Научная статья на тему 'Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия'

Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7053
1388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТУДЕНТА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / STUDENT’S INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / INDIVIDUALIZATION OF THE LEARNING PROCESS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Наталья Юрьевна

Статья посвящена анализу существующих трактовок понятия «индивидуальная образовательная траектория» применительно к студенту вуза. Необходимость осмысления этого понятия обусловлена рядом социальных факторов, стимулирующих реформирование высшей школы. Одним из оснований реформ является принцип индивидуализации, который закреплен в законе «Об образовании в Российской Федерации». Поиск возможных условий реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в практике университетов становится важным направлением их деятельности. Выбор, выстраивание и реализация индивидуальной образовательной траектории позволяют студенту развивать именно те качества личности, которые востребованы современным обществом. Помимо анализа подходов к определению содержания ключевого понятия «индивидуальная образовательная траектория», в статье также анализируются трактовки других близких к нему понятий. Выявление их общих признаков и отличительных особенностей позволило автору статьи выработать и предложить собственные рабочие определения понятиям «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория». Автор объединяет эти понятия логико-смысловой взаимосвязью. Индивидуальная образовательная программа студента представляет собой первый и наиболее общий уровень проектирования образования. Конкретизация индивидуальной образовательной программы проявляется в разработанном индивидуальном образовательном маршруте и индивидуальной образовательной траектории студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY: ANALYSIS OF INTERPRETATIONS OF THE TERM

The article presents the analysis of the existing definitions of the term “individual educational trajectory” in relation to a university student. These days a number of social factors stimulate the reformation of higher education process in Russia and call for the study of the meaning of the term mentioned above. One of these factors is the requirement of the Federal Law “On education in the Russian Federation” that higher education institutions realize the principle of individualization. That is why search for possible conditions for the realization of students’ individual educational trajectories in the learning process of Russian higher education institutions is becoming an important concern for them. During the process of choosing, forming and realizing individual educational trajectories students can acquire the particular personal qualities that are needed in the present-day society. Alongside with the analysis of various approaches to the definition of the main term “individual educational trajectory”, the article also presents the analysis of the definitions of other terms which are close in meaning to the one mentioned above. The author of the article singles out their common and distinctive features. Taking the results of this analysis into consideration, the author formulates her own working definitions of the following terms: “individual educational program”, “individual educational path” and “individual educational trajectory”. The author of the article presents her view on how these three terms can be logically and semantically interrelated. Student’s individual educational program is described as the first and most general level of education planning. It becomes more specific when a student formulates his individual educational path, which is then transformed into an individual educational trajectory.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия»

УДК 378.147

ББК Ч448.02 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Шапошникова Наталья Юрьевна,

аспирант, кафедра педагогики и психологии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России; 119454, Москва, пр. Вернадского, 76; e-mail: [email protected].

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТУДЕНТА: АНАЛИЗ ТРАКТОВОК ПОНЯТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индивидуализация процесса обучения; индивидуальная образовательная траектория студента; индивидуальный образовательный маршрут; индивидуальная образовательная программа.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу существующих трактовок понятия «индивидуальная образовательная траектория» применительно к студенту вуза. Необходимость осмысления этого понятия обусловлена рядом социальных факторов, стимулирующих реформирование высшей школы. Одним из оснований реформ является принцип индивидуализации, который закреплен в законе «Об образовании в Российской Федерации». Поиск возможных условий реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в практике университетов становится важным направлением их деятельности. Выбор, выстраивание и реализация индивидуальной образовательной траектории позволяют студенту развивать именно те качества личности, которые востребованы современным обществом.

Помимо анализа подходов к определению содержания ключевого понятия «индивидуальная образовательная траектория», в статье также анализируются трактовки других близких к нему понятий. Выявление их общих признаков и отличительных особенностей позволило автору статьи выработать и предложить собственные рабочие определения понятиям «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория».

Автор объединяет эти понятия логико-смысловой взаимосвязью. Индивидуальная образовательная программа студента представляет собой первый и наиболее общий уровень проектирования образования. Конкретизация индивидуальной образовательной программы проявляется в разработанном индивидуальном образовательном маршруте и индивидуальной образовательной траектории студента.

Shaposhnikova Natalia Yurievna,

Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), Moscow, Russia.

STUDENT'S INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY: ANALYSIS OF INTERPRETATIONS OF THE TERM

KEYWORDS: individualization of the learning process; student's individual educational trajectory; individual educational path; individual educational programme.

ABSTRACT. The article presents the analysis of the existing definitions of the term "individual educational trajectory" in relation to a university student. These days a number of social factors stimulate the reformation of higher education process in Russia and call for the study of the meaning of the term mentioned above. One of these factors is the requirement of the Federal Law "On education in the Russian Federation" that higher education institutions realize the principle of individualization. That is why search for possible conditions for the realization of students' individual educational trajectories in the learning process of Russian higher education institutions is becoming an important concern for them. During the process of choosing, forming and realizing individual educational trajectories students can acquire the particular personal qualities that are needed in the present-day society.

Alongside with the analysis of various approaches to the definition of the main term "individual educational trajectory", the article also presents the analysis of the definitions of other terms which are close in meaning to the one mentioned above. The author of the article singles out their common and distinctive features. Taking the results of this analysis into consideration, the author formulates her own working definitions of the following terms: "individual educational program", "individual educational path" and "individual educational trajectory".

The author of the article presents her view on how these three terms can be logically and semantically interrelated. Student's individual educational program is described as the first and most general level of education planning. It becomes more specific when a student formulates his individual educational path, which is then transformed into an individual educational trajectory.

И

нновационные процессы в обра- выки, но и такие качества, как мобильность,

зовании [1; 11] требуют изменить гибкость, коммуникабельность, самостоя-

принципы подготовки будущего тельность, способность брать на себя ини-

специалиста и формировать у него не толь- циативу, делать выбор и нести за него от-

ко профессиональные знания, умения и на- ветственность. В связи с этим реформы рос-

© Шапошникова Н. Ю., 2015

сийской высшей школы создают социальный институт, способствующий воспитанию и развитию индивидуальностей, обладающих востребованными качествами, а также компетентностями, помогающими решать проблемы в ситуации неопределенности и многовариантности. Последнее предполагает множество вариантов развития событий, несколько возможных решений той или иной проблемы. Обучение творчеству и формирование творческого стиля профессиональной деятельности не может осуществляться в ходе массовой подготовки. В связи с этим в системе российского высшего образования актуализируется проблема индивидуализации [6].

Индивидуализация процесса обучения придает осмысленность учебным действиям за счет возможности выбора того или иного типа действия, привнесения личных смыслов в учебный процесс, а также формулирования собственного образовательного заказа и видения своих образовательных перспектив. Видение перспектив довольно значимо для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях непрерывного образования [9].

Под индивидуализацией образовательного процесса в широком смысле, с точки зрения Т. М. Ковалёвой, следует понимать «способ обеспечения каждому обучающемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории» [10, с. 35]. Выбор, выстраивание и реализация индивидуальной образовательной траектории позволяют студенту развить именно те качества личности, которые востребованы современным социумом.

Учитывая особенности гуманитарного познания, которые присущи педагогическим исследованиям [2], мы осуществим анализ имеющихся точек зрения в отечественной педагогике и представим собственную трактовку понятия «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ). Кроме того, для нас важно определить соотношение этого ключевого понятия с другими, близкими ему, среди которых - индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ); индивидуальная образовательная программа (ИОП); индивидуальная траектория развития (ИТР); обобщенный образовательный маршрут (ООМ); индивидуальная траектория обучения.

В своих работах Т. М. Ковалёва предлагает два понятия: «индивидуальная образовательная программа» и «индивидуальная образовательная траектория». Первый она определяет так: «Индивидуальная образовательная программа - это программа об-

разовательной и иной деятельности обучающегося, направленная на его личностное, профессиональное развитие, разработанная и реализуемая тьюторантом самостоятельно на основе личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей и запросов» [10, с. 228]. Автор определения тьюторантом называет «обучающегося, разрабатывающего и реализующего в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу» [10, с. 236]. В роли тьютора выступает «педагог, сопровождающий разработку (построение) и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы» [10; с. 236], работающий с опорой на принцип индивидуализации образовательного процесса.

Взаимодействие тьютора и тьюторанта создает тьюторское сопровождение, которое представляет собой «движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюто-ранта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою персональную индивидуальную образовательную программу; осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки» [10, с. 33].

Таким образом, Т. М. Ковалёва неразрывно связывает с понятием «индивидуальная образовательная программа» тью-торское сопровождение педагога-наставника, оказывающего помощь и поддержку обучающемуся, но не навязывающего ему путь дальнейшего развития. Подчеркивается роль обучающегося как субъекта образовательного процесса, который исходит из своих собственных возможностей и устремлений, разрабатывая собственную образовательную программу. Также исследователь отмечает, что это понятие может иметь отношение не только к сфере образовательной деятельности, что расширяет его рамки.

Индивидуальная образовательная траектория, с точки зрения Т. М. Ковалёвой, имеет пространственно-временную характеристику. Это траектория индивидуального образовательного движения, «след» линии движения учащегося, формируемый фиксациями содержания его проб и опыта, образовательных достижений и характеристик индивидуального образовательного пространства, дающий возможность педагогического прогнозирования и реализации тьюторского проекта [10, с. 229].

Как мы видим, вышеприведенные понятия связаны следующей логической последовательностью: сначала идет построение обучающимся своей индивидуальной образовательной программы, а ее реализацией выступает индивидуальная образова-

тельная траектория. Другими словами, последнее понятие отражает конкретные результаты обучающегося при реализации индивидуальной образовательной программы. Также акцентируется внимание на том, что тьюторант при реализации своей образовательной программы фиксирует индивидуальный опыт, включающий личные успехи, сложности и неудачи. Именно от фиксации опыта реализации индивидуальной образовательной программы зависит успех совместной деятельности студента и тьютора.

Е. В. Гончарова и Р. М. Чумичева используют два понятия, раскрывающих индивидуализацию процесса обучения студентов: «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория». Они не дают собственную трактовку первого термина, а присоединяются к позиции исследователей С. В. Воробьёвой и Н. А. Лабунской: «Индивидуальный образовательный маршрут -это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации» [7, с. 4].

В этом определении подчеркивается, что индивидуальный образовательный маршрут предполагает выстраивание образовательной программы для каждого обучающегося. Акцентируется внимание на позиции обучающегося: он самостоятельно выстраивает и реализует свою образовательную программу. При этом педагог-наставник лишь помогает ему определиться с выбором собственного пути развития, а также реализовать выбранный образовательный маршрут.

Исследователи уверены, что индивидуальная образовательная траектория в высшем образовании связана с введением в образовательный процесс кредитно-зачетных единиц. Сравнивая понятие «индивидуальная образовательная траектория» с понятием «индивидуальный образовательный маршрут», авторы делают следующий вывод: «индивидуальная образовательная траектория - сложное общее понятие, пришедшее в педагогику из физики. Оно обладает более широким значением, чем понятие "индивидуальный образовательный маршрут"» [7, с. 5]. В связи с этим выстраивание индивидуальной образовательной траектории предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие инди-

видуальный образовательный маршрут), деятельностный (специальные педагогические технологии) и процессуальный (организационный аспект).

Т. А. Тимошина рассматривает понятие «индивидуальная образовательная траектория» с позиций антропоцентрического и компетентностного подходов: «Индивидуальная образовательная траектория студента - это индивидуальный путь в образовании, определяемый студентом совместно с преподавателем, организуемый с учетом мотивации, способностей, психических, психологических и физиологических особенностей обучающегося, а также социально-экономических и временных возможностей субъекта образовательного процесса» [13, с. 316].

В этом случае образовательная траектория студента определяется через слово «путь». Мы фиксируем следующий момент: если Т. М. Ковалёва определяет «индивидуальную образовательную траекторию» как «след» линии движения учащегося, то Т. А. Тимошина - как саму линию движения обучающегося по выбранному образовательному пути. Второй ученый считает важной для наставника роль грамотного педагога и психолога, помогающего студенту выбрать оптимальный путь развития. Отметим, что в последнем определении представлен перечень индивидуальных особенностей и возможностей студента. В данном случае акцентируется внимание на том, что педагог-наставник помогает студенту выбрать свой путь развития, всесторонне анализируя его индивидуальные возможности и особенности, что может способствовать более полной реализации принципа индивидуализации процесса обучения.

Т. А. Тимошина также отмечает, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» тесно связано с понятием «индивидуальный образовательный маршрут». Разграничивая их, она опирается на толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова, где «траектория» определяется как «путь движения какого-нибудь тела или точки», а «маршрут» - как «заранее намеченный путь следования с указанием основных пунктов» [15]. Исходя из этого, исследователь рассматривает индивидуальный образовательный маршрут как составную часть индивидуальной образовательной траектории. Обосновывается это разграничение следующим образом: «...для образовательных маршрутов характерны четко определенные временные и образовательные критерии, а также этапность обучения» [13, с. 317].

С. М. Бочкарёва вводит понятие «индивидуальная траектория развития», понимая под ней «линию движения студента в

саморазвитии личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами» [4, с. 320]. Этим определением автор подчеркивает связь процесса обучения с изменениями в личности студента. Они проявляются в изменении структуры учебной мотивации и иерархии мотивов; в формировании таких ценностных ориентаций, как интересная работа, познание, продуктивная жизнь, образованность, ответственность, эффективность в делах; в формировании готовности к саморазвитию и адекватной самооценки. Формирование адекватной самооценки очень важно, поскольку критическое отношение к себе студента позволит ему грамотно соотносить собственные силы и возможности с задачами разной трудности и с требованиями окружающих людей.

Теперь рассмотрим точку зрения Н. А. Ла-бунской. Она связывает построение образовательного пути студента с понятием «индивидуальный образовательный маршрут». Для того чтобы определить его содержание, автор вводит более широкое понятие -«обобщенный образовательный маршрут». Его она определяет как «совокупность общих для массива студентов этапов, периодов, линий, характеризующих их продвижение при получении высшего образования и отражающих взаимодействие с образовательной средой» [12, с. 84]. Другими словами, исследователь рассматривает обобщенный образовательный маршрут как множество и многообразие индивидуальных образовательных маршрутов.

Индивидуальный образовательный маршрут, в свою очередь, проявляется как одна из проекций обобщенного образовательного маршрута и существует как вариант пути (тип маршрута) восхождения к образованию. Использование словосочетания «восхождение к образованию» придает глубокий смысл индивидуализации образовательного процесса в вузе, при котором построение студентом своего образовательного маршрута и продвижение по нему обеспечивает наибольшую результативность процесса обучения. При этом студент не просто усваивает необходимые знания, а становится образованным человеком в самом глубоком смысле этого слова.

Н. А. Лабунская отражает в содержании понятия «индивидуальный образовательный маршрут» студента следующие аспекты: личностные позиции, показывающие его отношение к высшему профессиональному образованию, механизмы его выбора и способы получения.

Таким образом, введение и использование автором понятия «обобщенный образовательный маршрут» позволило раскрыть содержание понятия «индивидуальный об-

разовательный маршрут» с двух сторон: 1) как один из вариантов обобщенного образовательного маршрута; 2) как результат взаимодействия студента с образовательной средой, отражающий общее (элементы, этапы), специфичное и особенное в этом взаимодействии, характерное лишь для образовательного маршрута конкретного обучающегося.

М. А. Гринько вводит понятие «индивидуальная траектория обучения», раскрывая содержание понятия «индивидуальный образовательный маршрут». Ученый под индивидуальной траекторией обучения понимает «личностно-ориентированную организацию учебной деятельности студента в вузе, предполагающую построение учебно-воспитательного процесса в контексте реализации индивидуальных устремлений, выработки жизненных стратегий, формирования основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента» [8, с. 19]. Он акцентирует внимание на образовательном процессе в вузе, в центре которого - студент. Отметим, что эта трактовка схожа с трактовкой Е. В. Гончаровой и Р. М. Чумичевой понятия «индивидуальная образовательная траектория».

Подчеркивается, что учебный и воспитательный процессы являются составными частями образования в высшей школе. Тем самым М. А. Гринько расширяет рамки образовательного процесса в вузе, где воспитательный аспект обычно не особо учитывается. Неразрывная связь учебного и воспитательного процессов раскрывает глубокий смысл получения образования на любом уровне. Выработка жизненных, а не только образовательных стратегий позволяет студенту быть более успешным во всех сферах жизни, а сформированность основ индивидуально-творческого и профессионального развития дают возможность студенту полностью раскрыть свой потенциал.

Под индивидуальным образовательным маршрутом М. А. Гринько понимает «освоение студентом учебной программы с учетом его образовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и возможностей, обеспечивающих решение его образовательных проблем» [8, с. 19]. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут в трактовке этого автора раскрывается через реализацию конкретным студентом индивидуальной траектории обучения. Выстраивая свой индивидуальный образовательный маршрут, студент осваивает учебную программу, исходя из своих возможностей и потребностей. В результате он восполняет свои образовательные пробелы, получая те знания и умения, которые необходимы именно ему.

Перейдем к позиции исследователя А. С. Гаязова. Он разграничивает два понятия: «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут». Линия движения образовательной программы (траектория) приобретает конкретизацию в пути (маршруте). Также устанавливается, что понятие «образовательный маршрут» более широко используется в системе дополнительного образования [5].

A. В. Туркина начинает анализ с более общего понятия «образовательный маршрут», под которым понимает «заранее намеченный "путь духовного следования" человека, связанный с получением им высшего образования» [14, с. 68]. Подчеркивается, что студент выстраивает основные этапы образовательного маршрута заранее и следует своему плану образовательного развития. Выражение «путь духовного следования» характеризует образовательный процесс как развитие личности и духовного мира студента, а также предполагает выстраивание образовательного процесса согласно личным устремлениям и желаниям.

Конкретизация происходит в определении содержания понятия «индивидуальный образовательный маршрут». Он понимается как «путь освоения различных образовательных программ, самостоятельно прокладываемый студентом с целью самоопределения и самореализации при осуществлении преподавателем педагогической поддержки» [14, с. 68]. Особое внимание обращено на выбор студентом необходимых ему образовательных программ из набора предлагаемых и способов их освоения (индивидуальный темп, формы и сроки сдачи необходимой отчетности).

B. И. Богословский определяет понятие «индивидуальный образовательный маршрут» как путь восхождения студента к образованию, формируемый совокупностью объективных и субъективных факторов и осуществляемый самим студентом [3]. В этом определении, как и в определении Н. А. Лабунской, отмечается, что важнейшей целью процесса обучения является становление человека образованного во всех смыслах этого слова, приобщение его к высокой культуре. Однако факторы, на основе которых студент формирует свой образовательный маршрут, не обозначены, а характеризуются лишь как объективные и субъективные. Такая формулировка является, на наш взгляд, общей и недостаточной для раскрытия осознанности выбора студентом индивидуального образовательного маршрута.

На основе осуществленного анализа различных подходов к определению ключевого и близких к нему понятий, выделения общих и различных признаков в их содержании нами предпринята попытка дать рабочие обобщенные определения терминам «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория», а также объединить их логико-смысловой взаимосвязью.

Итак, мы будем понимать под индивидуальной образовательной программой студента предварительный план, составленный самим студентом при поддержке педагога-наставника, его образовательной и иной деятельности, направленной на личностное и профессиональное развитие; разработанный с учетом личностных, образовательных и профессиональных интересов, потребностей и запросов обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут студента определяется нами как заранее намеченный им самим путь на основе созданной ранее индивидуальной образовательной программы; в маршруте четко определены временные и образовательные критерии, а также этап-ность обучения; его построение происходит при осуществлении наставником педагогической поддержки.

Под индивидуальной образовательной траекторией студента мы понимаем индивидуальный путь в образовании, выстраиваемый и реализуемый субъектом образовательного процесса самостоятельно при осуществлении наставником педагогической поддержки его самоопределения и самореализации; направленный на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента.

Таким образом, выделено три уровня проектирования образования для конкретного студента. Первое и более общее представление находит отражение в индивидуальной образовательной программе студента. Далее конкретизация программы проявляется в разработанном индивидуальном образовательном маршруте и индивидуальной образовательной траектории студента. В ходе реализации индивидуальной образовательной траектории студента может происходить уточнение отдельных составных частей, что включает в себя возможную корректировку выбранного пути следования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Л. А., Беляева M. А. Образовательная инноватика как актуальное направление философ-ско-педагогических исследований // Педагогическое образование в России. 20l4. N° l. С. 5ó-ó0.

2. Бережнова E. В. Педагогическое исследование: социально-гуманитарный аспект // Педагогика. 2005. Ж б. С. 23-3o.

3. Богословский В. И. Hаучное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. СПб., 2000.

4. Бочкарёва С. M. Mетоды, средства и технологии в тьюторском сопровождении индивидуальной траектории развития студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сб. ст. 2-й Mеждун. науч.-прак. кон. (Рязань, 7-9 окт. 20l0 г.). Рязань, 20l0. С. 320-325.

6. Гаязов А. С. Индивидуальные траектории образования личности. URL: http://www.raop.ru/ index.php?id=878 (дата обращения: 2З.04.2015).

ó. Герт В. А. Индивидуальность и индивидуализация человека // Педагогическое образование в России. 20l4. Ж 4. С. 2o9-2l4.

7. Гончарова E. В., Чумичева Р. M. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестн. ЭТГУ. 20l2. да 2. С. 3-ll.

5. Гринько M. А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов // Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. Сер. З: Педагогика и психология. 20ll. Ж З. С. lS-22.

9. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 20l4. Ж З. С. 74-S2.

10. Ковалёва Т. M., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина M. Ю. Профессия «тьютор». M. ; Тверь : СФК-офис, 20l2.

11. Курденкова О. П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкты личностной мотивации // Вестн. MraMÜ-Университета. 20l5. Ж l. С. 257-262.

12. Лабунская H. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2002. Ж З. С. 79-9o.

13. Тимошина Т. А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сб. ст. 2-й Mеждунар. науч.-прак. кон. (Рязань, 7-9 окт. 20l0 г.). Рязань, 20l0. С. 3l5-320.

14. Туркина А. В. Исследование готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута / / Человек и образование. 200б. Ш б. С. óS-7l.

15. Ушаков Д. H. Большой толковый словарь современного русского языка. Mожайск : Буколика : РООССА, 2008.

LITERATURE

1. Belyaeva L. A., Belyaeva M. A. Obrazovatel'naya innovatika kak aktual'noe napravlenie filosofsko-pedagogicheskikh issledovaniy

2. // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж l. S. 56-6o.

3. Berezhnova E. V. Pedagogicheskoe issledovanie: sotsial'no-gumanitarnyy aspekt // Pedagogika. 2005. Ж ó. S. 23-30.

4. Bogoslovskiy V. I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa v pedagogicheskom universitete: metodologicheskie kharakteristiki. SPb., 2ooo. l42 s.

5. Bochkareva S. M. Metody, sredstva i tekhnologii v t'yutorskom soprovozhdenii individual'noy traektorii razvitiya studenta // Pedagogika i psikhologiya kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva : sb. st. 2-y Mezhdun. nauch.-prak. kon. (Ryazan', 7-9 oktyabrya 20l0 g.). Ryazan', 20l0. S. 320-325.

ó. Gayazov A. S. Individual'nye traektorii obrazovaniya lichno-sti [Elektronnyy resurs] / URL: http://www.raop.ru/index.php?id=S7S (data obrashcheniya: 23.04.20l5).

7. Gert V. A. Individual'nost' i individualizatsiya cheloveka / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. да 4. S. 209-2l4.

S. Goncharova E. V., Chumicheva R. M. Organizatsiya individual'noy obrazovatel'noy traektorii obucheniya bakalavrov // Vestnik NGGU. 20l2. Ж 2. S. З-ll.

9. Grin'ko M. A. Proektirovanie individual'nykh traektoriy obucheniya inostrannomu yazyku studentov pedagogicheskikh vuzov // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 20ll. Ж З. S. l8-22.

10. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Pedagogi-cheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж З. S. 74-S2.

11. Kovaleva T. M., Kobyshcha E. I., Popova (Smolik) S. Yu., Terov A. A., Cheredilina M. Yu. Professiya «t'yutor». M.-Tver': «SFK-ofis», 20l2. 246 s.

12. Kurdenkova O. P. Obrazovanie dlinoyu v zhizn': vneshnie i vnutrennie konstrukty lichnostnoy motivatsii // Vestnik MGIMO-Universiteta. 20l5. Ж l. S. 257-2ó2.

13. Labunskaya N. A. Individual'nyy obrazovatel'nyy marshrut studenta: podkhody k raskrytiyu ponyatiya / / Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 2002. да З. S. 79-90.

14. Timoshina T. A. Kontseptsiya vystraivaniya individual'noy obrazovatel'noy traektorii studenta // Pedagogika i psikhologiya kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva : sb. st. 2-y Mezhdun. nauch.-prak. kon. (Ryazan', 7-9 oktyabrya 20l0 g.). Ryazan', 20l0. S. 3l5-320.

15. Turkina A. V. Issledovanie gotovnosti studentov k vyboru individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta / / Chelovek i obrazovanie. 2006. Ж 6. S. 68-7l.

ló. Ushakov D. N. Bol'shoy tolkovyy slovar' sovremennogo russkogo yazyka. Mozhaysk: «Bukolika», «ROOSSA», 2008. l248 s.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. М. А. Беляева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.