педагогические науки
A.H. Кузибецкого, H.K. Сергеева. Волгоград: Изд-во ВГИПК PO, 2003. Вып. 11. С. 53-59.
4. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде: дис. канд. ... социол. наук. М., 2010.
5. Ситникова Е.н. формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014.
* * *
1. Vlasjuk I.V. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly kak faktor samorealizacii podrostka // Obrazovanie, obshhestvo, uchitel': vzaimodejstvie i otvetstvennost': monografija: v 2 t. / sost. i nauch. red. V.G. Ryndak. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2010.
2. Vlasjuk I.V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie shkoly i sem'i: ucheb. posobie / pod red. N.M. Borytko. Volgograd: Izdatel', 2012.
3. Makarova L.P. Funkcii sociokul'turnogo samo-opredelenija v individual'no-lichnostnom razvitii starsheklassnika // Pedagogicheskie problemy stanov-lenija sub#ektnosti shkol'nika, studenta, pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazovanija: sb. nauch. i metod. tr. / pod red. N.M. Borytko, A.N. Ku-zibeckogo, N.K. Sergeeva. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2003. Vyp. 11. S. 53-59.
4. Makarov A.Ja. Sociokul'turnaja adaptacija detej migrantov v obrazovatel'noj srede: dis. kand. . sociol. nauk. M., 2010.
5. Sitnikova E.N. Formirovanie subkul'turnoj gramotnosti podrostka v uslovijah vzaimodejstvija shkoly i sem'i: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2014.
Urgency of sociocultural adaptation of students from sparsely populated places to a megalopolis subculture
The article deals with the notion of sociocultural adaptation of students from sparsely populated places to a megalopolis subculture, determines the role of the subcultural competence of a teenager in the process of sociocultural adaptation of students from sparsely populated areas.
Key words: sociocultural adaptation, teenagers, subculture, subcultural competence of a teenager.
(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)
т.а. мулендейшна
(омск)
система педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокой квалификации
Актуализируется проблема социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокой квалификации. Предлагается педагогическое средство решения данной проблемы через реализацию системы педагогического сопровождения посредством современных стратегий и форм взаимодействия, а также современных образовательных технологий.
Ключевые слова: система педагогического сопровождения, студенты-спортсмены, училище олимпийского резерва, нелинейный образовательный процесс.
Большинство российских спортсменов в период активных выступлений имеют высокий социальный статус, однако на этапе завершения спортивной карьеры не могут долгое время найти свое место в жизни. При анализе отечественных и зарубежных исследований по психологии удалось обнаружить достаточный объем эмпирического материала, подтверждающего наличие проблем социально-профессионального самоопределения спортсменов после ухода из большого спорта, например: спортсменам достаточно трудно сделать профессиональный выбор, т. к. сформировавшаяся за долгие годы спортивная направленность личности весьма инертна и «тормозит» процесс выбора сферы жизненной самореализации [7, с. 40]; высокопрофессиональные навыки и умения спортсменов мало или совсем не востребованы [3, с. 37]; для спортсменов характерна неопределенность в жизненных планах [Там же, с. 25] и т. д. Анализ тематических публикаций и исследований [2; 3; 8] позволяет отметить, что решением этих проблем занимаются специалисты-психологи. О возможностях педагогического подхода к организации помощи спортсменам в решении проблем социально-профессионального самоопределения в доступной для нас литературе не говорится.
О Мулендейкина I.A., 2016
ИЗВЕСТИЯ вгпу
По мнению О.Ю. Сенаторовой, в спортивной карьере в отличие от традиционной пик достижений приходится на период ранней взрослости (18-25 лет). Также исследователем отмечается много фактов ранней кульминации спортивных достижений и завершения спортивной карьеры, особенно в видах спорта с ранней специализацией [6, с. 20]. В этот возрастной период (18-25 лет) спортсмены, занимающиеся спортом высших достижений, как правило, являются студентами училища олимпийского резерва (далее УОР), которое выполняет задачу по подготовке спортсменов высокой квалификации для регулярного пополнения сборных команд страны, а также осуществляет профессиональное образование спортсменов. следовательно, студентам-спортсменам УОР помощь в социально-профессиональном самоопределении могут оказывать не только психологи, но и педагоги. Таким образом, исследования психологов доказывают наличие проблем социально-профессионального самоопределения спортсменов высокой квалификации, а практика подтверждает необходимость поиска научно обоснованных педагогических способов решения данных проблем, пока спортсмены являются студентами профессиональной образовательной организации. Целью данной статьи является рассмотрение системы педагогического сопровождения, направленного на решение личностно значимых проблем в социально-профессиональном самоопределении студентов-спортсменов высокой квалификации и опыта его реализации в образовательном процессе Омского ГУОР.
в исследованиях отечественных ученых (О.В. Александрова, О.М. Артюхова, А.В. Ма-карчук, Л.Ю. Мурзагаянова, Е.В. Предеина, И.Е. Сазонов, Т.И. Шалавина) нет единой точки зрения на сущность понятия «социально-профессиональное самоопределение». В доступных для нас современных исследованиях вопрос о социально-профессиональном самоопределении студентов не находит достаточного отражения и рассматривается лишь в работах Н.В. Кузнецовой, М.Г. Кудрявцевой, Г.В. Угляницы. В нашем исследовании социально-профессиональное самоопределение студента-спортсмена - открытый, динамичный процесс, в котором студент-спортсмен выступает субъектом социальных отношений в конкретной профессиональной среде и соотносит цели в области спортивного совершенствования с предпочтениями в профессиональной карьере, а также формируется готовность к про-
фессиональной самоидентификации и проектированию профессиональной карьеры.
Образовательный процесс в Омском ГУОР имеет нелинейный характер, который обусловливается регулярными выездами студентов-спортсменов на учебно-тренировочные сборы и соревнования. По мнению О.В. Акуловой, С.А. Писаревой и Е.В. Пискуновой, нелинейный процесс - это процесс, в котором студент имеет возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при поддержке преподавателя; содержание и способы деятельности студента ставят его в позицию, побуждающую действовать активно и самостоятельно; каждый студент имеет возможность разработать собственную программу изучения того или иного курса [5]. Студенты-спортсмены Омского ГуОр совместно с преподавателем выстраивают свой образовательный маршрут, согла-суя его с собственным графиком спортивной подготовки, определяют оптимальное время, темп изучения материала, частоту и форму взаимодействия. Поскольку состав студентов-спортсменов от занятия к занятию меняется, следовательно, учебные задания и информационный материал формируются преподавателем индивидуально для каждого студента. Основной формой организации обучения становится индивидуальная, в ходе которой преподаватели активизируют самостоятельную познавательную деятельность студента-спортсмена с учетом его учебных возможностей и оказывают необходимую помощь. Однако, как показало исследование, проведенное нами среди 110 студентов-спортсменов Омского ГУОР, многие из студентов имеют проблемы в социально-профессиональном самоопределении. Подробно выявленные проблемы излагались нами в публикации [1, с. 95], в данной статье представим обобщенно некоторые из них: 53% студентов-спортсменов обладают таким статусом профессиональной идентичности, как «мораторий», 17% - «неопределенная профессиональная идентичность»; 75% не уверены, что будут работать по специальности; отсутствует четкое представление о том, кем бы они хотели работать и в какой сфере, соответственно, не могут спланировать дальнейшие шаги в профессиональном образовании; не могут сформулировать задачи будущей профессиональной деятельности и т.д.
Учитывая личностно значимые проблемы студентов-спортсменов в социально-профессиональном самоопределении, характер образовательного процесса, специфику спор-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
тивной подготовки, возраст студентов, уровень самостоятельности, считаем возможным в качестве педагогического средства решения проблемы предложить реализацию системы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов. Данное сопровождение предназначено для оказания опережающей, а для некоторых студентов-спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры, - своевременной помощи.
Разрабатывая систему педагогического сопровождения, мы опирались на положения системно-ориентационного подхода (Е.И. Казакова), концептуальные основы теории сопровождения (М.Е. Битянова, Е.И. Казакова, М.М. Семаго, В.В. Семикин, А.П. Тряпицы-на), теоретико-практические основы стратегий взаимодействия: модерации (И.С. Батракова, В.А. Бордовский, О.М. Зайченко, М.А. Лобанова, С.А. Мыльникова, М.Н. Певзнер, А.В. Петров, А.В. Тряпицын, А. Эдмюллер), фасилитации (Р.С. Димухаметов, И.В. Жижи-на, А.П. Панфилова, О.В. Пушкина, К. Роджерс, А.ф. Сиразеева), коучинга (Н. Гульчев-ская, Т. Гэллвей, О.В. Зиневич, Д.Н. Ненашев, Э.Д. Петрова, Е.В. Попова, М.М. Поташник, Дж. Уитмор), а также образовательных технологий: веб-квест (Б. Додж, Т. Марч, Ю.Б. Дро-ботенко), кейс (М.В. Гончарова, А.П. Панфилова), видеокейс (О.А. Бондарева, К.А. Кабанов, А.П. Филиппенко, Ю.А. Черкасова), проекты (М.А. Горчакова-Сибирская, М.В. Вой-тенко, Н.А. Дука, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова).
Разделяя позицию Е.И. Казаковой и А.П. Тряпицыной, под сопровождением мы понимаем метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [4, с. 123]. В рамках нашей работы под благоприятными условиями понимаются такие условия, при которых студент-спортсмен достигает понимания своих ценностных ориентиров, целей, склонностей, способностей, потенциала, обладает знаниями о содержании своей будущей профессии, о требованиях профессиональных позиций к личности, имеет высокую мотивацию к освоению профессии, осознает перспективы профессиональной деятельности, т. е. достигает состояния готовности к профессиональной самоидентификации и проектированию профессиональной карьеры в рамках собственного ори-ентационного поля.
Под системой педагогического сопровождения социально-профессионального само-
определения нами понимается взаимосвязь таких элементов, как цель, содержание, которое раскрывается в направлениях, основанных на личностно значимых проблемах студентов-спортсменов, и реализуется в деятельности субъектов, осуществляемой с учетом принципов и этапов сопровождения, посредством стратегий, форм взаимодействия, образовательных технологий, определяемых проблемами студентов-спортсменов, а также результат, рефлексия и анализ сопровождения.
структура педагогического сопровождения представляет собой взаимодействие педагога, реализующего сопровождение, и студента-спортсмена. Начало данного взаимодействия определяется целью, сформулированной на основе выявленных личностно значимых проблем социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов. Результат, достигаемый через взаимодействие субъектов сопровождения, его рефлексия и анализ позволяют ставить новые цели педагогического сопровождения. следовательно, системообразующим фактором выступает цель - создание благоприятных условий для осуществления студентом-спортсменом оптимального профессионального выбора в процессе социально-профессионального самоопределения. От цели, сформулированной на основе личностно значимых проблем студентов-спортсменов, зависит выбор стратегий, форм взаимодействия, образовательных технологий, содержания, которое реализуется на основе принципов сопровождения.
Учитывая, что сопровождение представляет собой многоуровневое взаимодействие, его реализация в Омском ГУОР осуществляется на следующих уровнях: 1) директор, педагогический совет, заместители директора по учебной, спортивной и воспитательной работе; 2) методическая служба образовательной организации; 3) предметно-цикловые комиссии (далее ПЦК); 4) преподаватели образовательных дисциплин и профессиональных модулей, кураторы учебных студенческих групп. На первом уровне на основе результатов диагностики ставится цель, определяются направления деятельности педагогов в рамках системы сопровождения. Методической службой разрабатывается программа для реализации системы. В программе методистами прописываются следующие компоненты: субъекты сопровождения, функции, принципы, определяется место реализации сопровождения в образовательном процессе, выделяются этапы, определяются оптимальные виды сопровождения в зависимости от про-
блем сопровождаемого, ресурсы, результат. Также методисты определяют набор диагностических материалов, позволяющих отследить индивидуальное продвижение студента-спортсмена в решении субъективной проблемы социально-профессионального самоопределения. На уровне ПЦК данная программа наполняется более конкретным содержанием, определяются образовательные дисциплины и профессиональные модули, в рамках которых будет реализовываться система сопровождения, выбираются оптимальные формы и стратегии взаимодействия субъектов, анализируются возможности современных технологий, определяется их конкретный набор, способствующий активизации самостоятельного разрешения студентом-спортсменом проблем социально-профессионального самоопределения. На четвертом уровне преподаватели производят отбор содержания изучаемых студентами тем, разделов в рамках преподаваемых дисциплин и модулей, определяют оптимальное время и место применения набора образовательных технологий, стратегий взаимодействия на учебных занятиях, разрабатывают занятия и реализуют запланированное. кураторы проводят диагностику, представляют материалы методической службе, осуществляют мероприятия, запланированные заместителем директора по воспитательной работе, в рамках разрешения проблемы. Представим деятельность педагогов по реализации системы сопровождения подробнее.
Деятельность педагогов, реализующих сопровождение, проявляется через функции, осуществляется согласно этапам и принципам, выделенным М.Е. Битяновой, Е.И. Казаковой, М.М. Семаго, В.В. Семикиным в теории педагогического сопровождения, а также имеет направления, основанные на личностно значимых проблемах студентов-спортсменов Омского ГУОР, и способствует:
- осознанию студентами-спортсменами собственных профессиональных целей, ценностных ориентаций, способностей, склонностей;
- осведомленности о содержании выбранной будущей профессии;
- осознанию и формированию студентами-спортсменами представлений о направлениях их будущей профессиональной деятельности;
- формированию определенности в понимании, с кем и где предстоит работать;
- созданию представлений о перспективах в своей трудовой деятельности;
- формированию знаний о карьере, типах развития карьеры, стратегиях поиска работы.
Нелинейный характер построения обучения в Омском ГУОР, а также реализация сопровождения подразумевают изменение традиционной стратегии взаимодействия субъектов, которая зависит от уровня самостоятельности студента, специфики его личностно значимых проблем в социально-профессиональном самоопределении. Стратегия взаимодействия субъектов в образовательном процессе при реализации педагогического сопровождения определяется нами как форма организации взаимоотношений между преподавателем и студентом, учитывающая их возможности, перспективы, а также проблемы, трудности, конфликты, которые могут препятствовать достижению цели. Поскольку основной задачей педагогов, реализующих сопровождение, является поддержка сопровождаемого, а именно поддержка того, что уже заложено в студенте, нами были определены такие стратегии, как коучинг, фасилитация, модерация, которые, согласно анализу теоретической литературы, содействуют развитию и совершенствованию внутреннего потенциала личности.
в учебном процессе сопровождение осуществляется в рамках образовательных дисциплин «Иностранный язык» (2-4-й курсы), «Психология общения» (3-й курс), а также в рамках профессионального модуля «Организация и проведение учебно-тренировочных занятий, руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта» (4-5-й курсы). Содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей было обогащено информацией, учебными материалами, заданиями, способствующими разрешению личностно значимых проблем студентов-спортсменов в социально-профессиональном самоопределении. учебные задания формулируются педагогами на основе проблем студентов-спортсменов и становятся, таким образом, их личностной задачей, имеющей направленность в их профессиональное будущее.
в результате работы с веб-квестами по дисциплине «Иностранный язык» с тематикой «Профессиональные качества», «мое будущее образование» и т. д., контекст которых соответствовал выявленным проблемам студента-спортсмена и статусу профессиональной идентичности, формировалось и развивалось его представление о перспективах образования, направлениях профессиональной деятельности, ее задачах, а также о профессиональных требованиях к личностным особенностям. При организации занятия в логике данной технологии преподаватель придерживается стратегии
педагогические науки
фасилитации, предоставляя студентам возможность работать над проблемой, представляющей для них реальный интерес, и работать на том уровне, на котором они способны уяснить проблему и найти приемлемое решение.
В рамках профессионального модуля использовались техники и приемы модерации: «Мозговой штурм», в результате которого студенты написали план профессионального становления, на занятии с техникой «SWOT» студенты провели самоанализ готовности к тренерской деятельности.
Работа с видеокейсом, основу которого составил один из видеороликов цикла передач «Кадры решают» (серия № 22), по дисциплине «Психология общения» в рамках темы «Влияние имиджа на восприятие человека» помогла сформировать у студентов-спортсменов общее представление о технологии проведения собеседования, тематике вопросов, задаваемых соискателю, ошибках, допускаемых при собеседовании, тактике поведения, вызывающей доверие и формирующей благоприятный имидж.
Анализ кейса, источником которого послужило интервью лыжника А. Легкова о жизни после Олимпиады «Жить обычной жизнью спортсменам тяжело», способствовал активизации размышлений студентов о профессиональных планах после завершения спортивной карьеры и о том, как выбрать профессию.
Во внеучебной деятельности сопровождение реализуется по желанию студента-спортсмена в индивидуальных коуч-сессиях, где используются такие техники и приемы, как «Пирамида логических уровней Дилтса», «Квадрат Декарта» и т. д. В результате коуч-сессии студенты создают проект профессиональной карьеры.
регулярные выезды студентов-спортсменов на учебно-тренировочные сборы и соревнования обусловливают использование наряду с традиционными новых форм взаимодействия субъектов сопровождения, которые помогают студентам-спортсменам и преподавателям преодолевать препятствия (время и расстояние), вызванные спецификой спортивной деятельности. На сегодняшний день популярными местами общения среди современной молодежи являются социальные сети и виртуальные сообщества. Следовательно, одной из форм реализации системы педагогического сопровождения в Омском ГУОР наряду с личным контактом становится виртуальное сопровождение, которое реализуется в сети Интернет через сетевое сообщество. В контексте нашей работы виртуальное сопровожде-
ние социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов определяется как совместная опосредованная деятельность субъектов образовательного процесса, реализуемая в пространстве социальной сети с целью решения личностно значимых проблем социально-профессионального самоопределения студента. Виртуальное сопровождение осуществляется в сетевом сообществе «Патриоты ОГУОР», зарегистрированном в социальной сети «ВКонтакте» и объединяющем выпускников, студентов и преподавателей училища. В сообществе содержатся гиперссылки на видеосюжеты программы «Жизнь после спорта», тесты по профориентации, сайты спортивных вузов, сайт службы занятости г. Омска. Благодаря сообществу у студентов-спортсменов есть возможность поддерживать связь друг с другом, с преподавателями, обмениваться информацией, обсуждать проблемы и советоваться по вопросам профессиональной карьеры.
Таким образом, в результате реализации системы педагогического сопровождения студент-спортсмен приобретает знания о содержании своей будущей профессии, о профессиональных требованиях к личности, осознает перспективы своей профессиональной деятельности, создает проект своего профессионального становления, что впоследствии способствует совершению им оптимального профессионального выбора.
список литературы
1. Дука H.A., Мулендейкина Т.А. Проблемы социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов образовательного учреждения спортивной направленности // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 3 (18). С. 95-105.
2. Загайнов P.M. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления: монография. М.: Сов. спорт, 2010.
3. Иванов И.Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.
4. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: Петербург - XXI век: Пресс-Атташе, 1997.
5. Макарова Н.С. Отражение изменений образовательного процесса вуза в деятельности преподавателя [Электронный ресурс]. URL: http:// teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/2/ pedagogika/makarova.pdf (дата обращения: 30.11.2015).
6. Сенаторова О.Ю. Психолого-педагогические условия социальной адаптации спортсменов,
завершающих профессиональную карьеру: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
7. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1999.
8. Шихвердиев С.Н. Актуальные проблемы постспортивной социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов // Вестник Балтийской педагогической академии. 2007. Вып. 77. С. 100-106.
* * *
1. Duka N.A., Mulendejkina T.A. Problemy so-cial'no-professional'nogo samoopredelenija studentov-sportsmenov obrazovatel'nogo uchrezhdenija sportiv-noj napravlennosti//Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2015. № 3 (18). S. 95-105.
2. Zagajnov R.M. Krizisnye situacii v sporte i psihologija ih preodolenija: monografija. M.: Sov. sport, 2010.
3. Ivanov I.B. Psihologicheskoe konsul'tirovanie kak sredstvo pomoshhi sportsmenam, zavershajushhim i zavershivshim sportivnuju kar'eru: dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2009.
4. Kazakova E.I., Trjapicyna A.P. Dialog na lestnice uspeha (Shkola na poroge novogo veka). SPb.: Peterburg - XXI vek: Press-Attashe, 1997.
5. Makarova N.S. Otrazhenie izmenenij obrazovatel'nogo processa vuza v dejatel'nosti prepodavatelja [Jelektronnyj resurs]. URL: http://teoria-practica.ru/ rus/files/arhiv_zhurnala/2014/2/pedagogika/makarova. pdf (data obrashhenija: 30.11.2015).
6. Senatorova O.Ju. Psihologo-pedagogicheskie uslovija social'noj adaptacii sportsmenov, zavershaju-shhih professional'nuju kar'eru: dis. . kand. ped. nauk. M., 2006.
7. Stambulova N.B. Psihologija sportivnoj kar'-ery: dis. ... d-ra psihol. nauk. SPb., 1999.
8. Shihverdiev S.N. Aktual'nye problemy post-sportivnoj social'noj adaptacii byvshih professional'-nyh sportsmenov // Vestnik Baltijskoj pedagogicheskoj akademii. 2007. Vyp. 77. S. 100-106.
System of pedagogic support of social and professional self-determination of students highly qualified in sports
The article deals with the issue of social and professional self-determination of students highly qualified in sports. The author offers the pedagogic means to solve this problem by the implementation of the system of pedagogic support via the modern strategies and forms of interaction, as well as the modern educational technologies.
Key words: system of pedagogic support, sports students, Olympic Reserve College, nonlinear educational process.
(Статья поступила в редакцию 16.12.2015)
н.Б. коЧАрян
(Волгоград)
система средств формирования мотивации самостоятельной работы школьников Подросткового возраста
Рассматриваются отбор и построение системы педагогических средств формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. Раскрыто влияние системы средств на формирование личностного качества школьников подросткового возраста.
Ключевые слова: игровая деятельность, кейс-стади, портфолио, проектная деятельность, принцип, системность, система средств.
Для успешного осуществления учебно-познавательной деятельности современный подросток должен обладать ключевыми компетенциями, к числу которых относится способность самостоятельно осваивать новые знания. Т.В. Лузина отмечает, что сформированная мотивация самостоятельной работы позволяет школьникам актуализировать свой потенциал, моделировать учебные навыки и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни [8]. На это нацеливают задачи образования, сформулированные в Законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что в обязанности педагогических работников входит развитие у школьников самостоятельности.
задачей данной статьи являются выбор и построение системы средств формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста. При этом под мотивацией самостоятельной работы школьников подросткового возраста мы понимаем систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущих сил деятельности личности, являющуюся интегратором развития личности в целом [6].
Для поиска педагогических средств формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста мы обратились к исследованиям И.А. Зимней, Н.В. Матяш, Т.Г. Новиковой, Е.С. Полат,
О Кочарян Н.Б., 2016