Е.С. Иноземцева, Т.С. Матросова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА И ВОЛЕЙБОЛА)
Рассматриваются вопросы применения социометрической методики оценки групповой сплоченности с целью совершенствования тренировочного процесса студентов в игровых видах спорта.
Ключевые слова: групповая сплоченность; физическая подготовленность; игровые виды спорта; социометрическая методика.
Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд [1, 2].
В процессе становления и развития спортивная группа приобретает такое групповое качество, как сплоченность. Если она имеет положительную направленность, то это благоприятно влияет на эффективность спортивной деятельности. Любая команда начинается с учебно-тренировочной группы. И если в ней создается атмосфера заинтересованности и удовлетворения, то в дальнейшем в этой спортивной группе командный образ будет наиболее эффективным. Без дружбы и сплоченности спортивного коллектива немыслимы достижения в спорте [3].
Целью исследования являлось определение различий в групповой сплоченности и физической подготовленности в сборных командах по футболу и волейболу.
Исследование выполнялось на кафедре физического воспитания факультета физической культуры Томского государственного университета в период с 2010 по 2011 г. В педагогическом эксперименте принимали участие 28 студентов. Были сформированы две экспериментальные группы: первую группу составили студенты, занимавшиеся на курсе спортивного совершенствования по волейболу, вторую - студенты, занимавшиеся на курсе спортивного совершенствования по футболу.
Методами исследования являлись анализ научнометодической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, психологическое анкетирование, социометрическая методика, методы математической статистики.
На начальном этапе исследования по методике Си-шора уровень групповой сплоченности студентов-волейболистов был выше среднего. При проведении диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами спортивной команды, была построена социограмма - рисунок, на котором игроки изображаются в виде либо точек, либо каких-либо геометрических фигур. Социограмма делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени». Каждая окружность в социограмме имеет свое значение, а именно условное деление: первый круг - «звезды», второй круг - «предпочитаемые», третий круг - «пренебрегаемые», четвертый круг - «изолированные», при этом игрок с наивысшим социомет-
рическим статусом - это неформальный лидер коллектива, «предпочитаемые» - уважаемые члены коллектива, с которыми предпочитают общаться не только по учебным вопросам, но и вне занятий. На основе социограммы взаимных симпатий волейболистов можно утверждать, что на начальном этапе исследования «звезд» в сборной команде по волейболу две - студенты № 7 и 11. «Предпочитаемые» - студенты № 5 и 4, № 8 и 9. «Пренебрегаемые» - студенты № 1, 2, 3, 6, 12 14. «Изолированными» оказались два игрока - студенты № 10 и 13.
В сборной команде по футболу на начальном этапе исследования после применения методики Сишора уровень групповой сплоченности студентов являлся также выше среднего. Результаты диагностики эмоциональных связей футболистов на начальном этапе наблюдения, выявленные с помощью социометрической методики, показали что, «звезд» в сборной команде по футболу три: студенты № 7, 10 и 11. «Предпочитаемые» - студенты № 2, 6, 12 и 14. «Пренебрегаемые» - студенты № 1, 4, 5, 8, 9 и 13. «Изолированным» оказался 1 студент - № 3.
При интерпретации полученных показателей можно сделать вывод о том, что исследуемые спортивные команды не являются однородными и сплоченными, они делятся на некоторое количество микрогрупп, которые в свою очередь состоят из «предпочитаемых» и «пренебрегаемых» игроков. В сборной по футболу присутствовали три неформальных лидера («звезд»), в сборной по волейболу - два. Неформальные лидеры обеих команд не совпадают с формальными лидерами (капитанами). «Изолированных» игроков меньше у футболистов, чем у волейболистов.
На основании результатов исследования групповой сплоченности по социометрической методике были разработаны психолого-педагогические рекомендации тренерскому штабу сборных команд по футболу и волейболу для формирования командных взаимодействий игроков.
При разработке средств и методов тренировки командных действий с учетом необходимости содействовать формированию определяющих успех компонентов интеграции команды, использовались данные спортивных психологов и ведущих тренеров [4-6].
При этом был сформулирован ряд ведущих методических принципов и подходов (табл. 1).
После применения психолого-педагогических рекомендаций тренерским штабом сборных команд по футболу и волейболу в мае 2011 г. была проведена повторная оценка групповой сплоченности с помощью социометрической методики.
Методические принципы и подходы к формированию командных взаимодействий игроков команды
Повышение мотивации игроков команды Повышение осмысленности выполняемых заданий Повышение адекватности тренировочных и соревновательных условий
Положительные эмоции на тренировке Оценка личного вклада в командную деятельность Количественные игровые цели Преемственность в подборе упражнений Самостоятельность мышления Идеомоторная тренировка Моделирование игровых ситуаций Состязательность тренировочных заданий Оптимальная трудность тренировочных заданий
В сборной ТГУ по футболу, согласно методике Си-шора, после применения психолого-педагогических рекомендаций групповая сплоченность соответствовала высокому уровню. Распределение взаимных симпатий между членами сборной команды по футболу после внедрения в команду психолого-педагогических рекомендаций игрокам со стороны тренерского штаба показало, что «звезд» в этом коллективе две - студенты № 7 и 10. «Предпочитаемые» - студенты № 2, 3, 4, 6, 9, 11, 12 и 14. «Пренебрегаемые» - студенты № 1, 5, 8 и 13. «Изолированные» игроки в команде отсутствуют.
Уровень групповой сплоченности в сборной команде по волейболу по методике Сишора после применения игроками в команде психолого-педагогических рекомендаций составил выше среднего. Распределение взаимных симпатий между членами сборной команды по волейболу на основании данных социограммы после применения психолого-педагогических рекомендаций выявило, что «звезд» в этой команде две - студенты № 7
Сборная команда по футболу в начале учебного года статистически существенно не отличалась (р > > 0,05) от соответствующей сборной команды по волейболу по всем измеряемым показателям, оценивающим физическую подготовленность. Сравнительный анализ двигательной подготовленности студентов после педагогического эксперимента занимающихся в сборных командах по волейболу и футболу позволяет сделать вывод о достоверности различий (р < 0,05) в этих командах по скоростным, скоростно-силовым показателям и выносливости.
и № 11. «Предпочитаемые» - студенты № 4, 5 и 9. «Пренебрегаемые» - студенты № 1, 2, 6, 8, 10 и 12. «Изолированными» оказались три студента - № 3, 13 и 14.
Анализируя результаты исследования, можно заключить, что в сборной команде по футболу количество «звезд» сократилось до двух, увеличилось количество «предпочитаемых», уменьшилось число «пренебрегаемых», отсутствует «изолированный» игрок. В команде по волейболу количество «звезд» осталось прежним, уменьшилось количество «предпочитаемых», увеличилось число «пренебрегаемых» и «изолированных».
Для оценки эффективности применяемой социометрической методики в тренировочном процессе в конце второго семестра 2009/2010 учебного года и в конце второго семестра 2010/2011 учебного года проводился сравнительный анализ физической подготовленности студентов, занимающихся на курсе спортивного совершенствования по волейболу и футболу (табл. 2).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности применяемой социометрической методики в тренировочном процессе игровых видов спорта. Предложенные тренерскому корпусу психологопедагогические рекомендации содержат оригинальные подходы по формированию командных взаимодействий игроков, заключающиеся в принципах повышения мотивации, осмысленности выполняемых заданий, адекватности тренировочных и соревновательных условий, что повышает уровень групповой сплоченности, с одной стороны, и уровень физической подготовленности - с другой.
Т а б л и ц а 2
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов, занимающихся в сборных командах по волейболу и футболу
№ п/п Показатель Группы X ± G э
1 Бег на 100 м, с Волейбол до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
13,7 ± 0,78 13,5 ± 0,75 > 0,05 < 0,05
Футбол 13,8 ± 1,1б 11,2 ± 0,б2 0,09 0,00
2 Бег на 3000 м, м Волейбол 11,9 ± 0,73 12,3 ± 1,12 > 0,05 < 0,05
Футбол 11,б ± 0,55 10,9 ± 0,09 0,15 0,04
3 Прыжок в длину Волейбол 237,5 ± 20,2 237,8 ± 17,1 > 0,05 < 0,05
с места, см Футбол 232,б ± 12,б 235,0 ± 11,9 0,58 0,02
ЛИТЕРАТУРА
1. Попов АЛ. Психология спорта. М., 2009. 152 с.
2. Немов Р.С., Шестаков А.Г. Сплоченность как фактор групповой эффективности // Вопросы психологии. 2001. № 3. 113 с.
3. Донцов АИ. Проблемы групповой сплоченности. М., 2001. 240 с.
4. Загайнов РМ. Психологическое мастерство тренера и спортсмена : статьи и тезисы. М. : Советский спорт, 2006. 106 с.
5. Мальчиков АВ. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск : СГИФК, 1987. 81 с.
6. Гомельский АЯ. Докажи правоту победой: воспоминания тренера по баскетболу. М. : Советская Россия, 1987. 154 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 14 августа 2011 г.
13б