Научная статья на тему 'Основы педагогического целепологания в формировании субкультурной грамотности подростка'

Основы педагогического целепологания в формировании субкультурной грамотности подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ПОДРОСТКИ / СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / ЛОГИКА / SUBCULTURE / TEENAGERS / FAMILY / COORDINATION / SUBCULTURAL COMPETENCE / PRINCIPLES / LOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Ситникова Екатерина Николаевна

Рассмотрено понятие субкультурной грамотности подростка, определены ее компоненты и функции. Выявлен педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи, способствующий формированию субкультурной грамотности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the notion of subcultural competence of a teenager, determined its components and functions. There is revealed the pedagogic potential of cooperation of school and family that favours the formation of subcultural competence of a teenager.

Текст научной работы на тему «Основы педагогического целепологания в формировании субкультурной грамотности подростка»

новленной в вузе программе и дополнительно один раз в неделю желают 65%, более раз -35%. Таким образом, все опрошенные студенты будут заниматься по доброй воле три раза в неделю.

В результате регулярных целенаправленных занятий физической культурой и спортом студенты-сироты (98%) хотят не только повышать физическую подготовленность, приобретая определенные умения и навыки, но и воспитывать в себе психические качества, черты и свойства личности: целеустремленность. дисциплинированность, уверенность в себе, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание, стойкость, что позитивно повлияет на их успешную адаптацию к образовательной среде.

С учетом полученных результатов нами была научно обоснована и внедрена в воспитательный процесс физкультурной деятельности структура психодиагностики личностных качеств у студентов-сирот, направленная на адаптацию к образовательной среде технического вуза.

Исследование с использованием вышеуказанной структуры позволяет нам выявить специфическую направленность изменения состояния студентов данной категории, а также степень влияния физкультурной деятельности на качественные изменения их психоэмоционального состояния.

литература

1. Жилина Л.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008.

2. Кузьмина Н.В. Методы системного исследования педагогической деятельности. М.,1970.

3. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ. 1974.

4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека/ ГЦИФК. М.,1992.

* * *

1. Zhilina L.A. Sotsialno-pedagogicheskoe sopro-vozhdenie studentov-sirot v period adaptatsii k obrazovatelnoy srede vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2008.

2. Kuzmina N.V. Metodyi sistemnogo issledo-vaniya pedagogicheskoy deyatelnosti. M.,1970.

3. Lisovskiy V.T., Dmitriev A.V. Lichnost studenta. L.: Izd-vo LGU. 1974.

4. Lubyisheva L.I. Kontseptsiya formirovaniya fizicheskoy kulturyi cheloveka/ GTslFK. M.,1992.

Improvement of educational process of physical culture activity of orphan students on the basis of psychodiagnostics of personal qualities

There is given the analysis of the revealed personal qualities of orphan students by means ofpersonal files investigation, surveys and individual interviews that influence the adaptation to the educational environment of a technical higher school. In the educational process of physical culture activity of the Irkutsk State Transport University there is implemented the developed, scientifically reasoned structure of psychodiagnostics of orphan students’ personal qualities for successful adaptation to the educational environment.

Key words: survey, psychodiagnostics, qualities,

adaptation, physical culture, orphan student.

(Статья поступила в редакцию 10.01.2014)

И.В. ВЛАСЮК, Е.Н. СИТНИКОВА (Волгоград)

основы педагогического целеполагания в формировании субкультурной грамотности подростка

Рассмотрено понятие субкультурной грамотности подростка, определены ее компоненты и функции. Выявлен педагогический потенциал взаимодействия школы и семьи, способствующий формированию субкультурной грамотности подростка.

Ключевые слова: субкультура, подростки, семья, взаимодействие, субкультурная грамотность, принципы, логика.

Ценностно-нормативная неопределенность современного мира, его ориентация как на диалог в форме обновления культуры, развития, восстановления традиций, так и на противостояние, разрушение приводят к тому, что все большее количество подростков основным способом вхождения в социальную культуру видят участие в субкультуре, под которой, согласно определению А.В. Мудрика, понимается групповая общность со значимым Другим, набором специфических ценностей, норм поведения, ритуалов общения, символикой, позволяющая подростку осознать и утвердить себя в

© Власюк И.В., Ситникова Е.Н., 2014

качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Это делает субкультуру все более значимой в социальном становлении современного подростка (Г.Ю. Беляев, В.Д. Гатальский, Е.А. Глебова, П.В. Сысоев, А.Н. Тарасов и др.). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГоС основного общего образования, личностные характеристики в «портрете выпускника» (социальная активность, социокультурная компетентность, готовность к сотрудничеству, конструктивному диалогу и творчеству в современной инновационной деятельности) могут стать ориентирами для растущего человека в условиях социокультурной модернизации российского общества, где резко возрастает потребность в самоидентификации («кто я?»), самоопределении («с кем я?»), самореализации и нахождении своей «культурной ниши». Как показывает проведенный нами диагностический эксперимент, 36% подростков являются представителями различных субкультур; субъективной причиной их вхождения в субкультуру является желание «прожить необычную, отличную от будней их “скучных” родителей, учителей и сверстников, жизнь». Игнорирование или авторитарное запрещение субкультуры со стороны взрослого (педагога и/или родителя) не могут отменить ее естественного влияния на подрастающее поколение, поэтому более перспективным видится формирование у подростка внутренних ре-гулятивов, помогающих ему грамотно ориентироваться в системе истинных и ложных культурных ценностей. В связи с этим возникает потребность в определении научного понимания субкультурной грамотности подростка как базы становления его социокультурной компетентности и цели социальнопедагогической работы с ним.

Ведущими тенденциями подросткового возраста являются «синдром отчуждения», смена ориентиров в общении и взаимодействии - с родителей и педагогов на сверстников, выход на новые неформальные объединения и поиск значимых Других в различных субкультурах. В то же время подростки проводят много времени в образовательных учреждениях/организациях, что позволяет педагогам проводить соответствующую профилактическую работу. Но в образовательной практике современной школы ни учителя, ни родители не уделяют должного внимания проблеме субкультур, которая игнорируется или

табуируется ими. Засилье стереотипов и отсутствие элементарных знаний в области субкультурных явлений мешают родителям и педагогам быть значимыми Другими для подростка и защищать его интересы. Проведенный нами опрос 340 учащихся 7-9-х классов четырех школ г. Волгограда показал, что в 70% случаев тема субкультуры в разговорах с учителями или родителями не затрагивается или носит негативный характер; 60% педагогов считают, что «все подростки, принадлежащие к субкультуре, являются асоциальными элементами, что приводит к неуспеваемости, замкнутости, агрессии в поведении, вызывающему внешнему виду и вредным привычкам»; 23% родителей отмечают, что субкультура «толкает подростка на протестные действия», 15,9% - «вызывает агрессию», 14,6% -«озлобленность». Кроме того, 75% педагогов полагают, что недостаточно компетентны в субкультурных течениях и способах педагогического взаимодействия с их участниками. Полученные нами данные согласуются с данными Е.Н. Лекомцевой, Л.В. Мосиенко, М.В. Морева, С.А. Нечаева, что подчеркивает их распространенность и объективность. очевидно, что ни школа, ни семья по отдельности не в состоянии помочь подростку сориентироваться в мире субкультур. Поэтому целесообразным видится объединение усилий в формировании субкультурной грамотности подростка школы с ее возможностями привлечения компетентных экспертов и семьи с ее неиссякаемым ресурсом родительской любви к ребенку. Такой подход согласуется с выделенным в «Фундаментальных исследованиях Российской академии наук на 2013-2020 гг.» направлением «Теоретические основания и перспективные модели социализации и воспитания детей, молодежи в условиях современного общества, оценка влияния социокультурной модернизации образования на изменения в детской и молодежной субкультурах», что, в свою очередь, требует выявления социальнопедагогического потенциала взаимодействия школы и семьи в формировании субкультурной грамотности подростка.

Субкультура как динамическое явление (В.Т. Лисовский, А.И. Мазурова, В.К. Сергеев), с одной стороны, способствует позитивным изменениям в личности подростка (чувство независимости, здоровый образ жизни, творческое саморазвитие и т.п.), с другой - потенциально обладает негативными, деструктивными чертами (под предлогом свободы вы-

бора пропагандирует ложные ценности, асоциальное поведение, проведение аморальных и социально опасных эпатажных акций, подрывающих нравственные устои в обществе). Все это пробуждает у подростка острую потребность в поддержке со стороны взрослых, способных сделать его самостоятельное плавание по социуму максимально полезным и безопасным. Данная потребность находит отражение в проекте Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности (2008 г.), акцентирующей внимание в прил. 9 на мерах государственного контроля и корректирующего влияния в области профилактики социально негативных субкультур. Следовательно, перед родителями и учителями стоит сложная задача выявления ведущих факторов и педагогических условий успешного формирования субкультурной грамотности подростка как субъекта взаимодействия в триаде «родитель-подросток-учитель».

Анализ массовой практики воспитательной работы в средней школе свидетельствует о теоретической неразработанности и, как следствие, неэффективности усилий педагогов и родителей по формированию субкультурной грамотности подростка. Это обстоятельство подтверждается значительными затруднениями подростка в попытках охарактеризовать феномен субкультуры, выбрать оптимальную норму поведения и форму взаимодействия с представителями различных субкультур. В силу психологических особенностей своего возраста подросток воспринимает субкультуру как суверенное пространство и площадку для проявления самостоятельности, поэтому неосторожное вторжение взрослых в данную сферу воспринимается им крайне негативно. Тем не менее 27% опрошенных подростков отмечают желание «расширить свой багаж знаний в области субкультурных явлений», 75% высказали суждение, что «школьные мероприятия, посвященные тематике различных субкультур, были бы интересными и познавательными», а 45% считают, что «опыт участия в таких мероприятиях был бы полезен не только им, но и родителям и учителям». Данная дилемма требует от учителей и родителей в процессе формирования субкультурной грамотности подростка особого педагогического такта, педагогической помощи и последовательных стратегии, методов и форм взаимодействия, ориентированных на стимулиро-

вание положительных влияний субкультуры и снижение ее отрицательного воздействия на процесс индивидуально-личностного становления подростка (Н.Н. Бушмарина, Т.С. Егорова, В.В. Коган, А.И. Кузнецова, О.С. Яворская и др.). Таким образом, обнаруживается необходимость разработки принципов и логики организации взаимодействия школы и семьи по формированию субкультурной грамотности подростка.

Анализ научной литературы свидетельствует об актуальности для исследователей вопросов подростковых субкультур. однако проблема формирования субкультурной грамотности подростка до настоящего времени не была освещена в науке должным образом: не обоснованы ее сущностные характеристики, не разработаны критерии оценки уровней ее сформированности, не выявлены возможности взаимодействия школы и семьи в процессе ее формирования.

В данной статье представлены теоретические выводы нашего исследования о процессе формирования субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи. Особенно остро эта проблема обнаруживается в контексте реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС общего образования в системе взаимодействия образовательного учреждения/организации и семьи.

Работы, посвященные особенностям субкультуры (Е.Н. Глебова, Т.В. Курчашова, И.К. Кучмаева, Л.М. Лузина, А.В. Мудрик, Л.В. Мосиенко, Т. Роззак, В.Т. Лисовский и др.), позволили выявить содержание субкультурной грамотности; работы по проблеме социальной/социокультурной компетентности (А.С. Ахиезер, Л.П. Макарова, П.В. Сысоев, Е.И.Фастова) и подвидам функциональной грамотности (С.А. Крупник, О.Е. Лебедев, И.А.Леонова, В.В. Сафонова) дали представление о феномене субкультурной грамотности в контексте компетентностного подхода. В результате обобщения и сопоставления выводов данных исследований с собственными наблюдениями мы пришли к выводу, что субкультурная грамотность подростка как социально-педагогическая цель взаимодействия школы и семьи - это личностное свойство подростка, характеризующееся осознанием сходства и специфики различных субкультур (ценностей, норм поведения, ритуалов общения, символики), выполняющее в структуре социокультурной компе-

тентности как ее когнитивный компонент познавательную, регулятивно-поведенческую, ценностную, ориентационную, интегративную функции и включающее информационный (система культурологических, социологических, искусствоведческих знаний о феномене субкультуры), нормативный (толерантное отношение к представителям различных субкультур; знание ценностей и норм поведения в тех или иных субкультурах; умение анализировать внутренний порядок субкультур и соотносить его с общественными нормами поведения), эмоциональнооценочный (опыт эмоционально-ценностного восприятия субкультурных явлений и продуктов художественно-творческой деятельности представителей различных субкультур как части общекультурного наследия) и деятельностный (способность подростка совершать осознанный выбор в пользу определенной субкультуры или невступления ни в одну субкультуру вообще) компоненты.

Функция интеграции (понимание подростком необходимости собственной интеграции как субъекта субкультуры в общую культуру, а также противодействие негативным внешним и внутренним проявлениям субкультуры, угрожающим сохранению социокультурных ценностей общества) как системообразующая реализуется в каждом из рассмотренных компонентов.

Сформированная субкультурная грамотность подростка выражается в понимании им феномена субкультуры, ее признаков и структуры; знании основных типологий и классификаций субкультур, основных субкультурных течений, истории их возникновения, особенностей философии и символики, поведения представителей тех или иных субкультур в социуме, взаимодействия представителей различных субкультур друг с другом; владении моделями поведения с представителями различных субкультур; способности к систематизации полученных знаний о феномене субкультуры, к самостоятельному анализу продуктов творческой деятельности представителей субкультур, к использованию полученных знаний при выборе собственной позиции относительно участия в субкультурной группе; стремлении к дальнейшей познавательной и исследовательской деятельности в области субкультурных явлений; понимании предоставляемых субкультурой возможностей для социальной и творческой самореализации; видении возможностей для собственной ре-

ализации с помощью той или иной субкультуры.

Очевидно, что подросток нуждается в тактичном наставнике и проводнике, определяющей стратегией которого является «диалог культур и поколений», основанный на понимании, принятии культурных практик подростка. Данную роль могут выполнять педагоги и родители как объективные советники и союзники, способные помочь подростку определиться с морально-ценностными установками в условиях субкультур.

На основании исследований И.В. Власюк, М.Н. Недвецкой, Н.А. Кучуб и др. уточнены возможности взаимодействия школы и семьи в формировании субкультурной грамотности подростка, характеризующиеся добровольным включением родителей в це-леполагание и планирование воспитательного процесса школы; интерактивным взаимодействием в триаде «родитель - подросток -педагог», включающим использование методов, форм и средств диалогического характера; эмоционально положительным переживанием, готовностью содействовать друг другу; проявляющимся в способности быть для подростка значимым Другим; предоставляющим ему возможность свободной диалогической самореализации в общении с миром культуры и самим собой. Взаимодействие образовательного учреждения/организации и семьи подростка является тем резервом, который соединяет усилия школы и семьи в интегративное единство воспитательных целей, действий и оценок позиций. Данный процесс цикличен, причинно зависим и предполагает становление компетентности педагогов и родителей в аспекте субкультурной грамотности.

В результате обобщения теоретических данных (Ю.А. Генварева, Е.С.Муляр,

Н.А.Соколова, Е.А.Чередова) и анализа собственной педагогической деятельности выявлены риски взаимодействия школы и семьи в формировании субкультурной грамотности подростка. Педагогические риски могут быть сняты потенциалом взаимодействия школы и семьи как сложным и системно организованным социально-педагогическим феноменом (И.В. Власюк, В.А. Митрахович), характеризующимся системой методов, форм и средств взаимодействия, направленных на стимулирование положительных ролей субкультуры и минимизацию ее отрицательных влияний в процессе социального воспитания подростка.

В структуре социально-педагогического потенциала взаимодействия школы и семьи выделяются четыре составляющие:

- обучающая - расширение и углубление знаний субъектов взаимодействия, в первую очередь, подростка о субкультуре как социокультурном явлении, что способствует его интеллектуальному развитию. Данная составляющая способствует реализации компенсаторной роли субкультуры, поскольку интерес учителей и родителей к увлечениям подростка, их серьезное и уважительное отношение к явлению субкультуры поднимает значимость подростка в собственных глазах, повышает его самооценку;

- воспитательная - субъекты взаимодействия осмысливают ценности, предлагаемые субкультурой, сопоставляют их с общекультурными ценностями, корректируют свои взгляды и убеждения, вырабатывают толерантное отношение к представителям различных субкультур. Благодаря воспитательной составляющей потенциал взаимодействия школы и семьи раскрывается через снижение агрессивности и озлобленности подростка, формирование созидательной и реальной жизненной цели, уважительное отношение к себе и к своему окружению; воспитательная составляющая способствует ценностному самоопределению и самоидентификации в субкультуре;

- коммуникативная - обмен информацией между субъектами взаимодействия. Педагоги совместно с родителями уточняют воспитательные задачи, корректируют собственные взгляды на проблему субкультуры. Подросток соотносит различные точки зрения, определяется с собственной позицией относительно феномена субкультуры. Данная составляющая содействует реализации коммуникативной и социализирующей роли субкультуры;

- вспомогательная - возможность для подростка получить педагогическую помощь и поддержку со стороны родителей при затруднениях в процессе формирования субкультурной грамотности; помощь и поддержку друг от друга могут получить также родители и педагоги, поскольку процесс формирования субкультурной грамотности подростка нуждается в объединении воспитательных усилий школы и семьи; способствует реализации всех вышеперечисленных позитивных ролей субкультуры, творческой роли в особенности. Вспомогательная составляющая является системообразующей, поскольку способствует наибо-

лее полному раскрытию потенциала взаимодействия школы и семьи.

Содержательное наполнение составляющих потенциала взаимодействия происходит за счет специфических ролей семьи и образовательного учреждения/организации в процессе формирования субкультурной грамотности подростка: роль семьи заключается в психологической поддержке подростка, поддержании чувства уверенности в себе и ощущения социально-моральной взрослости путем оказания доверия и предоставления определенной степени свободы; роль образовательного учреждения/организации заключается в ориентации на интеллектуальную взрослость подростка, стимулировании его аналитических и познавательных способностей.

Таким образом, данные выводы позволили перейти к рассмотрению факторов и педагогических условий эффективного формирования субкультурной грамотности подростка как субъекта взаимодействия школы и семьи, а также к обоснованию принципов и логики процесса взаимодействия школы и семьи по формированию субкультурной грамотности подростка. Способы реализации этих положений - предмет отдельной статьи.

литература

1. Борытко Н.М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 4(68). С. 19-23.

2. Борытко Н.М. Системность определения педагогической категории // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 7(71). С. 8-15.

3. Власюк И.В. Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1998.

4. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: дис. . д-ра пед. наук / Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург, 2007.

5. Власюк И.В., Ситникова Е.Н. Субкультурная грамотность современного подростка как социально-педагогическая цель взаимодействия школы и семьи// Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2013. № 7(82). С. 71-75.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании»: с изм. и доп. на 2009 г. М.: Эксмо, 2009.

7. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей РФ и защиты их нравственности (проект). 4.II: Описание проектов федеральных законов и других нормативных актов, необходимость принятия которых обусловлена настоящей концепцией. М., 2008.

8. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 гг. Приложение № 15 «План фундаментальных научных исследований Российской академии образования на 2013 - 2020 гг.» (любое изд.).

***

1. Boryitko N.M. Duhovno-nravstvennoe vos-pitanie: eticheskiy podhod // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 4(68). S. 19-23.

2. Boryitko N.M. Sistemnost opredeleniya peda-gogicheskoy kategorii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 7(71). S. 8-15.

3. Vlasyuk I.V. Orientatsiya buduschego uchitelya na tsennostnoe vzaimodeystvie s semey: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 1998.

4. Vlasyuk I.V. Sotsialno-pedagogicheskoe pro-ektirovanie regionalnoy semeynoy politiki: dis. . d-ra ped. nauk / Orenb. gos. ped. un-t. Orenburg, 2007.

5. Vlasyuk I.V., Sitnikova E.N. Subkulturna-ya gramotnost sovremennogo podrostka kak sotsial-no-pedagogicheskaya tsel vzaimodeystviya shkolyi i semi// Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2013. № 7(82). S. 71-75.

6. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii»: s izm. i dop. na 2009 g. M.: Eksmo, 2009.

7. Kontseptsiya gosudarstvennoy politiki v oblasti duhovno-nravstvennogo vospitaniya detey RF i zaschityi ih nravstvennosti (proekt). Ch.II: Opisanie proektov federalnyih zakonov i drugih normativnyih aktov, neobhodimost prinyatiya ko-toryih obuslovlena nastoyaschey kontseptsiey. M., 2008.

8. Programma fundamentalnyih nauchnyih issle-dovaniy gosudarstvennyih akademiy nauk na 2013 -2020 gg. Prilozhenie № 15 «Plan fundamentalny-ih nauchnyih issledovaniy Rossiyskoy akademii obra-zovaniya na 2013 - 2020 gg.» (lyuboe izd.).

Foundations of pedagogic targeting in formation of subcultural competence of a teenager

There is considered the notion of subcultural competence of a teenager, determined its components and functions. There is revealed the pedagogic potential of cooperation of school and family that favours the formation of subcultural competence of a teenager.

Key words: subculture, teenagers, family, coordination, subcultural competence, principles, logic.

(Статья поступила в редакцию 12.01.2014)

С.С. МИРОШНИКОВА (Волгоград)

профессиональные риски спортивного тренера

Анализируются актуальные тенденции развития современного спорта, поясняется роль педагогических рисков в профессиональном самосовершенствовании спортивного тренера. Раскрываются структура и виды профессиональных рисков спортивного тренера.

Ключевые слова: спорт, профессиональное становление, тренер, педагогический риск.

Современный спорт представляет собой многогранное и неоднозначное по своему воздействию явление, которое позволяет удовлетворять самые разнообразные потребности личности и общества. Но в основе успешной спортивной карьеры всегда лежит тяжелая работа на пределе сил и физических возможностей в условиях жесточайших перегрузок психических и физиологических систем. При этом в спортивной практике наблюдается постоянное возрастание требований к физиологическим, адаптационным возможностям и личностным качествам, предъявляемым как к спортсменам, так и их тренерам.

Все тенденции современного спорта, наблюдаемые в последнее десятилетие, будь то внедрение новых методов тренировки, изменение условий проведения соревнований, использование новых приемов повышения работоспособности и т.д., так или иначе, базируются на субъектной основе. Тренер как ведущий субъект спортивной практики осуществляет выбор стратегии тренировочного процесса, тренировочных программ, технологий, индивидуального стиля профессиональной деятельности и т. д.

Быстроменяющиеся условия в спорте, ужесточение конкуренции, появление новых допингов, гонка за рекордами приводят к усилению значимости рискоемких ситуаций в профессиональном становлении тренера, что требует от него продуктивных методов деятельности, нестандартных решений, актуализации прогностической деятельности, необходимости предвидеть и предотвратить будущие риски как для спортсмена, так и для себя. Важным качеством тренера высокой квалификации становится его способность

© Мирошникова С.С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.