Научная статья на тему 'К характеристике психологического климата команды баскетболисток 12–14 лет'

К характеристике психологического климата команды баскетболисток 12–14 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баскетболистки / лидер / лидерские качества / самооценка / оценка / игровая деятельность / взаимодействия. / Basketball players / leader / skills of leadership / self-assessment / assessment / activity of a game / interaction.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лосева Ирина Владимировна, Макеева Вера Степановна, Анциферова Дарья Александровна, Мамедова Александра Эльчиновна

Целью данного исследования является определение лидерских качеств у юных баскетболисток для улучшения игровой деятельности команды. Результаты исследования получены на основе самооценки, социометрического опроса, оценки тренера. Анализ власти и подчинения показал наличие двух лидеров и одного игрока, способного эту роль выполнить, а также антилидера. Выявлен высокий уровень развития спортивной команды и умение тренера держать под контролем все процессы, происходящие внутри команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лосева Ирина Владимировна, Макеева Вера Степановна, Анциферова Дарья Александровна, Мамедова Александра Эльчиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Characteristics of Psychological Climate in the Teams of Basketball Players of 12–14 Years

Leaders and leadership skills of basketball players of 12–14 years present one of the types of small social group in which the structure of the power and subordination reveals itself. An objective of the research is to determine leadership skills in young basketball players in order to improve the play of the team. Results of the research are received on the basis of a self-assessment method, sociometric survey, the trainer’s assessment. The analysis of the power and subordination showed the presence of two leaders, a player capable to perform the role of the leader and also an anti-leader. The high level of team development and the ability of the trainer to keep controlling all processes happening in team is shown. Disagreements in assessment of the trainer and basketball players set the task of learning how should trainer and players interact in each situation by the principle “here and now” to support favorable climate and high efficiency of competitive activity.

Текст научной работы на тему «К характеристике психологического климата команды баскетболисток 12–14 лет»

SPORTS PSYCHOLOGY

УДК 159.922.27 DOI: 10.24411/2500-0365-2019-14418

ББК 75.569

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОМАНДЫ БАСКЕТБОЛИСТОК 12-14 ЛЕТ

И. В. Лосева, В. С. Макеева, Д. А. Анциферова, А. Э. Мамедова

Российский университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва, Россия

Целью данного исследования является определение лидерских качеств у юных баскетболисток для улучшения игровой деятельности команды. Результаты исследования получены на основе самооценки, социометрического опроса, оценки тренера. Анализ власти и подчинения показал наличие двух лидеров и одного игрока, способного эту роль выполнить, а также антилидера. Выявлен высокий уровень развития спортивной команды и умение тренера держать под контролем все процессы, происходящие внутри команды.

Ключевые слова: баскетболистки, лидер, лидерские качества, самооценка, оценка, игровая деятельность, взаимодействия.

Актуальность. Высокий уровень соревновательной деятельности в современном баскетболе предъявляет высокие требования к формированию социально-психологического климата в командах практически уже ранних этапах подготовки [5. С. 233-238]. Как отмечали Т. Т. Джамгаров, лидерство и лидеры выступают показателями высокого уровня развития спортивной команды, тем самым обеспечивая достижение спортивных целей с высоким эффектом и с меньшими энерготратами [1. С. 223-226; цит. по 3. С. 122-123], в то время как их отсутствие свидетельствует о неблагополучии в функционировании команды. Проявление лидерских качеств сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других, за которыми признаётся право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы команды в соревновательной деятельности и взаимодействии за её рамками.

Цель исследования. Выявить и изучить особенности проявления лидерских качеств у юных баскетболисток для улучшения игровой деятельности команды.

Организация и методы исследования. Исследования проводились на команде девочек 20062007 г. р. «Спарта энд К» (СШОР по избранному виду спорта). Спортивная команда состоит из 16

игроков в возрасте 12-14 лет на тренировочном этапе подготовки. Основная масса игроков совместно тренируется более 4 лет, регулярно выезжает на соревнования и тренировочные сборы. Это говорит о том, что внутри баскетбольной команды успели сформироваться определённые отношения взаимной поддержки, взаимовлияния, популярности, лидерства.

Методы и организация исследования. В исследовании использовались оценка лидерских качеств, социометрия и метод самооценки физического «Я». Первый тест был направлен на выявление уровня развития лидерских качеств по следующим уровням проявления: склонность к диктату, лидерские качества развиты на уровне: а) сильно, б) средне и в) слабо.

Целью социометрии явилось выявление соответствия лидерских качеств реальному выбору во взаимоотношениях игроков и непосредственному взаимному влиянию членов команды друг на друга в самой спортивной деятельности.

Спортсменкам были задано три вопроса. По количеству выборов осуществлялась реальная оценка качеств: 10-7 выборов — лидер; 6-4 выборов — предпочитаемые члены коллектива; 4-1 выбора — отвергаемые члены коллектива; 0 выборов — изгой.

Самооценку физического «Я» определяли по шкале: 7 и выше положительных ответов — завышенная самооценка; 6 — с тенденцией к завышению; 3-5 — адекватная (правильная); 2-1 — заниженная.

Оценка тренером спортивных успехов игроков команды осуществлялась ранжированием: 1-е место — лучший игрок и т. д.

Результаты исследования. Как показывают теоретические исследования, структурная организация в спортивной команде, цель которой — стремление к достижению спортивных результатов, выступает характеристикой структуры власти и подчинения.

Характер взаимодействия игроков друг с другом проявляется в наличии определённого уровня предпочтений. В процессе соревновательной деятельности это обусловливает не только положение игроков внутри команды, но и фактическое стремление к достижению результата по степени влияния одних членов команды на других, а также их взаимного расположения друг к другу как

в процессе игры, так и в социальном взаимодействии за рамками соревновательной деятельности. Результаты самооценки, анкетирования и ранжирования приведены в таблице.

По данным проявления лидерских качеств выявлены игроки с ярко выраженными качествами, характеризуемыми как диктаторские: игроки под номерами 2, 9 и 16, что составляет 18,6 % от общего количества игроков. Выявлен 1 игрок (номер 7), обладающий сильно развитыми лидерскими качествами, но не имеющий склонности к диктату (6,3 %).

Остальная часть игроков обладает средне выраженными лидерскими качествами (62,5 %). Баскетболистки со слабо выраженными лидерскими качествами составляют 12,5 %.

Полагаем, что такое соотношение, когда больше половины игроков команды имеют средний уровень развития лидерских качеств, позволяет видеть их в роли хороших исполнителей и тем самым, обеспечивает хороший потенциал для успешного командного взаимодействия в игре.

Оценка лидерских качеств и социометрического выбора игроков в команде баскетболисток 12-14 лет

№ игрока Самооценка «Я» физического Проявление лидерских качеств Выборы в социометрии Общая сумма выборов Ранг игрока

1 2 3 4 Социометрия Мнение тренера

баллы оценка

1 1 Заниженная Слабый 4 2 3 3 12 7 10

2 8 Завышенная Диктатор 0 1 0 1 2 14 6

3 6 Тенденция к завышению Средний 6 3 7 4 20 4 14

4 6 Тенденция к завышению Средний 2 1 1 2 6 12 13

5 8 Завышенная Средний 7 9 5 6 27 1 4

6 5 Адекватная Средний 3 0 2 1 6 12 11

7 7 Завышенная Сильный 3 4 9 6 22 2 2

8 5 Адекватная Средний 2 5 5 4 16 6 7

9 5 Адекватная Диктатор 4 6 2 5 17 5 8

10 8 Завышенная Средний 3 2 2 2 9 10 15

11 5 Адекватная Средний 1 2 5 4 12 7 12

12 7 Завышенная Слабый 3 3 3 2 11 9 3

13 7 Завышенная Средний 1 0 0 1 2 14 16

14 7 Завышенная Средний 2 2 0 3 7 11 5

15 6 Тенденция к завышению Средний 1 0 0 0 1 15 9

16 9 Завышенная Диктатор 6 8 4 4 22 2 1

Наличие трёх игроков, склонных к лидерству, является признаком высокой результативности команды, поскольку они активно влияют на уровень группового развития посредством хорошо развитых организаторских качеств, смелости, решительности неутомимости, умения в правильной форме (для этой конкретной команды) оказывать волевое воздействие на членов команды, заряжать своими эмоциями и чувствами, уверенностью в успехе.

Анализ показателей социометрии свидетельствует о поддержке со стороны игроков команды амбиций двух ярко выраженных лидеров и одного отвергаемого практически всеми игроками, то есть антилидера (игрок под номером 2). Такая ситуация, с одной стороны, может вызывать конфликты между лидерами в случае несогласия в каких-либо игровых ситуациях и провоцировать распад команды на несколько группировок, появление отвергаемых в коллективе, а с другой стороны — способствует формированию соревновательного духа внутри команды, нейтрализуя усилия дезорганизатора. Это при правильном руководстве влияет на рост результатов команды в процессе соревновательной деятельности. Задача тренера своевременно выявить этот процесс и должным образом управлять им.

Данные социометрического опроса в вопросе обсуждения проблем семейных отношений позволили игрока под номером 5 определить как лидера. Основную массу составляют отвергаемые члены коллектива. Сложившаяся картина свидетельствует о небольшом количестве игроков, с которыми можно обсудить семейные проблемы.

Матрица выборов второго вопроса по организации взаимоотношений в тренировочной деятельности показывает двух лидеров: игрока № 5 и игрока № 16. Причём игрок № 16 является капитаном команды, то есть формальным лидером, назначенным тренером. Наблюдаемое совпадение выбора тренера и команды подтверждает правильность выбора формального и неформального лидера в одном лице. Основную же массу составляют игроки, получившие количество выборов меньше среднего.

Также присутствуют неуспешные игроки (№ 6, 13, 15), что свидетельствует об их малой перспективе реализовывать свои возможности в баскетболе. Отсутствие выборов игроков № 6 и 15 обусловлено тем, что они тренируются в команде меньше, чем остальные игроки. Отсутствие выборов у игрока

13 обусловлено низким проявлением старания и самоотдачи на тренировке и малую перспективу в реализации своих возможностей в баскетболе. Этот игрок практически не реагирует на замечания тренера, выполняет все упражнения в темпе ниже среднего и тем самым лишает себя возможности прогрессировать и становиться лучше.

Результаты опроса по третьему вопросу показывают нам наличие двух лидеров: игроков № 3 и 7. Игрок № 7 является тем, кому тренер доверяет большее количество времени на площадке и выделяет его в процессе тренировок и игровой деятельности. При этом есть и отвергаемые игроки (№ 2, 13,14, 15).

В обобщающем все выше вопросы, четвёртом, явных лидеров не выявлено. Ровно половина опрашиваемых игроков получили оценку как отвергаемые члены коллектива и чуть меньше половины являются предпочитаемыми членами коллектива. Также присутствует один игрок (№ 15), не набравший голосов.

Особый интерес составляет мнение тренера с точки зрения ценности членов команды как игроков и степень совпадения с выбором самих игроков команды. Анализ результатов ранжирования игроков тренером и результаты выбора членов команды совпали по спортсменкам 16, 7 и близки по игроку 5. Вместе с тем настораживает значительное расхождение между высокой оценкой тренером игроков № 2, 12 и 14 и довольно низкой оценкой по совокупности их качеств — игроками команды, а также расхождения оценки по игроку № 3. Наблюдаемый конфликт интересов создаёт недопонимание и препятствия взаимодействующих сторон в решении задач соревновательной деятельности [2. С. 12-16].

Как известно, тренер не передаёт знания, а организует мышление, выдвигая определённые задачи игроку. Эффективное взаимодействие членов команды в целом будет значительно улучшаться лишь в атмосфере доверия и взаимного уважения. Неясность ролей и позиций, возникших в команде, зависть и ревность к власти и руководству, чувство неравенства, проблемы межличностного общения ведут к ослаблению и разрушению групповой сплочённости. Полагаем, что у баскетболисток данного возраста тренер, наряду с ведущей ролью родителей, в первую очередь должен формировать «базисные ценности», регулировать уважительное поведение друг к другу, противнику, пропагандировать спортивный стиль жизни и стремление

к достижению высоких спортивных результатов только «легальными способами».

Для успешного обратного взаимодействия необходима определённая саморефлексия и анализ информации, которые при их неверной интерпретации приводят к неадекватному взаимодействию игроков в соревновательной деятельности, в том числе и в трудных, экстремальных игровых ситуациях. В данном процессе между тренером и игроками обмен информацией должен быть организован таким образом, чтобы расширить возможности и полномочия игроков и учитывать их потребности и чувства. Необходимо создавать ситуации, основанные на практике успешного взаимодействия, где игроки стремятся освоить определённый навык, работая вместе [3. С. 122-123], вводить ритуалы, позволять высказывать своё мнение, искать приёмы для организации совместной деятельности не только в рамках учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, но и вне этих процессов [4. С. 135-136].

Вместе с тем, чтобы не идти на поводу у игроков, тренеру следует направить их мысли на действия и цели «здесь и сейчас»; направить их намерения в пользу команды, когда собственное «эго» не доминирует над потребностями команды. Чрезмерное воздействие стресс-факторов соревновательной деятельности «снижает взаимопонимание партнёров, ухудшает психологический климат, что сказывается негативно на результативности деятельности» [5. С. 233-238]. Как раз это и наблюдается со стороны игроков № 2 и 12 [6. С. 122-132]. Полагаем, что это обусловлено неадекватной самооценкой, которая негативно влияет на их мотивацию и активность в ходе игры и тренировки.

Выводы. Для тренера особенно важно изучать социометрическую структуру и структуру власти и подчинения своей команды, так как они способны наглядно показать, кто из игроков является лидером и вызывает большее количество симпатий среди своих партнёров, что в совокупности оказывает значительное влияние на эффективность тренировочного и соревновательного процессов.

Наличие двух лидеров и третьего, готового эту роль исполнить, а также лидера-дезорганизатора (игрок № 2), свидетельствует о высокой эффек-

Поступила в редакцию 29 апреля 2019 г.

тивности команды, что характеризуется единством мнений относительно неформального и формального лидерства как со стороны тренера, так и спортсменок; совпадением инструментального и эмоционального лидерства.

Для сохранения высокой эффективности команды необходимо ставить задачи повышения мотивации, осмысленности выполняемых заданий, адекватности тренировочных и соревновательных условий для всех членов команды с учётом их намерений, самооценки и места, занимаемого в команде, акцентом на задачи соревновательной деятельности под девизом «здесь и сейчас» без их размывания общими фразами и общими намерениями.

Список литературы

1. Беспалов, Д. В. Роль лидерства в повышении результативности детско-юношеских баскетбольных команд / Д. В. Беспалов, А. А. Телегин, М. В. Рухма-нова // Здоровье для всех : материалы VII междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию фак. организации здорового образа жизни. — Пинск, 2017. — С. 223-226.

2. Бузник, А. И. Ролевые взаимоотношения в юношеской сборной команде по футболу / А. И. Бузник // Физ. воспитание студентов творч. специальностей. — 2002. — № 2. — С. 12-16.

3. Заппаров, И. И. Формирование благоприятного социально-психологического климата в спортивной команде / И. И. Заппаров, Э. Л. Можаев // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодёжи : материалы III Регион. науч. конф. молодых учёных, 28 февраля 2017 г. — М. : РГУФКиС, 2017. — С. 122-123.

4. Иноземцева, Е. С. Сравнительный анализ групповой сплочённости и физической подготовленности в игровых видах спорта (на примере футбола и волейбола) / Е. С. Иноземцева, Т. С. Матросова // Вестн. Томс. гос. ун-та. — 2011. — № 351. — С. 135-136.

5. Майдокина, Л. Г. Исследование психологического климата в футбольной спортивной команде / Л. Г. Майдокина, И. В. Шиндина, В. В. Майдокин // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 4 (34). — С. 233-238.

6. НиашЫ, Т. Потребности и эмоции в женском спорте — значение для инновационных психосоциальных взаимодействий / Т. НиашЫ, А. Н1оЫ1, J. Kowalczyk // Вестн. новых мед. технологий. — 2015. — Т. 22, № 2. — С. 122-132

Для цитирования: Лосева, И. В. К характеристике психологического климата команды баскетболисток 12-14 лет / И. В. Лосева, В. С. Макеева, Д. А. Анциферова, А. Э. Мамедова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 4. — С. 102-107.

Сведения об авторах

Лосева Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики баскетбола, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, отличник физической культуры РФ. Москва, Россия. [email protected]

Макеева Вера Степановна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики баскетбола, заместитель заведующего кафедрой по научной работе,Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма; отличник физической культуры РФ. Москва, Россия. [email protected]

Анциферова Дарья Александровна — студентка, институт спорта и физического воспитания, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма; отличник физической культуры РФ. Москва, Россия. [email protected]

Мамедова Александра Эльчиновна — магистр, кафедра теории и методики баскетбола, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. Москва, Россия. 28.mamedova@ gmail.com

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 4, pp. 102-107.

The Characteristics of Psychological Climate in the Teams of Basketball Players of 12-14 Years

Loseva I.V.1, Makeeva V.S.2, Antsiferova D.A.3, Mamedova A.A.4

Russian University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia. [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

Leaders and leadership skills of basketball players of 12-14 years present one of the types of small social group in which the structure of the power and subordination reveals itself. An objective of the research is to determine leadership skills in young basketball players in order to improve the play of the team. Results of the research are received on the basis of a self-assessment method, sociometric survey, the trainer's assessment. The analysis of the power and subordination showed the presence of two leaders, a player capable to perform the role of the leader and also an anti-leader. The high level of team development and the ability of the trainer to keep controlling all processes happening in team is shown. Disagreements in assessment of the trainer and basketball players set the task of learning how should trainer and players interact in each situation by the principle "here and now" to support favorable climate and high efficiency of competitive activity.

Keywords: Basketball players, leader, skills of leadership, self-assessment, assessment, activity of a game, interaction.

References

1. Bespalov D.V., Telegin A.A., Ruhmanova M.V. Rol' liderstva v povyshenii rezul'tativnosti detsko-yunosheskikh basketbol'nykh komand [Leader's role in the increase of the basketball teams' effectiveness for children and young people]. Zdorov'ye dlya vsekh: materialy VII mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyaschy-onnoy 10-letiyu fakul'teta organizatsii zdorovogo obraza zhizni [Health for everyone: Materials of the VII international scientific and practical conference devoted to the 10

anniversary of the faculty of the healthy lifestyle organization]. Pinsk, 2017. Pp. 223-226. (In Russ.).

2. Buznik A.I. Rolevyye vzaimootnosheniya v yuno-sheskoy sbornoy komande po futbolu [Role relationships in the youth national football team]. Fizicheskoye vospi-taniye studentov tvorcheskikh spetsial'nostey [Physical education of students of creative specialties], 2002, no. 2, pp. 12-16. (In Russ.).

3. Zapparov I.I., Mozhayev E.L. Formirovaniye blagopriyatnogo sotsial'no-psikhologicheskogo klimata v sportivnoy komande [Formation of favorable socio-

psychological climate in the sports team]. Sovremennyye problemy fizicheskoy kul 'tury, sporta i molodyozhi: ma-terialy III Regional 'noy nauchnoy konferentsii molodykh uchyonykh, 28 fevralya 2017 g. [Modern problems of physical culture, sports and youth: materials of the III Regional scientific conference of young scientists, February 28, 2017]. Moscow, 2017. Pp. 122-123. (In Russ.).

4. Inozemtseva E.S., Matrosova T.S. Sravnitel'nyy analiz gruppovoy splochyonnosti i fizicheskoy podgoto-vlennosti v igrovykh vidakh sporta (na primere futbola i voleybola) [Comparative analysis of group cohesion and physical fitness in team sports (on the example of football and volleyball)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state University], 2011, no. 351, pp. 135-136. (In Russ.).

5. Maydokina L.G., Shindina I.V., May-dokin VV. Issledovaniye psikhologicheskogo klimata v futbol'noy sportivnoy komande [Study of psychological climate in sports team football]. Perspektivy nauki i ob-razovaniya [Prospects of science and education], 2018, no. 4 (34), pp. 233-238. (In Russ.).

6. Hucinski T., Hlobil A., Kowalczyk J. Potreb-nosti i emotsii v zhenskom sporte — znacheniye dlya innovatsionnykh psikhosotsialnykh vzaimodeystviy [Needs and emotions in women's sports — significance for innovative psychosocial interactions]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy [Bulletin of new medical technologies], 2015, vol. 22, no. 2, pp. 122-132. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.