функций лидера группы, признание этических отношений, гибкость и видение ключевых факторов эффективности профессиональной деятельности.
Литература
1. Индивидуальность и способности /под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1994.
2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности.- М., 2000.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2000.
4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М., 2000.
5. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М., 1999.
6. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1960.
7. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. - Л., 1975.
8. Организационная психология / под ред. Л.В.Винокурова, П.П.Скрипюка. - СПб., 2000.
9. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2000.
10. Теплов Б.М. Ум полководца // Ученые записки МГУ им. М.В. Ломоносова.- 1945. - Вып. 90.
11. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.
13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. - М., 1996.
14. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992.
15. Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб., 2002.
Анонова Светлана Иннокентьевна - старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected].
Anonova Svetlana Innokentievna - senior teacher of general and social psychology department of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]
УДК 316.6 С.П. Федорова
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПАРЫ «ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН»
В статье приводятся результаты социометрического анализа особенностей социально-психологического взаимодействия пары «тренер-спортсмен». Выявлены различия эмоциональной вовлеченности представителей индивидуальных и групповых видов спорта с изменением социометрического статуса тренера.
Ключевые слова: пара «тренер-спортсмен», социально-психологическое взаимодействие, социометрический анализ, индивидуальные и групповые виды спорта.
S.P. Fyodorova
SOCIOMETRIC ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF A PAIR «COACH-ATHLETE» SOCIAL-PSYCHOLOGICAL INTERACTION
The article presents the results of sociometric analysis of social and psychological interaction of a pair «coach-athlete.» Differences of emotional involvement of individual and group sports representatives with change of trainer’s sociometric status are revealed.
Keywords: pair «coach-athlete», social and psychological interaction, sociometric analysis, individual and group sports.
Социометрический анализ спортивных команд индивидуального и группового видов спорта. Спортивная психология сегодня - это комплексное направление психологической науки и практики, использующее достижения всех областей психологии. Комплексность спортивной психологии предопределяется предметом исследований, содержанием которого является развитие всей сферы личности спортсмена, начиная от моторного компонента до формирования «Я-концепции» и заканчивая изучением социально-психологической структуры спортивной группы. При этом, как показывает анализ исследований, помимо тщательного изучения мотивации занятий физической культурой и спортом акцент все более смещается к изучению социально-психологических факторов, определяющих достижения высоких результатов.
Основным направлением данного исследования было изучение особенностей взаимодействия пары «тренер-спортсмен» в игровых (баскетбол) и индивидуальных (фехтование) видах спорта. На наш
взгляд, специфика игрового (командного) спорта никак не исключает диадного взаимодействия тренера со спортсменом. Более того, работа тренера с игровой командой требует от него дополнительных профессиональных качеств, позволяющих одновременно руководить и группой в целом, и игроками индивидуально. Проблемой психологического взаимодействия в группе занимались многие отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов и др.). Вопросы специфики и особенностей целеориентированных социальных действий изучались в работах Г.М. Андреевой, А.И. Донцова и др. Специфика спортивной деятельности подробно рассматривалась в трудах П.Ф. Лес-гафта, П.А. Рудика, А.Л. Гройсман, Л.Д. Гиссен, Р.Г. Натадзе и др. Целесообразность психокоррекционных воздействий в спортивной педагогике и психологии обосновывают Б.А. Вяткин, О.В. Дашкевич, В.Э. Мильман, А.В. Родионов, Н.А. Худадов и др. Вместе с тем проблема психологического взаимодействия пары «тренер-спортсмен» в индивидуальных и групповых видах спорта изучена еще не достаточно.
Важность исследования малых групп определяется тем, что с первых дней своей жизни человек не просто испытывает на себе влияние малой группы, в которую включен, но и получает в ней и через нее информацию о внешнем мире и, преобразуя данную информацию, организует свою деятельность. При исследовании внутригруппового структурирования обычно большее внимание уделяется либо высоко статусным членам группы, в основном лидерам, либо проблемам аутсайдеров, выясняя причины их неблагоприятного положения в группе. Совсем небольшая доля исследований, направленных на изучение средних членов группы, являющихся не только самой большой стратой в группе, но и самой большой частью общества, и, следовательно, имеющей большой потенциал и возможность влиять на внутригрупповые и индивидуальные процессы. Другими словами, специфика взаимоотношений членов группы определяет жизнедеятельность и стабильность группы в целом.
В статье рассматриваются результаты социометрического анализа, особенности социальнопсихологического взаимодействия пары «тренер-спортсмен» в игровых и индивидуальных видах спорта. Сбор данных проходил на базе ДЮСШ и СДЮШОР г. Улан-Удэ и Москвы. В основном исследовании участвовало 14 команд детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) и специальной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва (СДЮШОР) г. Москвы. Общий объем выборки: 231 юный баскетболист (114 юношей и 117 девушек), 14 тренеров (7 мужчин и 7 женщин) и 36 фехтовальщиков (13 рапиристок и 23 саблиста), 7 тренеров (6 мужчин и 1 женщина). Все испытуемые были распределены на выборки с учетом факторов гендера и возраста.
В социометрии испытуемым были предложены вопросы, направленные на социальнопсихологическое изучение структуры группы по трем традиционным критериям: когнитивный, эмоциональный и инструментальный (поведенческий). Вопросы касались сугубо профессионального взаимодействия в самом непосредственном смысле этого значения: профессиональные (специально спортивные) навыки, умения и межиндивидные действия, касающиеся профессиональных умений, навыков и их приобретения.
В результате обработки получены практически идентичные, совпадающие варианты социометрических раскладов в группах по всем критериям. Это вызвало удивление и необходимость выяснения причин такой неразличимой картины. Оказалось, что в 87-90% испытуемые практически не видели разницы смысловых значений предъявляемых вопросов-критериев в контексте общей направленности выбора предпочитаемого партнера. Критерии в вопросах для них оказались не различимы. Испытуемые на деле продуцировали в основном эмоциональный фактор выбора партнера в тренировочной и соревновательной деятельности, непосредственно не связанных с предпочтением сугубо тактикотехнических (деловых) качеств спортсмена.
Выявленный социометрический статус тренера по совокупному критерию позволил, как указывалось выше, логически выделить три типа взаимосвязей «тренер - спортсмен», на основе чего все спортивные команды были поделены на три кластера: Тл («Тренер - лидер»), Тм («Тренер - маргинал»), Та («Тренер - аутсайдер»).
В первый кластер Тл вошли команды, где тренер занимает лидерские позиции, т.е. тренер - это член группы, набравший наибольшее число социометрических выборов. Кластер Тм состоит из команд, где тренер всегда выбираемый член группы, но не имеет абсолютного большинства социометрических выборов первой степени предпочтительности. Кластер Та составляют те команды, где тренер в результате социометрической процедуры оказался в числе не выбираемых и даже отвергаемых членов группы.
Социометрический анализ баскетбольных команд. В исследуемой выборке юношеских команд училищ олимпийского резерва кластер Тл представляют две баскетбольные команды: Д-14, Ю-14 (девушки 14 лет, юноши 14 лет). В обеих командах социометрическая структура идентична в своем соотношении статусного содержания. Характеризуется социометрическая структура команд кластера Тл следующими основными пунктами.
1. В команде есть лидер, потенциальный лидер, популярные игроки, называемые ведущими игроками, непопулярные называемые ведомыми игроками, и по одному отвергаемому игроку. В дальнейшем изложении наряду с данной терминологией будет применяться, как нам кажется, более традиционная в спортивной деятельности социометрическая градация, включающая статус лидера, маргинала, аутсайдера. Соответствие терминов: лидер - лидер и потенциальный лидер, маргинал - ведущий и ведомый игроки, аутсайдер - изолированный и отвергаемый игроки. Таким образом, в команде кластера Тл, где тренер признается явным лидером группы, выявляется полная представленность статусных позиций.
2. Преобладающими в команде являются ведомые игроки. Это те игроки, которые имеют больше отрицательных выборов, нежели положительных.
3. При неформальном лидерстве тренера среди высокостатусных представителей команды имеется по одной «звезде». «Звездой» в нашем исследовании признавался игрок, имеющий преобладающее количество положительных выборов и не имеющий ни одного отрицательного выбора, которому отдают предпочтение другие популярные члены этой группы.
4. Наличие в команде социометрического «изгоя». «Изгой» - отвергаемый игрок, имеющий преобладающее количество отрицательных выборов и не имеющий ни одного положительного. Надо сказать, в обеих командах это высокотехничный игрок. Из наблюдений - он несколько отстраненный, самодостаточный, уверенный, в игре - непосредственный, продуктивный, может быть излишне агрессивным.
5. Наличие 4-5 определенно обозначенных микрогрупп. Внутри каждой микрогруппы выявлены вполне устойчивые и тесные взаимосвязи, основанные преимущественно на игровой сыгранности. Между микрогруппами также имеются позитивные взаимосвязи, но достаточно слабые. Есть основание полагать, что сложившиеся микрогруппы в команде являются основой потенциальных игровых звеньев, т.к. основным принципом выбора было эмоциональное предпочтение игрового партнера в тренировочной и соревновательной деятельности.
6. Большое количество взаимных выборов в команде (у подавляющего большинства), как положительных (78%), так и отрицательных (68%). Положительных немного больше.
7. Социометрические индексы игроков (средние значения):
Таблица 1
Социометрические индексы спортсменое-игроеикое кластера Тл
Индекс Статусные группы игроков
Игроки-лидеры Игроки-маргиналы Игроки-аутсайдеры
Социометрический статус С 0,24 0,38 0,40
Эмоциональный статус Е] 0,44 0,40 0,37
Групповая сплоченность Од - 0,49 0,23
Из таблицы 1 видим тенденцию увеличения социометрического статуса при снижающемся индексе эмоционального статуса.
Показатели социометрического и эмоционального индексов различимы у лидеров, вероятно, оттого, что лидером является тренер. В остальной массе индексы социометрических статусов имеют небольшую разницу, что говорит об однородности эмоциональных предпочтений среди сверстников и особое отношение к тренеру.
В кластер Тм попали пять баскетбольных команд: Д-16, Ю-15, Дт-13, Дф-13, Ю-12. Основным признаком всех команд, составивших данный кластер, является признание тренера в неформальной структуре спортивного коллектива маргиналом, т.е., по результатам социометрии, тренер имеет статус либо ведущего члена группы, либо ведомого члена группы.
Во всех баскетбольных командах данного кластера обнаруживается идентичность основных структурных компонентов. Социометрическая структура кластера Тм характеризуется следующими пунктами:
1. Не все страты присутствуют в командах данного кластера. В командах Д-16 и Ю-15 не выявлен лидер, в то время как у 13-12-летних спортсменов один из сокомандников признается явным неформальным лидером. Все остальные статусы в командах представлены в полной мере, кроме категории «изолированный член группы».
2. В кластере Тм ни одна статусная страта не признается преобладающей, т.к. количество ведомых и ведущих игроков между собой практически равное. Разница в количестве ведомых и ведущих игроков в трех командах 2-3 человека в пользу ведомых.
3. Во всех командах, кроме одной (Ю-12), имеется по два наиболее популярных игрока, которые признаются социометрическими «звездами».
4. Во всех командах Тм присутствуют отвергаемые игроки (социометрические «изгои»). Более того, отвергаемых членов команды насчитывается от 3 до 6 человек, что нами признается как достаточно большое количество (в среднем 27,8%). Значительная многочисленность эмоционально не принимаемых игроков в команде - это примечательная характеристика данного кластера.
5. Во всех командах, кроме одной (Ю-12), выявляется по три микрогруппы, внутри которых диагностируются устойчивые равномерные взаимосвязи. Отмечаются тесные связи между микрогруппами в команде, что значительно нивелирует разнородность социометрической структуры. Вполне вероятно, что выбор игрового партнера не замыкается только на тренировочной и соревновательной деятельности. В Ю-12 все связи размыты, кроме одной тесно взаимодействующей пары.
6. В среднем у половины членов команды (56%) имеются взаимные положительные выборы. Взаимных отвержений гораздо меньше (36%), чем у Тл.
7. Социометрические индексы игроков (средние значения):
Таблица 2
Социометрические индексы спортсменое-игроеикое кластера Тм
Индекс Статусные группы игроков
Игроки-лидеры Игроки-маргиналы Игроки-аутсайдеры
Социометрический статус С 0,48 0,44 0,40
Эмоциональный статус Е] 0,48 0,49 0,48
Групповая сплоченность Од - 1,26 0,33
Социометрические индексы кластера Тм примечательны тем, что при относительной стабильности эмоционального статуса игроков всех уровней социометрический статус закономерно уменьшается по мере снижения игровой популярности (табл. 2). Социометрический и эмоциональный статус лидеров - равный. Индекс групповой сплоченности в группе маргиналов наиболее высокий из всей выборки вообще. Таким образом, статусная группа маргиналов при тренере-маргинале выказывает наиболее высокие показатели сплоченности, сработанности, а следовательно, и взаимодействия.
В кластере Та представлено наибольшее количество исследуемых нами команд: Д-16, Ю-16, Д-15, Ю-15, Д-14, Ю-13, Ю-12. В данную категорию вошло 7 спортивных юношеских коллективов училищ олимпийского резерва, в которых по результатам социометрического исследования тренер был признан аутсайдером, т.е. тренер имеет неформальный статус изолированного или отвергаемого члена группы. Социометрическая структура команд данного блока характеризуется следующими особенностями:
1. В кластере Та в основном присутствуют все статусные категории. В качестве особенностей выявляется то, что в четырех из семи командах отсутствует лидер вообще. В трех командах этого блока (Ю-16, Д-16, Ю-15) есть по одному лидеру, которые признаются в своем коллективе «звездами». Отсутствие лидерства в командах 12-14-летних спортсменов, вероятнее всего, объясняется их уровнем подготовленности и сформированное™ как команды при объективном условии: тренер-аутсайдер.
2. В кластере Та есть статусные группы популярных и непопулярных игроков. Ведомые члены группы имеют преобладающее количество, в среднем 51,6% (диапазон значений 44-64%); ведущие игроки составляют в среднем 26,3% команды (диапазон значений 14-36%). Категорию аутсайдеров составили изолированные и отвергаемые члены команды. Наличие изолированных игроков в данном блоке является его отличительной характеристикой. Примечательно то, что в четырех случаях из се-
ми тренер стал изолированным, помимо других участников социометрического исследования. Аутсайдеры в кластере Та составляют в среднем 18 % (где 6,4 % приходится на изолированных и 11,6 % на отвергаемых).
3. Во всех командах среди высокостатусных игроков есть по одной социометрической «звезде».
4. В половине команд выявляется по одной четко определенной микрогруппе. В остальных случаях границы между микрообъединениями достаточно размыты, чтобы выделить их в социометрические микрогруппы. То есть, в целом команды выглядят как одна большая микрогруппа с несколькими (1-2-3) диадами и триадами. Очевидно, что специфика спортивной деятельности предполагает ориентир руководителя на формирование спортивных звеньев в команде.
5. В обнаруженных микрогруппах и взаимодействующих парах определяются тесные взаимосвязи.
6. Примечательно то, что при достаточно большом количестве взаимных положительных выборов (62,7%), в блоке Та насчитывается достаточно мало взаимных отвержений (19,2%).
7. Социометрические индексы игроков (средние значения):
Таблица 3
Социометрические индексы спортсменое-игроеикое кластера Та
Индекс Статусные группы игроков
Игроки-лидеры Игроки-маргиналы Игроки-аутсайдеры
Социометрический статус С 0,64 0,47 0,30
Эмоциональный статус Е] 0,40 0,43 0,46
Групповая сплоченность Од - 0,77 0,22
Выявленная в таблице 3 закономерность социометрических индексов в кластере команд Та свидетельствует об аналогичной Тм и противоположной Тл тенденции механизмов сочетания социометрического и эмоционального статусов игроков. Специфика кластера Та в более значительном снижении социометрического статуса на фоне несколько увеличивающегося эмоционального статуса. Наблюдается обратно пропорциональная зависимость: чем выше человек занимает социальную позицию в пространстве своего спортивного коллектива, тем меньше он становится объектом эмоциональных предпочтений сокомандников, следовательно, меньшую активность в решении групповых задач вольно или невольно он проявляет. Индекс групповой сплоченности маргиналов выше, чем в Тл, но меньше, чем в Тм. Индекс групповой сплоченности прослойки аутсайдеров практически равен тому же индексу в Тл, и несколько ниже в Тм.
Итак, в результате социометрического анализа в большинстве обследованных баскетбольных команд наблюдаются достаточно высокий уровень психологического развития группы, в целом внешне благополучный эмоциональный баланс взаимных отношений, слаженность инструментальноделовых контактов. Об этом свидетельствуют такие общие черты, обнаруженные во всех юношеских игровых командах, как:
- наличие всех статусных позиций,
- хорошо очерченные микрогруппы,
- особо популярные и непопулярные члены группы,
- преобладающее количество ведомых игроков,
- большое количество диад и триад,
- определенная связанность социометрических и эмоциональных индексов в кластерах Тл, Тм,
Та,
- высокая групповая сплоченность в «средних» структурах коллектива; и различные черты, обнаруженные в командах кластеров Тл, Тм, Та:
- с повышением неформального статуса тренера чаще встречаются крайние статусы игроков, социометрический индекс игроков понижается,
- социометрические индексы спортсменов-лидеров понижаются, а спортсменов-аутсайдеров повышаются,
- наиболее высокая групповая сплоченность кластера Тм и наиболее низкая в кластере Тл.
Социометрический анализ фехтовальных команд. Прежде всего, надо сказать, что под фехтовальной командой, как аналога баскетбольной команде, подразумевается группа спортсменов, зани-
мающихся у одного тренера. В дальнейшем, фехтовальная группа будет называться командой. Такая условность предпринимается для облегчения восприятия сравнительных аналогий между индивидуальным и игровым видами спорта. Возрастной диапазон исследуемых спортсменов-фехтовальщиков 12-14 лет.
Среди фехтовальных групп в кластере Тл тренеров-лидеров оказалось больше половины: 4 человека из 7 обследованных. Показатели данных команд несколько разнятся с показателями команд игровых видов спорта. И это естественно, так как специфика спортивной деятельности, безусловно, определяет механизмы и особенности внутригрупповой динамики и относительной статической структуры группы.
Кластер Тл:
1. Во всех фехтовальных командах присутствуют следующие статусные позиции: лидер, которым во всех случаях является тренер; ведущие и ведомые члены группы, которые составляют маргинальную прослойку команд. Аутсайдеры также присутствуют во всех четырех группах, но не во всех есть и изолированные и отвергаемые. Есть по одной команде, где есть только изолированный член группы и только отвергаемый.
2. Преобладающим статусом у фехтовальщиков, которые своего тренера признают лидером, является статус ведущего члена группы.
3. Лишь в одной команде лидер-тренер соответствует параметрам социометрической «звезды».
4. В фехтовальных командах кластера Тл хорошо очерченные микрогруппы не определяются. Границы микрогрупп размыты, коллектив выглядит аморфно, каждый спортсмен включен в небольшое сообщество с неопределенными границами, хотя парные взаимосвязи есть и они определяются как достаточно крепкие.
5. Положительных взаимных выборов достаточно много в сравнении с взаимными отвержениями. Противоречивых выборов среди равно статусных членов не выделено.
6. Социометрические индексы спортсменов-фехтовальщиков: средние значения просчитываются только в кластере Тл в виду достаточного количества команд (4).
Таблица 4
Социометрические индексы спортсменов-индивидуалъщиков кластера Тл
Индекс Статусные группы игроков
Игроки-лидеры Игроки-маргиналы Игроки-аутсайдеры
Социометрический статус С 0,61 0,41 0,39
Эмоциональный статус Е] 0,58 0,46 0,38
Групповая сплоченность Од 0,71 0,34
Из таблицы 4 видно, что с понижением индекса социометрического статуса понижается и индекс эмоционального статуса. Это означает, что эмоциональные предпочтения спортсменов в индивидуальном виде спорта полностью совпадают с деловыми предпочтениями партнера в тренировочной и соревновательной деятельности. Есть основание полагать, что чем выше уровень подготовленности спортсмена, тем больше его любят, уважают и эмоционально дружественно к нему относятся.
Кластеры Тм и Та включают в себя по две и одной команде соответственно. Социометрические структуры этих команд оказались аналогичными, за исключением некоторых особенностей. На наш взгляд, вполне целесообразно в изложении объединить аналитический обзор двух кластеров с указанием на специфические моменты каждого.
1. Социометрическая структура данных команд включает в себя только маргинальные статусы спортсменов: ведущих и ведомых членов группы. В команде, где тренер признается аутсайдером, выявляется один изолированный участник исследования, которым и является сам тренер. Таким образом, отсутствие крайних статусов (лидеров и отвергаемых, «звезд» и «изгоев») для этой категории оказывается примечательным.
2. Преобладающей статусной группой является группа ведомых спортсменов. Надо сказать, что преобладание относительно незначимое: ведомых членов группы больше всего на одного человека в каждой команде. Тренеры в кластере Тм занимают статус ведущего члена коллектива, эмоционально предпочитаемого партнера в тренировочной и соревновательной деятельности. Тренер в кластере Та не является эмоционально предпочитаемым деловым партнером, но и не отвергается спортсменами
вообще. Из наблюдений, анкетирования и интервью известно, что данный тренер (В.К. Филатов) часто выезжает, сопровождая юных спортсменов на различные соревнования.
3. В структуре взаимосвязей внутри каждой команды трудно выделить более-менее обособленные микросообщества. Поэтому вся команда принимается нами за внутренне сплоченную микрогруппу с хорошо установленными в большинстве своем тесными взаимными контактами. В кластере Та изолированный член команды не входит в основную субгруппу предпочтительно взаимодействующих спортсменов-фехтовальщиков.
4. Взаимных положительных выборов преобладающее большинство - 86%, взаимных отвержений - 20%. Противоречивых выборов нет.
5. Социометрические индексы маргинальной статусной группы в Тм и Та.
Таблица 5
Социометрические индексы спортсменов-индивидуалъщиков кластеров Тм и Та
Индекс Кластеры
Тм Та
Социометрический статус С 0,48 0,42
Эмоциональный статус Е] 0,50 0,33
Групповая сплоченность Од 0,95 0,67
Вычислить средние значения социометрических индексов спортсменов-фехтовальщиков в других статусных группах кластеров Тм (где 2 команды) и Та (где 1 команда), учитывая относительную малочисленность в сравнении с баскетбольными командами, представляется нам некорректным, а в некоторых случаях и невозможным.
Таким образом, социометрическая структура в командах индивидуального вида спорта во многом определяется спецификой деятельности. Данным социометрическим исследованием выявлены следующие особенности, которые характеризуют фехтовальные команды: совпадение формального и неформального статусов тренера, неопределенность социально-психологических границ внутри сообщества, устойчивость диад, близость эмоционального и инструментального критериев в диадах, отсутствие противоречивых взаимных выборов и, наконец, ясная прямо пропорциональная зависимость социометрических индексов с изменением статуса спортсменов.
Сравнительные особенности социометрических блоков в зависимости от неформального статуса тренера в команде. В таблице 6 приведены средние арифметические значения индексов социометрического статуса, эмоциональной экспансивности и индекса групповой сплоченности спортсменов индивидуального и игрового видов по выделенным в данном исследовании кластерам «тренер-лидер», «тренер-маргинал», «тренер-аутсайдер».
Таблица 6
Сравнение социометрических индексов
№ п/п Измеряемые параметры Тренер-лидер (Тл) Тренер-маргинал (Тм) Тренер-аутсайдер (Та) Р
Х+-Ш 8 Х+-Ш 8 Х+-Ш 8
Баскетбол
1 Социометрический статус (Сі) 0,52+-0,14 0,18 0,45+-0,08 0,1 0,35+-0,09 0,12 <0,01
2. Эмоциональный статус (Е|) 0,44+-0,1 0,12 0,45+-0,08 0,11 0,44+-0,07 0,1 <0,01
3 Сплоченность (Одг) - - 0,9+-0,49 0,71 0,26+-0,07 0,12 <0,05
Фехтование
1. Социометрический статус (Сі) 0,55+-0,2 0,24 0,43+-0,15 0,19 0,41+-0,16 0,20 <0,01
2. Эмоциональный статус (Е|) 0,53+-0,12 0,19 0,45+-0,13 0,15 0,41+-0,14 0,17 <0,01
3. Сплоченность (Одг) 0,68+-0,15 0,29 0,78+-0,28 0,38 0,56+-0,28 0,36 <0,05
Примечание: Х+-М - среднее арифметическое и средняя ошибка, 8 - стандартное отклонение,
Р - вероятность ошибки при оценке достоверности различий.
В.Э. Булутов. Особенности преодоления предсоревновательного стресса в юношеском возрасте (на примере спортсменов-боксеров)
Из таблицы 6 видно, что в выборке баскетбольных команд по мере увеличения индекса социометрического статуса индекс эмоциональной экспансивности практически остается постоянным, т.е. эмоциональный фон взаимодействия внутри спортивной группы в малой степени зависит от инструментальных, деловых или игровых умений и навыков. Именно поэтому разные критерии в социометрическом исследовании баскетбольных команд оказались не работающими на нашей выборке.
Согласно приведенной таблице необходимо отметить значительную разницу индекса групповой сплоченности в кластерах Тм и Та. Это подтверждает то, что маргиналы - наиболее основательная, наиболее сыгранная страта спортивной команды. Выявить сплоченность у лидеров в данном исследовании не представилось возможности.
В выборке спортсменов-индивидуальщиков индекс эмоционального восприятия партнера увеличивается с его социометрическим статусом. Это говорит о высокой эмоциональной значимости для занимающихся индивидуальными видами спорта непосредственных профессиональных умений и навыков.
Тем не менее индекс групповой сплоченности, подсчитанный на основе парных выборов внутри каждого кластера, также указывает на наибольшую совместимость между членами маргинальной прослойки.
Сравнение социометрических индексов в выделенных блоках показало разную эмоциональную вовлеченность представителей индивидуальных и игровых видов спорта с изменением социометрического статуса тренера. Социометрический анализ особенностей социально-психологического взаимодействия пары «тренер-спортсмен» показал, что наиболее высокая степень групповой сплоченности выявляется в командах, где тренер не имеет крайних социометрических позиций.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная психология на Западе (теоретические направления). - М., 1978.
3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Изд-во ФИС, 1986.
4. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник Москов. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. -№ 4. - С.17-25.
5. КорхА.Я. Тренер: деятельность и личность. - М.: Терра-Спорт, 2000.
6. Ложкин Г.В., Волянюк Н. Акмеологический инвариант профессионализма тренера // Спортивный психолог. - 2009. -№ 3. - С.36-43.
7. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М.: Изд-во ФИС, 1979.
8. Родионов А.В. Тренер - глазами психолога // Тренер. - 1992. - № 9. - С.32-39.
9. Руйбите Л.М. Зависимость успешности соревновательной деятельности от особенностей межличностного восприятия и психологического климата в спортивных командах (на материалах баскетбола): дис. ... канд. психол. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
10. Шиленков С.Н. Социально-психологическое обеспечение подготовки спортивно-игровых команд к соревнованиям. - СПб., 1996.
Федорова Саяна Прокопьевна - соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]
Fyodorova Sayana Prokopievna - competitor of age and pedagogical psychology department of Buryat State University (Ulan-Ude).
УДК 159. 922. 4 В.Э. Булутов
ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО СТРЕССА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТСМЕНОВ-БОКСЕРОВ)
В статье приводятся результаты психологического исследования копинг-стратегий совладающего поведения спортсменов-боксеров разной национальной принадлежности и уровня квалификации в предсоревнова-тельный период.
Ключевые слова: предсоревновательный стресс, копинг-стратегии, совладающее поведение, спортсмены-боксеры.