40% знакомы с аннотациями рабочих программ дисциплин. Большинство аспирантов (77%) считают, что информационные ресурсы полезны для

них, столько же опрошенных (77%) руководствовались информацией на сайте для выбора будущей специальности, остальные сайтом для этих целей не пользовались. Следует отметить, что для формирования ИОТ на сайте имеется достаточное количество информации, но не все аспиранты умеют полноценно использовать эти данные.

Немаловажным для построения ИОТ является квалифицированная помощь обучающимся со стороны сотрудников отдела аспирантуры и научных руководителей. Результаты анкетирования показали, что 39% опрошенных в случае затруднений обращаются в отдел аспирантуры, 37% - к своему научному руководителю, остальные - к однокурсникам. Поэтому можно предположить, что в процессе проектирования ИОТ большинство аспирантов при необходимости смогут получить грамотную консультацию и разрешить все затруднения.

Содержание учебного плана, по мнению 58% опрошенных, вполне совпадает с их образовательными потребностями, 37 % ответили, что совпадает частично, остальные 5% считают, что не совпадает. Несмотря на то, что наполнение учебного плана в целом удовлетворяет аспирантов, у них имеются и свои образовательные запросы. Так, 24% аспирантов считают, что им были бы интересны факультативные дисциплины, направленные на углубление специальных знаний, 22% - дисциплины, в которых раскрываются активные методы обучения, 15% - педагогические проблемы, остальные хотели бы получить дополнительные знания по методологии и методам исследования, а также по психологии.

Как показал опрос, нерешенной проблемой, затрудняющей индивидуализацию процесса подготовки научно-педагогических кадров, является неосведомленность аспирантов о специфике ИОТ и технологии ее проектирования. На вопрос: «Что такое индивидуальная образовательная траектория?» - 43% опрошенных дали ответ «не знаю», 42% - «знаю в общих чертах». Только 25% аспирантов готовы самостоятельно спроектировать индивидуальную образовательную траекторию. В то же время опрошенные указали, что внедрение ИОТ требует разработки гибких вариативных учебных планов, позволяющих выбирать нужные дисциплины и таким образом выстраивать оптимальную для себя образовательную траекторию.

На основании проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что содержание официального сайта организации в полной мере дает обучающимся информацию для возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, но не все аспиранты хорошо могут ориентироваться в электронной информационной образовательной среде. В целом содержание основной образовательной программы совпадает с образовательными потребностями аспирантов,

но для проектирования более эффективных ИОТ, учебный план должен содержать более широкие блоки элективных дисциплин, а также список факультативных дисциплин.

Таким образом, важнейшими задачами на сегодняшний день являются: совершенствование учебных планов подготовки научно-педагогических кадров, разработка технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий и обучение этому аспирантов. Внедрение ИОТ позволит максимально индивидуализировать учебный и научный процессы в аспирантуре, повысить самостоятельность и ответственность обучающихся за образовательный результат и научить их в дальнейшем планировать свое профессионально-личностное развитие.

Библиографический список

1. Климова А.С. Индивидуализация и дифференциация обучения аспирантов // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. -

2016. - № 3 (26). - С. 32-36.

2. Красинская Л.Ф. Дистанционные формы обучения аспирантов технического вуза // Современные технологии подготовки кадров и повышения квалификации специалистов нефтегазового производства: тезисы IV науч.-практ. конф. с междунар. участием, Самара, 11 мая 2017. - Самара: СамГТУ

2017. - С. 35.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // Гарант. ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.garant.ru/71202838 (дата обращения: 02.07.2018).

4. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)» (подготовлен Минтрудом России 05.09.2017) // Гарант.

ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56626475/ (дата обращения: 02.07.2018).

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г.: [Федеральный закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. // Гарант.т [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 02.07.2018).

References

1. Klimova A.S. Individualizaciya i differenciaciya obucheniya aspirantov // Vektor nauki Tol'yattinskogo Gosudarstvennogo Universiteta. - 2016. - № 3 (26). -S. 32-36.

2. Krasinskaya L.F. Distancio nnye formy obucheniya aspirantov tekhnicheskogo vuza // Sovremennye tekhnologii podgotovki kadrov i povysheniya kvalifikacii specialistov neftegazovogo proizvodstva: tezisy IV nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Samara, 11 maya 2017. -Samara: SamGTU, 2017. - S. 35.

3. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. № 608n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» // Garant.ru [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http:// base.garant.ru/71202838 (data obrashcheniya: 02.07.2018).

4. Proekt Prikaza Ministerstva truda i social'noj zashchity RF «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Nauchnyj rabotnik (nauchnaya (nauchno-issledovatel'skaya) deyatel'nost')» (podgotovlen Mintrudom Rossii 05.09.2017) // Garant.ru [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/56626475/ (data obrashcheniya: 02.07.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273 ot 29 dekabrya 2012 g.: [Federal'nyj zakon: prinyat Gos. Dumoj 21 dek. 2012 g. // Garant.ru [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// base. garant.ru/70291362 (data obrashcheniya: 02.07.2018).

Педагогика. Психология. Социокинетика J №3

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.