ность увидеть индивидуальные достижения, но требуют значительных усилий преподавателя при интерпретации результатов и выработке четких критериев.
При выполнении задания либо во время презентации полученных результатов рекомендуется предусмотреть возможность комментариев или обоснования выполненных работ, что является косвенной проверкой понимания слушателем теоретических положений (знаний) и способности их использовать и, кроме того, демонстрирует его коммуникативную компетенцию.
Основой для проектирования и конструирования оценочных средств могут служить:
- модели и матрицы профессиональных компетенций, на овладение которыми направлены дополнительные профессиональные образовательные программы педагогов;
- образцы оценочных средств итоговой оценки профессиональных компетенций слушателей дополнительные профессиональные образовательные программы педагогов.
Таким образом, проектирование оценочного модуля дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации педагогов) основано на применении компетентно-ориентированных заданий, что обеспечит интегрированную оценку нескольких результатов освоения образовательной программы, пере-
УДК 378.147.159.9
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В контексте выявления характеристики «индивидуального» в магистерской подготовке, в статье рассматриваются результаты психолого-педагогических исследований по проблеме индивидуализации образовательного процесса. На основе соотнесения разных трактовок понятий «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», описываются сущность, структура и содержание индивидуальной образовательной программы студента как средства индивидуализации магистерской подготовки.
Ключевые слова: индивидуализация; индивидуальные образовательные траектория, программа, маршрут; магистерская подготовка.
носа акцента в оценке с того, что не «знают» на оценку того, что «знают», умеют, способны продемонстрировать слушатели. Наиболее успешно решать поставленные задачи можно в рамках реализации модульных образовательных программ. Технология проектирования оценочного модуля предполагает разработку спецификации модуля и оценочных материалов.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.
2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
3. Дробот А. А. Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников // Молодой ученый. 2011. № 10. Т. 2. С. 157-158.
4. Дука Н. А. Оценка качества повышения квалификации педагогических кадров в инновационном образовании: монография / Н. А. Дука, Т. О. Дука, Ю. Б. Дробо-тенко и др.; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. 130 с.
© Дука Т. О., 2014
E. M.3apunoea E. I. Zaripova
INDIVIDUALIZED LEARNING STUDENT PROGRAMME AS A MEANS OF INDIVIDUALIZATION OF MASTERS PREPARATION
While giving the main characteristics of the term "individual" in the context of Masters preparation, the author makes an overview of the psychological and pedagogical researches on the problems of educational process individualization. On the basis of comparing different interpretations of the terms "individualized learning programme" (ILP), "individual educational route" (IER), "individual educational trajectory' (IET), the author describes the essence, structure and content of a student's ILP as a means of individualization of Masters preparation.
Key words: individualization, individualized learning trajectory, programme, route, Masters preparation.
В общекультурном понимании «программа - это документ, представляющий собой план, перечень, структуру, алгоритм предстоящих действий. Слова «учебная, обучающая, образовательная» подчёркивают адресную группу для которой создаётся план. То есть в образовательной программе в единстве представлена деятельность того,
кто создаёт условия и того, кто это образование стремится получить» [1].
Для рассмотрения сущности, структуры и содержания индивидуальной образовательной программы (ИОП) магистранта обратимся к материалу педагогических исследований об индивидуализации образовательно-
го процесса. Вопрос, возникающий при рассмотрении индивидуализации, относится к трактовке понятий «особь», «индивидуальность», «личность», которые находятся в тесной связи, но различаются степенью отражения в них врожденного и приобретенного. Многие авторы (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Е. И. Исаев,
A. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков и др.) указывали, что для понимания сущности личности определяющее значение имеет проявление человеком социальных действий и внутреннее к ним отношение. Индивидуальностью в современной науке (Б. Г. Ананьев,
B. В. Давыдов, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков и др.) принято считать своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности, своеобразный результат жизненного пути человека [2]. Признание права каждого человека быть индивидуальностью, а следовательно, иметь свой неповторимый путь развития в образовании означает, что одним из ключевых вопросов изменения образования является создание условий вариативности, специальных форм сопровождения и реализации ИОП.
Рассмотрение основных концептуальных идей, лежащих в основе индивидуализациии образования, связано с развитием трех ведущих направлений в педагогической психологии: бихевиористической, гуманистической и когнитивной ориентации, которые имеют истоками различные философские течения - прагматизм, экзистен-циолизм, интеракционизм. В психологической науке, как показывает анализ работ К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмолова, Е. И. Исаева, Е. А. Климова, В. И. Слобод-чикова и др., установлены следующие особенности индивидуализации магистерской подготовки.
- на начальной стадии индивидуализацию следует рассматривать как действия по включению студента в систему разнообразных связей и отношений со всеми участниками образовательного процесса для осознания студентом себя через освоение ценностей и опыта;
- определяющей характеристикой индивидуализации подготовки магистра должна стать целенаправленность как внутренняя основа индивидуализации, обусловливающая целостный характер индивидуального бытия, умения подчинить свои силы единой цели;
- наличие индивидуального стиля и логики в исследовательской деятельности, обусловленные потребностью в индивидуальной позиции;
- приобретение студентом все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию, к самоанализу, мотивации и рефлексии, так как индивидуализация понимается как процесс становления индивидуальности;
- индивидуализация представляет собой единство самореализации и самоотдачи. С одной стороны, она стимулирует стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей, к познанию собственной природы; а с другой - стимулирует желание отдавать полученные знания, приобретенную энергию. Процесс магистерской подготовки глубоко индивидуален: студент внешнее делает внутренним, своим, делает сознательно и самостоятельно.
Следовательно, индивидуализация магистерской подготовки характеризуется внешней и внутренней составляющими. Внешняя индивидуализация - это направленное воздействие внешнего образовательного пространства, включающего адаптацию содержания и форм образовательного процесса вуза к индивидуальным особенностям студента, осуществление педагогического сопровождения развития его индивидуальности. Внутренняя индивидуализация - это направленность студента на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование индивидуально-профессионального стиля деятельности. По мере становления индивидуальности студента объективно уменьшается необходимость внешней индивидуализации и одновременно возрастает роль внутренней индивидуализации. Таким образом, имеет место закономерность смены в процессе магистерской подготовки периодов преимущественного воздействия внешней и внутренней индивидуализации с целью реализации потребности студента к самоопределению. При этом, как отмечают в своих работах Т. М. Ковалёва, В. М. Розин, В. И. Слободчиков, Г. В. Цветкова, характеристикой процесса индивидуализации и его результатом является становление субъективности студента как индивидуального опыта построения себя [3; 4].
Таким образом, на основе вышеизложенного и разделяя взгляды Т. В. Бурлаковой [2], делаем вывод, что психологический аспект индивидуализации подготовки магистров представляет собой динамический, интериоризированный личностью процесс педагогического взаимодействия, адекватный как индивидуально-образовательному потенциалу студента, так и системе социальных ценностей, требований и целей, который обеспечивает овладение способами познания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности.
В педагогических исследованиях индивидуализация трактуется как система (А. А. Кирсанов), принцип (Н. Н. Гордеева, Н. А. Завалко), процесс (Н. Ф. Гейжан), стратегия (С. В. Кораблева) педагогическая категория (Н. В. Асташкина), учет особенностей учащихся (И. Э. Унт). Так, индивидуализация как явление представляет собой объективный факт, в том числе и в реальной жизни, и в образовательном процессе. Индивидуализация как принцип предназначена для объяснения изменений, происходящих с человеком, в том числе в процессе магистерской подготовки. Индивидуализация как стратегия фактически означает ценность и цель для человека. Значительное место среди научных работ, посвященных проблеме индивидуализации образования, занимают труды, посвященные индивидуализации профессионального образования, прежде всего высшего (К. А. Вольхина, М. Т. Громкова, Е. С. Доро-щук, О. А. Зимовина, Т. Я. Квасюк, В. В. Прокопенко и др.). В работах учёные отмечают, что происходит постепенное изменение трактовки понятия «индивидуализация» от обозначения формы и средства обучения к его определению как широкой преобразовательной деятельности по образованию человека, позитивному изменению его внутреннего мира.
Ещё один аспект, выделенный исследователями в отношении индивидуализации, - это её связь с процессом самообразования студентов, что позволяет им реализовать свои индивидуальные образовательные цели и приоритеты путём освоения того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. В этом контексте, опираясь на работы Т. М. Ковалевой, Е. А. Сухановой, А. А. Те-рова, П. Г. Щедровицкого, под индивидуализацией образовательного процесса в общепедагогическом аспекте, мы будем понимать способ обеспечения каждому студенту права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив [5].
Как видно из определения, одной из характеристик индивидуализации магистерской подготовки является наличие в образовательном процессе индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) студента. В других современных исследованиях учёные считают аналогичными характеристиками индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) и ИОП. Сравним эти сущности.
ИОТ рассматривается А. В. Хуторским как индивидуальный для каждого ученика путь реализации личностного потенциала в образовании [6]. Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его разнообразных способностей. Основной смысл - в приобретении учащимся образования в личностно-значимой области (теме), в создании учеником своих личностно-значимых продуктов: внутренних - развитие личностных качеств и внешних - создание продуктов в своей деятельности (сочинений, проектов, проведение исследования). ИОТ предполагает реализацию следующих принципов: принцип личностного целеполагания (образование каждого происходит на основе и с учётом его личных учебных целей); принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (наличие права на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования - смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов); принцип метапред-метных основ содержания образования (основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками); принцип продуктивности обучения (главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение из внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности); принцип первичности образовательной продукции учащегося (создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области); принцип ситуативности обучения (образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и личный поиск их решения, а педагог сопровождает ученика в его образовательном движении); принцип образовательной рефлексии (образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования).
А. П. Тряпицына обозначает индивидуальный путь прохождения по образовательной программе как ИОМ. Такой подход к индивидуальному маршруту предполагает отслеживание (диагностирование и коррекцию) и сопровождение ученика по маршруту с целью оптимизации и процесса, и результатов продвижения. ИОМ рассматривается, по существу, как взаимодействие ученика с образовательной программой, потенциал которой может «работать» на ученика многовариантно и многоаспектно. Однако, отметим, что маршрут остается в рамках образовательной программы, направляется и регулируется ею [7]. Образовательная программа рассматривается как своеобразная модель разнообразных путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного ученика. Целью результативного прохождения по ИОМ является достижение учеником определенного уровня образованности (грамотности, функциональной грамотности, компетентности). Формируемая как индивидуальный образовательный маршрут, образовательная программа является сложно структурированной. В ней выделяются целевой, содержательный, технологический, диагностический, организационно-педагогический, результативный аспекты. Типология ИОМ проведена в соответствии с типами образовательных программ (базовая, расширенная, гимназическая, лицейская и пр.). Соответственно, варианты прохождения по индивидуальному маршруту определяются особенностями прохождения учеником по образовательным программам разных типов в соответствии с его возможностями, потребностями, интересами и др. ИОМ может быть рассмотрен как в рамках всего образовательного процесса, так и в рамках конкретной учебной дисциплины.
Следовательно, с точки зрения С. В. Воробьевой, Н. А. Лабунской, А. П. Тряпицыной ИОМ определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
М. Башмаков отмечает, что ИОМ - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе реализации ИОП [8]. ИОП реализуется различными способами:
- на занятиях в классе в соответствии с сконструированным ИОМом может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе в своем классе или в другом классе своей или другой школы;
- может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля;
- самостоятельное изучение с консультациями;
- организация практик, которые могут проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики и иметь многочисленные формы.
По мнению М. Н. Черемных, ИОП - это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение [9].
ИОП - это учет видов образовательной деятельности учащихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т. п. Это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты. Принцип построения ИОП - приоритет индивидуальности, самоценности обучающегося как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе
По отношению к ИОП, как подчёркивают Г. А. Бордов-ский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, В. С. Мерлин, Н. Н. Сур-таева, И. С. Якиманская, более широким значением обладает ИОТ, которая предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие ИОМ); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). «ИОТ - это не индивидуальная программа. Траектория - след от движения. Программа - ее план», - считает А. В. Хуторской [7]. Таким образом, ИОТ - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, который включает содержательный компонент этого движения (ИОМы обучающегося), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Индивидуальный учебный план - выбирают, ИОМ - конструируют и реализуют, и ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП, ИОП - проектируют.
Следовательно, в нашем исследовании устанавливается следующее отношение от общего к конкретному: движение от ИОТ (общего) через ИОП к ИОМ (частному).
В психолого-педагогических источниках описаны ИОП для людей с проблемами в обучении, связанными с состоянием здоровья; целенаправленно занимающихся определенным видом деятельности (художественным творчеством, наукой, спортом и т. п.); желающих получить дополнительные знания самостоятельно; для педагогически запущенных детей; для подготовки одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам и т. д.
Исследователи выделяют следующие функции ИОП:
- нормативная - фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута;
- информационная - информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени;
- мотивационная - определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося;
- организационная - определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики;
- самоопределения - позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.
Авторский коллектив под руководством А. П. Тряпицы-ной разработал следующие структурные компоненты ИОП: цели и ценности программы; индивидуальный учебный план (ИУП) и характеристика учебных программ, соответствующих данному учебному плану; описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ; система форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся; описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты; программы дополнительного образования и т. д.
Структура ИОП, по мнению М. Н. Черемных [9], включает:
- анализ индивидуальной образовательной истории;
- цели и задачи образования на предстоящий период;
- указания на смыслы и контексты ИОП;
- ИУП;
- критерии оценки эффективности ИОП;
- описание ресурсного обеспечения ИОП.
Важно подчеркнуть, что ряд учёных обосновывает необходимость учёта в ИОП образовательных ресурсов формального, неформального и информального образования. При этом будем понимать, что
формальное - это образование, которое осуществляется в образовательных учреждениях, имеет обязательный характер и завершается получением документа об образовании;
неформальное - это образование, которое протекает вне рамок обычной системы образования, но вместе с тем носит целенаправленный и систематический характер и направлено на удовлетворение насущных образовательных потребностей и интересов. Например, участие в тематических форумах, семинарах, дискуссиях в сети; участие в апробации; инициирование проектов; тиражирование инновационных практик и своего опыта в публикациях, на круглых столах, конференций и других формах; организации внеурочной деятельности; освоение дополнительных образовательных программ среды и т. д;
информальное - это индивидуальная познавательная деятельность, которая реализуется за счет собственной активности индивида в культурно-образовательной среде. Например, чтение книг; самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы или способов разрешения практически значимых проблем; ведение блогов; формирование портфолио, электронных дневников педагогами; взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач; участие в конкурсах и т. д
По представлению Н. Ф. Ильиной [10], ИОП состоит из:
- того содержания, которое необходимо освоить, исходя из деятельности ближайшего периода (инвариантная часть);
- образовательных задач, поставленных в связи с реальной практикой (вариативная часть);
- личностных потребностей студентов (вариативная часть);
- возможности обучать других (вариативная часть);
- выбора способов и форм освоения;
- выбора преподавателя;
- выбора последовательности прохождения учебного материала, т. е. маршрута.
Учёный подчёркивает, что ИОП не создаётся стихийно-естественным путём, а целенаправленно в специально созданных условиях, проектированием. Проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов, что предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.
Утверждение и введение с 2010 г. в высшие профессиональные образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) позволяет в полной мере реализовать идеи индивидуализации образовательного процесса в высшей школе. Отличительной особенностью ФГОС является их открытость для учебных заведений, что позволяет определять и устанавливать дисциплины, количество зачетных единиц на их освоение, а также компетенции, которыми должен обладать специалист в той или иной области. ФГОСом также определены требования к основным образовательным программам и сроки освоения - для магистратуры (2 года). Учебные заведения в праве самостоятельно разрабатывать и утверждать основные образовательные программы магистратуры, в содержание которых входит: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, способствующие реализации образовательных технологий. Таким образом, цель магистратуры - подготовка высококвалифицированного научного работника, готового к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы магистратуры и видами профессиональной деятельности. ФГОС в качестве ожидаемых результатов освоения магистрантами основных образовательных программ определяют сформированные у них общекультурные и профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции, под которыми понимается способность/готовность выпускника магистратуры применять приобретенные знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной предметной области, подразделяются на две группы: общепрофессиональные и профессиональные. Совокупность профессиональных компетенций магистров структурирована из функциональных групп компетенций, отражающих наиболее характерные виды его профессиональной деятельности. Общими видами деятельности для магистратуры любого профиля являются научно-исследовательская и педагогическая (научно-педагогическая, психолого-педагогическая) [11]. Примерная структура ИОП может включать: цель, разные виды деятельности и формы их реализации, контроля успешности их осуществления, индивидуальные образовательные мероприятия по выбору (тренинги, диспуты, семинары, викторины, конкурсы, конференции, проекты и т. д.), индивидуальные и групповые консультации, элективные курсы.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил конкретизировать понятие «индивидуальная образовательная программа» для студента магистратуры - это проектируемая совместно с педагогом образовательная деятельность, которая проектируется на основе интересов и образовательного
запроса магистранта, фиксирует его образовательные цели, задачи, результаты и обеспечивает студенту позицию активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе. ИОП студента магистратуры имеет особенности, которые проявляются в её структуре, ориентированной на научно-исследовательскую, педагогическую и другие виды деятельности, соответствующие профилю магистерской программы; в выборе не только вариативных курсов, но и содержания отдельной дисциплины, формы его реализации, самостоятельной работы, формы контроля, индивидуальных образовательных мероприятий; в использовании ресурсов формального, неформального и информального образования.
1. Педагогический словарь: учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
2. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2008. 179 с.
3. Ковалёва Т. М. Личностно-ресурсное картирование в тьюторской деятельности // Тьюторские практики: от философии до технологии: материалы II Межрегиональной науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Волгоград. 16-18 октября 2012 г. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. С. 28-32.
4. Цветкова Г. В. Субъективность как индивидуальный опыт построения себя в процессе индивидуализации образования // Тьюторские практики: от философии до технологии / Материалы II Межрегиональной науч.-практич. конф. (с междунар. участием). Волгоград. 16-18 октября 2012 г. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. С. 87-91.
5. Теров А. А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 26 с.
6. Хуторской А. В. Индивидуализация и профильность обучения в старшей школе // Интернет-журнал «Эйдос». 2008. 302 с.
7. Образовательная программа - маршрут ученика / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во «ЮИПК», 1998. Ч. 1. 118 с.
8. Башмаков М. Индивидуальная программа. URL: http://www.zdd.1september.ru/2005/04/10.htm.
9. Черемных М. Н. Тьюторское сопровождение переходов от общего к профессиональному образованию // Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. С. 14-21.
10. Ильина Н. Ф. Университет непрерывного образования как форма подготовки педагогичсеких кадров к инновационной деятельности // Методические и теоретические подходы к решению проблем методики образования: сб. ст. Красноярск: Поликом, 2004. С. 36-45.
11. Марсова С. Е. Специфика реализации индивидуального образовательного маршрута на уровне магистратуры // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 85(01). URL: http://www.ej.kubagro.ru/2013/01/pdf/03.pdf
© Зарипова Е. И., 2014