Научная статья на тему 'Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории'

Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2840
348
Поделиться
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВАРИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Вдовина Светлана Александровна, Кунгурова Ирина Михайловна

Необходимость гуманизации современного образования, возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий определяются нормативной -правовой базой отечественной системы образования. Однако в научной литературе недостаточно освещаются вопросы, связанные с сущностью понятия «индивидуальная образовательная траектория», слабо представлены основания для ее реализации. Данная статья посвящена характеристике понятия «индивидуальная образовательная траектория» как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом; в статье также рассматриваются смежные понятия: индивидуальная траектория развития, персонифицированное обучение, индивидуальный образовательный маршрут. Описываются подходы известных педагогов к процессам вариативности и индивидуализации современного образования. Выделяются и характеризуются три направления реализации индивидуальных образовательных траекторий: содержательное (индивидуальный учебный план, образовательная программа), деятельностное (современные образовательные технологии, IT-технологии) и процессуальное (особенности организации обучения). Рассматривается специфика индивидуального учебного плана и программы, реализуемые в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов второго поколения). Результаты исследования расширяют знания о сущности понятия «индивидуальная образовательная траектория», направлениях реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях перехода на стандарты второго поколения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Вдовина Светлана Александровна, Кунгурова Ирина Михайловна,

The nature and directions of the individual educational trajectory

The need of humanization of modern education, the possibility of forming individual educational trajectories are determined by the standard-legal base of native system of education. However the questions connected with the essence of the concept «individual educational trajectory» are insufficiently taken up, and the bases for its realization are poorly presented in scientific literature. The given article is devoted to revealing the essence of the concept «individual educational trajectory» as characteristic of the style of educational activity of each student, depending on his motivation, learning abilities and carried out in cooperation with a teacher; the adjacent concepts are also considered in the article: individual trajectory of development, personified training, individual educational route. The approaches of well-known teachers to the processes of variability and individualization of modern education are described. Three directions of realization of individual educational trajectories are allocated and characterized: informative (individual curriculum, educational program), activity-oriented (modern educational technologies, IT-technologies) and procedural (features of the organization of training). The specificity of the individual curriculum and the program realized in the conditions of Federal state educational standards (the standards of the second generation) is considered. The results of the research expand the knowledge of the essence of the concept «individual educational trajectory», the directions of realization of individual educational trajectories in the conditions of transition to the standards of the second generation.

Текст научной работы на тему «Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории»

УДК 37.042

Вдовина Светлана Александровна

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»

Российская федерация, Ишим Доцент кафедры педагогики Кандидат педагогических наук E-Mail: Sav1157@mail.ru

Кунгурова Ирина Михайловна

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» Заведующий кафедрой иностранных языков

Кандидат педагогических наук

E-Mail: irinakungur2011@rambler.ru

Сущность и направления реализации индивидуальной

Аннотация: Необходимость гуманизации современного образования, возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий определяются нормативной -правовой базой отечественной системы образования. Однако в научной литературе недостаточно освещаются вопросы, связанные с сущностью понятия «индивидуальная образовательная траектория», слабо представлены основания для ее реализации. Данная статья посвящена характеристике понятия «индивидуальная образовательная траектория» как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом; в статье также рассматриваются смежные понятия: индивидуальная траектория развития,

персонифицированное обучение, индивидуальный образовательный маршрут. Описываются подходы известных педагогов к процессам вариативности и индивидуализации современного образования. Выделяются и характеризуются три направления реализации индивидуальных образовательных траекторий: содержательное (индивидуальный учебный план,

образовательная программа), деятельностное (современные образовательные технологии, ^-технологии) и процессуальное (особенности организации обучения). Рассматривается специфика индивидуального учебного плана и программы, реализуемые в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов второго поколения). Результаты исследования расширяют знания о сущности понятия «индивидуальная образовательная траектория», направлениях реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях перехода на стандарты второго поколения.

Ключевые слова: Индивидуальная образовательная траектория; индивидуальный образовательный маршрут; индивидуальная траектория развития; деятельностный подход; вариативное обучение; индивидуальный учебный план; образовательная программа; образовательные технологии; федеральный государственный образовательный стандарт; учебно-методический комплекс.

образовательной траектории

Идентификационный номер статьи в журнале 4GPVN613

Svetlana Vdovina

Federal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute"

Russian Federation, Ishim E-Mail: Sav1157@mail.ru

Irina Kungurova

Federal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute"

Russian Federation, Ishim E-Mail: irinakungur2011@rambler.ru

The nature and directions of the individual educational

trajectoryAbstract: The need of humanization of modern education, the possibility of forming individual educational trajectories are determined by the standard-legal base of native system of education. However the questions connected with the essence of the concept «individual educational trajectory» are insufficiently taken up, and the bases for its realization are poorly presented in scientific literature. The given article is devoted to revealing the essence of the concept «individual educational trajectory» as characteristic of the style of educational activity of each student, depending on his motivation, learning abilities and carried out in cooperation with a teacher; the adjacent concepts are also considered in the article: individual trajectory of development, personified training, individual educational route. The approaches of well-known teachers to the processes of variability and individualization of modern education are described. Three directions of realization of individual educational trajectories are allocated and characterized: informative (individual curriculum, educational program), activity-oriented (modern educational technologies, IT-technologies) and procedural (features of the organization of training). The specificity of the individual curriculum and the program realized in the conditions of Federal state educational standards (the standards of the second generation) is considered. The results of the research expand the knowledge of the essence of the concept «individual educational trajectory», the directions of realization of individual educational trajectories in the conditions of transition to the standards of the second generation.

Keywords: Individual educational trajectory, individual educational route, individual trajectory of development, activity approach, variable training, individual curriculum, educational program, educational technologies, Federal state educational standard, educational and methodical complex.

Identification number of article 40PVN613

Концептуальной основой реализации федеральный государственных образовательных стандартов (ФГОС) является деятельностный подход в образовании, предполагающий наличие системы планируемых результатов: диагностика уровня актуального развития обучающихся и прогнозирование ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет создать образовательную среду, которая стимулирует развитие индивидуальности, становление субъектного опыта, делает возможным выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих зоны ближайшего развития ребёнка

Авторы примерной основной образовательной программы (основная школа) на основе ФГОС, описывая системно-деятельностный подход, указывают в качестве его характеристики «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» [1].

О необходимости индивидуализации и вариативности педагогического процесса говорится в работах таких известных авторов, как: А.Г. Асмолов, Ш.А. Амонашвили, Б.С. Гершунский.

Так, Ш.А. Амонашвили, размышляя о гуманной педагогике пишет, что гуманизм предполагает возможность всестороннеего проявления задатков с помощью методик обучения, способных быть вариативными к индивидуальным особенностям личности [2] .

По мнению А.Г. Асмолова «вариативное образование - процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути на саморазвитие» [3,27] .

Б.С. Гершунский рассматривает прогностическую интерпретацию изменений, происходящих в образовательном пространстве: «не система жестко детерминированных образовательных учреждений, по существу навязываемая человеку и ограничивающая его свободу выбора, а человек, сознательно (или на основе профессионально состоятельных консультаций) выбирающий индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями, определяющими его образовательные потребности»

Гуманистическая парадигма инициировала появление личностно-ориентированного обучения, одним из аспектов которого является вариативность образования, что в свою очередь приводит к возможности выбора индивидуальной образовательной траектории обучающимися. Что же такое индивидуальная образовательная траектория?

Данный термин имеет несколько сходных по смыслу выражений: персонализированное обучение, индивидуальная траектория развития, индивидуальный образовательный маршрут. Кратко охарактеризуем некоторые из этих понятий.

Термин «индивидуальная траектория развития» введен И.С.Якиманской, которая считает что индивидуальная траектория развития строится на двух разных направлениях: приспособляемости (адаптивности) к требованиям взрослых и креативности, «позволяющей ему искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую с опорой на имеющиеся в индивидуальном опыте знания, способы, действия» [5,70] .

Возможности самому определять траекторию индивидуального развития И.С.Якиманская связывает с формированием механизма самоорганизации и самореализации личности в рамках личностно-ориентированного обучения.

Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, Э.И. Сундукова, А.П. Тряпицына в своих исследованиях связывают понятие индивидуальный образовательный маршрут с понятием образовательная программа, позволяющая учащимся овладеть определенным уровнем образованности. Все

[4,50].

вышеперечисленные понятия: персонализированное обучение, индивидуальный

образовательный маршрут, индивидуальную траекторию развития объединяет ориентированность содержания, форм, способов обучения на личностные характеристики учащихся, которые в зависимости от специфики понятий могут быть разными. От особенностей личности учащегося зависит также и выстраиваемая им индивидуальная образовательная траектория. Каковы эти особенности?

Большинство авторов связывает индивидуальную образовательную траекторию с возможностями, способностями, интересами личности, но существуют и другие подходы.

Так О.А. Абдуллина, А.А. Плигин разработку индивидуальных образовательных траекторий связывают с типом мышления и способом восприятия учебной информации. Рассматривая организационно-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, они делают акцент на особенностях полимодального восприятия информации обучающимися. По их мнению, учитель должен знать, кем является его ученик: визуалом, аудиалом или кинестетиком, такие сведения нужны для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий [6].

А.В. Хуторской, автор технологии эвристического обучения, считает, что «индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [7]. Задача эвристического обучения состоит в построении каждым учеником индивидуальной траектории своего образования, соотносящейся с общепринятыми достижениями человечества. А.В.Хуторской выделяет 5 этапов деятельности ученика, позволяющих обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, это: цели - план -деятельность -рефлексия- сопоставление полученных продуктов с целями - самооценка.

Н.Н. Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями [8,13] . Не меняя сущности данного определения, воспользуемся понятием «индивидуальный стиль деятельности», которое трактуется научной школой В.С. Мерлина - Е.А. Климова как система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями личности [9] .

Переход к многообразию содержания образования, образовательных программ, создает предпосылки для выбора индивидуальных образовательных траекторий, в соответствии с запросами и возможностями личности. Запросы личности «Толковый словарь русского языка» связывает с потребностями, интересами личности, которые, наряду с мотивами, целевыми установками, влечениями и т. д., являются компонентами мотивационной сферы и могут быть обозначены одним словом - мотивация. Под учебными возможностями в педагогике и психологии понимают совокупность субъективных и объективных факторов,

характеризующих определенный потенциал индивида в области учебной деятельности. Таким образом, учебные возможности определяются обучаемостью как способностью к учению, а запросы - мотивацией, включающей потребности, мотивы, целевые установки.

Учитывая это можно дать следующее определение индивидуальных образовательных траекторий: проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу позволяет определить три направления реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся: содержательное, деятельностное и процессуальное, представленные в следующей схеме:

Индивидуальная образовательная траектория

1

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ направление ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ направление СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ направление

' і? 1Р

Современные педагогические технологии, ГГ-технологни Организационный аспект Индивид уальныей учебный план Образов а тельная програм ма

Схема. Направления реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся

Рассмотрим каждое из этих направлений. Содержательное направление позволяет создать индивидуальную образовательную траекторию, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.

В условиях реализации стандартов второго поколения содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявлять избирательность к предметному материалу, для этого разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление. Разработка образовательных программ - одно из перспективных направлений развития личностно-ориентированной концепции обучения.

Э.И. Сундукова [10], Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова [11] считают, что образовательная программа - это индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образования в соответствии со стандартом этой программой гарантированным.

А.П. Тряпицына представляет образовательную программу как организационноуправленческое знание, позволяющее реализовать принцип личной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования [12]. Образовательная программа проектируется педагогами и корректируется в совместной деятельности с учащимися, стремящимися выполнить свой образовательный маршрут. Принципы проектирования образовательных программ тождественны принципам построения образовательной системы, т.к. любая образовательная программа - это документ, описывающий построение педагогического процесса в условиях той или иной образовательной системы. Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова называют также принцип модульности реализующийся через: модуль базового образования (обязательное образование) и вариативный модуль (предполагающий выбор- профильный), модуль коррекции (созданный для учета индивидуальных особенностей участников), модуль организационно-педагогического обеспечения.

При составлении образовательных программ учитываются следующие показатели:

1. школьная зрелость;

2. состояние здоровья, особенности развития, темп, режим работы;

3. профиль обучения;

4. склонность к конкретной предметной области;

5. уровень образования;

6. особенности развития.

Для достижения уровня образования, соответствующего личностному потенциалу, необходима индивидуализация образовательных программ на каждом этапе обучения.

Переход на образование по индивидуальной образовательной траектории, в основе которого лежит обучение по индивидуальным учебным планам возможен в условиях профильного обучения. И.В. Картополова описывает интересный опыт реализации такого обучения, когда индивидуальная образовательная траектория учащихся строится исходя из 3 -х образовательных модулей: учебный план профильного обучения, учебные планы

элективных курсов и внеклассная деятельность [13] .

Деятельностное направление формирования индивидуальных образовательных траекторий реализуется через современные педагогические технологии и 1Т-технологии.

Начальным и очень важным этапом реализации современных образовательных технологий является процесс их проектирования. Проектирование процесса обучения, по мнению А.Д. Рапопорт, связано с созданием учебно-методических комплексов (УМК) нового поколения. УМК должен являться средством сопровождения учебного процесса, обеспечивающим возможность самостоятельно учиться на основе актуализации субъектного опыта, развивающим субъектную позицию учащихся (способности их к целеполаганию и осуществлению собственной деятельности и рефлексии) [14]. Такая конструкция УМК позволяет учитывать как государственные требования к образованию, так и образовательные потребности и индивидуальные особенности личности. Модуль конструирования образовательных программ позволяет производить коррекцию возникающих в образовательной деятельности проблем, включая проблемы личностного и профессионального самоопределения, где учащийся - субъект деятельности.

По мнению С.И. Поздеевой «внедрение ФГОС обострило проблему использования современных образовательных технологий, которые становятся основным механизмом достижения метапредметных результатов (универсальных учебных действий)» [15]. Современный учитель должен обладать способностью «технологизировать идею», не только использовать известные технологии (проектные, диалоговые, игровые, развития критического мышления и др.), но и разрабатывать свои, авторские.

Процессуальное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий связано с организационным аспектом педагогического процесса. Прежде всего, важен масштаб формирования индивидуальных образовательных траекторий: отдельный класс, классная параллель или вся школа.

Чаще всего масштаб формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся ограничивается отдельными образовательными областями. Но уже накоплен определенный опыт реализации индивидуальных образовательных траекторий в масштабах всей школы. Это возможно в рамках технологии, названной «Школа - парк», автором ее является А.М.Гольдин. Школа - парк является моделью свободного образования, позволяющей каждому учащемуся проявлять индивидуальные образовательные траектории. Данная образовательная модель кардинально меняет характер взаимоотношений учителя и учащегося. Наставник (тьютор) осуществляет педагогическую поддержку, направленную на совместный с учеником анализ его образовательной траектории.

Итак, гуманистическая образовательная парадигма формирует новый тип отношений -“субъект - субъектные”, когда учитель и учащийся находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества. Возможность реализации таких отношений достигается вследствие выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М. : Просвещение, 2011.

2. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М., 1995.

3. Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и

реальность // Магистр. 1995. №1. С. 23-27.

4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках

практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.

5. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, оринтированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. №2. С. 64-67.

6. Абдуллина О.А., Плигин А.А. Новые технологии образования. Личностноориентированная технология обучения: Проблемы и поиски

// Наука и школа. 1998. №4. С. 34-36.

7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.

8. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии естественного обучения // Химия в школе. 1998. №7. С. 13-17.

9. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.

10. Сундукова Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1997.

11. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха: Методические материалы к обучающим семинарам. СПб, 1995.

12. Образовательная программа - маршрут ученика: Ч.1. /Под ред. А.П.

Тряпицыной. СПб., 1998.

13. Картополова И.В. Построение индивидуальной образовательной траектории в условиях профильной школы // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. 2008. Том 9. Выпуск 1. С. 57-61.

14. Рапопорт А.Д. Учебно-методический комплекс нового поколения как средство развития субъектной позиции учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012.

15. Поздеева С.И. Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования // Вестник ТГУ. 2012. №2. С. 179-181.

Рецензент: Попова Елена Исааковна, кандидат педагогических .наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова».

REFERENCES

1. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma obrazovatel'nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola / [sost. E. S. Savinov]. M. : Prosveshhenie, 2011.

2. Amonashvili Sh.A. Razmyshlenie o gumannoj pedagogike. M., 1995.

3. Asmolov A.G. Strategija razvitija variativnogo obrazovanija: mify i real'nost' // Magistr. 1995. №1. S. 23-27.

4. Gershunskij B.S. Filosofija obrazovanija dlja XXI veka (V poiskah

praktiko-orientirovannyh obrazovatel'nyh koncepcij). M., 1998.

5. Jakimanskaja I.S. Trebovanija k uchebnym programmam, orintirovannym na lichnostnoe razvitie shkol'nikov // Voprosy psihologii. 1994. №2. S. 64-67.

6. Abdullina O.A., Pligin A.A. Novye tehnologii obrazovanija. Lichnostno-orientirovannaja tehnologija obuchenija: Problemy i poiski

// Nauka i shkola. 1998. №4. S. 34-36.

7. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obuchenija. Kak obuchat' vseh po-raznomu? M., 2005.

8. Surtaeva N.N. Pedagogicheskie tehnologii estestvennogo obuchenija // Himija v shkole. 1998. №7. S. 13-17.

9. Klimov E.A. Individual'nyj stil' dejatel'nosti v zavisimosti ot tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy. - Kazan', 1969.

10. Sundukova Je.I. Proektirovanie obrazovatel'nyh programm kak sposob individualizacii obuchenija uchashhihsja: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 1997.

11. Zair-Bek E.S., Kazakova E.I. Pedagogicheskie orientiry uspeha: Metodicheskie materialy k obuchajushhim seminaram. SPb, 1995.

12. Obrazovatel'naja programma - marshrut uchenika: Ch.1. /Pod red. A.P. Trjapicynoj. SPb., 1998.

13. Kartopolova I.V. Postroenie individual'noj obrazovatel'noj traektorii v uslovijah profil'noj shkoly // Vestnik NGU. Serija: Pedagogika. 2008. Tom 9. Vypusk 1. S. 5761.

14. Rapoport A.D. Uchebno-metodicheskij kompleks novogo pokolenija kak sredstvo razvitija sub#ektnoj pozicii uchashhihsja: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2012.

15. Pozdeeva S.I. Potencial vzaimodejstvija shkoly i vuza v realizacii novogo FGOS nachal'nogo obshhego obrazovanija // Vestnik TGU. 2012. №2. S. 179-181.