Научная статья на тему 'Индивидуальный образовательный маршрут как способ формирования ИКТ-компетентности молодого педагога системы среднего профессионального образования'

Индивидуальный образовательный маршрут как способ формирования ИКТ-компетентности молодого педагога системы среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскутова Д. Н., Шуняева О. В.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием ИКТ-компетентности молодых педагогов, работающих в системе среднего профессионального образования, и способы их решения. Использование информационных технологий вызывает затруднения у молодых педагогов. Для решения проблемы научно-методическим отделением ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева» было принято решение о реализации педагогического проекта «Формирование ИКТ-компетентности молодого педагога в контексте индивидуального образовательного маршрута». Разработка маршрута самообразования для формирования ИКТ-компетенции осуществляется совместно с методистом в рамках «школы молодого педагога». К задачам методиста относятся создание условия для обязательной успешной деятельности, реализации творческого потенциала молодого педагога. В статье описывается взаимодействие молодого педагога и методического объединения при составления индивидуального маршрута освоения ИКТ-компетенций. Делается вывод, что молодые педагоги успешно проводят открытые уроки с использованием ИКТ. Молодые педагоги «Многопрофильного колледжа им. И.Т. Карасева» успешно участвуют в конкурсах, с использованием знаний в области информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный образовательный маршрут как способ формирования ИКТ-компетентности молодого педагога системы среднего профессионального образования»

УДК 378

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д.Н. Лоскутова, О.В. Шуняева

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием ИКТ-компетентности молодых педагогов, работающих в системе среднего профессионального образования, и способы их решения. Использование информационных технологий вызывает затруднения у молодых педагогов. Для решения проблемы научно-методическим отделением ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева» было принято решение о реализации педагогического проекта «Формирование ИКТ-компетентности молодого педагога в контексте индивидуального образовательного маршрута». Разработка маршрута самообразования для формирования ИКТ-компетенции осуществляется совместно с методистом в рамках «школы молодого педагога». К задачам методиста относятся создание условия для обязательной успешной деятельности, реализации творческого потенциала молодого педагога. В статье описывается взаимодействие молодого педагога и методического объединения при составления индивидуального маршрута освоения ИКТ-компетенций. Делается вывод, что молодые педагоги успешно проводят открытые уроки с использованием ИКТ. Молодые педагоги «Многопрофильного колледжа им. И.Т. Карасева» успешно участвуют в конкурсах, с использованием знаний в области информационных технологий.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, молодой педагог, индивидуальный образовательный маршрут, среднее профессиональное образование.

Закономерным явлением в контексте современной информационной индустрии стало развитие общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества (анализ этого явления см. [1]). Одной из сфер использования информационных технологий сегодня является образование.

Использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества, является одним из основных направлений информатизации образования. Как отмечает И.Н. Бабич, такие процессы, как глобализация, интернационализация и информатизация общества привели к закономерным изменениям в сфере образования. Традиционная модель образования, ориентированная на дисциплинарное разграничение знания в виде отдельных предметных областей знания, сегодня уже не может быть реализована, поскольку не отвечает реалиям современного мира [2].

Одновременно с этим явлением, включенным в общий контекст модернизацион-ных процессов, происходит переосмысление статуса, наполняемости деятельности современного педагога. Высокие требования

предъявляются к уровню личностного и культурного развития педагога (см. об этом подробнее [3]). Между тем использование информационных технологий может вызвать затруднения у молодых педагогов.

Для решения этой проблемы научно-методическим отделением ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т. Кара-сева» было принято решение о реализации педагогического проекта «Формирование ИКТ-компетентности молодого педагога в контексте индивидуального образовательного маршрута». Также эта проблема рассматривается в рамках деятельности Школы молодого педагога, которая является частью научно-методической системы Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева и объединяет преподавателей и мастеров производственного обучения с высшим и средним специальным образованием, имеющих педагогический стаж менее 3 лет. На официальном сайте Многопрофильного колледжа им. И.Т. Карасева ведется страничка Школы, на которой представлены литература для самостоятельной подготовки и полезные ссылки по данному вопросу.

Проблема формирования ИКТ-компе-тентности в Многопрофильном колледже им. И.Т. Карасева выстраивается с учетом самообразования как необходимого элемента

профессиональной педагогической компетентности преподавателя.

Разработка маршрута самообразования совместно с методистом при обязательном включении ИКТ-компонента способствует формированию ИКТ-компетенции молодого педагога, а значит, является основой информационно-педагогической картины мира. Одним из направлений Школы молодого педагога является выстраивание индивидуальной траектории самообразования. Как отмечает в своем диссертационном исследовании

A.Д. Тасмуханова, многих педагогов характеризует недостаточный уровень потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; среди педагогов существует недопонимание того, что их уровень личност-но-профессионального развития - это путь к творчеству, самовыражению, становлению неповторимого индивидуально-творческого стиля собственной профессиональной деятельности [4].

При построении индивидуального образовательного маршрута молодого педагога мы опирались на принципы, предложенные

B.Б. Лебединцевым и О.В. Запятой для индивидуальных образовательных программ школьников: принцип завершенности (переход к следующему этапу должен осуществляться только после качественного освоения предыдущего); разнообразие форм и методов работы (самостоятельная работа, совместная деятельность в паре, работа с методистом и т.д.); выделение времени на коррекцию и конкретизацию индивидуального образовательного маршрута [5].

Индивидуальный образовательный маршрут строится на концепции личностно-ориентированного обучения, которое в целом предполагает: опору на индивидуальное видение проблемы; предоставление возможностей педагогу работать в присущем ему темпе; обязательную успешность деятельности; создание условий для реализации творческого потенциала молодого педагога.

Традиционно ИКТ-компетенции представляются как двухуровневая структура: базовый (пользовательский уровень) и специальный (педагогический) уровень. Эта структура оказывается взаимосвязана и с другими аспектами ИКТ-компетенции: ди-

дактическим (представление о дидактических возможностях ИКТ): техническим (уровень владения ПК) [6]. Однако в последнее время принято выделять и третий компонент ИКТ-компетенции - ее психологический [7], мировоззренческий, философско-методоло-гический характер.

При реализации проекта мы опирались на представление о содержании ИКТ-компе-тенции, овладение которой содержит три этапа (компонента) [6]. Первый этап предполагает формирование компьютерной грамотности - развитие навыков пользования персональным компьютером. Этот этап нами оказывается невостребованным, поскольку все педагоги Многопрофильного колледжа им. И.Т. Карасева обладают компьютерной грамотностью на высоком уровне.

Второй этап - предметно-ориентированный - предусматривает освоение способов и технологий применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе и процессе самообразования. На этом этапе происходит овладение ИКТ-компетенцией с учетом преподавания дисциплины, междисциплинарного курса, учебной или производственной практики, что обусловлено тем, что методическое содержание учебного материала диктует способы его электронного представления.

Третий этап - мировоззренческий -можно назвать надэтапом, когда происходит формирование «инновационно-педагогической» картины мира.

Для распределения молодых педагогов по группам подготовки осуществлялась диагностика. Диагностирование молодых педагогов Многопрофильного колледжа опиралось на методику, предложенную Л.В. Коче-гаровой [8]. Из четырех этапов диагностики были выбран один, наиболее адекватно отвечающий задачам и срокам проекта: 1) определение готовности молодого педагога к саморазвитию, оценка возможностей его реализации в профессиональной деятельности диагностировались с помощью анкеты, апробированной Л.В. Кочегаровой, «Саморазвитие и профессионально-педагогическая деятельность» (Л.Н. Бережнова) [8].

При разработке индивидуального образовательного маршрута с молодым педагогом согласовывается, каким образом будет туда включен элемент самообразования, на-

правленный на развитие ИКТ-компетенций и коррелирующий с основными направлениями деятельности педагогов. Для начала педагог выбирает тот компонент, который наиболее заинтересовал его (например, составление учебных презентаций; составление буклетов для внеклассной работы; составление учебных мини-фильмов в программе Windows Movie Maker, технологий Web 2.0, использование электронных образовательных ресурсов в своей деятельности, самообразование и трансляция передового педагогического опыта с помощью сетевых педагогических сообществ и т.д.). При этом педагог может выбрать один или несколько компонентов.

После определения маршрута методист подбирает для педагога специальную литературу и демонстрационный материал. Отметим, что в подготовке молодых педагогов в этом направлении были использованы следующие группы источников: методические материалы и рекомендации, составленные сотрудниками Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева; материалы ведущих журналов по теории и практике профессионального образования («Народное образование», «Справочник заместителя директора школы» и т.д.); материалы, размещенные в сетевых педагогических сообществах как один из способов мотивации к участию в их деятельности (Тамбов Вики - ТОИПКРО, Фестиваль открытых идей «Первое сентября», «Педсоветю^», «Методисты.ру» и т.д.).

Этап рефлексии включает не только проведение открытых уроков с использованием ИКТ, но и участие молодых педагогов в конкурсах. Так, преподаватель иностранного языка Н.А. Вотановская приняла участие в областном конкурсе проектов «Проект XXI века: исследование, творчество, сотрудничество!» с работой «Гастрономические пристрастия немцев и русских в зеркале языка», одним из условий которого являлось умение пользоваться технологией Web 2.0.

Разрабатываемая модель методического сопровождения молодых педагогов в области формирования ИКТ-компетенций позволяет организовать структуру самообразования таким образом, что в центре внимания оказывается не просто владение ПК, но и дидактически обусловленное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Литература

1. Федотов BX. Информационное общество I Институт философии РАН [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/page46589323.htm

2. Бабич И.Н. Образование, направленное в будущее II Информационное общество: информационно-аналитический журнал. 2010. Bbm. 6 [Электронный ресурс]. URL: http://emag.iis.ru/

3. Могилев A.B. Появится ли учитель нового поколения при реализации ФГОС педобразования? II Народное образование. 2013. № 2. С. 34-39.

4. Тасмуханова А.Д. Психологические условия личностно-профессионального развития педагога в системе повышения квалификации: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011.

5. Лебединцев B^., Запятая O.B. Индивидуальные образовательные программы школьников I/ Народное образование. 2010. № 6. С. 189-197.

6. Корчажкина О.М. Учитель-предметник в потоке информатизации II Народное образование. 2010. № 6. С. 240-246.

7. Корчажкина О.М. Проблемы подготовки конкурентоспособных педагогов в условиях информатизации общеобразовательной школы I/ Образовательный ресурс «Методическая поддержка учителей английского языка» [Электронный ресурс]. URL: http://fmoscow1678. ucoz.ru/

8. Кочегарова ЛЗ. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

References

1. Fedotov V.G. Informatsionnoe obshchestvo / Institut filosofii RAN [Elektronnyy resurs]. URL: http://iph.ras.ru/page46589323.htm

2. Babich I.N. Obrazovanie, napravlennoe v bu-dushchee // Informatsionnoe obshchestvo: infor-matsionno-analiticheskiy zhurnal. 2010. Vyp. 6 [Elektronnyy resurs]. URL: http://emag.iis.ru/

3. Mogilev A.V. Poyavitsya li uchitel' novogo poko-leniya pri realizatsii FGOS pedobrazovaniya? // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 2. S. 34-39.

4. Tasmukhanova A.D. Psikhologicheskie usloviya lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikatsii: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. Tambov: TGU im. G.R. Der-zhavina, 2011.

5. Lebedintsev V.B., Zapyataya O.V. Individual'nye obrazovatel'nye programmy shkol'nikov // Narod-noe obrazovanie. 2010. № 6. S. 189-197.

6. Korchazhkina O.M. Uchitel'-predmetnik v potoke informatizatsii // Narodnoe obrazovanie. 2010. № 6. S. 240-246.

7. Korchazhkina O.M. Problemy podgotovki konku-rentosposobnykh pedagogov v usloviyakh infor-matizatsii obshcheobrazovatel'noy shkoly // Obra-

zovatel'nyy resurs «Metodicheskaya podderzhka uchiteley angliyskogo yazyka» [Elektronnyy resurs] URL: http://flmoscow1678.ucoz.ru/ 8. Kochegarova L.V. Nauchno-metodicheskoe so-provozhdenie razvitiya IKT-kompetentnosti pe-dagogov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010.

INDIVIDUAL EDUCATION COURSE AS A METHOD OF FORMING IT COMPETENCE YOUNG TEACHER OF SECONDARY EDUCATION

D.N. Loskutova, O.V. Shunyaeva

The problems associated with the formation of the IT competence of young teachers working in secondary vocational education, and how to address them. It was decided

the scientific-methodical department TOSAEU ACT "Mul-tidisciplinary College of IT Karasev" to address concerns about the implementation of pedagogical project" Formation of ICT competence of the young teacher in the context of individual educational path. "Route development of self-education for the formation of the ICT competence is carried out together with the instructor in the framework of the "school of the young teacher." The objectives include the establishment of a practitioner of mandatory conditions for success, realize the creative potential of the young teacher. The article describes the interaction of a young teacher and methodical association in setting up an individual route of development of ICT skills. It is concluded that young teachers to successfully conduct demonstration lessons using ICT. Young Teachers' Multidisciplinary College of IT Karasev successfully participate in the competitions, with the use of knowledge in the field of information technology.

Key words: ICT competence, a young teacher, individual educational route, secondary vocational education.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 378.162.3

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ДИСПЛЕИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Е.С. Косинов, А.М. Межуев

Основная цель данной работы - показать необходимость применения новейших технологий в образовании, и как один из возможных вариантов для этих целей рассматривается применение интерактивных воздушных дисплеев. Наглядность и интерактивность проведения занятий можно достичь за счет применения мультимедийного оборудования. В статье описывается устройство Displair - интерактивный, безэкранный дисплей, который выводит в воздух любой мультимедийный контент, полностью проницаемый для физических объектов, безопасный и экологически чистый. Использование виртуальных моделей позволит проводить тренировки и обучения еще до появления новейшей техники в учебных заведениях, и, к моменту когда появятся реальные образцы техники, у обучаемых уже будут навыки работы на них. При этом обучаемые будут, в отличие от работы на компьютере или интерактивной доске, не используя различных манипуляторов, взаимодействовать с изображением непосредственно руками, подключая, кроме визуальной, еще и двигательную, или как еще говорят «механическую», память, что даст еще больший эффект для приобретения навыков.

Ключевые слова: эффективность обучения, информатизация, интерактивные воздушные дисплеи.

В современном вузе информатизация образовательного процесса является важнейшей составляющей системы обучения, которая обеспечивает успешное овладение обучаемыми комплексом знаний, навыков и умений, позволяющих успешно выполнять задачи профессиональной деятельности. В условиях перехода на государственные образовательные стандарты третьего поколения одной из основных задач является разработка методических материалов нового поколения, представленных в виде электронных материалов

учебного назначения, а также их различных форм отображения. Отличительной особенностью ФГОС ВПО является компетентностный характер. При этом подчеркивается акцент на способности к действию, сочетание знаний и умений. Наглядность представления учебных материалов значительно повышает эффективность проведения занятий. Наглядности и большей интерактивности проведения занятий можно достичь за счет применения мультимедийного оборудования, при этом применение мультимедийного оборудования на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.