Научная статья на тему 'Социально-психологическая компетентность и успешность учебной деятельности студентов младших курсов МГСУ'

Социально-психологическая компетентность и успешность учебной деятельности студентов младших курсов МГСУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМООЦЕНКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SUCCESSFULNESS OF EDUCATIONAL WORK / SELF-ASSESSMENT / SOCIAL INTELLECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магера Татьяна Николаевна

Исследуется взаимосвязь успешности учебной деятельности студентов 1-го и 2-го курсов МГСУ с такими индивидуальными социально-психологическими особенностями, как самооценка и социальный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is researched the correlation of successfulness of 1st and 2nd year students of Moscow State University of Civil Engineering with such social and psychological peculiarities as self-assessment and social intellect.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая компетентность и успешность учебной деятельности студентов младших курсов МГСУ»

психологические проблемы современного образования

Т.Н. МАГЕРА (Москва)

СОЦИАЛьНО-пСИХОЛОГИЧЕСКАя компетентность и успешность учебной деятельности студентов младших курсов мгсу

Исследуется взаимосвязь успешности учебной деятельности студентов 1-го и 2-го курсов МГСУ с такими индивидуальными социально-психологическими особенностями, как самооценка и социальный интеллект.

Ключевые слова: успешность учебной деятельности, самооценка, социальный интеллект.

Взаимосвязь успешности учебной деятельности студентов и психологических факторов является предметом внимания многих психологов [2], а ее сложность предопределяет широкое поле исследований. Привлекает возможность не просто проследить такую взаимосвязь, но и в дальнейшем оптимизировать учебный процесс, особенно в усложненных условиях, например в период экзаменационной сессии.

Для студентов-первокурсников зимняя зачетная и экзаменационная сессия - первое испытание вузовского уровня. Ориентируясь на результаты первой сессии, можно проследить соотношение успешности учебной деятельности студентов первого курса Московского государственного строительного университета (МГСУ) и социально-психологической компетентности.

Исследователи по вопросам формирования и развития компетенций студентов, например Н.Г. Багдасарян, В.И. Байденко, В.Ф. Взя-тышева, В.М. Журавский, В.М. Приходько, В.Е. Сучков, Ю.Г. Татур и др., пришли к выводу, что компетентность для будущего выпускника инженерно-технического вуза - это сумма двух квалификаций: профессиональных компетенций и социального поведения. По сути, социальные компетенции и связанные с ними индивидуально-психологические особенности позволяют студентам-строителям применять эффективные поведенческие стратегии в соци-

альном взаимодействии [4; 6; 10]. Строительство - специфическая отрасль, которую можно рассмотреть как пространство для многочисленных сложных межличностных контактов, обеспечивающих качественное профессиональное взаимодействие субъектов отрасли. В структуру социально-психологической компетентности логично вписываются способность к активной социальной мобильности, адаптации [3]; способность воспринимать информацию, находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за эти решения ответственность; готовность работать в команде, использовать в работе нормативно-правовые документы, анализировать социально значимые процессы и проблемы, свободно пользоваться русским и иностранными языками, организовывать, управлять, анализировать; способность к саморегуляции и самоорганизации [1], лидерские качества и мн. др.

На кафедре психологии МГСУ совместно со студентами проводится научно-исследовательская работа по данной тематике. Самооценка и социальный интеллект - параметры, выбранные для определения частных показателей социально-психологической компетентности.

Самооценка и деятельность неразрывно связаны друг с другом. Студенты-первокурсники в течение первого семестра проходят важный этап адаптации к учебно-профессиональной деятельности в МГСУ. Среди многих факторов самооценка как знание о себе (когнитивный компонент) и мера удовлетворенности собой (эмоциональный компонент) оказывает влияние на процесс и результат учебной деятельности, что и определило научный интерес данного исследования.

Вопросами самооценки в психологии занимались многие исследователи, в том числе А.В. Петровский, Т. Шибутани, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Ковель. В поисках единой определяющей линии этого сложного понятия выделяются эмоциональный, ценностный, мотивационный компоненты, самопринятие, самоуважение. Самооценку, таким образом, можно понимать как центральное личностное образование, включающее эмоциональное отношение к себе, определяющее поведение и деятельность человека.

© Магера Т.Н., 2014

Считается, что предпосылки самооценки формируются в раннем и дошкольном возрасте, развитие зависит от семейного воспитания, отношения окружающих к достижениям взрослеющего человека. При заниженной и низкой самооценке наблюдаются пассивность, поведение со стратегией «гарантированного успеха». Уровень успешности ниже среднего или стабильно «посредственно». При неадекватно высокой самооценке конструктивное взаимодействие с окружающими, планирование деятельности, прогнозирование вызывают затруднение. Адекватная самооценка -это относительно сбалансированное оценивание своих возможностей, способностей, достижений [8].

Студенты-первокурсники Института инженерно-экологического строительства и механизации (ИИЭСМ) составили выборку исследования, цель которого - выявить взаимосвязь уровня самооценки и успешности учебной деятельности. Предполагалось, что у студента, который закрыл сессию на «отлично» и «хорошо», самооценка средняя или адекватно высокая.

Методами исследования выступили беседа и разработанная С.А. Будасси методика исследования самооценки, которая представляет собой количественное измерение самооценки. Испытуемому предлагается проранжировать двадцать реальных черт личности и двадцать черт личности по критерию желательности. Уровень самооценки и ее адекватность определяются отношением между Я-идеальным, и Я-реальным.

В исследовании приняли участие 17 студентов 1-го курса института ИИЭСМ МГСУ: 9 девушек и 8 юношей. По результатам диагностики по методике самооценки (С.А. Бу-дасси) было установлено, что у отличников преобладает неадекватно высокая и средняя самооценка, студентов-отличников с высокой самооценкой и самооценкой выше среднего не выявлено, у хорошистов - высокая и выше среднего, но в данной группе присутствуют студенты с неадекватной и средней самооценкой тоже. У студентов со средней успеваемостью преобладает неадекватно высокая самооценка и самооценка выше среднего. У студентов с низкой успеваемостью выявлена высокая самооценка и выше среднего. Интересно, что среди студентов с низкой успеваемостью нет ни одного студента с неадекватно высокой самооценкой. Беспечность таких студентов по отношению к учебной деятельности, выявленная в ходе экспресс-беседы, определяющей степень и глубину подготовки к экзаменам в период зимней сессии, закономерна: переоценка собственных способностей отсут-

ствует, ход подготовки корректируется преобладанием ценностей [9], находящихся вне пространства учебы.

Кроме того, что в данной выборке не выявлено низкой самооценки. Возможно, это связано с полноценным включением студентов-первокурсников в новую для них учебнопрофессиональную деятельность. Прослеживается аналогия со школьным периодом. И.Ю. Кулагина акцентирует внимание на самооценке младших школьников, у которых диагностируется завышенный уровень самооценки по сравнению с предполагаемой нормой [5]. Объясняется такая тенденция сменой ведущего вида деятельности с игры на учебу. Завышенная самооценка обеспечивает дальнейшее освоение нового вида деятельности при неудачах и ошибках, часто неизбежных в период дезориентации в новых условиях, на первых этапах адаптации. Можно предположить, что наличие высокой самооценки у студентов-первокурсников объясняется похожими факторами.

Таким образом, в ходе проведения исследования гипотеза подтвердилась отчасти: у отличников действительно выявлена средняя самооценка, но преобладают в данной группе испытуемых студенты с неадекватно высокой самооценкой. Можно предположить, что успехи в учебной деятельности студентов-первокурсников с неадекватно высокой самооценкой есть результат чрезмерно высокой уверенности (самоуверенности), когда во избежание разочарования в себе и своих силах на подготовку к экзаменам затрачивается много ресурсов и наблюдается высокое эмоциональное напряжение.

Параллельно среди студентов младших курсов МГСУ проводилось исследование социального интеллекта для того, чтобы выявить взаимосвязь последнего и успешности учебной деятельности. Гипотеза состояла в следующем: предполагается, что успешные в учебной деятельности студенты обладают высокими показателями социального интеллекта.

С 1990-х гг. особое внимание уделяется таким понятиям, как эмоциональный и социальный интеллект. Спорность и неоднозначность этих относительно новых терминов провоцирует научно-исследовательскую активность в данном направлении, в частности в условиях современного высшего образования. Эмоциональный и социальный интеллект в контексте компетентностного подхода, актуального в современном образовании, являются компонентами социально-психологической компетентности. Эмоциональную и социальную компе-

тентность возможно диагностировать, формировать, развивать. Диагностический инструментарий составляют традиционные психологические, субъективные методики и объективные, психофизиологические. Формирование и развитие эффективны в условиях возможности проведения индивидуальных психологических консультаций, коучинга, групповых тренинговых занятий [7]. Эмоциональная компетентность состоит из множества компетенций, которые можно объединить в следующие группы: 1) эмоционального самосознания, 2) эмоциональной самоорганизации (самоупо-рядочения), 3) социальной чуткости как личностного качества, 4) социальных навыков. Эмоциональная компетентность относится к способности распознавать собственные состояния и состояния других с целью установления и развития конструктивных внешних социальных контактов. Образно можно представить область соприкосновения эмоциональной и социальной компетентности в точке выстраивания социального взаимодействия на основе эмоциональных, часто понимаемых как иррациональные, ресурсов.

Для проведения данного исследования применялась разработанная Дж. Гилфордом и М. Салливаном методика социального интеллекта. По мнению авторов, социальный интеллект - это способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Методика Дж. Гилфорда и М. Салливана состоит из четырех субтестов и позволяет измерить как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения. Первый субтест измеряет способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем, второй - способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, третий - способность понимать изменение значения сходных вербальных ситуаций в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации, наконец, четвертый -способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях. Четвертый субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта. Для исследования были отобраны группы людей с разным уровнем успеваемости: 1) студенты, обучающиеся на «5»; 2) на «4» и «5»; 3) на «3» и «4»; 4) на

«2» и «3». Результаты проведенного исследования оказались неоднозначными. Так, среди отличников и студентов, обучающихся на «4» и «5», не было выявлено студентов с высоким общим уровнем социального интеллекта. Кроме того, способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях (субтест 4) развита недостаточно (низкий уровень по тесту). Показатели первых трех субтестов одинаково высоко развиты у студентов вне зависимости от успешности в учебе. Любопытно, что среди студентов 3-й группы (обучающихся на «3» и «4») самый высокий показатель по общему уровню социального интеллекта и по субтесту 4. Можно предположить, что студенты, составляющие данную группу, более пластичны, социально адаптивны и грамотны, к успехам в учебной деятельности относятся спокойно, используют конструктивные стратегии поведения в стрессовых ситуациях (например, во время экзаменов). Данное предположение позволяет выдвинуть ряд новых гипотез для дальнейшего исследования темы успешности в учебной деятельности и уровня развития социально-психологических компетенций.

Литература

1. Ишков А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.

2. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : мо-ногр. М. : Флинта, 2013.

3. Ишков А.Д., Магера Т.Н., Милорадова Н.Г. [и др.]. Адаптация научно-педагогических кадров строительной отрасли к структурным изменениям системы образования (в рамках интеграции в мировое образовательное пространство) / под ред. А.Д. Ишкова. М. : МГСУ, 2010.

4. Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. Формирование социально-психологической компетентности в системе подготовки конкурентоспособных специалистов в строительной отрасли: учеб. пособие. М. : Архитектура-С, 2009.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. 5-е изд. М. : Изд-во УРАО, 1999.

6. Леонтьев М.Г. Психолого-педагогические факторы эффективности обучения в национальном университете // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: сб. тр. Междунар. науч. конф. (17-19 окт. 2012 г.). М. : МГСУ, 2012. С. 678-680.

7. Магера Т.Н. Актуальные компетенции студентов и преподавателей научно-исследовательских институтов [Электронный ресурс] // Интернет-

вестн. Волг^СУ. Сер. : Политематическая. 201З. Вып. З(28). URL: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/ Magera-2013_3(28).pdf.

8. Mилорадова Н.Г. Психология: шаг к себе -другим навстречу. M. : Флинта, 201З.

9. Пат. 2З0З467 Российская Федерация. Способ диагностики базовых смысловых установок человека. № 2006100722/14. Заявл. 10.01.2006; опубл. 27.07.2007, Бюл. № 21.

10. Чернышев ATO. Значение личностных компетенций молодого специалиста инвестиционностроительной сферы в процессе построения карьеры // Строительство - формирование среды жизнедеятельности: сб. тр. Пятнадцатой Mеждунар. меж-вуз. науч.-практ. конф. молодых ученых, докторантов и аспирантов 25-27 анр. 2012 г., Mосква. M. : І^СУ, 2012.

* * *

1. Ishkov A.D. Svyaz komponentov samo-organizatsii i lichnostnyih kachestv studentov s uspeshnostyu v uchebnoy deyatelnosti : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2004.

2. Ishkov A.D. Uchebnaya deyatelnost studenta: psihologicheskie faktoryi uspeshnosti : monogr. M. : Flinta, 201З.

3. Ishkov A.D., Magera T.N., Miloradova N.G. [i dr.]. Adaptatsiya nauchno-pedagogicheskih kadrov stroitelnoy otrasli k strukturnyim izmeneniyam sistemyi obrazovaniya (v ramkah integratsii v mirovoe obrazovatelnoe prostranstvo) / pod red. A.D. Ishkova. M. : MGSU, 2010.

4. Ishkov A.D., Miloradova N.G. Formirovanie sotsialno-psihologicheskoy kompetentnosti v sisteme podgotovki konkurentosposobnyih spetsialistov v stroitelnoy otrasli: ucheb. posobie. M. : Arhitektura-S, 2009.

5. Kulagina I.Yu. Vozrastnaya psihologiya: razvitie rebenka ot rozhdeniya do 17 let / Un-t Ros. akad. obrazovaniya. 5-e izd. M. : Izd-vo URAO, 1999.

6. Leontev M.G. Psihologo-pedagogicheskie faktoryi effektivnosti obucheniya v natsionalnom universitete // Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroitelnoy nauke i obrazovanii: sb. tr. Mezhdunar. nauch. konf. (17-19 okt. 2012 g.). M. : MGSU, 2012.

S. 678-680.

7. Magera T.N. Aktualnyie kompetentsii studentov i prepodavateley nauchno-issledovatelskih institutov [Elektronnyiy resurs] // Internet-vestn. VolgGASU. Ser. : Politematicheskaya. 201З. Vyip. З(28). URL: http:// vestnik.vgasu.ru/attachments/Magera-2013_3(28).pdf.

8. Miloradova N.G. Psihologiya: shag k sebe -drugim navstrechu. M. : Flinta, 201З.

9. Pat. 2303467 Rossiyskaya Federatsiya. Sposob diagnostiki bazovyih smyislovyih ustanovok cheloveka. № 2006100722/14. Zayavl. 10.01.2006. оpubl. 27.07.2007, Byul. № 21.

10. ChemyishYov A.Yu. Znachenie lichnostnyih kompetentsiy molodogo spetsialista investitsionno-stroitelnoy sferyi v protsesse postroeniya kareryi // Stroitelstvo - formirovanie sredyi zhiznedeyatelnosti: sb. tr. Pyatnadtsatoy Mezhdunar. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. molodyih uchenyih, doktorantov i aspirantov 25-27 apr. 2012 g., Moskva. M. : MGSU, 2012.

Social and psychological competence and successfulness of educational work of students of Moscow State University of Civil Engineering

There is researched the correlation of successfulness of 1st and 2nd year students of Moscow State University of Civil Engineering with such social and psychological peculiarities as self-assessment and social intellect.

Key words: successfulness of educational work, selfassessment, social intellect.

(Статья поступила в редакцию 13.05.2014)

ЕЮ. кОНЮхОВА (Екатеринбург)

воспитание нормально видящих детей раннего возраста незрячими И слабовидящими родителями: сравнительный анализ проблем и рекомендации

по ИХ РЕШЕНИЮ*

Приводятся данные социологического исследования проблем, возникающих у незрячих и слабовидящих родителей Уральского региона, воспитывающих нормально видящих детей раннего возраста. Предложен перечень рекомендаций по разрешению выявленных проблем.

Ключевые слова: незрячие и слабовидящие родители, родители-инвалиды по зрению, проблемы родителей с нарушениями зрения.

В настоящее время в науке и в практике объектом пристального внимания являются проблемы различных категорий семей. При этом усилия ученых, практиков, законотвор-

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 14-36-01005).

© Конюхова Е.Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.