КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ ВРАТАРЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОЛКИПЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВО ФЛОРБОЛЕ
Анатолий Валентинович Быков, старший преподаватель, филиал «Севмашвтуз» ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» (СПбГМТУ), мастер спорта России по флорболу, главный тренер женской сборной команды «Наука» по флорболу
Андрей Александрович Ленин, тренер флорбольного клуба «Наука»,
г. Северодвинск
Аннотация
В статье рассматривается классификация элементов техники игры вратаря во флорболе, а также представлены результаты собственных исследований соревновательной деятельности голкиперов высокой квалификации.
Ключевые слова: флорбол, техника игры вратаря, классификация техники, соревновательная деятельность.
CLASSIFICATION OF GOALKEEPER’S TECHNIQUE AND RESEARCH OF KEEPER’S PLAY OF HIGH QUALIFICATION IN FLOORBALL
Anatoly Valentinovich Bykov, the senior teacher, branch «Sevmashvtuz» of Saint-Petersburg state marine technical university in the city Severodvinsk, master of sports on floorball, head coach of women’s floorball team «Nauka»
Andrey Aleksandrovich Lenin, trainer of floorball club «Nauka»,
Severodvinsk
Abstract
Classification of goalkeeper’s technique in floorbal and research of keeper’s play are discussed in the article.
Keywords: floorball, goalkeeper’s technique, classification of technique, competition in floorball.
Флорбол (floorball) - молодой, набирающий популярность игровой вид спорта. Развивающийся с начала девяностых годов в Российской Федерации, он стал, в настоящее время, одним из доступных и универсальных видов командных спортивных игр.
Флорбол, или хоккей в зале, характеризуется наличием техники, которая имеет свои особенности и характеристики. В целях системного представления, рационального и последовательного изучения техники игры педагогически целесообразно большой и разнообразный по составу объем технических приемов игры распределить по разделам и группам на основе сходных признаков.
К числу критериев, по которым можно классифицировать технические приемы в спортивных играх, относят: характер и специфику деятельности; целевое назначение приема и группы приемов в игровой деятельности; схожесть приемов по биомеханической структуре движения [5].
Во флорболе деятельность каждого игрока команды имеет свою направленность, соответственно которой спортсменов различают по амплуа: вратарь и полевые игроки (крайние нападающие, центральные нападающие, защитники) [В]. При этом особенность игры голкипера состоит в том, что он защищает ворота в стойке на коленях.
Анализ доступной отечественной и зарубежной научно-методической литературы по флорболу показал, что практически полностью отсутствуют данные о технике игры вратаря. В связи с этим, нами была предпринята попытка систематизации элементов техники голкипера во флорболе (табл. 1).
Таблица 1
Классификация техники игры вратаря во флорболе_________________
№ Элементы техники | Способ выполнения | Детализация техники
1. Стойка
1.1. «Высокая» стойка Стоя на коленях Кисти рук на уровне головы
1.2. «Средняя» стойка Кисти рук на уровне плечевого сустава
1.3. «Низкая» стойка Кисти рук на уровне бёдер
2. Техника перемещения
2.1. Приставными шагами, стоя на коленях Напоминает приставной шаг Выполняется только в сторону (вправо, влево)
2.2. На коленях толчком одной рукой от пола Вратарь отталкивается от поверхности игровой площадки и скользит по её поверхности Вперёд, назад, в сторону
2.3. На коленях толчком двумя руками от пола
2.4. Отталкиванием ногой от пола со стойки на колене
2.5. Смешанный тип Отталкивание происходит с помощью разноимённого движения конечностей
2.б. «Переход» Из стойки на коленях с упором на руку выполняется вынос ноги в сторону. Далее из положения сед на пятке, толчком одноименной руки и ноги выполняется скольжение в стойке на коленях по поверхности игровой площадки Выполняется в сторону для перемещения от одной штанги ворот к другой
3. Техника противодействия и овладения мячом
3.1. Парирование (отражение, отбивание): Направленное и ненаправленное, в падении
3.1.1. Ногой В выпаде, шпагате, полушпага-те, махом ноги в падении
3.1.2. Туловищем Любой частью туловища
3.1.3. Одной рукой В падении или другим способом
3.1.4. Двумя руками
3.1.5. Головой
3.2. Ловля:
3.2.1. Двумя руками Скорость полёта мяча гасится с помощью уступающего движения рукой (руками). При незначительной скорости полета мяча делается движение навстречу мячу -
3.2.2. Одной рукой
3.3. Накрывание Производится одной или двумя руками после броска вперёд («рыбка» в волейболе), затем руки подтягиваются к груди Эффективный способ перехвата мяча в игре, при выходах «один на один», буллитах, а также при отскоках мяча от лицевого борта в непосредственной близости от ворот
4. Техника нападения
4.1. Передача: Предварительно встав на ноги, вратарь вводит мяч в игру рукой, с места или с разбега Сбоку, снизу, сверху с ударом в пол, с финтом (с ложным замахом, из-за спины, спиной к полю, с переводом мяча в противоположную сторону, между ногами)
4.1.1. Прямая
4.1.2. Навесная
В табл. 1 представлены и систематизированы основные технические приемы игры голкипера во флорболе. Все элементы техники, образуя единую систему, разбиты на четыре группы: 1) стойка; 2) элементы техники перемещения; 3) элементы техники противодействия и овладения мячом; 4) элементы техники нападения.
Объективная оценка соревновательной деятельности имеет значение в оптимизации подготовки высококвалифицированных спортсменов [6]. С другой стороны, она является тем ориентиром (моделью), к которому необходимо стремиться при подготовке спортивного резерва.
В качестве информативных критериев соревновательной деятельности специалисты предлагают использовать показатели объема, разносторонности и эффективности технических действий [7, 4].
На основании разработанной нами классификации техники игры вратаря, используя видеозаписи выступлений (15 игр чемпионата мира 2006 и 2008), был проведен анализ соревновательной деятельность игры голкиперов высокой квалификации во флорболе, результаты которого представлена в табл. 2. Оценивалась игра вратарей ведущих сборных команд мира Чехии, Финляндии, Швеции и Швейцарии (П. Кафка, Х. Тойвониеми, П. Ниемминен, П. Сьёгрен, Р. Тёнц).
Таблица 2
Общие показатели соревновательной деятельности вратарей высокой квалифи-
кации во флорболе
Элементы техники Количество элементов за игру Процентное соотношение Эффективность
Элементы техники перемещений 96±27 72% -
Парирование 20±6 14,6% 81,5
Ловля 5±1 3,8% -
Накрывание 4±2 3,2% -
Передача 8±2 6,4% 82,5
Общее число технических приёмов 133±35 100% -
Предложенная нами классификация, построенная на научно-обоснованных критериях, позволила провести анализ соревновательной деятельности высококвалифицированных вратарей во флорболе и дала возможность определить качественные и количественные характеристики игровой деятельности голкиперов ведущих сборных команд мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булкин, В.А. Управление процессом предсоревновательной подготовки спортсменов // Управление процессом подготовки спортсменов : материалы IV Все-рос. науч.-метод. конф. - Л., 1979. - С. 10-13.
2. Годик, М. А. Контроль и управление нагрузками в футболе // Футбол : ежегодник. 1981 / сост. В.П. Климин, С. А. Савин. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - С. 74-77.
3. Игнатьева, В.Я. Гандбол : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / В.Я. Игнатьева. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 200 с. : ил.
4. Лисенчук, Г. А. Управление подготовкой футболистов : монография / Г. А. Лисенчук. - Киев : Олимпийская литература, 2003. - 273 с.
5. Методика оценки контроля технико-тактических действий хоккеистов высокой квалификации / В.П. Савин, В. С. Львов, Н.Н. Урюпин, Л.В. Вайсфельд // Хоккей : ежегодник. 1986 / сост. В.М. Колузганов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - С. 4649.
6. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Савин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.
7. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В.М. За-циорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с. : ил.
8. Сутугина, Л.Н. Исследование особенностей соревновательной деятельности флорболисток высокой квалификации // Сборник научных трудов аспирантов Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры. - СПб., 2007. - С. 110-115.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Юлия Алексеевна Васильковская, старший преподаватель,
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела (СГУТиКД)
Аннотация
Рассматриваются особенности использования спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании студентов вуза, что оказывает существенное влияние на эффективность построения регламентированных занятий.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, физическое воспитание студентов.
THE PECULIARITIES OF THE USE OF SPORTS AND HEALTH IMPROVEMENT TOURISM IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS Yulia Alekseevna Vasilkovskaya, the senior teacher,
Sochi State University for tourism and recreation,
Sochi
Abstract
We have examined the peculiarities of the use of sports and health improvement tourism in physical education of high school students that have an essential influence on the efficiency of construction of the regulated lessons.
Keywords: sports tourism, physical training of students.
ВВЕДЕНИЕ
Объём изучаемого студентами учебного материала, напряжённость умственного труда значительно возросли, особенно в последнее время. Студент все больше времени проводит в библиотеке, за компьютером и т.д., что значительно снижает его двигательную активность. Регламентированные занятия физической культурой в вузе со студентами призваны повысить функциональные возможности, улучшить физическую подготовленность, увеличить адаптационный резерв организма и т.д. Уровень физической подготовленности во многом обусловливает возможность освоения студентом всех остальных ценностей и, в этом контексте, является основой, без которой сам процесс получения высшего образования становится малоэффективным. Таким образом, расширение адаптационных резервов организма студента является одной из основных задач физического воспитания, что подчеркивает актуальность настоящего исследования. При этом следует отметить, что потенциальные возможности спортивнооздоровительного туризма используются в ходе физического воспитания студентов недостаточно.
Целью настоящего исследования явилось научное обоснование организации и регионального использования туристских походов в горах для оздоровления студентов не физкультурных вузов в рамках регламентированных занятий по физическому воспитанию.
В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что использование туристских походов в рамках регламентированных занятий по физическому воспитанию будет более эффективным, если будут учитываться:
- эффект от выявленного влияния туристского пешеходного похода на организм студентов;