Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационная компетенция педагога как фактор индивидуализации образовательной траектории'

Информационно-коммуникационная компетенция педагога как фактор индивидуализации образовательной траектории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE PEDAGOGUE / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчанинова Ю.П.

Введение. В статье рассматривается проблема формирования индивидуальной образовательной траектории ученика в общеобразовательном учебном заведении. Особое внимание уделяется аспектам развития ИКТ-компетенции педагога. Методология. Для достижения цели исследования были проведены анализ научной и методической литературы и педагогическое наблюдение за результатами экспериментального внедрения системы формирования индивидуальных образовательных траекторий, разработанной автором. Результаты исследования заключаются во внедрении и реализации на практике системы формирования индивидуальных образовательных траекторий при изучении конкретных дисциплин, в частности информатики, в средней общеобразовательной школе. Система базируется на использовании информационно-коммуникационных технологий. Заключение. Внедрение системы формирования индивидуальных образовательных траекторий, одним из ключевых факторов которой является высокий уровень ИКТ-компетенции педагога, оказывает существенное влияние на одну из главных задач современной школы создание условий для наиболее полной реализации личностного потенциала обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немчанинова Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF THE PEDAGOGUE AS A FACTOR OF INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIONAL TRAJECTORY

Introduction. The article deals with the problem of formation of individual educational trajectory of a student in a General educational institution. Special attention is paid to the aspects of development of informational and communicative competence of the pedagogue. Methodology. To achieve the goal of the study, the analysis of scientific and methodological literature and pedagogical observation of the results of the experimental implementation of the system of formation of individual educational trajectories developed by the author were carried out. Research results consist of the implementation of the system of formation of individual educational trajectories in the study of specific disciplines, in particular computer science, in secondary school. The system is based on the usage of information and communication technologies. Conclusion. The implementation of the system of formation of individual educational trajectories has a significant impact on one of the main tasks of the modern school the creation of conditions for the most complete realization of the personal potential of students. The key-factor oh the system is informational and communicative competence of the pedagogue.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационная компетенция педагога как фактор индивидуализации образовательной траектории»

"I

International Ideas Festival 'Professionals of the future: the territory of advancing development

5. Zagvyazinsky V. I., Atakhanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]. Moscow, 2012, 207 p. (In Russian).

6. Klimov E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004, 304 p. (In Russian).

7. Neretin A. V. Kompetentnost' trenera v sozdanii polozhitel'nogo social'no-psihologicheskogo klimata v sportivnoj komande [Competence of the coach in creating a positive socio-psychological climate in a sports team]. Volgograd, 2012, 8 p. (In Russian).

8. Sociologiya [Sociology]. Encyclopedia. Comp. A. A. Gritsanov, V. L. Abushenko, G. M. Evellin, G. N. Sokolova, O. V. Tereshchenko. Moscow, 2003, 1312 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF THE PEDAGOGUE AS A FACTOR OF INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIONAL TRAJECTORY

Введение. В статье рассматривается проблема формирования индивидуальной образовательной траектории ученика в общеобразовательном учебном заведении. Особое внимание уделяется аспектам развития ИКТ-компетенции педагога.

Методология. Для достижения цели исследования были проведены анализ научной и методической литературы и педагогическое наблюдение за результатами экспериментального внедрения системы формирования индивидуальных образовательных траекторий, разработанной автором.

Результаты исследования заключаются во внедрении и реализации на практике системы формирования индивидуальных образовательных траекторий при изучении конкретных дисциплин, в частности информатики, в средней общеобразовательной школе. Система базируется на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Заключение. Внедрение системы формирования индивидуальных образовательных траекторий, одним из ключевых факторов которой является высокий уровень ИКТ-компетенции педагога, оказывает существенное влияние на одну из главных задач современной школы — создание условий для наиболее полной реализации личностного потенциала обучающихся.

Introduction. The article deals with the problem of formation of individual educational trajectory of a student in a General educational institution. Special attention is paid to the aspects of development of informational and communicative competence of the pedagogue.

Methodology. To achieve the goal of the study, the analysis of scientific and methodological literature and pedagogical observation of the results of the experimental implementation of the system of formation of individual educational trajectories developed by the author were carried out.

Research results consist of the implementation of the system of formation of individual educational trajectories in the study of specific disciplines, in particular computer science, in secondary school. The system is based on the usage of information and communication technologies.

Conclusion. The implementation of the system of formation of individual educational trajectories has a significant impact on one of the main tasks of the modern school - the creation of conditions for the most complete realization of the personal potential of students. The key-factor oh the system is informational and communicative competence of the pedagogue.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, ИКТ-компетентность педагога, смешанное обучение.

УДК/UDC 371

Ю. П. Немчанинова

Y. Nemchaninova

Keywords: individual educational trajectory, informational and communicative competence of the pedagogue, blended learning.

Введение

Необходимость создания в образовательном заведении условий для реализации индивидуальной образовательной траектории была обозначена с введением ФГОС [1]. Сама проблема индивидуализации образовательной траектории по сути не является новой, попытки учитывать в процессе обучения индивидуальные личностные особенности и образовательные потребности учеников активно предпринимались ранее, имеется также положительный опыт фактического построения индивидуальных образовательных траекторий в массовой школе для отдельных категорий учеников. В настоящее время проблема индивидуализации образования особенно актуальна. Основной целю построения индивидуальных образовательных траекторий в общеобразовательном учреждении является максимально полное раскрытие потенциала личности. Большой потенциал для решения этой задачи в применении современных информационных технологий. Для успешной реализации этого потенциала необходимым условием является высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности педагога.

Методология

В трудах ученых В. Гончарова, Р. М. Чумичева, А. М. Маскаева и других рассматривается несколько вариантов реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) [2]. Основные два варианта предполагают либо выбор ИОТ на уровне общего учебного плана, либо за счет вариативности содержания внутри конкретной дисциплины. Первый вариант предполагает работу на уровне администрации школы, второй же может быть успешно реализован самостоятельно педагогом-предметником при условии достаточного уровня сформированности у него профессиональных компетенций, в частности ИКТ-компетенции.

Исследователи в области реализации педагогических технологий с помощью ИКТ выделяют три основных дидактических принципа обучения [3]:

• принцип адаптивности;

• интерактивности;

• индивидуальности.

Принцип адаптивности предполагает дифференциацию учебного материала по содержанию, объему и сложности. Принцип интерактивности отражает активное взаимодействие с обучающей средой в процессе обучения, как следствие — гибкость и вариативность траектории обучения. Принцип индивидуальности отвечает за создание условий для самостоятельной работы учеников за счет организации доступа к индивидуальным разноплановым заданиям и средствам проверки и оценивания результатов. В комплексе эти принципы позволяют реализовать возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Именно использование ИКТ позволит организовать на практике выбор индивидуальной образовательной траектории внутри предмета, при этом не выходя за рамки традиционной классно-урочной системы, но эффективно дополняя ее современными методиками и технологиями, базирующимися на использовании ИКТ. К таким методикам и технологиям можно отнести технологию смешанного обучения, адаптивное обучение, технологию «Перевернутый класс» [4].

Сегодня ФГОС в образовании предъявляют новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ ИКТ-компетентность педагога предполагает, что он принимает активное участие в формировании ИОС школы, применяет современные ИКТ для обеспечения качества обучения, использует компьютер как средство обработки и управления информацией, а сеть Интернет — для поиска и размещения информации.

Современный педагог должен знать образовательные возможности основных видов телекоммуникаций, владеть информацией об основных российских и зарубежных образовательных сайтах (содержание ресурсов и их качество, дидактические возможности), знать наиболее популярные типы программ, классификации программ по функциональному признаку, характеристики отдельных типов обучающих программ, владеть методикой дистанционного обучения. Таким образом, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность.

International Ideas Festival "Professionals of the future: the territory of advancing development"

Результаты

Рассмотрим практический опыт построения индивидуальных образовательных траекторий в рамках изучения конкретной дисциплины на примере обучения информатике в общеобразовательной школе.

Основным содержанием ИОТ является характер способа учебной работы и избирательность школьника к овладению учебным материалом. Говоря об индивидуальной траектории, мы говорим не о результате учебной деятельности, а о самом процессе обучения.

Реализация индивидуальной образовательной траектории осуществляется поэтапно.

На первом этапе необходимо создание в школе информационной образовательной среды (ИОС), одним из компонентов которой является платформа для размещения образовательных ресурсов. В качестве одного из эффективных технических решений можно предложить использование LMS Moodle. Среда Moodle специально разработана для создания онлайн-курсов. В основу проекта положена теория социального конструктивизма и ее использование для обучения. Социальный конструктивизм в педагогике акцентирует внимание на индивидуально-личностном обучении и межличностном взаимодействии.

Система управления интернет-обучением Moodle может быть использована для создания образовательных ресурсов и организации учебной деятельности в рамках смешанного обучения. LMS Moodle обладает широчайшим набором возможностей для полноценной реализации процесса обучения в электронной среде, среди которых — различные опции формирования и представления учебного материала, проверки знаний и контроль успеваемости [5].

На втором этапе осуществляется диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей, профессиональных задатков и склонностей

Индивидуальные предпочтения в содержании и характере учебной работы обусловлены различными особенностями учеников: предпочтительным типом восприятия учебной информации, психологическими особенностями, способностями к изучению конкретного предмета, скоростью обработки информации и решения учебных задач. Чем больше факторов будет учтено, тем сложнее будет система формирования учебного контента, и тем более точно содержание учебного курса будет соответствовать индивидуальным потребностям ребенка. На данном этапе целесообразно объединять в микрогруппы учеников с достаточно однородными образовательными потребностями. При формировании индивидуального содержимого курса можно учитывать предпочтения по форме подачи нового учебного материала (видео-, аудио-, текстовые фрагменты и др.), скорость выполнения заданий и их количество, сложность и предпочтительный тип задач. Можно также варьировать объем учебного материала, при необходимости расширять его содержание или сводить к достаточному для базового уровня минимуму.

Без использования современных информационных технологий в условиях классно-урочной системы в ситуации не однородного по составу класса такая задача становится нерешаемой. Использование же специализированных систем управления контентом позволяет сформировать для каждой микрогруппы свой курс со своим уникальным содержанием, с особой формой представления материала. Подготовка подобного курса, безусловно, требует от педагога достаточно высокого уровня сформированности ИКТ-компетентности. Кроме того, временные траты на подготовку подобного курса достаточно велики.

При оценке результатов эксперимента по преподаванию курса информатики в 10-м классе общеобразовательной школы следует отметить следующие особенности:

• существенно выросла мотивация к изучению предмета;

• обучающие с изначально низким уровнем учебной мотивации получили возможность выполнять задания на комфортном для себя уровне сложности;

• за счет расширения содержания курса и включения в него материала, пройденного ранее (для отдельных учащихся, у которых в ходе входного контроля были выявлены пробелы в знаниях), удалось выровнять начальный уровень;

• выросло число учащихся, успешно освоивших расширенное содержание предмета.

Для успешной организации индивидуальной образовательно траектории при изучении конкретного учебного предмета ИКТ-компетентность педагога должна быть сформирована на уровне выше среднего. Педагог готов к решению данной задачи, если он:

— владеет методиками компьютерного тестирования, умеет использовать программное обеспечение для разработки тестов с собственным содержанием;

— имеет представление об администрировании систем управления учебным контентом;

— владеет технологиями обработки аудио- и видеоматериала, записи обучающих видеороликов;

— владеет технологиями конструирования онлайн-курсов, знаком с технологией смешанного обучения.

Заключение

Таким образом, анализ результатов эксперимента показал, что формирование индивидуальных образовательных траекторий при изучении отдельных школьных дисциплин существенно повышает степень мотивации при изучении предмета, улучшает психологическое состояние учащихся за счет выбора комфортного уровня сложности и предпочтительной формы подачи материала. Это, безусловно, оказывает положительное влияние на раскрытие личностного потенциала учеников.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.

2. Носова Е. П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 138-144.

3. Шмелева О. В. ИКТ-компетентность педагога - важнейший фактор реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. СПб., 2016. С. 80-85. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/192/10861/ (дата обращения: 15.08.2018].

4. Немчанинова Ю. П. Использование технологии «Перевернутый класс» в обучении программированию в рамках преподавания школьного курса информатики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27]. С. 174-178.

5. Пьяных Е. Г., Немчанинова Ю. П. Смешанное обучение как эффективная форма работы с магистрами в области естественно-научного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 7 (122]. С. 257-260.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of basic general education]. Moscow, 2011. (In Russian].

2. Nosova E. P. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya: sushchnost' i mekhanizmy proyavleniya [Individual educational trajectory: the essence and mechanisms of manifestation]. News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, 2009, no. 91, pp. 138-144. (In Russian].

3. Shmelev O. IKT-kompetentnost' pedagoga - vazhnejshij faktor realizacii FGOS [Century. ICT competence of the teacher - the most important factor in the implementation of the GEF]. Materials of the IX International Scientific Conference "Theory and Practice of Education in the Modern World". Saint Petersburg, 2016, pp. 80-85. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/192/10861/ (accessed 08.15.2018]. (In Russian].

4. Nemchaninova Yu.P. Ispol'zovanie tekhnologii «Perevernutyj klass» v obuchenii programmirovaniyu v ramkah prepodavaniya shkol'nogo kursa informatiki [Use of the "Inverted Class" technology in teaching programming in the context of teaching computer science courses]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 3 (27], pp. 174-178. (In Russian].

5. Pyanykh E. G, Nemchaninova Yu. P. Smeshannoe obuchenie kak effektivnaya forma raboty s magistrami v oblasti estestvenno-nauchnogo obrazovaniya [Blended learning as an effective form of working with masters in the field of science education]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 7 (122], pp. 257-260. (In Russian].

УДК/UDC 373 В. В. Пустовалова, О. А. Осипова, Т. В. Казадаева

V. Pustovalova, O. Osipova, T. Kazadaeva

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ НА ОСНОВЕ «ЗЕЛЕНЫХ АКСИОМ» КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

INTEGRATION OF EDUCATIONAL AREAS BASED ON "GREEN AXIOMS" AS ONE OF THE PROFESSIONAL OBJECTIVES FOR MODERN TEACHER

Введение. В статье представлено исследование проблемы интеграции образовательных областей на основе «зеленых аксиом». Реализация сквозной содержательной линии мировоззренческого характера образует «смысловые сшивки» содержания всех образовательных областей. Приоритет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.