Научная статья на тему 'Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников по обществознанию'

Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников по обществознанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3311
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЕГЭ / ОГЭ / интеллект-карты / метод интеллект-карт

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Наталья Анатольевна

В статье изложены проблемы, с которыми сталкивается учитель при подготовке к итоговой аттестации учащихся по обществознанию. Автор рассматривает возможности и этапы использования метода интеллект-карт для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по данному предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников по обществознанию»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

заключаться в направлении дискуссии, спора или беседы о кейсе с помощью проблемных вопросов. Помимо вербальных текстов этот метод предусматривает использование рисунков, фотографий, звукозаписи и т.п.[7].

Выводы:

1. При реализации новых методов «педагогики компетенций» используются все группы элементов творческих способностей, выделенных В.И.Андреевым [1] и задействованы все виды коммуникативной деятельности.

2. Игровая имитация на занятиях способствует освобождению от предвзятых мнений, формированию неординарного мышления.

3. Возможность использования выбранных методов определяется в зависимости от состава группы -количества студентов и уровня их подготовки.

Список использованной литературы:

1. .Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Издательство КГУ, 1988. 238 с.

2. Мудриченко О.М. РКИ: современный урок. Виды контроля. Фонд оценочных средств (рассуждения практика) // Гуманитарные дисциплины в структуре инженерного образования: традиции и новации : Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции: Санкт-Петербург

( Петродворец), 2015. - С.82-85

3. Сабурова И. http://fb.ru/article/159475/primervi-delovvih-igr-stsenariv-delovov-igrvi

4. Сатина Т.В.Рабочая программа учебной дисциплины «РЯи КР»:

Направление подготовки/специальность: 12.04.01 (200100.62) - Приборостроение. СПбГИКиТ, 2015

5. Сатторова М.А. Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности // Молодой учёный/ М.А. Сатторова М.А., Н.И. Джумаева //. Молодой учёный - 2014 - №9. - С.514-517

6. Татьяненко С. А. Профессионально важные качества личности современного инженера. http://sibac.info/13163

7. Усова И.В. Метод кейс-стади. http://studopedia.ru/1 53925 modulno--revtingovava-tehnologiva-obucheniva.html

8. http://studopedia.ru/3 190392 metod-analiza-konkretnih-situatsiv-ili-metod-kevs-stadi.html

© О.М. Мудриченко, 2015

УДК 372.83

Позднякова Наталья Анатольевна

канд. пед. наук, доцент ЦПО НФИ КемГУ г. Новокузнецк, РФ E-mail: napozdnvakova@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Аннотация

В статье изложены проблемы, с которыми сталкивается учитель при подготовке к итоговой аттестации учащихся по обществознанию. Автор рассматривает возможности и этапы использования метода интеллект-карт для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по данному предмету.

Ключевые слова

ЕГЭ, ОГЭ, интеллект-карты, метод интеллект-карт.

250

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены государством. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» ст.59. государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ. [5, c.60]

Общегосударственный экзамен (ОГЭ) - это форма проведения обязательных выпускных экзаменов в 9-м классе школы. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это форма проведения обязательного выпускного экзамена в 11-м классе школы. Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Цели ЕГЭ - оценка качества подготовки выпускников средней (полной) общей школы [4, с 3].

Структура экзаменационной работы по обществознанию отражает интегративный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии курса, базовую терминологию различных областей научного обществознания. Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в ФГОС. Это широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе и его базовых институтов, о социализации личности, об экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной и культурной жизни общества, о глобальных проблемах современности [4, с.5].

Выполнение учащимися заданий контрольно измерительных материалов предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний, объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Система итоговой аттестации заставляет современных учителей перестраиваться и искать эффективные методики и технологии подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, особенно в условиях базовой школы. Для каждого учителя становиться важным, выработать систему подготовки учащихся, с помощью которой он сможет добиться стабильных текущих знаний по предмету и успешной сдачи итоговой аттестации. Решая эту проблему в своей профессиональной деятельности, я обратилась к методике составления интеллект-карт разработанной Тони Бьюзеном.

При подготовке к итоговой аттестации учащиеся работают с огромным объемом информации, которую необходимо запомнить. Но если человеческий мозг регулярно получает информацию, и не запоминает ее или воспринимает ее как нечто «спутанное», он перестает усваивать дальнейшие сведения на данную тему вообще. Со временем, чем больше информации преподносится ученику для усвоения, тем в большей степени он склонен отвергать ее и, соответственно, меньше знаний приобретать. Это еще одна проблема учителя, которую можно решить, используя метод интеллект-карт.

Эффективность использования метода интеллект-карт связана с особенностями человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в головном мозге человека сводиться к одновременной работе левого и правого полушария. Правое полушарие отвечает за воображение, образность, пространственное и цветовое соотношение. Левое полушарие - логика, анализ, системность. Чаще всего работая над выполнением заданий итоговой аттестации, учащиеся преимущественно используют левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует возможности головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления, затрудняет работу над заданиями второго блока экзаменационной работы.

Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря

251

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______

которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.[3, с 12]

При объяснении темы в системе подготовки к итоговой аттестации использование интеллект-карт способствует развитию «радиального мышления» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. При изучении предмета обществознания, центральным образом является понятие, вокруг которого строиться содержание темы. Например, при изучении темы «Общество как целостная система», первоначально учитель дает определение понятия «Общество» в широком и узком смысле, затем рассматривает вопрос системности общества, а затем переходит к освещению особенностей развития общества. При линейном изложении данной темы и ее конспективной фиксацией учащимися, школьники затрудняются в определении связей между центральным понятием и его структурой, особенностями, они с трудом воссоздают целостный образ, подбирают примеры. Так как линейное (последовательное) изложение информации в форме текста блокирует способность мозга видеть целостную картину, способности ассоциативного мышления.

При радиальном изложении информации материал подается учителем в виде целостной схемы. Первоначально учитель рисует (поясняет) центральный образ, от которого отходят лучи (блоки центральной темы). Блоки визуально привязаны к центральному понятию, сопровождаются лучами, надписями, рисунками и выделяются цветом. По ходу объяснения материала учитель может соединять различные смысловые блоки ветвящимися линиями (смыслами). Подобная система фиксации услышанной информации, помогает ученику выделить ключевые моменты темы, визуализировать ее и дополнить новой информацией в случае необходимости. Построение интеллект-карты для ученика может стать диагностической или обучающей процедурой, активизирующей глубокую интуитивную и логическую переработку информации. Достоинствами метода интеллект-карт являются:

- одновременное представление разнообразных данных (не зависимо от объема) на одном листе бумаги;

- демонстрация логических связей темы;

- рост эффективности запоминания материала учеником;

- повышение интереса к обучению.

Метод интеллект-карт дает возможность использовать учителям системно-деятельностный подход в образовательном процессе, ориентирует учащихся на самостоятельную работу в учебно-познавательной деятельности, что является немаловажным в системе подготовки к итоговой аттестации. При овладении методом интеллект-карт у обучающегося наблюдаются развитие регулятивных, познавательных навыков, формируется способность к переносу учебных навыков в сферу своего повседневного опыта. Это отражается в успешном выполнении учащимися заданий второго блока контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, где знания необходимо подкреплять примерами из повседневной жизни.

При подготовке учащихся с использованием интеллект-карт я выделяю несколько этапов.

Первый этап - самостоятельная работа учащихся с содержанием темы. Учащиеся знакомятся с содержанием урока дома. Для этого я использую пособия для подготовки к ЕГЭ и ГИА по обществознанию. Знакомство учащимися с изучаемым материалом дома позволяет сократить объяснение нового материала учителем и дает больше вариаций для составления интеллект-карты. Например, учащиеся читают дома параграф «Мышление и деятельность» П.А.Баранов «Обществознание: ЕГЭ учебник» [1]

Второй этап - определение объекта изучения. На уроке по подготовке к ЕГЭ (ОГЭ) учащиеся определяют центральное слово (тему интеллект-карты), подбирают к нему символы. А затем выделяют смысловые блоки, определяют ключевые слова первого, второго уровней. После озвучивания ключевых слов и идей учащиеся начинают заполнять шаблон интеллект-карты или прорисовывают собственный вариант. Например, центральной идеей из темы «Мышление и деятельность» будет понятие мышление или деятельность (по данной теме можно составить две интеллект-карты). Тогда понятиями второго уровня будут виды, характерные черты, основные компоненты, классификация процессов деятельности (Рис. 1)

252

№8/2015

ISSN 2410-700Х

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

Рисунок 1 - Центральное изображение и ключевые слова первого уровня интеллект-карты

«Деятельность».

Третий этап - расширение интеллект карты. На данном этапе идет заполнение второго и последующих уровней карты. При заполнении карты учащиеся раскрывают содержание уровня, подбирают примеры, осваивают, проговаривают изложенный материал. (Рис. 2).

Рисунок 2 - Добавление в интеллект-карту ключевых слов второго и третьего порядка.

Четвертый этап - осмысление. Учащиеся еще раз просматривают составленную интеллект-карту, проверяют ее содержание, дополняют изображение рисунками символами, условными знаками, стрелками определяя смысловое взаимодействие ключевых слов, раскрашивают блоки различными цветами. Использование цвета усиливает запоминание материала.

Пятый этап - повторение. После составления интеллект-карты ученик возвращается к ее повторению на следующих занятиях, при выполнении тестовых заданий, при затруднении в решении заданий. Повторно обращаясь к карте учащиеся озвучивают ее содержание, раскрывают основные понятия, дают развернутые ответы по теме. Используя ключевые слова карты, символы, связующие линии и обозначения школьники подбирают к ним примеры. Используя интеллект-карту как основу, учащиеся могут отрабатывать задание ЕГЭ № 35 - составление развернутого плана или использовать интеллект-карту для подбора аргументации при написании эссе (ЕГЭ задание№36).

Разработанная и внедренная мною в образовательный процесс система подготовки учащихся к ЕГЭ с использованием метода интеллект-карт позволяет добиваться стабильного увеличения результативности выполнения итоговых тестов по обществознанию.

Список использованной литературы:

1. Баранов П.А. Обществознание. ЕГЭ-учебник. - Москва.АСТ, 2014. - 478 с.

253

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________________

2. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов "Concept Maps" и "Mind Maps" для повышения уровня информационной компетентности обучаемых // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (57,2 Мб). - М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2008. - Вып. 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

3. Бьюзен Т. Интелект-карты. Практическое руководство. - М, Попури, 2010. - 352 с.

4. Спецификация контрольно измерительных материалов для проведения в 2015 г ЕГЭ по обществознанию [Электронный ресурс] http://fipi.ru/ege-i-gve-n/demoversii-specifikacii-kodifikatory

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации.- Новосибирск: Норматика, 2014.- 128 с.

© Н.А. Позднякова, 2015

УДК 797.21

Понимасов Олег Евгеньевич

канд. пед. наук, доцент,

Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: o-pony@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Аннотация

В статье исследованы возможности обучения плаванию на основе использования индивидуального двигательного потенциала обучаемых. Сформулировано условие индивидуально-двигательного опосредования, подразумевающее подход к обучению на основе имеющихся двигательных действий занимающихся.

Ключевые слова

Индивидуальный двигательный опыт, способы плавания, преобразование движений.

В результате изучения сущности и содержания индивидуализации педагогического процесса в научно-педагогической литературе, касающейся вопросов обучения плаванию, выяснилось, что на современном этапе ее развитие характеризуется исследованием результативных показателей двигательной деятельности обучаемых и практически не учитывает индивидуальные текущие составляющие. На практике это выражается в том, что целью педагогического процесса ставится достижения конкретного результата, характеризующегося количественными и качественными показателями, именуемыми нормативами. В спорте - это стремление к наивысшему результату, рекорду как высочайшему нормативу, в профессиональном обучении - ориентированность на уровень показателей, определяющих успех в профессиональной деятельности [2, с. 116]. При построении учебного процесса педагог рассматривает начальный уровень подготовленности обучаемых, образно выражаясь, в качестве чистого листа, на который в процессе обучения заносится учебный материал в виде сформированных двигательных навыков, необходимых для усвоения обучаемыми. При этом принцип индивидуализация реализуется посредством сопоставления достигнутых показателей каждым обучаемым в отдельности с модельными характеристиками, соответствующими этапу обучения, и внесением соответствующих коррективов в процесс обучения. Между тем, занимающиеся могут обладать индивидуальным двигательным опытом, имеющим как рациональную, так и нерациональную составляющие. Представляется обоснованным использование и тех, и других в интересах образовательного процесса. Таким образом, одно из условий

254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.