Научная статья на тему 'Спортивный тренер-эталон в восприятии студентов'

Спортивный тренер-эталон в восприятии студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
466
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТРЕНЕР / SPORTS TRAINER / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ОБРАЗ / IMAGE / ЭТАЛОННЫЙ ОБРАЗ / REFERENCE IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнёва Елена Владимировна, Алдошина Юлия Константиновна

В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия студентами спортивного тренера. Продемонстрирована значимость образа тренера в жизни студентов-спортсменов и студентов, не вовлечённых в активную спортивную деятельность. Раскрыты основные функции, которые выполняет образ тренера, сформировавшийся у спортсмена, в рамках спортивной деятельности. Раскрыты структура и содержание эталонного образа спортивного тренера, сформированные у участников исследования. Изложены психологические особенности личности и деятельности спортивного тренера, показана взаимосвязь между ними. Представлены 12 базовых элементов образа тренера, которые делают его эталоном. Показано соотношение элементов эталонного образа с акмеологическими инвариантами профессионализма. Представлен портрет тренера-эталона, разработанный на основе полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS TRAINER REFERENCE IMAGE IN THE PERCEPTION OF STUDENTS

The article represents the results of empirical research of students’ perception of the sports trainer peculiarities. In this research article we demonstrated the importance of sports coach image in the lives of students engaged in sports activities and those, who are not involved in active sports activities. On the basis of a detailed theoretical analysis of this problem there are described main functions of the sports coach image, developed in sportsman’s mind in the course of sports activities. Structure and content of the reference image of a sports coach developed in the research participants’ mind are presented. The article deals with the psychological characteristics of the individual and the activities of a sports coach, showing interconnections between them. 12 basic elements of the coach image, making it a «standard», are presented in this article. The study shows interconnections between the elements of the reference image with acmeological invariants of professionalism. We provide as well the coach «standard» profile on the basis of the results of this study and describe the features of the perception of the coach, depending on students’ involvement in sports activities.

Текст научной работы на тему «Спортивный тренер-эталон в восприятии студентов»

УДК 159.9.072.422

СПОРТИВНЫЙ ТРЕНЕР-ЭТАЛОН В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ

Селезнёва Елена Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: selezneva-ev@ranepa.ru

Алдошина Юлия Константиновна, бакалавр психологии, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: pulka1993@gmail.com

РЕЗЮМЕ

В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия студентами спортивного тренера. Продемонстрирована значимость образа тренера в жизни студентов-спортсменов и студентов, не вовлечённых в активную спортивную деятельность. Раскрыты основные функции, которые выполняет образ тренера, сформировавшийся у спортсмена, в рамках спортивной деятельности. Раскрыты структура и содержание эталонного образа спортивного тренера, сформированные у участников исследования. Изложены психологические особенности личности и деятельности спортивного тренера, показана взаимосвязь между ними. Представлены 12 базовых элементов образа тренера, которые делают его эталоном. Показано соотношение элементов эталонного образа с акмеологическими инвариантами профессионализма. Представлен портрет тренера-эталона, разработанный на основе полученных результатов.

Ключевые слова: спортивный тренер, восприятие, образ, эталонный образ.

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

В социальной психологии под восприятием понимается «формирование целостного образа партнёра по общению на основе оценки его внешнего вида, поведения и его (партнёра по общению) понимание» [12, с. 151]. В данном контексте понимание рассматривается как отражение в сознании партнёров по общению мотивов, установок, целей друг друга и принятие этих целей, которое позволяет установить взаимоотношения [12].

Одна из важнейших особенностей процесса социального восприятия — его субъективность, то есть опосредованность момента восприятия целями, мотивами, установками, опытом, накопившимися у воспринимающего человека в течение всей его жизни. При формировании образа объекта восприятия субъект обычно сталкивается с некоторым объёмом фрагментарной информации о нём и оценивает её с учётом многих психологических и эмоциональных факторов. Есть вероятность, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для реализации его целей. С этой точки зрения актуально рассмотреть совместную, групповую деятельность как одну из важнейших детерминант восприятия [3, с. 47], которая определяет общие особенности этого процесса:

- полноту восприятия, то есть степень соответствия возникшего образа особенностям реального воспринимаемого объекта;

- точность восприятия, то есть соответствие данного образа реальным характеристикам воспринимаемого объекта;

- содержательные характеристики, то есть определённый набор качеств, воспринимаемых субъектом восприятия и составляющих образ его объекта [3, с. 47].

Спорт — одна из областей совместной деятельности, в которых и сам процесс восприятия, и формирующийся в результате восприятия образ играют значительную роль. От того, как воспринимают друг друга спортсмен и тренер, во многом зависят не только продуктивность тренировочной деятельности и результативность выступлений на соревнованиях, но и возможности личностного развития спортсмена и личностно-профессионального совершенствования тренера.

Мы сосредоточились на исследовании формирования эталонных образов тренера и особенностей

восприятия спортивного тренера студентами, в той или иной степени вовлечёнными в спортивную деятельность.

В рамках спортивной психологии проводятся активные исследования деятельности и личности тренера [6; 8; 9; 14; 16; 17; 21 и др.], а также разрабатываются модели использования образов в спортивной психологии [4]. Однако к исследованию особенностей восприятия тренера спортсменами обратились пока лишь О.Б. Крушельницкая и А.А. Светлова [15].

В рамках спортивной деятельности образ тренера, который формируется у спортсмена, выполняет несколько функций.

В рамках проектировочно-побудительной функции этот образ выступает для спортсмена как ориентир при построении вектора личностно-профессио-нального развития. Ориентирующий образ наставника характеризуется представленностью в сознании взрослеющего субъекта качеств, средств и стратегий значимого другого, активно выделенных субъектом в процессе реального самоопределения [13]. Д. А. Красило подчёркивает, сколь важно иметь образ идеального наставника, и определяет его как ориентир становления человека в профессиональной деятельности.

В рамках оценочно-стимулирующей функции образ тренера выступает как ориентир для оценки и наиболее продуктивного раскрытия потенциала спортсмена.

В рамках сравнительно-сопоставительной функции образ тренера обеспечивает спортсмену познание своих психологических особенностей и особенностей тренера, без чего нельзя достичь с ним взаимопонимания.

И, наконец, в рамках воспитательной функции образ тренера выступает как ориентир в процессе личностного саморазвития спортсменов. Они, особенно в юношеском возрасте, стремятся идентифицироваться с тренером, легко и с готовностью воспринимают его установки, ценности, отношения и особенности поведения.

В рамках проведённого нами эмпирического исследования мы исходили из предположения о том, что структура эталонного образа тренера соответствует структуре акмеологических инвариантов профессионализма.

Выборку исследования составили 80 студентов московских вузов. Из них юноши 36 человек, девушки — 44 человека. Средний возраст по выборке составляет 20,7 года, минимальный — 17 лет, максимальный — 24 года.

В качестве диагностического инструмента мы использовали разработанный нами совместно с А. С. Мельничуком опросник, а полученные эмпирические данные обрабатывали с помощью контент-анализа [2].

ЭТАЛОННЫЕ ОБРАЗЫ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ

Чтобы выявить, какие эталонные образы тренеров сформированы у студентов, мы просили респонден-

тов назвать известных спортивных тренеров, которых можно считать эталонами профессии, и указать отличительные качества этих тренеров, делающие их таковыми.

Участники исследования назвали имена 73 известных тренеров, двое респондентов в качестве эталона назвали своих личных тренеров, один указал, что не имеет идеала тренера. Наиболее часто (АЧВ от 5 до 12) респонденты упоминали А. В. Тарасова (хоккей), Жозе Моуринью (футбол), сэра Алекса Фер-гюсона (футбол), Т. А. Тарасову (фигурное катание), И. А. Винер (художественная гимнастика). Как видно, представления участников исследования практически полностью совпадают с объективными оценками уровня профессионализма и качества деятельности названных тренеров.

Респонденты назвали фамилии тренеров, работающих в разных видах спорта. Всего было упомянуто 25 видов спорта, но наибольшее число встречающихся имён касается 7 видов (в порядке убывания): футбол, фигурное катание, хоккей, фитнес, бодибилдинг, плавание, самбо. Это, на наш взгляд, отражает, с одной стороны, индивидуальные предпочтения участников исследования, а с другой — объективную популярность того или иного вида спорта.

Главное при описании эталонных образов тренеров — определение структуры качеств этих тренеров, делающих их эталонами.

Участники исследования назвали 173 качества, которые, по их мнению, присущи тому или иному тренеру-эталону. Общее число упоминаний этих качеств составило 395.

Контент-анализ показал, что эталонный образ тренера в представлениях студентов включает 12 базовых элементов (рис. 1).

Как видно из диаграммы, представления участников исследования о качествах, которые отличают хорошего тренера, во многом совпадают с результатами научных исследований об акмеологических инвариантах профессионализма [11].

Из табл. 1 видно, как соотносятся представления участников исследования об эталонном образе тренера и структура акмеологических инвариантов профессионализма.

Таким образом, участники исследования на интуитивном уровне уловили, что именно акмеологические инварианты профессионализма дают тренеру возможность на инновационно-творческом уровне выполнять свои профессиональные функции, так как побуждают и движут его к профессионализму экстра-класса [11].

Рассмотрим более подробно каждый из выделенных базовых элементов эталонного образа тренера.

В структуре целеполагания и целедостижения (65 упоминаний) мы выделили три составляющие:

- качества, обеспечивающие целеполагание и достижение результатов (индекс встречаемости, далее ИВ, — 0,846х);

1 Здесь и далее индекс встречаемости высчитывается от числа упоминаний каждого базового элемента эталонного образа тренера отдельно.

Рис. 1. Структура эталонного образа спортивного тренера в представлениях студентов (числа — индекс встречаемости соответствующего элемента образа)

Таблица 1

Соотношение элементов эталонного образа спортивного тренера в восприятии студентов и акмеологических инвариантов профессионализма

0,028 0,023 0,028 \ ' .0,005 ■ Целеполагание и целедостижение

■ Коммуникативная компетентность

га 0,165 ■ ■ Педагогическая компетентность Профессионализм

ода ЯИН ■ Лидерские качества

0,063 0,144 ■ ■ Эмоциональные качества Интеллектуальные качества

0,084 ■ ■ Ценностное отношение к своему делу Способность к самоуправлению

0,127 0,122 ■ ■ Моральные качества Психофизиологические качества

0,106 Волевые качества Другое

№ Элементы эталонного образа Акмеологические инварианты

1 Целеполагание и целедостижение Развитая антиципация

2 Коммуникативная компетентность Социальное мышление Коммуникабельность и коммуникативные навыки

3 Педагогическая компетентность Дифференциально-психологическая компетентность

4 Лидерские качества Умение оказывать психологические воздействия

5 Интеллектуальные качества Рефлексия Умение принимать решения

6 Способность к самоуправлению Высокий уровень саморегуляции

- достижение результатов (ИВ 0,092);

- антиципация (ИВ 0,046).

Можно сделать вывод, что участники исследования связывают эффективность процессов целеполага-ния прежде всего с личностными качествами тренера, а не с какими-либо умениями.В восприятии участников исследования целеполагание и достижение результатов тренеру-эталону обеспечивают следующие группы качеств:

- высокая направленность на достижение («целеустремлённость», «стремление к победе», «стремление быть лучшим», «стремление достичь цели», «нацеленность на результат», «амбициозность» и т.д.) — ИВ 0,492;

- способность преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи («настойчивость», «упорство», «стойкость», «несгибаемость перед трудностями», «умение бороться» и т.д.) — ИВ 0,323;

- устойчивость к критике — ИВ 0,031.

Следует отметить, что антиципация в представлениях участников исследования связана как с процессом прогнозирования, так и дальновидностью как личностным качеством.

В структуре коммуникативной компетентности (57 упоминаний) мы выделили следующие составляющие:

- интеракция (ИВ 0,649);

- стиль общения в целом (ИВ 0,140);

- чувство юмора (ИВ 0,088);

- социальная перцепция (ИВ 0,071);

- вербальная коммуникация (ИВ 0,053). Таким образом, эффективность интеракции как

взаимодействия и воздействия на других в процессе общения в восприятии участников исследования определяют уровень коммуникативной компетентности спортивного тренера-эталона. При этом, в представлениях студентов, эффективность взаимодействия тренера с воспитанниками и его воздействие на них определяются наличием у него следующих качеств:

- доброты (ИВ 0,175);

- уважения к воспитанникам и веры в них (ИВ 0,123);

- справедливости (ИВ 0,105);

- альтруизма, отзывчивости, заботы о воспитанниках (ИВ 0,088);

- терпения, такта, вежливости (ИВ 0,07). Помимо того, для тренера-эталона, в восприятии

участников исследования, характерно умение под-

бодрить (ИВ 0,07), а взаимодействие с воспитанниками воспринимается как «хорошее» и «партнёрское». Иными словами, в восприятии участников исследования, «эталонное» взаимодействие — это взаимодействие из позиции «взрослый — взрослый».

Особенности взаимодействия тренера-эталона с воспитанниками отражаются и в наборе характеристик, которыми участники исследования описывают стиль общения тренера (открытость, искренность, лёгкость, прямолинейность). При этом немаловажно, что студенты считают важным для тренера-эталона чувство юмора.

В структуре лидерских качеств (50 упоминаний) в качестве составляющих были выделены:

- стиль лидерства (ИВ 0,510);

- факторы лидерства (ИВ 0,314);

- командообразование (ИВ 0,176).

Для стиля лидерства тренера-эталона, в восприятии участников исследования, внутренне характерна требовательность, даже максимализм (ИВ 0,26), что внешне проявляется в серьёзности, жёсткости, твёрдости, строгости (ИВ 0,26).

В качестве факторов лидерства участники исследования выделяют прежде всего авторитет (ИВ 0,16) и харизму (ИВ 0,06). Как известно, авторитетная личность способна без принуждения направлять поступки или мысли другого человека [23, с. 158]. В восприятии участников исследования эта способность выражается в том, что тренер-эталон — это человек, с которого хочется брать пример, у которого хочется учиться, который подаёт пример своим ученикам (ИВ 0,08).

В восприятии участников исследования главная задача тренера-эталона как лидера — командообра-зование, то есть создание из отдельных спортсменов сплочённой («умение строить из отдельных игроков сплочённую команду — единый механизм», «коллективность», «командный дух») и высокоэффективной («потрясающий уровень взаимодействия игроков в команде») группы-команды (ИВ 0,1). Главными средствами, которые использует тренер-эталон для достижения этой цели, в представлениях студентов, являются умения правильно мотивировать и дисциплинировать команду (ИВ 0,08).

Структура педагогической компетентности (48 упоминаний) включает следующие составляющие:

- теоретическая подготовленность (ИВ 0,375);

- индивидуальный подход к спортсменам (ИВ 0,229);

- доступность в объяснениях (ИВ 0,208);

- практическая подготовленность (ИВ 0,125);

- организаторские качества (ИВ 0,063).

Теоретическую подготовленность тренера-эталона участники исследования чаще всего описывают в общих, иногда эмоциональных, терминах («знание своего дела», «образованность», «отменные знания своей сферы», «море информации» и т. п.).

Намного конкретнее оказываются описания индивидуального подхода к спортсменам: «Тонкая психологическая работа с каждым из игроков», «Легко определяет сильные и слабые стороны и использует

их», «Знание своих возможностей и возможностей своих учеников», «Умение подстроиться под психологические особенности ученика» и т.п. (ИВ 0,17). При этом, в восприятии участников исследования, важно, что тренер-эталон умеет «среди тысячи игроков увидеть талант» (ИВ 0,063).

С необходимостью индивидуального подхода, на наш взгляд, связана доступность в объяснениях, которая в восприятии студентов характерна для тренера-эталона и выражается в том, что он «внимателен к деталям», «обращает внимание на любые мелочи и тонкости работы, не упускает из виду ни одну ошибку», умеет «донести свои мысли до учеников», «передать своё видение игры другим».

В области практической подготовленности в восприятии участников исследования самое важное для тренера-эталона то, что он «знает свои обязанности» и «даёт бойцу всё, что нужно для победы» (ИВ 0,08).

Профессионализм тренера-эталона» (всего 42 упоминания, из них собственно профессионализм — ИВ 0,286) участники исследования связывают прежде всего с мудростью и опытом (ИВ 0,310), талантом (ИВ 0,167), мастерством (ИВ 0,095). Помимо этого о профессионализме тренера-эталона в представлениях участников исследования говорят его собственные достижения в спорте и «огромный вклад в развитие своей сферы» (ИВ 0,071). Один из участников исследования назвал тренера, которого он считает эталоном, «виртуозом в профессии тренера».

В структуре эмоциональных качеств тренера-эталона (33 упоминания) участники исследования выделяют спокойствие (невозмутимость, сдержанность — ИВ 0,545), которое сочетается с позитивным настроем, оптимизмом (ИВ 0,242) и в то же время с импульсивностью, эмоциональностью (ИВ 0,152). Немаловажно, что агрессивность как отличительное качество тренера-эталона упоминается лишь 1 раз.

Структура интеллектуальных качеств тренера-эталона в восприятии участников исследования (25 упоминаний) включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- общие особенности мышления (ИВ 0,32);

- процессы решения задач (ИВ 0,24);

- личностные особенности, обеспечивающие решение задач (ИВ 0,24);

- творческое мышление (ИВ 0,2).

К общим особенностям мышления тренера-эталона участники исследования относят развитое стратегическое и тактическое мышление (ИВ 0,16), его «высокий интеллект», «умение видеть общую картину», «прагматизм» и то, что он «отличный аналитик».

Эффективность решения задач связана с его умениями «построить правильную стратегию», «выходить из тупиковых ситуаций», «перестраивать игру по ходу матча», а также с его нестандартным мышлением, тем, что он обладает быстрой реакцией и правильно строит тренировочный процесс.

Эффективность решения задач при этом обеспечивают такие личностные качества, как расчётливость (ИВ 0,12), находчивость, хитрость и хладнокровие. На наш взгляд, расчётливость здесь можно понимать как умение просчитывать варианты и оценивать ри-

ски, рассудительность и способность прогнозировать; находчивость — как умение быстро находить выход из затруднительных положений; хитрость — как изобретательность; хладнокровие — как умение сохранять спокойствие, выдержку и ясность мысли в любых ситуациях. Очевидно, что участники исследования в качестве отличительных интеллектуальных черт, свойственных тренеру-эталону, выделяют акмеологи-ческие инварианты профессионализма.

Такое свойство мышления, как творчество участники исследования описывают с помощью понятия «творческий подход», «креативность», «постоянное новаторство», «творческий порыв», «энтузиазм». В творческом мышлении важно не просто достигать какого-либо результата, а постоянно находиться в состоянии творчества, для которого характерны увлечённость и воодушевление.

Ценностное отношение к своему делу (24 упоминания) включает качества личности тренера, которые сформировались под воздействием содержания ценностей его профессиональной деятельности, отражают его избирательную направленность на эти ценности и стимулируют его социальную и профессиональную активность [9, с. 166]. Избирательная направленность при этом рассматривается как осознанность, эмоциональность и интеллектуально-волевая активность личности [9, с. 166].

Содержание ценностного отношения к своему делу составляют любовь к собственному делу / профессии (ИВ 0,292); преданность своему делу, профессии, команде (ИВ 0,292); увлечённость (ИВ 0,208) и трудолюбие (ИВ 0,208). В восприятии участников исследования отразились два компонента ценностного отношения к своему делу:

- эмоциональный компонент, который проявляется в удовлетворении тренера избранной профессией и выражается в особом его отношении к объекту и субъекту профессиональной деятельности;

- волевой компонент, который представлен способностями преодолевать трудности в процессе профессиональной деятельности [7, с. 166].

Способность к самоуправлению (20 упоминаний) мы рассматриваем в качестве проявления субъектности тренера как его интегральной способности выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями [10].

Способность к самоуправлению составляют уверенность в себе как позитивное отношение к собственным навыкам [18] (ИВ 0,3); самоотдача как максимальное приложение своих усилий, способностей, знаний в профессиональной деятельности (ИВ 0,2); самодисциплина как умение управлять собой, исполнять принятые решения и достигать поставленных целей (ИВ 0,15); постоянное самосовершенствование (ИВ 0,15); адекватная самооценка (ИВ 0,1); самоуважение (ИВ 0,05) и самообладание (ИВ 0,05).

Таким образом, содержание способности к самоуправлению составляют качества, которые позволяют тренеру-эталону решать следующие постоянно возобновляющиеся жизненные задачи:

- согласовывать личностные потребности, способности, ожидания с условиями и требованиями деятельности (уверенность в себе, самоотдача, самооценка, самоуважение и самообладание);

- выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями (самодисциплина);

- постоянно стремиться к совершенству посредством разрешения противоречий (самосовершенствование) [18].

Среди моральных качеств тренера-эталона (11 упоминаний) участники исследования выделяют честность как неподкупность, принципиальность, способность не изменять своему долгу, верность своему делу (ИВ 0,545); ответственность как готовность отвечать за свои поступки, действия и их последствия (ИВ 0,364) и скромность (ИВ 0,091).

Среди психофизиологических качеств тренера-эталона (11 упоминаний) основное — энергичность как способность действовать с полной отдачей сил, очень активно (ИВ 0,545). С энергичностью соотносятся высокая работоспособность и выносливость (ИВ 0,182), молодость как образ максимального расцвета сил (ИВ 0,182), а также быстрота реакции (ИВ 0,091).

Среди волевых качеств (8 упоминаний) участники исследования выделяют собственно волю как способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий (ИВ 0,75). При этом сила воли у тренера сочетается с упрямством, которое выражается, с одной стороны, в неуступчивости, стремлении настоять на своём, а с другой — в упорстве при достижении целей (ИВ 0,25).

Если мы выделим в содержании каждого из элементов эталонного образа тренера по одному, наиболее часто упоминаемому качеству, то получим обобщённый психологический портрет.

В восприятии участников нашего исследования тренер-эталон — это человек целеустремлённый; добрый, но требовательный; знающий своё дело, мудрый и опытный; спокойный; имеющий развитое стратегическое и тактическое мышление; любящий собственное дело; уверенный в себе, честный, энергичный и волевой.

В целом исследование особенностей сформированного у участников исследования образа тренера-эталона показало следующее:

- участники исследования воспринимают особенности деятельности и личности спортивного тренера объективно, и их описания во многом соответствуют результатам научных исследований;

- восприятие участниками исследования целе-полагания и целедостижения как ведущего, системообразующего элемента эталонного образа тренера подтверждает объективное значение процессов це-леполагания и целедостижения как определяющих эффективность любой деятельности и возможность стратегической организации жизнедеятельности;

- анализ содержания базовых элементов эталонного образа тренера свидетельствует, что для участников исследования образ тренера-эталона выполняет прежде всего проектировочно-побудительную

функцию, выступая в роли ориентира в процессах самоопределения, самоактуализации и самосовершенствования.

ССЫЛКИ

[1]. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. Одесса: Студия «Негоциант», 2004. 127 с.

[2]. Алдошина Ю.К. Модель исследования особенностей восприятия образа спортивного тренера у студентов // Акмеология. 2015. № 3 (юбилейный выпуск). С. 185-186.

[3]. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.

[4]. Веракса А.Н., Горовая А.Е. Модели использования образов в спортивной психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39953.shtml (дата обращения: 05.03.2015).

[5]. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

[6]. Григорьев Е.Н. Формирование профессионально значимых качеств личности будущих тренеров — преподавателей в компетентностно-ориентированном образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2010. 182 с.

[7]. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2001. 483 с.

[8]. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981. 376 с.

[9]. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. М.: ФиС, 1982. 238 с.

[10]. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: монография. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 496 с.

[11]. Деркач А. А., Селезнёва Е.В. Акмеология в вопросах и ответах.: учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 248 с.

[12]. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: учебное пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Дону: Феникс, 2002. С. 151.

[13]. КрасилоД.А. Ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения (период вхождения во взрослость): дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 216 с.

[14]. Кривко О.А. Формирование профессиональной компетентности педагога — тренера по спорту в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2013. 21 с.

[15]. Крушельницкая О.Б., Светлова А.А. Представления спортсменов-юниоров о профессионально важных качествах тренера // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. С. 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2015v8n39/1092-krushelnitskaya39.html (дата обращения: 05.04.2015).

[16]. Николаев А. Н. Психология тренерской деятельности в детско-юношеском спорте: дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2005. 401 с.

[17]. Нужина А.И. Развитие профессиональной компетентности тренера — преподавателя в муниципальном

образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 191 с.

[18]. Ромек В. Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов-на-Дону, 1998. С. 87-108.

[19]. Селезнёва Е.В. Лидерство: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 429 с.

[20]. Селезнёва Е.В. Целеполагание и жизненный путь: акмеологические стратегии // Акмеология. 2009. № 3. С. 45-49.

[21]. Труднев И. В. Особенности формирования индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 122 с.

SPORTS TRAINER REFERENCE IMAGE IN THE PERCEPTION OF STUDENTS

Elena V. Selezneva, Ph.D., D. Ps., Professor, Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Vernadsky Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: selezneva-ev@ ranepa.ru

Julia K. Aldoshina, Bachelor of Psychology, Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 84, Vernadsky prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: pulka1993@gmail. com

ABSTRACT

The article represents the results of empirical research of students' perception of the sports trainer peculiarities. In this research article we demonstrated the importance of sports coach image in the lives of students engaged in sports activities and those, who are not involved in active sports activities. On the basis of a detailed theoretical analysis of this problem there are described main functions of the sports coach image, developed in sportsman's mind in the course of sports activities. Structure and content of the reference image of a sports coach developed in the research participants' mind are presented. The article deals with the psychological characteristics of the individual and the activities of a sports coach, showing interconnections between them. 12 basic elements of the coach image, making it a «standard», are presented in this article. The study shows interconnections between the elements of the reference image with acmeological invariants of professionalism. We provide as well the coach «standard» profile on the basis of the results of this study and describe the features of the perception of the coach, depending on students' involvement in sports activities.

Key words: sports trainer, perception, image, reference image.

REFERENCES

[1]. AkimovaL.N. Psihologija sporta: Kurs lekcij [Sports Psychology: Lectures]. Odessa, Studio «Negociant» Publ., 2004. 127 p.

[2]. Aldoshina Ju.K. Model' issledovanija osobennostej vosprijatija obraza sportivnogo trenera u studentov [Research model of features of trainer's image perception among students]. Akmeologija [Acmeology]. 2015. No 3 (jubilejnyj vypusk) [Anniversary issue], pp. 185-186.

[3]. Andreeva G.M. Psihologija social'nogo poznanija: Uchebnoe posobie [Psychology of social cognition: A tutorial]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2004. 288 p.

[4]. Psychological Science and Education (2011). Available at: www.psyedu.ru (accessed 5 March 2015). Veraksa A.N., Gorovaja A.E. Modeli ispol'zovanija obrazov v sportivnoj psi-hologii [Using models of images in psychology of sport], no 1. Available at: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39953. shtml (accessed 5 March 2015).

[5]. Vishnjakova S.M. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika [Vocational education: Dictionary. Key concepts, terminology, current vocabulary]. Moscow, NMC SPO Publ., 1999. 538 p.

[6]. Grigor'ev E.N. Formirovanie professional'no zna-chimyh kachestv lichnosti budushhih trenerov — prepodavatelej v kompetentnostno-orientirovannom obrazovatel'nom processe vuza: Dis. ... kand. ped. nauk [Formation of professionally significant personal qualities of the future trainers — teachers in competence-oriented educational process of high school. Aspt. ped. sci. diss]. Ufa, 2010. 182 p.

[7]. DerkachA.A. Akmeologija: lichnostnoe i professional'noe razvitie cheloveka [Akmeology: personal and professional development of the individual]. Bk.1-5. Bk. 4: Razvitie cennos-tnoj sfery professional [The development of valuable sphere of professional]. Moscow, Publ. RAGS, 2001. 483 p.

[8]. Derkach A.A., Isaev A.A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera [Pedagogical skills of coach]. Moscow. FiS Publ., 1981. 376 p.

[9]. Derkach A.A., Isaev A.A. Tvorchestvo trenera [Creativity of coach]. Moscow, FiS Publ., 1982. 238 p.

[10]. Derkach A.A., Selezneva E.V. Akmeologicheskaja kul'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitija: Monografija [Akmeological culture of personality: the content, patterns, mechanisms of development: Monograph]. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh, NPO «MODJeK» Publ., 2006. 496 p.

[11]. Derkach A.A., Selezneva E.V. Akmeologija v vo-prosah i otvetah. Uchebnoe posobie [Akmeology: Questions and Answers. Tutorial]. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh: NPO «MODJeK» Publ., 2007. 248 p.

[12]. Kamenskaja E.N. Social'naja psihologija: Konspekt lekcij: Uchebnoe posobie [Social Psychology: Lectures: Tutorial]. Publ. no 2, Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2002. 488 p. 151 p.

[13]. Krasilo D.A. Orientirujushhij obraz nastavnika v processe real'nogo samoopredelenija (period vhozhdenija vo vzroslost'): Dis. ... kand. psihol. nauk [Orienting image of a mentor in the process of self-determination of the real (the period of entry into adulthood). Aspt. phys. sci. diss]. Moscow, 2005. 216 p.

[14]. Krivko O.A. Formirovanie professional'noj kompe-tentnosti pedagoga — trenera po sportu v processe obuchenija v vuze: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of professional competence of a teacher-coach for sport in the process of training. Aspt. ped. sci. diss]. Barnaul, 2013. 21 p.

[15]. Psychological research (2015). Available at: www. psystudy.ru (accessed 5 April 2015). Krushel'nickaja O.B., Svetlova A.A. Predstavlenija sportsmenov-juniorov o profes-sional'no vazhnyh kachestvah trenera [Junior athletes performances about professionally important qualities of the coach], B. 8, no 39, 8 p. Available at: http://psystudy.ru/index.php/ num/2015v8n39/1092-krushelnitskaya39.html (accessed 5 April 2015).

[16]. NikolaevA.N. Psihologija trenerskoj dejatel'nosti v detsko-junosheskom sporte: Dis. ... d-ra psihol. nauk [Psychology of coaching in youth sport. Dr. phys. sci. diss]. St. Petersburg, 2005. 401 p.

[17]. NuzhinaA.I. Razvitie professional'noj kompetent-nosti trenera-prepodavatelja v municipal'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii: Dis. ... kand. ped. nauk [Development of professional competence of coach-teacher in municipal educational institution. Aspt. ped. sci. diss]. Magnitogorsk, 2005. 191 p.

[18]. Romek V.G. Testy uverennosti v sebe. Prakticheskaja psihodiagnostika i psihologicheskoe konsul'tirovanie [Confidence tests. Practical psychological testing and counseling]. Rostov-on-Don, 1998, pp. 87-108.

[19]. Selezneva E. V. Liderstvo: Uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata [Leadership: Tutorial and workshop for academic undergraduate]. Moscow, Jurajt Publ., 2015. 429 p.

[20]. SeleznevaE. V. Celepolaganie i zhiznennyj put': ak-meologicheskie strategii. Akmeologija [Akmeology]. 2009, no 3, pp. 45-49.

[21]. Trudnev I. V. Osobennosti formirovanija individu-al'nogo stilja trenera v processe professional'noj dejatel'nosti: Dis. . kand. ped. nauk [Formation features of individual style of the coach during the professional activity. Aspt. ped. sci. diss]. Moscow, 2005. 122 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.