Научная статья на тему 'Модель организации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном эвристическом обучении'

Модель организации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном эвристическом обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистационное обучение / индивидуальная образовательная траектория / реализация образовательной траектории / взаимодействие субъектов обучения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова Г. М.

Статья посвящена моделированию индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном эвристическом обучении. На основе выделенных дидактических принципов описаны элементы и содержание модели. Решение данных задач дает направление для выстраивания технологии реализации образовательной траектории как процесса взаимодействия субъектов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to simulating the individual educational trajectory of a pupil in distance heuristic studying. The description of elements and the content of the model are given on the ground of the assigned didactic principles. Solution of the tasks makes it possible to build the technology of the educational trajectory implementation as a process of interaction among study subjects.

Текст научной работы на тему «Модель организации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном эвристическом обучении»

Г. М. Кулешова

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧЕНИКА В ДИСТАНЦИОННОМ ЭВРИСТИЧЕСКОМ

ОБУЧЕНИИ

Работа представлена лабораторией методологии общего среднего образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. В. Хуторской

Статья посвящена моделированию индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном эвристическом обучении. На основе выделенных дидактических принципов описаны элементы и содержание модели. Решение данных задач дает направление для выстраивания технологии реализации образовательной траектории как процесса взаимодействия субъектов обучения.

The article is devoted to simulating the individual educational trajectory of a pupil in distance heuristic studying. The description of elements and the content of the model are given on the ground of the assigned didactic principles. Solution of the tasks makes it possible to build the technology of the educational trajectory implementation as a process of interaction among study subjects.

Метод моделирования применяется нами в силу невозможности «прямого манипулирования с оригиналом» - понятием «траектория», «интеллектуальным замыслом» которого является идея движения. Мы приняли за основу и переосмыслили на актуальном материале структуру описания концептуальной модели, опирающуюся на теорию систем, представленную в работе С. А. Богданова.

Методологическая основа моделирования образовательного продвижения и развития ученика как личности, субъекта деятельности, индивидуальности и человека в эвристическом обучении заложена трудами психологов, философов и педагогов: А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, М. К. Ма-мардашвили, Б. С. Братуся, В. И. Андреева, Д. Б. Богоявленского, Ю. Н. Кулютки-на, А. Н. Лука, Я. А. Пономарева, В. Н. Соколова, Н. К. Сергеева, А. В. Хуторского и др. На основании анализа научных трудов, собственных наблюдений и экспериментов выстроена модель личностного образовательного продвижения ученика в дистанционном эвристическом обучении. Она отража-

ет наиболее существенные компоненты процесса организации индивидуальной образовательной траектории ученика с помощью средств телекоммуникаций и может быть преобразована в систему частных моделей в условиях различных дистанционных эвристических форм.

П од индивидуальной образовательной траекторией (ИОТ) ученика в дистанционном эвристическом обучении мы понимаем проект, процесс и интегрированный результат продуктивной деятельности, выстраиваемой в информационной образовательной среде с помощью средств телекоммуникаций и тьюторского сопровождения, направленной на освоение знаний, умений и навыков, формирование ключевых компетенций и самореализацию.

Проблема организации связана как с формированием готовности ученика к реализации собственной траектории в обучении, ' так и с формированием готовности учителя к управлению такой деятельностью.

Экспериментальными основами проектирования и конструирования модели послужили результаты изучения методик,

обобщение опыта дистанционного обучения , собственные разработай и наблюде-

3 „ „

ния . Поисковый педагогический эксперимент позволил выявить целевые, содержательные и процессуальные характеристики

организации ИОТ ученика в дистанцион-

4

ном эвристическом обучении . Педагогический мониторинг дал необходимую информацию о содержании, структуре, особенностях взаимодействий в дидактической среде дистанционного эвристического обучения, о функциях субъектов дидактической системы, что было использовано при построении модели.

Целью модели является теоретическое осмысление процессов индивидуального образовательного продвижения ученика в дастанционном эвристическом обучении.

Результатом модели является дидактическая и методологическая основа проектирования систем частных моделей, которые создаются в конкретных условиях форм дистанционного эвристического обучения. Частные модели, реализуемые в учебных ситуашази. ставят своей целью самореализацию ученика, т. е. организацию образовательного продвижения по образовательной траектории, что индивидуализирует процесс ©сучения и позволяет создавать личностное содержание образования в раз-личяых предметных областях.

Основные ведущие идеи предлагаемой модели лично с щ но so образовательного продвижения учатка е оистанционном эвристическом обучении:

• идеи субъектности и самореализации как источника возникновения образовательного движения и траектории - как пути. Мы исходим из основополагающего философского и психологического положения о потенциале личности, который заключается в сочетании индивидуальных личностных качеств, относящихся к познанию окружающего мира, самопознанию, коммуникациям и самому знанию;

• признание определенной последовательности педагогических действий: «первичности познания учеником реальности»,

«опережения внутреннего образовательного продукта перед внешней заданной программой образования», что дает возможность для определения «уровня личного образовательного приращения», фиксируемого на всех этапах обучения через рефлексивную деятельность» (А. В. Хуторской) (принцип увеличения качественности образовательных продуктов учащихся);

• представление об учении и развитии как процессе «самодвижения», имеющем внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, заключающиеся в предметной деятельности субъекта (Б. С. Бра гусь), предоставляющей «знание о незнании» и дающей основания для постановки образовательной цели (принцип личностного образовательного целенолагания);

• понимание необходимости использовать возможности всех средств образовательной среды дистанционного эвристического обучения для индивидуализации образовательной траектории обучения {принцип открытости, расширения и обогащения образовательной среды);

• требование соединения адекватных педагогических и информационных технологий в продуктивной, коммуникативной и управленческой деятельности (принцип интеграции);

• значимость всех этапов организации педагогической и управленческой помощи и оценки результатов осуществления ИОТ ученика (принцип тьюторского педагогического сопровождения).

Кроме этого, нами учитывались следующие дидактические ориентиры личностного образовательного продвижения ученика в дистанционном эвристическом обучении:

• рефлексивного осмысления образовательного продвижения;

• интерактивного взаимодействия всех субъектов обучения с использованием средств коммуникаций и компьютерных сетей, предполагающего процессы соотнесения, сравнения и сопоставления личных и общих целей, программ, продуктов, ценностей и опыта.

Основные характеристики модели приведены в табл. 1.

Таблица 1

Реализация индивидуальной образовательной траекторш! ученика в дистанционном эвристическом

обучении (основные характеристики модели)

Описание модели

Реализация модели системы в дистанционном эвристическом обучении

Системообразующий фактор

Тип системы реализации ИОТ ученика

Алгоритм управления системой

Элементы системы

Связи

Формы связей

Алгоритм функционирования

Развитие системы

Прямые результаты

[ Косвенные резуль-; таты

!

Условия функционирования системы

Внешние факторы

Стратегическая цель - удовлетворение социального и личностного заказа на образование человека. Формирование потребности в познавательной активности, образовательном «самодвижении» как деятельности, приводящей к самореализации, становлению ученика субъектом образования в дистанционном эвристическом обучении.

Система является элементом педагогической системы Центра дистанционного образования и образовательного учреждения - связующим звеном между лич-ностно центрированными дидактическими системами и персонифицированными методическими системами учителей. Система ориентирована на личностные смыслы и ценности учителя и ученика, развивается в направлении индивидуализации и персонификации.

Внутренне управление: самоуправление ученика. Внешнее управление: научно-методическое тьюторское педагогическое сопровождение. Основной алгоритм управления замкнутый, строится на структуре обратных связей, реализуемых с помощью средств телекоммуникаций.

Объекты: методы, средства формирования познавательной активности (импульса), рефлексия, целеполагание, образовательная программа, образовательные продукты, организационные формы.

Внутренние - общение ученика с другими учениками посредством телеконференции, форума и чата; целенаправленная деятельность дистанционного педагога, локального координатора по организационному, методическому и технологическому обеспечению ИОТ ученика.

Внешние - обмен информацией о дистанционном эвристическом обучении и его формах.

Непосредственное учебное взаимодействие, опосредованное коммуникационными средствами.

Комбинированный - становление системы ценностей и познавательной активности как процесса самореализации, самосознания, саморазвития сочетается с реакцией на внешние факторы и управляющие воздействия дистанционного педагога, локального координатора и других субъектов.

Структурные изменения, совершенствование методов, средств познавательной активности, способов и технологий продуктивной эвристической деятельности, развитие организационных форм в ДЭО.

Объективные - развитие познавательной активности ученика, изменение качества и количества образовательной продукции, становление личностного содержания образования, субъективные - накопление субъектного опыта.

Методологические, педагогические инновации, получение данных, обогащающих педагогическую теорию и практику, создание нового педагогического опыта, разработка дистанционных оргдеятельностных профильных курсов и т. д.

Устойчивость систем управления, эффективность функционирования каналов связи, материальная и информационная обеспеченность. Рациональная организация межличностного взаимодействия в компьютерной среде. Информационная обеспеченность дидактических процессов.

Развитие личности и человека, социальные процессы, научный и технический ' прогресс, организация и содержание информационных процессов, связанных с системой реализации индивидуальной образовательной траектории ____________

В ходе моделирования нами выделены факторы личностного образовательного продвижения ученика в дистанционном эвристическом обучении.

С целью дальнейшего описания методического обеспечения реа.тизации образовательной траектории мы определили в табл. 2 содержание факторов, актуализирующих образовательное движение ученика.

Итак, в ходе нашего исследования создана модель личностного образовательного продвижения ученика в дистанционном эвристическом обучении, назначение которой - быть методологической и методической основой проектирования и организации индивидуальной образовательной траектории ученика на разных этапах, в разных формах и на разных уровнях деятельности учеников как

Таблица 2

Содержание факторов личностного образовательного продвижения ученика в дистанционном

эвристическом обучении

Фактор Что определяет Движущие силы Критерий Вопросы

• Открытость, Интеграция сред Эффективное Какие средства будут

! а расширение и деятельности взаимодействие всех адекватны

? шо обогащение ученика и субъектов обучения с поставленным

г1 ч образовательной адекватный выбор помощью средств ТК, задачам?

т среды технологий проявление ключевых

а. компетентностей

! О Все виды Противоречие - Наличие мотивов, Что я хочу узнать?

Метивационный «.импульса», «знание о незнании; первоначальных целей Чего я не знаю? Что я

познавательной познавательный и интересов, осознание хочу узнать, чтобы ...

активности как побудительного интерес, «диалоговый» незнания, вопросы

мотива деятельности компонент

эвристических

заданий и

личностный смысл; потребность в самореализации

1 * Уровень Стремление Способность прояснить Чему я хочу

5 6 субъектности освоить технологию смысл, личностно научиться? Где я

4» у-еьика в процессе построения всех значимую цель найду нужную

I а'егеполагания (в элементов индивидуальной информацию? Как я

: О виде индивидуальной собственного учебной работы, проверю результат?

; с о сера зс вател ьной образования проявление и развитие

•Ш. 0- 41) вт-реграммы) ценностно-смысловых,

учебно-познавательных

\ s компетентностей

£-•?: элементы Стремление Потребность в знаниях, Что самое главное из

1 ❖ предметного овладеть научными уровень креативности, информации?

» с-'лер'жгн/я.. видов основами глубины и Как я осмыслил

„ а деятельности определенной осознанности, полноты информацию?

к ££ § © вц л учен/аз, ключевых, предметной области и емкости внешних и Насколько

(Я3-Аэтседметных и и адекватными ей внутренних пригодились знания

* £ способами индивидуальных при работе?

¡1 о- ИГ деятельности образовательных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с « продуктов, проявление

<6 и развитие ключевых компетентностей

К :Кади дагереса к Стремление к Проявление Как использовать

0 — 1 £ : ж* формированию коммуникативных, знания и

¡« а ч а ш : себя как личностного опыта рефлексивных информацию для

' 2£ ¡лпиччаети яри и интерес к компетентностей достижения

■ 2 о —¡Г— вэалмодй'с общению с другими личностных и

Др/Т/Ш' общественных целей?

субъектов дидактической системы. На методологическом уровне она прорабатывается при проектировании деятельности педагога, учителя, локального координатора; на уровне стратегии - при проектировании эвристического образовательного процесса;

на тактическом уровне - при эвристическом проектировании учебных модулей, педагогических ситуаций, эвристических заданий; на уровне организации - при регулировании межличностного взаимодействия субъектов дидактической системы.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Кулешова Г. М. Специфика организации индивидуальной образовательной траектории ученика с использованием средств компьютерных телекоммуникаций // Применение новых технологий в образовании: Материалы XVII Между нар одной конференции, Троицк, 28-29 июня 2006. С. 298-299.

Кулешова Г. М. Роль методов обучения в реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006.

Кулешова I'. М. Развитие личностного потенциала ученика в процессе реализации им индивидуальной образовательной траектории // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В. Н. Дружинина, ИП РАН, 19-20 сентября 2005 г. М.: Изд-во «Институтпсихологии РАН», 2005. С. 291-295.

4

Кулешова Г. М. Условия реализации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном обучении // Смыслы и цели образования: инновационный аспект: Сб. науч. тр. / Под^ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 231-237.

Кулешова Г. М. Результаты эксперимента по проектированию шщивидуалъной образовательной траектории ученика во время дистанционного курса // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 240-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.