bezopasnost' [RSUH/RGGU Bulletin. Series Records Management and Archival Studies. Computer Science. Data Protection and Information Security]. Moscow, 2014, no. 2 (124), pp. 207-210. (In Russ.).
10. Tolochko A.P., Rodionov Yu.P. Razvitie napravleniya podgotovki bakalavrov i magistrov "Dokumentovedenie i arkh-ivovedenie" na istoricheskom fakul'tete Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F.M. Dostoevskogo [Development of the Training Direction "Document Science and Archival Science" (Bachelors and Master's Degrees) at the Historical Department of Dostoevsky Omsk State University]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki" [Herald of Omsk University Series "Historical Studies"]. Omsk, 2018, no. 1 (17), pp. 19-22. (In Russ.).
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniyapo napravleniyu podgotovki 46.03.02 «Dokumentovedenie i arkhivovedenie» (uroven' bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 46.03.02 "Documentary and archival science" (undergraduate level)]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/460302.pdf.
12. Kharunzheva E.V. Osobennosti izucheniya informatsionnykh distsiplin na napravlenii podgotovki 46.03.02 «Dokumentovedenie i arkhivovedenie» [The information disciplines in the field of training 46.03.02 "Documentology and archivistics"]. Obshchestvo. Nauka. Innovatsii [Society. Science. Innovations]. Kirov, 2018, vol. 3, pp. 896-902. (In Russ.).
УДК 378
ПОЗИТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ КАК ФАКТОР ВЫСТРАИВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, директор НИИ межкультурной коммуникации и социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Султан Румия Гарифулаевна, аспирант, преподаватель кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Современные условия пространства профессионального образования, как регионального, так и общероссийского, требуют реализации индивидуального подхода в профессиональной подготовке студентов. Актуальность индивидуализации образовательного процесса в образовательных организациях сферы культуры и искусств повышается за счет особенностей будущей профессиональной деятельности студентов вузов данной сферы.
Выстраивание индивидуальной учебно-профессиональной траектории обучающимся зависит от ряда факторов: внешних и внутренних. Цель представленной статьи: обосновать необходимость развития позитивной мотивации к обучению как одного из генеральных факторов, существенно влияющих на эффективность выстраивания и реализации учебно-профессиональной траектории студентом вуза в трех основных направлениях: содержательном, деятельностном и процессуальном.
В ходе анализа и обобщения результатов теоретических и прикладных исследований, посвященных изучению подходов к построению и реализации индивидуальных образовательных траекторий, индивидуального образовательного маршрута обучающихся разных уровней образования: траекторий адаптивного типа, траекторий развивающей направленности, траекторий созидательной направленности, технологий тьюторского сопровождения и других, а также подходов к структурированию факторов выстраивания учебно-профессиональной траектории сделан вывод о целесообразности и перспективности разработки проблемы развития позитивной мотивации к обучению студентов вузов сферы культуры и искусств.
Ключевые слова: учебно-профессиональная траектория, факторы выстраивания учебно-профессиональной траектории, позитивная мотивация к обучению.
POSITIVE MOTIVATION TO STUDY AS A FACTOR OF EDUCATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL TRAJECTORY OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE SPHERE OF CULTURE AND ARTS
Kostyuk Natalya Vasilyevna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of Academy of Pedagogical and Social Sciences, Director of Scientific Research Institute of Cross-cultural Communication and Sociocultural Technologies, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Sultan Rumiya Garifulaevna, Postgraduate, Instructor of Department of National Dance, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Modern conditions of vocational education space, both, regional and all-Russian, require implementation of an individual approach to students' professional training. The relevance of individualization of educational process in educational organizations in the sphere of culture and arts is increased due to features of future professional activity of students of universities in this sphere.
The alignment of individual learning and professional trajectory of students depends on a number of factors: external and internal. The purpose of the presented article is to justify the need to develop positive motivation to learn as one of the general factors that significantly affect the efficiency of building and implementing the educational and professional trajectory by a university student in three main areas: substantive, activity and procedural.
During the analysis and generalization of the results of theoretical and applied research devoted to the study of approaches to the construction and implementation of individual educational trajectories, individual educational route for students of different levels of education: adaptive type trajectories, developmental trajectories, creative orientation trajectories, tutor support technologies and others, and also approaches to structuring the factors of building the educational and professional trajectory; it was concluded that imagery and prospects of the development problems develope positive motivation to learn in university students of culture and arts.
Keywords: educational and professional trajectory, factors building educational and professional trajectory, positive motivation to study.
Инновационные процессы, которые происходят в системе образования современной России, изменяя, в том числе, пространство образования, влияют на принципы подготовки обучающихся разных уровней, как школьников, так и студентов организаций профессионального образования и высшей школы. В современных условиях в конечном результате студентам необходимо не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и сформировать готовность к проявлению мобильности, коммуникабельности, гибкости и инициативности в профессиональном взаимодействии, готовность к саморазвитию, самообразованию. Эти качества позволят студенту - будущему выпускнику, с одной стороны, повысить собственную конкурентоспособность на рынке труда, а с другой - увеличить свой потенциал в развитии профессионального мастерства.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4, ст. 2].
В Федеральном государственном стандарте закреплено требование обеспечения «условиями для индивидуального развития, особенно для одаренных и детей с ограниченными возможностя-
ми». Основная задача образования на всех уровнях образования это развитие личности и переход ее к индивидуальности.
Для решения поставленных задач социальные институты воспитывают и развивают индивидуальность своих обучающихся с учетом востребованных качеств и компетенций, задаваемых современным обществом. В условиях массовой подготовки, без реализации индивидуального подхода выработать индивидуальность творческого стиля профессиональной деятельности невозможно. В этом и заключается проблема индивидуализации образования как проблема создания условий для развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности, характеризующейся накоплением особенного, уникального опыта, ростом творческого потенциала личности, универсальности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности [3, с. 206].
Таким образом, персональный путь реализации профессионально-личностного потенциала каждого обучающегося может быть представлен в выстраивании и последующей реализации учебно-профессиональной траектории. Индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа, траектория профессионального развития и т. д. - это категории, разрабатываемые в рамках различных подходов в педагогической теории и практике, формы индивидуализации в образовании.
В общей педагогике и педагогике профессионального образования возможно выделить ряд понятий, близких к пониманию категории «учебно-профессиональная траектория»: маршрут, программа, карта развития и др. Разные походы, представленные в научных трудах, затрагивают разные аспекты каждого из них.
Н. Ю. Шапошникова рассматривает индивидуальную образовательную программу, маршрут и траекторию. Индивидуальная образовательная программа студента - предварительный план, составленный самим студентом при поддержке педагога-наставника, его образовательной и иной деятельности, направленной на личностное и профессиональное развитие, разработанный с учетом личностных, образовательных и профессиональных интересов, потребностей и запросов обучающегося.
Индивидуальный образовательный маршрут студента определяется нами как заранее намеченный им самим путь на основе созданной ранее индивидуальной образовательной программы; в маршруте четко определены временные и образовательные критерии, а также этапность обучения; его построение происходит при осуществлении наставником педагогической поддержки.
Индивидуальная образовательная траектория студента - индивидуальный путь в образовании, выстраиваемый и реализуемый субъектом образовательного процесса самостоятельно при осуществлении наставником педагогической поддержки его самоопределения и самореализации; направленный на реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента [7, с. 43].
В книжном издании «Профессия "тьютор"» индивидуальная образовательная траектория рассматривается как пространственно-временное отражение индивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная образовательная программа - программа образовательной и иной деятельности, направленная на его личностное, профессиональное развитие, разработанная и реализуемая тьюторантом самостоятельно на основе личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей и запросов. Индивидуальная образовательная траектория - «след» линии движения учащегося, складывающийся через фиксацию содержания его проб и опыта, образовательных достижений и характеристик индивидуального образовательного пространства, дающий возможность педагогического прогнозирования и реализации тьюторского проекта [3, с. 228-229].
Н. А. Лабунская рассматривает обобщенный образовательный маршрут - совокупность общих для массива студентов этапов, периодов, линий, характеризующих их продвижение при получении высшего образования и отражающих взаимодействие с образовательной средой» [2, с. 84].
В целом, можно выделить три основных направления реализации индивидуальной учебно-профессиональной траектории: содержательное, деятельностное и процессуальное. Содержатель-
ное направление включает освоение содержания на том уровне, который соответствует возможностям, интересам, потребностям обучающегося посредством вариативных учебных планов и образовательных программ. Деятельностное направление реализуется через специфические образовательные технологии. Процессуальное направление определяет организационный аспект образовательного процесса.
Представленные направления функционируют на двух уровнях: осознанного запоминания (воспроизведение знаний в точности) и усвоения способов деятельности. Создание нового продукта познания человеком является особенностью формирования индивидуальной траектории обучающегося.
По ведущей направленности траектории можно разделить:
- на траектории адаптивного типа как подготовка к ситуациям социально-экономического и социокультурного характера посредством образования;
- на траектории развивающей направленности - способности, творческий потенциал, возможности;
- на траектории созидательной направленности посредством целенаправленного использования не только развитых профессиональных и личностных качеств, но и выстраивания «себя» в профессии, карьере и самообразовании.
При выстраивании индивидуальной образовательной траектории необходимо руководствоваться принципами ее формирования. К данным принципам относятся учет возможности образовательного потенциала, особенностей процесса познания, индивидуальных черт личности, соотношения современных условий и перспектив развития образования со способностями обучаемого, стремления к дальнейшему инициативному построению индивидуального образовательного маршрута самим обучающимся.
В качестве одного из актуальных подходов к реализации индивидуального маршрута в образовании и построении учебно-профессиональной траектории выступает технология тьюторско-го сопровождения. Главная задача тьютера -помощь и поддержка тьюторанта на пути усвоения индивидуальной образовательной траекто-
рии. «Помогающее воспитание» как часть общего воспитания - необходимость для эффективного создания условий развития личностных, профессиональных качеств, раскрытия заложенного природой творческого потенциала.
Для реализации индивидуальной учебно-профессиональной траектории свойственно прохождение нескольких этапов:
во-первых, создание образовательного пространства с целью предоставления выбора обучаемым социокультурных практик;
во-вторых, запуск мотивации к самообразованию;
в-третьих, диагностирование индивидуальных психологических аспектов развития (способностей, задатков к профессии, интересов), составление карты уровня развития;
в-четвертых, разработка индивидуального образовательного маршрута и путей его осуществления;
в-пятых, оценка усвоения материала и реализации индивидуально выстроенного обучения.
Определяя группы факторов, влияющих на выстраивание учебно-профессиональной траектории, возможно говорить о существовании минимум двух подходов. В первом - внешние и внутренние, во втором - личностно-индивидуаль-ные, социальные, профессиональные и государственные факторы.
Первый подход в дифференциации факторов, влияющих на выстраивание учебно-профессиональной траектории, - внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относятся мотиваци-онные, психологические, нравственно-этические и познавательные характеристики личности: мотивация к развитию своих данных, общие и специальные способности, уровень знаний (степень включенности в получаемую специальность до поступления, глубина погружения в теоретическую часть обучения), ментальность, личностный опыт.
Внешние, аккумулируемые образовательной средой (системообразующие) факторы - различные виды деятельности: научно-исследовательская, социальная, учебная. Это участие в учебных ансамблях, исполнительская практика в профессиональных коллективах в свободное внеучеб-
ное время, посещение мастер-классов известных деятелей искусства, исследовательская работа по проблематике современного искусства, участие в научных конференциях, социально-значимых проектах, учебных проектах. А также круг общения вне стен вуза, студенческий коллектив, профессорско-преподавательский состав и стили их педагогической деятельности.
Второй подход в дифференциации факторов, влияющих на выстраивание учебно-профессиональной траектории, - личностно-индивидуаль-ные, социальные, профессиональные и государственные факторы.
К личностно-индивидуальным факторам относятся мотивационные, психологические, нравственно-этические и познавательные характеристики личности. Это мотивация к развитию своего потенциала, ментальность, личностный опыт, темперамент.
Социальные факторы - круг общения вне стен вуза, студенческий коллектив, социализация студента.
Профессиональные факторы - общие и специальные способности, уровень знаний, степень включенности в получаемую специальность до поступления, глубина погружения в теоретическую часть обучения и т. д.
К факторам государственного уровня относят, прежде всего, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, учебные планы и ряд других нормативно-правовых актов.
Таким образом, не оставляет сомнений тот факт, что мотивация как совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности, процесс, имеющий определенную целевую направленность, вступает одним их генеральных факторов выстраивания индивидуальной учебно-профессиональной траектории обучающегося.
В связи с тем, что речь идет именно о выстраивании учебно-профессиональной траектории, то есть целенаправленной деятельности студента, осваивающего образовательные программы в ходе обучения в вузе, представляется целесообразным опираться на изучение и развитие мотивации к обучению, а точнее - к развитию позитивной мотивации к обучению.
Позитивная мотивация к обучению определяется, как мотивация к достижению положительного результата осуществляемой (учебно-профессиональной) деятельности, приведённого в соответствие с социальными ценностями личности, субъектов образовательного процесса и общества в целом.
Выбор категории «развитие» (в отличие от категории «формирование») применительно к позитивной мотивации к обучению, обоснован следующими позициями:
- развитие в русле общефилософского, общепсихологического и общепедагогического подходов в целом определяется как направленное изменение какого-либо органического целого (биологического, социального, культурно-исторического), в процессе которого разворачиваются его внутренние возможности, до сих пор «свёрнутые». То есть это выявление состояний, свойств, отношений личности, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были реализованы, доступны восприятию. Источник подлинного развития находится внутри самого развивающегося;
- формирование как процесс связано с влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды на обучающегося. Выстраивание индивидуальной учебно-профессиональной траектории предполагает включённость студента в процесс обучения с точки зрения субъект-субъектного взаимодействия педагогов и обучающихся в целостном образовательном процессе;
- обучающийся организации высшего образования обладает собственным образовательным опытом: опытом обучения в школе, учреждении дополнительного образования детей, обучении в организации среднего профессионального образования и т. д., следовательно, определённая мотивация к обучению у него уже сформирована.
Таким образом, развитие позитивной мотивации студентов к обучению как фактор эффективного выстраивания учебно-профессиональной траектории возможно определить, как процесс, способствующий трансформации побуждений обучающихся в зрелую мотивационную сферу с доминированием и преобладанием мотивов, связанных с достижением целей будущей профессиональной деятельности в ходе освоения образовательной программы.
Процесс развития позитивной мотивации к обучению, выступая фактором выстраивания учебно-профессиональной траектории студентов вузов сферы культуры и искусства, в свою очередь, также подвержен воздействию ряда групп факторов. Это:
- социальные факторы, включающие в себя социальный статус обучающихся, их семьи, родителей и их влияние на профессиональный выбор студентов, средства массовой информации, систему государственно-частного партнерства и т. д.;
- побудительные факторы, влияющие на развитие мотивов профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. В эту группу факторов входят и ценностные ориентации обучающихся, определяющие их жизненные устремления;
- образовательные факторы - это представления, факты, законы, теории и методы науки и практики, то есть знания, используемые для осуществления профессиональной деятельности, умения, навыки и осваиваемые компетенции, обеспечивающие её успешность. Определяя содержательную сторону учебной и будущей профессиональной деятельности, данные факторы являются
необходимым элементом целостного образовательного процесса;
- организационные факторы, к которым относятся формы, методы и приёмы работы педагога с обучающимися в учебной и внеучебной деятельности;
- коммуникативные факторы, включающие в себя особенности межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов и др.);
- психологические факторы, обусловленные возрастными особенностями обучающихся, а также факторы личного характера: склонности, интересы, способности, особенности эмоционально-волевой сферы, самооценка и т. д.
Следует заключить, что процесс выстраивания учебно-профессиональной траектории студентов вузов сферы культуры и искусства будет более эффективным при опоре на развитие позитивной мотивации к обучению как с точки удовлетворения учебно-профессиональных потребностей самих обучающихся, так и с позиций необходимости обеспечения профессионалами высокого уровня социально-культурного пространства региона и страны.
Литература
1. Костюк Н. В. Формирование готовности выпускников учреждений профессионального образования к инновационной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2013. - 363 с.
2. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2002. - № 3. - С. 79-90.
3. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик) и др. - Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.
4. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федер. закон № 273-ФЗ: принят Гос. Думой 29 дек. 2012 года: ред. от 03.08.2018.
5. Слаутина Н. М., Лазарева М. В. Индивидуальная образовательная траектория профессионализма сотрудников учреждений культуры // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 38. - С. 183-188.
6. Султан Р. Г., Костюк Н. В. Социальное партнерство в профессиональном хореографическом образовании // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 44. - С. 149-155.
7. Шапошникова Н. Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Пед. образование в России. - 2015. - № 5. - С. 39-44.
References
1. Kostyuk N.V. Formirovanie gotovnosti vypusknikov uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya k innovatsionnoy deyatel'nosti: dis. d-ra ped. nauk [Formation of readiness of graduates of vocational education institutions for innovative activity. Diss. Dr of Pedagogical Sciences]. Velikiy Novgorod, 2013. 363 p. (In Russ.).
2. Labunskaya N.A. Individual'nyy obrazovatel'nyy marshrut studenta: podkhody k raskrytiyu ponyatiya [Individual educational route of the student: approaches to disclosure of a concept]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen], 2002, no. 3, pp. 79-90. (In Russ.).
3. Kovaleva T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smolik) S.Yu. and others Professiya "t'yutor" [Profession "tutor"]. Tver, SFK-office Publ., 2012. 246 p. (In Russ.).
4. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii: Feder. zakon № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoy 29 dek. 2012 goda: red. ot 03.08.2018 [Russian Federation. Laws. About education. Federation law No. 273-FZ: it is accepted State. Duma 29Dec, 2012: edition of03.08.2018]. (In Russ.).
5. Slautina N.M., Lazareva M.V. Individual'naya obrazovatel'naya trayektoriya professionalizma sotrudnikov uchre-zhdeniy kul'tury [Individual educational trajectory of professionalism of employees of cultural institutions]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 38, pp. 183-188. (In Russ.).
6. Sultan R.G., Kostyuk N.V. Sotsial'noe partnerstvo v professional'nom khoreograficheskom obrazovanii [Social partnership in professional choreographic education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 44, pp. 149-155. (In Russ.).
7. Shaposhnikova N.Yu. Individual'naya obrazovatel'naya trayektoriya studenta: analiz traktovok ponyatiya [Individual educational trajectory of the student: the analysis of interpretations of a concept]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2015, no. 5, pp. 39-44. (In Russ.).
УДК 793.31
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЧЕРКА БАЛЕТМЕЙСТЕРА, ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ
Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры балетмейстерского творчества, декан факультета хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Буратынская Светлана Вениаминовна, доцент, заведующая кафедрой балетмейстерского творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы профессионального становления студентов хореографических факультетов вузов культуры в настоящее время, которые находятся в тесной взаимосвязи с сущностью и содержанием балетмейстерско-педагогической деятельности и зависят от основных закономерностей педагогического процесса профессиональной подготовки будущих хореографов.
Предлагаются подходы к решению вопроса о профессионально-педагогической подготовке студентов, включающие в себя способ развития устойчивого интереса к профессии, склонности заниматься различными видами хореографической деятельности, в которой воплощается специфика профессии, осознание обстоятельства, что в профессиональной деятельности наиболее полно проявляются возможности, силы и способности личности.
Раскрываются пути развития творческой индивидуальности балетмейстеров, формирование руководителей хореографических любительских коллективов, обладающих высоким образным и абстрактным мышлением, владеющих способами выражения тем, идей будущего творческого произведения посредством педагогических приемов передачи своих знаний, умений и навыков исполнителям любительских коллективов в процессе будущей профессиональной деятельности.
Рассматриваются этапы создания хореографической постановки, основанные на законах композиционного построения: возникновение «замысла» хореографического произведения, сбор, накопление и обработка материала, жанрово-стилевое определение, построение композиционного плана, работа с музыкальным материалом, сочинение лексического материала, создание лексической структуры, постановочная и репетиционная работа, представление хореографической композиции на сцене для зрителей, анализ созданного произведения, с учетом эмоциональной культуры исполнителей.
Ключевые слова: балетмейстер, педагог-хореограф, профессиональная деятельность, студент, факультет, направленность, образ, способ, содержание.