Научная статья на тему 'К вопросу о духовно-навственном воспитании учащихся в современной школе'

К вопросу о духовно-навственном воспитании учащихся в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко Максим Русланович

В данной работе рассматриваются основные проблемные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников. Анализируются негативные аспекты социальной макросреды, затрудняющее воспитательное воздействие на подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о духовно-навственном воспитании учащихся в современной школе»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

Развитие творческого потенциала младших школьников будет успешным при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий: признание значимости и необходимости развития творческого потенциала личности в образовательном процессе, как ценностного ресурса жизнедеятельности человека; обеспечение качественных изменений в организации, содержании и технологиях учебно -воспитательного процесса; развитие творческого потенциала самих педагогических работников; создание адекватного ресурсного обеспечения в системе образования.

Реализация педагогической модели развития творческого потенциала учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий будет способствовать формированию у младших школьников исследовательской активности, побуждению к приобретению новых знаний, умению ориентироваться в изменяющемся потоке информации, повышению уровня развития творческого потенциала личности.

Список использованной литературы:

1. Ахметжанова Г.В. Системно-деятельностный подход к развитию педагогической функции личности. / Полиаспектная подготовка современного педагога. Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Груздова И.В., Дрыгина Е.Н., Кустов Ю.А., Медяник Г.А., Сундеева Л.А. Монография. под общей редакцией Г.В. Ахметжановой. -Москва, 2011. С. 45-66.

2. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. - СПб, 2005. - 293 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

4. Козырева Л.А., Нугуманова Л.Н. Интеллектуально-творческое саморазвитие учащихся лицея. // Вектор науки ТГУ. 2013. № 3. С. 427-430.

5. Хорошева И.А. Интеллектуально-творческий потенциал школьников как основной критерий формирования ключевых компетенций. // Среднее профессиональное образование. 2012. № 1. С. 52-55.

6. Ядровская М.В. Модели в педагогике. // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139-143.

© Н.В. Лифанова, 2015

УДК 37

Москаленко Максим Русланович

канд. истор. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ e-mail: max.rus.76@mail.ru

К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной работе рассматриваются основные проблемные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников. Анализируются негативные аспекты социальной макросреды, затрудняющее воспитательное воздействие на подростков.

Ключевые слова

Педагогика, школа, воспитание, духовность

Воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из приоритетных задач любого общества. В современной России данная проблема приобрела особую остроту. С одной стороны, процессы модернизации и вестернизации приводят к отчуждению индивида от традиционных историко-культурных ценностей. Ориентация на уровень потребления развитых стран и культурная привлекательность западного

143

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

образа жизни приводят к кризису собственной идентичности и непринятию действительности. С другой, высокая степень социального неравенства и отсутствие общепризнанных общественных идеалов зачастую лишают подростка позитивных мировоззренческих ориентиров. Данные противоречия крайне негативно влияют на морально-нравственное воспитание школьников, способствуют формированию деструктивного поведения, и серьезно затрудняют педагогическую работу коллективов школ. Рассмотрим эти проблемы более подробно.

Во-первых, все среди поведенческих установок и жизненных ориентиров учащихся все чаще начинают преобладать гедонизм и потребительство. Культ «красивой жизни» и роскоши, навязываемый массовой культурой в обществе (в котором существуют противоречия между архетипическими коллективистскими установками и привнесенными извне западническими либеральными ценностями, ориентированными на индивидуализм), ведет к серьезной деформации мировоззрения, к ценностному расколу между поколениями, между учащимися и педагогами.

Во-вторых, современная общеобразовательная школа (вузы пока в меньшей степени) в России столкнулась с проблемой давления учащихся и их родителей на педагогов. Ученик, уяснив для себя определенные права, начинает требовать их соблюдения, и при этом напрочь забывает о чувстве ответственности и обязанностях. В современной педагогике пока не найдены достаточно надежные методы воспитательного воздействия, способные содействовать развитию данных качеств. Во времена СССР достаточно мощное воспитательное воздействие оказывала идеология, которая провозглашала основными чертами личности советского человека честность, чувство патриотизма и гражданственности, служение Родине. Эти лозунги, правда, не всегда совпадали с действительностью, но признавались как общезначимый социальный идеал. Отказ от советской модели привел, к сожалению, и к обесцениванию многих традиционных морально-нравственных норм. Все чаще встречаются ситуации, когда школьники начинают использовать знание правовых норм, прежде всего, для оказания давления на учителей и издевательства над ними (и в этом плане можно говорить о серьезных недостатках самой концепции правового воспитания). Они могут позволить себе любую хулиганскую выходку, но при этом требуют уважения к себе и соблюдения своих прав. О таком важном факторе воспитания, как авторитет учителя, в данной ситуации можно вообще забыть.

В-третьих, по сравнению с временами СССР, резко выросла криминализация подростковой среды. Так, например, в России число несовершеннолетних, изобличенных в совершении убийств, составило: в 1987 г. -246, в 1991 г. - 550, в 1997 г. - 1350, в 2001 г. - 2126 [1], и на протяжении 2000-х гг. данный высокий показатель держится, снижаясь лишь незначительно. Согласно данным доклада Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения «О предупреждении насилия и преступности, связанной с холодным оружием, среди подростков и молодежи» за 2011 г., Россия занимает 1-е место в Европе по числу убийств, совершаемых несовершеннолетними [2, с. 48].

В-четвертых, следует отметить очень высокую нервно-психическую нагрузку на педагога, поскольку значительная часть учителей работают на 1.5-2 ставки. Это усугубляется растущей формализацией учебной работы (постоянно увеличивается всевозможная отчетность и документооборот), что требует дополнительных трудозатрат. Все это способствует повышенной утомляемости и эмоциональному выгоранию преподавателей.

В-пятых, по сравнению с временами СССР, в обществе наблюдается падение престижа и социального статуса профессии учителя, что плохо сказывается как на дисциплине учащихся, так и мотивации студентов педагогических вузов работать по специальности.

Все эти факторы крайне негативно влияют на духовно-нравственное воспитание школьников и требуют системы комплексных мер по реформированию системы образования.

Список использованной литературы:

1. Молодежный ресурс инновационного развития России. URL: http://www.fadm.gov.ru/agency/reports/733/ (дата обращения 20.07.2015)

2. Варыгин А.Н., Григорян З.М. Криминологический анализ убийств, совершаемых несовершеннолетними // Юридическая наука. 2011. № 3. С. 46-53.

© М.Р. Москаленко, 2015

144

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

УДК 378

Нуриев Наиль Кашапович

д.п.н., профессор, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики КНИТУ,

г. Казань, РФ, E-mail: nurievnk@mail.ru Старыгина Светлана Дмитриевна к.п.н., доцент, доцент кафедры информатики и прикладной математики КНИТУ,

г. Казань, РФ, E-mail: svetacd_kazan@mail.ru Гибадуллина Эндже Анваровна студентка КНИТУ, г. Казань, РФ E-mail: rainy_happiness@bk.ru

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ КАЧЕСТВА ВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

Аннотация

В новых стандартах требуется оценить академическую компетентность студента. Предлагается алгоритм, который на основе тестирования позволяет с требуемой надежностью оценить эту компетентность на основе оценки глубины усвоенных студентом знаний.

Ключевые слова

компетентность, АВС-способности, глубина знаний, полнота знаний, целостность знаний Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (проект № 15-07-05761)

Как известно [1-4] любую проблему человек решает через три макрооперации: 1) формализует проблему в когнитивной сфере и трансформирует ее в задачу; 2) конструирует план (алгоритм) решения этой задачи; 3) реализует (исполняет) этот план на практике. Все эти операции человек делает лучше или хуже в зависимости от развития своих способностей (умений) на фоне усвоенных им знаний. При этом умения рассматриваются как практическое проявление его способностей и знаний, т.е. чем выше уровень развития способностей и наличия знаний, тем больше умений он проявляет в деятельности. Модель взаимосвязи в деятельности способностей человека, его знаний, а также других ресурсов приводится на рис.1.

Рисунок 1 - Инвариантная схема разрешения проблем определенной сложности

По этой модели деятельность человека происходит следующим образом: ВХОД (проблема сложности

S) трансформируется в ВЫХОД (в результат) под управлением (АВС - способностей) с помощью механизма (знания и другие ресурсы).

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.