Научная статья на тему 'Формирование информационно-математической компетентности при реализации базовой дисциплины основной образовательной программы с помощью личностно-ориентированных технологий'

Формирование информационно-математической компетентности при реализации базовой дисциплины основной образовательной программы с помощью личностно-ориентированных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / BASICS OF MATHEMATICAL INFORMATION PROCESSING / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВА ТЕЛЬ НАЯ СРЕДА / ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATIONAL AND MATHEMATICAL COMPETENCE / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А.

Статья посвящена формированию информационноматематической компетентности бакалавров педагогических вузов гуманитарной направленности на основе принципов личностно-ориентированных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATIONAL AND MATHEMATICAL COMPETENCE AT IMPLEMENTING THE BASIC DISCIPLINE OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM WITH PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES

The article is devoted to the formation of informational and mathematical competence of undergraduate students of pedagogical universities with humanitarian focus based on personality-oriented technologies

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-математической компетентности при реализации базовой дисциплины основной образовательной программы с помощью личностно-ориентированных технологий»

блока студентам предлагается пройти компьютерный тест. Содержащиеся в нем вопросы и задания позволяют наиболее полно конкретизировать теоретические аспекты изучаемого блока.

Для более полного формирования практико-ориенти-рованных компонентов информационной компетенции студенты выполняют творческое задание в виде проектирования и создания в специальной программной среде собственной компьютерной игры для детей дошкольного возраста. Параллельно с этим разрабатывается ряд материалов методического сопровождения к разработанной игре. В связи с большим объемом и трудоемкостью творческой работы студенты объединяются в рабочие творческие группы по 2-3 человека. Порядок выполнения работы каждая группа определяет самостоятельно (задание может делиться на части и каждый участник делает свою часть, либо задание выполняется всей группой). Последующая защита проекта служит рубежным контролем и зачетной единицей для освоения студентом данного блока рабочей программы дисциплины.

Такой комплексный подход к изучению данного блока дисциплины позволяет:

• повысить качество образовательного процесса за счет комплексного использования всех форм работы студентов;

• обеспечить разнообразие и эффективность форм контроля поэтапным формированием компетенций, установленных ФГОС ВПО;

• укрепить учебную дисциплину студентов, улучшить показатели посещаемости занятий;

• повысить их мотивацию к активной и ответственной учебной деятельности, стимулировать развитие творческой активности, самооценку и рефлексию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

2. Пышьева Н. С., Дмитриев Ю. А. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и ее развитие в ручном труде: учеб. пособие. М.: Перспектива, 2010.163 с.

3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 10).

4. Макарова Л. Н, Шаршов И. А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.

5. Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов учебных достижений студентов. Приложение № 1 к приказу ректора МПГУ от 19.10.2012 г. № 538.

6. Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991. 160 с.: ил.

УДК 368 ББК 74.202.59

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПОМОЩЬЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

FORMATION OF INFORMATIONAL AND MATHEMATICAL COMPETENCE AT IMPLEMENTING THE BASIC DISCIPLINE OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM WITH PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES

М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова

Статья посвящена формированию информационно-математической компетентности бакалавров педагогических вузов гуманитарной направленности на основе принципов личностно-ориентированных технологий.

Ключевые слова: информационно-математическая компетентность, информационно-образовательная среда, основы математической обработки информации, лич-ностно-ориентированные технологии.

M. Yu. Glotova, E. A. Samokhvalova

The article is devoted to the formation of informational and mathematical competence of undergraduate students of pedagogical universities with humanitarian focus based on personality-oriented technologies.

Keywords: informational and mathematical competence, informational and educational environment, basics of mathematical information processing, personality-oriented technologies.

Требования современного общества к востребованному специалисту с высшим образованием диктуются и развитием технического прогресса и изменениями в социально-экономической сфере. Для эффективной и качественной подготовки будущего педагога необходимо применение в учебном процессе педагогических технологий обучения и воспитания. С одной стороны, образовательная технология - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Существует множество определений сущности педагогических технологий:

• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [1].

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса [2].

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Многие ученые считают, что составной частью педагогической технологии является система методов обучения (А. А. Андреев, С. Я. Батышев, М. Я. Виленский, Ю. Н. Кулюткин и др.). В отличие от метода обучения, технологией может являться только, то, что поддается точному описанию и алгоритмизации.

Для технологии характерны:

• системность (системный способ организации деятельности);

• воспроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами);

• результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям, что требует постановки диагностичных целей и разработки соответствующих способов диагностики результатов) [3].

В понятие «образовательная технология» в широком смысле входят многие методы обучения: модульный, проблемный, проектный, исследовательский и др. В педагогической технологии содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Учитывая темпы информатизации современного общества, образовательные технологии должны основываться на использовании новейших информационных средств, так как именно от синтеза информационных и педагогических технологий зависит качество образовательного процесса. Правильный выбор методов и информационных средств в реализации педагогической технологии обучения обеспечивает успешное решение про-

фессиональной задачи, стоящей перед педагогом, а именно развитие необходимых компетенций бакалавра. Ключевой компетенцией педагогического образования является информационно-математическая компетенция, которая включает в себя:

• способность получать, собирать, классифицировать и представлять информацию в удобном для обработки и восприятия виде;

• способность анализировать информацию, создавать информационные и математические модели, интерпретировать результаты и оценивать степень их достоверности в контексте условий их получения;

• способность формулирования профессиональных, личных и прикладных задач математическим языком, выбор оптимального способа решения и получения конечного математического и практического результата;

• способность использовать современные инструменты получения, обработки, хранения и передачи информации;

• способность аналитически и критически осмыслить результаты решения: проверка правильности и полноты результатов;

• способность к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности: умение работать индивидуально;

• способность к сотрудничеству, профессиональному использованию средств и возможностей информационно образовательной среды [4].

Каждая изучаемая дисциплина должна комплексно способствовать формированию компетенций обучающегося. Современная среда, окружающая человека, содержит в себе огромное количество разнообразной информации, осмыслить и использовать ее без современных образовательных технологий анализа информации человеку сложно. В рамках дисциплины «Основы математической обработки информации», преподаваемой студентам гуманитарных профилей педагогического направления, обучающиеся овладевают навыками продуктивной деятельности: сбор информации, использование методов обработки и анализа информации, вывод общих закономерностей на основе частных фактов и интерпретация фактов на основании известных закономерностей.

Цель дисциплины - максимально развить интуитивное и практическое представление будущих учителей об анализе данных, статистической обработке педагогического эксперимента, научить работать с большим объемом информации с применением различных педагогических технологий, таких как модульная организация курса, совместная и индивидуальная работа над учебными и исследовательскими проектами. Применение педагогических технологий позволяет достичь более высокого уровня в обучении, реализовать модель личностно-ориенти-рованного обучения, интенсифицировать занятия. Российские ученые Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, С. В. Куль-невич подчеркивали, что личностно-ориентированный образовательный процесс нацелен на формирование разносторонней, нравственной, активной творческой

С

Структура модуля

Г

Цели и задачи изучения модуля

Рекомендуемая литература

Методические рекомендации по изучению материала

(

Учебный материал (школьный уровень)

Лекционный материал

Г

г

Практикум

-Г-

Тесты для самоконтроля Т

1(1

уровень

1

2 уровень

Г

Обобщение материала (творческая работа)

Рис. 1. Структура модуля курса

личности, а обучение в нем должно быть развивающим, многопрофильным, в полной мере учитывающим индивидуальные особенности обучающихся, предоставляющим возможность выбора направления своего развития и совершенствования [5-7].

При преподавании и разработке учебно-методического комплекса данной дисциплины в полной мере использованы возможности информационных технологий для реализации личностно-ориентированных образовательных технологий. Дистанционная поддержка курса позволяет реализовать комплексный подход к изучению материала. При этом используются следующие технологии обучения:

Технология выравнивающего обучения учитывает уровень исходных знаний и индивидуального темпа изучения материала, диагностируемых при входном контроле, и предлагает обучающимся материал, позволяющий повторить или дополнить исходный уровень компетенций до необходимого для полноценного изучения данного модуля.

Технология систематизирующего повторения дает возможность обучающимся в любой момент изучения курса вернуться к плохо понятому материалу, проработать теоретический материал, расширить и углубить проработку обязательного и дополнительного материала.

Технология проблемного обучения предлагает обучающимся решать поставленные преподавателем проблемы с усложнением по мере освоения материала, самостоятельно моделировать задачи, выбирать методы и средства решения поставленной проблемы.

В основе организации обучения дисциплине «Основы математической обработки информации» лежит модульная технология.

Каждый модуль имеют общую структуру (рис. 1), которая включает в себя: цели, входной и выходной самоконтроль, необходимые методические рекомендации, список дополнительной литературы, учебный материал.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в монографиях П. Ю. Цявичене, П. И. Третьякова и И. Б. Сенновско-го [8-9]. Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были Б. N. Рс^Ие^шаН, В. Goldshmid, М. 1_. Goldshmid и 1 Риззе1). Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как отдельную тему и свободно включать в программу изучаемого курса. В модульном обучении интегрированы теоретико-практические наработки, обобщения проблемного обучения, оптимизации, индивидуализации и дифференциации обучения. Особенности рефлексивного подхода во многом способствовали созданию основ модульного обучения, определения принципов и правил его построения, методов и форм его реализации. Модульные технологии, дидактические системы, отдельные курсы на основе принципов модуль-

Модуль 2"Элементы теории множеств. Теоретико-множественные основы математической обработки информации"

Цель

Модуль 2 включает е себя азы теории множеств, основные понятия, операции над

множествами, их свойства. 8 практическую часть входит решение задач тесно перекликающихся с профессиональной тематикой, что способствует развитию как математических так и информационных компетенций.

У^" Входной контроль

§Й Основы теории множеств (школьный уровень)

доступно, пока Вы не получите оценку за Входной контроль.

Лекция "Теория множеств"

f

Решение задач "Теория множеств"

Дополнительный материал f

* Практическая работа №3 MS Excel

выходной КОНТРОЛЬ

\

Задание №3

у/ Тест "Теория множеств" 1 уровень V'' Тост "Теорий лшэжэста1" 2 уровоиь Рис. 2. Наполнение модуля

Обобщение материала

обучающими материалами

Не доступно, пока Вы не получите о цепку за Задание NS3. ffe доступно. пока Вы не получите оценку за Тест "Теория множеств" 1 уровень.

ного обучения, созданы и функционируют во многих колледжах и гимназиях, университетах США и Западной Европы [10].

Каждый модуль содержит необходимые дидактические и методические материалы, перечень основных знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить в ходе обучения (рис. 2).

В модуле присутствует входной контроль в результате прохождения которого обучающийся не получает оценку, но имеет возможность выяснить уровень своих знаний, выявить пробелы, получить рекомендации по проработке тех или иных вопросов, также обучающемуся предоставляется возможность восполнить недостаточность школьных знаний в форме дистанционных интерактивных лекций. Комплекс контроля знаний, умений и навыков содержит практические задания, связанные с решением учебно-профессиональных задач с помощью информационных технологий, и тесты для самоконтроля двух уровней. Первый уровень предназначен для проверки полученных в данном модуле

знаний базового уровня, то есть это минимум, который должны усвоить все без исключения студенты, допускаемые к зачету по данной дисциплине. Второй уровень, более сложный, нацелен на проверку полученных знаний на более высоком уровне, для студентов, желающих получить более глубокие и полные знания по курсу. Созданные тестовые задания обладают научно-методической «гибкостью», то есть кроме стандартных заданий - один или два правильных ответа на поставленный вопрос - каждый тест содержит такие тестовые задания, как ответ текстом, графический ответ, выбор из выпадающего списка, что позволило значительно расширить возможности как самого тестирования, так и методик представления материала [11].

Несмотря на различное понимание исследователями целей модульной технологии обучения, несомненно одно: основная цель применения нами модульной технологии - это создание гибких образовательных траекторий как по содержанию, так и по организации обучения, способствующих удовлетворению познавательных и образо-

вательных потребностей обучающихся с учетом обязательного изучения необходимого минимума по каждому модулю.

Активное применение информационных технологий позволило также реализовать несколько видов итоговой проектной работы. Выполнение итоговой работы позволяет каждому студенту выбрать оптимальный для него вариант развития своих профессиональных компетенций. Работа выполняется на стыке получаемых в данном и профессиональном цикле компетенций. Конкретная тема и форма ее реализации индивидуальна и выбирается студентом по согласованию с преподавателем. Выполняется с помощью различных информационных инструментов индивидуально или группой.

Применение проектно-исследовательской технологии способствует:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• самостоятельному приобретению недостающих знаний из разных источников;

• развитию умений использовать приобретенные знания для решения профессиональных задач;

• приобретению коммуникативных компетенций;

• развитию исследовательских компетенций (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, обобщение); развитию системного мышления.

Так как информатизация общества предполагает информатизацию образования и дальнейшей деятельности педагогов, то предложенная форма взаимодействия как нельзя лучше формирует именно эти навыки, знания и компетенции. Проектно-исследовательская деятельность формирует и проверяет практическую готовность студентов использовать полученные знания и навыки в своей деятельности. При работе, выполняемой группами, формируются компетенции, связанные с совместной деятельностью и умением сотрудничать, при выборе студентом индивидуальной формы выполнения проекта формируются компетенции ответственности и самостоятельности в профессиональной деятельности. Такой выбор позволяет проектировать индивидуальные образовательные траектории, оптимально отвечающие образовательным целям для более полного развития каждого студента, способствует развитию их индивидуальных способностей и в конечном счете формирует специалиста в своей области.

Современные информационные технологии позволили нам создать образовательную среду, дающую возможность работать над проектом совместно: собирать информацию, создавать тесты и анкеты, обрабатывать собранные данные, делать выводы на основе строгих математических критериев, представлять в любой удобной форме для доклада или иллюстрации очно или с помощью возможностей коммуникационных сервисов сети Интернет.

Проектно-исследовательская деятельность ориентирована не на повторение, а на созидание, не на воспроизведение, а на осмысление. Проект ни в коем случае не должен быть реферативным изложением материала по

теме, главное условие - это создание своего интеллектуального продукта.

Проект осуществляется в несколько этапов:

1-й этап - выбор формы работы над проектом: индивидуальная или групповая.

При выборе индивидуальной формы работы над проектом:

2-й этап - постановка темы исследования, изучение литературы.

3-й этап - определение методов проведения исследования и сбора информации.

4-й этап - сбор данных, выбор методов их обработки.

5-й этап - обработка и интерпретация полученной информации.

6-й этап - выводы и заключение по полученной информации о проделанном исследовании. Документирование, доклад и обсуждение.

При выборе групповой работы над проектом:

2-й этап - постановка темы исследования, распределение ролей в работе над проектом.

3-й этап - изучение литературы по проблеме исследования, определение методов проведения исследования и сбора информации, разработка анкет, опросов, заданий.

4-й этап - сбор и обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение теоретических и практических материалов исследования.

5-й этап - документальное оформление проекта, подготовка доклада.

6-й этап - представление проекта на защиту, обсуждение результатов работы.

Основные методы сбора и обработки информации зависят от формы выбранного проекта. При индивидуальной форме работы над проектом целесообразно использовать программы офисной направленности, изученные в школе и на лабораторных занятиях по курсу: программы для работы с текстовыми документами (MS Word), программы табличной обработки данных (MS Excel) и программы презентаций (MS PowerPoint) как средство подготовки заключительного доклада.

При групповой форме работы над проектом студентам предлагалось использовать сервисы создания анкет и опросов, дистанционный сбор информации, составление сводных таблиц, составление диаграмм, доклада и презентаций с использованием современных коммуникационных и информационных облачных технологий, на примере сервисов Google с использованием совместного доступа к редактированию и просмотру документов.

Оценивание проекта носит рейтинговый характер и складывается из таких показателей, как: количество источников информации, актуальность темы проекта, современность методов сбора, обработки и представления информации, умение использовать методы математического представления и обработки информации, выход за рамки программного материала, наличие самостоятельных выводов, умение работать в команде, оформление и дизайн проекта и т. д.

В данном курсе при выполнении зачетной работы студенты имеют возможность выбора индивидуальной формы итогового контроля:

1. Комплексное и широкое изучение теоретического и практического материала и сдача тестов второго уровня по каждому модулю. В итоге студенты получают дополнительные глубокие знания по темам курса.

2. Выполнение индивидуального исследовательского проекта по выбранной совместно с преподавателем теме. Развиваются такие важные компетенции, как самостоятельность научного мышления, ответственность за свою деятельность.

3. Выполнение группового проекта. Развиваются компетенции сотрудничества, ответственности за свой участок деятельности, студенты получают возможность попрактиковаться в использовании сервисов Google: создание аккаунта, использование почты и документов или диска Google. Так как наш университет формирует внутреннее информационное пространство на базе Google Apps, то, таким образом, студентам облегчается переход к этой форме взаимодействия с сокурсниками, преподавателями и поддержки учебного процесса.

Благодаря тому, что форма подачи материала не ограничивается лекциями и решением задач: рассматриваются практические цели изучения курса для профессиональной деятельности педагога, используются проектные формы итогового контроля усвоения материала - предложенный курс максимально, насколько это возможно, способствует развитию творческой личности-профессионала, который может изучать новое самостоятельно. В основу подхода к преподаванию данного курса были взяты личностно-ориентированные педагогические технологии. Студенты получают возможность ответственного и самостоятельного подхода к собственному образованию, выбирают индивидуальную образовательную траекторию в рамках модульной структуры курса, получают гарантированный минимум знаний по каждой теме и осваивали выбор дальнейшей образовательной траектории. При выборе итогового контроля в форме проекта, работая над заданием, студенты собирают, анализируют, обобщают информацию из разных источников, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Все это способствует

развитию информационно-математической компетентности будущих педагогов, что в свою очередь создает необходимые условия для формирования компетенций, необходимых в профессиональной деятельности современного педагога.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Монахов В. М. Профессиональная педагогика: учебник / под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональная школа», 1997.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии, 1989.

3. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 416 с.

4. Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. Методическая поддержка развития информационно-математической компетентности студентов педагогических вузов гуманитарной направленности // Преподаватель XXI век. 2014. № 1.

5. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.

6. Газман О. С. Гуманизм и свобода (Введение в гуманистическую педагогику) // Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995. С. 1-13.

7. Кульневич С. В. Педагогика личности. От концепций до технологий: учеб.-практ. пособие для учителей. Ростов н/Д, 2001.

8. Цявичене П. Ю. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

9. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997. 352 с.

10. Борисова Н. В., Кузов В. Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 44 с.

11. Глотова М. Ю, Самохвалова Е. А. Организация, поддержка и контроль образовательного процесса при преподавании в высшей школе на базе СДО МссШе // Преподаватель XXI век. 2012. № 4. С. 15-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.