Научная статья на тему 'Современные проблемы профориентации спортсменов - выпускников школ'

Современные проблемы профориентации спортсменов - выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА / VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL INFLUENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE IDENTITY OF THE ATHLETE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мягкова Е. С.

Введение. В статье рассматриваются проблемы профессиональной ориентации спортсменов, оканчивающих общеобразовательную школу. В связи с узкопредметной направленностью их деятельности, малым количеством времени, сложностями перехода из спорта в «жизнь без спорта» возникают трудности с их самоопределением и саморазвитием как будущих специалистов. Методология. Поиск педагогических условий профессиональной ориентации спортсменов в рамках их деятельности проходил на основе методов анализа и синтеза, анкетирования, интервьюирования и экспертных оценок. Результаты. Рассмотрены факторы, влияющие на выбор спортсменов выпускников высшего учебного заведения, обосновываются возможности внедрения комплексного подхода в работу тренера для самоопределения спортсменов-выпускников путем актуального наставничества и анализ их компетенций. Заключение. В рамках спортивной жизни тренеры-преподаватели могут осуществлять образовательный процесс, направленный не только на достижение результата своих воспитанников, но и на наставничество при их социализации и самореализации в многогранном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF VOCATIONAL GUIDANCE OF ATHLETES - GRADUATES

Introduction. The article deals with the problems of vocational guidance and self-determination in the future of athletes who graduate from secondary school. Due to the narrow focus of their activities, a small amount of time, the difficulties of transition from sport to life without sport, there are difficulties with self-determination and development of themselves as a specialist. Methodology. The search for pedagogical conditions of vocational guidance of athletes in the framework of their activities was based on the methods of analysis and synthesis, questionnaires, interviews and expert assessments. Results. The factors influencing the choice of higher education institution by athletes-graduates are considered. The rationale for mainstreaming and the possibilities of implementing the coach is an integrated approach to the self-determination of athletes with alumni through mentoring and the analysis of their competencies Conclusion. Within the framework of sports life, coaches and teachers can carry out educational process aimed not only at achieving the results of their students, but also to become their assistant and mentor in socialization and self-realization in a multi-faceted society.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы профориентации спортсменов - выпускников школ»

15. Французова Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. 2017. № 39. С. 76-79.

16. Шапкина С. А. Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ №54 - Ресурсного центра // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. Уфа : Лето, 2013. С. 101-105.

References

1. Anikina I. G. Sistema pedagogicheskih sredstv i uslovij formirovaniya orientacii na prodolzhenie obrazovaniya u starsheklassnikov sovremennoj shkoly [System of pedagogical means and conditions for the formation of orientation to the continuing education of senior pupils of the modern school]. Profile school, 2011, no. 4, pp. 22-25.

2. Borisova M. [Profile classes: career guidance of students]. Available at: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/ profilnye-klassy-proforientatsiya-shkolnikov/ (accessed 11.11.2018). (In Russian).

3. Grecov A. Vybiraem professiyu: sovety prakticheskogo psihologa [Choose a profession: advice for the practical psychologist]. Saint Petersburg, Peter, 2009, 224 p. (In Russian).

4. Dubrovina I. V. Psihologicheskie aspekty problemy professional'noj orientacii shkol'nikov [Psychological aspects of the problem of professional orientation of schoolchildren]. Problems and prospects of development of domestic professional orientation of students at the present stage. Kursk, 2010, pp. 100-103. (In Russian).

5. Zakharov N. N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov [Professional orientation of students]. Moscow, Education, 2008, 272 p. (In Russian).

6. Kostyunina E. A., Ageeva L. G. Trudnosti professional'nogo samoopredeleniya podrostkov [Difficulties of professional self-determination of teenagers]. Young scientist, 2015, no. 20, pp. 530-533. (In Russian).

7. Lokotkova O. N. Period starshego shkol'nogo vozrasta kak etap planirovaniya i podgotovki k professional'noj deyatel'nosti [The period of secondary school age as a stage of planning and preparation to professional activity]. Young Scientist, 2013, no. 10, pp. 481-484. (In Russian).

8. Maleeva L. V. Professional'noe samoopredelenie shkol'nikov: sushchnost' i soderzhanie [Professional self-determination of students: essence and contents]. Young Scientist, 2015, no. 24, pp. 1088-1090. (In Russian).

9. Pilyugina E. I., Ivanova M. D. Aktual'nost' proforientacionnoj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Relevance of career guidance in educational institutions]. Young Scientist, 2017, no. 15, pp. 619-623. (In Russian).

10. Popovich A. E. Rol' profil'nogo obucheniya v professional'nom samoopredelenii starsheklassnikov [The role of specialized training in the professional self-determination of high school students]. Secondary Vocational Education, 2011, no. 3, pp. 3-6. (In Russian).

11. Pryazhnikov N. C. Predprofil'naya i profil'naya orientaciya shkol'nikov [Pre-profile and profile orientation of students]. Available at: https://psyera.ru/predprofilnaya-i-profilnaya-orientaciya-shkolnikov_7319.htm (accessed 11.11.2018). (In Russian).

12. Talanova S. I. [Features of professional self-determination of high school students]. Materials of the International Scientific Conference "Theory and Practice of Education in the Modern World". Saint Petersburg, Renome, 2012, pp. 226-228. (In Russian).

13. Tyushev Y. Vybor professii: trening dlya podrostkov [Choice of profession: training for teenagers]. Saint Petersburg, Peter, 2009, 160 p. (In Russian).

14. Fadeeva E. I., Yasyukevich V. V. Vybiraya professiyu, vybiraem obraz zhizni [When choosing a profession, choosing a way of life]. Moscow, 2004, 145 p. (In Russian).

15. Frantsuzova E. A. Professional'noe samoopredelenie obuchayushchihsya v usloviyah proforientacionnoj raboty [Self-determination of students in the conditions of professional work]. Young Scientist, 2017, no. 39, pp. 76-79. (In Russian).

16. Shapkina S. A. Sistema raboty po organizacii soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v obrazovatel'noj srede MOU SOSh №54 - Resursnogo centra [The system of work on the organization of support of professional self-determination of students in the educational environment of the school №54-Resource center]. Materials of the IV International Scientific Conference "Actual problems of modern pedagogy. Ufa, Summer, 2013, pp. 101-105. (In Russian).

УДК/UDC 37.048.45 Е. С. Мягкова

E. Myagkova

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ — ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

MODERN PROBLEMS OF VOCATIONAL GUIDANCE OF ATHLETES — GRADUATES

Введение. В статье рассматриваются проблемы профессиональной ориентации спортсменов, оканчивающих общеобразовательную школу. В связи с узкопредметной направленностью их деятельности, малым количеством времени, сложностями перехода из спорта в «жизнь без спорта» возникают трудности с их самоопределением и саморазвитием как будущих специалистов.

Методология. Поиск педагогических условий профессиональной ориентации спортсменов в рамках их деятельности проходил на основе методов анализа и синтеза, анкетирования, интервьюирования и экспертных оценок.

Результаты. Рассмотрены факторы, влияющие на выбор спортсменов — выпускников высшего учебного заведения, обосновываются возможности внедрения комплексного подхода в работу тренера для самоопределения спортсменов-выпускников путем актуального наставничества и анализ их компетенций.

Заключение. В рамках спортивной жизни тренеры-преподаватели могут осуществлять образовательный процесс, направленный не только на достижение результата своих воспитанников, но и на наставничество при их социализации и самореализации в многогранном обществе.

Introduction. The article deals with the problems of vocational guidance and self-determination in the future of athletes who graduate from secondary school. Due to the narrow focus of their activities, a small amount of time, the difficulties of transition from sport to life without sport, there are difficulties with self-determination and development of themselves as a specialist.

Methodology. The search for pedagogical conditions of vocational guidance of athletes in the framework of their activities was based on the methods of analysis and synthesis, questionnaires, interviews and expert assessments.

Results. The factors influencing the choice of higher education institution by athletes-graduates are considered. The rationale for mainstreaming and the possibilities of implementing the coach is an integrated approach to the self-determination of athletes with alumni through mentoring and the analysis of their competencies

Conclusion. Within the framework of sports life, coaches and teachers can carry out educational process aimed not only at achieving the results of their students, but also to become their assistant and mentor in socialization and self-realization in a multi-faceted society.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, педагогическое воздействие, профессиональные компетенции, личность спортсмена.

Keywords: vocational guidance, professional self-determination, pedagogical influence, professional competence, the identity of the athlete.

Специалисты разных направлений интерпретируют профессиональную ориентацию, опираясь на особенности своей деятельности. Так, экономисты указывают на социально-экономическое отношение к развитию личности, психологи — на комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, педагоги — на деятельность педагогических коллективов. Результатом же всех этих мер должен быть правильный выбор профессии выпускником. Ведь выбор профессии является одним из наиболее важных этапов в жизни каждого человека, и его надо сделать, когда жизненный путь только активно начинается и еще многое не познано и неизвестно. Вместе с тем в условиях рыночных отношений растут и требования к профессионализму специалистов уже на ранних этапах их трудовой деятельности. Готовность к деятельности и правильность выбора направления деятельности выпускником будут означать понимание того, что это «его». Тогда он сможет в этом развиваться и вносить свой вклад в совершенствование общества.

Современный спорт — это уникальное явление жизни социума и человека. Спорт красив, привлекателен, предоставляет человеку огромные возможности для проявления духовных и физических сил. В последние десятилетия внедряется большое количество программ (муниципальных и федеральных) по развитию спорта в нашей стране (и массового спорта, и спорта высших достижений). Поэтому и растет число детей, увлекающихся спортом. И если для одних это обучение остается хобби, дополнительным времяпрепровождением, то для других это занятие становится основным. Для таких ребят, как и для их родителей, спортивная деятельность является доминирующей, приоритетной, весь ритм жизни подчиняется тренировочному режиму. Происходит полная психологическая и психофизическая включенность в определенный вид спортивной деятельности, причем узкопредметной и всепоглащающей направленности. Одной из главных целевых задач в работе любого тренера является мотивирование на высокую результативность своих подопечных, которой можно добиться лишь с помощью длительной специальной подготовки. Тем самым, преследуя свои цели, тренеры часто проводят однонаправленную педагогическую и воспитательную работу.

Такая узкопредметная направленность создает проблему профессионального самоопределения спортсменов-выпускников и лишает их возможности осуществлять реальные выборы из множества альтернатив. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом. В нашем исследовании мы выяснили, что анкетируемые спортсмены могут в среднем назвать лишь 18-25 профессий.

Думая о своей будущей занятости, спортсмен, как правило, делает упор только на свои интересы и склонности, не учитывая при этом профессионально значимые качества своей личности, уровень интеллектуального потенциала. Из-за своей спортивно-тренировочной занятости на обдумывание выбора профессии у выпускников просто не остается времени. И когда настает момент поступления в учебное заведение, они идут по самому простому пути. Так, из-за одностороннего видения себя в будущем только в спорте 30 % спортсменов-выпускников получают профессию тренера (педагогическое образование), 21 % — идут в тот вуз, в который его возьмут просто за то, что «он спортсмен», 18 % — пойдут в вуз, куда можно поступить с минимальным количеством баллов по ЕГЭ, 17 % — по направлению родителей, готовых платить за учебу «по своим интересам», и только 14 % — основывают свой выбор на комплексном анализе важности получения нужной профессии.

После окончания школы чаще всего ребята планируют продолжить свою спортивную деятельность, направленную на достижение высоких спортивных результатов. Многие из них не видят будущего без спорта и хотят оставаться в нем как можно дольше (например, в качестве тренера, педагога). Поэтому выбирается высшее учебное заведение, где это сделать проще. Практически большинство выпускников не в состоянии самостоятельно оценить свою готовность работать в области «человек — человек». Ведь, как известно, профессиональный спортсмен не всегда может стать квалифицированным наставником, учителем.

Сегодня высшие учебные заведения проявляют большой интерес к набору спортсменов, которые бы защищали честь вуза на спартакиадах разного уровня: муниципального, областного и всероссийского. Но чаще всего для таких ребят звучат предложения только от вузов, факультетов по узкотехническим направлениям специальности с низкой востребованностью у прочих абитуриентов.

В связи с большой соревновательной загруженностью у спортсменов остается мало времени на подготовку к ГИА, и как результат — невысокие баллы за ЕГЭ, которые не гарантируют поступления в желаемый вуз. И выпускникам приходится опять делать выбор, не опираясь на свои желания.

Результатом такого поспешно-вынужденного профессионального самоопределения становится получение диплома о высшем образовании как просто документа-необходимости, а не свидетельства о конкретной специальности. После чего возникают новые кризисы в жизни спортсмена — осознание себя, своего места в новой профессии. Обычно к окончанию вуза многие спортсмены заканчивают свою спортивную карьеру, им нужно включаться в новую бытовую жизнь, а с образованием, полученным без профессионального самоопределения, это сложно.

Поэтому профориентация спортсмену нужна, как и каждому выпускнику. Важно сделать так, чтобы проблема профориентации не загнала саморазвитие спортсмена в тупик, а, наоборот, ускорила процесс познания себя, и в этот период важно оказать ему методическую, педагогическую, психологическую помощь. Такое профессиональное сопровождение могут оказать тренер-преподаватель и спортивная школа, которые значимы для становления профессиональной личности спортсмена. В руках тренера — возможность воздействия на подопечных через наставничество.

Опрос спортсменов, готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения, показал необходимость предварительной профессиональной ориентации. Большинство респондентов (89 %) при расстановке жизненных приоритетов считают определяющим мнение тренера, с которым проводится большая часть времени (тренировочные занятия, соревнования, сборы). Таким образом, у педагога есть большие возможности для профессионального сопровождения своих воспитанников.

Помимо деятельности, направленной на достижение спортивного результата, часто во время тренировочных занятий или спортивных сборов ребята, помогая тренеру, пробуют себя в роли наставников в работе с младшим составом группы. Такие занятия могут дать многое для анализа своих профессиональных компетенций.

1. Коммуникативные компетенции как в своем спортивном коллективе, так и с младшей группой: способность спортсмена взаимодействовать вербально и невербально, проявление определенного уровня культуры, воспитанности на основе гуманистических личностных качеств (общительности, искренности, такта, эмпатии и т. п.) и с учетом коммуникативных возможностей собеседника [4].

2. Организационные способности: умение управления группой, организации результативной деятельности, группового взаимодействия.

3. Способность понимать и воздействовать на духовный мир своих партнеров по команде, на младших воспитанников, уважение к ним, способность создавать положительный психологический настрой в команде [7].

4. Готовность к деятельности как возможность для специалиста достичь определенного результата в заданных условиях, то есть возможность эффективно решить профессиональную задачу [3].

5. Умение анализировать соответствие результатов тренировки поставленным задачам, тем самым выявлять причины успехов и недостатков тренировочного процесса.

Причем совокупность этих компетенций важна не только в деятельности тренера или педагога, но и в развитии личности специалиста в других профессиональных сферах. Актуализация института наставничества юных спортсменов на этапе профориентации будет способствовать рефлексии будущих выпускников по поводу наличия или отсутствие вышеперечисленных качеств, что поможет определиться с выбором будущей деятельности.

Таким образом, формируется схема актуального наставничества: тренер — воспитанник — юные спортсмены. Здесь реализуется задача педагога — помочь воспитаннику проанализировать сформированность этих компетенций, адекватно оценить его физические данные, интеллектуальный потенциал и психофизиологические особенности будущей общественной самореализации, правильности профессионального самоопределения.

Конечно, такой мониторинг не позволит четко выбрать конкретную специальность, на освоение которой надо направить свое будущее обучение. Но, как минимум, поможет определиться с выбором типа профессии (в соответствии с классификацией Е. А. Климова): «человек — человек», «человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ» [6]; определит проявление профессиональных склонностей в будущей деятельности по группам (по В. В. Арнаутову): в познавательной деятельности; в эмоционально-волевой сфере личности; в практической деятельности — в стремлении к пробе сил, проверке способностей, желании самореализоваться в данной профессии и др. [1]. Такая аналитическая деятельность будет актуальна при оценке требований, которые предъявляются к работникам выбранной сферы, чтобы провести коррекцию профессионального выбора.

Таким образом, одно из направлений работы тренера будет наиболее соответствовать интерпретации термина профессиональной ориентации А. А. Грицанова — процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [8]. И тренер будет в полной мере отвечать званию «наставник».

Литература

1. Арнаутов В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1995. С. 20

2. Бутова Е. С., Демьянова Л. М. Проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 122-124.

3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 176 с.

4. Емельянов Ю. Н. Теория функционирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции. Л., 1991. 38 с.

5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2012. 207 с.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.

7. Неретин А. В. Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде. Волгоград, 2012. 8 с.

8. Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин и др. М., 2003. 1312 с.

References

1. Arnautov V. V. Razvitie interesa k professii uchitelya u studentov pedkolledzha v usloviyah uchebno-nauchno-pedagogicheskogo kompleksa [Development of interest in the teacher's profession in students of a teachers training college in the conditions of an educational and scientific and pedagogical complex]. Abstract of Ph. D. thesis. Volgograd, 1995, pp. 20. (In Russian).

2. Butova E. S., Demyanova L. M. Problemy social'noj adaptacii sportsmenov posle zaversheniya kar'ery [Problems of social adaptation of athletes after their careers]. Science without borders, 2018, no. 5 (22), pp. 122-124. (In Russian).

3. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk, 1976, 176 р. (In Russian).

4. Yemelyanov Yu. N. Teoriya funkcionirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoj kompetencii [Theory of functioning and practice of improving communicative competence]. Leningrad, 1991, 38 р. (In Russian).

"I

International Ideas Festival 'Professionals of the future: the territory of advancing development1

5. Zagvyazinsky V. I., Atakhanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]. Moscow, 2012, 207 p. (In Russian).

6. Klimov E. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004, 304 p. (In Russian).

7. Neretin A. V. Kompetentnost' trenera v sozdanii polozhitel'nogo social'no-psihologicheskogo klimata v sportivnoj komande [Competence of the coach in creating a positive socio-psychological climate in a sports team]. Volgograd, 2012, 8 p. (In Russian).

8. Sociologiya [Sociology]. Encyclopedia. Comp. A. A. Gritsanov, V. L. Abushenko, G. M. Evellin, G. N. Sokolova, O. V. Tereshchenko. Moscow, 2003, 1312 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF THE PEDAGOGUE AS A FACTOR OF INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIONAL TRAJECTORY

Введение. В статье рассматривается проблема формирования индивидуальной образовательной траектории ученика в общеобразовательном учебном заведении. Особое внимание уделяется аспектам развития ИКТ-компетенции педагога.

Методология. Для достижения цели исследования были проведены анализ научной и методической литературы и педагогическое наблюдение за результатами экспериментального внедрения системы формирования индивидуальных образовательных траекторий, разработанной автором.

Результаты исследования заключаются во внедрении и реализации на практике системы формирования индивидуальных образовательных траекторий при изучении конкретных дисциплин, в частности информатики, в средней общеобразовательной школе. Система базируется на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Заключение. Внедрение системы формирования индивидуальных образовательных траекторий, одним из ключевых факторов которой является высокий уровень ИКТ-компетенции педагога, оказывает существенное влияние на одну из главных задач современной школы — создание условий для наиболее полной реализации личностного потенциала обучающихся.

Introduction. The article deals with the problem of formation of individual educational trajectory of a student in a General educational institution. Special attention is paid to the aspects of development of informational and communicative competence of the pedagogue.

Methodology. To achieve the goal of the study, the analysis of scientific and methodological literature and pedagogical observation of the results of the experimental implementation of the system of formation of individual educational trajectories developed by the author were carried out.

Research results consist of the implementation of the system of formation of individual educational trajectories in the study of specific disciplines, in particular computer science, in secondary school. The system is based on the usage of information and communication technologies.

Conclusion. The implementation of the system of formation of individual educational trajectories has a significant impact on one of the main tasks of the modern school - the creation of conditions for the most complete realization of the personal potential of students. The key-factor oh the system is informational and communicative competence of the pedagogue.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, ИКТ-компетентность педагога, смешанное обучение.

УДК/UDC 371

Ю. П. Немчанинова

Y. Nemchaninova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.