Научная статья на тему 'Анализ опыта современных российских вузов по созданию индивидуальной образовательной программы магистранта'

Анализ опыта современных российских вузов по созданию индивидуальной образовательной программы магистранта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МАГИСТРАНТА / ТЬЮТОРСКИЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Е.И.

На основе анализа массового и передового опыта современных российских вузов по созданию индивидуальной образовательной программы магистранта выявляются формы и методы ее создания, изучаются преимущества тьюторских практик как способа работы с индивидуальной образовательной программой студента, их значение для реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXPERIENCE MODERN RUSSIAN UNIVERSITIES IN CREATING INDIVIDUALIZED LEARNING PROGRAM FOR POSTGRADUATE STUDENTS

On the basis of analysis of mass and best experience that modern Russian Universities have in creating individualized learning programs for postgraduate students, the article presents the forms and methods of such programs creation, the advantages of tutoring practices as a means of working with student's individualized learning program, the importance of these programs in realizing the principle of educational process individualization.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта современных российских вузов по созданию индивидуальной образовательной программы магистранта»

УДК 378.147.159.9

АНАЛИЗ ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ

РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ПО СОЗДАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАНТА

На основе анализа массового и передового опыта современных российских вузов по созданию индивидуальной образовательной программы магистранта выявляются формы и методы ее создания, изучаются преимущества тьюторских практик как способа работы с индивидуальной образовательной программой студента, их значение для реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: индивидуализация образовательного процесса в высшей школе, индивидуальная образовательная программа магистранта, тьюторские практики.

Утверждение и введение с 2010 г. в высшие профессиональные образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов позволяет в полной мере реализовать идеи индивидуализации образовательного процесса в высшей школе. Под индивидуализацией образовательного процесса в высшей школе понимаем способ обеспечения каждому студенту права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счет возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, видения своих учебных и образовательных перспектив. Одним из средств индивидуализации высшего образования является индивидуальная образовательная программа (ИОП) студента.

Индивидуальная образовательная программа студента магистратуры - это проект его индивидуальной образовательной деятельности, в котором определяется научно-исследовательская, педагогическая или профильная направленность, обосновывается и реализуется образовательный запрос магистранта и обеспечивается его позиция активного носителя субъективного опыта (индивидуального опыта построения себя) в образовательном процессе. Для изучения массового опыта создания ИОП магистранта познакомимся с документами, разрабатываемыми вузами для магистратуры.

В документе «Положение о магистратуре» многих российских вузов (Сибирский федеральный университет, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Удмуртский государственный университет, Омский государственный педагогический университет и др.) обозначено, что магистерская подготовка строится на принципах: индивидуализации обучения, обеспечивающей углубленную подготовку к конкретным видам деятельности, целевую подготовку в интересах работодателя с учетом потребностей обучающегося. Вуз обязан обеспечить магистрантам реальную возможность участия в формировании своей про-

E. M. 3apunoea E. I. Zaripova

ANALYSIS OF EXPERIENCE MODERN RUSSIAN UNIVERSITIES IN CREATING INDIVIDUALIZED LEARNING PROGRAM FOR POSTGRADUATE STUDENTS

On the basis of analysis of mass and best experience that modern Russian Universities have in creating individualized learning programs for postgraduate students, the article presents the forms and methods of such programs creation, the advantages of tutoring practices as a means of working with student's individualized learning program, the importance of these programs in realizing the principle of educational process individualization.

Keywords: educational process individualization in Higher School, individualized learning program for postgraduate student, tutoring practices.

граммы обучения, включая возможную разработку индивидуальной образовательной программы через оформление и утверждение индивидуального учебного плана в установленном в вузе порядке. Обязательным документом, регламентирующим все виды деятельности магистранта, включая планы и результаты работы, является индивидуальный план магистранта. Индивидуальный план магистранта формируется магистрантом совместно с научным руководителем и руководителем магистерской программы. Чаще всего в индивидуальном плане обучения указываются: наименование видов работ; их содержание и объем; срок выполнения и форма отчетности. Магистрант имеет право выбирать конкретные дисциплины в пределах объема учебного времени, предусмотренных основной образовательной программой (ООП) магистратуры.

В документах «Положение о реализации программ магистерской подготовки» и «Положение об индивидуальной образовательной программе студентов» (Оренбургский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический университет и др.) представлена еще одна форма ИОП магистранта - план научно-исследовательской работы (НИР). НИР предполагает общую программу для всех магистрантов, обучающихся по конкретной образовательной программе, и индивидуальный план по выполнению конкретного задания. План НИР утверждается на заседании кафедры, а его выполнение фиксируется по каждому семестру в отчете студента. Еще одна возможность формирования и реализации ИОП магистранта, заявленная в документах многих российских вузов, - это научно-исследовательский семинар, который является неотъемлемой частью НИР магистрантов. Эта форма дает возможность обеспечивать гибкое, интерактивное взаимодействие магистрантов и ведущих ученых. Научно-исследовательский семинар предоставляет магистранту возможность самостоятельно осваивать новые методы научного исследования; изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, в массовой практике российских вузов наблюдается следующее:

1) существует общая тенденция в создании условий для учета и реализации индивидуальных образовательных интересов магистранта в рамках ООП магистратуры;

2) в большинстве случаев ИОП магистранта не отличается многообразием, так как является комбинацией тематических курсов и часов на них отведенных в рамках ООП;

3) инструменты, применяемые вузами для создания ИОП, не обеспечивают магистранту выявление и реализацию его собственных образовательных запросов, индивидуального образовательного движения.

Однако в российском образовательном пространстве есть вузы, которые осваивают инновационный способ решения этой проблемы с помощью развития тьюторской практики, основным объектом которой является работа с ИОП тьюторанта. На сегодняшний день в системе высшего образования существует более десятка тьюторских практик: в Московском педагогическом государственном университете, Международном институте менеджмента ЛИНК, Российском государственном педагогическом университете им. Герцена, Томском государственном университете, Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Южном федеральном университете (Шах-тинский филиал), Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева и в некоторых других вузах. В них разработаны и реализуются собственные подходы, концепции, программы, модели тьюторского сопровождения студентов по созданию ИОП.

Например, в структуре Дальневосточного федерального университета функционирует Дальневосточный Центр развития тьюторских практик. В этом статусе Центр оказывает влияние на культурную политику вуза, а также закладывает концептуальные основания магистерских программ по подготовке тьюторов, определяет стандарты тьюторской деятельности в вузе, аккумулирует реальные практики дальневосточных тьюторов по индивидуализации в образовании. Центр сопровождает индивидуальные образовательные программы, направленные на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Центр владеет широким набором методического обеспечения при сопровождении таких программ. Тьюторство в Центре стало гибкой практикой управления будущим посредством интеграции науки, прикладных разработок, проектирования, использования технологии форсайта.

В Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова реализуются проекты тьюторского сопровождения студентов в процессе вхождения в образовательную, социальную среду, научную, профессиональную деятельность.

В ТУСУРе в рамках образовательного процесса осуществляется деятельность по подготовке предпринимателей наукоемкого бизнеса. Программа подготовки включает групповое проектное обучение, которое объединяет в одной проектной группе носителей знаний из разных предметных областей и возможность осуществлять совместно управление проектом. Для решения поставленной в про-

екте задачи в образовательном процессе вуза появляется запрос на построение ИОП, использование не только образовательного и научного ресурса университета, но и внешней среды.

Т. А. Зубарева указывает на еще одну возможность вуза для создания ИОП магистранта - реализация партнерских стажировочных программ, в которых участвуют студенты, организации-партнеры, преподаватели. Создаваемое этими субъектами пространство может стать не только пространством для открытия и проработки инновационных направлений бизнеса, но и открытой образовательной средой для студентов. Автор предлагает студентам различные формы взаимодействия: стажерские дни; стажировка в должности; стажировка в типе деятельности; стажировка в проекте; стажировка в исследовательской программе [1].

Опыт М. В. Сафоновой [2] выделяет в практике создания ИОП проблемы, связанные с выявлением потребности, образовательного запроса студента, формулирования цели ИОП и подчеркивает значимость для их решения системы консультаций. Например, получение диплома психолога не приносит удовлетворения, если выбор профессии был обусловлен желанием понять себя и разобраться в собственных проблемах, а не потребностью освоить деятельность психолога на профессиональном уровне. Возможно, более эффективным способом получения образования для того, чтобы удовлетворить скрытую потребность, стали бы психологические семинары и тренинги, коучинг и т. д., что обусловливает необходимость сопровождения выбора человека в образовательном пространстве. Кроме того, по мнению автора, далеко не все обладают таким умением, как постановка цели, которая, чтобы сохранялась мотивация ее достижения, должна удовлетворять нескольким условиям: должна быть конкретна, ее достижение должно удовлетворить желаемую потребность, она должна быть интегрирована с другими жизненными целями и с ценностями человека, должна быть доступна (должна зависеть только от самого человека, а не от других людей и обстоятельств), ее достижение не должно негативно повлиять на жизнь окружающих и должна быть такой, чтобы человек с помощью образования не избавлялся от того, чего он не хочет, а приобретал то, что он считает важным в своей жизни. Для решения этих задач Е. В. Гаймановой и И. Б. Храпковым разработана и реализуется в научном обществе учащихся «Институт психоанализа» структура индивидуальной тьюторской сессии: установление контакта; основная часть - выявление текущего запроса и работа над этим запросом; обсуждение событий, произошедших в образовательном процессе; совместный анализ выполнения (невыполнения) договоренностей, достигнутых на предыдущей встрече; фиксация новых договоренностей, домашнее задание, рекомендация по его выполнению; завершение сессии. Оптимальная продолжительность тьюторской сессии - 1 час [3].

Методически содержательно описан опыт Т. В. Бурла-ковой [4], которая при создании студентом ИОП в масштабе теоретической дисциплины акцент делает на согласование между всеми субъектами образовательного процесса и определяет структуру ИОП через описание студентом следующих разделов: информационно-аналитического, целеполагания, содержательно-деятельностного, монито-

Гуманитарные исследования • 2015 • № 5 (9)

71

ринга и коррекции. В информационно-аналитическом разделе представлены справочные данные о студенте, а также материалы диагностики и самодиагностики. Ученый отмечает, что становление потребности студента в выстраивании индивидуальной образовательной деятельности предполагает следующую последовательность действий: ощущение потребности в изменении ^ фиксация этих потребностей ^ конкретизация идеализированных представлений ^ осмысление фактического состояния образовательного процесса ^ фиксация проблемных точек ^ определение причин их существования. В разделе целеполагания представлены группы целей студента: личностные, образовательные, гностические, проектировочные, когнитивные, креативные. С учетом своих особенностей студенты выстраивают перечисленные цели в определенной логике индивидуальной образовательной программы. В процедуре сопровождения целеполагания студента важно, на взгляд ученого, выполнить следующее: подготовить исходный перечень образовательных целей; записать анализируемую цель; провести «мозговой штурм» поставленной цели, выявить признаки достижения цели; упорядочить полученный перечень, обсудить каждую формулировку; проверить перечень на полноту описания; установить, является ли полученный перечень надежным свидетельством достижения цели. Содержательно-деятельностный раздел индивидуальной программы изучения курса учебной дисциплины создается на основе типовой учебной программы по предмету и имеет следующий вид: наименование темы, количество часов на ее изучение, в том числе и на самостоятельную работу; расширение программы; углубление программы; индивидуальные проблемы; творчество. ИОПы, разработанные студентами, преподаватель включает в общую программу занятий по дисциплине в качестве структурных компонентов.

Таким образом, обобщая передовой опыт создания ИОП магистранта в современных российских вузах, заметим, что он связан с реализацией в вузах тьюторских практик, которые:

- направлены на создание открытого образовательного пространства вуза, предоставляющего каждому студенту выбор своего образа и своего образовательного пути;

- характеризуются многовариативностью содержания, используемых средств, форм, методов (проведение образовательных событий, проектно-аналитических и рефлексивных сессий, тренингов, тьюториалов, консультаций, работа в технологии форсайта, осуществление дистанционной поддержки, проведение разнообразных стажировок и стажер-ских дней, использование открытых образовательных технологий и т. д.) для сопровождения студента в построении и реализации ИОП, что обеспечивает магистранту выявление и реализацию его собственных образовательных запросов, его индивидуального образовательного движения.

1. Зубарева Т. А. Значение института тьюторства для современных технологий управления знаниями в системе профессионального образования // Тьюторство в университетском дискурсе. Ижевск: Удмурдский гос. ун-т, ERGO, 2010. С. 13-21.

2. Сафонова М. В. Консультирование по образовательному запросу как важный элемент в системе непрерывного образования // Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1. С. 83-87.

3. Гайманова Е. В. Развитие технологий тьюторского сопровождения в системе высшего профессионального образования // Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. С. 4145.

4. Бурлакова Т. В. Опыт создания индивидуальной образовательной программы изучения теоретических дисциплин в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. С. 134-138.

© Зарипова Е. И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.