МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
3. Гурьев, А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования / А.И. Гурьев // Наука и школа 2002 № 2. - С.41-45.
4. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: Современное слово,2001- 928с.
5. Ушаков Н.Н, Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. -М.: Просвещение,1985.-144с.
6. Свет родных берез, школьные внеклассные мероприятия // Учитель., - Йошкар Ола,1996. - 450 с.
© Малькова М.Г., 2016
УДК 378.14
Л.И. Мамонова
Ст.преподаватель филиала КузГТУ в г. Прокопьевске,Российская Федерация
САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ
Перед выпускниками высших учебных заведений в связи с динамичным развитием промышленности при трудоустройстве встают профессиональные задачи, решение которых основываются конечно на знаниях и умениях в профессиональной области. Чтобы быть востребованным на рынке труда выпускники учебных заведений должны постоянно развиваться, совершенствовать свои знания. Поэтому проблема самообразования была и будет актуальной. Цель нашего исследования: выявить пути готовности к самообразованию студентов. Объект исследования: самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.
Мы проанализировали различные понятия «самообразование». Одни характеризуют самообразование как процесс на самостоятельное получение знаний[2]; другие под самообразованием понимают «целенаправленную систематическую познавательную деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых образовательных и профессиональных знаний» [3].Самообразование студента это добровольная деятельность, нацеленная на получение знаний в процессе самостоятельной работы без помощи преподавателя, которая невозможна, если у студентов не сформированы первоначальный опыт познавательной деятельности, потребность к ней и эмоционально-волевые качества. Подводя итог, самообразование студента мы определяем, как целенаправленная, систематическая познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования.
Умение быстро реагировать и принимать наиболее эффективные решения в профессиональных ситуациях, карьерный рост по «профессиональной лестнице», а также возможность смены профессиональной деятельности, основывается на профессиональной мобильности личности. Профессиональная мобильность определяется как «способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности» [1].
Самообразование является самостоятельным изучением какой-либо дисциплины и сферы жизни, которая нам интересна. Посредством личного изучения студенты проводят наблюдения, в процессе которого обнаруживают то, что прежде не замечали, не знали.
Кроме обучения в учебном заведении, необходимо еще и кропотливо работать дома, тратить свое драгоценное время. Для этого не обязательно заниматься с утра до поздней ночи, достаточно посвятить себе несколько свободных часов. Получая знания каждый день, небольшими порциями можно отлично запомнить материал, и полученная информация останется надолго.
Самообразование основывается на потребности в знаниях. Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций преподавателя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Причем, самооценка позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем.
В вузе, среди технологий, способствующих самообразованию студентов выделяют исследовательские, творческие, проектные технологии [4]. На различных этапах обучения студентам предлагается выполнить исследовательскую работу по определенной дисциплине.
В процессе выполнения работы, студент учится работать с научной литературой, приобретая умения критического отбора и анализа необходимой информации. Выполнение проектов позволяет учащимся быстрее адаптироваться к постоянному изменению программного и аппаратного обеспечения вычислительной техники, так как в процессе работы человек привыкает мыслить творчески, искать нужную информацию самостоятельно и не ждать готовых методов решения поставленной задачи.
Чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию. Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой.
Самообразование следует рассматривать и как основное направление профессионального роста (мастерства), и как важнейшее средство цивилизованного обеспечения конкурентно-способного специалиста на рынке труда. К задачам самообразования можно, по нашему мнению, отнести следующее: знакомство с содержанием профессиональной деятельности; углубленное знакомство всех учебных дисциплин, особенно дисциплин профессионального цикла; воспитание качеств, характеризующих специалиста по выбранной профессии; стремление познакомиться с проблемами производства; написание научной студенческой работы; углубленное формирование системы умений, связанных с профессиональной деятельностью. Список использованной литературы:
1. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. -М.: 1996г.
2. Колбаско, И.И. Учащимся о самообразовании. / И.И. Колбаско.-Минск Народная света.-157с.
3. Корвяков, В.А. Самообразовательная деятельность студентов / В.А. Корвяков//Вестник ОГУ- Оренбург, 2003г.-№7.
4. Кутняя, И.А. Организация самообразования студентов технических вузов при изучении курса общей химии. - Омский научный вестник №1(95), 2011г.)
© Мамонова Л.И., 2015.
УДК 372.857
И. Л. Шишкина
канд. пед. наук, доцент, факультет ФК и Биологии
А. С. Мевша Студентка 4 курса
Факультет ФК и Биологии, Филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани.
г. Славянск -на- Кубани, РФ.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УСПЕВАЕМОСТИ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
В данной работе рассматриваются игры, как фактор, повышающий интерес к предмету в целом. Объект исследования - учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования - дидактические игры на уроках биологии.