Научная статья на тему 'Инновации в обучении праву: сочетание традиционных и инновационных технологий в правовом обучении'

Инновации в обучении праву: сочетание традиционных и инновационных технологий в правовом обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3631
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муляр Е. Н., Прошутинская А. О.

В статье рассматриваются традиционные и инновационные технологии в правовом обучении. Автор анализирует новые технологии, которые приобретают популярность у педагогических работников в связи с принятием ФГОС. Указываются как положительные, так и отрицательные стороны исследуемых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в обучении праву: сочетание традиционных и инновационных технологий в правовом обучении»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

7. Дашкевич Л.А., Ларионова М.Б., Неклюдов Е.Г., Шалина И.В. Повседневная жизнь провинциального имения: дневник слуги уральских помещиков Голубцовых // <^иаеБйо Rossica». 2015. № 1. С. 255-274.

8. Першина В.М., Москаленко М.Р. Противодействие политическому экстремизму в правовой традиции дореволюционной России // Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 550-553.

9. Ларионова М.Б. Дворяне Пермской губернии в XVШ-начале ХХ века: численность, состав, земельная собственность // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2. С. 18-34.

10.Кислов А.Г., Кропанева Е.М., Москаленко М.Р. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ. Екатеринбург, 2013.

© Москаленко М.Р., Толстых О.А., 2016

УДК 372.834

Е.Н.Муляр

магистрант /преподаватель ФГБОУ ВО филиал «КубГУ» в г. Славянске н/к г. Славянск-на-Кубани, Россия E-mail: [email protected] А.О.Прошутинская студентка 3 курса ФГБОУ ВО филиал «КубГУ» в г. Славянске н/к г. Славянск-на-Кубани, Россия E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРАВУ: СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация

В статье рассматриваются традиционные и инновационные технологии в правовом обучении. Автор анализирует новые технологии, которые приобретают популярность у педагогических работников в связи с принятием ФГОС. Указываются как положительные, так и отрицательные стороны исследуемых технологий.

Ключевые слова

Инновации, правовое обучение, технология обучения, инновационные технологии,

традиционные технологии, ФГОС.

Всю жизнь пока человек живёт - он учится. В современном обществе целью образования является подготовка молодых людей к жизни в этом сложном мире. Развивая их личностные способности и умения, учитывая человеческие возможности, педагоги готовят подрастающее поколение к реальным жизненным ситуациям и проблемам. Уже со школьной скамьи учащиеся сталкиваются с неинтересными и скучными уроками, потому что монотонная речь учителя не нацеливает на творческое мышление. Отвлекаясь от урока, ученик получает недостаточные знания, которые бы развивали его умственные способности. И как бы ни старались педагоги-практики передать свои знания и опыт учащимся - это у них не всегда получается из-за отсутствия новых технологий и методической литературы.

Традиционные уроки по-прежнему составляют большой процент от общего количества преподаваемых уроков, хотя время берёт своё. Их вытесняют инновационные, нестандартные уроки, где пассивная форма преподавания материала переходит в активную. Современная жизнь требует изменения в обучении школьников и студентов, потому что в современном мире появилось новое использование информационных и коммуникационных технологий - Интернета, мультимедиа, вебинаров.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

В конце XX века с появлением интернета произошёл переворот в педагогической практике. Старые традиционные методы обучения стали уступать место инновационным, которые заключались в новых подходах, приёмах, технологиях преподавания предмета для лучшего его усвоения. Всё это коснулось и правового образования, в том числе методов и средств обучения. Нововведения в правовом обучении и воспитании подверглись качественным изменениям, способствующим прогрессивному развитию учащихся, у которых повысилась правовая культура. При старых традиционных методах обучения в конце XX века преподаватель, прежде чем выйти к учащимся, вынужден был перерабатывать, перечитывать массу всевозможного материала, составлять диаграммы, плакаты, схемы и затем давать знания обучающимся, высказывая свои мнения и мало общаясь с аудиторией. Это приводило к пассивному восприятию учебного материала и плохой его усвояемости. Для того, чтобы как-то заинтересовать учащихся, преподаватели стали применять новые технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, кредитно-модульная система оценки, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока, дистанционное обучение.

Инновационный метод обучения даёт возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности, стимулировать творческие способности, помогает приблизить учёбу к практике повседневной жизни, формирует не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. Демонстрируя модель поведения в профессиональных ситуациях, ролевые игры приобретают популярность у педагогических работников при реализации программы ФГОС. Примером активного метода обучения с высоким уровнем самостоятельности являются ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые»), которые помогают раскрыть познавательные возможности будущего правоведа.

В обсуждении материалов участвуют все обучающиеся, принимающие активное участие в течение всего занятия, занимаясь обсуждением предложенных вопросов, проблем, в спорах находя истину, отстаивая своё мнение. Это приводит к самостоятельному мышлению, умению общаться - быть коммуникабельным и находить компромисс в создавшейся ситуации. Вот поэтому в процессе активной, проблемно-модульной образовательной деятельности процент запоминания намного увеличивается и остаётся в памяти на долгое время. В обучении правоведения используются следующие методические подходы: практика, трансляция материала, разбор и анализ ситуаций, игра, имитация.

Так при традиционных методах была чёткая подача информации учителем, который, навязывая свою точку зрения, являлся и судьёй, и командиром. Учащиеся занимали пассивную позицию, и монолог учителя обеспечивал только около 5 % запоминания сказанного и не способствовал активности обучающихся и их умению включиться в обсуждение рассматриваемого вопроса. Поэтому в учебном процессе создавалась проблема низкого уровня навыков общения, но многим учителям казалось, что они имеют необходимый контакт с учащимися.

Знания, дающиеся в готовом виде, носили репродуктивный характер, предназначенные для воспроизводящего усвоения. Но такое обучение было апробировано годами и, проверенное практикой, позволяло вырастить поколения обучающихся грамотными людьми, способными влиться в индустриальную жизнь страны конца XIX - середины ХХ века.

Но традиционные технологии обучения в постоянно меняющейся социальной среде стали дополняться инновационными методами, суть которых заключалась в применении современных образовательных технологий, позволяющих учащимся свободно мыслить. Один мудрец сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить». Вот поэтому новые технологии правового образования включают в себя информационное, интегративное, проблемное, дифференцированное обучение, проектную и исследовательскую деятельность, которые учитывают индивидуальную особенность каждого учащегося и создают предпосылки для участия в регуляции собственной учебной деятельности. В настоящее время личностно-ориентированное образование широко внедряется в учебный процесс. Ведь каждый обучающийся имеет свои способности, интеллект, определённый уровень навыков и знаний, различные способности к восприятию материала.

Одни усваивают информацию на слух, переосмысливая приведённые преподавателем примеры из

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

юридической практики, другие - усваивают дающийся материал через визуальное восприятие, происходящее благодаря изучению учебной литературы и просмотра наглядного материала.

В области преподавания права существует множество методов обучения, что связано с отсутствием единых требований государственных стандартов. В настоящее время нужно сочетать технологии обучения как традиционные, так и инновационные, так как это диктует прогрессирующая общественная жизнь, проходя через несколько ступеней апробации: первоначально на муниципальном, затем - на региональном и только потом - на федеральном уровне.

Новые правовые учебные дисциплины должны были соответствовать времени, законодательству и носить практико-ориентированный характер. В школах стали изучаться новые методики преподавания с проведением разных форм интерактивного обучения и деловых игр, способствующих воспитанию личности, знающей права человека и законы страны.

С освоением и использованием новшеств, осуществлением нововведений развивались школы, в которых учебный процесс был направлен на эффективность процесса обучения, достижение целей путём экономии учебного времени с применением электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники, дидактических материалов и пособий. Новые инновационные технологии способствовали желанию изучать правовые дисциплины, формируя положительные мотивации к учебной деятельности и дальнейшему профессиональному выбору[2].

Так что же такое инновационное правовое обучение? «Оно представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого результата правовой обученности. Они становятся весьма результативными в образовательных учреждениях нового типа, где проводятся многочисленные эксперименты, осваиваются незнакомые для массового обучения педагогические технологии» [1].

Таким образом, поиск новых методик преподавания правовых дисциплин с начала XXI в. в России идёт достаточно активно.

В своей практике преподавания права педагоги используют инновационный метод так называемого «мозгового штурма». Он обычно проходит за круглым столом или в форме диспута, который ведёт ведущий, формулирующий проблему для обсуждения. Остальные обучающиеся, проявляя толерантность, и уважение друг к другу, высказывают своё мнение, давая возможность выступить каждому желающему. Для приобретения наиболее прочных знаний эффективно стал использоваться метод проектов, который способствует творческому и критическому мышлению, развитию сотрудничества и самостоятельного изучения предложенной темы по праву. Эта педагогическая технология охватывает исследовательские, проблемные, поисковые методы, формируя компетентных, осведомлённых в различных сферах, грамотных специалистов.

В систему преподавания права можно отнести инновационную технологию введение медиации. Все участники интерактивной игры, разделённые на группы, решают спорный вопрос, требующий чёткого ответа и решения. Помогает им в создавшейся ситуации медиатор-учитель, в задачу которого входит разбор различных точек зрения и приведения их к единому мнению.

При организации дискуссий и споров на уроке преподаватели используют инновационную технологию «ПОПС-формулы» профессора права Дэйвида Маккойда-Мэйсона из ЮАР, аббревиатура которой расшифровывается следующим образом: П - позиция, т.е. точка зрения выступающего; О - обоснование позиции своими доводами; П - пример, подтверждающий позицию; С - следствие - это вывод из всего сказанного[3].

Для проведения этой технологии могут послужить простые житейские примеры. Например, фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий. В связи с этим отец ребёнка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить элементы и оказывать материальную помощь. По закону - да, а согласно морали? Обсуждая данный пример, каждый учащийся отстаивает свою точку мнения. Их выступления начинаются со слов: «Я считаю, что ...»; «Потому что ...»; «Я могу подтвердить это тем, что...»; «В этой связи...». Проблемой для обсуждения может стать любая тема, связанная с вопросами правового характера.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

Таким образом, в учебных заведениях появляются новые технологии и методики преподавания правовых дисциплин, которые с наступлением XXI века активно внедряются в учебный процесс в виде инновационных методов, которые способствуют формированию творческого мышления, развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда учащихся. И пока устоявшиеся традиционные технологии не вытиснятся новыми методиками преподавания, разработками совершенствованными технологиями, не может быть достигнута цель совершенствования высшего юридического и политико - правового образования.

Список использованной литературы:

1. Алексеев, А. А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права // Юриспруденция.— 2011.-№ 1. С. 32- 35.

2. Мандель, Б. Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение // Образовательные технологии.-2015.-№ 2. С. 27- 37.

3. Павлюковец, М. А., Пантюхова, П. В. Использование синквейна и ПОПС-формулы как интерактивных методов обучения английскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов-лингвистов // Науковедение. 2014.-№ 1(20). С. 3-6.

© Муляр Е.Н., Прошутинская А.О., 2016

УДК 378.147

О.Я. Мустафаев

Факультет непрерывного образования ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал

Г. Симферополь, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентами, особенности реализации аудиторной самостоятельной работы. Приведены основные стимулы, способствующие активизации самостоятельной работы.

Ключевые слова

Самостоятельная работа студентов, повышение эффективности, активизация, формы.

Основной целью профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении.

Повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы имеет большое значение в решении задач современного образования.

Основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

• углублять и расширять их профессиональные знания;

• формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;

• научить студентов овладевать приемами процесса познания;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.