Научная статья на тему 'Формирование патриотизма как фактор качества профессионального образования'

Формирование патриотизма как фактор качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Москаленко М.Р., Толстых О.А.

В данной работе рассматриваются вопросы формирования патриотизма у учащихся как важный аспект качества профессионального образования. Авторами вносятся предложения по развитию у учащихся уважительного отношения к культурной и исторической традиции Отечества как важных мировоззренческих установок будущих профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма как фактор качества профессионального образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Уникальность социально-культурных технологий заключается в достижении целого ряда жизненно важных целей. К этим целям относится межкультурная социализация, мобильная коммуникация, рекреация и реабилитация [5]. Большую ценность представляют также практические методы по выработке умений и навыков, связанных с формированием готовности студентов к межкультурному общению. Однако важно при этом отметить, что технологии социально-культурной деятельности не могут быть реализованы изолированно. Они могут и должны использоваться согласно поставленным воспитательным целям. Список использованнй литературы:

1. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Смысл, 1997. - 365с.

2. Апанасюк Л.А. Ксенофобия в молодежной среде: социокультурный подход: монография. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - 182 с.

3. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.

4. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №2. - С. 5-10.

5. Апанасюк Л.А. Навыки межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов: монография. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 212 с.

© Маркелова Т.В., 2016

УДК 37

М.Р. Москаленко,

к.и.н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет,

О.А. Толстых, к.п.н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной работе рассматриваются вопросы формирования патриотизма у учащихся как важный аспект качества профессионального образования. Авторами вносятся предложения по развитию у учащихся уважительного отношения к культурной и исторической традиции Отечества как важных мировоззренческих установок будущих профессионалов.

Ключевые слова

Воспитание патриотизма, качество профессионального образования

Формирование патриотического мировоззрения учащихся является важным аспектом качества профессионального образования. Особенно это касается специальностей, связанных с педагогической деятельностью, военной и государственной гражданской службой, дипломатией, да и практически во всех сферах деятельности формирование уважительного отношения к культурной и исторической традиции Отечества для личности будущего профессионала имеет огромное значение.

Актуальность грамотного патриотического воспитания и развития у учащихся компетенций

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

межкультурного взаимодействия обусловлена, в частности, тем, что в современном мире существуют пропагандистские технологии влияния на массы людей с использованием мифологем националистического содержания, которые могут использоваться для дестабилизации социума. Классический пример - СССР, который с началом политики «перестройки» из достаточно стабильной страны превратился в гигантскую арену межнациональных конфликтов, причем поражала та легкость, с которой всевозможные националистические стереотипы подхватывались достаточно образованными людьми. Поэтому важность корректного подхода к вопросам патриотизма и национальной идентичности в учебной и воспитательной работе с учащимися крайне высока. Естественно, что в основе национальной идентичности должны лежать патриотизм и уважение к культурной и исторической традиции Отечества.

Данная проблема обостряется тем, что в 1990-е гг. имело место крайне негативное отношение к отечественной культурно-исторической традиции, которая преподносилась «по Чаадаеву», как во всех планах ущербная перед западной. В 1990-начале 2000-х гг. в некоторых СМИ велась активная пропаганда исторической ущербности российской цивилизации, отторжение и неприятие собственной культурно-исторической традиции, («развенчивались» практически все исторические деятели России), а сам образ народа преподносился как исторически неуспешный [1]. Естественно, что данные оценки были предельно политизированы и далеки от объективного анализа. Радикальные западники старались в особенности развенчать советский период, и слушателям (аудитории СМИ, студентам, школьникам) доказывалось, что Советский Союз являлся настоящей «Империей зла» (по Р. Рэйгану). Этим вносился глубокий раскол в массовое сознание, усиливался конфликт между поколениями, подрывались фундаментальные моральные ценности, поскольку уважение к собственной истории и культуре является основой духовного и нравственного здоровья личности и нации.

В настоящее время проблематика национальной идентичности в России как многонациональном государстве тесно связана с рядом стратегических вызовов, стоящих перед нашей страной.

В социально-экономической, политической и духовной сферах жизни российского общества существуют опасные тенденции, которые при неблагоприятных условиях могут создать угрозу национальной безопасности:

1. Снижение численности трудоспособного населения, непрестижность рабочих специальностей и физического труда среди российской молодежи ведут к необходимости масштабного привлечения рабочих-мигрантов, в основном из Средней Азии. В отличие от времен СССР, молодые выходцы из среднеазиатских республик плохо говорят по-русски и имеют колоссальные отличия в культуре, менталитете и образовании от коренного населения России. Это создает почву для противоречий между мигрантами и коренным населением [2], а в обществе недостаточно разработаны механизмы разрешения данных конфликтов. Противоречия между мигрантами и коренным населением в отсутствии эффективной сплачивающей идеологии, в сочетании с высокой степенью социальной напряженности и кризисом национального самосознания российского населения создают благоприятную почву для бытового национализма и экстремизма, особенно в молодежной среде [3].

2. Достаточно высокая степень криминализации российского общества в целом, и высокий уровень молодежной преступности в частности. Также существуют определенные проблемы в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями [4].

3. Высокая степень социального неравенства и взаимного недоверия различных социальных групп. Это обстоятельство во многом выхолащивает позитивные социальные идеалы, задавая достаточно скептическое отношение к действительности. Пропагандируемый имидж России как сильной державы, стереотипы о высокой духовности и «широте души» народа, и в то же время повседневная социально-бытовая неустроенность, низкая культура поведения в быту создают серьезное расхождение между идеалом и реальностью.

4. Большая зависимость страны от мирового рынка, от мировой экономической конъюнктуры, и, соответственно, серьезное влияние экономических кризисов на государство.

5. Кризис нравственного самосознания в обществе [5], внешними проявлениями которого являются обесценивание морально-нравственных норм, агрессивная информационно-психологическая среда, обилие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

информации негативного плана, разрушающе действующей на психику [6].

Исторический опыт показывает огромную значимость чувства патриотизма и национального самоуважения для позитивной национальной идентичности и социальной стабильности в обществе. Так, установки служения обществу и Отечеству, характерные для российского дворянства, не успели сформироваться у бывших крепостных в период после отмены крепостного права [7, с. 260], и, естественно, это не лучшим образом повлияло на социальную стабильность российского общества в начале ХХ в.

Формирование патриотизма и позитивной национальной идентичности представляется важной задачей для ответа на эти стратегические вызовы. Каковы же должны быть основные положения формирования идентичности граждан России в многонациональном государстве, основанной на самоуважении и гордости за свой народ и как представителя определенного этноса, и как гражданина всей страны? Остановимся на некоторых из них:

1. Совершенно очевидным представляется признание таких культурных ценностей, таких, как патриотизм, гражданственность, уважение к исторической памяти своего и других народов, ведущими в формировании мировоззрения учащихся.

2. Ведение работы по профилактике экстремизма, развитию толерантности [8]. Акцентирование внимания на совместных исторических задачах, которые приходилось решать различным народам России (самый наглядный пример - защита Отечества в годы Великой Отечественной), позитивная рефлексия исторического опыта, изучение взаимодействия культур различных этносов, населяющих Россию, на основе концепции толерантности и межнациональной солидарности.

3. Более подробно знакомить учащихся с патриотическими установками в России в различные эпохи. Так, например, представляют интерес нравственные и эстетические идеалы российского дворянства [9], которые давало массу примеров патриотизма и служения Отечеству.

4. Развитие у учащихся интереса к генеалогии для формирования целостной картины исторического процесса и собственной идентичности: вырабатывание интереса к истории собственной семьи, историческим корням, видение взаимосвязи человека и эпохи.

5. Признание одной из ведущих задач педагогического процесса воспитание чувства собственного достоинства учащегося как базовое для формирования правовой и гражданской культуры, развития толерантности [10].

6. Преподавание дисциплин гуманитарного профили в целом и истории в частности с позиции историзма и признания социокультурной специфики России, позитивного отношения к культурно-исторической традиции Отечества.

Реализация данных положений в преподавании гуманитарных дисциплин, а также педагогической и воспитательной работе, может содействовать развитию у учащихся уважительного отношения к культурной и исторической традиции Отечества как важных мировоззренческих установок будущих профессионалов.

Список использованной литературы:

1. Москаленко М.Р. Военно-оборонные вызовы для России: географический фактор и исторический прогноз // Арктика и Север. 2011. № 2. С. 51-58.

2. Москаленко М.Р., Суровцева Н.Г., Ларионова М.Б. Стратегические вызовы для России и проблема адаптации мигрантов // Экономика и социум. 2014. № 3-2(12). С. 578-580.

3. Москаленко М.Р. Социальные факторы экстремизма в современной России // Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 379-382.

4. Ожиганова М.В. Восстановительное правосудие как альтернативная форма уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Уголовная юстиция. 2013. № 2. С. 38-40.

5. Снегирева М.В. Нравственное государство как императив государственной эволюции: необходимость изменения социальной политики // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Екатеринбург, 14 октября 2014 г. Т. 1. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 158-162.

6. Москаленко М.Р. Формирование патриотизма и позитивной национальной идентичности учащихся как фактор национальной безопасности // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1391-1393.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

7. Дашкевич Л.А., Ларионова М.Б., Неклюдов Е.Г., Шалина И.В. Повседневная жизнь провинциального имения: дневник слуги уральских помещиков Голубцовых // «Quaestio Rossica». 2015. № 1. С. 255-274.

8. Першина В.М., Москаленко М.Р. Противодействие политическому экстремизму в правовой традиции дореволюционной России // Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 550-553.

9. Ларионова М.Б. Дворяне Пермской губернии в XVIII-начале ХХ века: численность, состав, земельная собственность // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2. С. 18-34.

10.Кислов А.Г., Кропанева Е.М., Москаленко М.Р. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ. Екатеринбург, 2013.

© Москаленко М.Р., Толстых О.А., 2016

УДК 372.834

Е.Н.Муляр

магистрант /преподаватель ФГБОУ ВО филиал «КубГУ» в г. Славянске н/к г. Славянск-на-Кубани, Россия E-mail: ar.10111992@yandex.ru А.О.Прошутинская студентка 3 курса ФГБОУ ВО филиал «КубГУ» в г. Славянске н/к г. Славянск-на-Кубани, Россия E-mail: proshutinskaya95@mail.ru

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ПРАВУ: СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация

В статье рассматриваются традиционные и инновационные технологии в правовом обучении. Автор анализирует новые технологии, которые приобретают популярность у педагогических работников в связи с принятием ФГОС. Указываются как положительные, так и отрицательные стороны исследуемых технологий.

Ключевые слова

Инновации, правовое обучение, технология обучения, инновационные технологии,

традиционные технологии, ФГОС.

Всю жизнь пока человек живёт - он учится. В современном обществе целью образования является подготовка молодых людей к жизни в этом сложном мире. Развивая их личностные способности и умения, учитывая человеческие возможности, педагоги готовят подрастающее поколение к реальным жизненным ситуациям и проблемам. Уже со школьной скамьи учащиеся сталкиваются с неинтересными и скучными уроками, потому что монотонная речь учителя не нацеливает на творческое мышление. Отвлекаясь от урока, ученик получает недостаточные знания, которые бы развивали его умственные способности. И как бы ни старались педагоги-практики передать свои знания и опыт учащимся - это у них не всегда получается из-за отсутствия новых технологий и методической литературы.

Традиционные уроки по-прежнему составляют большой процент от общего количества преподаваемых уроков, хотя время берёт своё. Их вытесняют инновационные, нестандартные уроки, где пассивная форма преподавания материала переходит в активную. Современная жизнь требует изменения в обучении школьников и студентов, потому что в современном мире появилось новое использование информационных и коммуникационных технологий - Интернета, мультимедиа, вебинаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.