ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
Алгоритм распределения спортсменов по группам для формирования тактических задач в игровых командных видах спорта с помощью методов многомерного анализа (на примере женской сборной команды украины баскетболисток с нарушениями слуха)
Козина Ж.Л.1, Собко И.Н. 2, Коломиец Н.А. 3, Ягело В. 4, Ягело М. 4
Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды1 Харьковский национальный экономический университет имени Семена Кузнеца2 Харьковская государственная академия дизайна и искусств3 Академия физического воспитания и спорта, г. Гданьск, Польша4
Анотации:
Цель: разработать и экспериментально обосновать алгоритм распределения спортсменов по группам для формирования тактических задач в командных игровых видах спорта с помощью методов многомерного анализа. Материал: в исследовании приняли участие 12 баскетболисток с нарушениями слуха 20-25 лет - игроков женской сборной команды Украины по баскетболу. Проанализированы также результаты тестирования и соревновательной деятельности 12 баскетболисток с нарушениями слуха - игроков сборной команды Литвы. Результаты: Разработан алгоритм распределения спортсменов по группам для формирования тактических задач. Алгоритм состоит из следующих этапов: 1 - проведение тестирования спортсменов; 2 - проведение иерархического кластерного анализа показателей тестирования; 3 - распределение спортсменов по группам, анализ особенностей спортсменов, формирование тактических задач. Выявлены более высокие показатели скорости реакции у нападающих игроков. у центровых выявлен более высокий уровень абсолютной силы. у защитников выявлена более высокая частота движений и прыгучесть. Выводы: алгоритм является основой для определения наиболее оптимальных вариантов взаимосочетания игроков при разработке и реализации тактических комбинаций, при подборе партнеров при работе в парах и тройках на тренировке.
Ключевые слова:
кластерный, баскетбол, тактика, Дефлимпиада, подготовленность, слух.
Козша Ж.Л., Собко 1.М., Колог^ець Н.А., Ягело В., Ягело М. Алгоритм розподшу спортсмешв за групами для формуван-ня тактичних завдань в iгрових команд-них видах спорту за допомогою методiв багатовимiрного аналiзу (на прикладi жшочоТ збiрноТ команди УкраТни баскетболюток з порушеннями слуху). Мета: розробити та експериментально обфун-тувати алгоритм розподшу спортсмешв за групами для формування тактичних завдань в командних ^рових видах спорту за допомогою методiв багатовимiрного аналiзу. Матер'1ал: у дослщженш взяли участь 12 баскетболюток з порушеннями слуху 20-25 роюв - грав^в жшочоТ збiрноí команди УкраТни з баскетболу. Проана-лiзовано також результати тестування та змагальноТ дiяльностi 12 баскетболюток з порушеннями слуху - грав^в збiрноТ команди Литви. РезуЛьтати: Розроблено алгоритм розподшу спортсмешв за група-ми для формування тактичних завдань. Алгоритм складаеться з наступних еташв:
1 - проведення тестування спортсмешв;
2 - проведення iерархiчного кластерного аналiзу показниюв тестування; 3 - розподш спортсмешв по групах, аналiз особливос-тей спортсмешв, формування тактичних завдань. Виявлено бшьш висок показники швидкост реакцп у нападниюв грав^в. У центрових виявлено бшьш високий рiвень абсолютноТ сили. У захисниив виявлена бшьш висока частота рухiв i стрибучiсть. Висновки: алгоритм е основою для визна-чення найбшьш оптимальних варiантiв взаемосполучення грав^в при розробцi та реалiзацiТ тактичних комбiнацiй, при пщбо-рi партнерiв при роботi в парах i трiйках на тренуваннi.
кластерний, баскетбол, тактика, Деф-лiмпiада, тдготовлешсть, слух.
Kozina Zh.L., Sobko I.N., Kolomiec N.A., Jagiello Wladyslaw, Jagiello Marina. Allocation algorithm for athletes group to form tactical tasks in game team sports using the methods of multivariate analysis (illustrated women Ukrainian team basketball with hearing impairments). Purpose: develop and prove experimentally allocation algorithm athletes in groups to form a tactical tasks in team sports game using methods of multivariate analysis. Material: The study involved 12 basketball hearing impaired 20-25 years old - female players team of Ukraine on basketball. Analyzed the results of testing and competitive activity 12 basketball players with hearing impairments -Lithuanian team players. Results: An algorithm for distribution by groups of athletes for the formation of tactical tasks. The algorithm consists of the following steps: 1 - testing of athletes; 2 - A hierarchical cluster analysis performance testing; 3 - Distribution of sportsmen groups, analysis of the characteristics of athletes, the formation of tactical tasks. Found higher rates of reaction rate at the offensive players. We pivot revealed a higher level of absolute strength. The defenders found a higher frequency of movement and jumping. Conclusions: The algorithm is the basis for determining the best options mutual combination players in the development and implementation of tactical combinations, the selection of partners when working in pairs and triples in training.
cluster, basketball, tactic, Deflimpiada, preparedness, hearing.
Введение.
В тренировочном процессе в баскетболе часто возникают ситуации, когда тренеру необходимо быстро и эффективно определить наиболее рациональные способы тактических взаимодействий между игроками и определить роль каждого игрока [1, 2, 3, 4, 10, 11]. Эта задача тесно пересекается с определением и уточнением функций игроков, что особенно актуально для сборных команд, в которые спортсмены собираются из различных клубных команд, и очень часто наблю-
© Козина Ж.Л., Собко И.Н., Коломиец Н.А., Ягело В., Ягело М., 2014 doi:10.15561/18189172.2014.1208
дается переизбыток игроков одного амплуа и недостаток другого [14, 18, 19, 20, 21, 22, 37].
Данная ситуация особенно актуальна и для сборной команды Украины баскетболисток с нарушением слуха [23, 25, 32]. Это обусловлено тем, что спортсменок с нарушением слуха как кандидатов в сборную Украины относительно немного. Поэтому тренер сборной сталкивается с проблемой необходимости не только комплектации команды, но и физической и технико-тактической подготовкой спортсменок [5, 6, 8, 12, 16, 17, 34]. С этим тренеры сборных команд здоровых спортсменок сталкиваются в гораздо меньшей степени [20, 28, 29, 31, 35, 36, 38].
32014
Особое значение приобретает необходимость индивидуального подхода при подготовке спортсменок [21, 22, 24, 30], рационального распределения игроков по функциям, определения оптимальных взаимосочетаний спортсменок при работе на тренировках в парах и тройках, при формировании стартовых составов в играх и проведении замен во время игр.
Как правило, эти задачи в большинстве баскетбольных команд тренер решает в процессе всего многолетнего тренировочного процесса, опираясь на свой опыт и свою интуицию. Однако в сборных командах, как уже указывалось, необходимость комплектования и «сыгрывания» команды в относительно короткие сроки усложняет данную задачу. В этой связи целесообразно применение методов, позволяющих ускорить и повысить эффективность решения поставленных задач [22, 23, 25, 27]. Одними из таких методов являются методы многомерного анализа (кластерный, факторный, дискриминантный анализ и др.) [9, 19], для чего необходима разработка алгоритма применения подобных методов.
Исследование проведено согласно «Сводному плану научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 гг» по теме 2.4 «Теоретико-методические основы индивидуализации в физическом воспитании и спорте» (№ государственной регистрации 0112Ш02001) и согласно научно-исследовательским работам, которые финансируется за счет государственного бюджета Министерства образования и науки Украины на 2013-2014 и 2014-2015 гг. «Теоретико-методические основы применения информационных, педагогических и медико-биологических технологий для формирования здорового образа жизни» (№ государственной регистрации 0113Ш02003) и «Теоретико-методическое обеспечение формирования здорового образа жизни личности в условиях учебного заведения в контексте Европейской интеграции (№ государственной регистрации 0114Ш01781).
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать алгоритм распределения спортсменов по группам для формирования тактических задач в командных игровых видах спорта с помощью методов многомерного анализа.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной литературы, методы психофизиологического тестирования (определение времени простой и сложной прямой и перекрестной реакции при разных условиях выполнения теста, тепинг-тест), которое проводилось с помощью аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог»; методы педагогического тестирования, которые включали тесты по специальной физической и технической подготовленности; метод определения эффективности соревновательной деятельности; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
В исследовании приняли участие 12 баскетболисток с нарушениями слуха 20-25 лет - игроков женской сборной команды Украины по баскетболу. Для
сравнительного анализа в исследовании были проанализированы также результаты тестирования и соревновательной деятельности 12 баскетболисток с нарушениями слуха - игроков сборной команды Литвы.
Результаты исследования.
Для решения поставленных задач мы считаем целесообразным применение математических методов определения индивидуальных особенностей спортсменок, наиболее рациональных вариантов распределения их по игровым амплуа и определения оптимальных сочетаний игроков для работы в парах и тройках на тренировке. Для этих целей наиболее целесообразным является использование методов многомерного анализа, в частности кластерного и факторного анализа, алгоритм применения которых в командных спортивных играх описан в работах [21, 22].
На основе теоретической концепции индивидуализации тренировочного процесса в спорте, разработанной [21, 22], нами было проведено определение групп баскетболисток по показателям комплексного тестирования.
Концепция предполагает применение алгоритма, который состоит из следующих этапов:
- проведение тестирования спортсменов, включающий набор тестов не менее 10;
- проведение иерархического кластерного анализа показателей тестирования;
- на основании кластерного анализа распределение спортсменов по группам, анализ особенностей спортсменов каждой группы, формирование тактических задач в зависимости от особенностей спортсменов каждой группы.
В нашем исследовании мы вначале провели иерархический кластерный анализ показателей психофизиологического и педагогического тестирования для определения групп, внутри которых баскетболистки наиболее сходны между собой по психофизиологическим и педагогическим показателям.
Структура данной серии исследований представлена на рис. 1. На первом этапе данной серии исследований было проведено определение психофизиологических возможностей, специальной физической и технической подготовленности спортсменок.
Далее с помощью кластерного анализа психофизиологических и педагогических показателей было осуществлено распределение спортсменок по группам и проведен анализ особенностей спортсменок каждой группы с помощью экспертной оценки их технико-тактических действий. В результате каждой группе баскетболисток было дано название согласно игровым амплуа в баскетболе. После чего было проведено определение различий между психофизиологическими показателями и показателями педагогического тестирования баскетболисток образовавшихся групп, т.е. разных игровых амплуа, и составлена характеристика баскетболисток с нарушением слуха разных игровых амплуа по психофизиологическим возможностям и специальной физической и технической подготовленности.
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняi спорту
Таким образом, для уточнения игровых амплуа баскетболисток с нарушением слуха - игроков сборной Украины - был применен иерархический кластерный анализ показателей психофизиологического и педагогического тестирования [9]. В иерархическом кластерном анализе каждый частный случай образует сначала свой отдельный кластер. На каждом шаге два отдельных кластера, наиболее близкие друг другу по своей структуре, объединяются в один кластер.
Этапы объединения в кластеры представлены на рис. 2. Из дендограммы (рис. 2) видно, что на первом шаге в один кластер были объединены спортсменки №№ 2 и 5.
Из этого следует, что данные спортсменки близки по своей структуре психофизиологических возможностей и специальной физической и технической подготовленности, что необходимо учитывать при проведении тренировок.
На следующем этапе кластерного анализа к ним присоединяется спортсменки №№ 4, 3 и т.д.
Для того, чтобы узнать, которое количество кластеров является оптимальным, следует от количества анализируемых спортсменок вычесть номер шага, на котором кластерные коэффициенты начинают возрастать нелинейно. В нашем случае - это шаг № 7 (рис. 4.3). Поэтому оптимальное количество кластеров равно 10-7=3.
Определение психофизиологических возможностей, специальной физической и технической
подготовленности спортсменок
Рис. 1. Схема порядка проведения экспериментальных исследований для уточнения игровых функций баскетболисток и формирования тактических задач
CASE Label
Сазе 2 2
Саэе 5 5
Сазе 4 4
Саэе 3 3
Саэе 1 1
Сазе 6 6
Саэе 10 10
Сазе S S
Саэе 7 7
Сазе 9 9
Rescaled Distance Cluster Combine 10 15 20
Nurn
5 -+-
15 ■—1~
25
Рис. 2. Дендограмма кластерного анализа распределения на группы игроков женской сборной Украины по баскетболу с нарушениями слуха согласно показателям комплексного тестирования: 1 - первый кластер, нападающие; 2 - второй кластер, защитники; 3 - третий кластер, центровые; Rescaled Distanse Cluster Combine - Условная шкала различий между игроками при их объединении в кластеры по показателям комплексного тестирования; Case - испытуемый, условный номер; Num - номер; Labe - уровень.
32014
Итак, мы получили 3 кластера, т.е. 3 группы спортсменок-баскетболисток. В баскетболе это отвечает трем основным игровым амплуа.
Из рисунка 2 видна принадлежность каждого игрока к определенному кластеру.
Таким образом, кластерный анализ показателей психофизиологического тестирования, специальной физической и технической подготовленности показал наличие 3-х групп спортсменок.
Экспертная оценка игровых амплуа баскетболисток, вошедших в каждую группу, показала, что в первую группу вошли нападающие, во вторую группу вошли защитники, в третью группу вошли центровые.
Поскольку в кластерном анализе наряду с показателями специальной физической и технической подготовленности участвовали психофизиологические показатели (спортсменки распределены на три группы разного игрового амплуа), можно заключить о высоком влиянии психофизиологических возможностей на формирование игрового амплуа спортсменок, в то время как игровое амплуа обычно определяется исключительно по антропометрическим данным баскетболисток.
На следующем этапе было проведено сравнение образовавшихся групп баскетболисток по психофизиологическим возможностям и показателям специальной физической и технической подготовленности. Следует отметить, что различия по психофизиологическим возможностям являются физиологической основой для формирования и проявления индивидуального стиля деятельности [13, 26].
Так, более высокие показатели скорости реакции у нападающих обуславливают формирование стиля ведения игры, требующего быстрого реагирования на изменяющуюся обстановку, быстрого принятия решений. Кроме того, стиль игры нападающего предполагает выполнение точных действий в быстро меняющейся обстановке. Физиологическими предпосылками формирования и проявления такого стиля действия и являются такие показатели, как скорость работы, скорость реакции, скорость бега, прыжковая выносливость (табл. 2).
Следует отметить, что центровые компенсируют недостаточную скорость реакции, скорость работы более высокой абсолютной силой (табл. 2), т.е. они дальше других метают набивной мяч.
Из этого следует, что для таких спортсменов оптимальным вариантом реализации их физиологических задатков является достижение мастерства в действиях, не требующих высокой вариативности действий и заключающихся в проявлении высокого уровня силы в относительно однотипных действиях, что и реализуется в стиле игры центровых. Таким образом, физиологические задатки реализуются в конкретные способности, проявляющиеся в формировании определенного стиля деятельности, в нашем случае - игрового амплуа. Аналогичными положениями объясняется и более высокая прыгучесть у защитников (табл. 2).
Таким образом, мы применили методы многомерного анализа для уточнения игровых амплуа, определения наиболее оптимальных вариантов взаимосочетания игроков при разработке и реализации тактических комбинаций, при подборе партнеров при работе в парах и тройках на тренировке. На основании полученных данных была разработана система подготовки баскетболисток с нарушениями слуха в годичном цикле с применением инновационных технологий, основанных на разработке видеопособий по тактике игры и применению световых устройств для повышения эффективности управления действиями спортсменок в процессе тренировки. Также определены модельные характеристики и шкалы оценок показателей специальной физической, технической подготовленности и соревновательной деятельности квалифицированных баскетболисток с нарушениями слуха разных игровых амплуа.
Применение системы подготовки баскетболисток с нарушением слуха в годичном цикле с использованием инновационных технологий оказало положительное влияние на показатели физической, технической подготовленности, соревновательной деятельности и результаты в главных соревнованиях. У баскетболисток экспериментальной группы (сборная команда Украины) в результате проведения эксперимента достоверно повысились результаты тестов «Прыжки на скакалке за 1 мин., кол-во раз» (с 136,08 до 149,83 раза, р<0,01), «Прыжок в высоту с места, см.» (с 30,83см до 35,75 см, р<0,05), «Сгибание рук в упоре лежа за 30 с., кол-во раз» (с 28,17 до 33,67 раз, р<0,01), «Подъем туловища за 30 с из положения лежа, кол-во раз» (с 26,17 до 34,17 раз, р<0,001), «Скоростная прыгучесть за 20 с., кол-во раз» (с 27,92 до 32,00 раза, р<0,05), «Бег 20 м., с»; достоверно улучшились показатели тестов «Скоростная техника, с» (с 35,00с до 33,17с, р<0,05), «Штрафные броски, кол-во попаданий из 21» (с 11,42 до 14,17 раз, р<0,05), «3-х очковые броски, кол-во попаданий из 21» (с 5,58 до 8,33 раза, р<0,01), «2-х очковые броски, кол-во попаданий из 21» (с 12,08 до 15,92 раза, р<0,001), «Средние броски, кол-во бросков за 40 с» (с 7,33 до 8,42 раза, р<0,01), «Средние броски, кол-во попаданий за 40 с» (с 2,67 до 4,92 раза, р<0,001), «Специальная выносливость, кол-во бросков за 5 мин.» (с 81,5 до 88,5 раз, р<0,01), «Специальная выносливость, кол-во попаданий за 5 мин.» (с 32,42 до 44,17 раз, р<0,001), «Средние броски, кол-во попаданий из 40» (с 18,92 до 23 раза, р<0,01). У спортсменок контрольной группы (сборная Литвы) данные изменения менее выражены и в большинстве случаев недостоверны.
В результате применения разработанной системы подготовки баскетболисток с нарушением слуха в годичном цикле улучшились показатели соревновательной деятельности. Баскетболистки экспериментальной группы (сборная Украины) достоверно больше выполнили и попали бросков с дальней дистанции, чем баскетболистки контрольной группы (сборная Литвы), которые до проведения эксперимента име-
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
Таблица 2
Показатели психофизиологического и педагогического тестирования игроков разного амплуа женской сборной Украины по баскетболу с нарушениями слуха
Тесты Группы Статистические показатели
х S т Сравниваемые группы t Р
1 2 3 4 5 6 7 8
Простая сенсомоторная реакция левой рукой, х, мс З 392.83 36.21 20.91 1-2 1.80 0.13
Н 350.45 56.58 28.29 1-3 -2.35 0.08
Ц 485.7 58.21 33.61 2-3 -3.09 0.03
Перекрёстная сенсомоторная^реакция выбора правой рукой и левого глаза, х, мс З 391.9 17.15 9.90 1-2 4.95 0
Н 314.45 22.46 11.23 1-3 -0.23 0.83
Ц 401.50 69.99 40.41 2-3 -2.08 0.16
З 348.97 27.75 16.02 1-2 0.29 0.79
Перекрёстная сенсомоторная реакция левой рукой и правого глаза, х, мс Н 343.45 23.66 11.83 1-3 -1.99 0.12
Ц 454.73 87.96 50.78 2-3 -2.49 0.06
З 459.3 69.22 39.96 1-2 2.53 0.05
Перекрёстная сенсомоторная реакция левой ногой и правого глаза, х, мс Н 358.75 36.53 18.26 1-3 -0.61 0.58
Ц 450.87 61.38 35.44 2-3 -2.51 0.05
Теппинг-тест, левая нога, 1 этап, кол-во З 62.33 3.21 1.86 1-2 -4.31 0.01
Н 98.75 14.03 7.02 1-3 -0.66 0.57
Ц 64.67 18.04 10.41 2-3 -0.61 0.58
Теппинг-тест, левая нога, 2 этап, кол-во З 47 3.61 2.08 1-2 -5.99 0
Н 88 11.20 5.60 1-3 -2.46 0.07
Ц 60 3.61 2.08 2-3 -0.61 0.58
Теппинг-тест, левая нога, 3 этап, кол-во З 51 8.66 5.00 1-2 -3.02 0.03
Н 79.75 14.43 7.22 1-3 -1.50 0.21
Ц 67 3.61 2.08 2-3 -0.61 0.58
Теппинг-тест, левая нога, 4 этап, кол-во З 44.67 11.50 6.64 1-2 -5.89 0
Н 80.75 4.35 2.17 1-3 -1.56 0.19
Ц 63.33 3.61 2.08 2-3 -0.61 0.58
Теппинг-тест, левая нога, 5 этап З 45.33 12.06 6.96 1-2 -3.15 0.03
Н 76.75 13.72 6.86 1-3 -1.60 0.18
Ц 56.33 3.61 2.08 2-3 2.45 0.06
Теппинг-тест, правая рука, 2 этап, кол-во З 85.33 20.01 11.55 1-2 -1.99 0.12
Н 100.25 7.68 3.84 1-3 1.80 0.13
Ц 77.67 3.61 2.08 2-3 2.7 0.04
Теппинг-тест, правая рука, 5 этап, кол-во З 78.67 15.63 9.02 1-2 -1.99 0.12
Н 93.25 7.14 3.57 1-3 -0.61 0.58
Ц 74.67 3.61 2.08 2-3 4.04 0.01
Теппинг-тест, правая рука, 6 этап, кол-во З 85.33 21.73 12.55 1-2 1.80 0.13
Н 98.25 14.97 7.49 1-3 -1.99 0.12
Ц 56.67 6.03 3.01 2-3 3.6 0.02
Прыжки через скакалку за 1 мин., кол-во раз З 127 5.20 3.00 1-2 -4.24 0.01
Н 145.5 6.03 3.01 1-3 1.80 0.13
Ц 133.33 6.03 3.01 2-3 -1.99 0.12
Бег 6 м, с З 1.26 0.04 0.02 1-2 3.82 0.01
Н 1.13 0.05 0.02 1-3 -0.61 0.58
Ц 1.37 3.61 2.08 2-3 -0.65 0.59
Поднимание туловища из положения лежа за 30 с, кол-во раз З 22.67 1.53 0.88 1-2 -3.01 0.03
Н 29.75 3.77 1.89 1-3 2.91 0.03
Ц 22 4.93 2.85 2-3 -0.61 0.58
Прыжок в высоту с места, см З 36 2.65 1.53 1-2 -0.61 0.58
Н 33.25 3.61 2.08 1-3 3.82 0.02
Ц 23.67 4.93 2.85 2-3 3 0.03
Метание набивного мяча с места, см З 5.63 0.23 0.13 1-2 -0.61 0.58
Н 5.7 6.03 3.01 1-3 -3.71 0.02
Ц 6.9 0.54 0.31 2-3 1.80 0.13
СГ - сравниваемые группы; З - защитники; Н - нападающие; Ц - центровые; х - среднее арифметическое; S - среднее квадратическое отклонение; т - ошибка среднего; t - критерий Стьюдента для сравнения средних; р - уровень значимости для определения достоверности различий.
32014
ли равные показатели с баскетболистками сборной Украины, а в некоторых случаях и превосходили их. Повысились такие показатели, как «подборы на своем щите, количество за игру» и «подборы на чужом щите, количество за игру», количество перехватов, уменьшилось количество фолов у спортсменок украинской сборной.
Выявлено положительное влияние разработанной системы подготовки баскетболисток с нарушением слуха в годичном цикле с использованием инновационных технологий на результат в основных соревнованиях. На XXII летних Дефлимпийских играх по всем показателям, кроме последнего, спортсменки сборной Украины (экспериментальная группа) показали достоверно более высокий результат, чем сборная Литвы (контрольная группа). Соответственно, они впервые завоевали серебро, отодвинув сборную Литвы (ранее опережавшую сборную Украины) на третье место. Улучшение интенсивности было достигнуто благодаря новой системе коммуникаций между тренером и спортсменками. Предложенные нами новые средства управления тренировочным процессом помогли повысить мобильность, интенсивность и моторную плотность тренировочных занятий украинской сборной, повысить скорость и эффективность усвоения информации относительно тактических взаимодействий и оптимизировать тренировочный процесс.
Выводы.
1. Разработан алгоритм распределения спортсменов по группам для формирования тактических задач в игровых командных видах спорта с помощью методов многомерного анализа (на примере женской сборной команды Украины баскетболисток с нарушениями слуха). Алгоритм состоит из следующих этапов: 1 - проведение тестирования спортсменов,
включающий набор тестов не менее 10; 2 - проведение иерархического кластерного анализа показателей тестирования; 3 - на основании кластерного анализа распределение спортсменов по группам, анализ особенностей спортсменов каждой группы, формирование тактических задач в зависимости от особенностей спортсменов каждой группы.
2. Показано высокое влияние психофизиологических возможностей на формирование игрового амплуа спортсменок, в то время как игровое амплуа обычно определяется исключительно по антропометрическим данным баскетболисток.
3. Выявлено, что у нападающих более высокие показатели скорости реакции; у центровых - более высокий уровень абсолютной силы, у защитников - выше частота движений и прыгучесть.
4. На основании полученных данных была разработана система подготовки баскетболисток с нарушениями слуха в годичном цикле с применением инновационных технологий. Применение системы подготовки баскетболисток с нарушением слуха в годичном цикле с использованием инновационных технологий оказало положительное влияние на показатели физической, технической подготовленности, соревновательной деятельности и результаты в главных соревнованиях.
В перспективе дальнейших исследований предполагается разработка новых технологий для спортсменов-инвалидов, изучение влияния применения инновационных технологий на показатели соревновательной результативности, функциональные возможности, уровень специальной физической и технической подготовленности спортсменов-инвалидов - представителей других спортивных игр.
Литература:
1. Ашанин В.С. Аудиовизуальная информационная программа как средство обучения командным тактическим действиям в баскетболе / В.С. Ашанин, И.П. Помещикова, С.С. Помещиков // Слобожанський науково-спортивний вкник. 2009. - N 1- С. 22-30.
2. Базшевський А. Г. 1ндивщуальна тактична шдготовка юних баскетболктгв у рiчному цикл тренування з використанням штерактивних технологш: автореф. дис. на здоб. н. ступ. канд. наук з фiз. вих. i сп.: спец. 24.00.01 «Олiмпiйський i професшний спорт» / А.Г. Базшевський. 2012. - 28 с.
3. Безмилов М.М. Особливост спецiалiзацi! баскетболк™ та вибору крових функцiй у командi / М.М. Безмилов // Молода спортивна наука Укра!ни: Зб. наук. пр. з галузi фiз. культ. та спорту. - Львiв. 2010. - Вип. 14 Т.1. - С. 25-31.
4. Безмилов М.М. Способи оцшювання ефективносп змагально! дiяльностi в баскетболi / М.М. Безмилов, 1.М. Безмилов // Теорiя i методика фiзичного виховання i спорту. 2010 - №2, - С. 3-6.
5. Бойко Г. М. Концептуальш засади системи супроводу шдготовки спортсмешв-швалдав високо! квалiфiкацi!. / Г.М. Бойко // Молода спортивна наука Укра!ни : зб. наук. праць з галузi фiзичного виховання, спорту i здоров'я людини. - Л. : ЛДУФК, 2007. - Т. 2. - С. 23-28.
6. Бойко Г. М. Корекцшна спрямованкть психолого-педагопчного супроводу спортивно! дiяльностi спортсменiв високо! квалiфiкацi! у спорт iнвалiдiв. / Г.М. Бойко // Педагопка, психолопя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту. 2010. - №11. - С. 16-20.
References:
1. Ashanin VS., Pomeshchikova I.P., Pomeshchikov S.S. Slobozhans'kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky scientific and sport bulletin], 2009, vol.1, pp. 22-30.
2. Bazilevs'kij A. G. Individual'na taktichna pidgotovka iunikh basketbolistiv u richnomu cikli trenuvannia z vikoristanniam interaktivnikh tekhnologij [Individual tactical training of young basketball players in the annual cycle training using interactive technologies], Cand. Diss., 2012, 28 p.
3. Bezmilov M.M. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2010, vol.14(1), pp. 25-31.
4. Bezmilov M.M. Bezmilov I.M. Teoriia i metodika fizichnogo vikhovannia i sportu [Theory and methods of physical education and sport], 2010, №2, C. 3-6.
5. Bojko G. M. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2007, vol.2, pp. 23-28.
6. Bojko G. M. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicniproblemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2010, vol.11, pp. 16-20.
7. Briskin Iu.A. Organizacijni osnovi Paralimpijs'kogo sportu [Organizational foundations of Paralympic sport], Lviv, Kobzar, 2004, 180 p.
8. Briskin Iu.A., Perederij A.V., Slisenko O.O. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2008, vol.1, pp. 22-25.
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
7. Брюкш Ю.А. Органiзацiйнi основи Паралiмпiйського спорту / Ю.А. Брiскiн. - Л.: Кобзар, 2004, 180 с.
8. Брюкш Ю.А. Структура та змкт тренувально! програми спещально! олiмпiади з легко! атлетики / Ю.А. Брккш, А.В. Передерш, О.О. Слiсенко // Педагопка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту. 2008. - №1,
- С. 22-25.
9. Бююль Ахим. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. / Ахим Бююль, Петер Цефель -СП.: ООО «ДиаСофтЮП», 2001. - 608 с.
10. Вознюк Т. Експертна оцшка структури дiяльностi кватфжованих баскетболкток / Т. Вознюк. // Фiзична культура, спорт та здоров'я наци. Вшниця, 2008, - №2, - С. 32-38.
11. Вознюк Т.В. Планування фiзичноl шдготовки квалiфiкованих баскетболiсток на еташ безпосередньо! пiдготовки до змагань. / Т. В. Вознюк, Ю. I. Горбатий // Фiзична культура, спорт та здоров'я наци. Вшниця, 2008 - №1, - С. 42-46.
12. Гончаренко €. В. Морально-етичш аспекти в спорт швалдав /€.В. Гончаренко, I.O. Когут // Педагопка, психолопя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту. 2007.
- №11, С. 28-30.
13. Дiагностика психофiзiологiчних станiв спортсменiв: Метод. посiбник / Коробейнiков Г.В., Дудник О.К., Коняева Л.Д. та ш.
- К., 2008. - 64 с.
14. Дорошенко Е.Ю. Моделирование технико-тактических действий как фактор управления соревновательным процессом и подготовкой баскетболисток высокой квалификации / Е.Ю. Дорошенко // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - №10. - C. 29-35.
15. Егоян А. Е. Аспекти комплексного використання шформацшних технологш в спорт / А.Е. Егоян, М.Б. Мирцхулава, Д.М. Читашвили // Физ. воспитание студ. творч. спец. - 2007. - N 4.
- С. 15-19.
16. Заворотна О. А. Корекщя координацшних здiбностей баскетболк™ з порушенням слуху / О.А. Заворотна // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. 2008. - N4. - С. 35-38.
17. Заворотна О. Програма розвитку координацшних здiбностей у навчально-тренувальному процеа баскетболк™ 13-14 рокiв з вадами слуху / О.А. Заворотна. // Спортивний вкник Придншров'я. 2008. - №1 - С. 41-49.
18. Защук С.Г. Структура комплексной подготовленности квалифицированных баскетболисток / С.Г. Защук, Ж.Л. Козина, Б.И. Безъязычный. // Физическое воспитание студентов. 2009. -№2. - С. 19-23.
19. Кириченко P.O. Вивчення структури техшко-тактично! дiяльностi квалiфiкованих баскетболюток методом головних компонент / Кириченко Р.О., Дорошенко Е.Ю. // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту: Збiрник наукових праць за ред. Срмакова С.С, Харьков, ХДАДАМ (ХХП1), 2006. - №4. С.36 - 38.
20. Коваленко О. П. Розвиток мислення у баскетболюток на начальних етапах шдготовки. / О.П. Коваленко, €.А. Захарша // Педагогiка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. 2011. - N2. - С. 53-57.
21. Козина Ж.Л. Анализ и обобщение результатов практической реализации концепции индивидуального подхода в тренировочном процессе в спортивных играх / Ж.Л. Козина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей, 2009, №2, С. 34-47.
22. Козина Ж.Л. Система индивидуализации подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Монография / Козина Ж.Л. Lambert Academic Publishing Russia. - 2011. - 532с.
23. Козина Ж.Л. Методика технико-тактической подготовки баскетболисток с нарушениями слуха с использованием инновационных технологий / Ж.Л. Козина, И.Н. Собко, А.И. Прокопенко, А.В. Губа, С.С. Ермаков, К. Прусик, М. Цеслицка // Физическое воспитание студентов. 2014. - № 3. - С.30-40.
24. Козина Ж.Л. Методологический анализ системы подготовки студенческих баскетбольных команд / Ж.Л. Козина, С.С. Ермаков, К. Прусик // Физическое воспитание студентов. 2011, N3. - С. 60-68.
25. Козша Ж.Л. Авторсью шновацшш технологи в шдготовщ до Дефлiмпiади квалiфiкованих баскетболюток з вадами слуху / Ж.Л. Козина, 1.М. Собко, 1.К. Кушшр, О.С. Лавроненко, М. Креминский // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях // Сборник статей X Международной научной конференции, посвященной 60-летию БГТУ им.
9. Biuiul' Akhim, Peter Cefel'. SPSS: iskusstvo obrabotki informacii [SPSS: art information processing], Sankt Petersburg, DiaSoftYuP, 2001, 608 p.
10. Vozniuk T. Fizichna kul'tura, sport ta zdorov'ia naciyi [Physical education, sport and health of the nation], 2008, vol.2, pp. 32-38.
11. Vozniuk T.V., Gorbatij Iu. I. Fizichna kul'tura, sport ta zdorov'ia naciyi [Physical education, sport and health of the nation], 2008, №1, C. 42-46.
12. Goncharenko Ie. V., Kogut I.O. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2007, vol.11, pp. 28-30.
13. Korobejnikov G.V., Dudnik O.K., Koniaieva L.D. Diagnostika psikhofiziologichnikh staniv sportsmeniv [Diagnostics of psychophysiological state athletes], Kiev, 2008, 64 p.
14. Doroshenko E.Iu. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2013, vol.10, pp. 29-35.
15. Egoian A. E. Mirckhulava M.B., Chitashvili D.M. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special'nostej [Physical Education of the Students of Creative Profession], 2007, vol.4, pp. 15-19.
16. Zavorotna O. A. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2008, vol.4, pp. 35-38.
17. Zavorotna O. Sportivnij visnik Pridniprov'ia [Dnipro Sports Bulletin], 2008, vol.1, pp. 41-49.
18. Zashchuk S. G., Kozina Zh. L., Bez"iazychnyj B. I. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2009, vol.2, pp. 19-23.
19. Kirichenko P.O., Doroshenko E.Iu. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2006, vol.4, pp. 36 - 38.
20. Kovalenko O. P., Zakharina Ie.A. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2011, vol.2, pp. 53-57.
21. Kozina Zh. L.Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special'nostej [Physical Education of the Students of Creative Profession], 2009, vol.2, pp. 34-47.
22. Kozina Zh. L. Sistema individualizacii podgotovki sportsmenov v igrovykh vidakh sporta [Customize system of training athletes in team sports], Lambert Academic Publishing Russia, 2011, 532 p.
23. Kozina Zh.L., Sobko I.N., Prokopenko A.I., Guba A.V., Iermakov S.S., Prusik K., Ceslicka M. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2014, vol.3, pp. 30-40.
24. Kozina Zh.L., Iermakov S.S., Prusik Kristof. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.3, pp. 60-68.
25. Kozina Zh.L., Sobko I.M., Kushnir I.K., Lavronenko O.S., Kreminskij M. Avtors'ki innovacijni tekhnologiyi v pidgotovci do deflimpiadi kvalifikovanikh basketbolistok z vadami slukhu [Copyright innovative technologies in preparation for deflimpiady skilled basketball players with hearing]. Fizicheskoe vospitanie i sport v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh [Physical education and sport in higher education], 2014, vol.2, pp. 106-109.
26. Lizogub B.C. Fiziologichnij zhurnal [Physiological journal], 2010, vol.56(1), pp. 148 - 151.
27. Maksimenko I. G. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2010, vol.4, pp. 84-86.
28. Malinauskas R.K., Brusokas A.R. Teoriia i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2013, vol.3, pp. 27-29.
29. Mitova O. O. Integral'na pidgotovka basketbolistiv 17-19 rokiv pri perekhodi v komandi Superligi [Integrated training basketball players 17-19 years of the transition team in Super League], Cand. Diss., Kharkiv, 2004, 26 p.
30. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte [The system of preparation of sportsmen in Olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 2004, 808 p.
31. Pomeshchikova I.P., Kucherenko A.S., Evtushenko I.M. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2013, vol.1, pp. 49-54.
32. Sobko I.N. Analiz rezul'tatov vystupleniia vedushchikh komand basketbolistov s narusheniiami slukha na mezhdunarodnykh sorevnovaniiakh [Analysis of the results to the leading teams
а2014
B.Г. Шухова и 210-летию ХНПУ имени Г.С. Сковороды 24 -25.04.2014 г.: в 2-х ч.- Харьков, 2014. Ч.2. - С. 106-109.
26. Лизогуб B.C. 1ндивщуальш психофiзiологiчнi особливост людини та професшна дiяльнiсть / Лизогуб B.C. // Фiзiологiчний журнал. - 2010. - Т. 56, №.1. - C. 148 - 151.
27. Максименко I. Г. Оцшка ефективност пiдходiв до побудови етапу спецiалiзованоï базово1 шдготовки у спортивних iграх / 1.Г. Максименко // Педагогiка, психологiя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту, 2010. - N4. - C. 84-86.
28. Малинаускас Р.К. Показатели общей и физической самоэффективности представителей юношеского баскетбола / Малинаускас Р.К., Брусокас А.Р. // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - N 3. - С. 27-29.
29. Мгтова О. О. 1нтегральна шдготовка баскетболк™ 17-19 роюв при переходi в команди Суперлки: автореф. дис. на здоб. вч. ступ. канд. наук з фiз. вих. i сп.: спец. 24.00.01 «Олiмmйський i професшний спорт» / Олена Олексац^вна Митова. - Х., 2004.
- 26 с.
30. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : [учеб. для студ. Вузов ФВС] / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература. - 2004. - 808 с.
31. Помещикова И.П. Анализ выступления команды девушек Украины на чемпионате Европы по баскетболу в 2012 году / 1.П. Помещикова, А.С. Кучеренко, И.М. Евтушенко. // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 1. - С. 49-54.
32. Собко И.Н. Анализ результатов выступления ведущих команд баскетболистов с нарушениями слуха на международных соревнованиях / И.Н. Собко // Образование и социализация человека в современных условиях. Материалы Международной научно-практической конференции 28-29 ноября 2013 г.Благовещенск, - АмГУ - 2013. - С. 170-174.
33. Сушко Р. О. Огляд науково-дослщних методiв i методик вивчення технiко-тактичноï дiяльностi в баскетболi / Р. О. Сушко. // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. 2009. - №9 . - С. 144-148.
34. Шамардина Галина. Особенности физического развития и подготовленности юных баскетболистов с нарушениями слуха / Г. Шамардина, О. Ельфимова // Наука в олимпийском спорте.
- 2006. N1. - С. 80-84.
35. Bebetsos E. Relations between Role Ambiguity and Athletes' Satisfaction among Team Handball Players / E. Bebetsos, N. D. Theodorakis, N. Tsigilis // The Sport Journal. - 2007. Vol.1. - 10-13.
36. Bourbousson J. Space-time coordination dynamics in basketball: Part 1. Intra- and inter-couplings among player dyads / J. Bourbousson,
C. Sève, T.McGarry // J Sports Sci. 2010 Feb. - 28(3):339-347.
37. Burton M. Sports wheelchair technologies / M. Burton, F. Fuss & A. Subic // Journal: Sports Technology Volume 3. - Issue 3. - August 2010. - pages 154-167.
38. Comeau G.S. A Comparative Analysis of Women's Sport Advocacy Groups in Canada and the United States/G. S. Comeau, A. G. Church // Journal of Sport and Social Issues, Nov 2010. - №34. - Р.457 - 474.
of basketball players with hearing impairments in international competitions]. Obrazovanie i socializaciia cheloveka v sovremennykh usloviiakh [Education and socialization of man in modern conditions], Blagoveshchensk, AmGU Publ., 2013, pp. 170174.
33. Sushko R. O. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2009, vol.9, pp. 144-148.
34. Shamardina G., El'fimova O. Nauka v olimpijskom sporte [Science in Olympic Sport], 2006, vol.1, pp. 80-84.
35. Bebetsos E.. Theodorakis N. D., Tsigilis N. Relations between Role Ambiguity and Athletes' Satisfaction among Team Handball Players. The Sport Journal, 2007, vol.1, 10-13.
36. Bourbousson J., Sève C., Garry T. Mc. Space-time coordination dynamics in basketball: Part 1. Intra- and inter-couplings among player dyads. Journal of Sports Sciences., 2010, vol.28(3), pp. 339347.
37. Burton M., Fuss F., Subic A. Sports wheelchair technologies. Journal Sports Technology, 2010, vol.3(3), pp. 154-167.
38. Comeau G.S., Church A. G. A Comparative Analysis of Women's Sport Advocacy Groups in Canada and the United States. Journal of Sport and Social Issues, 2010, vol.34, pp. 457 - 474.
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняiспорту
Информация об авторах: Козина Жаннета Леонидовна: д.н. ФВиС, проф.; ORCID: 00000001-5588-4825; [email protected]; Харьковский национальный педагогический университет; ул. Артема 29, г. Харьков, 61002, Украина.
Собко Ирина Николаевна: ORCID: 0000-0002-4920-9775; sobko. [email protected]; Харьковский национальный экономический университет; пр. Ленина, 9а, 61001, г. Харьков, Украина.
Коломиец Надежда Анатольевна: ORCID: 0000-0003-0204-8262; [email protected]; Харьковская государственная академия дизайна и искусств; Ул.Краснознаменная, 8, 61002, г.Харьков, Украина.
Ягелло Владислав: д.н. ФВиС; ORCID: 0000-0001-7417-4749; [email protected]; Академия физического воспитания и спорта; Ул. Веска 1, 80-336, г.Гданьск, Польша.
Ягелло Марина: ORCID: 000-0001-5591-4537; [email protected]; Академия физического воспитания и спорта; Ул. Веска 1, 80-336, г.Гданьск, польша.
Цитируйте эту статью как: Козина Ж.Л., Собко И.Н., Коломиец Н.А., Ягело В., Ягело М. Алгоритм распределения спортсменов по группам для формирования тактических задач в игровых командных видах спорта с помощью методов многомерного анализа (на примере женской сборной команды украины баскетболисток с нарушениями слуха) // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. -2014. - № 12. - С. 40-48. doi:10.15561/18189172.2014.1208
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www. sportpedagogy. org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 25.05.2014 г. Опубликовано: 15.06.2014 г.
Information about the authors:
Kozina Zh.L.: ORCID: 0000-0001-5588-4825; Zhanneta.kozina@gmail. com; Kharkov National Pedagogical University; Artema str. 29, Kharkov, 61002, Ukraine.
Sobko I. N.: ORCID: 0000-0002-4920-9775; [email protected]; Kharkov National Economic University; Lenina boulevard 9a, 61001, Kharkov, Ukraine.
Kolomiez N.A.: ORCID: 0000-0003-0204-8262; [email protected]; Academy of Design and Arts; ul.Krasnoznamennaya, 8, 61002, Kharkov, Ukraine.
Jagietto Wtadystaw; ORCID: 0000-0001-7417-4749; wjagiello1@ wp.pl; Academy of Physical Education and Sports; ul. Wiejska 1, 80-336 Gdansk, Poland.
Jagietto Marina: ORCID: 000-0001-5591-4537; [email protected]; Academy of Physical Education and Sports; ul. Wiejska 1, 80-336 Gdansk, Poland.
Cite this article as: Kozina Zh.L., Sobko I.N., Kolomiec N.A., Jagiello Wladyslaw, Jagiello Marina. Allocation algorithm for athletes group to form tactical tasks in game team sports using the methods of multivariate analysis (illustrated women Ukrainian team basketball with hearing impairments). Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2014, vol.12, pp. 40-48. doi:10.15561/18189172.2014.1208
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Received: 25.05.2014 Published: 15.06.2014