6. Смыковская Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики: моногр. Волгоград, 2000.
7. Шабалина Н.Г. Самореализация как одно из условий становления профессиональной карьеры преподавателя высшей школы // Модернизация профессионального педагогического образования: компетентностный подход : сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. Г.А. Федотова; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006.
* * *
1. Aronova E.Yu. Tsennostno-smyislovoy aspekt samorealizatsii uchaschihsya sredstvami iskusstva : dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2000.
2. Boryitko N.M. V prostranstve vospitatelnoy deyatelnosti: monogr. Volgograd, 2001.
3. Boryitko N.M. Pedagog v prostranstvah sovre-mennogo vospitaniya: monogr. Volgograd, 2001.
4. Boryitko N.M. Gumanitarnyie printsipyi profes-sionalnogo obrazovaniya pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 11(75). S. 41-45.
5. Dolgodvorova T.I. Proektno-issledovatelska-ya deyatelnost uchitelya kak sredstvo samorealizat-sii v pedagogicheskoy karere : dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2000.
6. Smyikovskaya T.K. Tehnologiya proektirovani-ya metodicheskoy sistemyi uchitelya matematiki i in-formatiki: monogr. Volgograd, 2000.
7. Shabalina N.G. Samorealizatsiya kak odno iz usloviy stanovleniya professionalnoy kareryi prepo-davatelya vyisshey shkolyi // Modernizatsiya profes-sionalnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kompe-tentnostnyiy podhod : sb. nauch. st. / sost. i nauch. red. G.A. Fedotova; Novgorod. gos. un-t im. Yaroslava Mu-drogo. Velikiy Novgorod, 2006.
Methods and organizational forms of pedagogic support in culture selfactualization of a future teacher (experimental research experience)
There are revealed the stages, methods and organizational forms of work to stimulate culture self-actualization of a pedagogical higher school student.
Key words: self-actualization, national culture, stage, method.
(Статья поступила в редакцию 06.02.2014)
ЕЛ. сАВинА
(Москва)
Условия реализации инновационного процесса обучения специалиста инвестиционно-строительной сферы
Определены условия реализации инновационного процесса обучения специалиста. Условия реализации инновационных технологий обучения в рамках вуза: специальная подготовка к инновационной педагогической деятельности преподавателей вуза; умения научно-педагогических работников вуза дидактически (технолого-методически) обеспечивать инновационные технологии.
Ключевые слова: инновационный педагогический процесс, дидактическое (технолого-методическое) обеспечение инновационных технологий обучения, диалоговые технологии, содержание диалогового подхода обучения, технолого-методическое обеспечение деятельности обучаемых в рамках диалоговых технологий.
Инновационный процесс обучения специалиста в российском образовании предусматривает применение разнообразной специально организованной инновационной деятельности всех участников учебного учреждения.
Создание базы обеспечения инновационного процесса обучения студентов, в том числе инвестиционно-строительной сферы, широко освещено в научной и практической литературе. В работах авторов по проблеме обеспечения инновационного процесса подготовки специалиста, в том числе и специалиста инвестиционно-строительной сферы, показано, что условия его реализации зависят от ряда причин, не позволяющих преподавателю и студенту интенсивно включаться в инновационный процесс обучения, среди которых выделена недостаточная подготовка научно-педагогических работников к инновационной деятельности [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 16].
Анализ практики и теории реализации инновационного процесса обучения специалиста, в том числе и в инвестиционной сфере, показал следующее:
- опыт и научное обоснование проблемы подготовки преподавателей к инновационной
© Савина Е.А., 2014
педагогической деятельности представлены в системе послевузовского образования и повышения квалификации либо как отдельные аспекты инновационной деятельности при обучении студентов;
- имеются теоретические аспекты проблемы подготовки преподавателей вуза и практика реализации инновационного процесса обучения будущих специалистов инвестиционно-строительной сферы: определено содержание, разработаны программы, учебные пособия.
Однако практика подготовки научнопедагогических работников вуза к инновационной деятельности показывает, что из-за отсутствия у них базового педагогического образования проблематично перерабатывать содержание учебной дисциплины и подбирать действия студентов в рамках инновационной технологии, подходящей по целям, задачам и личностному становлению субъектов образования, что не позволяет научно-педагогическим работникам широко использовать инновации, создавать разнообразные инновационные продукты [12; 13].
Практика использования метода проектов в подготовке научно-педагогических работников позволила автору статьи вычленить проблему в овладении ими умением дидактически (технолого-методически) обеспечивать инновационный процесс обучения [15].
Таким образом, определилось условие реализации педагогических инноваций в процессе подготовки специалиста инвестиционно-строительной сферы - сфор-мированность умения у научно-педагогических работников вуза дидактически (технолого-методически) обеспечивать инновационные технологии. Иными словами, научно-педагогические работники должны создавать продукты инновационной деятельности (технолого-методическое обеспечение технологий и приемов инновационной деятельности). Можно предполагать, что создаваемый научно-педагогическим работником продукт инновационной деятельности -условие формирования умения применять современные методы и методики преподавания и разрабатывать методическое обеспечение любой учебной дисциплины.
В нашем исследовании была сделана попытка обучать научно-педагогических работников умению дидактически (технологометодически) обеспечивать инновационный
педагогический процесс на примере диалоговых технологий.
Диалогическое взаимодействие в образовании интересовало философов и педагогов. Диалоговые технологии представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня. В работах ученых показаны гуманистическая направленность и культура диалога, модель диалога, диалог как форма сотрудничества и др.
Для диалоговой технологии характерны следующие компоненты: коммуникатор-преподаватель (тот, кто задает смысловую направленность диалога, ставит перед обучаемым «задачу на смысл», создает соответствующую смысловую установку или является транслятором определенного смысла);
- мотив и цель смыслообразования (то, что должно в диалоге порождать желание обучаемого вербализовать личностный смысл);
- содержание (потенциальное поле «кристаллизации» смыслов);
- код коммуникации (устный или письменный диалог);
- реципиент-студент (его мотивационносмысловые особенности);
- результат (обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимом с уровнем учебного результата) [11].
Выбор диалоговых технологий для формирования умения у научно-педагогических работников дидактически (технолого-мето-дически) обеспечить инновационный процесс не случаен. Во-первых, диалоговые технологии позволяют изменить роль преподавателя, который предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем обучающимся без учета их индивидуальности и познавательных возможностей. Диалоговые технологии позволили перейти от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной) к личностно ориентированной. Содержание обучения по диалоговым технологиям предполагает непосредственное и активное участие обучающихся и взаимодействие с преподавателем, учитывающим индивидуальные особенности каждого обучаемого. Обучающиеся и обучаемый объединены общим предметом обсуждения, целями и задачами по реализации целей.
Во-вторых, овладение диалоговыми технологиями позволит научно-педагогическим работникам развивать коммуникативные и организаторские умения будущего специалиста, что отвечает требованиям реализации гуманистического подхода в российском образовании.
В-третьих, немаловажный аргумент в пользу диалоговых технологий - все современные технологии обучения ориентированы на диалоговое обучение, в каких бы формах они не осуществлялись, поэтому овладение технолого-методическими умениями реализации диалоговых технологий позволит научно-педагогическим работникам осуществлять инновационное обучение, которое предполагает диалог участников педагогического процесса.
В-четвертых, диалоговые технологии -основа общения, которое служит развитию различных сторон психологии и поведения человека. Реализация же диалоговых технологий научно-педагогическими работниками, владеющими умениями обеспечения процесса общения, задействует виды общения, которые формируют личность обучаемого, в том числе и личность специалиста инвестиционно-строительной сферы: личностное общение (приобретение определенных черт характера, усвоение норм и форм нравственного поведения), деловое общение (развитие способностей, средство приобретения знаний и навыков, умение взаимодействовать с людьми), когнитивное общение (интеллектуальное развитие, взаимное обогащение знаниями), кондиционное общение (готовность к научению, установки, необходимые для оптимизации других видов общения), мотивационное общение (источник дополнительной энергии для человека), деятельностное общение (совершенствует и обогащает собственную деятельность общающихся), социальное общение (обслуживает общественные потребности людей и способствует развитию форм общественной жизни).
В-пятых, общение - один из инновационных подходов, который должен реализовывать в своей инновационной педагогической деятельности научно-педагогический работник. Диалоговый подход - составляющая часть инновационного подхода «Общение», доказательством чему является его содержание, указывающее на инновационную принадлежность (см. табл.).
содержание инновационного и диалогового подходов обучения
Содержание инновационного подхода «Общение» Содержание диалогового подхода обучения
Возможность выйти на диалоговую модель, где у каждого обучаемого есть определенная позиция, взгляд, точка зрения и он имеет силу, основания и аргументы для отстаивания их Диалоговый подход: - реализует гуманистическую направленность диалоговой стратегии, обеспечивает активность и интерактивность обучаемых; - позволяет развивать коммуникативные и организаторские умения; - обеспечивает сотворчество преподавателей и студентов, формирует культуру диалога специалиста, учитывает индивидуальные особенности каждого студента; - ориентирует ход диалога на гарантированное достижение результатов; - дает возможность оценить текущие результаты, скорректировать обучение, направленное на достижение поставленных целей; - порождает желание обучаемого вербализовать личностный смысл; - развивает способность понять другого; - дает возможность использовать групповые формы работы; - призван выполнить следующие функции:. 1) когнитивную (обучающиеся в результате общения имеют возможность познавать действительность); 2) креативную (возможность обучающихся формировать у себя мышление, интеллектуальные умения); 3) рефлексивную (способность обучающихся оценивать самих себя)
В-шестых, реализация диалоговых технологий, значимость которых неоспорима, в практике обучения специалиста, в том числе и инвестиционно-строительной сферы, массового распространения не получила. Обоснованные аргументы для формирования умения технолого-методически обеспечить инновационный процесс в рамках диалоговых технологий позволили остановиться на методической составляющей обучения научно-педагогических работников. Основу умения составляют дей-
ствия, которые должен научиться выполнять научно-педагогический работник в ходе разработки технолого-методического обеспечения диалоговой технологии.
Уровень сформированности умения обеспечивать процесс обучения научно-педагогическими работниками по диалоговой технологии определяется по качеству выполненных действий:
- переработка содержания учебного предмета, т.е. решение, какой материал является основным, какие действия должны совершать с ним обучаемые, каким должен быть результат их деятельности (какой будет создаваться продукт деятельности с учебным материалом -конспект, кластер, общие выводы и т.д.);
- подбор способов деятельности в рамках определенной технологии; оснащение процесса обучения способами деятельности участников педагогического процесса (алгоритмами действий) для действий с содержанием учебного материала и взаимодействия между участниками педагогического процесса;
- определение цели и эталонного запланированного результата обучения, разработка процедуры представления результата обучения (отчет, его форма) и его измерения (оценка, отметка) в содержании предметного образования.
Содержанием формирования умений можно считать последовательность действий, выполняемых научно-педагогическими работниками на занятиях по программе их специальной подготовки либо самостоятельно, что позволит получить продукт их инновационной деятельности в виде разработок по организации и осуществлению процесса обучения в рамках диалоговых технологий. Условием высокого творческого потенциала научнопедагогических работников для получения качественного результата должна быть их высокая познавательная активность и творческая самостоятельность.
Нами предполагалось, что благодаря созданным условиям научно-педагогические работники смогут качественно реализовывать инновационный процесс обучения специалиста инвестиционно-строительной сферы. Для доказательства выдвинутой гипотезы была сделана попытка организовать формирование умения научно-педагогических работников технолого-методически обеспечить реализацию инновационного процесса обучения специалиста инвестиционно-строительной сферы на кафедре психологии Московского государственного строительного университета [14].
Разработанная программа должна была обеспечить позитивный результат формирования исследуемого умения. Предполагалось, что последовательная специально организованная работа с научно-педагогическими работниками по формированию умения технолого-методически обеспечить реализацию инновационного процесса обучения способствует изменению в их личностном росте:
- в готовности к инновационной педагогической деятельности (авторская);
- в отношении к инновационной деятельности (Н.В. Матяш), под которой подразумевалась деятельность в рамках технологий диалогового обучения;
- в возможности использования инноваций в педагогической деятельности (авторская).
Эти изменения в личностном росте являются критерием и показателем качества сфор-мированности умения обеспечить инновационную деятельность научно-педагогическим работником.
Для работы по формированию умения технолого-методического обеспечения определенной технологии, в том числе и диалоговой, научно-педагогический работник должен выполнять последовательность следующих действий.
Действие 1. Изучить содержание учебного материала дисциплины, которое подлежит усвоению в условиях применения диалоговых технологий.
Действие 2. Выбрать диалоговую технологию (или же несколько ее видов) в соответствии с целями обучения, готовностью обучаемых, содержанием учебного материала, его сложностью и объемом.
В педагогической практике имеется множество видов диалоговых технологий, которые вполне могут использовать научнопедагогические работники при подготовке специалиста инвестиционно-строительной сферы: устный журнал, раздумье, диспут, дискуссия, пресс-конференция, ролевая игра, технология коллективного взаимодействия, коллективная мыслительная деятельность, вза-имоопрос, семинар, защита рефератов (отражены несколько точек зрения по данному вопросу), занятие - творческий отчет с различными заданиями (предполагается общение обучающихся), продвинутая лекция, технология имитационно-ролевого события и др. К диалоговой технологии относится работа с источником информации на электронном носителе, специально обеспеченная заданиями творческого характера.
При выборе технологий обучения надо подбирать такие, которые бы учитывали активность и интерактивность действий обучаемых. Автором выделены следующие диалоговые технологии по усилению активности и интерактивности действий обучаемых:
- обеспечивающие диалог взаимодействующих систем субъект-субъектного уровня (лекции-диалоги - лекции вдвоем, лекции с ошибкой, лекции пресс-конференции, лекции-исследования, программируемые лекции, продвинутые лекции, дискуссии и диспуты);
- позволяющие обучаемым выполнять коллективные действия и одновременно быть в нескольких позициях (игровые технологии - основа ролевой игры, ее содержание, поэтому обучаемые производят в своих действиях реальные действия, реальные образы, которые черпают из окружающей действительности; главная цель ролевой игры -способствовать познанию системы мыслительных действий, приводящей к положительному результату);
- обеспечивающие одновременно самостоятельную и коллективную деятельность обучаемых (технологии коллективной учебной деятельности (деятельность в коллективе с распределением деятельности каждого в паре, группе, бригаде и т.д.), коллективной мыслительной деятельности с распределением ролей: лидер, генератор идей, функционер, оппозиционер, эксперт);
- интегрирующие все предыдущие выделенные группы активных и интерактивных методов и технологий обучения (технология проектного обучения) [15].
Действие 3. При подготовке материала и проведении учебного занятия с применением диалоговой технологии надо следовать правилам:
- постановка целей и их максимальное уточнение (что означает);
- строгая ориентация всего хода взаимодействия на заданные цели;
- ориентация хода диалога на гарантированное достижение результатов;
- оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
- заключительная оценка результатов [11].
В третьем действии с учетом правил применения диалоговых технологий предполагаются следующие шаги:
1. Поставить цели к учебному занятию, уточнить их в соответствии с содержанием каждого элемента учебной единицы.
2. Переработать содержание учебного материала в соответствии с выбранной диалоговой технологией. Так, к примеру, для дискуссии надо определить, какой материал считать наиболее важным, затем в тексте учебной дисциплины выделить проблемы, над которыми можно работать, а для оппонентов подобрать примерный материал для доказательства их точек зрения. Весь собранный материал расположить в логической последовательности. к примеру, на занятие для научнопедагогических работников в форме дискуссии по теме «Проблемы и обоснования применения активных и интерактивных технологий и методов обучения в вузе» обучающимся были представлены проблемы, порождающие препятствия в реализации активных и интерактивных методов и технологий обучения студентов:
- содержание образования в вузе;
- методическая подготовка преподавателя;
- готовность студентов к обучению в условиях активных и интерактивных методов и технологий;
- использование преподавателем вуза в обучении студентов активных и интерактивных методов и технологий обучения.
3. Определить промежуточный и эталонный запланированные результаты обучения, вид и форму их проверки (устно, письменно, тесты, эссе, отчет, схема, выводы, предложения решения проблемы, конспект, план и т.д.).
4. Составить план-конспект учебного занятия, в который включить цель, задачи, применяемую технологию и роли участников диалога, взаимодействие участников педагогического процесса (коммуникатора-преподавате-ля и реципиентов-студентов), планируемые результаты по решению каждой из поставленных задач (выводы, эссе, конспект, таблица, кластер, ответы на вопросы, творческий отчет и т.д.); спланировать заключительный этап (подведение итогов, оценивание). Последняя графа таблицы позволяет преподавателю сделать самоанализ подготовленного и проведенного им занятия по этапам (задачам).
5. Подготовить для студентов способы их взаимодеятельности (алгоритмы действий) и способы работы с содержанием информации учебной дисциплины. к примеру, для дискуссии должны быть представлены инструкции по организации деятельности ее участников (действия в рамках дискуссии с правилами поведения), работы с текстом учебника, конспектами, статьями и т.д., отражающими содержание изучаемого материала [16].
Для проверки показателей сформированности умений были подобраны и разработаны автором методики, адекватные теме исследования. Основным мотивом выбора данных диагностических средств стала задача проведения сравнительного анализа изменений в личности научно-педагогических работников, благодаря которым они смогут технологометодически обеспечить реализацию инновационного процесса обучения.
По первому показателю - готовности к инновационной деятельности - проверялись научно-педагогические работники по 10-балльной системе. В начале исследования они оценивали свои возможности, а в конце оценке подвергался представленный продукт инновационной деятельности.
1. Обоснование выбора диалоговой технологии (или же несколько ее видов) в соответствии с целями обучения, готовностью обучаемых, содержанием учебного материала, его сложностью и объемом.
2. Постановка цели к учебному занятию, ее уточнение в соответствии с содержанием каждого элемента учебной единицы.
3. Переработка содержания учебного материала в соответствии с выбранной диалоговой технологией.
4. Определение промежуточного и эталонного запланированных результатов обучения, вида и формы их проверки.
5. Составление плана-конспекта учебного занятия, включающего цель, задачи, применяемую технологию и роли участников диалога, взаимодействие участников педагогического процесса, планируемые результаты по решению каждой из поставленных задач.
6. Планирование заключительного этапа занятия.
7. Определение для студентов способов их взаимодеятельности (алгоритмы действий) и способов работы с содержанием учебной дисциплины.
На начало исследования средний балл по определению готовности к инновационной деятельности составил 3,4, а на конец исследования - 7,8 балла.
Измерение отношения к инновационной деятельности оценивалось по шкалам (приятна, разнообразна, интересна, желательна, проста, полезна и т.д.). Коэффициент принятия и непринятия диалоговых технологий изменился: коэффициент принятия диалоговых технологий на конец эксперимента превысил коэффициент непринятия в 5,8 раза, а коэффициент непринятия уменьшился в 3,3 раза.
Возможности использования диалоговых технологий в реализации инновационного процесса обучения специалиста оценивались следующим образом: научно-педагогическим работникам предлагалось проранжировать технологии обучения - проблемное обучение, проектное обучение, модульное обучение, сообщающее обучение, ролевая игра, КВО (коллективное взаимообучение), диалоговые технологии обучения от 1 до 6 баллов. Наибольший балл необходимо присвоить той технологии, которой будет отдано предпочтение для использования в реализации инновационного процесса обучения специалиста. Подсчет среднего балла выбора различных технологий обеспечивал возможность сравнения и оценки этих показателей на начало и конец исследования. В начале исследования в основном научно-педагогические работники отдавали предпочтение сообщающему обучению и игровым технологиям. Их выбор диалоговых технологий для возможного использования в реализации инновационного процесса обучения увеличился с 1,9 балла на начальном этапе исследования до 3,2 в конце исследования, а выбор других технологий уменьшился с 5,7 балла до 3,5 балла.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что умение научно-педагогических работников технолого-методически обеспечить реализацию инновационного процесса обучения детерминируется и рассматривается нами как динамичный элемент личностного развития научно-педагогического работника.
В ходе теоретического анализа исследования и практики подготовки научнопедагогических работников к реализации инновационного процесса обучения было выяснено следующее:
- условием реализации педагогических инноваций в процессе подготовки специалиста инвестиционно-строительной сферы является сформированность умения у научнопедагогических работников вуза дидактически (технолого-методически) обеспечивать инновационные технологии;
- произошли существенные изменения в личностных характеристиках научно-педагогических работников, таких как готовность к инновационной педагогической деятельности; отношение к инновационной деятельности; возможность использования инноваций в педагогической деятельности;
- подтверждена гипотеза исследования о том, что диалоговые технологии как условие влияют на формирование у научно-пе-
дагогических работников умения технологометодически обеспечить реализацию инновационного процесса обучения.
Проведенное исследование позволило сделать общий вывод: в специально созданных условиях, в том числе и в рамках диалоговых технологий, осуществляемая подготовка научно-педагогических работников обеспечивает формирование у них умений реализовывать инновационный процесс обучения специалиста.
Вместе с тем данное исследование в силу специфики своих задач не решает всех вопросов, связанных с поиском научно обоснованных условий реализации инновационного процесса обучения специалистов. В специальном исследовании нуждается вопрос об организации инновационного дистанционного обучения.
литература
1. Ишков А.Д. Дополнительное профессиональное образование в Московском государственном строительном университете // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. №. 10. С. 122-123.
2. Ишков А.Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах: моногр. М. : МГСУ, 2011.
3. Ишков А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.
4. Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. Введение в профессию «Преподаватель высшей школы»: учеб. пособие. М. : МГСУ, 2011.
5. Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. Проблемы адаптации преподавателей высшей технической школы к дистанционным образовательным технологиям // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. 4 дек. 2009 г. М. : МГИУ, 2009. С. 145-147.
6. Ишков А.Д., Милорадова Н.Г., Чернявская А.Г. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей в высшей технической школе: реализация компетентностного подхода: учебник. М. : Архитектура-С, 2011.
7. Магера Т.Н. Подготовка преподавателя инновационного университета: европейский опыт // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании / М-во образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «МГСУ». М. : МГСУ, 2012.
8. Милорадова Н.Г. Преподавание в высшей школе как профессиональная деятельность // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: сб. тр. Междунар. науч. конф. (Москва, 19-21 окт. 2011 г.): в 2 т. М. : МГСУ, 2011. Т. 2. С. 593-595.
9. Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. Психологопедагогические технологии в учебном процессе: учеб. пособие. М. : МГСУ, 2009.
10. Пат. 2203619 Российская Федерация. Способ диагностики типа личности. № 2001119646/14; заявл. 18.07.01; опубл. 10.05.03, Бюл. № 13.
11. Писарева Г.А. Диалоговые технологии обучения студентов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL : http:////festival.1september.ru/ articles/511013/ (дата обращения: 11.02.2014).
12. Романова Е.В. Предметная компетентность молодых преподавателей НИУ МГСУ // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: сб. тр. Междунар. науч. конф. (Москва, 19-21 окт. 2011 г.): в 2т. М. : МГСУ, 2011. Т.2. С. 617-619.
13. Романова Е.В. Профессиональная педагогическая подготовка преподавателей технических вузов // Достойный труд - основа стабильного общества: материалы III Междунар. науч-практ. конф. (Екатеринбург, 27-28 окт. 2011 г.): в 2 ч. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. Ч. 1. С. 233-236.
14. Романова Е.В. Психологическая оценка инновационного потенциала работников и соискателей // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: сб. докл. Междунар. науч. конф. М. : МГСУ, 2013. С. 514-519.
15. Савина Е.А. Обучение инновационной педагогической деятельности научно-педагогических работников инвестиционно-строительной отрасли // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематиче-ская. 2012. Вып. 3(23).
16. Савина Е.А., Ишков А.Д. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в подготовке специалистов инвестиционно-строительной сферы в системе дополнительного профессионального образования / под ред. А.Д. Ишкова. М. : МГСУ, 2011.
17. Якушева Л.М. Инновационная деятельность преподавателя высшей школы как средство повышения квалификации преподавательского состава // Успехи современного естествознания. 2011. № 1. С. 130-131.
* * *
1. Ishkov A.D. Dopolnitelnoe professionalnoe ob-razovanie v Moskovskom gosudarstvennom stroitel-nom universitete // Mezhdunarodnyiy zhurnal priklad-nyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2011. №. 10.
S. 122-123.
2. Ishkov A.D. Osobennosti realizatsii dopolnitel-nogo professionalnogo obrazovaniya v issledovatelskih universitetah: monogr. M. : MGSU, 2011.
3. Ishkov A.D. Svyaz komponentov samoorgani-zatsii i lichnostnyih kachestv studentov s uspeshnostyu v uchebnoy deyatelnosti: dis. ... kand. psihol. nauk. M. : MGU im. M.V. Lomonosova, 2004.
4. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Vvedenie v pro-fessiyu «Prepodavatel vyisshey shkolyi»: ucheb. poso-bie. M. : MGSU, 2011.
5. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Problemyi ad-aptatsii prepodavateley vyisshey tehnicheskoy shkolyi k distantsionnyim obrazovatelnyim tehnologiyam // Kachestvo distantsionnogo obrazovaniya: kontsept-sii, problemyi, resheniya: materialyi XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 4 dek. 2009 g. M. : MGIU, 2009. S. 145-147.
6. Ishkov A.D., Miloradova N.G., Chernyavskaya A.G. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka prepo-davateley v vyisshey tehnicheskoy shkole: realizatsiya kompetentnostnogo podhoda: uchebnik. M. : Arhitek-tura-S, 2011.
7. Magera T.N. Podgotovka prepodavatelya in-novatsionnogo universiteta: evropeyskiy opyit // Inte-gratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i obrazovanii / M-vo obrazovaniya i nauki RF; FGBOU VPO «MGSU». M. : MGSU, 2012.
S. Miloradova N.G. Prepodavanie v vyisshey shkole kak professionalnaya deyatelnost // Integratsi-ya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i ob-razovanii: sb. tr. Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 19-21 okt. 2011 g.): v 2 t. M. : MGSU, 2011. T. 2.
S. 593-595.
9. Miloradova N.G., Ishkov A.D. Psihologo-ped-agogicheskie tehnologii v uchebnom protsesse: ucheb. posobie. M. : MGSU, 2009.
10. Pat. 2203619 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki tipa lichnosti. № 2001119646/14; zayavl. 18.07.01; opubl. 10.05.03, Byul. № 13.
11. Pisareva G.A. Dialogovyie tehnologii obu-cheniya studentov // Festival pedagogicheskih idey «Otkryityiy urok». URL : http:////festival.1september. ru/articles/511013/ (data obrascheniya: 11.02.2014).
12. Romanova E.V. Predmetnaya kompetentnost molodyih prepodavateley NIU MGSU // Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i obrazova-nii: sb. tr. Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, 19-21 okt. 2011 g.): v 2t. M. : MGSU, 2011. T.2. S. 617-619.
13. Romanova E.V. Professionalnaya peda-gogicheskaya podgotovka prepodavateley tehnicheskih vuzov // Dostoynyiy trud - osnova stabilnogo obschest-va: materialyi III Mezhdunar. nauch-prakt. konf. (Ekaterinburg, 27-28 okt. 2011 g.): v 2 ch. Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. ekon. un-ta, 2011. Ch. 1. S. 233-236.
14. Romanova E.V. Psihologicheskaya otsen-ka innovatsionnogo potentsiala rabotnikov i soiskate-ley // Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i obrazovanii: sb. dokl. Mezhdunar. nauch. konf. M. : MGSU, 2013. S. 514-519.
15. Savina E.A Obuchenie innovatsionnoy peda-gogicheskoy deyatelnosti nauchno-pedagogicheskih rabotnikov investitsionno-stroitelnoy otrasli // Internet-vestnik VolgGASU. Ser.: Politematicheskaya. 2012. Vyip. 3(23).
16. Savina E.A., Ishkov A.D. Aktivnyie i interak-tivnyie metodyi i tehnologii obucheniya v podgotovke spetsialistov investitsionno-stroitelnoy sferyi v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya / pod red. A.D. Ishkova. M. : MGSU, 2011.
17. Yakusheva L.M. Innovatsionnaya deyatelnost prepodavatelya vyisshey shkolyi kak sredstvo povyish-eniya kvalifikatsii prepodavatelskogo sostava // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2011. № 1. S. 130-131.
Project education as the condition of change in professional orientation of higher school workers
There are described the conditions and factors of development of professional orientation, influence of project education on professional orientation of science and educational workers of a higher school.
Key words: project education, motives, professional orientation, technological and methodological readiness for project work.
(Статья поступила в редакцию 20.02.2014)
Т.В. СОЛОДОВНИКОВА (Чебоксары)
ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»
Проанализировано понятие «педагогическое сопровождение», и на основе историко-педагогического анализа показана его историческая востребованность, обусловленная теорией и опытом выдающихся мыслителей прошлого. Дана характеристика различных подходов к пониманию феномена «педагогическое сопровождение». Данное исследование расширяет научное представление о сущности самого термина «сопровождение» и дополняет педагогическое знание.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, генезис, историческая обусловленность, гуманистическая педагогика.
Понятие «педагогическое сопровождение» является достаточно молодым в педагогической науке и практике. Одно из первых определений педагогического сопровождения озвучено в 1995 г.: «...помощь субъекту в принятии решения в ситуации жизненно-
© Солодовникова Т.В., 2014