Научная статья на тему 'Система повышения квалификации учителей для формирования их готовности к построению информационно-образовательной среды учебного заведения'

Система повышения квалификации учителей для формирования их готовности к построению информационно-образовательной среды учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ICT COMPETENCE / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING SYSTEM / МОДУЛИ ПРОГРАММЫ / MODULES OF THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А.

Разработана оригинальная модульная система повышения квалификации учителей, ориентированная на формирование профессиональной ИКТ-компе тентности учителя, организующего инфор ма ционно-образовательную среду на основе принципов личностно-ориентированного и дифференцированного обучения в условиях информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING TEACHERS TO FORM THEIR READINESS FOR THE CONSTRUCTION OF INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

The articles presents the original modular system of teacher training, focused on the development of professional ICT competence of teachers, organizing information and educational environment based on principles of learner-centered and differentiated learning in the information education.

Текст научной работы на тему «Система повышения квалификации учителей для формирования их готовности к построению информационно-образовательной среды учебного заведения»

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГОТОВНОСТИ К ПОСТРОЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

THE SYSTEM OF TRAINING TEACHERS TO FORM THEIR READINESS FOR THE CONSTRUCTION OF INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова

Разработана оригинальная модульная система повышения квалификации учителей, ориентированная на формирование профессиональной ИКТ-ком-петентности учителя, организующего информационно-образовательную среду на основе принципов лич-ностно-ориентированного и дифференцированного обучения в условиях информатизации образования.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, ИКТ-компетентность, система повышения квалификации, модули программы.

Модернизация российского образования в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Она имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества.

Прежняя система образования уже в значительной мере не способна обеспечить необходимый современный образовательный уровень. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения в системе образования. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся. Основной целью учебного процесса становится не столько усвоение знаний, сколько овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала каждого. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых выдвигает на передний план осуществление личностно-ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося.

Новая система образования ставит новые требования для педагогов. Для успешного образования подрастающего поколения важно проектирование и внедрение современной системы непрерывного образования педагога, которая требует развития научно-исследовательской базы и интенсификации учебного процесса. Таким образом, актуализируется проблема формирования новой образовательной среды обучения.

M. Yu. Glotova, E. A. Samokhvalova

The articles presents the original modular system of teacher training, focused on the development of professional ICT competence of teachers, organizing information and educational environment based on principles of learner-centered and differentiated learning in the information education.

Keywords: information and educational environment, ICT competence, advanced training system, the modules of the program.

Образовательную среду составляют внутренние и внешние факторы по отношению к образованию. Образовательная среда порождается компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой.

Развитие современной образовательной среды обусловлено следующими факторами:

Во-первых, оно обусловлено развитием педагогической системы в аспекте симметричных отношений учитель - знание - ученик, их взаимодействия и взаимовоздействия. Как и во всяком субъектно-субъектном отношении в основе этого взаимовоздействия лежит психологическое воздействие. Поэтому первыми исследователями образовательной среды оказались представители педагогической психологии.

Во-вторых, особенностью современного образования является информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной. Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное, упорядоченное [1].

Так, в материалах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) образовательным учреждениям рекомендовано создавать информационно-образовательную среду, которая «...включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность техно-

логических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудова-ние, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

• мониторинг здоровья обучающихся;

• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности» [2].

Построение информационной образовательной среды учебного заведения и ее использование в обучении и воспитании школьников будет иметь эффект только в случае формирования соответствующей готовности учителей к профессиональному использованию средств ИКТ, входящих в среду. В этой связи возрастает роль информационной компетентности учителя. Информационная компетентность учителя указывает на уровень овладения и использования информации в образовательном процессе. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному учителю, можно отнести следующие [3]:

1. Содействие обучению и творчеству учеников. Учителя используют свои знания о предмете, преподавании и технологиях для содействия обучению учеников, их творчеству и инновациям в реальном мире и в виртуальных средах. Учителя демонстрируют способности:

а) оказывать поддержку творческому и инновационному мышлению и изобретательности учеников;

б) вовлекать учеников в изучение реальных проблем и их решение с использованием цифровых инструментов и ресурсов;

в) поощрять рефлексию учеников с использованием средств совместной работы для выявления и прояснения концептуального понимания и мышления, планирования, творческих процессов;

г) совместно строить знания вместе с учениками и коллегами в реальном мире и в виртуальных средах.

2. Проектирование и разработка современных методов обучения. Учителя проектируют, разрабатывают и

оценивают опыт обучения с включением современных инструментов и ресурсов для максимального освоения содержания обучения. Учителя демонстрируют способности:

а) разработки или адаптации соответствующего опыта обучения с включением ИКТ-инструментов и ресурсов для обеспечения обучения и творчества учеников;

б) разработки технологии обогащенной учебной среды, которая позволяет ученикам активно стремиться к достижению собственных образовательных целей, управлять собственным обучением и самим оценивать свой прогресс;

в) настройки и персонализации инструментов учебной деятельности для обеспечения различных стилей и стратегий обучения с использованием ИКТ-инструментов и ресурсов;

г) предоставлять ученикам разнообразные методы промежуточного и итогового оценивания в соответствие с образовательным содержанием и технологиями обучения.

3. Модель работы и обучения в информационную эпоху. Учителя демонстрируют знания и навыки, свойственные инновационным профессионалам глобального информационного общества. Учителя демонстрируют способности:

а) свободно владеть современными ИКТ-передачи и переноса знаний в различные области;

б) сотрудничать с учениками, коллегами, родителями с использованием ИКТ-инструментов и ресурсов;

в) передавать информацию и идеи ученикам, родителям и коллегам, используя различные ИКТ-инструменты и средства представления;

г) поддерживать эффективное использование существующих и новых ИКТ-инструментов для поиска, анализа, оценки и использования информационных ресурсов в исследованиях и обучении.

4. Поощрение гражданской ответственности в цифровых средах. Учителя понимают значение региональных и глобальных социальных проблем и обязанностей в развивающейся информационной культуре, значение правовых и этических норм в сетевой профессиональной деятельности. Учителя демонстрируют способности:

а) отстаивать и пропагандировать нормы безопасного, правового и честного использования цифровой информации и технологии, в том числе уважения к авторскому праву и интеллектуальной собственности;

б) обращаться к разнообразным потребностям и интересам всех учащихся, используя личностно-ориентиро-ванные стратегии равного доступа к соответствующим ИКТ-инструментам и ресурсам;

в) поощрять и внедрять правила ИКТ-этикета и ответственного социального взаимодействия, связанные с использованием технологий и информации;

г) развивать межкультурное взаимопонимание с привлечением коллег и учеников из других культур с использованием возможностей ИКТ-коммуникаций.

5. Профессиональный рост. Учителя постоянно совершенствуют свою профессиональную практику, участвуют в непрерывном образовании и проявляют лидерство в своей школе и в профессиональном сообществе

Компьютерные обучающие программы

Видео, слайд лекции

W

Электронный интерактивный учебник

Модуль

Консультирование посредством вебинаров, форумов и чатов

Самостоятельная практическая работа

м

Коллективный тренинг

Тестирование

Рис. 1. Схема блочно-модульного обучения

для содействия и демонстрации эффективности использования ИКТ-инструментов и ресурсов. Учителя:

а) участвуют в региональных, федеральных и глобальных образовательных сообществах для изучения форм творческого применения технологий для улучшения обучения;

б) демонстрируют знание технологии, участвуют в общем процессе принятия решений и создания профессиональных сообществ;

в) постоянно отслеживают текущие исследования и профессиональную практику, чтобы эффективно использовать существующие ИКТ-инструменты и ресурсы для поддержки обучения;

г) вносят свой вклад в эффективность, жизнеспособность и самообновление учительской профессии в своих школах и сообществах.

Предлагаемая нами система повышения квалификации учителей охватывает все аспекты компетенций, связанных с современными технологиями получения информации, образования, коммуникаций.

Основная цель системы - формирование готовности учителя к использованию ИКТ в соответствии с его профессиональными потребностями и способностями. Система направлена не только на формирование определенной системы знаний, навыков и умений работы с ИКТ, но и овладение методикой применения ИКТ в профессионально-педагогической деятельности учителя, формирование информационного мировоззрения, развития и закрепления навыков самообразования в области ИКТ в соответствии с поставленными целями. Система повышения квалификации призвана обеспечить продвижение учителя по ступеням: от интуитивного знания через понимание и осознание возможностей применения ИКТ к творческой деятельности и саморазвитию своей индивидуальности.

Для структурирования получаемых знаний и навыков наша система повышения квалификации имеет блочно-модульную систему обучения, при котором слушатель может выбрать любые модули. Каждый модуль рассчитан на 72 часа. Модульный принцип обучения заключается в последовательности, логичности, цикличности. Схема каждого модуля представлена на рис. 1.

Содержание системы состоит из следующих модулей:

Модуль 0. «Базовые ИКТ компетенции педагога».

Основной целью данного курса повышения квалификации является развитие знаний и умений учителей в области использования ИКТ в образовании, обеспечивающее базовую профессиональную компетентность по работе в ИКТ насыщенной образовательной среде.

В соответствии с основной целью курса, решаются следующие задачи:

• овладение базовыми навыками работы на компьютере по вводу, обработке, хранению, поиску и выводу различных видов информации;

• умение работать в операционной системе (на уровне грамотного пользователя);

• умение использовать сеть Интернет для поддержки и сопровождения учебного процесса;

• овладения навыками создания, редактирования и оформления текстовых документов;

• овладения навыками обрабатывать числовую информацию при помощи электронных таблиц;

• овладения навыками создания и редактирования простейших графических изображений;

• овладение знаниями безопасного, правового и честного использования цифровой информации и технологий.

Основные блоки модуля:

1. Возможности применения и эффективность использования информационных технологий в учебном процессе.

2. Операционная система, ее назначение и состав.

3. Технология работы в текстовом редакторе.

4. Основы работы в табличном редакторе.

5. Безопасность и конфиденциальность при работе с компьютером.

6. Основы работы в глобальной сети Internet. Информационные и коммуникативные ресурсы сети;

7. Этические и правовые нормы работы с информацией. Копирайт. Авторское право.

Модуль 1. «Современные инструменты и технологии мониторинга обучения и статистической обработки результатов».

Основной целью курса является формирование компетенций, связанных с современными способами представления и обработки информации с помощью электронных таблиц и баз данных.

В соответствии с основной целью курса, решаются следующие задачи:

• овладение знаниями о современных пакетах прикладных программ мониторинга и статистической обработки данных;

• овладение навыками статистически обрабатывать числовую информацию при помощи электронных таблиц и баз данных;

• овладение навыками создавать и редактировать простейшие графические изображения, иллюстрирующие мониторинг процесса обучения;

• овладение навыками корректного подбора ИКТ-методов анализа данных;

• овладение навыками моделирования и интерпретации результатов обучения с помощью электронных таблиц и баз данных.

Основные блоки модуля:

1. Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

2. Системы автоматизированного тестирования уровня достижений обучающихся.

3. Применение электронных таблиц для реализации процессов контроля и мониторинга в педагогической деятельности.

4. Применения баз данных для реализации процессов контроля и мониторинга в педагогической деятельности.

5. Обработка и визуализация учебно-педагогических данных.

Модуль 2. «Проектирование и создание мультимедийных образовательных ресурсов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной целью курса является изучение инструментов и технологий создания цифровых образовательных ресурсов с использованием возможностей мультиме-диапрограмм; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать графическую, видео- и звуковую информацию, используя ИКТ для совершенствования учебного процесса с учетом требований ФГОС.

В соответствии с основной целью курса решаются следующие задачи:

• овладение знаниями о возможностях, применения мультимедиа программ в процессе обучения;

• овладение навыками по разработке мультимедийных ресурсов;

• овладение знаниями о возможностях повышения активной роли обучающихся посредством применения мультимедиа;

• овладение знаниями об аппаратном и программном обеспечении, применяемом при создании мультимедийных ресурсов;

• овладение навыками оценки качества и эффективности применения мультимедийных ресурсов в образовательной среде.

Основные блоки модуля:

1. Методологические и психолого-педагогические аспекты применения мультимедиа в образовании.

2. Использование программы Microsoft PowerPoint для разработки мультимедийных слайд-лекций.

3. Использование программы GIMP для создания элементов компьютерной графики.

4. Использование программ Audacity для создания учебных материалов с аудио.

5. Использование программ Windows Movie Maker и VirtualDub для создания учебных материалов с видео.

Модуль 3. «Эффективная организация и контроль учебной деятельности с помощью современных коммуникативных технологий в глобальной сети».

Основной целью курса является совершенствование профессиональной компетенции обучаемых в области использования ресурсов и технологий Интернета в учебном процессе и создания условий для формирования современной образовательной среды с учетом требований ФГОС. Особое внимание в курсе уделено рассмотрению деятельностных форм веб 2.0-сервисов в образовании и проектированию педагогических сценариев на их основе.

В соответствии с целью курса программа рассчитана на овладение слушателями следующими компетенциями:

• овладение знаниями дидактических возможностей Интернета как средства обучения и новой информационно-образовательной среды обучения;

• овладение навыками работы с технологиями интернет-поиска и сетевого мониторинга;

• овладение знаниями о типологии образовательных ресурсов Интернета;

• овладение навыками работы по получению и созданию графического и медийного сетевого контента;

• овладение знаниями о современных тенденциях развития веб-пространства (веб 2.0-сервисы);

• развитие профессиональной компетенции обучаемых в области использования ресурсов и технологий Интернета в учебном процессе и создание условий для формирования современной образовательной среды с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Основные блоки модуля:

1. Интернет-технологии в современной образовательной среде. Педагогические технологии и Интернет.

2. Интернет и поиск информации в образовательных целях.

3. Электронная почта как эффективное средство коммуникации в образовании.

4. Разработка образовательных сайтов.

5. Создание и ведение образовательного блога.

6. Реализация современных образовательных технологий на базе социальных сетей.

Модуль 4. «Дистанционные технологии обучения в современном образовании».

Основной целью курса является изучение возможностей и принципов создания индивидуально-ориентированных образовательных траекторий для реализации целей поставленных ФГОС: поддержка самостоятельной работы обучающихся, дополнительные возможности для образования одаренных детей и коррекционная деятельность для детей с особыми потребностями, на основе функционирования систем дистанционного обучением (СДО).

В соответствии с основной целью курса решаются следующие задачи:

• овладение знаниями о моделях и технологиях дистанционного обучения;

• овладение навыками управления дистанционным учебным процессом;

• овладение навыками использования дистанционных технологий в преподавании предметных дисциплин для различных образовательных систем;

• овладение навыками использования инструментов системы дистанционного обучения МоосПе;

• овладение навыками работы с дополнительными надстройками - инструментами работы с СДО МооС1е.

Основные блоки модуля:

1. Теоретико-методологические и психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения.

2. Работа с системой и ресурсами курса в СДО МооС1е.

3. Элементы курса СДО МооС1е.

4. Тестирование в МооС1е.

5. Управление курсом.

н проведение

-—. _и,. ..

образовательных

Специализированные сайта и педаготичеа сообщества как основа педагогического взаимодействия

игральных ■ (¡»AiwH^Mioit практик* Ойюр сайта* и порталов сетевых педагогических мо«щ*етв.

За Кйамифздция ccttftwcepwitoe >

пед*с»»г*<в>й tipa»iwie В Семикйр - прешла Дсгмпай творчесдо acpt en&rtOi >чп№а в педагммчссии форумах £ Вшлогмеьые лроесш слушателей

Прастичесжая работа Реализация (оОствсчтуо лрое*1 «а одном ж Фор)»»ов или fiea*c*»p«e< oec сообществ

£} ТКЭ4 Ap^itrfs^i Mc* pASOTA COiT«rtfth»*e

аннэтироеанного чталогэ педагогии««» форуисе cooOujw овсц«( обсу*дыня и с пеирптмирое^ниьи оСршоватепы сооСщ«тв о» oea*c*me

И^^^е^^шиЪкЬ^«> М<ме «Работа с системой и ресурсами курса в СДО Макет и V иШаЮиЬ для ооаданкя учебных МоосИе»

материалов с шщео

QCcwtwdfi - Ek>3MOvw*x ти оОсДОтя с гфмздыо npofpoujwu 5*уре

Q Видео »iKfpyu^ffl И« лвлоэееание грйгршш Sfcype о дотеяеИОС ТИ Семинар Смс:сыл амясризифчцжиций OnOm

ф Прастмчсская раСота Прятки* ондеочжфсречцин для

KOiWW

J*s Сачос rem i cTbHja paten а Ор-эниМцл? планирование и проведение ontoe у poo дая слушателей курса

1Я и разработки

¡^Составляющие и основное кимодаости прогреми VAndon Моле Мл»* и WtuaCuP для соаддкиа и редахпфоаакдо видео

Q Сад« ■ Исоолымм Vrt«i«j Mafc* к WluaOuO 9 &WO ин< трущяя - Основы раОоты с СДО

дгя uiUT.t и импорта мдроилгрк&гсй нападение тигрол Щ Профиль пользователя

•*rtonwoftan»e фильтров и.v гч и эффектов gj Внеииий ВИД И нЗ«*иация <ур«а

В Аппаратные среде ты для рйоты с видео им ф РаОота с календарей 6п«м

?оем«тж* использование с WmtaB* Movie Mafce« и ^ заполняем куре ресурс в виде тестового файла

Использование программы GIMP для ^с т**ктаиим аудио видео

создания элементов компьютерной графики. „ .. _

«Тестирование в Moodle»

В Основ«** coeiaerowai»* и boju>«*oc ти преграиывы CMC дги» работы с компьютерной графикой

Q виасо • Стачлврпад: н«тру>ю»<ты программам д ля o«*ua>w ихвдалвпнЛ

Q 8*ДС0 ■ И«СТруменп* npiipauMtf GIMP длд р*коМм«*А (ддророммла и ретуширования юэбрадгмЛ ^ Лраггичесьля рабоа N»4 ■ Сомам« многословного ИКОрФФн«?

прат«« им работ« ffrs - Создание коллажа ^лралтмчесяая работа мв ■ чкти ретуширование и вое с гамовпвние деталей нюбрладикя

Щ метолжз и прели« ж пользования компьютерной граф»«« в paw»Tie учеСиьо иатсриал«

Использование программ Audacity для создания учебных материалов с аудио

Audacity

^ создание тесга >1 настрой^ ею параметр

сошнпе вопросной бш сгацдлртныин средствами МосЮ^

ф настройка дополнительных иоду лей и расширение

Интернет технаюпп г в современной образовательной чеде. Педагогические технологии и Интфнет.

■ модуп* рккрыыюкя и«ТОДйЛОГИЧ«Ш11 нлркы иеоогь»мчив Инт»рп*г» ■ 440Н4**«!«*. дмгея Юбр М1ЛШКПЦ Г •ФШОРИОСМЙ и Икт»рн*т#.

(ШНПН с иейвгыфыниаи НнГ4рн«П Д|» евтчення.

Штерне: ■»е'л^о'нр ик ч* [& и>льгур>( >ч|тепя и учадосн

ресурсы сет вернет т шлогхшя с тзмцпД чмо процесса

{В н чиолеиы иеосиадвлння

»мформчтнн^оесгрсов ссги

Рис. 2. Дистанционная организация курсов повышения квалификации в СДО Моо^е1

Модуль 5. «Технологии сетевого взаимодействия и проектной деятельности в образовательной среде».

Основной целью курса является совершенствование компетенций в организации сетевого взаимодействия и организации сетевой проектной деятельности в учебном процессе с учетом требований ФГОС - создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности личност-но-ориентированного образовательного процесса.

В соответствии с основной целью курса, решаются следующие задачи:

• овладение навыками работы с технологиями сетевого проектирования;

• овладение знаниями о типологии образовательных ресурсов Интернета, созданных средствами сетевого проектирования;

• овладение навыками работы по разработке и созданию сетевого контента для проектов;

• овладение знаниями о современных тенденциях развития веб-пространства, как среды сетевого взаимодействия и совместного создания информационных и образовательных ресурсов;

• овладение знаниями, необходимыми для осуществления педагогической деятельности с использованием интернет-инструментария нового поколения для сетевого проектирования и взаимодействия.

Основные разделы модуля:

1. Теоретико-методологические и психолого-педагогические аспекты сетевого взаимодействия и проектной деятельности в образовательной среде.

2. Специализированные сайты и педагогические сообщества как основа педагогического взаимодействия.

3. Технологии проектной сетевой деятельности на базе облачных сервисов в образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Организация и проведение видеоконференций.

5. Технология проектирования и разработки образовательных веб-квестов.

6. Возможности СДО «МооС1е» в сетевой и проектной деятельности.

Для организации и поддержки курсов повышения квалификации, мы используем систему дистанционного обучения (СДО) МооС1е (рис. 2). Применяемая форма дистанционного обучения позволяет слушателям не только сформировать индивидуальную траекторию обучения с точки зрения содержания получаемых знаний и навыков, но и обучаться по индивидуальному графику с учетом времени, места и интенсивности занятий.

С помощью СДО МооС1е можно эффективно реализовы-вать образовательные программы с использованием технологий дистанционного обучения, осуществлять организационно-методическое сопровождение учебного процесса, организовать доступ к информационному и учебно-методическому обеспечению программ (специализированным базам данных, электронным учебным пособиям, аудио- и видеома-

1 http://mipo.mpgu.edu/moodle/

териалам, тестирующим системам), проводить мониторинг качества образовательных программ и ресурсов, обеспечивать непрерывную интернет-поддержку учебного процесса.

Разработано шесть программ:

• Модуль 0. «Базовые ИКТ компетенции педагога».

• Модуль 1. «Современные инструменты и технологии мониторинга обучения и статистической обработки результатов».

• Модуль 2. «Проектирование и создание мультимедийных образовательных ресурсов».

• Модуль 3. «Эффективная организация и контроль учебной деятельности с помощью современных коммуникативных технологий в глобальной сети».

• Модуль 4. «Дистанционные технологии обучения в современном образовании, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья».

• Модуль 5. «Технологии сетевого взаимодействия и проектной деятельности в образовательной среде».

Все курсы имеют ярко выраженную практическую направленность. В процессе обучения слушатели не только знакомятся с новыми информационными и коммуникационными технологиями, но и решают задачи, которые уже сегодня ставят перед учителями федеральные государственные образовательные стандарты. Выпускная работа обязательно должна быть вписана в общую методическую работу учителя, а также должна иметь практический выход в образовательный процесс, должна быть практически значимой.

Описанная система повышения квалификация частично апробирована на учителях города Москвы. Успешно прошли обучение слушатели по модулям 2 и 4, проявив полученные знания и навыки в полной мере при защите выпускной работы. В 2012/13 учебном году планируется обучение учителей московского региона, в том числе через систему повышения квалификации Московского института открытого образования (МИОО) www.kurs.mioo. ru. Мы планируем дальнейшее совершенствование этой системы повышения квалификации в целях непрерывного и своевременного соответствия современным требованиям к организации образовательного процесса в условиях постоянного технического прогресса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы: учеб. пособие. М.: Академия АйТи, 2011.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/543 (дата обращения 12.11.2012).

3. Nets for Teachers 2008 // ISTE: International Society Technology in Education [Electronic resource]. URL: http://www.iste.org/standards/nets-for-teachers/ nets-for-teachers-2008 (accessed 14.11.2012).

МЕТОДОЛОГИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ С УЧЕТОМ СТАНДАРТОВ ДОСТУПНОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ КАРКАСНО-КОМПОНЕНТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

METHODOLOGY OF AUTOMATED DEVELOPMENT OF INFORMATION

AND EDUCATIONAL PORTALS TAKING INTO CONSIDERATION THE STANDARDS

OF ACCESSIBILITY AND THE TECHNOLOGY OF COMPONENTIAL FRAME DESIGNING

Д. И. Зарудный, Д. Ю. Щетинин

Предлагается методология автоматизированной разработки динамических, информационно-образовательных порталов с использованием технологии каркасно-компонентного проектирования с учетом стандартов доступности, учитывающая специфику пользователей - лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющая сократить время разработки аналогичных проектов до одного дня.

Ключевые слова: методология, стандарт доступности, образовательный портал, каркасно-компонент-ный метод, инвалид, реабилитация, образование.

D. I. Zarudnyj, D. Yu. Tschetinin

In the article the methodology of automated development of dynamic information and educational portals using the technology of componential frame designing and with the account for the standards of accessibility taking into consideration the specific character of users (physically disabled people) and allowing to reduce the time required for development of such projects to one day is offered.

Key words: methodology, educational portal, componential frame designing, rehabilitation, education, standard of accessibility, people with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.