Научная статья на тему 'Научный потенциал психолого-педагогических исследований как основа формирования инновационной среды национального исследовательского университета'

Научный потенциал психолого-педагогических исследований как основа формирования инновационной среды национального исследовательского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НИУ) / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY (NRU) / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIVE POTENTIAL / SCIENTIFIC POTENTIAL / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Рина Анатольевна

Развитие инновационных процессов в высшей школе предполагает комплекс психолого-педагогических исследований, направленных на изучение человеческих возможностей личности и ее готовности к инновационным преобразованиям. Сформированный на основе достигнутых результатов научный потенциал создает методологическую базу для формирования инновационной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the innovative processes at a higher school presupposes the complex of psychological and pedagogic research directed at investigation of human personal abilities and readiness for innovative reforms. The scientific potential developed on the basis of the achieved results creates the methodological basis of formation of the innovative educational environment.

Текст научной работы на тему «Научный потенциал психолого-педагогических исследований как основа формирования инновационной среды национального исследовательского университета»

И.А. ИВАНОВА (Москва)

научный потенциал психолого-педагогических исследований как основа формирования инновационной среды национального исследовательского университета

Развитие инновационных процессов в высшей школе предполагает комплекс психолого-педагогических исследований, направленных на изучение человеческих возможностей личности и ее готовности к инновационным преобразованиям. Сформированный на основе достигнутых результатов научный потенциал создает методологическую базу для формирования инновационной образовательной среды.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновационный потенциал, научный потенциал, пси-холого-педагогические исследования, инновационная образовательная среда национального исследовательского университета (НИУ).

Активизация инновационных процессов на всех уровнях управления предполагает формирование восприимчивой инновационной среды, способствующей их становлению и развитию. Она охватывает все сферы и направления деятельности и выступает одной из стратегических составляющих процесса управления любой организацией, особенно высшим учебным заведением в статусе национального исследовательского университета (НИУ).

Для развития инновационного потенциала обучающихся, прежде всего, необходимо изучение возможностей личности (от физических до интеллектуальных), а также творческих способностей, особенностей мыслительной деятельности, психических процессов и состояний. Спектр исследований достаточно широкий. Именно таким актуальным и важным проблемам посвящена научно-исследовательская работа кафедры психологии Московского государственного строительного университета (МГСУ). Человек - творец и предоставить ему возможность реализовать себя в этом качестве может образовательное учреждение инновационного характера. Главной задачей

психолого-педагогических исследований видится создание методологической и методической базы подготовки работника инновационного типа, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда.

Кафедра психологии в строительном вузе - это особое звено в цепочке разнообразных обучающих профилей. Среди тем ее научных работ можно выделить: становление профессионального самосознания студентов; инновационные психолого-педагогические технологии в образовании; разработка методик саморегуляции, самоорганизации и стрессо-устойчивости. В настоящее время кафедра психологии МГСУ работает в рамках отделения научно-технического совета «Теория и методология профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогических работников, обучающихся в вузе, специалистов и руководителей инвестиционно-строительной отрасли» и ведет НИР по приоритетному направлению «Развитие системы подготовки научно-педагогических работников и обучающихся в вузе к инновационной деятельности».

За годы работы кафедра психологии МГСУ накопила серьезный научный потенциал, который используется для психологопедагогической поддержки и сопровождения образовательного процесса, мониторинга личностных особенностей обучающихся и профессорско-преподавательского состава вуза.

Психическое здоровье является важным фактором успешности реализации учебной и научной деятельности, а также служит основой формирования благоприятной инновационной среды в образовательном учреждении. Деятельность кафедры психологии в этом направлении отражает в том числе и ее участие в конкурсах и грантах, среди которых:

«Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ повышения квалификации специалистов городского хозяйства на основе организации дополнительного обучения кадров промышленных предприятий города Москвы»;

«организация и внедрение системы целенаправленной психологической подготовки учащихся средних школ к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности и учебному процессу в вузе» и пр.

Участие преподавателей кафедры в отечественных и зарубежных научных проектах также является показателем ее научного по-

© Иванова И.А., 2013

тенциала. к таким проектам можно отнести, например, следующие:

• разработка курса дистанционного обучения (До) «Создание курсов дистанционного обучения» для преподавателей и разработчиков До в рамках инновационного проекта развития образования;

• гранты управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США на разработку, апробацию курса дистанционного обучения «Самоорганизация - ваш ключ к успеху» и на последующее обучение слушателей курса;

• разработка специализированного учебного курса «основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования» для Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (11ТЕ и№^СО);

• разработка учебного курса по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) «Развитие профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров» для

ПТЕ и№^СО.

Особое место в реализации научно-исследовательской деятельности занимают объекты интеллектуальной собственности, которые демонстрируют результаты завершенных прикладных научных изысканий. Начиная с 2000 г. сотрудниками кафедры было получено 17 патентов на изобретения и полезные модели в области психологии.

Образовательная среда НИУ ориентирует сотрудников на расширение спектра исследований и содействует оформлению результатов этих работ в виде монографий. Краткий обзор подготовленных сотрудниками кафедры монографий демонстрирует широту диапазона проводимых ими исследований:

• на успешность учебной деятельности студента влияет ряд психологических факторов, опираясь на которые А.Д. Ишков считает возможным «научить студентов учиться самостоятельно» [10];

• в работе В.Л. Воробьевой исследуются проблема социально-психологической защищенности студенчества и условия, в которых формируется социально-психологическая защищенность личности [4];

• психологические особенности управления в период стабильной неопределенности, ориентированные на использование личностного потенциала руководителя и персонала, рассматривает Н.Г. Милорадова [20];

• исследованию социально-психологических аспектов выбора предпочитаемых способов разрешения межличностных конфлик-

тов посвящена монография М.Г. Леонтьева [16];

• Е.А. Савина и А.Д. Ишков занимались вопросами использования в учебном процессе вуза активных и интерактивных методов и технологий обучения, позволяющими повысить качество подготовки специалистов [24];

• проблемы вторичной адаптации преподавателей высшей школы, в том числе научнопедагогических кадров строительной отрасли, исследовали сотрудники кафедры в работе [11];

• Т.Н. Магера рассмотрела образовательные психологические технологии в контексте модели эмоциональной компетентности [18];

• изучению специфики реализации дополнительного профессионального образования (ДПО) в НИУ посвящена работа А.Д. Иш-кова [8].

Результаты исследования преподавателей кафедры отражаются в публикациях различного формата. Например, в научных статьях, исследующих систему ДПО, раскрываются особенности организации и деятельности системы ДПО НИУ [9]; рассматриваются программы ДПО строительной отрасли [12], описываются достижения и проблемы ДПО в МГСУ [7].

В современных условиях актуализируется роль человеческих ресурсов и руководитель заинтересован в том, чтобы все производственные, организационные и управленческие процессы носили инновационный характер, важным условием в становлении и развитии которых является поиск путей вовлечения и активизации человеческих ресурсов высокого качества. Вопросы повышения эффективности использования человеческого капитала исследуются в работе И.А. Ивановой [5]. Подготовка руководителя к инновационной деятельности должна начинаться с обучения инновационной педагогической деятельности научнопедагогических работников [22].

Поскольку эффективность деятельности специалиста во многом определяется уровнем его компетентности [21], то предметом изучения для сотрудников кафедры стали различные виды компетентности: эмоциональная [17], этнокультурная [15], конфликтологическая [13, 14].

Еще одним из основных научных направлений кафедры психологии является исследование адаптационных механизмов научнопедагогических кадров. Сотрудники кафедры рассматривают условия, при которых вхождение молодого преподавателя в социокуль-

турную среду вуза будет протекать наиболее оптимально [23], исследуют структурные изменения системы образования и процессы адаптации к ним научно-педагогических работников [19], разрабатывают и внедряют методики диагностики уровня профессиональной адаптации преподавателей [6].

В своей научной деятельности кафедра психологии МГСУ тесно взаимодействует со многими организациями, в том числе определяющими и координирующими отдельные направления развития научно-педагогической и психологической мысли. Так, по результатам сотрудничества кафедры с Национальным фондом подготовки кадров вышел цикл статей, посвященных ряду актуальных проблем российского образования: от эффективного управления научной деятельностью инновационных вузов до повышения их конкурентоспособности [1; 2; 3].

Сегодня в образовательном процессе прослеживается межинтеграционная практика, предусматривающая взаимообогаща-ющий обмен научными взглядами, подходами, методами изучения развития одного и того же процесса. Такое тесное сотрудничество наметилось в области психологопедагогических и экономических исследований, когда процесс управления различными объектами дополнен психологическими приемами и технологиями. На основе полученных результатов формируется общий понятийный аппарат, расширяется терминология экономических и управленческих наук, что предполагает более систематизированное и комплексное изучение современной действительности, способствует выработке управленческих решений, ориентированных на человека, с учетом его интересов, потребностей, возможностей.

Кафедра психологии МГСУ с уверенностью смотрит в завтрашний день. Ведь для психолого-педагогических исследований каждый итог - это только шаг вперед в постижении непостижимого - человека. Как нет предела в таком процессе, так и каждый завершенный этап в научных исследованиях следует рассматривать как начало следующего. Именно в такой непрерывности исследований заключается специфика научных психолого-педагогических изысканий кафедры психологии МГСУ, которые всегда устремлены в будущее, направлены на совершенствование человека, созидание и гармонию общества.

литература

1. Аржанова И.В., Верстина Н.Г., Ишков А.Д. Критерии и направления оценки деятельности научных подразделений вузов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электрон. науч. журн. Авг. 2012, ART 1850. СПб., 2012. URL: http:// www.emissia.org/offline/2012/1850.htm. № гос. регистрации 0421200031 (дата обращения: 05.10.2012).

2. Аржанова И.В., Верстина Н.Г., Ишков А.Д. оценка эффективности деятельности научных подразделений инновационных российских вузов // Высшее образование сегодня. 2012. №9. С. 7-13.

3. Аржанова И.В., Верстина Н.Г., Ишков А.Д. Показатели оценки деятельности научных подразделений инновационных университетов в контексте модернизации высшего профессионального образования // Письма в Эмиссия. оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электрон. науч. журн. Авг. 2012. ART 1853. СПб., 2012. URL: http://www. emissia.org/offline/2012/1853.htm. № гос. регистрации 0421200031 (дата обращения: 05.10.2012).

4. Воробьева В.Л. Социально-психологическая защищенность студентов. М. : Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2009.

5. Иванова И.А. Роль человеческого капитала в реализации эффективного управления инновационным развитием сферы строительства // Научнотехнический журнал «Вестник МГСУ». 2011. № 6. С. 522-526.

6. Ишков А.Д. Диагностика и технологии повышения уровня адаптации преподавателей высшей школы // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2012. Вып. 3(23).

7. Ишков А.Д. Дополнительное профессиональное образование в Московском государственном строительном университете // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 10. С. 122-123.

8. Ишков А.Д. Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах. М. : МГСУ, 2011.

9. Ишков А.Д. Система дополнительного профессионального образования национального исследовательского университета: опыт Московского государственного строительного университета // Вестн. Военного университета. 2010. № 4 (24). С. 44-49.

10. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2004. - 224 с.

11. Ишков А.Д., Магера Т.Н., Милора-дова Н.Г., Романова Е.В. Адаптация научнопедагогических кадров строительной отрасли к структурным изменениям системы образования (в рамках интеграции в мировое образовательное пространство) / под ред. А.Д. Ишкова. М. : МГСУ, 2010.

12. Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. Программы дополнительного профессионального образования строительной отрасли: психолого-педагогическое сопровождение // Научно-технический журнал «Вестник МГСУ». 2011. № 1. Т.1. С. 106-110.

13. Леонтьев М.Г. Анализ причин конфликтов и способы их преодоления в поликультурном образовательном пространстве вуза // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2012. Вып. 3(23).

14. Леонтьев М.Г. Методы формирования конфликтологической компетентности в поликультур-ном образовательном пространстве вуза // Инновации в образовании. 2012. № 10. С. 86-92.

15. Леонтьев М.Г. Мультикультурное образование и формирование этнокультурной компетенции студентов вуза // Научно-технический журнал «Вестник МГСУ». 2011. № 6. С. 532- 534.

16. Леонтьев М.Г. Специфика культуры и способы разрешения межличностных конфликтов. М. : МГСУ, 2010.

17. Магера Т.Н. критерии эмоциональной компетентности строителей-менеджеров // Научнотехнический журнал «Вестник МГСУ». 2011. № 6. С. 527-531.

18. Магера Т.Н. Психологические технологии в высшем строительном образовании. М. : МГСУ, 2011.

19. Милорадова Н.Г. Болонский процесс: этап внедрения // Научно-технический журнал «Вестник МГСУ». 2011. № 6. С. 551-555.

20. Милорадова Н.Г. Психология управления в период стабильной неопределенности. М. : Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2004.

21. Романова Е.В. Ориентация на компетенции в подготовке менеджеров для инвестиционностроительной сферы // Научно-технический журнал «Вестник МГСУ». 2011. № 6. С. 535-540.

22. Савина Е.А. Обучение инновационной педагогической деятельности научно-педагогических работников инвестиционно-строительной отрасли // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематиче-ская. 2012. Вып. 3(23).

23. Савина Е.А. Проблемы адаптации молодых преподавателей к социокультурной среде вуза // Научно-технический журнал «Вестник МГСУ».

2011. № 6. С. 541-545.

24. Савина Е.А., Ишков А.Д. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в подготовке специалистов инвестиционно-строительной сферы в системе дополнительного профессионального образования / под ред. А.Д. Ишкова. М. : МГСУ, 2011.

* * *

1. Arzhanova I.V., Verstina N.G., Ishkov A.D. Kriterii i napravleniya otsenki deyatelnosti nauchnyih podrazdeleniy vuzov // Pisma v Emissiya. Offlayn (TheEmissia.OfflineLetters): elektron. nauch. zhurn. Avg. 2012, ART 1850. CPb., 2012. URL: http:// www. emissia.org/offline/2012/1850.htm. № gos. registratsii 0421200031 (data obrascheniya: 05.10.2012).

2. Arzhanova I.V., Verstina N.G., Ishkov A.D. Ot-senka effektivnosti deyatelnosti nauchnyih podrazdeleniy innovatsionnyih rossiyskih vuzov // Vyisshee obra-zovanie segodnya. 2012. №9. S. 7-13.

3. Arzhanova I.V., Verstina N.G., Ishkov A.D. Po-kazateli otsenki deyatelnosti nauchnyih podrazdeleniy innovatsionnyih universitetov v kontekste modernizat-sii vyisshego professionalnogo obrazovaniya // Pisma v Emissiya.Offlayn (TheEmissia.OfflineLetters): elektron. nauch. zhurn. Avg. 2012. ART 1853. CPb., 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1853.htm. № gos. registratsii 0421200031 (data obrascheniya: 05.10.2012).

4. Vorobeva V.L. Sotsialno-psihologicheskaya za-schischennost studentov. M. : Izd-vo Assots. stroit. vu-zov, 2009.

5. Ivanova I.A. Rol chelovecheskogo kapitala v re-alizatsii effektivnogo upravleniya innovatsionnyim raz-vitiem sferyi stroitelstva // Nauchno-tehnicheskiy zhur-nal «Vestnik MGSU». 2011. № 6. S. 522-526.

6. Ishkov A.D. Diagnostika i tehnologii povy-isheniya urovnya adaptatsii prepodavateley vyisshey shkolyi // Internet-vestnik VolgGASU. Ser.: Poli-tematicheskaya. 2012. Vyip. 3(23).

7. Ishkov A.D. Dopolnitelnoe professionalnoe ob-razovanie v Moskovskom gosudarstvennom stroitel-nom universitete // Mezhdunarodnyiy zhurnal priklad-nyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2011. № 10.

S. 122-123.

8. Ishkov A.D. Osobennosti realizatsii dopolnitel-nogo professionalnogo obrazovaniya v issledovatelskih universitetah. M. : MGSU, 2011.

9. Ishkov A.D. Sistema dopolnitelnogo profes-sionalnogo obrazovaniya natsionalnogo issledovatelsk-ogo universiteta: opyit Moskovskogo gosudarstvenno-go stroitelnogo universiteta // Vestn. Voennogo universiteta. 2010. № 4 (24). S. 44-49.

10. Ishkov A.D. Uchebnaya deyatelnost studenta: psihologicheskie faktoryi uspeshnosti. M.: Izd-vo Assots. stroit. vuzov, 2004. - 224 s.

11. Ishkov A.D., Magera T.N., Miloradova N.G., Romanova E.V. Adaptatsiya nauchno-pedagogicheskih kadrov stroitelnoy otrasli k strukturnyim izmeneniyam sistemyi obrazovaniya (v ramkah integratsii v mirovoe obrazovatelnoe prostranstvo) / pod red. A.D. Ishkova. M. : MGSU, 2010.

12. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Programmyi dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya stroitelnoy otrasli: psihologo-pedagogicheskoe soprovozhde-nie // Nauchno-tehnicheskiy zhurnal «Vestnik MGSU».

2011. № 1. T.1. S. 106-110.

13. Leontev M.G. Analiz prichin konfliktov i spo-sobyi ih preodoleniya v polikulturnom obrazovatelnom prostranstve vuza // Internet-vestnik VolgGASU. Ser.: Politematicheskaya. 2012. Vyip. 3(23).

14. Leontev M.G. Metodyi formirovaniya konflik-tologicheskoy kompetentnosti v polikulturnom obrazo-vatelnom prostranstve vuza // Innovatsii v obrazovanii.

2012. № 10. S. 86-92.

15. Leontev M.G. Multikulturnoe obrazovanie i formirovanie etnokulturnoy kompetentsii studen-tov vuza // Nauchno-tehnicheskiy zhurnal «Vestnik MGSU». 2011. № 6. S. 532- 534.

16. Leontev M.G. Spetsifika kulturyi i sposo-byi razresheniya mezhlichnostnyih konfliktov. M. : MGSU, 2010.

17. Magera T.N. Kriterii emotsionalnoy kompe-tentnosti stroiteley-menedzherov // Nauchno-tehniches-kiy zhurnal «Vestnik MGSU». 2011. № 6. S. 527-531.

18. Magera T.N. Psihologicheskie tehnologii v vy-isshem stroitelnom obrazovanii. M. : MGSU, 2011.

19. Miloradova N.G. Bolonskiy protsess: etap vnedreniya // Nauchno-tehnicheskiy zhurnal «Vestnik MGSU». 2011. № 6. S. 551-555.

20. Miloradova N.G. Psihologiya upravleniya v period stabilnoy neopredelennosti. M. : Izd-vo Assots. stroit. vuzov, 2004.

21. Romanova E.V. Orientatsiya na kompetentsii v podgotovke menedzherov dlya investitsionno-stroitel-noy sferyi // Nauchno-tehnicheskiy zhurnal «Vestnik MGSU». 2011. № 6. S. 535-540.

22. Savina E.A. Obuchenie innovatsionnoy ped-agogicheskoy deyatelnosti nauchno-pedagogicheskih rabotnikov investitsionno-stroitelnoy otrasli // Internet-vestnik VolgGASU. Ser.: Politematicheskaya. 2012. Vyip. 3(23).

23. Savina E.A. Problemyi adaptatsii molodyih prepodavateley k sotsiokulturnoy srede vuza // Nauch-no-tehnicheskiy zhurnal «Vestnik MGSU». 2011. № 6.

S. 541-545.

24. Savina E.A., Ishkov A.D. Aktivnyie i interaktivnyie metodyi i tehnologii obucheniya v podgotovke spetsialistov investitsionno-stroitelnoy sferyi v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya / pod red. A.D. Ishkova. M. : MGSU, 2011.

Scientific potential of psychological and pedagogic research as the basis of formation of the innovative environment of the National Research University

Development of the innovative processes at a higher school presupposes the complex of psychological and pedagogic research directed at investigation of human personal abilities and readiness for innovative reforms. The scientific potential developed on the basis of the achieved results creates the methodological basis offormation of the innovative educational environment.

Key words: innovative process, innovative potential, scientific potential, psychological and pedagogic research, innovative educational environment of the National Research University (NRU).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.