Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации в формировании образа спортивного тренера'

Роль средств массовой информации в формировании образа спортивного тренера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
374
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ТРЕНЕРА (ИМИДЖ) / НЕСПОРТИВНАЯ ПРЕССА / БОЛЬШОЙ СПОРТ / ФУТБОЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / IMAGE OF COACH (IMAGE) / UNSPORTSMANLIKE PRESS / GREAT SPORT / FOOTBALL / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волосова Евгения Борисовна

Исследованы закономерности формирования образа тренера в большом спорте на основе анализа публикаций в неспортивной прессе. Выделены следующие закономерности: основное внимание пресса уделяет тренерам ведущих клубов и национальной сборной по футболу; дается характеристика различным элементам имиджа спортивного тренера как факторам эффективности его деятельности; наблюдается резкая смена оценок личности и деятельности тренера от позитива к негативу; тренер в большом спорте рассматривается как зависимая фигура, как часть бюрократической машины управления спортом в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Волосова Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MASS MEDIA IN SHAPING THE IMAGE OF A SPORTS COACH

Regularities in the formation of an image of a coach in big sports are studied on the basis of analysis of publications in the non-sports press. The following regularities are distinguished: the press focuses on the coaches of the leading clubs and the national football team; Characterizes various elements of the image of the sports coach as factors in the effectiveness of his activities; There is a sharp change in the assessments of the personality and activity of the trainer from positive to negative; Coach in big sports is seen as a dependent figure, as part of the bureaucratic machine of sports management in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в формировании образа спортивного тренера»

PECULIARITIES OF PREPARATION OF YOUNG SPORTSMEN WITH REGARDING THE SPECIFICITY OF INFLUENCE OF FLORBOL ON THE FORMATION

OF THE CORRECT OVEN

A.V. Bykov, E.A. Bagretsova

The research data of the state of the posture of young floorballers are presented and the means and methods of sports training are recommended, taking into account the prevention of the negative influence of floorball on physical development.

Key words: floorball, young athletes, posture, asymmetry, power endurance, flexibility.

Bykov Anatolii Valentinovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, floorball@list.ru, Russia, Severodvinsk, Department of Physical Culture and Sport, branch of NARFU in Severodvinsk,

Bagretsova Ekaterina Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, teacher, katri-na@mail.ru, Russia, Severodvinsk, Department of Physical Culture and Sport, branch of NARFU in Severodvinsk

УДК 796.01:316.77

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА

Е.Б. Волосова

Исследованы закономерности формирования образа тренера в большом спорте на основе анализа публикаций в неспортивной прессе. Выделены следующие закономерности: основное внимание пресса уделяет тренерам ведущих клубов и национальной сборной по футболу; дается характеристика различным элементам имиджа спортивного тренера как факторам эффективности его деятельности; наблюдается резкая смена оценок личности и деятельности тренера от позитива к негативу; тренер в большом спорте рассматривается как зависимая фигура, как часть бюрократической машины управления спортом в РФ.

Ключевые слова: образ тренера (имидж), неспортивная пресса, большой спорт, футбол, профессиональная деятельность.

Влияние СМИ на современных людей является огромным. В массовом сознании конструируются образы и представления, которые воспринимаются людьми в качестве истинных и поэтому редко подвергаются критическому анализу. Современный человек доверяет информации, полученной через СМИ.

Согласно социологическим опросам 2016 года большинство россиян, испытывая интерес к спорту, в тоже время не стремится к его глубокому и всестороннему изучению. Для обычного российского гражданина основным источником информации выступают неспортивные информационные

источники - обычные телевизионные каналы, новостные сайты, рубрики о спорте в обычных газетах. Даная ситуация обусловила цель нашего исследования - показать участие неспортивной прессы в формировании образа спортивного тренера.

Предметом анализа является образ тренера в большом спорте, создаваемый на страницах федеральной и региональной неспортивной прессы в конце 2015 г. и в течение 2016 г.

Обзор рубрик о спорте, представленный на страницах газет «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Байкальские вести» и др., дает возможность выделить ряд закономерностей формирования образа тренера.

Во-первых, наибольшее внимание журналисты уделяют большому футболу, и соответственно тренерам национальной сборной. Этот факт доказывает статистический анализ публикаций, посвященных федеральному и региональному спорту. На втором месте по количеству публикаций находится хоккей с шайбой. В силу приоритета внимания современных СМИ к футболу тренерский состав в остальных видах спорта, может быть менее привлекательных с точки зрения коммерции, упоминается значительно реже. Образ главного тренера национальной сборной по футболу как наиболее часто представленный в неспортивной прессе, ассоциируется в массовом сознании с тренером вообще, его достоинствами и недостатками. За границей нашего знания остаются люди, работающие в других видах спорта и с командами разного уровня.

Во-вторых, авторы публикаций проводят мысль о том, что эффективность профессиональной деятельности тренера во многом зависит от его личностных и профессиональных качеств, которые могут служить средством воздействия и побуждения спортсменов в направлении высоких достижений [1-10]. К таким качествам относятся независимость в суждениях и поступках, требовательность, умение настроить команду, проявление заботы о подопечных, индивидуальный стиль работы, способность защитить команду в любой ситуации. Мешают излишний демократизм в отношениях со спортсменами, шаблонное мышление в тренировочной и соревновательной деятельности, зависимость от начальства, самоуничижение, принцип «цель оправдывает средства».

Ряд элементов имиджа имеет нейтральное значение, например, размер заработной платы.

Соответственно указанным качествам в прессе 2016 г. читателям предлагаются различные образы тренеров: «идеальный» (Бердыев К., Черчесов С., Газзаев В., Винер И., Данченко Т., Гончаренко В.), «провальный» (Знарок О.), «тренер-папа», «противоречивый» (Тарасов А., Романцев О.). Например, Станислава Черчесова называют «человек-тигр», которого побаиваются игроки и чиновники, он требовательный и даже злой, из него нельзя вить веревки [2]. Приводится золотой принцип И. Винер, помогающий успешному руководству сборной России по художественной

гимнастике: «любой человек, участвующий в подготовке чемпионов, не должен быть забыт, обделен вниманием, премиями» [8]. В. Колосков вспоминает, что А. Тарасов был великолепным актером и мог специально обижать людей, их провоцировать, чтобы они шли на лед и побеждали [6]. О. Романцев по воспоминаниям В. Колоскова, был сложным, закрытым, выпивающим человеком. Но его не интересовал вопрос денег, он даже не знал, сколько получает. Правда и дела у сборной по футболу шли не лучшим образом.

В-третьих, в оценках журналистов наблюдается следующая тенденция. Первоначально они предлагают читателю исключительно позитивную информацию о конкретном тренере, доходящую до эйфории. В дальнейшем, поскольку считается, что любая команда - зеркало тренера, после нескольких серьезных неудач мнения о нем резко меняются. Соответственно, на первый план выходят его недостатки. Качества, ранее превозносимые, вдруг становятся негативными, что видно на примере публикаций, посвященных, как иностранным тренерам (Хиддинку Г., Адвокату Д., Капелло Ф.), так и российским (Слуцкому Л., Знарку О.).

Информация о Леониде Слуцком, заменившем Ф. Капелло на посту главного тренера сборной России по футболу, появляется в прессе с 2015 г. Первоначально данная информация была исключительно позитивной, что вызывалось эйфорией по поводу прихода своего - российского -специалиста. С ним связывались надежды на успехи сборной по футболу в международных соревнованиях. В. Мутко называл Л. Слуцкого оптимальным вариантом в сложившейся ситуации. Образ нового тренера складывался из его профессионального и человеческого поведения: есть амбиции, но он не просился на пост главного тренера сборной; ему не платят зарплату, а только бонусы за результат; его интересует игра команды и возможности игроков [7]. Имидж Л. Слуцкого был таков: «мужик родом из Волгограда; ничего не просит; не гнушается учиться» [9]. Его сравнивали с Г. Хиддинком - оба демократы («там практически ничего не запрещено, нет железного занавеса»). Демократический стиль поведения Л. Слуцкого в отношении членов сборной рассматривался на тот момент как эффективный. Болельщиков и любителей стал интересовать внутренний мир тренера, который рассказывал о себе в интервью: «Я живу как будто в другом мире по сравнению с обычными людьми. У меня в голове ЦСКА, сборная, игроки, проблемы, тактика..» [10].

Однако после поражения сборной на чемпионате Европы в июне 2016 г. отношение к Л. Слуцкому меняется. Оценки разделились. Часть обозревателей продолжают поддерживать его позитивный образ [7]. Тем более что главный тренер повинился перед болельщиками за поражение на чемпионате, сказав, что не справился с обязанностями, переоценил свои возможности совмещения двух постов (в сборной и в ЦСКА), готов уйти с должности главного тренера сборной. Был сделан вывод - поражение сборной не является его виной; это внутренние проблемы самой команды

(оторванность от народа, отсутствие командного духа, сыгранности, воли к победе, мотивации). Журналисты стали подчеркивать, что футболист как любой человек может иметь как достоинства, так и недостатки.

Осенний этап чемпионата России-2016 ЦСКА заканчивает на третьем месте, отставая от лидера «Спартака» на 8 очков. Практически все публикации в прессе становятся критическими [1]. О Л. Слуцком пишут, что он ошибся с тактикой, перегорел, принимает шаблонные решения, не имеет свежих идей, не может настроить команду на победу. Стали известны его слова «игроки у нас - дерьмо», «в стране нет футбола», сказанные по поводу провала национальной сборной. Формируется его новый имидж -«зависимый демократ».

В-четвертых, тренер в большом спорте рассматривается как фигура, зависимая от чиновников и олигархов, которая самостоятельно не может ничего решать. Это только кажется, что в вопросах допинга именно тренер решает ряд важных вопросов: какими методами он хочет добиться побед своих подопечных, употребляет спортсмен то или иное вещество или нет. Однако ситуация с допингом является гораздо сложнее, чем на поверхности. В спортивном мире действует негласное правило, что «не пойман - не вор; победителей не судят». Тренера принуждают обеспечить результаты любым путем, даже путем использования допинга [3].

В-пятых, тренер характеризуется как часть бюрократической системы управления российским спортом. В прессе проводится мысль, что по большому счету неважно каковы его профессиональные и личностные качества: «Гус ушел, потом Дик, потом Фабио. Потом пришел Слуцкий. 10 лет минуло. А все то же» [11]. Если система находится в кризисе, то один человек не в силах что-то изменить. Это показала ситуация со Л. Слуцким: «он смог оживить «труп» сборной, доставшейся в наследство от Капелло. А то, что его поцелуя мертвой царевне не хватило, так это не его вина. Это там, на футбольном верху, потеряли 6-7 лет, а может, и еще что-то вроде совести» [11].

Подведем итог. Выделяются следующие закономерности в формировании образа спортивного тренера на страницах неспортивной прессы: основное внимание уделяется тренерам ведущих клубов и национальной сборной по футболу как наиболее зрелищному и коммерчески привлекательному виду спорта; дается характеристика различным элементам имиджа спортивного тренера как факторам эффективности его деятельности; наблюдается резкая смена оценок личности и деятельности тренера от позитива к негативу в зависимости от успеха возглавляемой им команды; тренер в большом спорте рассматривается как зависимая фигура, как часть бюрократической машины управления спортом в РФ.

Данные закономерности можно рассматривать в качестве механизмов формирования образа тренера в массовом сознании россиян.

Список литературы

1. А дерби-то ненастоящее! // Аргументы недели. 2 ноября 2016 г. № 43. С. 17.

2. Встречайте - человек-тигр Станислав Черчесов! // Аргументы недели. 21 июля 2016. № 28. С. 17.

3. Гранцев Д. Безбарьерная среда // Аргументы и факты. 2016. № 37.

С. 35.

4. Знарок теперь не имеет права на ошибку // Аргументы недели. 24 декабря 2015 г. № 49. С. 17.

5. Знаю, что папа не предаст в трудный момент // Аргументы недели. 29 декабря, 2016. № 51. С. 19.

6. Колосков В. В поле каждый Колосков? // Аргументы и факты. 2016. № 23. С. 13.

7. Рабинер И. Я устал, я ухожу // Пятница. 2016. № 48.

8. Ривин С. О спорт, ты - кто? // Аргументы и факты. 2015. № 43.

С. 27.

9. Ривин С. Спектакль окончен // Аргументы и факты. 2015. № 42.

С. 7.

10. Слуцкий Л. Мне никогда не бывает скучно с самим собой // Аргументы недели. 24 декабря 2015. № 49. С. 16.

11. Хесина В. Все кому не Лёнь! // Аргументы и факты . 2016. № 25.

С. 20.

Волосова Евгения Борисовна, канд. филос. наук, доц., Volosova1961@rambler.ru, Россия, Иркутск, филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

THE ROLE OF MASS MEDIA IN SHAPING THE IMAGE OF A SPORTS COACH

E.B. Volosova

Regularities in the formation of an image of a coach in big sports are studied on the basis of analysis of publications in the non-sports press. The following regularities are distinguished: the press focuses on the coaches of the leading clubs and the national football team; Characterizes various elements of the image of the sports coach as factors in the effectiveness of his activities; There is a sharp change in the assessments of the personality and activity of the trainer from positive to negative; Coach in big sports is seen as a dependent figure, as part of the bureaucratic machine of sports management in Russia.

Key words: image of coach (image), unsportsmanlike press, great sport, football, professional activity.

Volosova Evgenia Borisovna, candidate of philosophical Sciences, associate professor, Volosova1961@rambler.ru, Russia, Irkutsk, Russian State University of Physical Education, Sport, Management and Tourism, Irkutsk branch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.