Научная статья на тему 'Формирование мировоззренческих установок учащихся в образовательной среде вуза'

Формирование мировоззренческих установок учащихся в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Москаленко Максим Русланович

В работе рассматриваются вопросы формирования мировоззренческих установок учащихся в образовательной среде современного вуза. Изучаются основные противоречия и проблемные моменты, возникающие в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мировоззренческих установок учащихся в образовательной среде вуза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

Ход работы: Деление класса на группы. Выбор роли (жеребьёвка), аудитории, формы (каждой группой). Обсуждение в группе выбранных параметров. Задача - услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя, о чем он непременно захотел бы рассказать и как. Письмо. В течение отведенного времени создается текст, соответствующий выбранным параметрам. Читка и правка. Когда текст записан, а отведенное время закончено, нужно попытаться совершенствовать написанное. Выбор спикера, который представляет работу группы.

Данный метод формирует ряд умений учащихся: готовность к импровизации; свободное взаимодействие ( общение на том языке, на котором думает собеседник); анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру; формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.

3. Дерево предсказаний. Этот метод подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева» - это тема, «веточки» - прогнозы, «листочки» - аргументы.

Безусловно, перечисленные методы не исчерпывают всего разнообразия инноваций, которые может использовать учитель для формирования УУД ученика. Но именно данные методы можно применять на всех возрастных категориях учащихся.

Список использованной литературы:

1. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.

2. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. СПб., 2007

© Морозова И.А., 2016

УДК 37

Москаленко Максим Русланович,

Канд. истор. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ

e-mail: max.rus.76@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы формирования мировоззренческих установок учащихся в образовательной среде современного вуза. Изучаются основные противоречия и проблемные моменты, возникающие в данном процессе.

Ключевые слова

Мировоззрение учащихся, педагогика

В современном вузовском образовании формирование ценностно-мировоззренческих установок учащихся становится не менее важным, чем обучение их профессиональным знаниям, умениям, владениям. В педагогике всегда предполагалось, что будущий профессионал в процессе образования в вузе обретает гражданскую и личностную зрелость, и особенности образовательной среды, учебной и внеучебной работы с учащимися должны этому способствовать. В ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится об ориентации на «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1]. На законодательном уровне определен идеал

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

гражданина, который мы хотим получить при выходе из образовательного учреждения. Но на практике реализация данной концепции встречается с определенными трудностями.

Во-первых, это особенности морально-нравственной сферы российского общества, затрудняющие формирование целостной мировоззренческой картины современных студентов. Например, в российском обществе существует неоднозначное и противоречивое отношение к ряду ключевых событий истории Отечества. В 1990-е гг. средствах массовой информации происходила критика советской идентичности, развенчивались многие символы и ценностные ориентиры советской эпохи. Можно сказать, что стал преобладать радикально-западнический взгляд на отечественную культурно-историческую традицию, и, естественно, она стала рассматриваться как ущербная. Данный фактор оказал серьезное влияние на распространение среди молодежи скептически-негативного отношения к отечественной культурно-исторической традиции, что имело следствием неприятие действительности, аполитичность, распространение асоциальных форм поведения.

Во-вторых, такая особенность современного российского общества, как высокая степень социального неравенства, которое воспринимается значительной частью населения достаточно болезненно. Это во многом выхолащивает позитивные социальные идеалы, задавая достаточно скептическое отношение к действительности. Пропагандируемый имидж России как сильной державы, проводящей независимую политику, стереотипы о высокой духовности и «широте души» народа, и в то же время повседневная социально-бытовая неустроенность (например, платность большинства медицинских и образовательных услуг при невысоком уровне жизни, низкая культура поведения в быту и т.д.) создают серьезное расхождение между идеалом и реальностью, увеличивающее степень взаимного отчуждения различных социальных групп.

В-третьих, следует отметить такие факторы, как: низкая повседневная бытовая культура поведения, с которой сталкиваются студенты и школьники; агрессивная информационно-психологическая среда, обилие информации негативного плана, разрушающе действующей на психику; психологическая напряженность в обществе, множество конфликтных ситуаций в быту, на работе и часто в семьях [2]. При этом, по сравнению с временами СССР, резко выросла криминализация подростковой среды. Так, по некоторым данным, если в России в 1987 г. удельная доля подростков 14-17 лет в общем числе лиц, совершивших убийство (включая покушения на убийства), составляла 2,9%, то к 2003 г. этот показатель достиг 7,9%. [3]. Существуют серьезные проблемы и в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями [4], а также комплекс вопросов, связанных с адаптацией учащихся-мигрантов в российской образовательной среде [5]. Естественно, что нужна серьезная воспитательная и педагогическая работа, чтобы увеличившаяся криминализация подростковой среды не переходила в студенческую среду.

Исходя из вышеизложенного, авторам статьи представляется, что учебно-воспитательная работа в вузе должна строиться на следующих мировоззренческих основаниях:

1. Пропаганда патриотизма и более подробное знакомство учащихся с патриотическими идеалами в России в различные эпохи. Так, например, представляют интерес нравственные и эстетические идеалы российского дворянства [6], которое давало массу примеров патриотизма и служения Отечеству.

2. Развитие таких характеристик будущего профессионала, как правовая культура, конфликтологическая культура, психологические умения успешной коммуникации с представителями различных уровней власти [7].

3. Знакомство учащихся с представлениями о достоинстве и достойном человеческом существовании как значимых интегративных социальных идеалах, задающих конструктивную направленность личности [8, с. 25].

4. Развитие у учащихся интереса к генеалогии, к истории собственной семьи, историческим корням, видение взаимосвязи человека и эпохи. Данный подход формирует у учащихся уважение к семейным ценностям, осознание взаимосвязи эпох и поколений, ответственное отношение к созданию семьи, интерес и почтение к истории своего рода и исторической традиции. Учащимся может в качестве вариативного задания по выбору даваться описание в той или иной форме истории своего рода, места и роли своих прародителей в значимых общественно-политических событиях (например, Великая Отечественная война,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

индустриальные стройки ХХ века, которые затронули практически все семьи), и т.д.

5. Отдельного внимания заслуживает работа с представлениями учащихся (да и массового сознания в целом) о постоянном технологическом отставании России от Запада. Здесь также необходим принцип историзма: ради объективности следует отметить, что Россия на протяжении как последних нескольких веков своей истории находилась в положении «догоняющей» страны, и главная цель научно-технического развития была подчинена оборонным задачам - не отстать от Запада в военном плане, чтоб не стать объектом колониальной экспансии. С этой задачей страна в целом справлялась, естественно, в ущерб развитию гражданского сектора экономики и общему уровню жизни населения. Развивать все сектора экономики на уровне ведущих государств планеты (таких, как, например, США, Великобритания и др.) у страны не было ресурсов (ни в дореволюционный, ни в советский период), что связано с историческими, климатическими, геополитическими факторами и особенностями. Есть масса примеров, которые позволяют говорить о достижениях отечественных ученых и инженеров, превосходстве их моделей над аналогичными зарубежными. К примеру, в годы Великой Отечественной войны СССР выигрывал у Германии «танковую гонку» и др.В истории отечественной техники есть масса материала для формирования позитивного образа нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. № 5976 от 31 декабря 2012 г.

2. Москаленко М.Р., Кропанева Е.М. Особенности человеческого капитала и развитие российской Арктики // Арктика и Север. 2013. № 13. С. 40-44.

3. Молодежная преступность в условиях мегаполиса. URL: http://www.newsocio.ru/nspgs-976-1.html (дата обращения 02.03.2016)

4. Ожиганова М.В. Педагогические задачи уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Молодой ученый. 2014. № 17-1-1. С. 41-44.

5. Москаленко М.Р., Суровцева Н.Г., Ларионова М.Б. Стратегические вызовы для России и проблема адаптации мигрантов // Экономика и социум. 2014. № 3-2(12). С. 578-580.

6. Ларионова М.Б. Дворяне Пермской губернии в XVIII-начале ХХ века: численность, состав, земельная собственность // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2. С. 18-34.

7. Снегирева М.В. Нравственное государство как императив государственной эволюции: необходимость изменения социальной политики // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Екатеринбург, 14 октября 2014 г. Т. 1. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 158-162.

8. Антропология деструктивности: коллективная монография. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. 214 с.

© Москаленко М.Р., 2016

УДК 37

Москаленко Максим Русланович,

Канд. истор. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ

e-mail: max.rus.76@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В данной работе рассматривается проблема адаптации мигрантов в российском обществе в целом и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.