Научная статья на тему 'Генезис понятия «Педагогическое сопровождение»'

Генезис понятия «Педагогическое сопровождение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2032
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГЕНЕЗИС / ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGIC SUPPORT GENESIS HISTORIC CONDITIONALITY HUMANISTIC PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодовникова Татьяна Владимировна

Проанализировано понятие «педагогическое сопровождение» и на основе историко-педагогического анализа показана его историческая востребованность, обусловленная теорией и опытом выдающихся мыслителей прошлого. Дана характеристика различных подходов к пониманию феномена «педагогическое сопровождение». Данное исследование расширяет научное представление о сущности самого термина «сопровождение» и дополняет педагогическое знание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодовникова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is analyzed the notion “pedagogic support”. Based on historic and pedagogic analysis there is shown its historic relevance substantiated by the theory and the experience of distinguished thinkers of the past. There are characterized various approaches to comprehension of the phenomenon “pedagogic support”. The research broadens the scientific conception of the essence of the term “support” and completes pedagogic knowledge.Key words: pedagogic support, genesis, historic conditionality, humanistic pedagogy.

Текст научной работы на тему «Генезис понятия «Педагогическое сопровождение»»

4. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Vvedenie v pro-fessiyu «Prepodavatel vyisshey shkolyi»: ucheb. poso-bie. M. : MGSU, 2011.

5. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Problemyi ad-aptatsii prepodavateley vyisshey tehnicheskoy shkolyi k distantsionnyim obrazovatelnyim tehnologiyam // Kachestvo distantsionnogo obrazovaniya: kontsept-sii, problemyi, resheniya: materialyi XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 4 dek. 2009 g. M. : MGIU, 2009. S. 145-147.

6. Ishkov A.D., Miloradova N.G., Chernyavskaya A.G. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka prepo-davateley v vyisshey tehnicheskoy shkole: realizatsiya kompetentnostnogo podhoda: uchebnik. M. : Arhitek-tura-S, 2011.

7. Magera T.N. Podgotovka prepodavatelya in-novatsionnogo universiteta: evropeyskiy opyit // Inte-gratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i obrazovanii / M-vo obrazovaniya i nauki RF; FGBOU VPO «MGSU». M. : MGSU, 2012.

8. Miloradova N.G. Prepodavanie v vyisshey shkole kak professionalnaya deyatelnost // Integratsi-ya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i ob-razovanii: sb. tr. Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 19-21 okt. 2011 g.): v 2 t. M. : MGSU, 2011. T. 2.

S. 593-595.

9. Miloradova N.G., Ishkov A.D. Psihologo-ped-agogicheskie tehnologii v uchebnom protsesse: ucheb. posobie. M. : MGSU, 2009.

10. Pat. 2203619 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki tipa lichnosti. № 2001119646/14; zayavl. 18.07.01; opubl. 10.05.03, Byul. № 13.

11. Pisareva G.A. Dialogovyie tehnologii obu-cheniya studentov // Festival pedagogicheskih idey «Otkryityiy urok». URL : http:////festival.1september. ru/articles/511013/ (data obrascheniya: 11.02.2014).

12. Romanova E.V. Predmetnaya kompetentnost molodyih prepodavateley NIU MGSU // Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i obrazova-nii: sb. tr. Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 19-21 okt. 2011 g.): v 2t. M. : MGSU, 2011. T.2. S. 617-619.

13. Romanova E.V. Professionalnaya peda-gogicheskaya podgotovka prepodavateley tehnicheskih vuzov // Dostoynyiy trud - osnova stabilnogo obschest-va: materialyi III Mezhdunar. nauch-prakt. konf. (Ekaterinburg, 27-28 okt. 2011 g.): v 2 ch. Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. ekon. un-ta, 2011. Ch. 1. S. 233-236.

14. Romanova E.V. Psihologicheskaya otsen-ka innovatsionnogo potentsiala rabotnikov i soiskate-ley // Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i obrazovanii: sb. dokl. Mezhdunar. nauch. konf. M. : MGSU, 2013. S. 514-519.

15. Savina E.A Obuchenie innovatsionnoy peda-gogicheskoy deyatelnosti nauchno-pedagogicheskih rabotnikov investitsionno-stroitelnoy otrasli // Internet-vestnik VolgGASU. Ser.: Politematicheskaya. 2012. Vyip. 3(23).

16. Savina E.A., Ishkov A.D. Aktivnyie i interak-tivnyie metodyi i tehnologii obucheniya v podgotovke spetsialistov investitsionno-stroitelnoy sferyi v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya / pod red. A.D. Ishkova. M. : MGSU, 2011.

17. Yakusheva L.M. Innovatsionnaya deyatelnost prepodavatelya vyisshey shkolyi kak sredstvo povyish-eniya kvalifikatsii prepodavatelskogo sostava // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2011. № 1. S. 130-131.

Project education as the condition of change in professional orientation of higher school workers

There are described the conditions and factors of development of professional orientation, influence of project education on professional orientation of science and educational workers of a higher school.

Key words: project education, motives, professional orientation, technological and methodological readiness for project work.

(Статья поступила в редакцию 20.02.2014)

т.В. солодовникова

(Чебоксары)

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»

Проанализировано понятие «педагогическое сопровождение», и на основе историко-педагогического анализа показана его историческая востребованность, обусловленная теорией и опытом выдающихся мыслителей прошлого. Дана характеристика различных подходов к пониманию феномена «педагогическое сопровождение». Данное исследование расширяет научное представление о сущности самого термина «сопровождение» и дополняет педагогическое знание.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, генезис, историческая обусловленность, гуманистическая педагогика.

Понятие «педагогическое сопровождение» является достаточно молодым в педагогической науке и практике. Одно из первых определений педагогического сопровождения озвучено в 1995 г.: «...помощь субъекту в принятии решения в ситуации жизненно-

© Солодовникова Т.В., 2014

го выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» [5, с. 79]. Трактовка термина как «взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого» появилась в 2000 г. [12, с. 52]. «Особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации» названо сопровождение в 2003 г. [7, с. 57].

Появление понятия «педагогическое сопровождение» обусловлено гуманистическими убеждениями, опирающимися на данные психологии: все способны учиться и стать успешными, если создать необходимые условия. Важнейшее из этих условий - личностно ориентированный подход к учащемуся. В лич-ностно ориентированной педагогике нашли применение основные тезисы феноменологической теории К.Роджерса «Я-концепция»:

1) попытка понимания того, каким образом человек воспринимает этот мир (глубоко индивидуальный внутренний мир личности);

2) убежденность в потенциальной способности человека принять на себя ответственность за свою жизнь, определение своей судьбы и своего будущего; 3) природно присущее человеку стремление к развитию и самоактуализации [10, с. 238]. В основе теории и практики «личностного роста» лежит убежденность в силе человеческого Я, целебности творческого подхода к собственной жизни, неустанного развития личного и профессионального самосознания и компетентного общения. Личност-но ориентированная педагогика зиждется на уважении «в любом человеке человека», спасительности видения «в другом человеке зернышка добра и здоровых сил» [Там же, с. 239]. Базовым в современной гуманистической педагогике является положение К.Д.Ушинского о том, что для целенаправленного воспитания учащегося необходимо составить правильное представление о нем: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [4, с. 277].

Идеи гуманного отношения к воспитаннику, лежащие в основе понимания «сопровождение», высказывали мыслители еще в античный период, а также философы и педагоги последующих эпох. В настоящее время термин «сопровождение» широко обсуждается в трудах

В.А. Айрапетовой, Е.И. Казаковой, М.В. Шакуровой, А.И. Ноева, Н.А. Сидориной, В.А. Ла-

зарева, С.В. Марковой, Е.А. Александровой, И.Б. Добродеева, И.О. Карелиной и др. в разных аспектах: социально-психологическом, психологическом, психолого-педагогическом, психолого-медико-педагогическом, методическом, инновационном, педагогическом и др.

Нами термин «сопровождение» рассматривается в контексте «педагогическое» в парадигме личностно ориентированной педагогики, смыслом которой является понимание личности как уникального явления с целостным внутренним миром и создание оптимальных условий для его самоактуализации. В основу нашего понимания сущности понятия «педагогическое сопровождение» легли педагогические идеи о связи обучения с жизнью и опытом ребенка, педагогическая антропология К.Д. Ушинского, принципы гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского, идея воспитания любовью Ш.А. Амонашвили, гуманистическая психология К. Роджерса, идеи свободного воспитания.

Под педагогическим сопровождением мы понимаем целенаправленное педагогическое взаимодействие, при котором учитель создает для учащегося условия для осмысления своей роли в жизни, развития внутренних сил и творческого потенциала, раскрытия способностей, саморазвития и самореализации, для принятия решения в ситуации выбора, учитывая его возрастные, психологические, индивидуальные особенности и способности, и формирует личность в соответствии с социокультурными требованиями общества. Идеи взаимодействия субъектов образовательного процесса и влияния общества на формирование определенной личности мы встречаем в педагогической мысли каждой исторической эпохи, начиная с античности и заканчивая современностью. Так, современные стандарты направлены на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Одна из задач модернизации российского образования предполагает защиту личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях. Основополагающими в системе педагогического сопровождения являются идеи гуманистического подхода в образовании.

В нашем понимании педагогическое сопровождение включает в себя целый комплекс педагогических тактик: помощь и поддержку, заботу и опеку со стороны учителя,

совет и содействие, понимание и принятие, а также веру во внутренние силы учащегося и безграничность его самостоятельного выбора жизненного пути и самореализации. Безусловно, педагогическое сопровождение невозможно без гуманного учителя, который воплощает в себе такие качества: любовь и доброту к своим воспитанникам, творческий подход к своему делу и преданность выбранной профессии, интуицию и мудрость в отношениях с учащимися. «Учитель - это не только тот, кто передает ученикам знания и умения. Это прежде всего тот, у кого ребенок, как у отца и матери, учится жить», - считал В.А. Сухомлин-ский [11, с. 208]. Большую роль в деле воспитания К.д. Ушинский отводил учителю, который создает благоприятные условия для развития и саморазвития личности учащегося, помогает справляться с трудностями, направляет в нужное русло: «Он [педагог] изучает своего воспитанника, его способности, наклонности, достоинства и недостатки, подмечает развитие ума, руководит им, хочет давать направление воле, упражнять рассудок, раскрывать разум, борется с леностью, упорством, искореняет дурные природные наклонности, формирует вкус, внушает любовь к истине.» [4, с. 250]. Один из ярких представителей гуманистического подхода в образовании П.Ф. Кап-терев видел роль учителя в школе «в воспитании ума, приучении к серьезному и сосредоточенному труду, в равномерном, по возможности, развитии всех умственных способностей» [Там же, с. 393]. Он считал, что учащемуся необходимо предоставлять свободу в занятиях любимыми предметами, следуя его индивидуальным способностям, и тогда «воспитанный и окрепший ум сам, без помощи учителей, легко приобретает все разнообразные сведения, какие ему понадобятся» [Там же, с. 393]. К.Н. Вентцель, представитель свободного воспитания, акцентировал внимание на том, что учителю необходимо создавать ребенку такие условия, чтобы он мог свободно, без принуждения выбирать свой жизненный путь. Он призывал учителей дать учащимся возможность «искать, творить, создавать, открывать» [Там же, с. 437]. Метод, которого должен придерживаться учитель в работе с детьми, он называл «методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, методом приведения ребенка в состояние наибольшей активности» [Там же, с. 438]. С.Т. Шацкий, сторонник свободного воспитания, считал, что учебно-воспитательный процесс

должен быть направлен на всестороннее развитие личности: «...разрешение детского вопроса не в том, чтобы дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить» [13, с. 217]. Ребенок должен свободно проявляться в процессе обучения и воспитания. По словам педагога, самопознание, саморазвитие учащегося, стимулирование должны происходить посредством создания особой культурной среды, содействующей реализации различных интересов личности, что способствовало бы ее социализации, воплощению в жизнь идеи целостного подхода к личности. «Школа должна стать частью жизни, ей крайне необходимой, не откладывающей выполнения своих задач на конечный момент, венчающий дело в виде экзамена, а делающей свое дело в области культуры детского быта каждый момент, каждый час, когда она работает» [Там же].

Наследие педагогов прошлого доказывает, что гуманистическая традиция всегда присутствовала в передовой педагогической мысли. В поисках духовных основ гуманисты, изучая человеческую природу, исследуя личность и общество, обогащали теорию и практику педагогики новым опытом, развивали идеи о том, что каждого человека необходимо принимать как безусловную ценность, каждый человек заслуживает уважения, доброжелательного отношения, безусловного принятия, каждый нуждается в помощи на определенном этапе жизненного пути. Нам близка точка зрения М.Р. Битяновой, которая считает, что «сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем дорогу мире, понимать и принимать себя. Выбор дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, - это большая удача» [1, с. 18].

Учитель - вдохновитель учащегося, творец будущего. Он, являясь одновременно информатором, экспертом, организатором, коммуникатором, интерпретатором, инициатором действий, консультантом, оказывает учащемуся помощь, изучив его и зная его ситуацию, и создает такие педагогические условия и такую психологическую атмосферу, чтобы

учащийся мог самовыражаться. Он обеспечивает необходимые условия, способствующие развитию восприятия, понимания, усвоению категорий, понятий, пробуждению внутренней умственной активности, развитию умения видеть, воспринимать, понимать, сопоставлять, анализировать, развитию нагляднодейственного и наглядно-образного мышления и формированию теоретического, продуктивного, рефлексии. Учитель принимает учащегося таким, какой он есть, и помогает найти себя, лучше понимать себя и развиваться. для него важна прежде всего личность самого учащегося и происходящие с ней в процессе обучения и воспитания изменения, его способность самовыражаться. Чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным, учитель выявляет движущие силы учащегося, формирует положительную мотивацию. Мы согласны с мнением Е.Н. Леоновой в том, что для эффективного протекания педагогического сопровождения необходимо создание межличностных отношений и атмосферы рефлексивной культуры и пробуждения основных видов рефлексии, организация педагогической помощи [6, с. 13]. В благоприятных условиях педагогического общения (коммуникативного, интерактивного, перцептивного) учащийся делает осознанный выбор и совершает активные действия, направленные на его осуществление. По мере убеждения учащегося в успешности предпринимаемых действий у него возрастает способность к раскрытию своих внутренних способностей и путей их реализации, что помогает обрести уверенность в себе и чувство достоинства, независимость, способность к самостоятельному решению своих проблем. Постепенно потребность учащегося в посторонней помощи снижается, а возрастающее чувство независимости подкрепляется конкретными самостоятельными решениями и действиями. Развитие способностей, раскрытие внутреннего потенциала, становление личности происходит сначала вместе с учителем, впоследствии - самостоятельно. Оценочная деятельность учителя утверждает в учащемся успех и предотвращает неудачи. Он создает необходимые педагогические условия для принятия решения в ситуации выбора и способствует этому процессу как консультант, поощряя шаги учащегося в правильном направлении и устраняя его сомнения. Педагогическое сопровождение осуществляется на основе таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, возрастной подход, личностный подход, дифференцированный под-

ход, а также на основе активной позиции учащегося. Взаимодействие учителя и учащегося позволяет выделить адаптивную и гуманистическую функции: адаптивная связана с приспособлением человека к конкретным требованиям общества, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности. Принимая точку зрения Т.Н. Сапож-никовой, считаем, что педагогическое сопровождение также реализует следующие функции: социально-ориентирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, стимулирующую, организационно-деятельностную, рефлексивно-оценочную [9, с. 6].

Многочисленные исследования последних десятилетий, касающиеся понятия «педагогическое сопровождение», характеризуют его как систему функций педагога (Т.В. Глаз-кова); действий взрослого (И.О. Карелина), деятельности педагога (Н.Ю. Антипова); как механизм педагогического взаимодействия (М.В. Шакурова); как взаимодействие педагогов и студентов (С.Ф. Шляпина); как деятельность преподавателя (И.Б. Добродеев); как сферу деятельности педагога (Ю.К. Копейкин). Проанализированные работы вышеназванных авторов, освещающие проблемы современного состояния учебно-воспитательного процесса в российских образовательных организациях, показывают, что ребенок/учащийся/ студент не способен сделать осознанный выбор без помощи, поддержки взрослого/учителя/преподавателя. Действительно, перед человеком на жизненном пути постоянно встает проблема выбора: нравственного, жизненного, профессионального, личностного характера. А для подрастающего поколения ситуация выбора всегда актуальна. Даже сделав выбор, человек склонен раздумывать: правильно ли поступил, не ошибся ли. Исследователи сходятся во мнении, что личность нуждается в педагогическом сопровождении: социализации и социальной адаптации (О.В. Панова, Г.Н. Пятки-на, Г.И. Симонова), социального познания (М.В. Бывшева), профессиональной адаптации (Г.В. Безюлева), профессионального самоопределения (А.А. Бобкова, З.Р. Максимова, С.Ф. Шляпина), профессионального становления (Е.В. Гутман), реализации индивидуального образовательного маршрута (Е.В. Маркова), становления и развития социокультурной идентичности (М.В. Шакурова), исследовательской деятельности (Е.В. Лестева), жизненного самоопределения (Т.Н. Сапожникова).

Ученые, освещающие в научной литературе вопросы педагогического сопровожде-

ния, считают, что термин «сопровождение» появился в конце XX в. Так, Л.Н. Полторацкая ссылается на исследования Н.А. Калиничева, С.В. Марковой, Л.Г. Тарита и называет 90-е гг. XX в. временем появления данного термина в разных контекстах: у Н.А. Калиниче-ва - с 1993 г. в контексте «психологическое», у С.В. Марковой - с 1993 г., но в сочетании «сопровождение развития», у Л.Г. Тарита - с 1994 г. в системе психолого-педагогической медико-социальной помощи [8, с. 37]. Именно в 80-90-е гг. в российской гуманистической мысли начинается новый этап, связанный с именами видных ученых Ш.А. Амонашвили, И.Я. Якиманской, Е.И. Шиянова, В.В. Серикова, Н.Д. Никандрова и др., которые разрабатывают различные аспекты личностно ориентированного образования.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге на Международном семинаре «Дети группы риска» обсуждались проблемы развития системы сопровождения. Актуальным проблемам сопровождения развития детей, подростков и молодежи был посвящен Межведомственный психолого-медико-педагогический марафон по городам Поволжья «Ребенок на перекрестке эпох», который проходил с 27 мая по 2 июня 2000 г. [2, с. 62]. На Международной конференции «Совершенствование системы образования как важный фактор обеспечения безопасности и развития страны» (20-21 апреля 2012 г.) поднимался вопрос о необходимости разработки всесторонней системы индивидуального сопровождения обучаемых. Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. определяет цели и задачи, решение которых требует адекватной системы психологопедагогического сопровождения личности в образовательном процессе. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой [7, с. 55]. Обобщая и анализируя вопросы педагогического сопровождения, В.И. Волынкин в 2011 г. трактует термин «сопровождение» как систему профессиональной деятельности, направленную на «создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе» [3, с. 4].

Анализ современных исследовательских работ показывает, что возникновение поня-

тия «педагогическое сопровождение» исторически обусловлено и востребовано временем в парадигме личностно ориентированного гуманистического образования. Исследования последнего десятилетия, посвященные вопросам педагогического сопровождения, расширяют научное представление о педагогической сущности сопровождения и дополняют педагогическое знание, обогащают понятийный аппарат теории и методики общего образования за счет введения нового понятия «педагогическое сопровождение».

литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М. : Совершенство,1997.

2. Вестник образования России. 2000. № 9.

С. 62-63.

3. Волынкин В.И. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности: моногр. Астрахань : Изд. дом «Астраханский университет», 2011.

4. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1974.

5. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. СПб. : «Петербург XXI века»: ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.

6. Леонова Е.Н. Педагогическое сопровождение адаптации первокурсников вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2010.

7. Методические рекомендации по психологопедагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процесс в условиях модернизации образования // Вестник образования России. 2003. №17. С. 53-65.

8. Полторацкая Н.Л. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в научном наследии П.Д. Юркевича: дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006.

9. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2010.

10. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2010.

11. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 5: Статьи. Киев : Рад. шк., 1980.

12. Тарита Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: дис. ... канд. пед. наук, СПб., 2000.

13. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1972.

* * *

1. Bityanova M.R. Organizatsiya psihologicheskoy rabotyi v shkole. M. : Sovershenstvo,1997.

2. Vestnik obrazovaniya Rossii. 2000. № 9. S. 62-63.

3. Volyinkin V.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v sotsiokulturnoy deyatelnosti: monogr. Astrahan : Izd. dom «Astrahanskiy universitet», 2011.

4. Egorov S.F. Hrestomatiya po istorii pedagogiki v Rossii (do velikoy Oktyabrskoy sotsialisticheskoy revolyutsii): ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov. M. : Prosveschenie, 1974.

5. Kazakova E.I., Tryapitsyina A.P.Dialog na lest-nitse uspeha: Shkola na poroge novogo veka. SPb. : «Peterburg XXI veka»: ZAO «Press-Attashe», 1997.

6. Leonova E.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii pervokursnikov vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Habarovsk, 2010.

7. Metodicheskie rekomendatsii po psihologo-ped-agogicheskomu soprovozhdeniyu obuchayuschihsya v uchebno-vospitatelnom protsess v usloviyah modern-izatsii obrazovaniya // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2003. №17. S. 53-65.

8. Poltoratskaya N.L. Pedagogicheskoe soprovo-zhdenie nravstvennogo vospitaniya lichnosti v nauch-nom nasledii P.D. Yurkevicha: dis. ... kand. ped. nauk. Smolensk, 2006.

9. Sapozhnikova T.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie zhiznennogo samoopredeleniya starsheklassnikov: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Kostroma, 2010.

10. Sokolova E.T. Psihoterapiya: teoriya i prakti-ka: ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2010.

11. Suhomlinskiy V.A. Izbrannyie proizvedeniya: v 5 t. T. 5: Stati. Kiev : Rad. shk., 1980.

12. Tarita L.G. Metodicheskoe soprovozhdenie in-novatsionnyih protsessov v upravlenii rayonnoy obrazo-vatelnoy sistemoy: dis. ... kand. ped. nauk, SPb, 2000.

13. Hrestomatiya po istorii sovetskoy shkolyi i pedagogiki: ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov. M. : Prosveschenie, 1972.

Genesis of the notion “pedagogic support”

There is analyzed the notion "pedagogic support”. Based on historic and pedagogic analysis there is shown its historic relevance substantiated by the theory and the experience ofdistinguished thinkers of the past. There are characterized various approaches to comprehension of the phenomenon "pedagogic support”. The research broadens the scientific conception of the essence of the term "support” and completes pedagogic knowledge.

Key words: pedagogic support, genesis, historic conditionality, humanistic pedagogy.

(Статья поступила в редакцию 28.02.2014)

Е.и. сАхАРЧук

(Волгоград)

дисциплина «педагогика» в контексте требований стандарта профессиональной деятельности педагога*

Представлен подход к определению содержания дисциплины «Педагогика» и технологий ее изучения в контексте требований стандарта профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: педагогика, содержание педагогического образования, профессиональный стандарт педагога, педагогическая технология.

В профессиональной подготовке учителя учебная дисциплина «Педагогика» играет системообразующую роль, определяя ценностно-смысловые ориентиры его профессионального становления. Одним из оснований для определения таких ориентиров выступает стандарт профессиональной деятельности педагога (далее - стандарт). В статье представлены содержание и технологии изучения педагогики в контексте требований данного стандарта.

С одной стороны, стандарт - объективный измеритель квалификации педагога, основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между педагогом и работодателем, а с другой - это основа для отбора содержания профессиональной подготовки педагога. В настоящее время одна из проблем состоит в том, что традиционно сложившееся содержание курса педагогики вызывает много критических замечаний со стороны преподавателей педагогики, студентов и учителей-практиков за излишнюю абстрактность, «те-оретизированность», недостаточную реализацию деятельностного подхода, неоднозначность терминологии, разнобой в концептуальных основах для отбора содержания материала, представленного в учебниках по педагогике. Среди самих преподавателей педагогики нет однозначного понимания того, что значит «знать педагогику», «мыслить педагогически» и т.п. Стандарт профессиональной деятельно-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания № 2014/411 (код проекта: 919).

© Cахарчук Е.И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.