8. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 гг. Приложение № 15 «План фундаментальных научных исследований Российской академии образования на 2013 - 2020 гг.» (любое изд.).
* * *
1. Boryitko N.M. Duhovno-nravstvennoe vos-pitanie: eticheskiy podhod // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 4(68). S. 19-23.
2. Boryitko N.M. Sistemnost opredeleniya peda-gogicheskoy kategorii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 7(71). S. 8-15.
3. Vlasyuk I.V. Orientatsiya buduschego uchitelya na tsennostnoe vzaimodeystvie s semey: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 1998.
4. Vlasyuk I.V. Sotsialno-pedagogicheskoe pro-ektirovanie regionalnoy semeynoy politiki: dis. ... d-ra ped. nauk / Orenb. gos. ped. un-t. Orenburg, 2007.
5. Vlasyuk I.V., Sitnikova E.N. Subkulturna-ya gramotnost sovremennogo podrostka kak sotsial-no-pedagogicheskaya tsel vzaimodeystviya shkolyi i semi// Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2013. № 7(82). S. 71-75.
6. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii»: s izm. i dop. na 2009 g. M.: Eksmo, 2009.
7. Kontseptsiya gosudarstvennoy politiki v oblasti duhovno-nravstvennogo vospitaniya detey RF i zaschityi ih nravstvennosti (proekt). Ch.II: Opisanie proektov federalnyih zakonov i drugih normativnyih aktov, neobhodimost prinyatiya ko-toryih obuslovlena nastoyaschey kontseptsiey. M., 2008.
8. Programma fundamentalnyih nauchnyih issle-dovaniy gosudarstvennyih akademiy nauk na 2013 -2020 gg. Prilozhenie № 15 «Plan fundamentalny-ih nauchnyih issledovaniy Rossiyskoy akademii obra-zovaniya na 2013 - 2020 gg.» (lyuboe izd.).
Foundations of pedagogic targeting in formation of subcultural competence of a teenager
There is considered the notion of subcultural competence of a teenager, determined its components and functions. There is revealed the pedagogic potential of cooperation of school and family that favours the formation of subcultural competence of a teenager.
Key words: subculture, teenagers, family, coordination, subcultural competence, principles, logic.
(Статья поступила в редакцию 12.01.2014)
с.с. мирошникова
(Волгоград)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА
Анализируются актуальные тенденции развития современного спорта, поясняется роль педагогических рисков в профессиональном самосовершенствовании спортивного тренера. Раскрываются структура и виды профессиональных рисков спортивного тренера.
Ключевые слова: торт, профессиональное становление, тренер, педагогический риск.
Современный спорт представляет собой многогранное и неоднозначное по своему воздействию явление, которое позволяет удовлетворять самые разнообразные потребности личности и общества. Но в основе успешной спортивной карьеры всегда лежит тяжелая работа на пределе сил и физических возможностей в условиях жесточайших перегрузок психических и физиологических систем. При этом в спортивной практике наблюдается постоянное возрастание требований к физиологическим, адаптационным возможностям и личностным качествам, предъявляемым как к спортсменам, так и их тренерам.
Все тенденции современного спорта, наблюдаемые в последнее десятилетие, будь то внедрение новых методов тренировки, изменение условий проведения соревнований, использование новых приемов повышения работоспособности и т.д., так или иначе, базируются на субъектной основе. Тренер как ведущий субъект спортивной практики осуществляет выбор стратегии тренировочного процесса, тренировочных программ, технологий, индивидуального стиля профессиональной деятельности и т. д.
Быстроменяющиеся условия в спорте, ужесточение конкуренции, появление новых допингов, гонка за рекордами приводят к усилению значимости рискоемких ситуаций в профессиональном становлении тренера, что требует от него продуктивных методов деятельности, нестандартных решений, актуализации прогностической деятельности, необходимости предвидеть и предотвратить будущие риски как для спортсмена, так и для себя. Важным качеством тренера высокой квалификации становится его способность
© Мирошникова С.С., 2014
справляться со сложными задачами, возникающими в спортивно-соревновательной практике. Данная способность зависит от квалификации, опыта, психолого-энергетических ресурсов личности, а также творческого потенциала. Тренер вместо традиционно отводившейся ему роли руководителя спортивносоревновательного процесса согласно принципам гуманистической педагогики становится наставником и проводником в развитии личности спортсмена, его творческого мышления и потенциала [2].
Между тем в сегодняшних условиях практически непрерывных социокультурных реформ как никогда обостряются противоречия между ожидаемыми и реальными результатами профессиональной деятельности тренеров. На социальном уровне эти противоречия выражаются в значительном разрыве между сложностью задач, стоящих перед тренером, и его способностью к их решению. На уровне отдельных образовательных и спортивных учреждений указанное рассогласование заключается в том, что на практике педагогические замыслы тренера удается осуществить относительно лишь части его подопечных и этот неполный успех сопровождается негативными результатами: ухудшение здоровья спортсмена и тренера, потеря интереса к преподаванию, индивидуальности спортсмена, напряженность, раздражительность, агрессивность и др. [1].
Все это выдвигает на первый план проблему соотнесения результатов функционирования педагогической системы и усилий, средств, здоровья, затраченных ее участниками для их достижения. Решение данной проблемы продиктовано возрастанием в современных условиях роли прогнозирования развития образовательных систем. Так как прогнозирование всегда осуществляется в условиях неопределенности, то разработка перспектив социально-педагогического развития высшей школы предполагает изучение места и роли риска в прогнозах и их реализации. Повышение качества и обоснованности научного управления образовательными системами предполагает умение предвидеть грядущий ход событий. Вариативность наших знаний о будущем обусловливает невозможность однозначного предсказания развития событий в многовариантной образовательной системе. Следовательно, становятся актуальными проблемы прогнозирования, перспективного планирования и оптимального управления профес-
сиональными рисками в системе подготовки и развития творческого потенциала тренера [Там же].
Анализируя роль рисков в профессиональном становлении тренера и опираясь при этом на исследования И.Г. Абрамовой, А.Н. Николаева и др., следует отметить наличие в педагогическом риске тренера нескольких составляющих, абсолютные величины которых в отдельности не имеют ни смысла, ни значения, но в совокупности определяют процесс становления его профессионализма. Первая составляющая педагогического риска определяет меру ответственности тренера в осуществлении собственного педагогического замысла в отношении конкретного спортсмена или команды.
Так, А.Я. Корх отмечает: «... в процессе подготовки спортсменов тренер несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за их воспитание, здоровье и качество спортивных результатов» [3, с. 74]. Это обстоятельство является следствием того, что общение тренера со спортсменами часто становится «ненормируемым», т.е. почти постоянным, например на учебно-тренировочных сборах, во время спортивных соревнований на выезде. В связи с этим тренер должен исполнять роль воспитателя и различные другие роли, исполнения которых ожидают от него его подопечные. Так, по мнению Г.И. Савенкова, тренер на разных этапах развития спортсмена выступает в разных ролях: на ранних этапах - в роли опекуна (замещает родителей); на более поздних - в роли наставника; на этапе спорта высших достижений - в роли руководителя [7].
Вторая составляющая характеризует педагогический риск как деятельность тренера по определению неопределенности в ситуации принятия педагогического решения. Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности как на соревнованиях, так и на тренировке. Это создает реальную опасность психических и физических перенапряжений. В тренерской деятельности, несмотря на существование установки, направленной на постоянное повышение результатов, важно сохранить сбалансированным здоровье спортсмена [5].
Также следует отметить высокую степень «профессионального риска» тренера, поскольку всегда существует вероятность «напрасно-сти» многолетней работы вследствие отсева,
прекращения занятий или временного отсутствия в связи с травматизмом, личными обстоятельствами спортсменов [6].
Третья составляющая связана с регулированием взаимоотношений между участниками тренировочного процесса и относительной неустойчивостью системы «тренер-спортсмен». Тренеру важно внушать доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. Отношение спортсменов к тренеру связано с ростом их результатов (Е.П. Ильин, Н.Б. Стам-булова). В целом успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками (А.Ю. Максаков).
Четвертая составляющая педагогического риска тренера отражает согласованность педагогических действий членов педагогического коллектива в процессе становления личности спортсмена. Здесь определяющим условием выступает то, что тренеру приходится вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса: с учащимися и их родителями, представителями администрации, коллегами, судьями на соревнованиях, членами и руководителями других команд, журналистами (И.Н. Решетень, И.Х. Кобер, М.В. Прохорова, B.C. Ogilvie). При этом в процессе деятельности тренеров есть основания для развития внутренних конфликтов:
• между очень конкретными и жесткими требованиями к личности и деятельности тренера со стороны руководителей, общественности (Е.Н. Гогунов, А.П. Горбань, Б.И. Мартьянов, Н.Э. Пфейфер, Л.М. Руйбите и др.) и реальными возможностями, которые часто не учитываются (требуется результат любой ценой), что не может не невротизировать и в конечном счете снижает уровень успешности педагогической деятельности (А.В. Осницкий);
• между иногда возникающей необходимостью отчислять из группы детей, которые не выполнили установленных нормативов (прямо - отказать спортсмену в занятиях и косвенно - не уделять ему внимания, не включать в состав команды на соревнования, держать в запасных), и пониманием того, что именно этим детям более необходимо физическое развитие и полезнее всего занятия в секции;
• между требованием высоких спортивных результатов со стороны руководителей и
ожиданиями занимающихся (особенно их родителей) относительно положительных сдвигов в их воспитании, образовании, а также в оздоровлении [5].
Таким образом, опираясь на выводы И.Г. Абрамовой, Е.Н. Михайловой и др., можно выделить следующие виды педагогического риска:
- стратегический риск, который характеризует смелую новаторскую деятельность тренера, вызванную пониманием и принятием реформ в сфере образования;
- риск рассогласования, связанный с расхождением между требованиями к системе подготовки тренера со стороны властных и управленческих структур и возможностями педагогического коллектива и отдельного тренера-педагога их выполнить;
- физический риск, в первую очередь, со-пряженый с риском профессиональных заболеваний, связанных со спортивной практикой, а также риск приобретения со временем разнообразных психологических комплексов -застенчивости, неполноценности, агрессивности и др.;
- диспозиционный риск как степень совпадения или несовпадения целей, установок, ожиданий и запросов тренера с групповыми целями, возможностями и миссией педагогического коллектива и администрации;
- риск несоответствия как уровень готовности или неготовности тренера к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами;
- риск бездействия как стремление тренера к конформизму, подчинение групповому влиянию или давлению;
- технологический риск, который связан с успехами и ошибками в выборе тренером конкретной методики, приема, техники для решения вероятных задач.
Выделение структуры и видов профессиональных рисков спортивного тренера позволяет не только правильно организовать профессиональную деятельность, но и разработать комплекс мероприятий по управлению профессиональными рисками в период подготовки будущих тренеров в институтах физической культуры. Данные мероприятия предполагают выявление, анализ и оценку рисков, построение антирисковой программы по профилактике и минимизации предпринимаемых рисков и ее реализацию [4].
литература
1. Абрамова И.Г. Теория педагогического поиска: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996.
2. Балыкин А.И. Теоретические аспекты творческого потенциала тренера высокой квалификации // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2012. № 2 (24).
3. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность: учеб. пособие. М.: Терра-Спорт, 2000.
4. Михайлова Е.Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога // Вестн. ТГПУ. 2009. Вып. 10.
5. Николаев А.Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ // Детский тренер: журнал в журнале «Физическая культура». 2003. № 4.
6. Певзнер А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1996.
7. Савенков Г.Н. Педагогические способности тренеров. Волгоград, 1979.
8. Сергеев Н.К., Борытко Н.М. Непрерывное педагогическое образование. Научная школа Н.К. Сергеева: сб. науч. тр. / науч. ред. Н.К. Сергеев, сост. и отв. ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2011.
***
1. Abramova I.G. Teoriya pedagogicheskogo pois-ka: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1996.
2. Balyikin A.I. Teoreticheskie aspektyi tvorchesk-ogo potentsiala trenera vyisokoy kvalifikatsii // Teor-iya i praktika prikladnyih i ekstremalnyih vidov spor-ta. 2012. № 2 (24).
3. Korh A.Ya. Trener: deyatelnost i lichnost: ucheb. posobie. M.: Terra-Sport, 2000.
4. Mihaylova E.N. Riskologicheskie faktoryi i kachestvo issledovatelskoy deyatelnosti pedagoga // Vestn. TGPU. 2009. Vyip. 10.
5. Nikolaev A.N. Psihologicheskaya spetsifika deyatelnosti trenera DYuSSh // Detskiy trener: zhurnal v zhurnale «Fizicheskaya kultura». 2003. № 4.
6. Pevzner A.E. Psihologicheskie faktoryi effek-tivnosti stereotipnoy i variativnoy strategiy povedeni-ya : dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 1996.
7. Savenkov G.N. Pedagogicheskie sposobnosti trenerov. Volgograd, 1979.
8. Sergeev N.K., Boryitko N.M. Nepreryivnoe pedagogicheskoe obrazovanie. Nauchnaya shkola N.K. Sergeeva: sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev, sost. i otv. red. N.M. Boryitko. Volgograd, 2011.
Professional risks of a sports coach
There are analyzed the urgent tendencies of development of the modern sport, explained the role of pedagogic risks in the professional self-perfection of a sports coach. There is revealed the structure and the types of professional risks of a sports coach.
Key words: sport, professional establishment, sports coach, pedagogic risk.
(Статья поступила в редакцию 12.01.2014)