Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала личности на основе формирования универсальных учебных действий'

Развитие творческого потенциала личности на основе формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1830
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифанова Наталья Викторовна

Предлагаемая в статье система формирования универсальных учебных действий позволит осуществить развитие творческого потенциала личности и за счет этого поднять уровень этого потенциала. У учащихся будет складываться достаточно устойчивая творческая познавательная активность и самостоятельность к учению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лифанова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала личности на основе формирования универсальных учебных действий»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________

отзывчивость, альтруизм, совестливость, честность, доброта, искренность, доверие, патриотизм, обязательность, профессиональная честь и достоинство, педагогическая ответственность, требовательность к себе, добросовестное отношение к делу и др.

Формирование и развитие профессионально значимых качеств будущих педагогов осуществляется через осознание их ценности и включение механизмов эмоционально-волевого регулирования.

При развитии профессионально значимых качеств педагогов необходимо учитывать социальноэкономические, региональные, географические, демографические и другие факторы, среди которых решающую роль играет фактор, связанный с соблюдением определенных организационно-педагогических факторов.

В своем исследовании мы рассматриваем организационно-педагогические факторы как составной элемент педагогической системы, который включает в себя все составляющие элементы воспитательнообразовательного процесса: цели, содержание, методы, формы, средства.

Конструирование содержания педагогического процесса ориентировано на систему профессионально значимых качеств, построенного с учетом логики их развития, задач профессиональной подготовки.

Для развития профессионально значимых качеств подбираются задания, направленные на:

- акцентирование чувств студентов, в том числе через образы художественных произведений;

- акцентирование ценностей культуры разных народов через их личную и общественную значимость;

- осознание значимости профессиональной деятельности;

- выражение своих чувств в образах или поиск образов для выражения чувств;

- понимание чувств окружающих, героев произведений, улавливание отношения автора к ним и к описываемым событиям;

- развитие данных качеств у будущего педагога.

Благодаря решению этих целей при реализации учебной программы курсов, которые должны найти отражение в содержании педагогического образования на всех уровнях его проектирования, вуз готовит поистине профессионалов, умеющих применить полученные знания в практике будущей работы и обладающих развитыми профессионально значимыми качествами.

Список использованной литературы:

1. Сластенин, В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование / В.А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. - М.:МГПИ им. Ленина, 1982. - 220 с.

2. Шендрик И.Г. Проектирование образовательного пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. 13.00.01. Екатеринбург, 2006, 401 с.

© Н.В. Левченко, 2015

УДК 373.1

Лифанова Наталья Викторовна

студент магистратуры ФГОУ ВПО «Тольяттинский Государственный Университет»

г. Тольятти, Самарская область учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 10

г. Жигулёвск, Самарская область, E-mail: lnv-77@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация

Предлагаемая в статье система формирования универсальных учебных действий позволит

139

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________

осуществить развитие творческого потенциала личности и за счет этого поднять уровень этого потенциала. У учащихся будет складываться достаточно устойчивая творческая познавательная активность и самостоятельность к учению.

Ключевые слова

Педагогическая модель, творческий потенциал, творческая деятельность, универсальные учебные

действия.

Переход к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождается усилением внимания к развитию творческого потенциала личности, который стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Актуальность статьи обусловлена потребностью современной школы в создании условий для полноценного развития творческого потенциала каждого ребёнка.

Так как одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его ориентация на формирование универсальных учебных действий, то встаёт вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся. Развитие творческого потенциала личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий в общем, и познавательных в частности, овладение которыми выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию личности путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Результаты психолого-педагогических исследований, проводимых под руководством В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и других, показали, что формирование творческого потенциала у школьников открывает возможности перестройки всего характера развития ребёнка, формирует способности к научному, творческому подходу и восприятию.

Творческое развитие личности происходит особенно интенсивно в младшем школьном возрасте [1, с. 60]. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что творческий потенциал на ранних возрастных этапах должен рассматриваться и развиваться как некое общее, универсальное качество. Главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности.

«Творческий потенциал - это сложное интегральное понятие, включающее в себя природногенетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности» [2, с. 53].

Творческая деятельность в образовательном процессе предполагает эффективную самореализацию возможностей и способностей школьника на основе создания нового. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребёнка, обучаемого в рамках репродуктивной системы обучения. Процесс развития творческого потенциала чрезвычайно индивидуален и требует тщательного учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

Основными требованиями к содержанию и организации учебной деятельности для младших школьников в сфере развития творческого потенциала являются: доминирование собственной

исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; ориентация на интеллектуальную инициативу. Решающим фактором развития творческого потенциала личности являются не сами знания, а способы их усвоения. «Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности как в учебном процессе, так и вне школы» [5, с. 53]. Самостоятельная работа - важнейший компонент развития творческого потенциала личности.

«Педагогика определяет творческую деятельность как форму деятельности человека или коллектива -создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Применительно к процессу обучения творчество следует определять как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта» [4, с. 428].

140

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______________________

Под творческой деятельностью мы будем понимать такую деятельность, которая обладает следующими признаками: направлена на решение творческих задач, для которых характерно отсутствие в предметной области способа решения задачи; связана с созданием новых знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи; характеризуется наличием неопределённости в отношении разработки новых знаний и на их основе способа решения задачи.

«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [3, с. 27]. Познавательные универсальные учебные действия носят поисковый характер и направлены не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательные универсальные учебные действия становятся показателем общего развития личности школьника и основой его положительного отношения к учению. У младших школьников формируется сознание жизненной значимости учения.

Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе включает в себя:

• развитие у учащихся знаний и умений, необходимых для вовлечения их в творческую учебную деятельность;

• вовлечение учащихся в учебную творческую деятельность, в которой и происходит развитие компонентов творческого потенциала;

• формирование познавательных универсальных учебных действий, способствующих развитию творческого потенциала: общеучебных, логических, знаково-символических.

На основе анализа познавательных универсальных учебных действий можно выделить наиболее значимые компоненты творческого потенциала личности в образовательном процессе: учебная мотивация, познавательная активность, самостоятельное решение проблем творческого характера, уровень интеллектуального развития.

Деятельность учителя по развитию творческого потенциала младших школьников включает следующие этапы.

1. Диагностика уровня развития творческого потенциала учащихся.

Для достоверного изучения компонентов творческого потенциала младших школьников предлагается использовать пакет диагностических методик.

Диагностика учебной мотивации:

- методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов»;

- «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова).

Диагностика познавательной активности:

- шкала выраженности учебно-познавательного интереса Г.Ю. Ксензовой.

Диагностика самостоятельного решения проблем творческого характера:

- тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса, модифицированный Е.Е. Туник и адаптированный к российским школьникам;

- шкала Вильямса - опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребёнка;

- батарея тестов «Творческое мышление» (тесты Гилфорда и Торранса, модифицированные Е.Е. Туник для российских школьников).

Диагностика уровня интеллектуального развития:

- тест Гудинаф -Харриса «Нарисуй человека»;

- прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- оценка качества знаний учащихся (методика измерения уровня обученности класса).

Анализ полученных результатов позволяет изучить влияние педагогических условий на развитие творческого потенциала личности, выделить достижения, проблемы, наметить пути оптимизации деятельности.

2. Проектирование педагогической модели развития творческого потенциала учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий.

141

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х__________

«Модели используются либо как исследовательский прием представления исследуемого педагогического объекта с целью его объяснения, изучения, уточнения; либо как инструмент, позволяющий на основе анализа модельного представления педагогического объекта влиять на его построение или функционирование» [6, с. 139].

Под педагогической моделью нами понимается разработка структурных компонентов педагогического процесса и их взаимосвязей. Модель развития творческого потенциала учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий включает в себя следующие компоненты:

1) Отбор компонентов образовательного процесса.

2) Отбор учебного материала.

3) Отбор методов, организационных форм и средств обучения.

4) Увязка целей, содержания и средств педагогической коммуникации в единую технологическую цепочку.

5) Управление познавательной деятельностью учащихся через мотивационное обеспечение учебного процесса.

6) Осуществление обратной связи с учащимися.

7) Анализ результатов, коррекция и совершенствование учебного процесса.

3. Внедрение в практику вышеуказанной педагогической модели при использовании следующих элементов образовательного процесса:

1) Технология проблемного обучения.

Приемы урока: создание проблемной ситуации, прогнозирование результата, взаимоопрос, групповая работа, парный контроль, мозговой штурм, ранжирование, снежный ком.

2) Технологии личностно-ориентированного обучения:

- технология полного усвоения знаний;

- технология разноуровневого обучения;

- технология коллективного взаимообучения.

Приемы урока: создание проблемной ситуации, прогнозирование результата, взаимоопрос, групповая работа, парный контроль, контроль по образцу, дидактическая игра.

3) Проведение предметных олимпиад, конкурсов интеллектуального развития.

4) Организация творческих конкурсов во внеурочной деятельности.

Обучение младших школьников с применением вышеуказанных элементов образовательного процесса способствует повышению познавательной самостоятельности учащихся и эффективному формированию у них познавательных универсальных учебных действий.

4. Повторная диагностика уровня развития творческого потенциала учащихся.

Повторная диагностика с применением такого же пакета диагностических методик, как на первоначальном этапе, позволяет определить динамику развития творческого потенциала после внедрения в практику предложенной педагогической модели.

5. Использование опыта работы в дальнейшем образовательном процессе.

Реализация вышеуказанных мероприятий позволит получить следующие психолого-педагогические результаты:

1) Повышение познавательной активности учащихся и формирование у них познавательных универсальных учебных действий.

2) Развитие творческого потенциала младших школьников.

3) Создание комфортной образовательной среды для ученика и учителя.

4) Повышение педагогического потенциала учителя.

5) Повышение качества обучения младших школьников.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что творческий потенциал личности в образовательном процессе определяется как интегративное качество школьника, реализующееся в творческой учебной деятельности через универсальные учебные действия и соответствующее современному вектору развития общества.

142

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

Развитие творческого потенциала младших школьников будет успешным при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий: признание значимости и необходимости развития творческого потенциала личности в образовательном процессе, как ценностного ресурса жизнедеятельности человека; обеспечение качественных изменений в организации, содержании и технологиях учебно -воспитательного процесса; развитие творческого потенциала самих педагогических работников; создание адекватного ресурсного обеспечения в системе образования.

Реализация педагогической модели развития творческого потенциала учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий будет способствовать формированию у младших школьников исследовательской активности, побуждению к приобретению новых знаний, умению ориентироваться в изменяющемся потоке информации, повышению уровня развития творческого потенциала личности.

Список использованной литературы:

1. Ахметжанова Г.В. Системно-деятельностный подход к развитию педагогической функции личности. / Полиаспектная подготовка современного педагога. Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Груздова И.В., Дрыгина Е.Н., Кустов Ю.А., Медяник Г.А., Сундеева Л.А. Монография. под общей редакцией Г.В. Ахметжановой. -Москва, 2011. С. 45-66.

2. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. - СПб, 2005. - 293 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

4. Козырева Л.А., Нугуманова Л.Н. Интеллектуально-творческое саморазвитие учащихся лицея. // Вектор науки ТГУ. 2013. № 3. С. 427-430.

5. Хорошева И.А. Интеллектуально-творческий потенциал школьников как основной критерий формирования ключевых компетенций. // Среднее профессиональное образование. 2012. № 1. С. 52-55.

6. Ядровская М.В. Модели в педагогике. // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139-143.

© Н.В. Лифанова, 2015

УДК 37

Москаленко Максим Русланович

канд. истор. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ e-mail: max.rus.76@mail.ru

К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной работе рассматриваются основные проблемные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников. Анализируются негативные аспекты социальной макросреды, затрудняющее воспитательное воздействие на подростков.

Ключевые слова

Педагогика, школа, воспитание, духовность

Воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из приоритетных задач любого общества. В современной России данная проблема приобрела особую остроту. С одной стороны, процессы модернизации и вестернизации приводят к отчуждению индивида от традиционных историко-культурных ценностей. Ориентация на уровень потребления развитых стран и культурная привлекательность западного

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.