Научная статья на тему 'Формирование педагогической компетентности выпускников аспирантуры'

Формирование педагогической компетентности выпускников аспирантуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ АСПИРАНТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / GRADUATES OF POSTGRADUATE STUDIES / PEDAGOGICAL PRACTICE / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY / ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / ASSESSMENT OF THE FORMATION OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова Ольга Николаевна, Горохов Валентин Александрович, Литвинчук Владимир Ильич

Педагогическая деятельность выпускника аспирантуры является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта, и включает в себя: разработку учебных курсов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников; преподавание экономических дисциплин и учебно-методическая работа по областям профессиональной деятельности; ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов. В статье представлен опыт Нижегородского государственного инженерно-экономического университета формирования педагогической компетентности аспирантов по экономическим направлениям подготовки научно-педагогических кадров. Дисциплины Учебного плана, ответственные за формирование педагогической компетентности, выстроены в соответствии с логикой познавательной деятельности от психолого-педагогической теории, к изучению методики преподавания, а затем уже к практике педагогической деятельности. Педагогическая практика завершает формирование комплекса компетенций, начавшееся при изучении дисциплин психолого-педагогических дисциплин. В структуре практики выделены и описаны требования к основным видам педагогической деятельности: организационно-методической, учебной, научно-исследовательской, организационно-воспитательной. Результаты прохождения практики оцениваются посредством проведения промежуточной аттестации в виде дифференцированного зачета. Оценивание сформированности компетенций происходит в процессе проверки качества написания и защиты отчета по практике, а также в ходе проведения собеседования по вопросам. Подтверждением успешности разработанной программы педагогической подготовки аспирантов являются довольно высокие результаты освоенности знаний и сформированности компетенций, а также значительный процент выпускников, связавших свою профессиональную траекторию с преподавательской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумилова Ольга Николаевна, Горохов Валентин Александрович, Литвинчук Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF POSTGRADUATE GRADUATES

The graduate school's graduate school is a mandatory requirement of the Federal State Educational Standard, and includes: the development of training courses in professional fields, including on the basis of the results of theoretical and empirical research, including the preparation of teaching materials, textbooks and textbooks; teaching economic disciplines and educational work in the fields of professional activity; conducting research in an educational organization, including the management of students' research work. The article presents the experience of the Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University of the formation of the pedagogical competence of graduate students in the economic areas of the training of scientific and pedagogical personnel. Curriculum disciplines, responsible for the formation of pedagogical competence, are built in accordance with the logic of cognitive activity from psychological and pedagogical theory, to the study of teaching methods, and then to the practice of pedagogical activity. Pedagogical practice completes the formation of a complex of competencies, which began when studying the disciplines of psychological and pedagogical disciplines. In the structure of practice, the requirements for the main types of pedagogical activity are identified and described: organizational-methodical, educational, research, organizational-educational. The results of internships are assessed through intermediate certification in the form of a differentiated test. Evaluation of the formation of competencies occurs in the process of checking the quality of writing and protection of the practice report, as well as during the interview on the issues. Proof of the success of the developed program of pedagogical training of graduate students is the rather high results of knowledge mastering and the development of competencies, as well as a significant percentage of graduates who have linked their professional trajectory with teaching.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической компетентности выпускников аспирантуры»

педагогические науки

Шумилова Ольга Николаевна, Горохов Валентин Александрович, Литвинчук Владимир Ильич ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

УДК 378.048.2

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0074

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ

© 2019

Шумилова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Гуманитарные науки» Горохов Валентин Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Литвинчук Владимир Ильич, кандидат политических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22 А, e-mail: ngiei.gn@yandex.ru)

Аннотация. Педагогическая деятельность выпускника аспирантуры является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта, и включает в себя: разработку учебных курсов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников; преподавание экономических дисциплин и учебно-методическая работа по областям профессиональной деятельности; ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов. В статье представлен опыт Нижегородского государственного инженерно-экономического университета формирования педагогической компетентности аспирантов по экономическим направлениям подготовки научно-педагогических кадров. Дисциплины Учебного плана, ответственные за формирование педагогической компетентности, выстроены в соответствии с логикой познавательной деятельности - от психолого-педагогической теории, к изучению методики преподавания, а затем уже к практике педагогической деятельности. Педагогическая практика завершает формирование комплекса компетенций, начавшееся при изучении дисциплин психолого-педагогических дисциплин. В структуре практики выделены и описаны требования к основным видам педагогической деятельности: организационно-методической, учебной, научно-исследовательской, организационно-воспитательной. Результаты прохождения практики оцениваются посредством проведения промежуточной аттестации в виде дифференцированного зачета. Оценивание сформированности компетенций происходит в процессе проверки качества написания и защиты отчета по практике, а также в ходе проведения собеседования по вопросам. Подтверждением успешности разработанной программы педагогической подготовки аспирантов являются довольно высокие результаты освоенности знаний и сформированности компетенций, а также значительный процент выпускников, связавших свою профессиональную траекторию с преподавательской деятельностью.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, выпускники аспирантуры, педагогическая практика, организационно-методическая деятельность, учебная деятельность, научно-исследовательская деятельность, организационно-воспитательная деятельность, оценка сформированности компетенций

FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF POSTGRADUATE GRADUATES

© 2019

Shumilova Olga Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences, Head of the department «Humanities» Gorohov Valentin Aleksandrovich, candidate of philosophy,

associate Professor of Humanities Litvinchuk Vladimir Ilyich, candidate of political sciences,

associate Professor of Humanities Nizhny Novgorod State Enginearing and Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya str., 22, e-mail: ngiei.gn@yandex.ru)

Abstract. The graduate school's graduate school is a mandatory requirement of the Federal State Educational Standard, and includes: the development of training courses in professional fields, including on the basis of the results of theoretical and empirical research, including the preparation of teaching materials, textbooks and textbooks; teaching economic disciplines and educational work in the fields of professional activity; conducting research in an educational organization, including the management of students' research work. The article presents the experience of the Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University of the formation of the pedagogical competence of graduate students in the economic areas of the training of scientific and pedagogical personnel. Curriculum disciplines, responsible for the formation of pedagogical competence, are built in accordance with the logic of cognitive activity - from psychological and pedagogical theory, to the study of teaching methods, and then to the practice of pedagogical activity. Pedagogical practice completes the formation of a complex of competencies, which began when studying the disciplines of psychological and pedagogical disciplines. In the structure of practice, the requirements for the main types of pedagogical activity are identified and described: organizational-methodical, educational, research, organizational-educational. The results of internships are assessed through intermediate certification in the form of a differentiated test. Evaluation of the formation of competencies occurs in the process of checking the quality of writing and protection of the practice report, as well as during the interview on the issues. Proof of the success of the developed program of pedagogical training of graduate students is the rather high results of knowledge mastering and the development of competencies, as well as a significant percentage of graduates who have linked their professional trajectory with teaching.

Keywords: pedagogical activity, graduates of postgraduate studies, pedagogical practice, organizational and methodical activity, educational activity, research activity, organizational and educational activity, assessment of the formation of competences

Внедрение системы многоуровневого образования обусловило изменение дидактических требований к подготовке аспирантов. Сегодня наряду с формированием фундаментальных теоретических знаний в своей профессиональной области, способности к стратегическому мышлению и инновационному поведению в профессио-

нальных и социокультурных ситуациях, у выпускников аспирантуры должна быть сформирована педагогическая компетентность в соответствующей предметной области по образовательным программам высшего образования [1, 2].

Мнение авторов, занимающихся вопросом разграни-

Shumilova Olga Nikolaevna, Gorohov Valentin Aleksandrovich, Litvinchuk Vladimir Ilyich FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF POSTGRADUATE ...

pedagogical sciences

чения понятии «компетентность» и «компетенция», сводятся к тому, что «компетентность» складывается из набора соответствующих компетенции, представляющих собои набор знании, умении, владении и личностных качеств. Компетентность формируется в процессе обучения, реализуется и развивается в профессиональной деятельности выпускника [3].

В соответствии с требованиями ФГОС - педагогическая компетентность в соответствующеи академическои области по образовательным программам высшего образования является одной из обязательных видов про-фессиональнои деятельности выпускника аспирантуры. Она включает в себя:

1) разработку учебных курсов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников;

2) преподавание экономических дисциплин и учебно-методическая работа по областям профессиональной деятельности;

3) ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов [4].

Анализ последних исследований и публикаций о характере подготовки аспирантов к научно-педагогической деятельности является предметом многочисленных научно-педагогических дискуссий. Мнения авторов по поводу педагогического содержания программ аспирантуры довольно разнообразны - некоторые даже предлагают осуществлять педагогическую подготовку аспирантов в виде дополнительного образования [5-11]. Большинство мнений сводится к традиционному внедрению педагогической подготовки в учебный процесс [12-16], при этом предлагаются разные варианты подготовки аспирантов к педагогической деятельности: (список дисциплин, их место и трудоемкость в структуре образовательной программы) и требований к результатам формирования педагогических компетенций выпускников аспирантуры (от владения основами педагогической деятельности в высшей школе до готовности к инновационно-педагогической деятельности).

В связи с усилением требований, предъявляемых к качеству деятельности преподавателя [17-22], необходимо осуществлять комплексный подход к педагогической составляющей содержания программы аспирантуры. В учебный план должны быть внесены дисциплины, нацеленные на изучение теории в области психологии и педагогики высшей школы, а также педагогическая практика, являющаяся неотъемлемым звеном в формировании практических педагогических компетенций аспиранта.

Представленный ниже опыт Нижегородского государственного инженерно-экономического университета может быть полезен для вузов, осуществляющих подготовку научно-педагогических кадров по экономическим направлениям.

В Учебном плане подготовки научно-педагогических кадров 38.06.01 Экономика профиль (направленность) «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами» основополагающими дисциплинами, участвующими в формировании педагогической компетентности, являются: «Нормативно-правовые основы высшего образования» (1,2 семестр), «Организация учебного процесса в ВУЗе» (1 семестр), «Психология и педагогика высшей школы» (3 семестр) Место данных дисциплин в Учебном плане соответствует логике познавательной деятельности - от психолого-педагогической теории, к изучению методики преподавания, а затем уже к практике педагогической деятельности.

Педагогическая практика продолжает формирование комплекса компетенций, начавшееся при изучении дисциплин психолого-педагогических дисциплин - это ОПК-3 - готовность к преподавательской деятельности

по образовательным программам высшего образования; ПК-5 - способностью к организации и осуществлению учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС [4]. Итоговая оценка сформиро-ванности компетенций осуществляется в ходе проведения Государственной итоговой аттестации при сдаче государственного экзамена (таблица 1).

Таблица 1 - Структура и содержание педагогической подготовки аспирантов

Дисциплина Сроки изучения Объем Цель дисциплины формируемые компетенции

Нормативно- 1 курь'1.2 144/4 З.Е Знакомство аспирантов с ОПК-3,

образовання семестр основными законодательными актами и правовой базой, регламентирующей деятельность образовательных учреждений и функционирование системы образования РФ, а также правовых знаний и умений, необходимых для работы в образовательном пространстве ПК-5

Организация 1 курс/1 144/4 З.Е Формирование у аспирантов ОПК-3,

учебного процесса в ВУЗе семестр педагогического мировоззрения, развитие креативных способностей, проектного и конструктивного мышления для анализа и выработки эффективных решений, необходимых при организации учебного н воспитательного процесса в вузе. ПК-5

Психология и 2 курс/1 144/4 З.Е Формирование у аспирантов ОПК-3

педагогика высшей семестр системы психолого-педагогических знаний о динамике, общих и специфических закономерностях процесса обучения б высшей школе, способах и возможностях его реорганизации.

Практика по 2 курс/2 216/6 З.Е. Формирование и развитие ОПК-3,

получению семестр профессиональных навыков ПК-5

профессиональных преподавателя высшей школы, овладение основами педагогического

профессиональной мастерства, умениями и навыками

деятельности самостоятельного ведения учеоно-

педагогическая практика воспитательнои и преподавательской работы

На основании опыта коллег [5], нами разработана программа педагогической практики по направлению подготовки 38.06.01 Экономика профиль (направленность) «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами».

Общая трудоемкость педагогической практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов (4 недели).

В структуре практики выделены основные виды педагогической деятельности: организационно-методическая, учебная, научно-исследовательская, организационно-воспитательная. Остановимся подробнее на описании содержания каждого вида работ.

1. Организационно-методическая работа. В рамках данного этапа аспиранты должны изучить структуру образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и определить функциональные особенности учебно-методической документации, регламентирующей образовательный процесс в вузе. С этой целью аспиранты изучают ФГОС ВО, выделяя требования к профессиональной подготовленности бакалавра или магистра, анализируют Учебный план, и под руководством ведущих преподавателей кафедры разрабатывают рабочую программу выбранного курса. Главной задачей прохождения данного этапа практики является подготовка аспиранта к самостоятельному проведению учебных занятий. Посещая занятия ведущих преподавателей выпускающей кафедры, аспиранты знакомятся с методикой подготовки и проведения всех форм учебных занятий - лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования, осваивают инновационные образовательные технологии. Совместно с руководителем практики определяют дисциплину и студенческую группу в которой будут проведены учебные занятия, приступают к подготовке дидактических материалов.

2. Учебная работа предусматривает непосредственное освоение аспирантом преподавательской деятельности: подготовка и проведение (в качестве стажера) лекций и практических занятий по дисциплине и теме, определенной руководителем практики, соответствующих направлению научных интересов аспиранта.

педагогические науки

Шумилова Ольга Николаевна, Горохов Валентин Александрович, Литвинчук Владимир Ильич

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

Практиканты разрабатывают контрольные материалы по дисциплине - тестовые задания по теме, задачи, кейсы, материалы для практических работ и т. д. Также возможно участие в осуществлении промежуточной аттестации студентов: проведение коллоквиумов и контрольных и курсовых работ, отчетов по практикам, помощь в проведении консультаций, организация различных форм внеаудиторной самостоятельной работы.

3. Научно-исследовательская работа предполагает использование опыта и результатов научных исследований в процессе руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Это может быть - помощь преподавателям кафедры в определении и формулировании тем проектных, исследовательских работ обучающихся, выпускных квалификационных работ в соответствии с актуальными проблемами науки, основными направлениями научной деятельности кафедры; консультирование обучающихся при подготовке и оформлении научных работ; организации и проведении научно-исследовательских проектов - опросы студентов и выпускников, мониторинги; участие в работе научных семинаров, конференций; и другие формы работ, определенные руководителем практики.

4. Организационно-воспитательная работа включает в себя участие аспиранта в работе семинаров, конференций, в мероприятиях профориентационного и воспитательного характера, конкурсах профессионального мастерства.

Деятельность аспиранта осуществляется на основании плана прохождения практики (таблица 2), который определяет перечень отчетной документации по каждому виду деятельности.

Таблица 2 - План прохождения педагогической практики

Результаты прохождения практики аспирантом оцениваются посредством проведения промежуточной ат-

тестации в виде проверки качества написания и защиты отчета по практике. Для оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы сформированности компетенций используется собеседование по типовым вопросам. Например:

1. Какие компоненты включает в себя учебно-методическая работа преподавателя?

2. Назовите основные компоненты Учебно-методического комплекса по учебной дисциплине

3. Каково функциональное назначение Учебного плана

4. Опишите сущность и основные компоненты рабочей программы дисциплины

5. Назовите современные методы и методики преподавания

6. Выделите и опишите основные этапы занятия.

7. Что такое интерактивные методы бучения

8. Какие современные технологии вы применяли в процессе прохождения педагогической практики?

9. Каковы основные особенности и значение воспитательной работы в вузе?

Аспиранты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно по индивидуальному графику. Аспиранты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или не прошедшие промежуточную аттестацию по практике, считаются имеющими академическую задолженность.

Опыт организации педагогической практики аспирантов по данной методике, реализуемой в НГИЭУ, доказал свою эффективность. Большинство аспирантов при защите отчета по практике показывают довольно высокие результаты освоенности знаний и сформированно-сти компетенций. В подтверждение этого также служит следующая статистика: в период с 2015 года аспирантуру университета по направлению подготовки 38.06.01 Экономика профиль (направленность) «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами» закончили 22 выпускника, из них 16 (более 70%) остались работать в вузе в качестве преподавателей.

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что залогом эффективного формирования педагогической компетентности аспирантов является системный подход, обеспечивающий формирование теоретической основы при изучении психолого-педагогических дисциплин и практических навыков при прохождении педагогической практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Петров В.Л, Бабичев Ю.Е. Модели программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 5-14.

2. Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 5-15.

3. М.В. Кондурар Понятие компетенция и компетентность в образовании //Вектор науки Тольяттинского государственного университета №18 2012 г. С. 189-191.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 38.06.01 Экономика, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 898

5. Чучалин А.И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе //Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 5-21.

6. Бедный Б.И, Миронос А.А, Остапенко Л.А. Аспирантура как третий уровень высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3 (4). С. 22-27.

7. Караваева Е.В., Маландин В.В, Пилипенко С.А, Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения //Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 5-15.

8. Гусев А.Б. Развитие аспирантуры в России: проблемы и решения //Наука. Инновации. Образование. 2015. № 17. С. 196-224.

9. Шестак В.П, Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22-33.

10. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) //Высшее образование в России. 2016. №3.

№ п/п Виды и содержание деятельности Отчетная документация

1. Ознакомление с нормативным и учебно-методическим обеспечением учебного процесса кафедры (ФГОС, ОПОП, учебные планы, учебная нагрузка НПР) Глава отчета

2. Изучение технологии разработки рабочей программы дисциплины Рабочая программа дисциплины

3. Посещение и анализ лекционных, семинарских и практических занятий на кафедре Полный анализ не менее 2-х занятий с разными целями

4. Подготовка и проведение лекционных и семинарских занятий (одно из них контрольное) Планы занятий с их методическим обеспечением (с использованием инновационных педагогических технологий, активных и интерактивных методов и форм обучения)

5. Разработка контрольно-оценочных заданий (по итогам открытого занятия) Контрольно-оценочные материалы для контроля знаний обучающихся

6. Руководство научно-исследовательской работой студента Научная работа студента

7. Участие в организации внеаудиторных профориен-тационных мероприятиях кафедры Анализ мероприятия

8. Работа со специальной научно-педагогической и методической литературой Список литературных источников по педагогике и технологии профессионального обучения, психологии

Shumilova Olga Nikolaevna, Gorohov Valentin Aleksandrovich, Litvinchuk Vladimir Ilyich

FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF POSTGRADUATE ...

pedagogical sciences

С. 44-52.

11. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России 2017. № 4. C. 5-16

12. Еднерал И.В., Сафиева Р.З. Практико-ориентированный курс инженерной педагогики: формирование социальной компетентности //Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 61-69.

13. Климова А.С. Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в процессе педагогической подготовки аспирантов технического вуза //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. №1 (5). С. 1048-1051.

14. Муратова Е.И., Попов А.И., Ракитина Е.А. Технология формирования готовности выпускников аспирантуры к преподавательской деятельности // Alma-mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 52-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Нечаев В.Д. Модернизация российской педагогической аспирантуры: поиск модели в международном аспекте //Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 16-33.

16. Пшеничная В.В. Содержательно-методические аспекты и особенности преподавания курса «Психология и педагогика высшей школы» в аспирантуре //Современное образование. 2016. № 1. С. 92111. Поздеева С.И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? //Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 52-58.

17. Миронос А.А, Бедный Б.И, Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 74-84.

18. Шагеева Ф.Т. Педагогическое мастерство преподавателя инженерного вуза: пути совершенствования //Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 88-93.

19. Сенашенко В.С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы», учёных степеней и учёных званий //Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 36-44.

20. Шамин А.Е., Смирнов А.Н., КасимоваЖ.В., Кирилов М.Н. Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики //Вестник НГИЭИ. 2018. № 8 (87). С. 114-129.

21. Шамин А. Е., Касимова Ж. В. Особенности предоставления образования в регио-нальных вузах //Вестник НГИЭИ. 2018. № 10 (89). С. 119-134.

Статья поступила в редакцию 14.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.