1УДК 378.14 ББК 74.480.8
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ НА БАЗЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ СДО MOODLE
М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова
Статья посвящена вопросам необходимости изменения парадигмы современного образования, возможности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий согласно нормативно-правовой базе системы образования (Закон об образовании, ФГОС, профессиональный стандарт педагога). Данная статья также характеризует понятие «индивидуальная образовательная траектория» как проявление системно-деятельностного подхода к обучению. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся - как одна из основных образовательных технологий, зависящая от его мотивации, обучаемости и осуществляемая в сотрудничестве с педагогом. Рассматриваются возможности СДО МооШе для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня освоения темы, целей и особенностей обучающегося.
Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, личностно-ориентирован-ное образование, профессиональный стандарт педагога, профессиональные компетенции, ИКТ-технологии, СДО МооШе, мобильные технологии.
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES BASED ON THE SYSTEMS OF DISTANCE SUPPORT FOR EDUCATIONAL PROCESS ON THE EXAMPLE OF THE LMS MOODLE
M. Yu. Glotova, E. A. Samokhvalova
The article presents the need to change the paradigm of modern education, the possibility of formation of individual educational trajectories according to the regulatory framework of the education system (The Law on Education, the FSES, the professional standard of the teacher). The article also analyzes the concept of „individual educational trajectory" as a manifestation of system-activity approach to learning. Individual approach to each student is one of the key educational technologies depending on his or her motivation, learning ability, and which is carried out in cooperation with the teacher. The possibilities of the LMS Moodle for constructing individual educational trajectories depending on the level of development of the themes, objectives and characteristics of the student are considered.
Keywords: individual educational trajectory, personality-oriented education, teacher professional standard, professional competence, ICT technology, LMS Moodle, mobile technology.
Современная эпоха ставит перед педагогами новые задачи. Происходит переход от образовательной парадигмы передачи знания к компетентностному системно-дея-тельностному подходу в образовании. На первый план выходит умение педагога не столько дать знания, сколько научить учиться ученика, подобрать каждому оптимальный образовательный маршрут в соответствии с его возмож-
ностями и потребностями. Целью реализации любой современной образовательной программы является реализация целей поставленных ФГОС: развитие личностного потенциала ученика, обеспечение индивидуальной образовательной среды для творческого развития каждого обучающегося, формирование готовности и развитие способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Современное законодательство в сфере образования динамично меняется, совершенствуется, отвечая вызовам времени и требованиям к профессиональным компетенциям педагога и результатам их труда.
Основное направление трансформации современного образования - это переход к лич-ностно-ориентированному образованию, индивидуализация образования. Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) - это ключевой инструмент реализации государственной политики в образовании.
Индивидуализации обучения уделяется большое внимание в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] и Стандарте педагога [2].
Учащимся предоставляется право выбора факультативных и элективных курсов, обучение по индивидуальному учебному плану (ст. 34) [1].
Закон предусматривает возможность реализации и освоения образовательных программ с помощью сетевых форм (ст. 15) и дистанционных образовательных технологий (ст. 16) [1]. Статья 20 допускает экспериментальную и инновационную деятельность по созданию новых образовательных технологий, образовательных ресурсов [1].
Профессиональный стандарт педагога выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей; умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся [2].
Все это ставит перед педагогами задачи изучения возможностей и принципов создания индивидуально ориентированных образовательных траекторий, реализации на практике во время проведения урока и организации самостоятельной деятельности учащихся разноуровневого дифференцированного подхода, что можно осуществить с помощью современных информационно-коммуникационных технологий на основе функционирования систем дистанционного управления обучением (ЬМБ), сервисов информационно-коммуникационной и организационной поддержки образования.
Современный педагог должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
• диагностировать уровень начальных знаний учащихся, их образовательные особенности и мотивацию освоения изучаемого предмета;
• формировать информационно-образовательную среду с возможностью реализации индивидуальных образовательных траекторий;
• создавать индивидуальные образовательные траектории для различных категорий детей: одаренных и с особыми потребностями;
• обеспечивать возможность для каждого ученика двигаться по своей траектории, учиться на основе личной активности, своих индивидуальных интересов и потребностей;
• внедрять информационные технологии и информационное взаимодействие в образовании в рамках организации обучения по индивидуальным образовательным траекториям.
Современный педагог для эффективного достижения образовательных целей должен уметь:
• проектировать структуру и содержание индивидуальной образовательной траектории обучаемых на основе диагностических и оценочных процедур;
• проектировать и создавать модульные курсы, управлять ресурсами информационно-образовательной среды, в которой реализуются индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
• уметь автоматизировать процесс информационно-методического обеспечения и управлять учебной деятельностью обучающихся при использовании распределенного информационного ресурса;
• уметь выстраивать сопровождение учебного процесса по принципу избыточности и альтернативности;
• развивать коммуникативные умения учащихся в условиях глобальной сети, формировать способность проявлять инициативу, развивать умения конструктивно сотрудничать с другими;
• формировать исследовательские умения учащихся, развивать способность к метадея-тельности (выходящей за рамки знаний и умений), самоанализу и рефлексии;
• контролировать познавательную деятельность как по конечному результату обуче-
ния, так и своевременно диагностировать ход учебного процесса.
Для готовности к современной профессиональной деятельности педагогу необходимо знать:
• основные возможности информационно-коммуникационных технологий для формирования индивидуальной траектории образования;
• основные принципы построения и реализации индивидуальных траекторий образования;
• формы представления образовательных материалов для индивидуальных траекторий образования ;
• назначение и методы использования информационно-коммуникационных технологий для формирования индивидуальной траектории образования;
• возможности информационных систем и сервисов сети для построения курсов и проведения в них занятий;
• основные подходы к оценке качества и эффективности проверки усвоения методического материала (контента) в учебном процессе.
Современный профессиональный педагог должен владеть навыками:
• создания личностно-ориентированных ресурсов образования;
• создания модульных многовариативных курсов с обратной связью в системе дистанционной поддержки образовательного процесса (например, СДО МооЬ!е);
• создания диагностических и контролирующих материалов в электронных сервисах систем дистанционного обучения, в программах электронных тестов;
• работы в облачных сервисах совместного создания и использования средств визуализации образовательного процесса;
• создания консультационных и рефлексивных мероприятий с помощью коммуникационных сервисов и программ;
• разработки индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся по уровню и целям образования;
Индивидуально образовательные траектории могут быть выстроены разными путями, в зависимости от целей образования. В связи с чем индивидуальная образовательная траектория имеет широкое значение.
Индивидуальная образовательная траектория, по мнению Г. М. Кулешовой, - это совокупность существенных свойств/признаков, отражаемых в сознании с помощью понятия индивидуально образовательная траектория в условиях личностной парадигмы: личность (человек), имеющая потенциал, выражающийся в наличии скрытых и личностных качеств, которые при своем множестве и разнообразии способны проявляться лишь будучи встроенными в единую структуру деятельности [3].
А. В. Хуторской [4] рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Н. Н. Суртаева [5] трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.
С. А. Вдовина [6] Г. А. Климов, В. С. Мерлин [7] рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.
Мы при построении своих курсов дистанционной поддержки очного обучения выделяем связь системно-деятельностного направления процесса формирования траекторий с информационными технологиями, которая видится в использовании всех возможностей ИКТ для построения информационно-образовательной среды.
Индивидуально-образовательные траектории в полной мере соответствуют как задачам современного образования, так и возможностям предоставляемым сейчас информационно-коммуникационными образовательными средами. Индивидуальная образовательная траектория учащегося - это не только определение содержания учебного материала (содержательный аспект ИОТ), но и определение оп-
тимальных педагогических технологий для каждого конкретного учащегося (деятельност-ный аспект ИОТ), а также выбор наиболее эффективной формы взаимодействия участников образовательного процесса (организационный аспект ИОТ).
Перед проектированием ИОТ в каждом конкретном случае необходимо определить цели, достигаемые в процессе реализации ИОТ, особенности и возможности ребенка, продумать мотивационную стратегию, наиболее эффективную для данного ребенка, выбрать формы и порядок обучения. На современном этапе развития инструментов, педагогических технологий и ИКТ-поддержки образовательного процесса существует большой выбор средств проектирования и реализации ИОТ, их гибкость, вариативность позволяет корректировать процесс обучения, возвращаться к недопонятому материалу, расширять темы, вызвавшие повышенный интерес.
В первую очередь необходимо выполнить диагностику уровня развития и степени выраженности личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или ее части. Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования учеников, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Создание онлайн-опросов, тестовых заданий для определения начального объема и содержания предметного образования учащихся с помощью инструментов и технологий создания тестов, опросов и диагностических карт на основе редакторов форм (Google, Word), программ создания тестов ("HotPotatoes"), онлайн-конструкторов тестов ("Online Test Pad").
Классификация мотивов деятельности учеников по отношению к образовательной области, предпочитаемые детьми виды деятельности, формы и методы занятий выясняются в процессе проектируемых и реализуемых педагогом интерактивных занятий, рефлексии в процессе и после выполнения учебных мета-предметных проектов. По результатам интерактивного взаимодействия и рефлексии производится выбор оптимальных форм учебного
процесса для каждого ученика. Уточняется существующая и формируется развивающая учебная мотивация к определенной деятельности. Активно используются в учебном процессе онлайн-тренажеры, интерактивные доски, самостоятельный поиск информации. Определение видов оптимальных для ученика текущей деятельности, промежуточной коррекции и итогового образовательного результата с усвоением в процессе необходимого нормативного материала. Инструменты визуализации выбора: виртуальные интерактивные доски для организации совместной деятельности: мозговой штурм, рисование, письменные работы и др. Основные сервисы совместного доступа: WikiWall, Dabbleboard, Twiddla, Scriblink, FlockDraw, Stixy, PiratePad.
Существует ряд инструментов, внедряемых сейчас в образование и обеспечивающих проведение самоанализа и самооценки учащимися и их родителями личностно значимых целей, образовательных объектов, их объема и уровня сложности на основе технологии mind map, что позволяет моделировать индивидуальную образовательную траекторию по интенсивности, календарному графику, устанавливать точки коррекции, планировать объем и качество результатов образования. Использование встроенных программ менеджеров времени -календарей для формирования расписания, онлайн- и очных консультаций дает возможность учащимся и их родителям всегда быть в курсе ожидающихся мероприятий.
Для оптимальной организации образовательного процесса используют современные коммуникационные каналы для взаимодействия и информирования, распространенные сервисы мгновенных и отсроченных сообщений. Активно внедряется в учебную практику организация конференций и вебинаров с помощью модулей DimDim, BigBlueButton, Skype, Talk/Hangouts. Распространено создание групп в социальных сетях и мессенджерах. Социальная сеть используется как информационная и консультационная среда.
Но самым эффективным инструментом создания ИОТ на данный момент остаются системы дистанционной поддержкии на основе СДО Moodle. Можно долго перечислять преимущества СДО Moodle:
• создание курса в СДО по изучаемому предмету модульной структуры;
• формирование модулей с доступностью материла по результатам изучения предыдущих модулей и прохождения промежуточных тестов;
• создание обучающих материалов в СДО разветвленной структуры по заранее созданному педагогическому сценарию (Лекция с обратной связью);
• создание ресурсов с дополнительными возможностями проработки материала для учащихся со слабой подготовкой;
• создание многоуровневых тестов, дающих возможность проработать материал до определенного уровня;
• создание и размещение в курсе СДО индивидуальных заданий;
• создание тестов разного уровня для работы на уроке и многое другое.
Самый простой способ индивидуализировать изучение предмета - это создание в СДО мини-групп учащихся для оптимизации траектории их учебного процесса. Создание заданий и учебных материалов для групп в зависимости от исходного уровня, образовательных особенностей ребенка и задач, поставленных для достижения целей. Добавление в курс дополнительных материалов для учащихся, осваивающих углубленный и расширенный материал.
Кроме того, в СДО Моо^е удобно поддерживать развитие и внедрение проектной деятельности учащихся. В данной информационно-образовательной среде удобно размещать межпредметные курсы, созданные преподавателями совместно, помещать дополнительные курсы по выбору, реализовывать индивидуальные и групповые проекты учеников.
Интеграция СДО МооЬ!е возможна с различными информационными системами, что позволяет создавать и хранить электронное портфолио. В портфолио каждого ученика хранятся все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме.
Работу по созданию курса в СДО МООЭЬЕ можно разделить на 2 этапа. На первом этапе преподаватель создает логическую структуру и наполняет курс материалом. На втором этапе преподаватель производит настройки элемен-
тов курса для выстраивания индивидуальных траекторий по каждой группе обучающихся или индивидуально для каждого.
СДО МООЭЬЕ предлагает следующие инструменты для реализации индивидуальных образовательных траекторий:
1. Инструменты формирования траектории обучения путем наложения необходимых ограничений на учебные элементы:
• Отслеживание выполнения (просмотр, изучение) элемента (рис. 1);
В зависимости от вида деятельности в курсе существуют различные требования к завершению. Например, для элементов Файл, Страница, Папка основное требование - это просмотр. Для Глоссария помимо основных требований - просмотра и минимальной оценки также можно установить минимальное количество записей в этом глоссарии каждым студентом (рис. 2).
Для элемента Форум можно установить такие требования, как определенное количество сообщений/обсуждений/ответов (рис. 3), что позволит отслеживать активность студентов в данном элементе курса.
■» Выполнение элемента курса
Не отображать выполнение элемента курса
Требуется просмотр
д Студент должен просмотреть этот элемент, чтобы он считался выполненным
Планируется выполнение до ©
100 Апрель V] 20150 Включить
Рис. 1. Контроль за выполнением элементов
Требуется записей
Студент должен создать записей. 1
Рис. 2. Настройка количества записей в глоссарии
Требуются сообщения
Студент должен внести оВсулздений или ответов' 3
Требуются обсуждения
<■ Студент должен создать обсувденир: 1
Требуются ответы
® Студент должен внести ответов: 2
Рис. 3. Отслеживание активность в форуме
Для каждого оцениваемого ресурса (Задание, Тест) можно установить проходной балл. Этот параметр будет определять минимальную оценку, необходимую для сдачи. Это значение учитывается при отслеживании выполнения элементов или курса. Оценки выше проходного балла выделяются в журнале зеленым цветом, а ниже проходного балла - красным. Элемент считается выполненным, когда студент получает оценку. Для студентов будут отображаться значки успешного или неудачного выполнения.
• Отслеживание уровня оценки (рис. 4).
2. Инструменты многокритериального оценивания (Справочник оценщика, Рубрики), при котором учитывается сложность материала.
• Справочник оценщика - оценивание на основе нескольких критериев, за каждый из которых устанавливается свой максимальный балл (рис. 5).
Модуль 1 - Задание № 10 оценка должна быть как минимум 50 % и меньше, чем 100_|%
Модуль 2-Задание №20 оценка должна быть как минимум 20 % и меньше, чем 100_|%
Модуль 2-Задание №30 оценка должна быть как минимум 75 % и меньше, чем 100_|%
Рис. 4. Доступ в зависимости от полученных оценок
Оценки
Оценка:
Содержание и речь
В целом, в работе допускается 1 score
недочет в содержании. 1 -2 речевых /о
недочета
Грамотность
Допускаются: 1 орфографическая, ипи 1 score
пунктуационная, ипи 1 грамматическая /о
ошибка.
Рис. 5. Оцениваемые критерии
+ Содержание работы полностью соответствует теме.
+ Содержание, в основном, достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
+ Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции встречается неправильное словоупотреОление. + Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью мезду ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
+ Имеется 0 орф.,0 пунк. и 0 грамматических ошибок.
Рис. 6. Перечень комментариев для оцениваемого элемента
Для этого вида оценивания также могут быть заданы часто используемые комментарии к выполненному заданию (рис. 6).
• Рубрика - для каждого критерия преподаватель предоставляет несколько уровней знаний и определяет возможное количество баллов для каждого из этих уровней (рис. 7).
3. Инструменты, позволяющие реализовать многовариантность представления учебной информации в рамках единого дистанционного курса.
Элемент Лекция позволяет преподавателю располагать контент и/или практические задания (тесты) в гибкой форме. Преподаватель может использовать линейную схему лекции, состоящую из ряда обучающих страниц или создать древовидную схему, которая содержит различные пути или варианты для учащегося. В любом случае для увеличения активного взаимодействия и контроля понимания преподаватели могут использовать различные вопросы, такие как Множественный выбор, На соответствие и Короткий ответ. В зависимости от выбранного студентом ответа и стратегии, разработанной преподавателем, студенты могут перейти на другую страницу, возвратиться на предыдущую страницу или быть перенаправленными совершенно по индивидуальному пути.
4. Формирование для каждой группы слушателей своего профиля представления учебного материала.
Деление на группы может быть достаточно гибким: по разным уровням начальной подготовки, по успеваемости, по специализации и т. д., что, в конечном счете, позволит реализовать наиболее эффективную траекторию обучения.
Деление на группы может быть произведено на двух уровнях:
• Уровень курса - групповой режим определяется на уровне курса является режимом по умолчанию для всех видов деятельности, определенных в рамках этого курса.
• Уровень элемента - в каждом элементе курса может быть задан собственный групповой метод т.е. какой либо элемент курса может быть доступен только для членов одной или нескольких групп.
Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельные группы о теку-
Отзыв: Павел Федоров
Павел Федоров
четверг 30 Август 2012 01 11 (Сро* выполнения закончил«
Эценка соответствие работы теме
Содержание не соответствует заданной теме о points
Орфография
низкий уровень 0 points
Последовательность крайне беден
и логичность изложения
В работе допущены существенные отклонения 1 points
Содержание работы.в основном, соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
2 points _
Содержание работы полностью соответствует теме 3 points
Высоким уровень 3 points
Будь
внимательнее'
словарь, работа кал пеана коротшми однотипными предложениями со слабо выраженной
Беден словарь и
однообразны
употребляемые
синтаксические
конструкции.
встречается
неправильное
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 3 points
Работа отмается
богатством
словаря
разнообразием
используемы*
симтзксичесюа
конструкции
Отлично!
Рис. 7. Рубрика
щих событиях: не нужно писать каждому студенту о новом задании, группа получит уведомления автоматически.
Помимо этого в СДО Moodle очень гибкая система ролей, которая позволяет расширить систему прав обучающихся вплоть до полного слияния по возможностям с ролью учителя, что позволяет педагогу перейти на новую ступень взаимоотношений с обучающимися: он не просто дает своим ученикам определенный объем знаний, но и предоставляет им возможность участия в учебных ситуациях, позволяет всем участникам образовательного процесса делиться идеями, слушать других, задавать вопросы, организовывать общение и участвовать в создании контента.
Индивидуализация процесса обучения может быть расширена и за счет мобильных технологий обучения [8]. Эта технология может быть реализована посредством СДО Moodle, которая является WEB-ориентированной средой, доступной как со стационарных компьютеров, так и со всех видов мобильных устройств через Интернет. Мобильные технологии позволяют существенно расширить и улучшить возможности для обучения в самых разных условиях, это отличный инструмент обучения для учащихся, лишенных возможности получить качественное образование, в силу различных
причин. Одно из основных преимуществ мобильного обучения - это возможность учиться в любое время, в любом месте, с любого устройства, имеющего выход в интернет.
Все эти возможности СДО Moodle реализованы нами на практике в обучении студентов МПГУ [9-11] и внедряются в школьное обучение с помощью повышения квалификации учителей [12].
В заключение необходимо отметить, что современное образование развивается во многом благодаря бурному росту информатизации общества и образовательных технологий [13]. Появляются все новые инструменты, позволяющие преподавателю избавиться от рутинной работы и заниматься творческим развитием себя и своих учеников, как одаренных в той или иной области, так и тех, кто имеет ограничения по состоянию здоровья. Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их законных представителей - может привести к положительному изменению в структуре личности, поведении, деятельности, улучшению межличностного взаимодействия и результата учебного процесса. Внедряемые в настоящее время в образование информационные технологии не всегда приветствуются педагогами, существуют трудности освоения и использо-
вания новых информационных инструментов в педагогической деятельности, формальный подход к внедрению. Данная статья информирует педагогов о перспективах информационно-педагогических технологий в их деятельности в рамках деятельностного подхода к образованию. Совместная созидательная деятельность детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием и доверием, приводит к созданию индивидуальной образовательной среды для творческого развития каждого обучающегося, формирования готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 01.10.2015).
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html (дата обращения: 01.10.2015).
3. Кулешова, Г. М. Условия реализации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном обучении [Электронный ресурс] / Г. М. Кулешова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 22 февр. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007 /0222-7.htm (дата обращения: 01.10.2015).
4. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. - М., 2000. - 320 с.
5. Суртаева, Н. Н. Нетрадиционные педагогические технологии. Пирацентрическая технология [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Суртаева. - М. - Омск, 1974. - 22 с.
6. Вдовина С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учеб-
ном процессе современной школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / С. А. Вдовина. - Тобольск, 2000. - 175 с.
7. Методические, программно-алгоритмические и технологические основы Internet-based системы дистанционного обучения [Текст] / О. Я. Кравец, А. А. Неприков, М. А. Глеков, И. В. Зубарев // Вестн. Воронеж. техн. ун-та. Сер. Проблемы качества подгот. специалистов. - 2002. - Вып. 6.2. - С. 67-74.
8. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2015. - 44 с.
9. Глотова, М. Ю. Формирование информационно-математической компетентности при реализации базовой дисциплины основной образовательной программы с помощью личностно-ориентированных технологий [Текст] / М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова // Наука и школа. - 2014. - № 1. - С. 54-59.
10. Глотова, М. Ю. Методическая поддержка развития информационно-математической компетентности студентов педагогических вузов гуманитарной направленности [Текст] / М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 1 (1). - С. 86-99.
11. Глотова, М. Ю. Организация, поддержка и контроль образовательного процесса при преподавании в высшей школе на базе СДО Moodle [Текст] / М. Ю. Глотова, Е. А. Само-хвалова // Преподаватель XXI век. 2012. - № 4 (1). - С. 15-23.
12. Глотова, М. Ю. Система повышения квалификации учителей для формирования их готовности к построению информационно-образовательной среды учебного заведения [Текст] / М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 47-52.
13. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: моногр. / под ред. Б. Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.
REFERENCES
1. Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii, 29 dec. 2012 No. 273-FZ. Available at: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (data obrashcheniya: 01.10.2015).
2. Prikaz Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity Rossiyskoy Federatsii, 18 oct. 2013 No. 544n
Moscow "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel-nost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obsh-chego, osnovnogo obshchego, srednego obsh-chego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)". Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/ped-agog-dok.html (accessed: 01.10.2015).
3. Kuleshova G. M. Usloviya realizatsii individu-alnoy obrazovatelnoy traektorii uchenika v dis-tantsionnom obuchenii. Internet-zhurnal "Ey-dos". 2007, 22 febr. Available at: http://www. eidos.ru/journal/2007/0222-7.htm (data obrash-cheniya: 01.10.2015).
4. Khutorskoy A. V. Razvitie odarennosti shkol-nikov: Metodika produktivnogo obucheniya: posobie dlya uchitelya. Moscow, 2000. 320 p.
5. Surtaeva N. N. Netraditsionnye pedagogicheskie tekhnologii. Piratsentricheskaya tekhnologiya: ucheb. posobie. Moscow - Omsk, 1974. 22 p.
6. Vdovina S. A. Individualnye obrazovatelnye traektorii kak sredstvo realizatsii subyekt-sub-yektnykh otnosheniy v uchebnom protsesse sovremennoy shkoly. PhD Dissertation (Education). Tobolsk, 2000. 175 p.
7. Kravets O. Ya., Neprikov A. A., Glekov M. A., Zubarev I. V. Metodicheskie, programmno-algo-ritmicheskie i tekhnologicheskie osnovy Internet-based sistemy distantsionnogo obucheniya. Vestn. Voronezh. tekhn. un-ta. Ser. Problemy kachestva podgot. spetsialistov. 2002, Iss. 6.2, pp. 67-74.
8. Rekomendatsii YuNESKO po politike v oblasti mobilnogo obucheniya - M.: IITO YuNESKO, 2015. 44 p.
9. Glotova M. Yu., Samokhvalova E. A. Formiro-vanie informatsionno-matematicheskoy kompe-tentnosti pri realizatsii bazovoy distsipliny os-novnoy obrazovatelnoy programmy s pomosh-chyu lichnostno-orientirovannykh tekhnologiy. Nauka i shkola. 2014, No. 1, pp. 54-59.
10. Glotova M. Yu., Samokhvalova E. A. Metod-icheskaya podderzhka razvitiya informatsionno-matematicheskoy kompetentnosti studentov pedagogicheskikh vuzov gumanitarnoy naprav-lennosti. PrepodavatelXXIvek. 2014, No. 1 (1), pp. 86-99.
11. Glotova M. Yu., Samokhvalova E. A. Organi-zatsiya, podderzhka i kontrol obrazovatelnogo protsessa pri prepodavanii v vysshey shkole na baze SDO Moodle. Prepodavatel XXI vek. 2012, No. 4 (1), pp. 15-23.
12. Glotova M. Yu., Samokhvalova E. A. Sistema povysheniya kvalifikatsii uchiteley dlya formirovaniya ikh gotovnosti k postroeniyu in-formatsionno-obrazovatelnoy sredy uchebnogo zavedeniya. Nauka i shkola. 2012, No. 6, pp. 47-52.
13. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: monogr. Moscow: IITO YuNESKO, 2013. 320 p.
Глотова Марина Юрьевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Glotova Marina Yu., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Information Technologies in Education Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]
Самохвалова Евгения Александровна, старший преподаватель кафедры информационных технологиий в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Samokhvalova Eugenia A., senior lecturer, Information Technologies in Education Department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: [email protected]