Научная статья на тему 'Инновационные способы формирования универсальных учебных действий'

Инновационные способы формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. КОЛЬЦА ВЕННА. РАФТ. ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Александровна

В данной статье рассмотрены современные способы организации образовательного процесса в школе. Доказано, что предложенные инновационные методы обучения способствуют формированию УУД учащегося. Предложены рекомендации по использованию данных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные способы формирования универсальных учебных действий»

технического вуза: дисс. канд. пед. наук.- Тамбов: ТГТУ, 2003.- 338с.

3. Краевский В. В., Бережнова Е. В., Методология педагогики: новый этап. Учебное пособие для студ. ВУЗов. 2-е изд.: Изд. центр «Академия», 2008.- 400с.

4. Макаренко А. С., Избранные педагогические сочинения: в 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1977. -350 с.

© Михайлов И.Л., 2016

УДК 373

Морозова Ирина Александровна

магистрант ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург, РФ

e-mail: dimnastika@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация

В данной статье рассмотрены современные способы организации образовательного процесса в школе. Доказано, что предложенные инновационные методы обучения способствуют формированию УУД учащегося. Предложены рекомендации по использованию данных методов.

Ключевые слова

Универсальные учебные действия. Кольца Венна. РАФТ. Дерево предсказаний.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» [2] образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые.

Процесс формирования УУД в школе требует организации инновационной образовательной среды. Способы ее организации могут быть различными, однако, доказано, что именно внедрение в образовательные процесс современных методов обучения будет способствовать ее успешности. [1] Среди наиболее распространенных инновационных методов, способствующих эффективному формированию УУД в школе можно выделить следующие:

1. «Кольца Венна» - это метод работы с информацией на занятии. Наиболее эффективным данный метод будет при использовании его в начале урока (для определения проблемного поля), либо в конце (для проверки усвоенного материала).

Задание: расположить единицы информации по принципу -чем ближе к центру, тем более ясно и четко вы их представляете, /понимаете, знаете/, а чем дальше от центра - тем более смутно и менее понятно.

Для реализации данного метода необходимо предложить ученикам таблицу «Список понятий/ тем урока», а также выделить отдельное поле для заполнения выводов, рекомендаций или плана действий.

2. «Рафт» - это метод социо-игрового задания. Основной задачей для выполняющих это такого задания будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Итак, РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Тема задания: «Посетители Ильи Ильича Обломова». Роли: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев - Васильев - Андреев, Тарантьев. Аудитория - случайный попутчик, Захар, Штольц, Ольга Ильинская, староста Обломовки. Форма: монолог, письмо, страдания, частушки, докладная записка, заявление (или другая форма, предложенная самостоятельно)

Ход работы: Деление класса на группы. Выбор роли (жеребьёвка), аудитории, формы (каждой группой). Обсуждение в группе выбранных параметров. Задача - услышать советы, предложения, которые помогут перевоплотиться, нащупать сюжетную линию будущего текста. Какие факты, детали могли бы заинтересовать выбранного героя, о чем он непременно захотел бы рассказать и как. Письмо. В течение отведенного времени создается текст, соответствующий выбранным параметрам. Читка и правка. Когда текст записан, а отведенное время закончено, нужно попытаться совершенствовать написанное. Выбор спикера, который представляет работу группы.

Данный метод формирует ряд умений учащихся: готовность к импровизации; свободное взаимодействие ( общение на том языке, на котором думает собеседник); анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру; формирует понимание специфики жанра, учит разбираться в художественных средствах.

3. Дерево предсказаний. Этот метод подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева» - это тема, «веточки» - прогнозы, «листочки» - аргументы.

Безусловно, перечисленные методы не исчерпывают всего разнообразия инноваций, которые может использовать учитель для формирования УУД ученика. Но именно данные методы можно применять на всех возрастных категориях учащихся.

Список использованной литературы:

1. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.

2. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. СПб., 2007

© Морозова И.А., 2016

УДК 37

Москаленко Максим Русланович,

Канд. истор. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ

e-mail: max.rus.76@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы формирования мировоззренческих установок учащихся в образовательной среде современного вуза. Изучаются основные противоречия и проблемные моменты, возникающие в данном процессе.

Ключевые слова

Мировоззрение учащихся, педагогика

В современном вузовском образовании формирование ценностно-мировоззренческих установок учащихся становится не менее важным, чем обучение их профессиональным знаниям, умениям, владениям. В педагогике всегда предполагалось, что будущий профессионал в процессе образования в вузе обретает гражданскую и личностную зрелость, и особенности образовательной среды, учебной и внеучебной работы с учащимися должны этому способствовать. В ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится об ориентации на «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1]. На законодательном уровне определен идеал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.